\

Материально-спортивная база для занятия детей спортом по месту жительства

Как записаться в секции, кружки, дома творчества и где заняться спортом

1. Где заниматься?

В Москве работают кружки, спортивные секции, творческие студии, охватывающие широкий диапазон тем и рассчитанные на людей разных возрастов.

В подведомственных Департаменту культуры города Москвы домах культуры и культурных центрах действует порядка 7 тысяч кружков и секций, рассчитанных на различные вкусы и интересы людей разных возрастов и функционирующих на бюджетной и платной основах.

В школах, колледжах, организациях дополнительного образования, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, также открыто более 130 тысяч кружков и секций.

Также кружки и секции функционируют в подведомственном Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы ГПБУ «Мосприрода».

2. Какое направление выбрать?

Школы искусств

Вы можете записать себя или своего ребенка в одну из школ искусств Департамента культуры.

Кружки в школах или организациях дополнительного образования

Чтобы выбрать подходящую организацию, воспользуйтесь сервисом поиска Департамента образования и науки города Москвы. Кружки доступны для посещения в утреннее, дневное или вечернее время. Занятия могут проходить как в сложившемся творческом коллективе, так и во вновь создаваемом. Программы дополнительного образования реализуются по всем направленностям (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная).

Экологические кружки и секции

Поучаствовать в различных кружках и секциях экологической направленности вы можете, придя в государственное природоохранное бюджетное учреждение «Мосприрода», управляющее особо охраняемыми природными территориями и экоцентрами города Москвы.

Спортивные секции

Спортивные секции работают в каждом административном округе города Москвы. Чтобы узнать, какие секции есть в вашем округе, перейдите на сайт центра своего административного округа.

Кружки и секции для людей с ограниченными возможностями здоровья

В Москве существуют специальные кружки и секции для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Один из важных центров по работе с детьми и взрослыми с ОВЗ — центр «Интеграция», где функционирует более 20 профильных кружков и секций.

3. Как записаться в секцию, кружок или дом творчества?

Записать ребенка либо записаться самому в кружок, секцию или дом творчества можно двумя способами:

  • онлайн на mos.ru;
  • лично в учреждении, на базе которого организованы различные занятия.

Механизм записи позволяет выбирать кружки и секции по возрасту, расположению, интересующей тематике, условиям адаптации для горожан с ограниченными возможностями здоровья, бесплатные и на платной основе.

4. Кто вправе рассчитывать на бесплатные услуги и льготы?

Приоритетом при предоставлении бесплатных услуг, скидок и льгот на платные услуги пользуются:

  • дети, попавшие в трудные жизненные обстоятельства;
  • дети-сироты;
  • дети из многодетных или малообеспеченных семей;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья;
  • участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории;
  • ветераны боевых действий;
  • инвалиды I, II, III групп;
  • пенсионеры.

5. Где, кроме секций, заняться спортом в Москве?

В городе работает почти 20 тысяч объектов спорта и досуга. В их числе легкоатлетические поля, спортзалы, бассейны, крытые катки, тренажерные городки, велодромы, скалодромы и прочее.

Спортплощадки и бесплатные тренажеры

Московские дворы и скверы оборудованы сотнями спортивных площадок для игр в футбол, баскетбол, волейбол, а также для занятий силовой гимнастикой на уличных тренажерах.

Бег и скандинавская ходьба

Скандинавская ходьба не требует специальных навыков и оборудования и подойдет для людей любого возраста. Для занятий сгодится обычная прогулочно-беговая дорожка.

Футбольные поля

В Москве сотни стадионов и отдельных футбольных полей. Выбрать подходящий стадион можно на карте: при клике на площадку вы узнаете адрес, режим работы стадиона, есть ли рядом с полем раздевалка, медпункт или кафе.

Спорт для людей с ОВЗ

Каждый год в столице проходит более 500 физкультурных и спортивных мероприятий различного уровня, в которых участвуют люди, имеющие ограничения по состоянию здоровья, в том числе дети с особенностями развития.

Для людей с ОВЗ приспосабливают существующие спортивные объекты, а новые строят с учетом их потребностей. Город закупает спецтранспорт, оборудование, тренажеры. В окружных центрах физкультуры и спорта по месту жительства для людей с ОВЗ различного возраста, в том числе детей с ОВЗ, открыты физкультурные и спортивные секции по различным видам спорта. В спортивных школах Москвы, подведомственных Москомспорту, функционируют отделения по адаптивным видам спорта, где готовят спортсменов высокого класса.

Расписание занятий, а также условия записи в спортивные секции и спортивные школы, можно уточнить в окружных центрах физкультуры и спорта по месту жительства и спортивных школах, а также на официальных сайтах выбранных учреждений. Все услуги предоставляются бесплатно

6. Какие спортивные мероприятия можно посетить, а в каких — поучаствовать?

Ежегодно в Москве проходят десятки профессиональных чемпионатов международного уровня. На этих спортивных мероприятиях можно побывать в качестве зрителей.

Есть масштабные спортивные мероприятия, в которых могут участвовать простые граждане и спортсмены разных уровней подготовки. Самое популярное событие — День московского спорта в «Лужниках», собирающий больше сотни тысяч участников. В один день здесь проходят чемпионаты Москвы по футболу, BMX и маунтинбайку, фристайлу, турнир по уличному футболу и прочее.

В разное время дня и года в столице проводят велопарады. Принять участие можно на любом велосипеде и с любым уровнем подготовки. С лета по осень в городе проходят этапы Московского марафона, а главным зимним соревнованием каждый год становится массовая лыжная гонка «Лыжня России». Эти мероприятия доступны также для маломобильных граждан.

Материально-спортивная база для занятия детей спортом по месту жительства

Методические рекомендации

по организации физкультурно-оздоровительной работы

с населением по месту жительства

(в рамках реализации Закона Томской области от 13.12.2006 № 314-ОЗ

«О предоставлении субсидий местным бюджетам на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта»)

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях эффективной реализации органами местного самоуправления Закона Томской области от 13.12.2006 № 314-ОЗ «О предоставлении субсидий местным бюджетам на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта» (далее – Закон).

Контроль за реализацией Закона осуществляет Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области (далее – Департамент), а именно:

  • проводит плановые и внеплановые проверки с выездом на место для осуществления контроля за органами местного самоуправления в части обеспечения условий для развития физической культуры и массового спорта;
  • запрашивает документы (копию приказа о приеме на работу, копию приказа об увольнении, копию трудового договора), подтверждающие принятие на работу или увольнение с работы инструкторов по спорту;
  • запрашивают информацию для формирования и уточнению кассового плана по выплате Субсидии из областного бюджета в порядке и сроки, установленные Департаментом финансов Томской области. В пределах средств, предусмотренных в Законе Томской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период;
  • принимает ежемесячно, не позднее 7 числа, следующего за отчетным месяцем, Отчет об использовании межбюджетных трансфертов из областного бюджета муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом по форме 0503324 ТО;
  • принимает информационный отчет о реализации Закона ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по установленной форме с использование программного комплекса «БАРС»;
  • осуществляет контроль за размещением информации об организации работы инструкторов по спорту на сайтах органов местного самоуправления или на сайте муниципального образования;
  • проводит областной смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, областной конкурс «Лучший инструктор по спорту».

Для эффективной реализации Закона органы местного самоуправления:

  • утверждают локальные нормативные акты, устанавливающие порядок реализации Закона на территории муниципального образования;
  • своевременно направляют средства Субсидии на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта в части оплаты труда инструкторов по спорту и приобретения спортивного инвентаря и оборудования для физкультурно-оздоровительной работы;
  • предоставляют в Департамент информацию, необходимую для формирования и уточнения кассового плана по выплате Субсидии из областного бюджета в порядке и сроки, установленные Департаментом финансов Томской области, в пределах средств, предусмотренных Законом Томской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период;
  • предоставляют Департаменту ежемесячно, не позднее 7 числа, следующего за отчетным месяцем, отчет об использовании межбюджетных трансфертов из областного бюджета муниципальными образованиями и территориальными государственными внебюджетными фондов по форме 0503324 ТО в системе «БАРС. Web-Бюджетная отчетность»;
  • предоставляют ежемесячно, не позднее 7 числа, следующего за отчетным месяцем, Отчет об использовании межбюджетных трансфертов из областного бюджета муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом по форме 0503324 ТО;
  • предоставляют информационный отчет о реализации Закона ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по установленной форме с использование программного комплекса «БАРС»;
  • передают предоставленную Субсидию местным бюджетам, входящим в их состав, в форме, установленной действующим законодательством на организацию физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства;
  • заключают трудовые договоры с инструкторами по спорту для организации физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства;
  • в соответствии с данными методическими рекомендациями разрабатывают и утверждают должностные инструкции, определяющие функциональные обязанности инструкторов по спорту и осуществляют контроль за их выполнением;
  • не позднее 1 месяца с момента трудоустройства или увольнения инструкторов по спорту предоставляют в Департамент документы (копию приказа о приеме на работу, копию приказа об увольнении, копию трудового договора), подтверждающие принятие на работу или увольнение с работы инструктора по спорту. Указанные документы предоставляются в виде копий, заверенных печатями и подписанных уполномоченными лицами в установленном порядке;
  • обеспечивают надежный учет и контроль за целевым использованием спортивного инвентаря, приобретаемого за счет средств Субсидии (используется только для обеспечения деятельности инструкторов по спорту для проведения физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства);
  • определяют формы организации физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства в зависимости от существующих условий;
  • проводят с инструкторами по спорту инструктаж по технике безопасности. Осуществляют контроль за строгим соблюдением правил по охране труда, технике безопасности;
  • принимают заявки от инструкторов по спорту на приобретение спортивного инвентаря и оборудования для проведения физкультурно-оздоровительных занятий и мероприятий;
  • обеспечивают надлежащий учет и контроль за целевым и эффективным использованием средства Субсидии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • за счет средств Субсидии приобретают спортивный инвентарь и оборудование для обеспечения деятельности инструкторов по спорту;
  • заключают с инструкторами по спорту договоры о полной материальной ответственности;
  • определяют места проведения занятий и места хранения спортивного инвентаря;
  • утверждают календарный план физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых по месту жительства инструкторами по спорту;
  • обеспечивают организационно-методическую поддержку инструкторов по спорту;
  • разрабатывают формы учета занимающихся в физкультурно-оздоровительных секциях, группах по месту жительства (журнал учета посещаемости), формы отчета о проведенных физкультурно-оздоровительных мероприятиях (протоколы мероприятий, информационные отчеты), форму журнала проведения инструктажа по технике безопасности;
  • готовят информационные материалы о проведении физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства и обеспечивают их публикации в средствах массовой информации и официальных сайтах муниципальных образований;
  • размещают информацию об организации работы инструкторов по спорту на сайтах органов местного самоуправления или сайте муниципального образования, а также в средствах массовой информации, на информационных стендах в общедоступных общественных местах. Информация обновляется не реже 1 раза в месяц и включает в себя: фотографии инструкторов по спорту с указанием фамилии, имени, отчества, график работы, место и время проведения занятий, вид спорта, по которому проводятся занятия, утвержденный Календарный план проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых по месту жительства инструкторами по спорту, контактный телефон специалиста, ответственного за организацию работы инструкторов с населением по месту жительства;
  • В помещениях спортивного объекта (в т.ч. на плоскостных сооружениях) должны быть созданы информационные стенды, содержащие информацию о работе спортивных секций, с указанием контактного телефона, Фамилия Имя Отчество инструктора по спорту, задействованного в процессе обеспечения организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства.
  • При организации физкультурно-спортивной работы по месту используется специальное оборудование и инвентарь, аппаратура, приборы, обеспечивающие надлежащее качество выполняемой физкультурно-спортивной работы по месту жительства. Перечень используемого учреждением оборудования формируется в период осуществления подготовки к выполнению физкультурно-спортивной работы по месту жительства. Оборудование, используемое при выполнении работы, должно быть достаточным, в надлежащем состоянии и отвечающим требованиям безопасности.
  • Режим работы учреждения, осуществляющего физкультурно-спортивную работу по месту жительства граждан, определяется Уставом, локальными нормативными актами организации, расписанием занятий.
  • Физкультурно-спортивная работа по месту жительства граждан может быть выполнена не ранее 08.00 часов утра и не позднее 22.00 часов вечера в любой день недели, включая субботу, воскресные, праздничные не рабочие и каникулярные дни.
  • привлекают дополнительные средства для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых инструкторами по спорту с населением по месту жительства, и приобретения спортивного инвентаря и оборудования;
  • вносят в Департамент предложения, связанные с улучшением организации физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства.
  • проводят муниципальный этап областного конкурса «Лучший инструктор по спорту»
Читайте также  Патогенез токсикоза у детей

Инструктор по спорту

Инструктор по спорту относится к первому квалификационному уровню профессионально-квалификационной группы должностей работников физической культуры и спорта второго уровня (Приказ Минздравсоцразвития России от 27.02.2012 № 165н).

Инструктор по спорту назначается и освобождается от должности в порядке, установленном действующим трудовым законодательством.

Квалификационные характеристики и требования инструктора по спорту должны соответствовать приказу Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации от 15.08.2011 № 916н «Об утверждении единого квалификационного справочника

должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта».

Проводит набор желающих заниматься физической культурой в секции и группы физкультурно-оздоровительной направленности.

Организовывает работу с инвалидами и лицами с ограниченными физическими возможностями здоровья (проводит занятия и физкультурно-оздоровительные мероприятия по месту жительства). Привлекает несовершеннолетних «группы особого внимания» к занятиям физической культурой.

Проводит физкультурные мероприятия и спортивно-массовые мероприятия (соревнования, праздники, конкурсы, дни здоровья и другие мероприятия) по месту жительства, в том числе с участием организаций и учреждений, расположенных на территории муниципального образования.

Режим рабочего времени и времени отдыха правилами внутреннего трудового распорядка коллективным договором, трудовым договором.

Нагрузка на одну ставку инструктора по спорту составляет не более 40 часов в неделю, в том числе на физкультурно-спортивные занятия с группами, организацию и проведение физкультурных и спортивно-массовых мероприятий и методическую работу.

Рекомендуемое нормирование труда инструктора по спорту

Сколько стоит отдать ребенка в спортивную секцию

На примере зимних видов спорта

100 тысяч рублей нужно только на экипировку для прыжков на лыжах с трамплина.

Я узнала об этом, когда выбирала спорт дочке. Она бросила секцию художественной гимнастики, и мы вновь встали перед выбором.

Я поговорила с друзьями, одноклассниками и местными чемпионами, изучила цены, плюсы и минусы разных видов спорта. Расскажу, сколько стоит инвентарь и экипировка, как сэкономить, какой вид зимнего спорта дешевле.

Стоимость занятий

Все расчеты я делаю исходя из затрат на занятия в течение года. Я не учитываю стоимость самих секций — цены могут отличаться в разных городах.

Например, в моем родном Междуреченске Кемеровской области в теннисной школе при угольном предприятии занятия бесплатные. А в московской школе тенниса ЦСКА восемь занятий в месяц стоят 8 тысяч рублей. При этом даже в нашем небольшом городе есть много муниципальных спортивных школ, где платить ничего не надо. Такие секции можно найти на сайте местной администрации или управления физкультуры и спорта.

Прыжки на лыжах с трамплина

В прыжках с трамплина лыжник должен набрать максимальную скорость на спуске, оторваться от земли и пролететь как можно большее расстояние. На соревнованиях судьи оценивают дальность прыжка и технику. Этот вид спорта вместе с лыжными гонками входит в программу лыжного двоеборья. Прыжки на лыжах с трамплина — один из самых дорогостоящих видов спорта для родителей.

По федеральным стандартам обучение этой дисциплине начинается с девяти лет. Но многие школы набирают детей и с пяти лет, как только дети начинают уверенно стоять на лыжах.

Инвентарь. Для занятий прыжками на лыжах с трамплина нужны лыжи, ботинки, шлем и маска.

Простые горные лыжи здесь не подойдут, нужны специальные. К прыжковым лыжам предъявляются особые требования. Длина не должна превышать 146% роста спортсмена, поэтому на вырост экипировку взять не получится.

Международные правила соревнований по лыжным видам спорта, часть III. Прыжки на лыжах с трамплинаPDF, 854 КБ

Не подойдут и горнолыжные ботинки. У прыгунов они мягче: голеностоп должен быть подвижным, чтобы спортсмен мог наклоняться параллельно земле во время полета.

Специальные прыжковые лыжи, крепления и ботинки обойдутся минимум в 85 тысяч. В секции Междуреченска экипировку ученикам выдают бесплатно: сын моей знакомой получил в школе лыжи, ботинки и комбинезон. Родители купили только шлем и очки.

Форма. Для прыжков с трамплина нужен комбинезон из воздухонепроницаемого материала. Он не должен отставать от тела больше чем на шесть сантиметров. Как и лыжи, его не получится купить на вырост. Детский комбинезон для начинающих стоит от 9 тысяч рублей, профессиональный — от 20.

Еще понадобится термобелье — подкомбинезонник. Это шорты и футболка из дышащей ткани, они обязательно должны плотно прилегать к телу. Всего на форму и экипировку уйдет около 100 тысяч рублей.

Соревнования и сборы. Каждый год самые перспективные юные спортсмены участвуют в Рождественском турне. Это крупнейшие всероссийские соревнования среди детей 7—13 лет, которые проходят сразу в нескольких городах Пермского края. У нас в Междуреченске поездки финансирует местное управление физической культуры и спорта, поэтому единственная статья расходов родителей — карманные деньги детям.

Помимо Рождественского турне есть и другие соревнования, в том числе и те, которые оплачивают родители. Проблема в том, что в России всего десяток спорткомплексов, соответствующих требованиям международной федерации лыжного спорта. И если у других спортсменов есть возможность выбрать старты поближе к дому, у летающих лыжников ее практически нет. Поэтому если соревнования проводят, например, в Сочи, то билеты на поезд из Междуреченска, питание и проживание обходятся родителям спортсменов в 15—20 тысяч.

минимальные расходы на занятия прыжками с трамплина

Вывод. Прыжки не самый популярный вид спорта: экипировка дорогая, дисциплина травмоопасная. Поэтому школы часто оплачивают поездки и предоставляют инвентарь, чтобы хоть как-то привлечь детей.

Минимальные расходы на занятия прыжками с трамплина — 122 100 Р

Лыжи 32 000 Р
Крепления 26 000 Р
Ботинки 26 000 Р
Соревнования 17 000 Р
Комбинезон 9000 Р
Шлем 6000 Р
Термобелье 3700 Р
Очки 2400 Р

Горные лыжи

Горнолыжных дисциплин много: скоростной спуск, супергигант, слалом, гигантский слалом. Но везде задача у спортсмена одна — преодолеть трассу быстрее всех и проехать через специальные ворота, обозначенные вешками. Дисциплины отличаются протяженностью трассы, шириной ворот, крутостью склонов и виражей. Есть еще горнолыжная комбинация — когда спортсмены соревнуются сразу в нескольких дисциплинах.

Плюс горных лыж в том, что дети большую часть времени проводят на свежем воздухе. Еще этот вид спорта развивает координацию и улучшает осанку. С другой стороны, это травмоопасный спорт. Моей знакомой пришлось бросить занятия после неудачного падения: она сломала позвоночник и потом долго лечилась. Еще один минус — высокие цены на экипировку: только лыж нужно две пары. Кроме них надо купить ботинки, палки и шлем.

В горнолыжники берут детей с восьми лет, но есть общеразвивающие группы и для дошколят. В них делают акцент на общую физическую подготовку с элементами горных лыж. Такие группы дают возможность школам растить чемпионов с раннего возраста.

Инвентарь. В первый год для занятий, когда дети только изучают основы, понадобятся лыжи с креплениями, ботинки, палки, шлем и очки. Я не советую сразу покупать всю экипировку. Что-то могут предоставить бесплатно: у нас в секции в Междуреченске выдают лыжи. Что-то на первое время можно взять напрокат, вдруг ребенок передумает заниматься. Лыжи для начального уровня стоят минимум 14 тысяч, а прокат — от 500 рублей в сутки.

Спустя год, когда дети начнут осваивать основные лыжные дисциплины, придется докупать экипировку. Лыжи везде разные, они отличаются конструкцией и жесткостью, кататься на одних и тех же по всем трассам не получится. У спортсмена должно быть минимум две пары профессиональных лыж — для слалома и скоростного спуска. Каждая пара новых лыж стоит минимум 17 тысяч.

стоит пара профессиональных лыж

Еще понадобится две пары палок, тоже для разных дисциплин — 5 тысяч. Ботинок хватит одних — 15 тысяч. Нужен шлем и специальная маска. В итоге вся экипировка обойдется в среднем в 90 тысяч. Сэкономить получится, если лыжи выдадут в спортивной школе, а другой инвентарь вы купите с рук. Экипировку, из которой ребенок вырос, можно продать.

Форма. В первый год на тренировках дети занимаются в обычных зимних спортивных костюмах, которые продаются в спорттоварах или магазинах детской одежды. Это могут быть как спортивная куртка и штаны по отдельности, так и комбинезон. Минимальная цена — 5 тысяч рублей.

Со временем придется купить два профессиональных горнолыжных костюма — для зимы и межсезонья. Профессиональная форма легче, она менее объемная, чем обычные зимние спортивные костюмы, в ней значительно удобнее. Оба комплекта будут стоить от 20 тысяч.

Если ребенок будет участвовать в соревнованиях, понадобится специальный костюм для скоростного спуска. Он облегает фигуру и не сковывает движения, но его надевают только на соревнования, на тренировках в таком холодно. Новый стоит от 8 тысяч, на «Авито» можно найти в два раза дешевле.

Для тренировок на морозе понадобятся перчатки, подшлемник и термобелье — это еще 3 тысячи рублей.

Соревнования и сборы. Ежегодно дети выезжают на спортивные сборы, это платно. Сборы — те же тренировки, только дети занимаются не 2 часа в день, а с утра до вечера с перерывом на обед.

Читайте также  Нарушения роста и развития детей при нефропатиях

Если сборы проходят у нас в Междуреченске, с родителей собирают по 3,5 тысячи. Когда дети едут в другой город, чтобы тренироваться на незнакомых трассах с тренерами-мастерами , затраты вырастают до 12 тысяч.

Еще дети участвуют в соревнованиях. В нашей спортшколе ребята выезжают минимум четыре раза в год. Если соревнования проходят у нас в Кемеровской области, это обходится минимум в 5 тысяч, если надо выезжать за пределы региона — от 15 тысяч.

Соревнований по стране проводится много, и руководство спортшкол само решает, куда ехать. Обычно в местных соревнованиях участвуют все ученики, а на дальние выезды отбирают самых перспективных. Если вы хотите, чтобы ребенок делал спортивную карьеру, участвовать в соревнованиях надо обязательно — без региональных первенств и чемпионатов не попасть на всероссийский уровень.

Дополнительные расходы. В межсезонье, когда снега нет, в некоторых школах детей тренируют на роликовых коньках. Это зависит от тренера. Кто-то считает, что такая подготовка позволяет спортсменам сохранить форму. Другие придерживаются мнения, что она вредит: техника лыжника и роллера отличается, детям приходится перестраиваться. Такие тренировки тоже стоят денег. В нашем городе цена за занятие стартует от 150 Р , проводят их минимум дважды в неделю. Роликовые коньки обойдутся примерно в 6 тысяч. Летние занятия есть не везде, можно поговорить с родителями других учеников и узнать заранее, какой методики придерживается тренер.

Вывод. Горные лыжи — дорогой вид спорта. Первый год обойдется в 45 тысяч. Но когда начнутся соревнования и потребуется две пары лыж, на занятия придется тратить не менее 140 тысяч. Чтобы сэкономить, можно покупать экипировку и форму на «Авито». Но экипировка с рук может быть повреждена, а от ее качества зависит здоровье ребенка.

Материально-спортивная база для занятия детей спортом по месту жительства

О.В. Тиунова, И.А. Цветкова, Е.М. Миляев

(Тиунова О.В., Цветкова И.А., Миляев Е.М. Физкультурно-спортивная работа по месту жительства: опыт Москвы. Ж.урнал «Дополнительное образование и воспитание» №11, 2006, с. 22-31)

Для привлечения к процессу физического самосовершенствования различных соци­альных групп взрослого населения Москвы последние два года внедряются новые фор­мы организации физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства. Разработаны программы обучающих семинаров по организации физкультурно-спортивной работы с населением для специалистов центров физической культуры и спорта административных округов, организаторов физкультурно-массовой работы, преподавателей физического воспитания, инструкторов, тренеров спортивно-оздоровительных клубов, работников муниципальных органов. Подготовлено научно-методи­ческое обеспечение, которое может быть использовано в системе дополнительного профессионального образования работников физкультурно-спортивных организаций.

На основании опроса и экспертных оценок в лабо­ратории физической культу­ры и практической психоло­гии Всероссийского НИИ фи­зической культуры и спорта (ВНИИФК) проведен анализ первого практического опыта этой работы, выявлены основ­ные трудности и намечены пути их решения.

Отметим, что в последние годы Правительство Моск­вы уделяет большое внима­ние развитию массовой фи­зической культуры и спорта в столице, придавая особое значение созданию условий для физического совершен­ствования москвичей, вне за­висимости от их возраста и социального положения.

В рамках постановления Правительства Москвы «О мерах по дальнейшему развитию физкультурно-спортивной работы в жилых микрорайонах города Моск­вы», а также программы «Спорт Москвы» (2004-2006) проведена необходи­мая работа по усилению эффективности работы служб по организации физкультурно-спортивной работы с населением в окружных префектурах и районных уп­равах города. Такие службы появились в 2004 г. В штаты префектур округов и управ введены должности государ­ственных служащих — специ­алистов по организации физкультурно-спортивной рабо­ты с населением. А в 2005 г. во всех административных ок­ругах созданы центры физи­ческой культуры и спорта.

Очевидно, что организация спортивно-массовой работы в столь крупном мегаполисе, ка­ким является Москва, а также многоплановые и разнообразные задачи, поставленные пе­ред специалистами, подчине­ние работы специалистов одно­му административно-управ­ленческому алгоритму — все это подразумевает использование гибких систем анализа, подве­дение промежуточных итогов и оперативную коррекцию процесса. Необходимым пред­ставляется совершенствование кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта, систематическое и обязатель­ное повышение квалификации работников.

Программа обучающих семинаров для специалис­тов по организации физкультурно-спортивной ра­боты с населением, подго­товленная во ВНИИФК по заказу Института социальных инициатив и Коми­тета физической культуры и спорта города Москвы, строится на рациональном сочетании лекций и методи­ческих занятий.

  1. Основы законодатель­ства Российской Федерации в области физической куль­туры и массового спорта.
  2. Организация физ­культурно-оздоровитель­ной работы с детьми, подро­стками и молодежью.
  3. Основы профилакти­ки правонарушений и нарко­мании средствами физичес­кой культуры и спорта.
  4. 4 Возрастные особеннос­ти развития двигательных ка­честв (выбор средств и методов двигательной подготовки).
  5. Технологии определе­ния уровня физического со­стояния, двигательной под­готовленности.
  6. Организация физ­культурно-оздоровитель­ной работы с людьми средне­го возраста.
  7. Организация физ­культурно-оздоровитель­ной работы с людьми пожи­лого возраста.
  8. Организация клуба физической культуры по ме­сту жительства.
  9. Технологии определе­ния комплексного оздоровле­ния с использованием средств физической культуры и прак­тической психологии.
  10. Основы индивидуаль­ного консультирования и разработка индивидуали­зированных оздоровитель­ных комплексов.
  11. Психология общения.
  12. Психолого-педагоги­ческие основы формирования мотивации и целевых устано­вок. Развитие организацион­ных навыков у специалистов физической культуры.
  13. Особенности взаимо­действия в коллективе (физ­культурном, трудовом, моло­дежном, неформальном и др.).
  14. Экстремальные ситу­ации и пути преодоления (отечественный и зарубеж­ный опыт).

Основы психоло­гической помощи.

Данная программа была положительно оценена слушателями. Разработана и се­рия методических пособий.

В процессе проведения лек­ционной и консультативной работы с государственными служащими — специалистами управ по организации физ-культурно-спортивной рабо­ты с населением и специалис­тами Центров физической культуры и спорта округов Москвы были поставлены до­полнительные задачи:

  • определить основные трудности, с которыми стол­кнулись специалисты-прак­тики на начальном этапе сво­ей работы;
  • получить предложе­ния по улучшению спортив­но-массовой работы по мес­ту жительства, выявив наи­более значимые организа­ционно-методические воп­росы, ответы на которые помогут повысить ее эф­фективность.

Опрос специалистов-практиков (44 человека) и проведение экспертных оце­нок показали, что повысить интерес населения к физкуль­турно-оздоровительным за­нятиям и массовость участия в спортивных мероприятиях можно в основном за счет ре­шения ряда технических, фи­нансовых и методических за­дач. Многие специалисты-практики на первом этапе сво­ей работы отмечали недоста­точное качество материально-технической базы, трудности с финансированием, неоправ­данное распределение имею­щихся средств, недостаточное использование для привлече­ния к занятиям по месту жи­тельства современной темати­ческой рекламы в средствах массовой информации, PR-технологий и методов спортивного маркетинга.

При этом было выявлено, что 52% специалистов испытывают острую необходи­мость в нормативной доку­ментации, специальной учебно-методической лите­ратуре, видеоматериалах по организации спортивно-массовой работы во дворах, а также системе тестов для определения физического со­стояния и двигательной под­готовленности занимаю­щихся разного возраста.

Говоря о своей практичес­кой деятельности, многие спе­циалисты отмечают психоло­гические трудности в общении с занимающимися. Их интере­суют практические методики организации эффективного межличностного и внутрико-мандного взаимодействия, психологические аспекты со­трудничества с родителями юных спортсменов, а также ин­дивидуальные способы снятия нервного напряжения, устра­нения психоэмоционального утомления, возникающего к концу рабочего дня, и др.

Проведенный опрос выя­вил также ряд трудностей в работе специалистов, имею­щих в основном организаци­онный, временный характер: неопределенность целей и за­дач в их работе, отсутствие взаимодействия управляю­щих и хозяйственных органи­заций, недостаток квалифици­рованных специалистов.

Для улучшения организа­ции спортивно-массовой ра­боты по месту жительства и повышения ее эффектив­ности было предложено:

  • улучшить взаимодей­ствие различных структур и организаций в области фи­зической культуры и спорта. Провести на базе ВНИИФК несколько рабочих совещаний представителей префектур, окружных управлений физи­ческой культуры и спорта и управлений образования, центров физической культу­ры и спорта округов, управ, муниципалитетов, спортив­ных клубов (62%);
  • обеспечить специалистов правовыми документами и ме­тодической литературой (54%). (Особенно актуальны: разра­ботки, включающие современ­ную спортивную терминоло­гию; рекомендации по мотива­ции к регулярным занятиям, организации спортивно-массо­вой работы с различными воз­растными группами населения, психологии общения, нормати­вам двигательной подготов­ленности различных возраст­ных групп, оказанию первой медицинской помощи, органи­зации соревнований; норма­тивные требования к оснаще­нию, эксплуатации, санитарно­му соответствию и разметке спортивных площадок; инфор­мация о вариантах организа­ции коммерческой работы.);
  • усилить агитационную и разъяснительную работу, для того чтобы стимулиро­вать различные слои населе­ния к регулярным занятиям физкультурой и спортом, ре­гулярно публиковать в сред­ствах массовой информации материалы о работе спортивных секций в райо­нах и развитии различных видов спорта (31%);
  • шире организовывать и развивать платные и бесплат­ные спортивные секции (23%);
  • больше привлекать к организации и проведению спортивно-массовой работы по месту жительства «обще­ственников» и студентов спортивных вузов (23%);
  • создать на базе ВНИИФК информационно-мето­дический центр для накопления информации о спортивно-мас­совой работе с населением раз­ного возраста, учитывая опыт
    других стран, регулярно проводить курсы повышения квали­фикации (15%).

Особенно ценным нам представляется мнение специ­алистов-практиков о том, как сделать физкультурно-оздоро­вительные занятия по месту жительства более привлека­тельными и эффективными. Ведь привлекательность физ­культурно-оздоровительных занятий зависит не только от состояния материально-тех­нической базы, наличия ин­вентаря и специального обо­рудования, но и от квалифика­ции тренера — специалиста, способного формировать про­граммы занятий с учетом ин­тересов, возрастно-половых особенностей и уровня исход­ного функционального состо­яния занимающихся. Особен­но значимо использование тренером-организатором це­ленаправленной методики улучшения физического состо­яния и двигательной подготов­ленности занимающихся (в т.ч. с применением нетради­ционных форм оздоровления), а также включение в програм­му занятий элементов или от­дельной системы психологи­ческого совершенствования.

Программа занятий дол­жна предусматривать:

  • проведение текущего врачебно-педагогического контроля;
  • использование конт­рольных двигательных тестов;
  • наличие «обратной свя­зи» (отзывы и пожелания за­нимающихся);
  • создание условий, спо­собствующих психологичес­кому комфорту, благоприят­ному эмоциональному фону на занятиях, общению меж­ду занимающимися и трене­ром на занятиях и вне их.

Эффективность физкуль­турно-оздоровительных за­нятий и спортивно-массовых мероприятии может быть оценена по:

  • устойчивому интересу к занятиям (отсутствие «те­кучести», высокая посещае­мость, отсутствие пропусков без уважительной причины);
  • желанию заниматься, высокому уровню активнос­ти во время выполнения дви­гательных заданий;
  • количеству желающих регулярно заниматься в сек­ции (группе) и/или прини­мать участие в соревновани­ях различного уровня;
  • количеству привлечен­ных к занятиям или участию в соревнованиях тех, кто уже занимается (количество «за­вербованных»);
  • субъективным показа­телям самочувствия и на­строения;
  • объективным результа­там тестирования двига­тельной подготовленности, совершенствованию техники и спортивного мастерства, результатам спортивных выступлений.

Полученные результаты характеризуют лишь началь­ный опыт важной, многопла­новой и трудоемкой работы, которую проводят сотрудни­ки управ районов и Центров физической культуры и спорта округов Москвы в течение последних двух лет.

По результатам данного ис­следования может быть разра­ботано дополнительное науч­но-методическое обеспечение практической работы специа­листов-практиков из Центров физической культуры и спорта административных округов, организаторов физкультурно-массовой работы муниципаль­ных органов, а также осуществ­лена модернизация программ семинаров по организации физкультурно-спортивной работы с населением.

Организация деятельности спортивных школ

Как определено Федеральным законом № 329-ФЗ [1] , подготовка спортивного резерва – это многолетний целенаправленный учебно-тренировочный процесс по видам спорта в учреждениях различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Основы подготовки спортивного резерва закладываются в спортивных школах.

Рассмотрим особенности организации деятельности спортивных школ.

Общие положения

Деятельность спортивных школ регулируется Методическими указаниями [2] , которые разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивных школ всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР), независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, а также других учреждений, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, в том числе школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училищ олимпийского резерва (УОР), физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и других физкультурно-спортивных организаций.

Читайте также  Непроходимость носослезного протока у детей

Спортивная школа является образовательным учреждением с дополнительным образованием детей путем их спортивной подготовки. При этом реализация образовательного процесса осуществляется в соответствии с законодательством в сфере образования, реализация спортивной подготовки – в соответствии с Федеральным законом № 329-ФЗ.

Как образовательное учреждение, спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.2 Методических указаний):

  • материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
  • привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств;
  • предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
  • подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
  • использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий;
  • разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
  • разработка программы деятельности спортивной школы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;
  • разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных планов;
  • установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
  • установление заработной платы работников спортивной школы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования;
  • разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;
  • разработка и принятие правил внутреннего распорядка спортивной школы, иных локальных актов;
  • самостоятельное формирование контингента учащихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты;
  • осуществление текущего контроля за физическим развитием и успеваемостью учащихся по реализуемым программам;
  • создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья учащихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
  • содействие тренерскому совету и методическим объединениям;
  • координация деятельности в спортивной школе общественных организаций (объединений), в том числе физкультурно-спортивных организаций (федераций по видам спорта, спортивных обществ);
  • осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством РФ и предусмотренной уставом образовательного учреждения.

В рамках организации спортивной подготовки спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.3 Методических указаний):

  • участие спортивной школы в реализации единой политики в области физической культуры и спорта;
  • участие в реализации целевых программ развития физической культуры и спорта;
  • ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта и утверждение мероприятий в данной области на следующий год;
  • осуществление физического воспитания детей;
  • организация спортивных соревнований и других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера;
  • формирование сборных команд территорий и обеспечение подготовки резервов для сборных команд по различным видам спорта;
  • установление и выполнение нормативов физической подготовленности различных категорий населения;
  • реализация установленных (в том числе федеральных) нормативов финансирования физической культуры и спорта;
  • установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание льготных условий для занятий физической культурой детей и инвалидов;
  • использование в работе Всероссийского реестра видов спорта;
  • применение Единой всероссийской спортивной классификации и присвоение спортивных разрядов и званий;
  • участие в составлении единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
  • исполнение социальных нормативов развития физической культуры и спорта, а также норм и правил использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
  • предоставление ежегодного анализа деятельности спортивной школы на основе данных государственной статистики (ф. 5‑ФК).

Организация спортивной подготовки

Зачисление детей в спортивные школы зависит от вида спорта, а также возраста ученика. Минимальный возраст детей в зависимости от вида спорта определен в Санитарно-эпидемиологических требованиях к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03 (приложение 2), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27. Например, для занятий женской гимнастикой, художественной гимнастикой или фигурным катанием набор производится с шести лет, для занятий горнолыжным спортом, баскетболом, футболом, бадминтоном, спортивным ориентированием, спортивным туризмом или гольфом – с восьми лет.

При этом в отдельных случаях допускается прием детей с четырехлетнего возраста. Как определено п. 3.2 Методических указаний, условиями приема являются:

  • наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;
  • наличие образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;
  • сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой;
  • наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или окончание им специальных курсов повышения квалификации.

Максимальный возраст учащихся – 18 лет (для учащейся молодежи – 21 год).

Спортивная подготовка осуществляется в несколько этапов.

1. Спортивно-оздоровительный. На данном этапе спортивная школа анализирует свою деятельность на основании следующих критериев:

  • стабильный рост общей физической подготовленности учащихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта;
  • уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.

Формирование спортивно-оздоровительных групп производится за счет вновь зачисляемых в спортивную школу учащихся, а также учащихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.

2. Начальной подготовки. На данном этапе оцениваются:

  • стабильность состава учащихся, уровень потенциальных возможностей учащихся в избранном виде спорта;
  • динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности учащихся;
  • уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.

В случае невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор необходимо производить по результатам сдачи контрольных нормативов.

3. Учебно-тренировочный. Деятельность спортивной школы на данном этапе оценивается путем анализа:

  • состояния здоровья, уровня физической подготовленности учащихся;
  • динамики роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
  • уровня освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
  • выполнения нормативов массовых спортивных разрядов.

Отбор учащихся для прохождения учебно-тренировочного этапа производится из практически здоровых учащихся, прошедших необходимую начальную подготовку в течение не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами.

4. Спортивного совершенствования. На данном этапе анализируются:

  • уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма учащихся;
  • динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
  • зачисление воспитанников спортивной школы в УОР и ШВСМ.

Данная группа формируется из спортсменов, выполнивших нормативы спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта – не ниже первого спортивного разряда.

5. Высшего спортивного мастерства. Данный этап характеризуется:

  • стабильностью успешных результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;
  • достижением результатов уровня сборных команд России.

Формирование группы высшего спортивного мастерства осуществляется за счет перспективных спортсменов, вошедших в основной или резервный состав сборной команды субъекта РФ и показывающих стабильные высокие результаты (на уровне норматива мастера спорта России).

Представим в таблице условия наполняемости каждой из групп.

Этап
подготовки

Период
обучения
(лет)

Минимальная наполняемость групп (чел.)

Максимальный количественный состав группы (чел.)

Максимальный объем учебно-тренировочной
нагрузки
(ч/нед.)

Физкультурно-оздоровительные занятия по месту жительства

В постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» было рекомендовано расширить сеть физкультурно-оздоровительных комбинатов (ФОК) по месту жительства населения. В настоящее время в физкультурно-массовой работе по месту жительства произошли существенные сдвиги, имеющие большое оздоровительное значение. В ряде городов работают ФОКи на базе переоборудованных нежилых помещений, аренды спортивных залов и бассейнов.

В ФОКах население кроме общефизической подготовки с использованием природно-закаливающих и лечебно-профилактических факторов получает ряд оздоровительных услуг (лечебные души, ванны, бани сухого пара, ультрафиолетовое облучение, теплопроцедуры, массаж, механотерапия).

Получили распространение школы закаливания с группами оздоровительного бега и ходьбы, зимнего плавания, спортивных и подвижных игр, гимнастики. В Минске у рабочих, посещающих местную школу закаливания (1200 занимающихся), в 10 раз снизилась заболеваемость, на 3—5 % повысилась производительность труда. Эффективность работы этой школы (снижение потерь рабочего времени из-за временной нетрудоспособности, повышение качества продукции и производительности труда) достигла 3 млн руб.

Кроме того, получили распространение спортивно- оздоровительные клубы, детские и подростковые клубы по месту жительства, спортивные клубы. Для ведения работы по месту жительства в штатном расписании жилищных контор предусмотрена должность педагога-организатора или инструктора физкультуры с главной задачей приобщения к занятиям физической культурой жителей, и прежде всего детей и подростков.

Постановлением СМ СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренения самогоноварения» до 3 % доходов жилищно-эксплуатационных организаций отчисляется на развитие спортивной работы и строительство спортивных сооружений по месту жительства.

Особое значение придается развитию массовой физкультуры в студенческих и рабочих общежитиях. При них обязательно оборудуются спортивные площадки на открытом воздухе, тренажерные залы и залы борьбы, спортивно-игровые комнаты, освещенные лыжные трассы и катки, пункты проката спортивного инвентаря.

Новой формой работы по месту жительства является создание культурно-спортивных районных комплексов для осуществления комплексного идейно-политического, трудового, эстетического и физического воспитания, организации досуга.

Большими возможностями для физического воспитания населения располагают парки культуры и отдыха, где действуют лодочные станции, базы проката спортивно-культурного инвентаря, имеются спортивные площадки. Широкими возможностями для физкультурно-оздоровительных занятий обладают загородные заводские базы и зоны массового отдыха трудящихся.

Все виды физкультурно-оздоровительной работы имеют большое гигиеническое значение не только как средства, направленные на снижение заболеваемости и повышение трудоспособности населения, но и как мероприятия по обеспечению здорового образа жизни.

Медицинское обследование занимающиеся физической культурой по месту работы или месту жительства проходят по месту работы 2 раза в год в ходе всесоюзной диспансеризации. Исходными данными о функциональных возможностях организма служат показатели последнего обследования, отраженные в установленной форме учета медико-санитарной части предприятия или спортивной организации.

Большое значение при организации массовых физкультурно-оздоровительных занятий имеет пропаганда здорового образа жизни: лекции и беседы о рациональном режиме труда и отдыха; лекции и беседы по проф-патологии, использованию природных факторов для закаливания и реабилитации; беседы по физиологическим основам активного отдыха; проведение бесед, показ фильмов, слайдов о вреде курения, употребления алкоголя, нарушениях режима, по методике самоконтроля.

Требования к местам занятий физкультурой и спортом на производстве и по месту жительства приведены в главе «Гигиена спортивных сооружений», по личной гигиене, гигиене питания и гигиене экипировки — в соответствующих главах.

Лаптев, А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев [и д.р.]. – М.: Физкультура и спорт, 1990.- 368 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: