Материально-спортивная база для занятия детей спортом по месту жительства
Как записаться в секции, кружки, дома творчества и где заняться спортом
1. Где заниматься?
В Москве работают кружки, спортивные секции, творческие студии, охватывающие широкий диапазон тем и рассчитанные на людей разных возрастов.
В подведомственных Департаменту культуры города Москвы домах культуры и культурных центрах действует порядка 7 тысяч кружков и секций, рассчитанных на различные вкусы и интересы людей разных возрастов и функционирующих на бюджетной и платной основах.
В школах, колледжах, организациях дополнительного образования, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, также открыто более 130 тысяч кружков и секций.
Также кружки и секции функционируют в подведомственном Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы ГПБУ «Мосприрода».
2. Какое направление выбрать?
Школы искусств
Вы можете записать себя или своего ребенка в одну из школ искусств Департамента культуры.
Кружки в школах или организациях дополнительного образования
Чтобы выбрать подходящую организацию, воспользуйтесь сервисом поиска Департамента образования и науки города Москвы. Кружки доступны для посещения в утреннее, дневное или вечернее время. Занятия могут проходить как в сложившемся творческом коллективе, так и во вновь создаваемом. Программы дополнительного образования реализуются по всем направленностям (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная).
Экологические кружки и секции
Поучаствовать в различных кружках и секциях экологической направленности вы можете, придя в государственное природоохранное бюджетное учреждение «Мосприрода», управляющее особо охраняемыми природными территориями и экоцентрами города Москвы.
Спортивные секции
Спортивные секции работают в каждом административном округе города Москвы. Чтобы узнать, какие секции есть в вашем округе, перейдите на сайт центра своего административного округа.
Кружки и секции для людей с ограниченными возможностями здоровья
В Москве существуют специальные кружки и секции для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Один из важных центров по работе с детьми и взрослыми с ОВЗ — центр «Интеграция», где функционирует более 20 профильных кружков и секций.
3. Как записаться в секцию, кружок или дом творчества?
Записать ребенка либо записаться самому в кружок, секцию или дом творчества можно двумя способами:
- онлайн на mos.ru;
- лично в учреждении, на базе которого организованы различные занятия.
Механизм записи позволяет выбирать кружки и секции по возрасту, расположению, интересующей тематике, условиям адаптации для горожан с ограниченными возможностями здоровья, бесплатные и на платной основе.
4. Кто вправе рассчитывать на бесплатные услуги и льготы?
Приоритетом при предоставлении бесплатных услуг, скидок и льгот на платные услуги пользуются:
- дети, попавшие в трудные жизненные обстоятельства;
- дети-сироты;
- дети из многодетных или малообеспеченных семей;
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети с ограниченными возможностями здоровья;
- участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории;
- ветераны боевых действий;
- инвалиды I, II, III групп;
- пенсионеры.
5. Где, кроме секций, заняться спортом в Москве?
В городе работает почти 20 тысяч объектов спорта и досуга. В их числе легкоатлетические поля, спортзалы, бассейны, крытые катки, тренажерные городки, велодромы, скалодромы и прочее.
Спортплощадки и бесплатные тренажеры
Московские дворы и скверы оборудованы сотнями спортивных площадок для игр в футбол, баскетбол, волейбол, а также для занятий силовой гимнастикой на уличных тренажерах.
Бег и скандинавская ходьба
Скандинавская ходьба не требует специальных навыков и оборудования и подойдет для людей любого возраста. Для занятий сгодится обычная прогулочно-беговая дорожка.
Футбольные поля
В Москве сотни стадионов и отдельных футбольных полей. Выбрать подходящий стадион можно на карте: при клике на площадку вы узнаете адрес, режим работы стадиона, есть ли рядом с полем раздевалка, медпункт или кафе.
Спорт для людей с ОВЗ
Каждый год в столице проходит более 500 физкультурных и спортивных мероприятий различного уровня, в которых участвуют люди, имеющие ограничения по состоянию здоровья, в том числе дети с особенностями развития.
Для людей с ОВЗ приспосабливают существующие спортивные объекты, а новые строят с учетом их потребностей. Город закупает спецтранспорт, оборудование, тренажеры. В окружных центрах физкультуры и спорта по месту жительства для людей с ОВЗ различного возраста, в том числе детей с ОВЗ, открыты физкультурные и спортивные секции по различным видам спорта. В спортивных школах Москвы, подведомственных Москомспорту, функционируют отделения по адаптивным видам спорта, где готовят спортсменов высокого класса.
Расписание занятий, а также условия записи в спортивные секции и спортивные школы, можно уточнить в окружных центрах физкультуры и спорта по месту жительства и спортивных школах, а также на официальных сайтах выбранных учреждений. Все услуги предоставляются бесплатно
6. Какие спортивные мероприятия можно посетить, а в каких — поучаствовать?
Ежегодно в Москве проходят десятки профессиональных чемпионатов международного уровня. На этих спортивных мероприятиях можно побывать в качестве зрителей.
Есть масштабные спортивные мероприятия, в которых могут участвовать простые граждане и спортсмены разных уровней подготовки. Самое популярное событие — День московского спорта в «Лужниках», собирающий больше сотни тысяч участников. В один день здесь проходят чемпионаты Москвы по футболу, BMX и маунтинбайку, фристайлу, турнир по уличному футболу и прочее.
В разное время дня и года в столице проводят велопарады. Принять участие можно на любом велосипеде и с любым уровнем подготовки. С лета по осень в городе проходят этапы Московского марафона, а главным зимним соревнованием каждый год становится массовая лыжная гонка «Лыжня России». Эти мероприятия доступны также для маломобильных граждан.
Материально-спортивная база для занятия детей спортом по месту жительства
Методические рекомендации
по организации физкультурно-оздоровительной работы
с населением по месту жительства
(в рамках реализации Закона Томской области от 13.12.2006 № 314-ОЗ
«О предоставлении субсидий местным бюджетам на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта»)
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях эффективной реализации органами местного самоуправления Закона Томской области от 13.12.2006 № 314-ОЗ «О предоставлении субсидий местным бюджетам на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта» (далее – Закон).
Контроль за реализацией Закона осуществляет Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области (далее – Департамент), а именно:
- проводит плановые и внеплановые проверки с выездом на место для осуществления контроля за органами местного самоуправления в части обеспечения условий для развития физической культуры и массового спорта;
- запрашивает документы (копию приказа о приеме на работу, копию приказа об увольнении, копию трудового договора), подтверждающие принятие на работу или увольнение с работы инструкторов по спорту;
- запрашивают информацию для формирования и уточнению кассового плана по выплате Субсидии из областного бюджета в порядке и сроки, установленные Департаментом финансов Томской области. В пределах средств, предусмотренных в Законе Томской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период;
- принимает ежемесячно, не позднее 7 числа, следующего за отчетным месяцем, Отчет об использовании межбюджетных трансфертов из областного бюджета муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом по форме 0503324 ТО;
- принимает информационный отчет о реализации Закона ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по установленной форме с использование программного комплекса «БАРС»;
- осуществляет контроль за размещением информации об организации работы инструкторов по спорту на сайтах органов местного самоуправления или на сайте муниципального образования;
- проводит областной смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, областной конкурс «Лучший инструктор по спорту».
Для эффективной реализации Закона органы местного самоуправления:
- утверждают локальные нормативные акты, устанавливающие порядок реализации Закона на территории муниципального образования;
- своевременно направляют средства Субсидии на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта в части оплаты труда инструкторов по спорту и приобретения спортивного инвентаря и оборудования для физкультурно-оздоровительной работы;
- предоставляют в Департамент информацию, необходимую для формирования и уточнения кассового плана по выплате Субсидии из областного бюджета в порядке и сроки, установленные Департаментом финансов Томской области, в пределах средств, предусмотренных Законом Томской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период;
- предоставляют Департаменту ежемесячно, не позднее 7 числа, следующего за отчетным месяцем, отчет об использовании межбюджетных трансфертов из областного бюджета муниципальными образованиями и территориальными государственными внебюджетными фондов по форме 0503324 ТО в системе «БАРС. Web-Бюджетная отчетность»;
- предоставляют ежемесячно, не позднее 7 числа, следующего за отчетным месяцем, Отчет об использовании межбюджетных трансфертов из областного бюджета муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом по форме 0503324 ТО;
- предоставляют информационный отчет о реализации Закона ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по установленной форме с использование программного комплекса «БАРС»;
- передают предоставленную Субсидию местным бюджетам, входящим в их состав, в форме, установленной действующим законодательством на организацию физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства;
- заключают трудовые договоры с инструкторами по спорту для организации физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства;
- в соответствии с данными методическими рекомендациями разрабатывают и утверждают должностные инструкции, определяющие функциональные обязанности инструкторов по спорту и осуществляют контроль за их выполнением;
- не позднее 1 месяца с момента трудоустройства или увольнения инструкторов по спорту предоставляют в Департамент документы (копию приказа о приеме на работу, копию приказа об увольнении, копию трудового договора), подтверждающие принятие на работу или увольнение с работы инструктора по спорту. Указанные документы предоставляются в виде копий, заверенных печатями и подписанных уполномоченными лицами в установленном порядке;
- обеспечивают надежный учет и контроль за целевым использованием спортивного инвентаря, приобретаемого за счет средств Субсидии (используется только для обеспечения деятельности инструкторов по спорту для проведения физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства);
- определяют формы организации физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства в зависимости от существующих условий;
- проводят с инструкторами по спорту инструктаж по технике безопасности. Осуществляют контроль за строгим соблюдением правил по охране труда, технике безопасности;
- принимают заявки от инструкторов по спорту на приобретение спортивного инвентаря и оборудования для проведения физкультурно-оздоровительных занятий и мероприятий;
- обеспечивают надлежащий учет и контроль за целевым и эффективным использованием средства Субсидии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- за счет средств Субсидии приобретают спортивный инвентарь и оборудование для обеспечения деятельности инструкторов по спорту;
- заключают с инструкторами по спорту договоры о полной материальной ответственности;
- определяют места проведения занятий и места хранения спортивного инвентаря;
- утверждают календарный план физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых по месту жительства инструкторами по спорту;
- обеспечивают организационно-методическую поддержку инструкторов по спорту;
- разрабатывают формы учета занимающихся в физкультурно-оздоровительных секциях, группах по месту жительства (журнал учета посещаемости), формы отчета о проведенных физкультурно-оздоровительных мероприятиях (протоколы мероприятий, информационные отчеты), форму журнала проведения инструктажа по технике безопасности;
- готовят информационные материалы о проведении физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства и обеспечивают их публикации в средствах массовой информации и официальных сайтах муниципальных образований;
- размещают информацию об организации работы инструкторов по спорту на сайтах органов местного самоуправления или сайте муниципального образования, а также в средствах массовой информации, на информационных стендах в общедоступных общественных местах. Информация обновляется не реже 1 раза в месяц и включает в себя: фотографии инструкторов по спорту с указанием фамилии, имени, отчества, график работы, место и время проведения занятий, вид спорта, по которому проводятся занятия, утвержденный Календарный план проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых по месту жительства инструкторами по спорту, контактный телефон специалиста, ответственного за организацию работы инструкторов с населением по месту жительства;
- В помещениях спортивного объекта (в т.ч. на плоскостных сооружениях) должны быть созданы информационные стенды, содержащие информацию о работе спортивных секций, с указанием контактного телефона, Фамилия Имя Отчество инструктора по спорту, задействованного в процессе обеспечения организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства.
- При организации физкультурно-спортивной работы по месту используется специальное оборудование и инвентарь, аппаратура, приборы, обеспечивающие надлежащее качество выполняемой физкультурно-спортивной работы по месту жительства. Перечень используемого учреждением оборудования формируется в период осуществления подготовки к выполнению физкультурно-спортивной работы по месту жительства. Оборудование, используемое при выполнении работы, должно быть достаточным, в надлежащем состоянии и отвечающим требованиям безопасности.
- Режим работы учреждения, осуществляющего физкультурно-спортивную работу по месту жительства граждан, определяется Уставом, локальными нормативными актами организации, расписанием занятий.
- Физкультурно-спортивная работа по месту жительства граждан может быть выполнена не ранее 08.00 часов утра и не позднее 22.00 часов вечера в любой день недели, включая субботу, воскресные, праздничные не рабочие и каникулярные дни.
- привлекают дополнительные средства для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых инструкторами по спорту с населением по месту жительства, и приобретения спортивного инвентаря и оборудования;
- вносят в Департамент предложения, связанные с улучшением организации физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства.
- проводят муниципальный этап областного конкурса «Лучший инструктор по спорту»
Инструктор по спорту
Инструктор по спорту относится к первому квалификационному уровню профессионально-квалификационной группы должностей работников физической культуры и спорта второго уровня (Приказ Минздравсоцразвития России от 27.02.2012 № 165н).
Инструктор по спорту назначается и освобождается от должности в порядке, установленном действующим трудовым законодательством.
Квалификационные характеристики и требования инструктора по спорту должны соответствовать приказу Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации от 15.08.2011 № 916н «Об утверждении единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта».
Проводит набор желающих заниматься физической культурой в секции и группы физкультурно-оздоровительной направленности.
Организовывает работу с инвалидами и лицами с ограниченными физическими возможностями здоровья (проводит занятия и физкультурно-оздоровительные мероприятия по месту жительства). Привлекает несовершеннолетних «группы особого внимания» к занятиям физической культурой.
Проводит физкультурные мероприятия и спортивно-массовые мероприятия (соревнования, праздники, конкурсы, дни здоровья и другие мероприятия) по месту жительства, в том числе с участием организаций и учреждений, расположенных на территории муниципального образования.
Режим рабочего времени и времени отдыха правилами внутреннего трудового распорядка коллективным договором, трудовым договором.
Нагрузка на одну ставку инструктора по спорту составляет не более 40 часов в неделю, в том числе на физкультурно-спортивные занятия с группами, организацию и проведение физкультурных и спортивно-массовых мероприятий и методическую работу.
Рекомендуемое нормирование труда инструктора по спорту
Сколько стоит отдать ребенка в спортивную секцию
На примере зимних видов спорта
100 тысяч рублей нужно только на экипировку для прыжков на лыжах с трамплина.
Я узнала об этом, когда выбирала спорт дочке. Она бросила секцию художественной гимнастики, и мы вновь встали перед выбором.
Я поговорила с друзьями, одноклассниками и местными чемпионами, изучила цены, плюсы и минусы разных видов спорта. Расскажу, сколько стоит инвентарь и экипировка, как сэкономить, какой вид зимнего спорта дешевле.
Стоимость занятий
Все расчеты я делаю исходя из затрат на занятия в течение года. Я не учитываю стоимость самих секций — цены могут отличаться в разных городах.
Например, в моем родном Междуреченске Кемеровской области в теннисной школе при угольном предприятии занятия бесплатные. А в московской школе тенниса ЦСКА восемь занятий в месяц стоят 8 тысяч рублей. При этом даже в нашем небольшом городе есть много муниципальных спортивных школ, где платить ничего не надо. Такие секции можно найти на сайте местной администрации или управления физкультуры и спорта.
Прыжки на лыжах с трамплина
В прыжках с трамплина лыжник должен набрать максимальную скорость на спуске, оторваться от земли и пролететь как можно большее расстояние. На соревнованиях судьи оценивают дальность прыжка и технику. Этот вид спорта вместе с лыжными гонками входит в программу лыжного двоеборья. Прыжки на лыжах с трамплина — один из самых дорогостоящих видов спорта для родителей.
По федеральным стандартам обучение этой дисциплине начинается с девяти лет. Но многие школы набирают детей и с пяти лет, как только дети начинают уверенно стоять на лыжах.
Инвентарь. Для занятий прыжками на лыжах с трамплина нужны лыжи, ботинки, шлем и маска.
Простые горные лыжи здесь не подойдут, нужны специальные. К прыжковым лыжам предъявляются особые требования. Длина не должна превышать 146% роста спортсмена, поэтому на вырост экипировку взять не получится.
Международные правила соревнований по лыжным видам спорта, часть III. Прыжки на лыжах с трамплинаPDF, 854 КБ
Не подойдут и горнолыжные ботинки. У прыгунов они мягче: голеностоп должен быть подвижным, чтобы спортсмен мог наклоняться параллельно земле во время полета.
Специальные прыжковые лыжи, крепления и ботинки обойдутся минимум в 85 тысяч. В секции Междуреченска экипировку ученикам выдают бесплатно: сын моей знакомой получил в школе лыжи, ботинки и комбинезон. Родители купили только шлем и очки.
Форма. Для прыжков с трамплина нужен комбинезон из воздухонепроницаемого материала. Он не должен отставать от тела больше чем на шесть сантиметров. Как и лыжи, его не получится купить на вырост. Детский комбинезон для начинающих стоит от 9 тысяч рублей, профессиональный — от 20.
Еще понадобится термобелье — подкомбинезонник. Это шорты и футболка из дышащей ткани, они обязательно должны плотно прилегать к телу. Всего на форму и экипировку уйдет около 100 тысяч рублей.
Соревнования и сборы. Каждый год самые перспективные юные спортсмены участвуют в Рождественском турне. Это крупнейшие всероссийские соревнования среди детей 7—13 лет, которые проходят сразу в нескольких городах Пермского края. У нас в Междуреченске поездки финансирует местное управление физической культуры и спорта, поэтому единственная статья расходов родителей — карманные деньги детям.
Помимо Рождественского турне есть и другие соревнования, в том числе и те, которые оплачивают родители. Проблема в том, что в России всего десяток спорткомплексов, соответствующих требованиям международной федерации лыжного спорта. И если у других спортсменов есть возможность выбрать старты поближе к дому, у летающих лыжников ее практически нет. Поэтому если соревнования проводят, например, в Сочи, то билеты на поезд из Междуреченска, питание и проживание обходятся родителям спортсменов в 15—20 тысяч.
минимальные расходы на занятия прыжками с трамплина
Вывод. Прыжки не самый популярный вид спорта: экипировка дорогая, дисциплина травмоопасная. Поэтому школы часто оплачивают поездки и предоставляют инвентарь, чтобы хоть как-то привлечь детей.
Минимальные расходы на занятия прыжками с трамплина — 122 100 Р
Лыжи | 32 000 Р |
Крепления | 26 000 Р |
Ботинки | 26 000 Р |
Соревнования | 17 000 Р |
Комбинезон | 9000 Р |
Шлем | 6000 Р |
Термобелье | 3700 Р |
Очки | 2400 Р |
Горные лыжи
Горнолыжных дисциплин много: скоростной спуск, супергигант, слалом, гигантский слалом. Но везде задача у спортсмена одна — преодолеть трассу быстрее всех и проехать через специальные ворота, обозначенные вешками. Дисциплины отличаются протяженностью трассы, шириной ворот, крутостью склонов и виражей. Есть еще горнолыжная комбинация — когда спортсмены соревнуются сразу в нескольких дисциплинах.
Плюс горных лыж в том, что дети большую часть времени проводят на свежем воздухе. Еще этот вид спорта развивает координацию и улучшает осанку. С другой стороны, это травмоопасный спорт. Моей знакомой пришлось бросить занятия после неудачного падения: она сломала позвоночник и потом долго лечилась. Еще один минус — высокие цены на экипировку: только лыж нужно две пары. Кроме них надо купить ботинки, палки и шлем.
В горнолыжники берут детей с восьми лет, но есть общеразвивающие группы и для дошколят. В них делают акцент на общую физическую подготовку с элементами горных лыж. Такие группы дают возможность школам растить чемпионов с раннего возраста.
Инвентарь. В первый год для занятий, когда дети только изучают основы, понадобятся лыжи с креплениями, ботинки, палки, шлем и очки. Я не советую сразу покупать всю экипировку. Что-то могут предоставить бесплатно: у нас в секции в Междуреченске выдают лыжи. Что-то на первое время можно взять напрокат, вдруг ребенок передумает заниматься. Лыжи для начального уровня стоят минимум 14 тысяч, а прокат — от 500 рублей в сутки.
Спустя год, когда дети начнут осваивать основные лыжные дисциплины, придется докупать экипировку. Лыжи везде разные, они отличаются конструкцией и жесткостью, кататься на одних и тех же по всем трассам не получится. У спортсмена должно быть минимум две пары профессиональных лыж — для слалома и скоростного спуска. Каждая пара новых лыж стоит минимум 17 тысяч.
стоит пара профессиональных лыж
Еще понадобится две пары палок, тоже для разных дисциплин — 5 тысяч. Ботинок хватит одних — 15 тысяч. Нужен шлем и специальная маска. В итоге вся экипировка обойдется в среднем в 90 тысяч. Сэкономить получится, если лыжи выдадут в спортивной школе, а другой инвентарь вы купите с рук. Экипировку, из которой ребенок вырос, можно продать.
Форма. В первый год на тренировках дети занимаются в обычных зимних спортивных костюмах, которые продаются в спорттоварах или магазинах детской одежды. Это могут быть как спортивная куртка и штаны по отдельности, так и комбинезон. Минимальная цена — 5 тысяч рублей.
Со временем придется купить два профессиональных горнолыжных костюма — для зимы и межсезонья. Профессиональная форма легче, она менее объемная, чем обычные зимние спортивные костюмы, в ней значительно удобнее. Оба комплекта будут стоить от 20 тысяч.
Если ребенок будет участвовать в соревнованиях, понадобится специальный костюм для скоростного спуска. Он облегает фигуру и не сковывает движения, но его надевают только на соревнования, на тренировках в таком холодно. Новый стоит от 8 тысяч, на «Авито» можно найти в два раза дешевле.
Для тренировок на морозе понадобятся перчатки, подшлемник и термобелье — это еще 3 тысячи рублей.
Соревнования и сборы. Ежегодно дети выезжают на спортивные сборы, это платно. Сборы — те же тренировки, только дети занимаются не 2 часа в день, а с утра до вечера с перерывом на обед.
Если сборы проходят у нас в Междуреченске, с родителей собирают по 3,5 тысячи. Когда дети едут в другой город, чтобы тренироваться на незнакомых трассах с тренерами-мастерами , затраты вырастают до 12 тысяч.
Еще дети участвуют в соревнованиях. В нашей спортшколе ребята выезжают минимум четыре раза в год. Если соревнования проходят у нас в Кемеровской области, это обходится минимум в 5 тысяч, если надо выезжать за пределы региона — от 15 тысяч.
Соревнований по стране проводится много, и руководство спортшкол само решает, куда ехать. Обычно в местных соревнованиях участвуют все ученики, а на дальние выезды отбирают самых перспективных. Если вы хотите, чтобы ребенок делал спортивную карьеру, участвовать в соревнованиях надо обязательно — без региональных первенств и чемпионатов не попасть на всероссийский уровень.
Дополнительные расходы. В межсезонье, когда снега нет, в некоторых школах детей тренируют на роликовых коньках. Это зависит от тренера. Кто-то считает, что такая подготовка позволяет спортсменам сохранить форму. Другие придерживаются мнения, что она вредит: техника лыжника и роллера отличается, детям приходится перестраиваться. Такие тренировки тоже стоят денег. В нашем городе цена за занятие стартует от 150 Р , проводят их минимум дважды в неделю. Роликовые коньки обойдутся примерно в 6 тысяч. Летние занятия есть не везде, можно поговорить с родителями других учеников и узнать заранее, какой методики придерживается тренер.
Вывод. Горные лыжи — дорогой вид спорта. Первый год обойдется в 45 тысяч. Но когда начнутся соревнования и потребуется две пары лыж, на занятия придется тратить не менее 140 тысяч. Чтобы сэкономить, можно покупать экипировку и форму на «Авито». Но экипировка с рук может быть повреждена, а от ее качества зависит здоровье ребенка.
Материально-спортивная база для занятия детей спортом по месту жительства
О.В. Тиунова, И.А. Цветкова, Е.М. Миляев
(Тиунова О.В., Цветкова И.А., Миляев Е.М. Физкультурно-спортивная работа по месту жительства: опыт Москвы. Ж.урнал «Дополнительное образование и воспитание» №11, 2006, с. 22-31)
Для привлечения к процессу физического самосовершенствования различных социальных групп взрослого населения Москвы последние два года внедряются новые формы организации физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства. Разработаны программы обучающих семинаров по организации физкультурно-спортивной работы с населением для специалистов центров физической культуры и спорта административных округов, организаторов физкультурно-массовой работы, преподавателей физического воспитания, инструкторов, тренеров спортивно-оздоровительных клубов, работников муниципальных органов. Подготовлено научно-методическое обеспечение, которое может быть использовано в системе дополнительного профессионального образования работников физкультурно-спортивных организаций.
На основании опроса и экспертных оценок в лаборатории физической культуры и практической психологии Всероссийского НИИ физической культуры и спорта (ВНИИФК) проведен анализ первого практического опыта этой работы, выявлены основные трудности и намечены пути их решения.
Отметим, что в последние годы Правительство Москвы уделяет большое внимание развитию массовой физической культуры и спорта в столице, придавая особое значение созданию условий для физического совершенствования москвичей, вне зависимости от их возраста и социального положения.
В рамках постановления Правительства Москвы «О мерах по дальнейшему развитию физкультурно-спортивной работы в жилых микрорайонах города Москвы», а также программы «Спорт Москвы» (2004-2006) проведена необходимая работа по усилению эффективности работы служб по организации физкультурно-спортивной работы с населением в окружных префектурах и районных управах города. Такие службы появились в 2004 г. В штаты префектур округов и управ введены должности государственных служащих — специалистов по организации физкультурно-спортивной работы с населением. А в 2005 г. во всех административных округах созданы центры физической культуры и спорта.
Очевидно, что организация спортивно-массовой работы в столь крупном мегаполисе, каким является Москва, а также многоплановые и разнообразные задачи, поставленные перед специалистами, подчинение работы специалистов одному административно-управленческому алгоритму — все это подразумевает использование гибких систем анализа, подведение промежуточных итогов и оперативную коррекцию процесса. Необходимым представляется совершенствование кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта, систематическое и обязательное повышение квалификации работников.
Программа обучающих семинаров для специалистов по организации физкультурно-спортивной работы с населением, подготовленная во ВНИИФК по заказу Института социальных инициатив и Комитета физической культуры и спорта города Москвы, строится на рациональном сочетании лекций и методических занятий.
- Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры и массового спорта.
- Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми, подростками и молодежью.
- Основы профилактики правонарушений и наркомании средствами физической культуры и спорта.
- 4 Возрастные особенности развития двигательных качеств (выбор средств и методов двигательной подготовки).
- Технологии определения уровня физического состояния, двигательной подготовленности.
- Организация физкультурно-оздоровительной работы с людьми среднего возраста.
- Организация физкультурно-оздоровительной работы с людьми пожилого возраста.
- Организация клуба физической культуры по месту жительства.
- Технологии определения комплексного оздоровления с использованием средств физической культуры и практической психологии.
- Основы индивидуального консультирования и разработка индивидуализированных оздоровительных комплексов.
- Психология общения.
- Психолого-педагогические основы формирования мотивации и целевых установок. Развитие организационных навыков у специалистов физической культуры.
- Особенности взаимодействия в коллективе (физкультурном, трудовом, молодежном, неформальном и др.).
- Экстремальные ситуации и пути преодоления (отечественный и зарубежный опыт).
Основы психологической помощи.
Данная программа была положительно оценена слушателями. Разработана и серия методических пособий.
В процессе проведения лекционной и консультативной работы с государственными служащими — специалистами управ по организации физ-культурно-спортивной работы с населением и специалистами Центров физической культуры и спорта округов Москвы были поставлены дополнительные задачи:
- определить основные трудности, с которыми столкнулись специалисты-практики на начальном этапе своей работы;
- получить предложения по улучшению спортивно-массовой работы по месту жительства, выявив наиболее значимые организационно-методические вопросы, ответы на которые помогут повысить ее эффективность.
Опрос специалистов-практиков (44 человека) и проведение экспертных оценок показали, что повысить интерес населения к физкультурно-оздоровительным занятиям и массовость участия в спортивных мероприятиях можно в основном за счет решения ряда технических, финансовых и методических задач. Многие специалисты-практики на первом этапе своей работы отмечали недостаточное качество материально-технической базы, трудности с финансированием, неоправданное распределение имеющихся средств, недостаточное использование для привлечения к занятиям по месту жительства современной тематической рекламы в средствах массовой информации, PR-технологий и методов спортивного маркетинга.
При этом было выявлено, что 52% специалистов испытывают острую необходимость в нормативной документации, специальной учебно-методической литературе, видеоматериалах по организации спортивно-массовой работы во дворах, а также системе тестов для определения физического состояния и двигательной подготовленности занимающихся разного возраста.
Говоря о своей практической деятельности, многие специалисты отмечают психологические трудности в общении с занимающимися. Их интересуют практические методики организации эффективного межличностного и внутрико-мандного взаимодействия, психологические аспекты сотрудничества с родителями юных спортсменов, а также индивидуальные способы снятия нервного напряжения, устранения психоэмоционального утомления, возникающего к концу рабочего дня, и др.
Проведенный опрос выявил также ряд трудностей в работе специалистов, имеющих в основном организационный, временный характер: неопределенность целей и задач в их работе, отсутствие взаимодействия управляющих и хозяйственных организаций, недостаток квалифицированных специалистов.
Для улучшения организации спортивно-массовой работы по месту жительства и повышения ее эффективности было предложено:
- улучшить взаимодействие различных структур и организаций в области физической культуры и спорта. Провести на базе ВНИИФК несколько рабочих совещаний представителей префектур, окружных управлений физической культуры и спорта и управлений образования, центров физической культуры и спорта округов, управ, муниципалитетов, спортивных клубов (62%);
- обеспечить специалистов правовыми документами и методической литературой (54%). (Особенно актуальны: разработки, включающие современную спортивную терминологию; рекомендации по мотивации к регулярным занятиям, организации спортивно-массовой работы с различными возрастными группами населения, психологии общения, нормативам двигательной подготовленности различных возрастных групп, оказанию первой медицинской помощи, организации соревнований; нормативные требования к оснащению, эксплуатации, санитарному соответствию и разметке спортивных площадок; информация о вариантах организации коммерческой работы.);
- усилить агитационную и разъяснительную работу, для того чтобы стимулировать различные слои населения к регулярным занятиям физкультурой и спортом, регулярно публиковать в средствах массовой информации материалы о работе спортивных секций в районах и развитии различных видов спорта (31%);
- шире организовывать и развивать платные и бесплатные спортивные секции (23%);
- больше привлекать к организации и проведению спортивно-массовой работы по месту жительства «общественников» и студентов спортивных вузов (23%);
- создать на базе ВНИИФК информационно-методический центр для накопления информации о спортивно-массовой работе с населением разного возраста, учитывая опыт
других стран, регулярно проводить курсы повышения квалификации (15%).
Особенно ценным нам представляется мнение специалистов-практиков о том, как сделать физкультурно-оздоровительные занятия по месту жительства более привлекательными и эффективными. Ведь привлекательность физкультурно-оздоровительных занятий зависит не только от состояния материально-технической базы, наличия инвентаря и специального оборудования, но и от квалификации тренера — специалиста, способного формировать программы занятий с учетом интересов, возрастно-половых особенностей и уровня исходного функционального состояния занимающихся. Особенно значимо использование тренером-организатором целенаправленной методики улучшения физического состояния и двигательной подготовленности занимающихся (в т.ч. с применением нетрадиционных форм оздоровления), а также включение в программу занятий элементов или отдельной системы психологического совершенствования.
Программа занятий должна предусматривать:
- проведение текущего врачебно-педагогического контроля;
- использование контрольных двигательных тестов;
- наличие «обратной связи» (отзывы и пожелания занимающихся);
- создание условий, способствующих психологическому комфорту, благоприятному эмоциональному фону на занятиях, общению между занимающимися и тренером на занятиях и вне их.
Эффективность физкультурно-оздоровительных занятий и спортивно-массовых мероприятии может быть оценена по:
- устойчивому интересу к занятиям (отсутствие «текучести», высокая посещаемость, отсутствие пропусков без уважительной причины);
- желанию заниматься, высокому уровню активности во время выполнения двигательных заданий;
- количеству желающих регулярно заниматься в секции (группе) и/или принимать участие в соревнованиях различного уровня;
- количеству привлеченных к занятиям или участию в соревнованиях тех, кто уже занимается (количество «завербованных»);
- субъективным показателям самочувствия и настроения;
- объективным результатам тестирования двигательной подготовленности, совершенствованию техники и спортивного мастерства, результатам спортивных выступлений.
Полученные результаты характеризуют лишь начальный опыт важной, многоплановой и трудоемкой работы, которую проводят сотрудники управ районов и Центров физической культуры и спорта округов Москвы в течение последних двух лет.
По результатам данного исследования может быть разработано дополнительное научно-методическое обеспечение практической работы специалистов-практиков из Центров физической культуры и спорта административных округов, организаторов физкультурно-массовой работы муниципальных органов, а также осуществлена модернизация программ семинаров по организации физкультурно-спортивной работы с населением.
Организация деятельности спортивных школ
Как определено Федеральным законом № 329-ФЗ [1] , подготовка спортивного резерва – это многолетний целенаправленный учебно-тренировочный процесс по видам спорта в учреждениях различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. Основы подготовки спортивного резерва закладываются в спортивных школах.
Рассмотрим особенности организации деятельности спортивных школ.
Общие положения
Деятельность спортивных школ регулируется Методическими указаниями [2] , которые разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивных школ всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР), независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, а также других учреждений, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, в том числе школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училищ олимпийского резерва (УОР), физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и других физкультурно-спортивных организаций.
Спортивная школа является образовательным учреждением с дополнительным образованием детей путем их спортивной подготовки. При этом реализация образовательного процесса осуществляется в соответствии с законодательством в сфере образования, реализация спортивной подготовки – в соответствии с Федеральным законом № 329-ФЗ.
Как образовательное учреждение, спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.2 Методических указаний):
- материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
- привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств;
- предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
- подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
- использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий;
- разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
- разработка программы деятельности спортивной школы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;
- разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных планов;
- установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
- установление заработной платы работников спортивной школы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования;
- разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;
- разработка и принятие правил внутреннего распорядка спортивной школы, иных локальных актов;
- самостоятельное формирование контингента учащихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты;
- осуществление текущего контроля за физическим развитием и успеваемостью учащихся по реализуемым программам;
- создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья учащихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
- содействие тренерскому совету и методическим объединениям;
- координация деятельности в спортивной школе общественных организаций (объединений), в том числе физкультурно-спортивных организаций (федераций по видам спорта, спортивных обществ);
- осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством РФ и предусмотренной уставом образовательного учреждения.
В рамках организации спортивной подготовки спортивная школа решает следующие вопросы (п. 1.3 Методических указаний):
- участие спортивной школы в реализации единой политики в области физической культуры и спорта;
- участие в реализации целевых программ развития физической культуры и спорта;
- ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта и утверждение мероприятий в данной области на следующий год;
- осуществление физического воспитания детей;
- организация спортивных соревнований и других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера;
- формирование сборных команд территорий и обеспечение подготовки резервов для сборных команд по различным видам спорта;
- установление и выполнение нормативов физической подготовленности различных категорий населения;
- реализация установленных (в том числе федеральных) нормативов финансирования физической культуры и спорта;
- установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание льготных условий для занятий физической культурой детей и инвалидов;
- использование в работе Всероссийского реестра видов спорта;
- применение Единой всероссийской спортивной классификации и присвоение спортивных разрядов и званий;
- участие в составлении единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
- исполнение социальных нормативов развития физической культуры и спорта, а также норм и правил использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
- предоставление ежегодного анализа деятельности спортивной школы на основе данных государственной статистики (ф. 5‑ФК).
Организация спортивной подготовки
Зачисление детей в спортивные школы зависит от вида спорта, а также возраста ученика. Минимальный возраст детей в зависимости от вида спорта определен в Санитарно-эпидемиологических требованиях к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03 (приложение 2), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27. Например, для занятий женской гимнастикой, художественной гимнастикой или фигурным катанием набор производится с шести лет, для занятий горнолыжным спортом, баскетболом, футболом, бадминтоном, спортивным ориентированием, спортивным туризмом или гольфом – с восьми лет.
При этом в отдельных случаях допускается прием детей с четырехлетнего возраста. Как определено п. 3.2 Методических указаний, условиями приема являются:
- наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;
- наличие образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;
- сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой;
- наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или окончание им специальных курсов повышения квалификации.
Максимальный возраст учащихся – 18 лет (для учащейся молодежи – 21 год).
Спортивная подготовка осуществляется в несколько этапов.
1. Спортивно-оздоровительный. На данном этапе спортивная школа анализирует свою деятельность на основании следующих критериев:
- стабильный рост общей физической подготовленности учащихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта;
- уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.
Формирование спортивно-оздоровительных групп производится за счет вновь зачисляемых в спортивную школу учащихся, а также учащихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.
2. Начальной подготовки. На данном этапе оцениваются:
- стабильность состава учащихся, уровень потенциальных возможностей учащихся в избранном виде спорта;
- динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности учащихся;
- уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.
В случае невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор необходимо производить по результатам сдачи контрольных нормативов.
3. Учебно-тренировочный. Деятельность спортивной школы на данном этапе оценивается путем анализа:
- состояния здоровья, уровня физической подготовленности учащихся;
- динамики роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
- уровня освоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
- выполнения нормативов массовых спортивных разрядов.
Отбор учащихся для прохождения учебно-тренировочного этапа производится из практически здоровых учащихся, прошедших необходимую начальную подготовку в течение не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами.
4. Спортивного совершенствования. На данном этапе анализируются:
- уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма учащихся;
- динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
- зачисление воспитанников спортивной школы в УОР и ШВСМ.
Данная группа формируется из спортсменов, выполнивших нормативы спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта – не ниже первого спортивного разряда.
5. Высшего спортивного мастерства. Данный этап характеризуется:
- стабильностью успешных результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;
- достижением результатов уровня сборных команд России.
Формирование группы высшего спортивного мастерства осуществляется за счет перспективных спортсменов, вошедших в основной или резервный состав сборной команды субъекта РФ и показывающих стабильные высокие результаты (на уровне норматива мастера спорта России).
Представим в таблице условия наполняемости каждой из групп.
Этап
подготовки
Период
обучения
(лет)
Минимальная наполняемость групп (чел.)
Максимальный количественный состав группы (чел.)
Максимальный объем учебно-тренировочной
нагрузки
(ч/нед.)
Физкультурно-оздоровительные занятия по месту жительства
В постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» было рекомендовано расширить сеть физкультурно-оздоровительных комбинатов (ФОК) по месту жительства населения. В настоящее время в физкультурно-массовой работе по месту жительства произошли существенные сдвиги, имеющие большое оздоровительное значение. В ряде городов работают ФОКи на базе переоборудованных нежилых помещений, аренды спортивных залов и бассейнов.
В ФОКах население кроме общефизической подготовки с использованием природно-закаливающих и лечебно-профилактических факторов получает ряд оздоровительных услуг (лечебные души, ванны, бани сухого пара, ультрафиолетовое облучение, теплопроцедуры, массаж, механотерапия).
Получили распространение школы закаливания с группами оздоровительного бега и ходьбы, зимнего плавания, спортивных и подвижных игр, гимнастики. В Минске у рабочих, посещающих местную школу закаливания (1200 занимающихся), в 10 раз снизилась заболеваемость, на 3—5 % повысилась производительность труда. Эффективность работы этой школы (снижение потерь рабочего времени из-за временной нетрудоспособности, повышение качества продукции и производительности труда) достигла 3 млн руб.
Кроме того, получили распространение спортивно- оздоровительные клубы, детские и подростковые клубы по месту жительства, спортивные клубы. Для ведения работы по месту жительства в штатном расписании жилищных контор предусмотрена должность педагога-организатора или инструктора физкультуры с главной задачей приобщения к занятиям физической культурой жителей, и прежде всего детей и подростков.
Постановлением СМ СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренения самогоноварения» до 3 % доходов жилищно-эксплуатационных организаций отчисляется на развитие спортивной работы и строительство спортивных сооружений по месту жительства.
Особое значение придается развитию массовой физкультуры в студенческих и рабочих общежитиях. При них обязательно оборудуются спортивные площадки на открытом воздухе, тренажерные залы и залы борьбы, спортивно-игровые комнаты, освещенные лыжные трассы и катки, пункты проката спортивного инвентаря.
Новой формой работы по месту жительства является создание культурно-спортивных районных комплексов для осуществления комплексного идейно-политического, трудового, эстетического и физического воспитания, организации досуга.
Большими возможностями для физического воспитания населения располагают парки культуры и отдыха, где действуют лодочные станции, базы проката спортивно-культурного инвентаря, имеются спортивные площадки. Широкими возможностями для физкультурно-оздоровительных занятий обладают загородные заводские базы и зоны массового отдыха трудящихся.
Все виды физкультурно-оздоровительной работы имеют большое гигиеническое значение не только как средства, направленные на снижение заболеваемости и повышение трудоспособности населения, но и как мероприятия по обеспечению здорового образа жизни.
Медицинское обследование занимающиеся физической культурой по месту работы или месту жительства проходят по месту работы 2 раза в год в ходе всесоюзной диспансеризации. Исходными данными о функциональных возможностях организма служат показатели последнего обследования, отраженные в установленной форме учета медико-санитарной части предприятия или спортивной организации.
Большое значение при организации массовых физкультурно-оздоровительных занятий имеет пропаганда здорового образа жизни: лекции и беседы о рациональном режиме труда и отдыха; лекции и беседы по проф-патологии, использованию природных факторов для закаливания и реабилитации; беседы по физиологическим основам активного отдыха; проведение бесед, показ фильмов, слайдов о вреде курения, употребления алкоголя, нарушениях режима, по методике самоконтроля.
Требования к местам занятий физкультурой и спортом на производстве и по месту жительства приведены в главе «Гигиена спортивных сооружений», по личной гигиене, гигиене питания и гигиене экипировки — в соответствующих главах.
Лаптев, А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев [и д.р.]. – М.: Физкультура и спорт, 1990.- 368 с.