\

Каким образом можно предотвратить ночные страхи у ребенка?

Ребенок боится идти в поликлинику. Как победить страх

Это нормально? Что делать? Как предотвратить?

В многообразии эмоциональных состояний (радость, печаль, гнев и т. д.) переживание страха детьми занимает особое место. Внешняя обстановка, окружающая среда влияют на эмоциональное состояния ребенка. Выдающийся ученый В.М Бехтерев, указывал на необходимость не оставлять без внимания исключительную впечатлительность и эмоциональную чувствительность ребенка. С другой стороны, ребенку необходимо научиться противостояния страху «нужно научиться страшиться, чтобы не погибнуть либо оттого, что тебе никогда не было страшно, либо оттого, что ты слишком отдаешься страху; поэтому тот, кто научился страшиться надлежащим образом, научился высшему» (С.Кьеркегор).

Абсолютно естественным в возрасте от одного года до трех лет является появление у ребенка страха неожиданных резких звуков (обусловлен инстинктом), одиночества, потери эмоционального контакта с матерью (особенно при посещении яслей), боли, уколов и медработников. Страх идти в поликлинику типичен для детского возраста. И если к детским страхам правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего детские страхи исчезают бесследно.

Существует две линии развития страхов у детей:

  • Страхи, развивающиеся на основе собственного опыта ребенка;
  • Страхи, заимствованные от окружения, внушенные.

Специалисты сошлись во мнении, что чаще всего детские страхи являются внушенными. Родители и другие люди, воспитывающие ребенка, выступают в качестве источников внушенных страхов. Ребенок может, еще не осознавая опасности ситуации, но уловив сильную тревогу в голосе взрослого, сам начать испытывать страх. Поэтому психологическое консультирование, информирование родителей является наиболее эффективным, так как направлено на устранение причины, проблемы детского страха.

Как избежать появление страха (уменьшить страх)

посещения поликлиники, врача у ребенка:

Самое важное! Ребенка никогда не следует пугать ради послушания ничем и никем: ни врачом, ни уколом, ни жгучей мазью. Пугать чем-либо — значит пугать смертью! Воспитание страхом — жестокое воспитание. Последствия его — тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.

Познакомьте ребенка с поликлиникой вначале через ролевую игру. Полечите игрушки, создайте хорошее настроение.

Понятным для ребенка языком объясните, зачем нужны медицинские процедуры. Ваше объяснение поможет терпимее относиться к процедурам.

Грамотно собираемся в поликлинику:

Заранее продумайте время посещения врача. Голодный или сонный ребенок вряд ли будет в восторге от врачебного осмотра.

  • Не обманывайте ребенка! Скажите ему правду, ведь ребенка пугает не столько сама боль, а неизвестность. К примеру, не утверждайте, что врач только посмотрит его, если на самом деле предстоит прививка. Иначе в следующий раз ребенок откажется выходить из квартиры, даже если вам понадобится просто взять справку.
  • По возможности, приобретите перед визитом к врачу увлекательную книжку, игрушку, это позволит отвлечь ребенка и создаст хорошее настроение или возьмите с собой любимую игрушку ребенка.
  • Поведение в поликлинике:

    Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Фразу: «Посмотри, этот мальчик храбрый, сидит тихо и не позорит свою мать» — исключить. Лучше использовать: «Когда ты был чуточку младше, ты совсем не боялся прививок. Даже тетя-медсестра говорила, что ты у меня очень смелый».

    Сохраняйте самообладание. Благодаря сильной эмоциональной связи ваш ребенок отлично понимает мамино состояние, и любая нервозность передается ему мгновенно. Сохраняйте спокойствие, не заражайте его негативными переживаниями, а если волнения не избежать, попросите отвести в поликлинику бабушку, дедушку или отца.

  • Зайдя в кабинет, в первую очередь познакомьте ребенка с педиатром (врачом): «Посмотри, это тетя Катя. Она очень добрая и ласковая. Ты с ней подружишься!»
  • Награда за смелость.
  • Ребенок боится идти к врачу. Что делать?

    Не относитесь к страхам ребенка как к капризам, тем более не ругайте и наказывайте ребенка за «трусость».

  • Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете.
  • Приобретите игрушечный набор с медицинскими инструментами. Использовать игру или инсценировки. На роль пациентов возьмите кукол, которым требуется ощупать животики, осмотреть горло, взять кровь на анализы. По ходу игры подсказывайте, как выполнять различные процедуры, и вместе радуйтесь «поправившимся» игрушкам.
  • Сочините вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха больницы. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.
  • Нарисуйте страх – это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. После того как ребенок нарисует, следует сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять. Делать все это необходимо вместе с ребенком, не забывая все время хвалить его, говорить, какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.
  • Следует отметить, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и чаще всего носят возрастной характер, но оставлять детский страх без внимания не стоит. Если страх болезненно заострен и сохраняется длительное время визит к психологу стоит запланировать на самое ближайшее время.

    Одним из успешных направлений в коррекции страхов у детей является песочная терапия. Именно в процессе песочной игры ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, игра с песком освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

    Опытные психологи Центральной поликлиники КБ № 122 готовы оказать вам и вашему ребенку разнообразный спектр психологических услуг: диагностика, коррекция поведения, консультация по вопросам детского развития, песочная терапия, игровая и сказкотерапия; помощь родителям в подборе индивидуального стиля воспитания.

    Относитесь с любовью и вниманием к своему ребенку, ведь для преодоления своего страха малышу очень пригодится ваша поддержка и участие!

    С заботой о вас и вашем ребенке

    Записаться на консультацию к медицинскому психологу

    10 признаков стресса у ребенка

    Школа или сад, кружки и секции, потоки информации и новых впечатлений, да еще и потоки требований со стороны родителей и педагогов. Неудивительно, что многие современные дети, даже совсем маленькие, находятся в постоянном стрессе. Как же распознать его признаки?

    Слово «стресс» английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

    Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.

    Как проявляется стресс, и как помочь ребенку?

    1. Регресс

    Это означает возвращение к формам поведения раннего детства: ребенок начинает сосать палец, плачет, когда уходит мама, мочится в постель , виснет на взрослых, постоянно требует внимания.

    Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.

    2. Страхи

    Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

    Что делать? Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование – оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять истоки страха , либо незаметно подслушайте разговоры ребенка с игрушками.

    3. Агрессивность

    Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, драться , швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.

    Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

    4. Перепады настроения

    Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше частые истерики или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

    Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном.

    Читайте также  Десятидневная диета поможет похудеть на 5 кг за 10 дней

    5. Проблемы со здоровьем

    Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, расстройство кишечника , сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.

    Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

    6. Беспокойный сон

    При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.

    Что делать? От беспокойного сна помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.

    7. Снижение успеваемости

    О том, что ребенок находится в плохом психо-эмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

    Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей. Не ограничивайтесь дежурным вопросом «Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

    8. Быстрая утомляемость

    Плохая концентрация внимания и запоминания , трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

    Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

    9. Изоляция

    Состояние психологического стресса может проявляться у ребенка в боязни контактов , стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

    Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).

    10. Компульсивные признаки

    Показателями стрессового состояния у ребенка являются и наматывание волос на пальцы, а также покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами,ночное и даже дневное недержание мочи, заикание.

    Что делать? Помочь ребенку пережить стресс может адекватная физическая нагрузка: ежедневные прогулки, пробежки, езда на велосипеде, утренняя зарядка. Ребенок должен иметь возможность выплеснуть эмоции и полноценно отдохнуть, расслабиться после тяжелого дня.

    Если ситуация выходит из-под контроля, не пренебрегайте помощью детского психолога и невролога.

    Каждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например, хроническому неврозу ), но и отразиться на формировании его личностных качеств.

    Ночные кошмары, страхи

    Ночные страхи и кошмары – нарушения сна, наиболее часто встречающиеся в детском возрасте.

    Ночные страхи происходят во время медленного сна поздним вечером. Они, как правило, происходят, когда дети переходят в фазу «быстрого» сна или просыпаются.

    Ночные страхи выглядят очень впечатляюще и пугающе. Ребенок крепко спит и вдруг начинает кричать. Лицо становится красным, он потеет, что отражает повышение активности вегетативной нервной системы. Сердце бешено стучит. Он может даже выпрыгнуть из постели, как будто убегая от какого-то невидимого монстра. Он безутешен, а если его разбудить – дезориентирован, не узнает родителей, дом. Но в конце концов, через 10-20 минут, ребенок засыпает и утром не будет помнить о том, что произошло.

    Ночные страхи характерны для детей в возрасте 2-4 лет, частота явления составляет от 1,5 до 6,5 % детей в этом возрасте.

    Ночные страхи

    Причины ночных страхов у детей:

      • Генетическая предрасположенность; если один (или оба) из родителей страдал в детстве или страдает сейчас от ночных страхов, вероятность, что ночные страхи будут преследовать и ребенка, довольно велики.
      • Ночные страхи испытывают дети с врожденной нервно-соматической ослабленностью: повышенной чувствительностью, неустойчивостью настроения, нарушенным обменом веществ, частыми заболеваниями, заиканием, тиками.
      • Избыток дневных впечатлений.
      • Психологические причины: ранняя разлука с матерью, тревожные расстройства, психические травмы, испуги, напряженная беспокойная обстановка в семье, конфликты, агрессия по отношению к ребенку.

    Ночные кошмары

    Кошмары отличаются от ночных страхов. Они возникают во время «быстрого» поверхностного сна, приводят к внезапному пробуждению и эмоциональному стрессу.

    Во время кошмаров ребенок может испытывать не только обычный страх и беспокойство, но и другие сильные эмоции: грусть, гнев, отвращение.

    Кошмары, как правило, происходят ранним утром, в отличие от ночных страхов, происходящих поздним вечером. Дети обычно хорошо помнят детали сна, могут подробно описать события сновидения.

    В отличие от ночных страхов, дети, которым приснился кошмар, просыпаются полностью и испытывают трудности с засыпанием из-за стресса. Отсутствуют такие симптомы как покраснение и потоотделение при пробуждении. Но как и при возникновении ночных страхов у ребенка повышается частота сердечного ритма.

    Кошмары чаще всего испытывают дети в возрасте между 5 и 10 годами, а затем частота проявления значительно снижается. Ночные кошмары переживает хотя бы раз каждый третий ребенок.

    Причины ночных кошмаров у детей:

    • Подобно ночным страхам, плохой сон может увеличить частоту кошмаров.
    • Генетическая предрасположенность к ночным кошмарам (их наличие у родителей).
    • Частота ночных кошмаров может увеличиваться в связи со страхом снова испытать кошмар, ребенок не может переключиться, находится в ожидании очередного кошмара.
    • Разлука со значимым взрослым, матерью (психическая депривация) в первые годы жизни может послужить причиной для ослабления или потери чувства безопасности у ребенка, стать почвой для возникновения кошмаров в будущем.
    • Недостаточная игровая активность детей, особенно в общении со сверстниками.
    • Несчастные случаи, испуги, серьезные заболевания и операции, сопровождаемые страхом смерти.
    • Неблагоприятная ситуация в семье, стресс, травматические события, эмоциональный шок, потрясения могут вызывать кошмары. О наличии психологических причин говорит частота кошмарных снов, однотипность по смыслу, навязчивость.

    Мальчику 5 лет часто снятся кошмары, сюжеты похожи: «разбилось окно», «в доме вылетели все стекла», «выпал из окна», «в окно бросили камень». Во сне постоянно происходит что-то неприятное, окно не защищает, избежать опасности нельзя даже у себя дома, ощущается безысходность. При работе с семьей выяснилось, что родители в длительное время находились в сложных отношениях: конфликты, ссоры, напряженная атмосфера, а после развода ребенка отдали бабушке. Длительный стресс и психическая травма нашли отражение в детских ночных кошмарах.

    • Гусева Галина Павловна Психолог/психотерапевт
    • Толпина Инна Абрамовна Психолог/психотерапевт
    • Федотова Элина Леонидовна Психолог/психотерапевт
    • Нестеренко Маргарита Александровна Психолог/психотерапевт
    • Рыбакова Ирина Александровна Психолог/психотерапевт
    • Кошкина Екатерина Владимировна Психолог/психотерапевт
    • Веселова Юлия Викторовна Психолог/психотерапевт
    • Мизинова Анна Викторовна Психолог/психотерапевт
    • Старостина Оксана Дмитриевна Психолог/психотерапевт
    • Анискина Софья Андреевна Психолог/психотерапевт
    • Шустова Наталья Васильевна Психолог/психотерапевт
    • Баранова Жанна Владимировна Психолог/психотерапевт

    Что делать, если ребенок боится спать ночью?

    Что надо делать во время приступа ночных страхов у ребенка.

    Оказывается, ночные страхи встречаются довольно часто. Но раньше я никогда о них не слышала и ничего не знала. О ночных страхах не слышали ни мои подруги, ни их родители, ни участковый врач и фельдшер «скорой помощи»! Мне пришлось столкнуться с ними лично. Но обо всем по порядку.

    Однажды ночью я услышала плач из комнаты дочки и подумала, что ей приснился плохой сон.

    «Мама! Мама!» — бубнила дочка и плакала. Прибежав в комнату, я увидела, что дочка не спит, а уже сидит на кровати. Глазки широко открыты. Я не придала этому большого значения. Положила обратно в кроватку, стала гладить ребенка по головке, успокаивать. Через минуту дочка спала.

    Я уже и думать забыла об этом происшествии. Но через неделю я положила приболевшую дочку спать днем. Температура у нее была небольшая, но противная — 37,7. Уснула она быстро. Примерно через 1,5 часа дочка села на кровати и сказала: «Я проснулась, больше не хочу спать». И заплакала. Я удивилась: «Ну, не спи». Дочка не ответила, но стала плакать еще громче. Плач превратился в крик. Я попыталась ее успокоить, но в этот момент соседи начали стучать. Дочка перепугалась. Начала визжать, вырываться, кричать: «Соседи! Соседи!» Что со мной было, вы не представляете. Я схватила ее на руки, стала успокаивать. Она вырывалась, звала меня. Глаза были широко открыты, но она меня не видела. Смотрела на меня, но видела соседей! Потом вырвалась, стала ползать по кровати, я пыталась взять ее на руки, но она встала и побежала в другую комнату. Она кричала: «Соседи! Соседи! Мама!» Я взяла ее на руки, стала укачивать. Через минуту дочка успокоилась, закрыла глаза. Меня трясло полдня. В этот день пришел участковый, вызывала из-за температуры, чтобы послушал легкие. Доктор сказал, что не знает что это.

    — Видимо, что-то приснилось.

    — Но она же не спала!

    — Попробуйте давать успокоительно на ночь.

    Врач ушел. Сначала я хотела посмотреть в Интернете, что это, но не знала, как набрать в поиске. Поэтому я стала звонить подругам. Они ничего о таком не слышали. Кто-то сказал, что надо сходить к невропатологу. Утром я записала дочь к невропатологу. Но ждать нужно было две (!) недели. Следующую неделю ничего такого не было. Дочка выздоровела, пошла в садик.

    Однажды в гости ко мне пришла подруга с маленьким сыном (1,5 года). Вернее, она пришла не в гости. У нее дома были мыши. Не смейтесь. Именно мыши. Подруга просто панически их боялась. Муж ее задерживался. А мыши бегали по квартире. Поэтому подруга пришла ко мне. Было уже 9 часов вечера. Дети расшумелись. Еле успокоили. Уложили спать. Было где-то 10 часов, начало 11. Детки уснули мгновенно. В 12 часов я услышала крик. Дочка звала меня. Глаза открыты, но меня не видит. Я схватила ее на руки. Стала укачивать. Она вырывалась. Я говорила ей разные слова. Но крик стал сильнее. Я отдала вырывающуюся дочь мужу и позвонила 03. Там меня обо всем расспросили. Дочка все это время кричала, и они это слышали, через 5 минут бригада выехала, а меня. Соединили с врачом-педиатром, который посоветовал нам умыть ребенка холодной водой!! Вы даже представить не можете, что стало с малышкой, когда ее умыли! Она так перепугалась, что у нее началась настоящая истерика. В общем, с горем пополам, через 5 минут дочка успокоилась. Через 40 минут приехала «скорая». Врач сказал нам, что это, скорее всего, опухоль мозга. Представляете, услышать такое. Я была в шоке. Такого диагноза никак не ожидала услышать. Утром я в слезах позвонила подруге. Она учится на психолога. Та меня успокоила и сказала, что нашла наше «заболевание» в Интернете. «Это ночные страхи», — сказала она. Мне стало смешно: «Ты что? Ты когда-нибудь видела, чтобы ночные страхи так проявлялись?» «Не кошмары! Страхи! Это совсем другое», — сказала мне подруга и 3 раза прочитала о страхах (у нас не было Интернета в тот момент). Только тогда я поверила, что у нас нет ничего страшного.

    Ночные страхи — нормальное явление. Выглядит «приступ» ужасно, но ничего страшного в нем нет. Что же такое «ночные страхи»? Как проявляются? Что делать? Я напишу об этом своими словами.

    Ребенку снится плохой сон. Ночные страхи снятся в фазу медленного сна. Ночные кошмары — в длинную фазу. Именно поэтому ребенок помнит кошмары, но не помнит страхов. Он не может сказать, что его напугало. Ребенок просыпается, но не полностью, а частично. Глаза открыты широко, но он по-прежнему вас не видит. Малыш сильно плачет, что-то бормочет, может даже бегать по комнате. Обычно страхи бывают у детей до 7 лет. Их не должно быть во время дневного сна. У нас они были пару раз днем на фоне температуры. Чаще всего это бывает на фоне очень высокой температуры. Организм моей дочери реагирует так даже на не очень высокую температуру. Почему это происходит, нам не сказали. Ночные страхи могут длиться до получаса. Ребенка невозможно разбудить. Он пугается людей и предметов, находящихся в комнате. Утром малыш не помнит, что с ним произошло.

    Что я делала неправильно во время приступа?

    • Брала ребенка на руки.
    • Умывала (один раз по совету врача).

    Что надо делать?

    • Положить малыша обратно в кроватку и мягко удерживать, если ребенок будет бегать по комнате, он может удариться, а это испугает его еще больше.
    • Тихо успокаивать, гладить по головке.
    • Не включать яркий свет в комнате. Мою дочку он испугал.

    Что мы делали, чтобы страхи прекратились:

    • Временно перестали приглашать домой детей. Дочка у меня очень эмоциональная и активная. Быстро возбуждается.
    • Не показывала никаких мультфильмов и фильмов, где есть хотя бы намек на драку, ужасы, колдовство. Совсем исключила иностранные мультики, хотя и так смотрели их очень мало.
    • Стала больше времени проводить с дочкой вечером перед сном.
    • Перед сном только спокойные игры.
    • Вовремя укладывала спать.
    • Обязательный сон днем. Если днем не спала, иногда бывали страхи.

    Надеюсь, мой рассказ поможет кому-нибудь. Недавно я была в поликлинике. Брала справку у врача и слышала, как бабушка описывала те же самые «симптомы». Пожилая женщина спрашивала у врача о том, что это. А педиатр задавала один и тот же вопрос: «А что говорит ребенок? Чего она боится?» Бабушка пыталась объяснить, что ребенок ничего не говорит. Я поняла, что этот педиатр тоже не знает правильного «диагноза». Хочется верить, что когда-нибудь у нас будут более грамотные врачи. Тогда мамам не придется искать ответ в Интернете, обзванивать подруг и родственников в поисках нужного ответа.

    Сейчас доченьке почти 4 года. Страхов не было уже больше двух месяцев.

    БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ДЕТСКИМ ПРОБЛЕМАМ, ИЛИ КОГДА НАСТУПАЕТ НОЧЬ

    О наиболее распространенных видах нарушения поведения у детей, причинах возникновения заболеваний, механизмах их развития, способах диагностики и критериях выбора коррекционной терапии нарушений поведения рассказывает Ольга Быкова, д.м.н., главный научный сотрудник НПЦ Детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы.

    Причинами расстройств поведения становятся как внешние социальные факторы, так и физиологические и психологические особенности ребенка. Одна их самых популярных жалоб родителей — это расстройство поведения, ассоциированное с нарушением сна и засыпанием у их детей. После шестимесячного возраста архитектура сна младенцев начинает походить на взрослую. Сон начинает структурироваться и консолидироваться в один непрерывный ночной эпизод к первому году жизни, количество дневного сна постепенно снижается на протяжении первых трех лет жизни. Эти особенности и переменчивые потребности в сне у детей первых лет жизни тоже обуславливают свои жалобы.

    Чаще всего неврологам жалуются на парасомнию — двигательные, поведенческие или вегетативные феномены, возникающие в специфической связи с процессом сна, но необязательно связанные с его расстройством. Для парасомнии характерно влияние наследственности. Если у ребенка отмечается снохождение и сноговорение, родители говорят, что и у них случались в детстве такие же расстройства. Диагноз «парасомния» чаще всего ставится на основе тщательного изучения анамнеза и тех жалоб в динамике, которые предъявляют неврологу.

    Наибольший интерес представляет группа парасомнии, связанная с нарушением пробуждения. Это снохождение, сноговорение, ночные страхи, конфузионное пробуждение или то, что называется синдромом сонного опьянения. Случаи снохождения у детей в возрасте от 3 до 10 лет составляют 14%, тогда как у взрослых — 1%.

    Считается, что особенность высокой частоты парасомнии у детей связана с тем, что в детском возрасте становление структур управления фазами сна недостаточно стабильно, возникает ситуация смешивания феноменов (сон — это динамическое состояние, которое представляет собой закономерное чередование нейрофизиологических стадий и фаз, а также гармоничность этих переходов для ощущения сна как непрерывного процесса). Когда одна фаза не гармонично перетекает в другую, когда они накладываются друг на друга, возникают такие клинические феномены, которые специалисты называют парасомнией. Наиболее это заметно на примере снохождения, когда есть электрофизиологические паттерны, характерные для бодрствования, когда человек совершает двигательные стереотипы, а при этом поведенческая картина характерна для медленного сна.

    Ночные страхи возникают примерно через 90 мин. от начала засыпания и проявляются в 3–4-й стадии сна без быстрого движения глаз, ребенок внезапно садится и начинает плакать или кричать. Продолжается эпизод ночных страхов около получаса, сопровождается тахикардией, учащенным дыханием. Чаще всего ночным страхам подвержены дети от 3 до 8 лет. Их нужно отличать от ночных кошмаров. Ночные страхи — это чаще всего признак стресса, переутомления. Эта проблема сопряжена с тем, что ребенок декомпенсирован по нагрузкам, эмоциональному напряжению. Пугаться в этом случае родителям не нужно, в отличие от ночных кошмаров, которые детьми помнятся и повторяются, и далеко не всегда внешне проявляются такими бурными клиническими проявлениями.

    Снохождение и сноговорение — это чаще всего расстройства детей школьного возраста, чаще встречаются у мальчиков, сопровождаются энурезом. Активность ребенка, который ходит во сне, может варьировать просто от бесцельного беспокойства в постели до хождения по дому, совершения достаточно сложных двигательных актов. С точки зрения неврологии эта ситуация опасна лишь тем, что во время снохождения ребенок может получить травму. Во время снохождения нужно минимально вмешиваться в ситуацию, не пытаться ребенка разбудить. Такой тип поведения обычно проходит с возрастом, не требует вмешательства, кроме обычных мер предосторожности.

    Метод коррекции — это пробуждение по расписанию, когда родители ведут дневники, в которых фиксируют время эпизодов снохождения. На основе этих данных будят ребенка примерно за 10–15 мин. до предполагаемого сомнамбулического эпизода. Продержать ребенка в состоянии бодрствования нужно около 5 мин. 80% детей, которые страдают сомнамбулизмом, такая методика может избавить от снохождения.

    Ночной энурез относится к парасомнии, поскольку сопряжен с нарушением картины полисомнографии. Когда врачи назначают ребенку ночное высаживание на горшок, родители считают, что разбуживание нарушает качество ночного сна, поэтому стараются отвести ребенка в туалет, чтобы он неосознанно это делал. Но надо ребенка разбудить, у большого процента детей ночные высаживания в сочетании с сигналами влажности дают возможность избежать назначения психотропных препаратов и улучшить качество их жизни.

    Нарушение инициации и поддержания сна. Это проблема встречается у детей школьного возраста, она основана на их поведенческих особенностях, присущих кризису раннего возраста. Такие дети не имеют твердых педагогических ограничений, они, исследуя границы возможного, требуют еще одну конфету, еще один мультик. Постепенно растягивая процедуру засыпания, они могут добиться грубого нарушения режима. Здесь вопрос исключительно педагогический. Процесс отхода ко сну требует стабилизации и создания ритуала. В подростковом возрасте, когда родительский контроль уменьшается, возникает еще одна проблема — синдром задержки фазы сна (задержка привычки засыпания, когда подросток поздно ложится, утром с трудом встает, долго собирается). Инверсия сна и бодрствования может привести к нетрудоспособности подростка.

    И ПЕДАГОГИКА, И АНАТОМИЯ

    Расстройства поведения, ассоциированные с нарушением формирования контроля тазовых функций. Это проблема, с которой часто к неврологу приходят в последнюю очередь, а иногда и вообще не приходят, считая, что такой специалист этим не занимается. Первым вопросом является алгоритм диагностики расстройств мочеиспускания. Если есть жалобы на расстройство мочеиспускания, необходимо понять, приобретенная ли это проблема, или она была всегда? Второй момент, есть ли болевой синдром при мочеиспускании? Третье — это изолированное расстройство мочеиспускания или появилось что-то еще одновременно? Далее идет оценка параклинических жалоб.

    Частые причины расстройства мочеиспускания — педагогические: нарушение формирования навыков опрятности. Памперсы — это удобно, приучение к горшку — сложно и неудобно. Как правило, у такого ребенка есть задержка формирования и других социальных навыков. Это дети с синдромом дефицита внимания, расторможенные, гиперактивные, которые заигрываются, не фиксируют первые позывы к мочеиспусканию. Причинами расстройства мочеиспускания может быть аномалия развития органов мочеиспускания, болезни органов мочеполовой системы.

    Коррекция нарушения мочеиспускания включает в себя обучение диета-водному режиму, формирование социальных функций педагогическими методами, формирование единой системы требований (при этом ни в коем случае не надо заставлять ребенка терпеть или мочиться насильно), работу с психологом, лечебную физкультуру, физиотерапию, медикаментозную коррекцию при необходимости.

    Такая сложная проблема, как нарушение режима дефекации у детей, часто тоже не считается родителями неврологической проблемой. Что значит норма в этом вопросе? Запором считается не только редкое опорожнение кишечника, но и если стул плотный, фрагментированный, в скудном количестве, это тоже проявление хронического запора. Чаще всего невролог может помочь с такими проблемами, как функциональные запоры и синдром раздраженного кишечника.

    Если говорить о функциональных запорах, то о них свидетельствуют два или более признаков: это натуживание при дефекации, твердый (или овечий) стул, ощущение неполного опорожнения кишечника, принятие определенных поз, либо эпизоды удержания стула, менее трех дефекаций в неделю, наличие жидкого стула.

    Синдром раздраженного кишечника — это рецидивирующие боли или дискомфорт в животе продолжительностью не менее двух месяцев, сопровождающиеся уменьшением болезненных симптомов после дефекации, появлением симптомов болей, связанных с изменением частоты и характера стула. Самая большая проблема сегодня — функциональные запоры. Первое, что нужно сделать, — обезболить процесс дефекации, дальше освобождение прямой кишки от каловых масс и поддерживающая терапия слабительными препаратами.

    КОГДА ЕДА НЕ В РАДОСТЬ

    Расстройства поведения, ассоциированные с нарушениями приема пищи. Это нарушения пищевого поведения, которые характерны для детского возраста. На первом месте инфантильная анорексия, дети–малоежки, которые отказываются от еды или крайне избирательны в ней. В дальнейшем это уже увлечение диетами и осознанный отказ от пищи, когда детям кажется, что они недостаточно соответствуют эстетическим стандартам. Отсутствие чувства насыщения – другая сторона дисморфофобии, тревожное расстройство, которое заедается. При коррекции расстройств пищевого поведения нужно убрать фиксацию ребенка на еде, не кормить насильно, с игровой формы начинать кормление. Самостоятельно давать есть ребенку самому. Убрать спонтанные перекусы и как можно чаще давать детям с избирательным подходом к пище пробовать новую еду.

    Расстройства поведения, ассоциированные с расстройством психического, речевого, социального развития. Это дети, которых мы называем социально незрелыми. Частота синдрома СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) в России составляет порядка 8% у детей школьного возраста, дислексии — 5%. Родители таких детей обращаются за медицинской помощью только с подачи педагогов, далеко не все видят проблему в поведении ребенка, когда он находится в семье. По данным исследований психологов, понятие «плохая успеваемость» относится к 30% российских школьников младших классов. Неполноценность в познавательной деятельности приводит к школьной дезадаптации. Ребенок начинает себя вести асоциально потому, что считает себя неуспешным, не вписался в общество, в которое попал. После школьной дезадаптации идет семейная дезадаптация. Дома его тоже ругают. Это поддерживает в нем высокий уровень тревожности. Корнем проблемы является социальная незрелость. Помогать таким детям можно препаратами ноотропного действия. Но они ограничены в детской неврологической практике.

    СОН И ЕДА БЕЗ ГАДЖЕТОВ

    Расстройства поведения, ассоциированные с зависимостью от гаджетов, видеоигр и интернет–ресурсов. Рекомендации педиатров Великобритании по использованию гаджетов (наши СанПины касаются телевизионных программ, да и те устарели) и видеоресурсов гласят, что детям до 2 лет вообще нельзя использовать какие-либо гаджеты, Интернет и видеоресурсы. Только с 13 лет разрешается пользоваться ручными девайсами. Мы видим картину, совершенно обратную в нашей стране. Все делать надо вместе с ребенком, чтобы понять, что его может испугать или озадачить во время просмотра мультфильма или видеоигры. Ввести строгий запрет на программы, не соответствующие возрасту. В детской комнате не должно быть телевизора, других средств интернет-коммуникаций. Сну и принятию пищи не должно все это мешать. И реже жалоб будет на нарушения поведения.

    Что должно насторожить невролога, к которому обратились с жалобами на поведенческие нарушения у ребенка?

    • Если эти жалобы стереотипны или имеют ритуальный образ, прогрессирующие расстройства, они сочетаются с возникновением неврологической симптоматики, сочетаются со снижением познавательных функций, если отмечается асоциальное поведение в адекватной социальной среде: негативность, дурашливость, агрессивность.
    • Если ребенок воспитывается нормально и не мог получить такой навык в своем микросоциуме.

    По материалам вебинара «Нарушения поведения у детей», организованного при поддержке компании «ВалентаФарм».

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: