\

Каковы характерные особенности конверсивной истерии у детей?

Каковы характерные особенности конверсивной истерии у детей?

Если известны провоцирующий конфликт и ситуация перегрузки, то необходимо в рамках лечения устранить или смягчить их. В этом смысле к терапии относится также изменение условий жизни пациента. Но часто на уровне симптомов нужна тренирующая терапия, например при психогенном параличе — поэтапный тренинг продвижения вперед. При этом пациенту можно объяснить, что в результате заболевания он разучился ходить, а разучившись что-то делать, следует учиться этому вновь поэтапно.

Терапия, как правило, проводится индивидуально, так как лечение в группе поддерживает доминантную потребность многих пациентов и этим, по крайней мере на начальной стадии, способствует возврату симптоматики.

Если в развитии, манифестации и поддержании симптоматики участвует семья, она непременно должна быть включена в терапевтический процесс. Как правило, конфликты и ситуации перенапряжения у детей и подростков очень тесно связаны с их окружением. Но изменить условия жизни нелегко. Нельзя рассчитывать на принципиальные и глубокие перемены. Важно, чтобы пациент как можно меньше находился в поле конфликта.

Если имеются дополнительные заболевания (например, эпилептические приступы), то в лечении придерживаются тех же принципов, однако особенно важное значение приобретает медикаментозная терапия.

Перечислим важнейшие общие принципы лечения:
1. После выяснения конфликта (провоцирующего фактора) — стимулирование (выработка) других стратегий преодоления с помощью методов поведенческой терапии, включая когнитивные стратегии.
2. Тренирующая терапия с учетом значимых ситуаций. Вначале ее всегда проводят в индивидуальной форме.
3. В определенных случаях применение суггестивной терапии: пациенты с истерическими синдромами, как правило, весьма внушаемы. Такие синдромы могут, например, быть и результатом внушения.

Суггела относительно спокойно, временами даже улыбаясь. Терапевтическое и неврологическое исследования не выявили патологии, которая позволяла бы объяснить картину болезни. Консультант по детской и подростковой психиатрии поставил диагноз конверсионного расстройства.

Пациентку поместили в клинику детской и подростковой психиатрии, и в течение 6 недель проводили комбинированное лечение, включавшее тренинг моторики, индивидуальную психотерапию и семейную терапию. После этого ее выписали из клиники без каких-либо симптомов. Переводу в психиатрическую клинику предшествовала двухчасовая беседа консультанта с матерью с целью убедить ее в необходимости этого шага.

В процессе сбора анамнеза и семейных бесед выяснилось следующее: больная была спортсменкой, ориентированной на высокие достижения, и завоевала уже многочисленные призы; ей предстояло вскоре решающее мировое первенство, перед которым она испытывала сильный страх; семейное общение было нарушенным; отец (сильно пьющий, не имеющий постоянной работы) с семьей практически не общался и не вникал в семейные проблемы; младшая сестра пациентки страдала от ситуации меньше. В процессе терапии удалось изменить обстановку в семье, члены семьи вновь стали нормально разговаривать друг с другом о повседневных делах и общих проблемах. В конце лечения отец поехал вместе с обоими детьми во время каникул в путешествие, и это ясно свидетельствовало о значительном улучшении семейного климата.

Как выяснилось, симптоматику, наблюдавшуюся у девочки в неблагополучной семейной среде, можно было понимать как призыв о помощи в безвыходной ситуации, а также как неосознаваемую реакцию избегания в казавшемся неразрешимым индивидуальном конфликте. Повторное обследование спустя полтора года показало, что успех терапии стабилен.

Этот пример демонстрирует важные моменты во взаимосвязи истерических и конверсионных синдромов:
1. Трудности дифференциальной диагностики в связи с возможным тесным переплетением неврологической и психиатрической симптоматики.
2. Подход к симптоматике подросткового возраста с позиций психологии развития. В этом периоде жизни конверсионные синдромы встречаются чаще и в различных формах в связи с многообразными соматическими и психологическими изменениями.
3. Значение и влияние семейной отягощенности, в данном случае алкоголизма.
4. Включение семьи в диагностику и терапию. При этом нужен большой опыт в общении с семьей, а также знания о семейной динамике и о значении симптоматики пациента для всей его семьи.
5. Сочетание различных методов лечения и их интеграция в единый терапевтический план, в котором важную роль играют несколько сотрудников.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Каковы характерные особенности конверсивной истерии у детей?

Абсолютно все дети хоть раз в жизни закатывают истерику. И абсолютно все родители желают знать, как себя вести в такой экстремальной ситуации. И первый совет психолога — не терять самообладания!

Что же такое истерика?

Истерика — это выраженная негативная эмоциональная реакция, главной характеристикой которой является потеря самообладания. Целью истерики всегда является получение желаемого или отказ от нежелаемого. Если хоть однажды ребенку удалось добиться своего таким способом, он будет применять его снова и снова.

Истерический пик характерен для детей раннего возраста — 1,5-3-х лет. В это время развитие происходит очень быстро, но неравномерно. Нервная система, как правило, не успевает за ростом тела, активным познанием мира вашего малыша и ощущением себя в этом мире.
Она попросту не справляется с массой впечатлений, которая ежеминутно обрушивается на маленького человека. То же самое касается и более старших детей, которые идут в детский сад, первый класс, переезжают на новое место жительства или вступают в подростковый период. В большинстве случаев одним разом это невеселое представление не ограничивается. Но нужно понимать, что любая истерика — это в первую очередь сообщение об эмоциональном неблагополучии ребенка.

В чем причины такого поведения?

Теоретически можно выделить две причины истеричного поведения ребенка. Первая — физиологическая, когда ребенок хочет есть, пить, ему жарко, он переутомился или плохо себя чувствует.
Как правило, речь в таком случае идет о совсем маленьких детях, которые пока не могут сказать о своих потребностях словами. В этом случае лучший способ справиться с истерикой – это дать ребенку то, чего он хочет, то есть накормить, переодеть, приласкать.

Вторая причина обычно связана с плохим воспитанием. Причиной истерики в этом случае может послужить нежелание ребенка убирать игрушки, одеваться, садиться на горшок или, наоборот, желание получить сто первую машинку, шоколадку, надеть юбку, а не платье, идти той дорогой, а не этой. Как правило, такие дети являются центром и кумиром своей семьи. Им потакают во всем, чрезмерно превозносят их достижения и не порицают за отрицательное поведение. Часто истерики встречаются и у детей из излишне строгих или неблагополучных семей: слишком высокие требования родителей и неблагоприятный эмоциональный фон обязательно скажутся на психологическом состоянии ребенка любого возраста.

Проще предупредить

Истерика начинается не сразу, не мгновенно. Внимательная мама всегда увидит те признаки, которые смогут подсказать ей, что вот-вот грянет буря. В этот момент лучше всего постараться переключить внимание ребенка на что-то другое. Классическое: «Ой, смотри, какая собачка/кошечка/птичка!» — здесь придется как нельзя кстати.

Если истерика все-таки началась и ребенок постепенно начинает сам себя все больше и больше накручивать, то и в этот момент еще можно отвлечь малыша, взять на руки и успокоить. А после этого поговорить о том, чем он недоволен.
Обязательно нужно учесть, что ребенок еще слишком мал и просто не в состоянии обозначить накопившиеся эмоции иначе, у него не хватит для этого словарного запаса и способности проанализировать свое эмоциональное состояние. Родители должны помочь ему: «Я понимаю, что ты сейчас обижен/зол/раздосадован…», «Я знаю, что ты очень хотел эту игрушку…».
Словом, дать понять ребенку, что вы его слышите и сочувствуете ему. Таким образом, вы еще и учите ребенка самому понимать свои чувства.

Если буря разразилась

Допустим, предотвратить истерику не удалось. Она все больше развивается и достигает своего пика: ребенок сильно кричит, топает ногами, швыряет игрушки…
Объяснить ему что-либо в этот момент уже не получится, он попросту вас не услышит. Тактика поведения в такой ситуации должна быть очень индивидуальной. У кого-то получится молча взять ребенка за руку, твердо, но спокойно взять за плечи — дать понять малышу, что вы рядом с ним. Если он положительно отреагирует на ваши действия, можно попробовать обнять его, взять на руки.

Если не получается, лучше оставить капризулю на какое-то время без внимания. Однако это вовсе не значит, что его нужно оставлять одного. Этого делать ни в коем случае не нужно. Особенно это опасно, если истерика у ребенка связана с аутоагрессией и он бьется головой об стену или пол. Вряд ли при этом он разобьет себе голову, но нужно понимать, что ребенок в этот момент не контролирует себя, а в комнате может найтись множество опасных, повреждающих предметов: острые углы стола, ваза, стоящая на верхней полке и т.д. И потом, бьющийся в истерике малыш и без того находится в сильном эмоциональном стрессе, и если его закрыть в комнате или, что еще хуже, в шкафу или кладовке, он почувствует себя еще более несчастным, непонятым и никому не нужным.

Публичные выступления

Еще одна ситуация, которой очень боятся все родители, — это детская истерика в магазине. Такое может произойти с каждым, хотя чаще всего случается с избалованными отпрысками, привыкшими мгновенно получать все, что ни попросят. Но ведь даже взрослому не просто совладать с собой при виде всего этого красочного многообразия, что ж тут говорить про маленького человека. Лучший выход из такой ситуации — вывести своего орущего ребенка в безлюдное место, тем самым лишив его зрителей.

Если же истерика плотно вошла в арсенал маленького манипулятора, то лучше его не провоцировать и вообще не брать с собой в магазин.
Если истерика случилась в транспорте, то самым разумным со стороны мамы будет просто выйти на ближайшей остановке и уже там отвлечь и успокоить ребенка.

Остановки дыхания

При очень бурных и частых истериках у детей нередко случаются остановки дыхания. Такие аффективно-респираторные приступы бывают разных видов и могут быть признаком различных неврологических заболеваний. Поэтому, если с вашим ребенком это случилось, необходимо проконсультироваться с неврологом. Истерик с остановкой дыхания родители боятся больше всего, а потому, если они все-таки случаются, во избежание повторов ребенку обычно позволяется абсолютно все. Психологам очень сложно бывает корректировать такую родительскую тактику и объяснить им, что каждый, кто хоть раз плакал навзрыд, сталкивался с таким спазмом дыхательных путей.

Читайте также  Развитие силы рук и мышц плечевого пояса у детей

Не теряйте самообладания

Частые детские истерики сильно выматывают и самих родителей.
Поэтому, если вы разгневаны и чувствуете, что вот-вот сорветесь, уйдите на какое-то время, отвлекитесь. Взрослые тем и отличаются от детей, что способны анализировать и контролировать свои чувства.
Поэтому побег — это самая крайняя мера. Лучше, если вы все-таки останетесь рядом с ребенком. Стисните зубы и просто посидите рядом, не обращая внимания на крики своего чада.

Тихая гавань

Хороший способ как-то контролировать эту ситуацию — придумать особое место в доме, где можно переждать истерику. Например, специальный угол, стульчик, подушку. Нужно договориться с ребенком, что когда он злой, он пойдет и посидит на «спокойном стульчике». Он должен сидеть там, пока не успокоится, но мама все это время обязательно должна быть рядом и при этом игнорировать его истерику и молча демонстрировать, что его поведение вам неприятно.
Такая тактика идеальна для родителей при «капризной» истерике по любому поводу.

Безопасное пространство

Бывает так, что ваше чадо начинает истерить, потому что вы не даете или не разрешаете ему что-то взять. Первый вопрос, который нужно задать себе в этой ситуации: «А почему, собственно, нельзя?»
Ребенок активно познает мир, и ему интересно абсолютно все, что он видит. Если это какой-то опасный или хрупкий предмет — нож, очки, спица или ваза, то почему он находится в доступном для ребенка месте? Основная задача родителей — обеспечить своему малышу безопасное пространство.

Учим выражать свои эмоции иначе

Почти все родители очень боятся истерик. Это и понятно. Они просто не знают, как вести себя в такой ситуации. С другой стороны, истерики, тем более частые, очень раздражают. В итоге мамы и папы начинают вести себя так же, как дети.
Между тем, очень важно еще в раннем детстве научить ребенка адекватным способам реагирования на какие-то негативные моменты жизни. Показать ему собственным примером, как иначе выразить свои негативные эмоции по тому или иному поводу, чтобы потом такой способ реагирования на внешние раздражители не перешел во взрослую жизнь и не стал чертой характера. Нестабильная нервная система, взрывной тип реагирования, формирование истероидных черт характера — последствия именно детских истерик.

Уже после того как ребенок успокоился, очень важно поговорить с ним о том, что произошло, и поделиться своими переживаниями: «Представь, как мне было стыдно/обидно/неприятно…», «Я очень люблю тебя, но меня обижает, когда ты ведешь себя таким образом…», «Ты у меня очень хороший мальчик, но твое поведение…» Постарайтесь объяснить своему карапузу, почему именно вы не могли позволить ему поступить так, как он хотел: «Ты же видел, все места в трамвае были заняты…» или «Автобус ехал слишком быстро…» И обязательно найдите повод для похвалы: «Ты молодец, что меня услышал…»

Когда ребенок совсем маленький, кажется, что такие разговоры — пустая трата времени. Он все равно ничего не поймет. Отчасти это так, но, во-первых, сами объяснения не должны быть какими-то сложными и пространными. А во-вторых, едва ли не большую роль здесь играют ваша интонация, движения, жесты, которые должны показывать ребенку, что все хорошо, вы его понимаете и поддерживаете.

Переводим все в шутку

Многие психологи советуют родителям научить ребенка обозначать, когда он близок к истерике.
Например, предупредить окружающих, сказав, что в него вселилась Бука, Злюка или какой-то еще персонаж. Родителям в свою очередь рекомендуется начать нарочито смешно суетиться по этому поводу, щекотать и тискать своего бутуза и в конечном итоге свести все к шутке. Очень скоро такая тактика приведет к тому, что ваша кроха сам сменит крики на радостный смех.

Мамы и папы должны знать, что:

-истерик не нужно бояться;
-истерику легче предотвратить, чем прекратить;
-только ваше личное спокойствие поможет ребенку успокоиться;
-уступая требованиям бьющегося в истерике ребенка, вы лишь подкрепляете его неправильное поведение;
-нужно помочь ребенку обозначать свое состояние словами;
-после истерики нужно обязательно помириться с ребенком;
-необходима последовательность: если сегодня ребенку что-то нельзя, то и завтра это должно быть нельзя;
-родители должны договориться о совместной тактике воспитания;
-строго запрещать следует только жизненно опасные вещи (розетки, ножи, моющие средства, проезжая часть);
-все запреты обязательно должны быть мотивированы: ребенок должен понимать, почему именно нельзя.

Истерия у детей

Истерия – это аффективное состояние, с выбросом отрицательных эмоций, приводящее к потере самообладания. При истерии нет явных патологических изменений, для нее характерна обратимость психических расстройств. На электроэнцефалограмме нарушений не наблюдается. Вспышка злобы и неконтролируемого гнева сопровождается движениями рук и ног и нежеланием ходить и стоять. Чаще всего детские истерики встречаются в возрасте от 2-х до 3-х лет. Но иногда истерии могут быть и в 6 лет, и в 9 лет. Чаще истерика бывает у девочек.

Причины истерии.

Истерика – это сигнал тревоги, что родители ведут себя неправильно по отношению к малышу, не чувствуют своего ребенка и не понимают его. Так эмоционально протестует ребенок, когда он хочет выразить свое сопротивление, когда не понимает значения слов – «подожди», «чуть позже», «завтра». Провоцируют приступы некоторые заболевания, психическое или нервное перенапряжение, посещение детского сада, травмы, неблагополучная обстановка в семье, избалованность малыша, чрезмерная опека или, наоборот, недостаток внимания, вседозволенность, противоречивость требований родителей.

У кого чаще бывает истерия

Подвержены истерии внушаемые дети с характерными для истерического типа чертами: повышенная ранимость, высокая эмоциональность, лабильность, желание оказаться в центре внимания, фантазийность. Истерика чаще встречается у детей в возрасте 2-3 лет, когда у ребенка появляются интересы, не совпадающие с интересами родителей. Он пытается их отстоять, но не знает, как выразить себя и прибегает к тем проявлениям, которые ему доступны. У некоторых детей – уравновешенных и спокойных – период отрицания проходит незаметно, но у слабых, нерешительных или, наоборот, независимых детей, возможна бурная реакция. Этой реакцией ребенок отстаивает свои интересы и утверждает свое независимое «я». Если он обратил внимание на себя своей истерикой, то дальше начнется манипулирование взрослыми. Он умело заставляет родителей делать то, что считает нужным.

Истерия – симптомы.

Истерика устраивается, если есть хоть один зритель. Спектакль тем ярче и зрелищнее, чем больше зрителей. Ребенок падает, катается по земле (по полу), изгибается дугой, опираясь о поверхность головой и пятками («истерическая дуга»), сучит ногами, рычит, стонет, всхлипывает, громко плачет, кусается. Ребенок не адекватно реагирует на просьбы окружающих, поэтому что-либо объяснять ему в такие моменты не стоит. Припадки разнообразны в своих проявлениях, поэтому описывать все симптомы не имеет смысла, но в них можно выделить 3 стадии.

3 стадии истерии.

1 стадия — стадия крика, когда ребенок кричит и ничего не видит вокруг.

2 стадия — стадия двигательного возбуждения, когда ребенок начинает сучить ногами, кидает всё, что попадается под руку, может биться головой о стенку. В этой стадии состояние ребенка может напомнить приступ эпилепсии, но в отличии от эпилептического припадка, нет прикуса языка, не бывает непроизвольного мочеиспускания. Зрачки будут реагировать на свет.

3 стадия — стадия всхлипывания и общего обессиливания. В этой стадии можно спокойно подойти и помочь ребенку встать, не обсуждая происшедшее. Сознание во время приступа может быть помрачено, поэтому прошедшее иногда ребенок вспомнить не может.

Если вы начнете его жалеть, утешать и успокаивать, если он поймает ваш взгляд, наполненный тревогой и беспокойством, тем самым вы подольете масла в огонь. Приступ станет еще ярче и громче. Истерический припадок необходимо прерывать как можно скорее и ни в коем случае не идти на поводу у истерики.

Как успокоить ребенка при истерии и как бороться с детской истерикой

Как бороться с детскими истериками

Детские истерики выматывают не только родителей и родственников, но и самого ребенка. А ведь причины истерики иногда элементарные и бороться с детскими истериками не так уж сложно.

Профилактика детских истерик, то есть борьба с детскими истериками исподволь.

  1. Очень часто ребенок просто не знает, что можно и чего нельзя делать. Поэтому желательно, чтобы в семье были установлены определенные правила, которым надо следовать. Правила не следует нарушать, потому что потом будет трудно вернуться в прежнее русло. Ребенок увидит, что правила не обязательно выполнять и попытается манипулировать этим.
  2. Ребенку надо объяснять значение слов – «подожди», «завтра», «попозже». Когда готовите еду, проговаривайте вслух, что вы сейчас готовите обед и чуть позже вы сможете покормить ребенка. Если вы собираетесь на следующий день в кинотеатр, говорите об этом заранее и ждите вместе, когда наступит завтра. Скажите малышу, что завтра наступит, когда пройдет ночь, когда он поспит и т.д.
  3. Учите ребенка рассказывать о своих чувствах. Объясняйте, какие поступки недопустимы, как вести себя правильно. Не кричите на малыша, тем более не шлепайте его. Физическое насилие не является воспитательной мерой, ребенок будет себя чувствовать незащищенным и беспомощным.
  4. Ребенок должен знать, что такое «нет». Но каждое «нет» должны быть обосновано. «Нет, потому что….» Если вы отказали ребенку в чем-то, будьте последовательны. Обговорите неоднозначные моменты в семье. Все родные должны действовать одинаково. Родители должны обладать авторитетом в семье. В то же время вы должны научиться предлагать альтернативу. Иногда категоричное «нельзя» на некоторых детей действует как красная тряпка. Компенсируйте «нельзя» словом «можно». Всегда можно предложить альтернативный вариант. Это прекрасная возможность переключить фокус внимания ребенка на что-то другое.
  5. Если приступы частые, необходима консультация невропатолога, а может быть и психолога. Психолог тщательно проанализирует ситуацию, поговорит с членами всей семьи и даст необходимы рекомендации. Вся семья в такие минуты должна быть сплоченной и выступать «единым фронтом». Никогда не спорьте о методах воспитания на глазах у ребенка.
Читайте также  С какого возраста можно давать детям здрайверы?

Как бороться с детскими истериками, как не допустить у ребенка истерики?

В мире, где много информации, много раздражителей детской незрелой психики очень сложно адаптироваться. Нервная система у малышей эмоционально лабильна, к ней надо относиться осторожно и бережно. Любите своих детей, будьте внимательны к ним и уважайте их личность. Каждый из них – это человек со своими желаниями, страхами и неуверенностью. Лучше не бороться с детскими истериками, а просто их не допускать. Любя своего малыша, вы вырастите здорового ребенка с адекватной нервной системой.

Как успокоить ребенка при истерике

Ребенок устраивает истерики. Что делать? Самое главное – знать, что истерический припадок для ребенка не опасен. Самым опасным в истерике может быть осознание ребенком того, что добиться намеченной цели (например, малышу заполучить желанную игрушку) легко. Познав однажды и уверовав в безотказность такого способа достижения желаний, ребенок может стать домашним террористом и вырасти больной личностью со скверным характером.

Вы должны помнить, что истерику значительно легче прекратить, чем потом справляться с ее последствиями. Контролируйте эмоции ребенка. Если чувствуете, что появляется раздражительность, плаксивость, постарайтесь отвлечь внимание малыша. Возможно, стоит завести разговор на другую тему или заняться другим видом деятельности, показать какую-нибудь игрушку, эмоционально поделиться какой-нибудь новостью.

Как прекратить истерику и успокоить ребенка

Если истерика все-таки начинается, то прекратите с ним всякое общение. В первой стадии надо прежде всего удалить зрителей (если рядом находятся бабушки, тети, дедушки) и использовать фактор неожиданности — облить холодной водой, громко включить телевизор, позвонить на телефон или в дверь, неожиданно с грохотом уронить что-нибудь. Произойдет мгновенная реакция – ребенок вздрогнет и отвлечется. Воспользуйтесь этим мгновением, возьмите ребенка на руки и займите его чем-нибудь. Не вспоминайте об этом инциденте, не заостряйте на нем внимание.

Если он не отреагирует на ваш «фактор неожиданности», займитесь своими делами и не обращайте на ребенка никакого внимания. Ни в коем случае не комментируйте его ужимки, крики. И тем более не кричите на малыша. Сделайте вид, что вы его не замечаете. Можно надеть наушники, но незаметно следить за действиями ребенка. Можете сказать малышу, что поговорите с ним, когда он успокоится. Только не идите у него на поводу. Будьте последовательны в своем решении. Ваша тактика всегда должна быть одинаковой – спокойно и твердой.

Вы можете подойти к нему только в 3 стадии, чтобы обнять его и помочь справиться со своими эмоциями, ему самому это сделать трудно. Обнимите, посадите на колени, успокойте. Как правило, чувствуя мамино тепло и руки, ребенок, обессиленный, засыпает или затихает и становится готовым к диалогу.

Если истерика случилась в общественном месте, родители, конечно, переживут неприятные минуты. Но помните, что вы действуете во благо вашего ребенка. Не обращайте внимания на возгласы окружающих. Действуйте уверенно и спокойно. Не кричите, не ругайте ребенка, не оправдывайтесь перед «зрителями» — совершенно посторонними людьми, которые часто начинают давить на мать и отца.

Прекратить приступ истерики помогут самообладание и твердость родителей. Да и доли сарказма не помешает в этом случае.

Если следовать этим правилам, то через 2-3 месяца истерики прекратятся.

Истерический невроз

Истерический невроз — проявление душевного дискомфорта, напрямую связанного с патологическим перенесением внутреннего конфликта на соматическую почву. Характерны двигательные (тремор, проблемы с координацией, афония, судороги, парез или паралич), сенсорные (нарушение чувствительности) и соматические нарушения (нарушение работы внутренних органов), а также истерические припадки. Диагноз устанавливается на основании серьезных жалоб, не соответствующих действительности. Лечебные мероприятия включают в себя психо- и трудотерапию, общее укрепление здоровья и устранение текущих клинических симптомов.

МКБ-10

  • Причины истерического невроза
  • Симптомы истерического невроза
  • Диагностика истерического невроза
  • Лечение истерического невроза
  • Прогноз и профилактика истерического невроза
  • Цены на лечение

Общие сведения

Истерический невроз представляет собой одну из форм нарушения психики, сопряженную с желанием привлечь к себе внимание. Чаще истерические расстройства проявляются у лиц с неустойчивой психикой. Эти люди обычно эмоционально неуравновешенны, любое изменение ситуации вызывает у них бурную реакцию. Незрелость психики проявляется повышенной внушаемостью и впечатлительностью. При этом пациенты обладают нарциссическими качествами. У них возникает желание привлечь внимание к собственной персоне любыми методами, что далее выливается в манипулирование окружающими.

Зачастую истерия наблюдается у детей, родители которых страдают расстройствами психики или алкоголизмом. Женщины болеют значительно чаще, чем мужчины. На долю истерического невроза приходится около 30% среди всех разновидностей неврозов. Характер больного истерией характеризуется театральностью и демонстративностью (89%), эгоцентризмом (97%), стремлением акцентировать внимание на своей персоне (84%), желанием стать лидером в семье или школе, манипулировать людьми (80%), чрезмерной общительностью и фантазированием, доходящим до лживости (86%), инфантилизмом (58%), повышенной внушаемостью (78%), завышенной самооценкой (88%), самодраматизацией (77%).

Причины истерического невроза

Истерический склад психики — не единственная психопатия, которая впоследствии может приобрести форму припадков. К данному состоянию склонны лица с шизоидным и возбудимым расстройством личности. Согласно теории Фрейда, абсолютно все причины психических расстройств нужно искать в детстве. Наряду с травмированной психикой, глубинная причина истерии кроется в сексуальных комплексах. Это объясняет тот факт, что первые проявления истерического невроза чаще проявляются в детстве или в период полового созревания.

Непосредственным толчком к проявлению истерии служат внезапно развившиеся стрессовые ситуации: семейная ссора, конфликт на работе, разрыв с любимым или внезапная угроза для жизни. Человек находит выход своих эмоций в истерике, извлекая при этом собственную выгоду со стороны окружающих (внимание, сочувствие, участие).

Симптомы истерического невроза

В отличие от психопатии, проявления истерии проявляются максимально ярко при условии участия других людей. Для нее характерна демонстративность — неотъемлемое условие проявления истерического невроза. Жалобы пациента и проявления заболевания не основываются на органических изменениях. Все симптомы психической патологии так же внезапно заканчиваются, как и начались.

Клиническая картина истерического невроза характеризуется пестротой и полиморфностью. Наблюдаются двигательные нарушения: тремор пальцев, нарушенная координация, потеря голоса (афония). Зачастую демонстрируются мышечные тики (гиперкинез) и судороги. При этом, все симптомы усиливаются при медицинском осмотре педиатра, терапевта, невролога и других специалистов.

Истерическую афонию отличает звучное покашливание на фоне отсутствия голоса. При возникшем на фоне истерии заикании пациент не испытывает неудобство и стеснение. Паралич при истерии никогда не сопровождается атрофией тканей (разница с ишемическим инсультом). Главное отличие такого паралича в его локализации: пациент указывает на слабость или неподчинение мышц на руке до локтя или на ноге до колена, что несовместимо с органическим поражением неврологического характера.

Тяжелая форма заболевания может проявляться частичным (парез) или полным параличом конечностей и мышц языка. В основе двигательных расстройств отсутствует органическая патология, нарушение моторики кратковременно и зависит от душевного спокойствия пациента. Желание привлечь к себе максимум внимания стимулирует пациента на ложные обмороки, демонстративное заламывание рук, сбитое дыхание и метания. Однако, если удастся переключить внимание пациента с его персоны на другой объект, двигательные нарушения либо сильно ослабнут, либо вовсе исчезнут.

Сенсорные нарушения могут проявляться как снижением или отсутствием чувствительности (гипестезия, анестезия), так и ее усилением (гиперестезия). При этом характерно распространение подобных признаков: пациенты ограничивают зону онемения областью перчаток, носков, жилетки и т. д. Зачастую возникают специфические боли — беспричинная болезненность в любой части тела.

Частым проявлением истерической реакции являются внезапно возникшая глухота или слепота (одно- или двухсторонняя). Пациенты могут проявлять извращенное цветоощущение и сужение полей зрения, однако это совершенно не мешает им адекватно ориентироваться в пространстве. Глухота зачастую сочетается с парестезией/анестезией ушной раковины.

Вегетативные проявления ограничиваются фантазией пациента. Он может жаловаться на боли в любом внутреннем органе, чаще всего это ЖКТ и сердце. Иногда пациенты отказываются от еды по причине ложного спазма пищевода. Тошнота, боли в животе, позывы к рвоте, боль в сердце, затрудненное дыхание, сердцебиение или замирание сердца не имеют под собой основы; патологических изменений в этих органах, способных вызвать подобную симптоматику, в большинстве случаев нет.

Пациент может жаловаться на жжение и зуд кожи, в качестве подтверждения демонстрируя врачу расчесы на руках и ногах. Практически всегда больные отмечают головокружение и головную боль, объясняя это патологией в мозге. Иногда пациенты имитируют симптомы аппендицита и бронхиальной астмы.

Резкое ухудшение состояния (припадок) при истерии очень похож на проявление эпилепсии. Любая, психологически трудно воспринимаемая пациентом ситуация — ссора, неприятная новость, отказ окружающих исполнить желание больного — заканчивается театрализованным припадком. Этому могут предшествовать головокружение, тошнота и другие признаки псевдоухудшения состояния.

Больной падает, изгибаясь в дугу. При этом пациент всегда упадет «правильно», стараясь максимально обезопасить себя от травмирования. Махая руками и ногами, ударяясь головой о пол, бурно проявляя свои эмоции слезами или смехом, пациент изображает невыносимое страдание. В отличие от эпилептика, истерик не теряет сознание, сохраняется реакция зрачков. Громкий окрик, орошение лица холодной водой или пощечина быстро приведут больного в чувство. Также больного выдает цвет лица: при эпилептическом припадке лицо багрово-синюшное, а при истерии — красное или бледное.

Читайте также  Физиология пищеварения у детей раннего возраста и особенности развития гипотрофии

Истерический припадок в отличие от эпилептического никогда не случается во сне. Последний всегда происходит прилюдно. Если публика перестает обращать внимание на конвульсии истерика или удалится, припадок быстро закончится. После приступа больной может проявлять амнезию, вплоть до незнания собственных имени и фамилии. Однако и это проявление краткосрочно, восстановление памяти происходит достаточно быстро, так как неудобно для самого пациента.

Истерия — «великая симулянтка». Пациент ярко рассказывает о своих жалобах, чрезмерно демонстрируя их подтверждение, однако при этом проявляет эмоциональное равнодушие. Можно подумать, что больной получает удовольствие от множества своих «болячек», при этом считая себя сложной натурой, которая требует пристального всестороннего внимания. Если пациент узнает о каких-либо проявлениях болезни, ранее у него отсутствующих, с большой вероятностью эти симптомы появятся.

Диагностика истерического невроза

Истерия — перевод пациентом своих психологических проблем в физическое русло. Отсутствие органических изменений на фоне серьезных жалоб является основным признаком в диагностике истерического невроза. Чаще всего пациенты обращаются к педиатру или терапевту. Однако при подозрении на истерию больного направляют к неврологу. При всем разнообразии проявлений истерического невроза врач находит несовпадения между симптомами и реальным состоянием организма. Хотя нервное напряжение пациента может вызвать некоторое усиление сухожильных рефлексов и тремор пальцев рук, постановка диагноза «истерический невроз» обычно не составляет труда.

Важно! Припадки у детей до 4 лет, желающих добиться исполнения своего желания, являются примитивной истерической реакцией и также обусловлены психологическим дискомфортом. Обычно аффективные припадки самостоятельно исчезают к 5 годам.

Инструментальные исследования проводятся для подтверждения отсутствия каких-либо органических изменений со стороны внутренних органов. КТ позвоночника и МРТ спинного мозга назначают при двигательных расстройствах. КТ и МРТ головного мозга дают подтверждение отсутствия органической патологии. К ангиографии сосудов головного мозга, реоэнцефалографии, УЗДГ сосудов головы и шеи прибегают для исключения сосудистой патологии. ЭЭГ (электроэнцефалография) и ЭМГ (электромиография) позволяют подтвердить диагноз истерии.

При истерии данные вышеуказанных исследований опровергнут патологию структур головного и спинного мозга. В зависимости от жалоб, которые пациент подтверждает теми или иными внешними проявлениями, невролог принимает решение назначить консультацию нейрохирурга, эпилептолога и других специалистов.

Лечение истерического невроза

Суть лечения истерии заключается в коррекции психики пациента. Одной из таких методик является психотерапия. При этом врач не уделяет чрезмерного внимания жалобам больного. Это лишь спровоцирует учащение истерических припадков. Однако полное игнорирование может привести к тем же результатам. Обязательны повторные курсы психотерапии с выявлением истинной причины возникшего состояния. Психолог или психотерапевт, используя внушение, поможет пациенту адекватно оценивать себя и происходящие события. Важное значение при истерии уделяется трудотерапии. Привлечение пациента к труду, поиски нового хобби отвлекают больного от невротического состояния.

Медикаментозное лечение в основном сводится к назначению общеукрепляющих средств. При повышенной возбудимости целесообразно назначение препаратов на основе лекарственных трав (валерьяна, пустырник), брома. В некоторых случаях оправдано применение транквилизаторов в малых дозах и краткосрочными курсами. При установлении инсомнии (продолжительной бессонницы) назначают снотворные.

Прогноз и профилактика истерического невроза

Прогноз для жизни таких больных вполне благоприятный. Более длительного наблюдения требуют пациенты с признаками анорексии, сомнамбулизма и попытками суицида. Более длительное, а порой и затяжное лечение требуется больным художественного типа и с явлениями истерии, зародившимися в детском возрасте. Более неблагоприятный исход наблюдается при сочетании истерического невроза с органическими поражения нервной системы или тяжелыми соматическими болезнями.

Профилактика истеричного невроза включает в себя мероприятия по предупреждению нарушения психики и нервных процессов, а также укреплению и подготовке нервной системы к перенапряжениям. Эти мероприятия особенно важны в отношении людей художественного типа и детей.

Необходимо несколько ограничить воображение и фантазии ребенка, попытаться создать для него спокойную обстановку, привлечь к спорту и пребыванию со сверстниками. Не следует постоянно потакать капризам и окружать чрезмерной заботой. Важную роль в предотвращении развития истерического невроза играет правильное воспитание малыша и формирование полноценной личности. Самому же пациенту не стоит игнорировать свои психологические проблемы, быстрое их решение устранит стрессовую ситуацию и не позволит укорениться психопатии.

Истерия у детей

Истерия – это группа неврологических и психиатрических нарушений, развивающихся у людей, склонных к чрезмерно выраженному эмоциональному восприятию событий и внутренних переживаний. В случае истерии это ведет к возникновению симптомов, имитирующих реально существующие заболевания (то есть у конкретного человека этого заболевания нет), например, отсутствие мышечной силы в ногах, слепота, онемение кожи, потеря памяти. Главной особенностью истерических расстройств является отсутствие структурных изменений в органах, тканях и нервных волокнах, то есть развитие симптомов и жалоб обусловлено психическими нарушениями. Важно понимать, что человек с истерией не является симулянтом, так как в силу особенностей психики не осознает, насколько реально его заболевание или нарушение, что требует крайне осторожного и бережного отношения к нему. Скептическое и недоверительное отношение к жалобам человека с истерией усиливает ее проявления.

  • Взрослые
  • Дети
  • Беременные
  • Акции
  • Симптомы
  • Формы
  • Причины
  • Диагностика
  • Лечение
  • Осложнения и последствия
  • Профилактика

Симптомы истерии у ребенка

  • Показательно-драматичное поведение человека (поступки человека импульсивны, он возбужден, при разговоре зациклен на какой-либо психотравмирующей ситуации (например, смерть близкого, причиненная пациенту обида)), склонность к чрезмерно сильному эмоциональному переживанию ситуаций.
  • Возникновение неврологических симптомов (признаков) на фоне внезапного или длительно текущего стресса (смерть близкого, причиненная пациенту обида и т.п.):
    • слабость в мышцах (чаще рук или ног): характерно отсутствие переживаний по поводу двигательного дефекта, что отличает истерический паралич (снижение или отсутствие мышечной силы) от органического (то есть связанного со структурными поражениями);
    • онемение кожи конечностей или тела — при этом онемевшие участки располагаются рядом с участками кожи без нарушений чувствительности;
    • шаткость походки: человек ходит сильно раскачиваясь;
    • боли, не уменьшающиеся при введении обезболивающих препаратов или уменьшающиеся, если сказать, что такой препарат введен, но не вводить;
    • слепота на один или оба глаза;
    • глухота на одно или оба уха;
    • отсутствие речи: при этом человек не говорит, но показывает на губы, сообщая, что речь невозможна;
    • потеря памяти на какой-либо промежуток времени, чаще всего содержащий психотравмирующее событие;
    • судорожные припадки: приступ непроизвольных движений в руках и ногах с мнимой потерей сознания. В отличие от настоящих судорожных припадков, истерические не возникают ночью, при их возникновении человек не падает, а медленно опускается на землю (будто бы щадит себя). Также при истерических судорожных припадках не бывает непроизвольного мочеиспускания и прикусывания языка;
    • отсутствие сознания: человек при этом не реагирует на окружающее, отсутствует речь и открывание глаз, нет реакции на оклик и болевые раздражения. Длительность отсутствия сознания может различаться у разных пациентов, начиная от нескольких минут до нескольких дней.

Формы истерии у ребенка

Причины истерии у ребенка

Врач педиатр поможет при лечении заболевания

Диагностика истерии у ребенка

  • Анализ жалоб и анамнеза заболевания:
    • что предшествовало возникновению неврологических симптомов (слепота, глухота, отсутствие речи, отсутствие сознания, слабость в конечностях);
    • были ли раньше или имеются ли сейчас в жизни человека какие-либо психотравмирующие ситуации (например, смерть близкого, причиненная обида): необходимо либо узнать у кого-то из близких, либо деликатно спросить у больного.
  • Неврологический осмотр: поиск неврологических признаков, которые подтвердили бы наличие органической (т.е. связанной со структурными нарушениями) патологии (нистагм (колебательные движения глазных яблок), патологические рефлексы (возникают только при органических поражениях головного мозга), вегетативные нарушения кожи в области онемения (истончение кожи, сухость ногтей) и др.). При отсутствии признаков органической патологии должно возникать подозрение на истерическую природу симптомов.
  • Осмотр психиатром: оценка психического статуса человека, наличия у него острого или хронического стресса.
  • ЭНМГ (электронейромиография): метод позволяет оценить электрическую активность мышц и проведение импульсов по нервным волокнам. В случае истерии какие-либо нарушения отсутствуют.
  • ЭЭГ (электроэнцефалография): метод оценивает электрическую активность разных участков головного мозга, которая изменяется при различных заболеваниях. При истерии изменения отсутствуют.
  • МРТ (магнитно-резонансная томография) или КТ (компьютерная томография) головы: позволяет послойно изучить строение головного мозга, опровергнуть нарушение структуры его ткани.
  • Возможна также консультация детского невролога, психиатра

Лечение истерии у ребенка

  • Деликатное отношение к состоянию больного: необходимо относиться к жалобам пациента без скепсиса и недоверия, стараясь понять причину возникших нарушений.
  • Лечение у психиатра: используется психотерапия (беседа в доверительной обстановке, попытка врача тщательно и подробно узнать причину беспокойства человека, выявить внутри- и межличностные конфликты и разрешить их) и лекарственные препараты (успокоительные, антидепрессивные).

Осложнения и последствия истерии у ребенка

  • Нарушение социальной адаптации из-за возникающих неврологических нарушений (слепота, глухота, отсутствие речи, слабость в конечностях, потеря памяти, шаткость походки).
  • Депрессия (крайняя степень эмоциональной подавленности).

Профилактика истерии у ребенка

  • Своевременное разрешение конфликтных ситуаций дома и в школе.
  • Консультативная помощь психолога или психиатра при возникновении неразрешимых внутри- или межличностных конфликтов.
  • Успокоительные лекарственные препараты (по назначению врача).
  • Достаточный сон (не менее 8 часов в сутки).
  • Прогулки на свежем воздухе (не менее 1-го часа в день).

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Необходима консультация с врачом

  • Авторы

Дяченко Алексей Олегович, врач-невролог.

Певцова Анастасия Владимировна, врач-методист, акушер-гинеколог, медицинский редактор.

Подоляк Анжелика Алексеевна, редактор.

Что делать при истерии?

  • Выбрать подходящего врача педиатр
  • Сдать анализы
  • Получить от врача схему лечения
  • Выполнить все рекомендации
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: