\

Методика ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства

Методика ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства

Особое место в художественно-эстетическом развитии ребенка занимает формирование эстетического восприятия окружающего, приобщение к миру искусства, развитие интереса к произведениям искусства.

Приобщение к искусству подразумевает развитие эмоциональной отзывчивости, эмоционального прочувствования произведений художественной культуры – литературных произведений, музыки, изобразительного искусства.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к структуре образовательных программ, которые должны включать область художественно-эстетического развития ребенка. Данная область предусматривает формирование у ребенка дошкольного возраста элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства, приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства являются одними из основных целей дошкольного образования в области художественно-эстетического развития [1, с. 268].

Дошкольники по-разному воспринимают произведения изобразительного искусства, потому что они требуют высокого уровня сосредоточенности, внимательного изучения.

Отбор произведений изобразительного искусства занимает важное место в планировании работы с детьми дошкольного возраста в художественно-эстетическом направлении. Правильный отбор произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, народного декоративно-прикладного искусства, дизайна является одним из условий, которые оказывают воздействие на эстетическое развитие детей, формирование первоначальных представлений о мире, интереса к культуре родного края и мира.

Существуют определенные критерии для отбора произведений искусства для ознакомления с детьми:

– доступность возрасту (учет возрастных психофизических и индивидуальных особенностей);

– разнообразие стилевой манеры;

– доступность содержания для детского восприятия;

– художественная ценность, разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, линия, колорит, композиция, ритм и т.д.);

– положительное эмоциональное воздействие на ребенка;

– учет сезона, принципа краеведения при подборе картин (сначала детей знакомят с образами родного края);

– содержание должно носить воспитывающий характер [2, с. 18].

Существуют формы работы с детьми по организации восприятия произведений искусства: беседы с использованием репродукций, иллюстраций литературных произведений, виртуальная экскурсия, экскурсии, выставки, развлечения, проектная деятельность, а также самостоятельная художественная деятельность, индивидуальная работа (работа с отстающими и детьми с опережающим развитием), сюжетно-ролевые игры, дидактические и подвижные игры.

Виртуальные экскурсии предполагают организацию электронных экспозиций. Используются технические средства обучения – презентации, видеофильмы. Содержание может быть подобрано воспитателем самостоятельно, либо в качестве дидактического материала использовать материалы с сайтов музеев. Преимущество данной формы работы заключается в практически неограниченных возможностях выбора тематики, образцов отечественного и зарубежного искусства. Особенно актуальным использование виртуальных экскурсий является для блока архитектуры, когда есть возможность совершить виртуальное путешествие по архитектурным памятникам мира.

Проектная деятельность является одним из современных и результативных образовательных технологий в дошкольной образовательной организации. Эта технология обеспечивает реализацию субъект-субъектного подхода к образовательной деятельности. В основе проблематики исследований могут быть использованы вопросы, которые ставят сами дети, а также темы, которые соответствуют образовательной программе. В направлении художественно-эстетического развития в проектной деятельности в части приобщения детей к изобразительному искусству могут быть предложены следующие темы: «Пейзаж в русской живописи», «Золотая осень», «Московский дворик», «Натюрморт в русской живописи», «Маринист», «Русская сказка» и пр. Возможны темы как узкой специализации, так и информация, затрагивающая больший диапазон проблем. В основе проектной деятельности лежат развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно принимать решение, развитие критического мышления, накопление знаний.

Живопись – один из важнейших видов изобразительного искусства, произведения которого отображают на плоскости все многообразие окружающего мира посредством различных цветных красящих материалов.

Средством выразительности графики являются линии, точки, штрихи, пятна. Поэтому графика близка к живописи, но в отличие от нее изображаемый предмет больше схематизируется, рационализируется и конструируется

При анализе произведений живописи и графики с детьми используется схема анализа композиций, включающей ряд вопросов, раскрывающих художественный образ. Их можно объединить в три группы:

1. Общие вопросы: название картины и фамилию художника; о чем написана картина; что самое главное в картине и как оно изображено (цвет, построение, расположение); что изображено вокруг главного в произведении и как оно соединено с ним; что красивое показал своим произведением художник; о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину (прием вхождения в картину).

2. Постановка вопросов, развивающих умение у воспитанников самостоятельно анализировать содержание картины; выделять выразительные средства; формировать умения «читать» картины; мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению (О чем картина? Почему вы так думаете? Расскажите. и т.д.). Вопросы способствуют развитию у детей умения рассуждать, анализировать, делать выводы. На этом этапе используются приемы точных установок, которые учат логически рассуждать и открывают путь к самостоятельному поиску ответа (прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотрите, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал). Применяя прием композиционных вариантов, педагог словесно или наглядно показывает воспитанникам, как меняется содержание картины и какие новые чувства возникают.

3. Вопросы, побуждающие сравнение изображенного с личным опытом; развитие у ребят разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств; прием мысленного создания картины по названию, данному художником: На данном этапе используются игровые элементы, стимулирующие желание ребенка рассказать о понравившейся картине [3].

Детей раннего и младшего возраста приобщают к искусству в процессе ознакомления с доступными произведениями живописи и графики, с книжной иллюстрацией. Чтение книг сопровождается эмоциональной оценкой образов. У детей развивают умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.

Начиная со средней группы детей знакомят с профессией художника. Побуждают детей узнавать и называть явления и предметы окружающей действительности в художественных образах. Дети учатся различать жанры и виды изобразительного искусства: картина, скульптура, здание и сооружение (архитектура). Дети должны выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина).

В старшей и подготовительной группах в целях формирования представлений об образцах отечественной живописи, для развития эстетического восприятия детям проводят ознакомительную работу с картинами русских художников: И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, В.Г. Перова, А.А. Пластов, К.П. Брюллова и др. Картины отечественных художников данных авторов представлены в различных жанрах живописи и представляют собой прекрасное средство для развития у детей дошкольного возраста интереса к изобразительному искусству

Для художественно – эстетического развития детей произведения скульптуры имеют широкие возможности. В них через объем и пластику передаются разнообразные образы окружающего мира. Пластические образы воспринимаются детьми как реальные, изучая которые они узнают свойства и признаки предметов, объектов окружающей действительности, их эстетические качества.

Скульптура способствует формированию отзывчивости к красоте, воспитывает бережное отношение как к живым объектам, так и произведениям искусства.

Первая функция изделий народного декоративно-прикладного искусства, с которой необходимо знакомить детей, – практическое использование предметов, выполненных народными мастерами.

Отличительные особенности народных декоративно-прикладных изделий:

1. Единство и взаимосвязь содержания и формы, художественность и функциональность, зависимость формы изделия от его назначения и материала.

2. Объединение традиционности с творческим характером декоративно-прикладного Искусства, единство устойчивых мотивов с их интерпретацией каждым народным мастером, поиск новых форм, нового содержания на традиционной основе.

3. Коллективная природа народного творчества.

4. Обобщенность и конкретность; отсутствие натурализма; стилизация и простота [4].

Выразительность, традиционность, высокий художественный уровень – вот доминирующие черты художественных изделий.

Знания об архитектуре как виде искусства дети получают, знакомясь с родным городом, поселком, деревней. В ходе экскурсий, прогулок, наблюдений педагог целенаправленно обращает, внимание дошкольников на разнообразие внешнего вида зданий. Постепенно дети усваивают, что внешний вид здания зависит от его назначения, замечают разницу между жилыми, промышленными и общественными зданиями. У детей формируются знания о том, что у жилых домов есть, как правило, балконы, лоджии, цветочницы, используются различные формы оконных и дверных проемов. Часто общественные здания отделывают с помощью разных видов изобразительного искусства – скульптур, монументальной живописи, декоративной росписи, мозаики [5].

После цикла экскурсий, прогулок, благодаря которым дошкольники приобретают определенные представления о современной архитектуре, можно провести беседу на тему «Как жили наши предки».

На прогулках детей знакомят и с архитектурой малых форм: останавливаются около домов, любуются их красотой, вспоминают, как называются люди; проектирующие здания.

Понятна детям и красота ландшафтной архитектуры – архитектуры парков, скверов, заповедников.

Постепенно педагог подводит детей к пониманию зависимости между внешним видом архитектурного строения и его назначением.

Дети строят свои постройки по образцу, схеме, модели, архитекторы разрабатывают макеты зданий. В работе дошкольника- архитектора важна форма, красота, прочность, функциональность, так как архитектор строит здания для удобства людей.

Одним из видов практической деятельности, способствующий преображению окружающей среды, является дизайн. Дизайн объединяет в себе различные виды искусства: живопись, графику, архитектуру, скульптуру, декоративно-прикладное искусство и т.д.

Перспектива развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста в дизайне дает возможность ребенку создавать не только красивые, но и функциональные вещи – детали костюма, элементы интерьера, предметы быта и т.д.

В процессе обучения дизайну дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологий: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной пастой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема «набрызг»; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи.

Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.

В художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста для развитии эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире для приобщения детей к миру искусства, для развития способностей к изобразительной деятельности воспитателю необходимо обеспечить активное взаимное взаимодействие взрослого и ребенка, ребенка и сверстников, поддерживать проявления самостоятельности, инициативы в изобразительной деятельности.

3.Методика ознакомления детей с произведениями искусства.

Для решения задач воспитания у дошкольников интереса к изобразительному искусству, формирования умения понимать и ценить произведения, видеть красивое в окружающей жизни и в искусстве надо, чтобы искусство, красота окружали нас во всех сферах жизнедеятельности: быт, интерьер, труд, общественная деятельность. Нельзя ограничивать только проведением 1- 3 занятия в год по ознакомлению с изобразительным искусством, но и увеличивать количество занятий в неделю также нежелательно. Специальные занятия живописью целесообразно включать в разделы педагогического процесса: ознакомление с окружающим (общественные и природные явления), развитие речи (связной), художественная литература и изобразительная деятельность. В разделе «Изобразительная деятельность» специальные занятия по ознакомлению с изобразительным искусством можно соединить с занятиями по рисованию, лепке, аппликации. Темы занятий по искусству лучше планировать так, чтобы их содержание и тематика совпадали с последующими занятиями по изобразительной деятельности. В этом случае специальные занятия по живописи помогут обогатить содержание и выразительные средства своих работ по рисованию, лепке. Занятия по приобщению детей к изобразительному искусству лучше организовывать после накопления представлений у дошкольников об окружающем мире. Это позволит воспитателю решать такие задачи, как формирование умения сравнивать красоту в окружающем мире и в искусстве, эмоционально откликаться на

произведения искусства, эстетические суждения, оценки произведения искусства, которые проявляются лишь на основе знакомого содержания, прочных знаний. Работу по ознакомлению с живописью желательно предусматривать и на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим (как часть занятия). Соединение на занятиях всех видов искусства обогащает духовный мир человека, помогает ему более полно воспринимать и понимать окружающий мир, формирует его чувственно-эмоциональную сферу. При планировании такого типа занятий, где в одной из частей предстоит знакомство с произведением искусства, необходимо учитывать сходство тем, содержания, настроения или, наоборот, их контрастность. Одно из занятий целесообразно полностью посвятить рассматриванию книжной иллюстрации. Провести его лучше до чтения произведения. Планируя занятия по ознакомлению детей с искусством в течение года, необходимо предусмотреть все виды изобразительного искусства: декоративно-прикладное, живопись, скульптуру, графику. В схемах перспективного планирования для всех возрастных групп учтен принцип чередования занятий. Знакомить дошкольников с искусством можно не только на специальных занятиях или на занятиях комбинированного типа. Проводить такую работу можно и в свободное время и во время дидактических игр, игровых упражнений, посещения выставок и т.д.

4. Своеобразие методики ознакомления детей с произведениями живописи разных жанров (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая картина).

Пейзажная картина – это сложное произведение, для понимания которого необходимо устанавливать многообразные пространственные, временные и причинно-следственные связи, поэтому она доступна для восприятия детей лишь с 4-го года жизни (Л.А.Раева, Н.М.Зубарева, Л.М.Компан-цева, Н.А.Курочкина).

Успех художественного развития малышей во многом зависит от созданных взрослыми педагогических условий, руководства процессом эстетического и художественного восприятия, а также от правильного отбора конкретных произведений изобразительного искусства для детей определенного возраста.

Поэтому, отбирая произведения пейзажной живописи руководствуемся следующими принципами:

1)Произведения должны быть высокохудожественными как по содержанию, так и по форме выражения. Глубокое содержание должно сочетаться в них с совершенством формы; художественные образы картин должны быть понятны детям 4-7 лет, соответствовать особенностям их художественного восприятия, опыта и интересов, оказывать эмоциональное воздействие;

2)Картины должны быть разнообразны как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Е.А.Флерина говорила: «Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чувствам, которое оно вызывает, а также по приемам художественной выразительности. Однообразие тематики, жанров и приемов исполнения тормозит общее и эстетическое развитие ребенка»

3)При подборе картин о природе следует учитывать принцип сезонности и краеведения (прежде всего рассматривать то или иное сезонное, временное или погодное явление, изображенное художником, следует дать детям возможность пронаблюдать его в жизни, а затем обратить их внимание на то, как художник передал это в своей картине). Принцип краеведения означает, что сначала следует познакомить детей с пейзажами, отражающими красоту их родного края, а затем и с теми ландшафтами, о которых они уже имеют определенные представления, почерпнутые из литературы, телевидения, кино, иллюстраций и т.д.

Читайте также  Профилактика аутизма у детей

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, отражающий предметы быта, цветы в букете, орудие труда, книги, посуду, снедь, т.е. все, что создано человеком и природой.

Художник выделяет из окружающего мира предмет или группу предметов и раскрывает перед зрителями красоту привычных для людей вещей: он обращает внимание на объем, фактуру, поверхность, пластику, пространственное расположение, форму и цветовые сочетания одних предметов с другими, выражая тем самым свое отношение к ним. Рассматривая натюрморт, мы постигаем свойства и качества окружающих предметов с эстетических позиций, видим то, что ранее не воспринимали. В результате этого мы начинаем иначе относиться к вещам, окружающим нас, воспринимаем их как ценность, созданную руками человека и природой.

Для натюрморта художник выбирает определенные предметы и соответственными образом их располагает по тому, как они расположены, как использован цвет, мы можем узнать манеру письма того или иного художника (А.М Герасимова «Розы», К.С.Петров-Вадкин «Утренний натюрморт».

Для 2 младшей и средней группы натюрморты, изображающие сначала конкретные объекты одного вида: овощи, фрукты, цветы, ягоды. В средней группе предложить смешанные по содержанию натюрморты: цветы, плоды, ягоды и фрукты, овощи и фрукты.

В старших группах следует показать детям разнообразные натюрморты, особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. Предлагать детям натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно реалистической, детализированной и декоративной манере, разные натюрморты по композиции. Применяются смешанные, сюжетные, бытовые натюрморты.

Доступность содержания портретов для детского восприятия со старшей группы. Тематика картин обязательно должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их опыту. Это могут быть такие темы: «Дети», «Сказочные герои», «Люди разных профессий», «Женские образы портретной живописи». Опыт нашей работы показал, что наиболее полное понимание содержания произведений портретной живописи происходит при восприятии портрета-картины, так как изображенный художником окружающий мир помогает детям определить настроение, эмоциональное состояние образа. Содержание портрета должно носить воспитывающий гуманный характер, способность формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений. Яркая выраженность эмоционального состояния. Чем эмоциональнее, ярче, убедительнее произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание зрителей, глубже раскрывается самое содержание изображения. Разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, мимика, ритм). По нашим наблюдениям, внимание детей в портрете приковывает динамика (движение) модели, а также ее цветное изображение. Здесь названы лишь основные требования к отбору произведений искусства, которые можно использовать в работе с дошкольниками. Понятно, что педагог приобщая ребят к живописи, учитывает возрастные психологические и

индивидуальные особенности и уровень их интеллектуального, эмоционального, эстетического развития, возможности оснащения педагогического процесса наглядными пособиями и, наконец, особенности функционирования детского учреждения, его место расположение (город или село, где растет, развивается и формируется ребенок). Проявляя творчество, воспитатель будет совершенствовать методику отбора произведений искусства, с помощью которых он сможет приоткрыть ребенку дверь в мир художественного видения.

Жанровая картина.

Особое внимание у детей уделяется формированию интереса к жанровой живописи, отражающий труд и быт людей, умение понимать содержание картины и средства его выражения. Успех этой работы зависит от ряда условий, среди которых важнейшими являются четкий отбор произведений ; использование разнообразных методов и приемов при ознакомлении с живописью.

При отборе руководствоваться принципами высокая идейность произведения; реалистичность изображенного в картине социального явления, актуальность изображенного события раскрывающего современную жизнь страны; доступность содержания картины опыту ребенка; разнообразие форм выражения реальной действительности в искусстве. Однако правильный отбор произведений жанровой живописи по себе еще не имеет воспитательного эффекта.

Воздействие на мысли и чувства ребенка начинается при умелом, творческом использовании педагогом определенной системы методов. Чтобы привить дошкольникам интерес к современной живописи, научить понимать содержание картины в единстве с ее выразительными средствами, развить умение чувствовать настроение произведения, педагог применяет различные методы и приемы, обусловленные психофизиологическими особенностями детей, их жизненным опытом, а также опытом восприятия изобразительного искусства.

Методы, предваряющие восприятие произведений искусства, создающие интерес к живописи.

Методы дидактического характера: рассказ педагога о картине¸ вопросы, обобщение.

Методы, раскрывающие способы познания произведения, анализировать ее содержание и выразительные средства.

Методы, формирующие самостоятельный творческий опыт восприятия живописи на уровне эстетических оценок, суждений, обобщений.

Восприятие жанровой живописи требует определенных знаний, впечатлений.

Процесс ознакомления можно разделить на три этапа:

1)этап познания способов, чтение картины, развитие умения анализировать ее содержание, выразительные средства;

2)этап творческого восприятия произведения , когда ребенок свободно, без затруднений отвечает на вопросы о чем картина, высказывает свои оценки, суждения, эмоционально передает личностное отношение к содержанию картины;

3)этап, года дети еще не умеют устанавливать логические связи, на вопрос о чем картина, ограничиваются лишь перечислением.

Рассказ педагога о картине может строиться:

1)сообщение название картины и фамилии художника; что он изобразил, что самое главное выделил; как это показал (цветом, величиной, расположением; краткое обобщение о чем художник создал картину, что красивого увидел в жизни и изобразил в картине; о чем думается, вспоминается, глядя на это произведение.

Жанровая живопись рассказывает о труде и быте разных людей, об их успехах, радостях и невзгодах, поскольку тема жанровых картин всегда рождается из жизненных ситуаций. Произведение данного жанра позволяют нам приобщать детей к социальному опыту своего народа, его национальным традициям нравственно-эстетическими идеалом. Картины жанровой живописи в отличие от портрета раскрывают не конкретно – определенную личность, а типичный обобщенный характер человека. Ребенок воспринимает в жанровой живописи образы других людей, постигает красоту не только художественного образа, он приучается видеть красоту и в своих поступках, действий осознает себя частицей общества.

Познание духовного мира людей через жанровую живопись позволяет формировать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетическую восприимчивость и чуткость, уважение к труду (А.А.Пластов «Ужин трактористов», И.А.Попов «первый снег», А.А.Дейнека «У моря». «Будкщие летчики»).

Методы и приёмы при ознакомлении детей с живописью

Консультация для воспитателей

«Ознакомление дошкольников с различными жанрами живописи в разных возрастных группах»

Процесс ознакомления дошкольников с произведениями искусства играет важную роль в гармоничном развитии личности ребенка, в приобщении его к духовным ценностям общества. А живопись занимает в этом процессе немалое место. На произведениях изобразительного искусства дети расширяют и углубляют свое познание окружающего мира, его красоты, у них развивается чувство прекрасного, формируется свое отношение к жизни.

Живопись — означает «живо» и «писать», «писать жизнь», то есть полно и убедительно передавать действительность. Это один из видов изобразительного искусства, воссоздающего все богатство и многообразие окружающего мира с помощью красок.

Жанры живописи

Многообразие объектов, явлений, событий окружающего мира и интерес, проявляемый к ним художниками, способствовали выделению различных жанров в живописи: пейзажа, портрета, натюрморта, анималистического, мифологического, религиозного, исторического, батального, бытового, ню.

В детском саду дошкольников знакомят преимущественно с четырьмя жанрами:

пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр.

Натюрморт (от фр. nature morte — мертвая природа, натура) — это жанр живописи, посвящённый изображению различных предметов, вещей, объединённых в группу конкретным сюжетом (домашней утвари, музыкальных инструментов, цветов, фруктов, дичи, продуктов, атрибутов какой-либо деятельности и пр.).

Именно с него лучше всего начинать ознакомление дошкольников с живописью: он понятен детям, а предметы, которые изображаются в натюрморте, им хорошо знакомые.

Пейзаж(от фр. paysage, от pays — местность, страна, родина) — жанр живописи, изображающий природу, ландшафты, моря, панорамы местности, архитектурные сооружения, городские улочки, мосты.

Портрет(от фр. portrait — изображение) — жанр живописи, цель которого — изображение одного человека или группы людей.

Анималистический жанр – изображение зверей и птиц. Живописцы выбирают этот жанр редко, а вот графики и скульпторы любят рисовать и лепить различных зверей и их детёнышей.

Задачи по ознакомлению дошкольников с живописью начиная с младшего возраста определены в программах дошкольного воспитания. А общим для всех детей дошкольного возраста могут быть следующее:

1. Вызвать интерес к произведениям живописи

2. Формировать умение эмоционально откликаться на настроение художественно- изобразительного образа, чувствовать красоту, понимать содержание произведения, выделять главное, передавать своё отношение к изображенному;

3. Учить различать жанры живописи (пейзаж, натюрморт, портрет; живопись бытовая, сказочная, анималистическая);

4. Познакомить детей с выразительными средствами (цвет, композиция) с помощью которых художник передаёт своё отношение к окружающему миру, внутренних переживаний, настроения, чувств.

5. Обогащать словарь понятиями изобразительной грамоты, которые дошкольники могут активно использовать в своих эстетических оценках и при анализе произведений.

Задачи и содержание воспитательной работы в этом направлении усложняются с переходом из одной возрастной группы в другую.

Так, в 1 младшей группе знакомство детей с художественно-выразительными образами рекомендуется начинать с рассматривания иллюстраций в детских книгах, народных игрушек, так как именно они служат первыми средствами в приобщении дошкольников к миру искусства.

Задачи:

— Пробуждать любознательность, интерес к иллюстрациям, формировать способность внимательно рассматривать и любоваться ими.

— формировать умение понимать смысловую сторону произведения, эмоционально откликаться на увиденное. Формы работы в этом возрасте сначала индивидуальные, а затем подгрупповые.

Во 2 младшей группе — начинается знакомство с книжной графикой. Детям даётся понятие о назначении иллюстрации. Их знакомят с иллюстрациями к детским книгам: Ю.А.Васнецова, В. Г. Сутеева, Е.И. Чарушина — учат видеть содержание, выделять и называть персонажи, определять их характер, настроение (добрый, злой, хитрый, весёлый и пр.) и как это передал художник.

Рассматривают живописные картины (натюрморт – цветы, фрукты, овощи), анималистическую живопись.

Задачи следующие:

— формировать умение последовательно рассматривать произведение искусства;

— учить понимать выразительность образа и передавать свое отношение в образной речи, мимике, движении, тексте;

— воспитывать желание эмоционально откликаться на настроение, переданное в произведении искусства, делиться впечатлениями по поводу воспринимаемого со взрослыми

В среднем дошкольном возрасте — начинается знакомство с живописью.Дети должны узнать, что художественные картины относятся к искусству живописи, увидеть ее отличие от графики. Знакомятся с жанрами живописи: натюрморт, его виды (цветы, плоды, овощи, предметы быта); пейзаж и его виды (природа в разные сезоны, городской, морской); портрет (детский, женский, мужской, автопортрет); жанровая живопись и ее виды (о детях, о животных, о спорте, сказочный жанр). Задачи :

— формировать первоначальные представления о живописи, познакомить с её жанрами; — формировать умение любоваться, всматриваться в картину, понимать содержание, настроение произведения, рассказывать о нём, видеть детали, выделять главное в содержании картины, соотносить изображенные предметы, явления с реальными — формировать эмоционально-личностное отношение детей к произведению, побуждая их к объяснению, что понравилось в картине.

В старшем дошкольном возрасте представления детей о живописи, её жанрах закрепляются и расширяются.

Детям дают знания о разных видах натюрморта и пейзажа не только по их содержанию, но и по средствам выразительности: написанных в теплой, холодной гамме, передающих определенное настроение, состояние.

В портретной живописи детей подводят к пониманию того, чтобы понять внутреннее состояние, настроение человека, следует внимательно рассматривать лицо, мимику, руки, позу Задачи:

— расширять представления детей о жанрах живописи, её о видах;

— продолжать развивать интерес к живописи, умение любоваться произведениями, внимательно, целенаправленно и последовательно рассматривать их;

— развивать умение понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движение, мимика, поза, жест); — развивать умение беседовать по поводу воспринятого, высказывать свое отношение; — воспитывать эстетическое и художественное восприятие детьми произведений живописи

В подготовительной к школе группе детей побуждают к самостоятельному рассматриванию картин, учат различать специфику и своеобразие каждого жанра и вида произведений искусства Задачи:

— совершенствовать умение воспринимать содержание картины, различные средства выразительности (ритм, цвет, форма);

— развивать умение чувствовать и понимать настроение, переданное художником, характер, взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов;

— воспитывать художественный вкус, эстетические чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.

Предварительная работа

Большое значение в работе по ознакомлению дошкольников с живописью имеет предварительная работа — накопление эмоционального, визуального, бытового опыта и использование его на занятии.

С этой целью организуются:

— экскурсии в природу,

— дидактические, сенсорные игры,

— рассматривание иллюстраций в книгах, — просмотры презентаций, видеофильмов, — прослушивание музыкальных произведений.

— чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме живописного произведения.

Предварительная работа так же включает задания и игровые упражнения:

— по обогащению и активизации словаря,

— развитию выразительности речи,

— формированию монологической речи,

То есть комплексное воздействие разных видов деятельности, которые помогают глубже вникнуть в замысел произведения, понять настроение и художественный образ картины.

Методы и приёмы при ознакомлении детей с живописью

Для более успешного ознакомления детей с произведениями живописи рекомендуются следующие методы и приемы:

Прием пояснения применяется при первых беседах для уточнения представления детей о картине, помогает уточнить ответы детей. Используется в случае, когда дети затрудняются с ответом.

Сравнение – повышает мыслительную активность детей

Акцентирование деталей – раскрывает выразительность части картины, усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. (закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части).

Читайте также  Хотите определить пол ребенка по форме живота?

Прием оживления детских эмоций способствует оживлению у детей ранее пережитых эмоций в процессе восприятия картины (выразительное чтение или прослушивание музыкального произведения).

Прием «вхождения» в картину помогает лучше понять замысел художника, учит сопереживанию и будит детское воображение. (детям предлагается представить себя на изображаемом месте)

Прием музыкального сопровождения усиливает эмоциональное воздействие на восприятие изобразительного образа. Используется как перед восприятием картины, так и во время ее рассматривания. Музыка является фоном для рассказа воспитателя или детей об изображенном. Музыкальный образ должен соответствовать изобразительному.

Игровые приёмы — это использование при ознакомлении детей с искусством различных:

— игр-путешествий («Путешествие в город мастеров»),

— организационно-игровых, настольно-печатных игр («Изобразительное лото»), — словесных игр по типу «Отгадай-ка»

К числу наиболее эффективных методических приемов, можно отнести следующее:

беседа по картине по вопросам;

Вопросы помогают осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» и т. д.

Обучая детей выделять главное в картине, им предлагают придумать и название к ней. беседа о художнике (в качестве наглядности используется портрет художника, его картины)

искусствоведческий рассказ,

Он должен включать в себя рассказ о деятельности художников, о мастерской, об изобразительных материалах и т.д. Здесь используется специальная искусствоведческая терминология.

рассказ воспитателя о картине (используется на самых ранних этапах обучения);

план-образец анализа картины (приём на закрепление);

использование при восприятии произведений искусства стихов, прозы, музыки;

создание детьми собственной картины по названию её художником;

рассказ о характере персонажа или образа (используется до занятия);

составление творческого рассказа образного содержания, который предполагает личностное участие детей в картине. Должны включать в себя сравнения, метафоры, образные выражения, строки из стихов.

описание предшествующих и последующих картине событий, что способствует развитию воображения, фантазии.

рассказ об увиденном с закрытыми глазами развивает образную память детей (используется, если у детей уже имеется навык восприятия картины). — приём коллективного обсуждения произведений искусства, предполагающий построение занятия в дискуссионном плане. При этом формируются навыки общения, ребёнок учится высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

При анализе произведений различных жанров живописи и графики можно использовать определенные схемы.

Методика ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства

Соболева Екатерина Валерьевна

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста протекает внутри ведущего вида деятельности — игры. При нормальном течении дошкольного детства у ребёнка складывается игровой способ освоения искусства.

В настоящее время в теории и практике дошкольного воспитания ведутся поиски новых направлений развития художественно-эстетических способностей детей, с целью создания комплексной программы по эстетическому воспитанию.

Чем больше мы знаем о воспринимаемом предмете или явлении, чем лучше мы владеем искусствоведческим категориальным аппаратом, тем глубже мы сможем понять художника, встать на его место, разгадать загадку картины, что в свою очередь непосредственно связано с уровнем художественного восприятия.

Восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста может проходить по следующим направлениям:

1. Наивно-реалистическое восприятие («Что я вижу»)

2. Смысла — содержательное восприятие. Ребёнок пытается понять, что хотел изобразить художник.

Наиболее доступными, для понимания детей 6-7 лет, являются картины пейзажного жанра. Следующей по уровню сложности идет жанровая картина, и наибольшие затруднения у детей этого возраста вызывает натюрморт.

Для детей 5-6 лет – иная последовательность: жанровая картина – натюрморт – пейзаж.

Чем меньше людей изображено на картине, тем она понятнее ребёнку. Наиболее доступна его пониманию одно, двух фигурная композиция (например, портрет).

Организация предварительной работы по восприятию произведений искусства.

Перед внесением картины для рассматривания с детьми необходимо провести предварительную работу в целях обогащения их жизненного опыта. Следует помнить о том, что восприятие художественных произведений – это деятельность и как всякая другая деятельность обеспечивается:

Объем знаний необходимый для целостного восприятия художественных произведений должен включать в себя знания об искусстве вообще (беседа о живописи, графике, скульптуре в доступной, игровой форме), в том числе знания о выразительных средствах, изобразительных материалах, об их возможностях. А так же знания о том, что каждый человек может рассказать об увиденном, пережитом, но каждый расскажет по- своему.

Практика включает в себя опыт как эстетического восприятия (например, любование природой), так и художественного восприятия, который в свою очередь обеспечивается умением детей видеть в предметах содержательную, выразительную стороны, и умение выделенные, главные признаки предметов переводить на язык графического изображения.Так же необходимо формировать у детей умение последовательно смотреть на картину.

ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ.

Пейзаж

  1. Название, автор.

2. Содержание. Композиция.

3. О чём картина.

4. Средства выразительности и их связь с идеей произведения.

5. Особенности передачи художественного образа в пейзаже (пейзаж всегда связан с личностью художника).

Натюрморт

1. Название, автор.

2. Содержание. Композиция.

3. О чём картина.

— предметы рассказывают о человеке;

— картина создана просто для любования.

4. Выразительные средства и манера письма художника.

5. Ещё раз определяется, о чем повествует картина.

Жанровая картина

1. Название, автор.

3. О чём картина (главный художественный образ).

4. Герои картины, их внутреннее состояние, выраженное через позу, выражение лица, одежду и т.д.

5. Средства выразительности.

6. Идея, загадка картины.

Портрет

Портрет – это отражение того, как художник относится к тому, кого он изображает.

1. Автор и название.

2. Отношение художника к человеку, которого он изобразил.

3. Средства выразительности:

— движение и положение головы;

— лицо – мимика глаз, губ;

4. Определяем связь между главной идеей (художественным образом) и выразительными средствами.

Кроме накопления определенной суммы знаний, формирования умений, необходимо обеспечить детям эмоционально окрашенное восприятие любых предметов. Например, предложить эмоциональное переживание ситуаций, аналогичных содержанию картины, учить ребёнка сопереживать любым, в том числе неодушевленным предметам, используя игры-имитации.

Методы и приёмы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством.

К числу наиболее эффективных методических приемов, способствующих развитию художественного восприятия дошкольников можно отнести беседупо картине, которая включает в себя три группы вопросов.

К первой группе вопросов относятсявопросы, направленные на усвоение содержания картины.

Вопрос «Что нарисовано на картине?» неэффективен, т.к. ответы детей при ответе на такой вопрос ограничиваются перечислением персонажей и предметов, что не ведет к толкованию и установлению логических связей между ними. Необходимо задавать вопросы, заставляющие думать о замысле картины, позволяющие взглянуть на картину глазами художника, понять идею, «загадку» картины.

Приведем примеры таких вопросов:

— Про что эта картина?

— Как бы ты назвал картину?

— Вопросы, начинающиеся со слов «Как ты думаешь…»

Можно задавать детям и вопросы, направленные на определение личностного отношения ребёнка к тому, кто изображён на картине.

-Нравится ли тебе картина? Какое настроение она у тебя вызывает? Какое настроение было у художника, когда он писал картину?

Вторая группа вопросов направлена на выделение выразительных средств.

Так, например, ребёнку доступны для понимания особенности колорита. Дети могут различать на картине пасмурную и солнечную погоду, могут говорить о согласованности контрастных цветовых пятен, о времени суток, о композиционном и цветовом строе картины.

Третья группа вопросов направлена на уяснение того, как соотнести воспринятое на картине с изобразительной задачей (с задачей нарисовать). Это вопросы типа «С помощью чего художник рисовал…?», «Какие нужно взять краски, чтобы рассказать о…?»

Кроме беседы по вопросам применяются другие словесные методы и приёмы. Такие как, беседа о художнике. При организации этого вида бесед необходима наглядность, например фотографии художника. Так же можно сравнить 2 картины разных художников на одну тему.

Следующим методическим приемом является искусствоведческий рассказ, который включает в себя рассказ о деятельности художников, о мастерской, об изобразительных материалах и т.д. Во время таких бесед детям даются основы специальной терминологии.

К числу словесных методических приемов так же относятся: рассказ воспитателя о картине (используется на самых ранних этапах обучения.)

Художественное слово, которое предполагает использование при восприятии произведений искусства стихов, прозы, музыки. Рассказ о характере персонажа или образа (до занятия.) Составление творческих рассказов образного содержания, которые должны включать в себя сравнения, метафоры, образные выражения, строки из стихов; описание предшествующих и последующих картине событий, что способствует развитию воображения, фантазии.

Использование в качестве методического приема творческого рассказа, который предполагает личностное участие детей в картине и обогащает содержание их работ. Перед рисованием такого рода можно провести рисование человека в разных позах, в движении, рассмотреть картинки, статуэтки, изображающие человека в движении.

Рассказ об увиденном, с закрытыми глазами развивает образную память детей. Приём используется, если у детей уже имеется навык восприятия картины.

Очень эффективен прием коллективного обсуждения произведений искусства, предполагающий построение занятия в дискуссионном плане. При этом формируются навыки общения, ребёнок учится высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Кроме словесных приемов используются и другие приемы. Например, приём «вхождения» в картину. Данный прием помогает лучше понять замысел художника. Если дети видят картину впервые, то перед использованием приема «вхождения» в картину надо дать им возможность познакомится с ней.

Используется и музыкальное сопровождение. Часто перед внесением картины с детьми наблюдают за аналогичными предметами, явлениями действительности. Во время наблюдения важно дать ребёнку возможность потрогать, понюхать, погладить предмет, поиграть с ним, т.е. задействовать максимальное количество анализаторов.

В качестве методического приема используются движение руки, или всего тела: игры-имитации; показ рукой, где и неэффективны, т.к. ртине?»усвоение содержания картины.как ребёнок хочет расположить предметы.

В некоторых случаях можно использовать упражнение в рисовании отдельных предметов, т.к. некоторые предметы ребенку трудно нарисовать сразу, воспитатель должен это предусмотреть и дать ему возможность поупражняться.

Ряд авторов предлагают использовать игровые приёмы при ознакомлении детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства. Например, это различные игры-путешествия («Путешествие в город мастеров»), организационно-игровые, настольно-печатные игры («Изобразительное лото»). Различают игры по типу «Отгадай-ка» — ребёнок составляет словесные описания картины, а дети отгадывают, о какой картине идёт речь.

При выборе картин необходимо учитывать определенные требования к их отбору. Картина должна быть реалистичной (изображение должно соответствовать жизненным опыту ребенка), знакома детям по содержанию, средства выразительности, используемые художником, должны быть доступны пониманию ребёнка..

Рассматриваемые в детском саду картины используются преимущественно трёх жанров: пейзаж (лучше знакомая природа), натюрморт, портрет, при этом предпочтение следует отдавать одно, двух фигурным композициям.

Таким образом, большинство исследований показывают, что дети способны воспринимать произведения искусства, понимают некоторые жанры (пейзаж, натюрморт, портрет), умеют выделять некоторые выразительные средства живописи, скульптуры, графики, используют эти средства в своих творческих работах.

Методика ознакомления детей с пейзажными картинами

Методика ознакомления детей

с пейзажными картинами.

Перед дошкольным воспитанием стоит важная задача — научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного.

В детском саду дети знакомятся с разнообразными видами изобразительного искусства, в том числе и с живописью.

Опыт показывает, что уже старшие дошкольники способны понимать произведения живописи всех жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетную картину.

В нашей работе особое внимание было уделено формированию интереса к пейзажной живописи

Однако, отбирая произведения для детей, надо исходить из доступности их содержания. Наиболее доступны детям дошкольного возраста пейзажи Левитана, Шишкина, Саврасова, Пластова, Юона и других художников. Эти замечательные картины русской природы вызывают у детей чувство любви к Родине и гордости за нее, воспитывают чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить природу.

Формы знакомства детей с изобразительным искусством вообще и в частности с пейзажной живописью могут быть различными: беседы, организация просмотра и обсуждения выставок.

Первая беседа должна быть посвящена разговору с детьми о творчестве художника. Прежде всего нужно познакомить детей с профессией художника, рассказать о разнообразии видов его деятельности. Было бы очень хорошо, если бы участие в разговоре принял художник, профессионал или самодеятельный — он показал бы свое снаряжение, мольберт, краски, как ими пользоваться. И тут важно сказать, что художник создает картины, которые могут изображать природу — пейзаж, человека — портрет, цветы, плоды, утварь — натюрморт или сцены из жизни. При этой беседе надо показать одну, две картины каждого жанра.

Опыт показывает, что пейзаж ближе и доступнее восприятию детей, дети любят природу, и произведения пейзажной живописи вызывают у них радостные ассоциации, серьезный интерес. Поэтому вторую беседу целесообразно посвятить пейзажу.

При проведении бесед интересно использовать стихи, отрывки из повестей и рассказов русских и советских писателей, посвященных природе России. Но они должны соответствовать изображенному на репродукции и быть понятны детям.

Рассматривать картины русской природы с детьми целесообразнее в те времена года, которые на них изображены. Поскольку главным содержанием этих картин является природа, рассматривать их лучше после экскурсий и прогулок в природу, чтобы дать детям необходимый запас представлений.

Устраивая прогулки и экскурсии следует обращать внимание детей на красоту природы, вызывать у них чувство любви к прекрасному, всячески развивать их наблюдательность. Непосредственное наблюдение окружающей

природы научит детей понимать форму предмета, видеть различные сочетания цветов и тонов в разное время года. Наблюдательность повысит силу и яркость восприятия детей: они глубже будут чувствовать красоту живой природы, а потом и красоту пейзажа, изображенного на картине. Научившись наблюдать природу, дети будут серьезнее смотреть и глубже понимать произведения искусства, тогда они уже не пройдут мимо хорошей картины художника,

Читайте также  Адентия и ретенция зубов у детей

Свои впечатления от прогулок и экскурсий, дети закрепят, рассматривая репродукции известных картин.

Ознакомление с картиной художника начинается с самостоятельного рассматривания произведения, для усиления эмоционального восприятия картины, для создания интереса к ней в начале занятия можно предложить детям прослушать музыку, прочитать стихотворение. После того как дети получили возможность самостоятельно рассмотреть картину, воспитатель рассказывает о содержании и выразительных средствах произведения. Рассказ воспитателя о картине может строиться следующим образом: сообщение названия картины и фамилии художника, что он изобразил, что самое главное выделил, как это показал цветом, расположением, краткое обобщение: о чем художник создал картину, что красивого увидел в жизни и изобразил в картине, о чем думается, вспоминается, глядя на это произведение.

Составляя рассказ по картине воспитателю следует обратить внимание на подбор эпитетов, образных сравнений, особенно при описании пейзажа. Рассказ воспитателя, рассчитанный на 5-7 минут, должен отличаться эмоциональностью, яркостью и лаконичностью. За тем целесообразно задать детям вопросы. Путем вопросов воспитатель привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений.

В других случаях, когда у детей развито умение рассматривать картины и воспитан интерес к ним, беседа может начаться с вопросов к детям. Система вопросов должна быть в правильной логической последовательнос­ти и должна подвести детей к правильным ответам, воспитатель ставит вопросы, организующие восприятие картины в целом, так и отдельных ее деталей, вопросы должны помочь детям установить связи между изображенны­ми на картине объектами или элементами объекта. Они подводят детей к обобщающим суждениям. По своему характеру это те же вопросы, что и при наблюдении; репродуктивные, поисковые, проблемные, понуждающие к обобщению. Могут быть задания творческого характера: придумать название картины, рассказать о содержании от лица одного из героев картины. Обязательно вопросы к личному опыту детей. Могут быть вопросы и за пределы изображенного.

При необходимости воспитатель дает пояснение, дополняет суждения детей. В заключении воспитатель высказывает свое суждение о картине в понятной и интересной для детей форме, обобщает их ответы.

Не надо убирать картину сразу, после беседы, а наоборот, посоветовать детям еще и еще раз рассмотреть ее, поговорить друг с другом о ее содержании.

Необходимо на занятиях и беседах, посвященных природе и творчеству русских художников — пейзажистов прослушивать грамзаписи произведений по соответствующим временам года.

Очень важно практиковать повторные рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые небыли замечены в первый раз. Повторные беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, дети не только рассказывают что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.

Во время анализа произведения живописи по репродукциям необходимо широко использовать метод сравнения. Рекомендуется сравнивать картины на одну и ту же тему одного художника или двух — трех; можно сопоставлять картины, изображающие разные времена года, а также пейзажи, вызывающие одинаковое настроение или противоположные чувства.

Например, можно сравнить картины Юона «Волшебница зима» и Грабаря «Февральская лазурь».

Разнообразие состояния весенней природы, ее пробуждение от долгого зимнего сна как бы развиваются во времени при сравнении пейзажей Левитана «Март», «Весна», Большая вода» и Саврасова «Грачи прилетели».

То грустной, задумчивой, то бодрой, радостной, но всегда прекрасной показана природа в картинах Нестерова «Осенний пейзаж», Грабаря «Рябинка» и «Сентябрьский снег».

На первом этапе ознакомления с произведениями искусства возможно применение игровых приемов «Вхождения в картину», предложенных Тихеевой и Флериной и широко используемых на занятиях по развитию речи.

Эти приемы позволяют вызвать у детей эмоциональную реакцию, определенные ассоциации, активизируют творческое воображение. Применение игровых приемов в конце занятия повышает у детей интерес к картине, заставляет их еще раз внимательно всмотреться в изображение.

Недаром Чехов говорил, что обязательно нужно представлять себя среди того пейзажа, какой написан художником, тогда он оживет. Нужно смотреть на картину, как на реальный вид за окном своей комнаты.

Итог НОД по ознакомлению с пейзажной живописью всегда должен быть нестандартным. Это может быть предложение детям рассказать о самом

красивом месте в картине, или же высказаться о том, что им представлялось, думалось, о чем мечталось, когда они рассматривали картину, или объяснить, почему понравилась картина, или предложить вспомнить созвучное с содержанием картины стихотворение, песню и т. д.

Более глубокому осмыслению детьми произведений русских пейзажистов способствуют знания основных понятий в области изобразительного искусства : живопись, колорит, композиция, репродукция.

В каждом детском саду желательно создавать свой «художественный фонд» из репродукций картин, рисунков, лучших рисунков детей. На основе созданного «художественного фонда» рекомендуется такая эффективная форма знакомства детей с живописью как выставка репродукций. Это может быть выставка пейзажной живописи или просто картин разного жанра. Выставка может быть небольшой на темы «Осень», «Зима», «Лето», «Весна». Их целесообразно устраивать периодически.

Выставка может быть и как заключение всех бесед, проведенных за определенный период. Хорошо проводить такую выставку весной, после того, как в старших группах проводилось систематическое рассматривание картин.

Воспитатель должен продумать место, где устроить выставку, учитывая условия детского сада. Важно выбрать самое светлое и просторное помещение и расположить репродукции так, чтобы их было хорошо видно. Не следует загружать выставку большим количеством репродукций это затрудняет их восприятие.

Отбирая репродукции для выставки, следует помнить об особенности восприятия произведений искусства детьми: они с большим интересом и удовольствием воспринимают то, что им знакомо. Поэтому следует уместить большую часть известных репродукций, по которым проводились беседы, и среди них разместить новые репродукции, тогда и эти будут восприняты с интересом. Если же основное место на выставке займут незнакомые картины, дети, не зная их, не смогут обменяться мнениями о них, и все знакомство с картинами сведется к названию того, что изображено.

В организации выставок могут принимать участие и сами дети. Они смогут принять участие в подборе репродукций и в размещении отобранного материала.

Сделав выставку, нужно организовать ее просмотр с детьми. Воспитатель расскажет детям об отдельных картинах, и затем даст им возможность самим посмотреть. Дети свободно подходят от одной картины к другой и рассматривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей, проверяет, помнят ли они ранее виденные картины, замечают ли, то, что для них ново. За тем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку, дети говорят, какие картины они больше любят, какие лучше помнят, более внимательно рассматривают новые картины, высказываются об их содержании.

После организованного просмотра дети подготовительной группы сами могут быть экскурсоводами, показывая выставку родителям, работникам детского сада, младшим детям.

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью и графикой

Общие положения ознакомительной работы

Дети дошкольного возраста по-разному воспринимают произве­дения живописи, поскольку живопись требует длительного сосредо­точения при изучении деталей картины, для того чтобы выделить целостность живописного образа. Поэтому знакомство детей с художественно-выразительными образами рекомендуется начинать с рассматривания иллюстраций детских книг, которые служат пер­выми средствами постижения основ изобразительной грамоты.

В процесс ознакомления дошкольников с живописью и графикой решаются следующие задачи:

1. Вызвать интерес у детей к произведениям живописи и графики, а также образам, раскрываемым в их произведениях. Стимулировать желание внимательно рассматривать произведения живописи и гра­фики, эмоционально откликаться на настроение художественно- изобразительного образа и учиться чувствовать красоту.

2. Формировать у детей представление о способе отражения окру­жающего мира, передаче художником своего отношения к этому миру, внутренних переживаний, чувств.

3.Познакомить детей с выразительными средствами живописи и графики, благодаря которым становится возможным создание художественно-изобразительного образа на плоскости.

4. Обогатить словарь детей понятиями изобразительной грамоты, которые дошкольники могут активно использовать в своих эстети­ческих оценках и при анализе произведений.

Дети передают в рисунке все то, что видят вокруг (небо над голо­вой, землю внизу, под ногами), но они не способны фиксировать взглядом пространство неба от края горизонта в высь небесного ку­пола. Это связано с тем, что ребенок, живущий в городской мест­ности очень долго, может не видеть линию горизонта, а поэтому ему бывает сложно передавать на своем рисунке пространство. В этом случае произведения живописи способствуют ликвидации данного пробела в знаниях.

«Если научное наблюдение иногда называют «думающим вос­приятием», то эстетическое восприятие можно назвать «чувствующим восприятием», эмоциональным восприятием. Понять художественное произведение — значит почувствовать, эмоционально пережить его и на этом основании поразмыслить над ним» 1 .

Именно через эмоциональное, чувственно-конкретное содержание дети воспринимают произведение. Однако не всякое восприятие является эстетическим.

Эстетическое восприятие обусловлено не только наличием внешней гармонии, но и раскрытием внутреннего смысла.

В старшем возрасте интенсивно развивается произвольное вни­мание, оно становится более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это создает основу для формирования эстетического восприятия содержания картины. С возрастом изменяется характер воображения, увеличивается объем образной и логической памяти. Чем старше становятся дети, тем осознаннее они подходят к анали­зу произведений живописи. Однако для того чтобы дошкольники научились анализировать содержательную и художественно-изоб­разительную стороны живописных образов, необходимо вести пла­номерную работу, начиная с младшей возрастной группы. На осно­ве наглядно-действенного мышления у детей формируются наглядно- образные формы. Благодаря этому дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на кар­тине, понимают язык живописи, образа.

1. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т. — М., 1985. — Т. 1. — С. 20.

Развиваемое образное мышление создает предпосылки для фор­мирования логического мышления, определенных понятий. Старший дошкольник способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, выска­зывать свои суждения и делать выводы. Ребенок-дошкольник доста­точно легко может установить связи между предметами и явлениями, отображенными в произведении, но значительно труднее он раскры­вает пространственные, временные отношения, композиционные закономерности.

Уровни восприятия дошкольниками произведений жи­вописи 1 :

Первый уровень — эмоционально-личностный, который обуслов­лен личным отношением ребенка к произведению, он характеризу­ется первой эмоциональной реакцией на увиденный образ, связан с эмоциональным опытом самого ребенка, на основе которого фор­мируются знания, умения и навыки.

Второй уровень — личностно-эстетический. Дошкольники де­монстрируют эстетическое отношение к произведениям живописи, дают им оценку с точки зрения содержания, художественной выра­зительности образов. А главное — на этом уровне проявляется спо­собность детей соотносить воспринимаемый образ с внутренними эстетическими установками.

Третий уровень — созидательно-преобразовательный. Дети стремятся перенести усвоенные знания и полученные эстетические впечатления в собственное творчество. Именно по этому уровню можно судить о степени эстетического воздействия на детей воспри­нимаемых произведений.

Условия формирования эстетического воспри­ятия и отношения детей дошкольного возраста к произведениям живописи и графики:

1.Наличие у детей интереса и эмоционально-эстетического от­клика на воспринимаемые живописные и графические образы.

2. Доступность произведений восприятию и изучению детьми до­школьного возраста.

3. Яркая эмоциональная выразительность образов в произведении.

4.Соответствие содержательной стороны произведений возраст­ным и индивидуальным особенностям детей.

5.Учет эмоциональной стороны восприятия живописи при опре­делении задач и схемы анализа дошкольниками произведений жи­вописи и графики.

7.Эстетическое оформление используемого демонстрационного материала и его разнообразие.

8. Соответствие содержания, структуры художественно-изобра­зительного образа характеру и задачам ознакомления.

1.См.: Кузин В. С. Психология: учебник. — М., 1997.

9. Соблюдение педагогом педагогических принципов (научности, систематичности, вариативности, последовательности, целесообраз­ности, природосообразности, преемственности) в процессе ознаком­ления дошкольников с произведениями живописи и графики.

Сформулируем некоторые эстетические потребности:

— усвоить своеобразие произведений живописи и графики с целью изучения их выразительных средств;

— познания с помощью произведений живописи и графики мно­гообразия реального мира и способов его отображения на плос­кости;

— в сотворчестве с автором художественного произведения живо­писи или графики;

— интерпретировать произведения живописи и графики, перево­дить их из одного ряда восприятия в другой с целью раскрытия структуры художественно-изобразительного образа;

— в собственном творчестве на основе воспринятых произведений живописи или графики.

Принципы отбора произведений изобразительного искусства:

— произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по форме выражения;

— художественные образы картин, понятные детям, соответству­ющие особенностям их художественно-эстетического восприятия, опыта и интересов, оказывающие эмоциональное воздействие, вы­зывающие живой отклик, ассоциации и интерес;

— картины, разнообразные как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чувствам, которые оно вызывает, а также по приемам художественной выразительности. Однообразие тематики, жанров и приемов исполнения тормозит общее и эстетическое развитие ребенка;

— учет принципа сезонности, краеведения при подборе картин. Прежде чем рассматривать то или иное сезонное, временное, по­годное явление, изображенное художником, следует дать детям воз­можность пронаблюдать его в жизни, а после этого обратить внима­ние дошкольников на то, как художник передал это явление в своей картине. Принцип краеведения означает: сначала дети знакомятся с образами, отражающими красоту их родного края, а затем с ланд­шафтами, о которых они уже имеют определенные представления, почерпнутые из литературы, телевидения, кино.

Показатели эстетического восприятия и отношения детей дошкольного возраста к произведениям живописи и графики:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: