\

Какие спортивные травмы чаще всего встречаются у детей школьного возраста?

Основные виды травм на занятиях по физической культуре и меры по их предотвращению

Марина Браткова
Основные виды травм на занятиях по физической культуре и меры по их предотвращению

Повреждением или травмой называют воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов.

В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны, подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы, кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения. Травмы бывают открытые – с нарушением целостности, и закрытые, когда изменение органов и тканей происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.

По тяжести травмы делятся на тяжелые, средней тяжести и легкие.

Тяжелые травмы – это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящие к потере учебной и спортивной деятельности сроком выше 30 дней.

Травмы средней тяжести – это травмы с выраженным изменением в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30дней.

Легкие травмы – это травмы, не вызывающие значительные нарушения в организме и потери общей и спортивной трудоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжения 1-й степени и др., при которых травмированному оказывается первая врачебная помощь, а также возможно сочетание назначенного врачом лечения сроком до 10 дней с тренировками и занятиями пониженной интенсивности.

Кроме того, выделяют острые и хронические травмы.

Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора. Хронические травмы являются результатом многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определенную область тела.

Существует еще один вид травмы – микротравмы. Это повреждения, полученные клетками тканей в результате однократного (или чаще повреждающегося) воздействия, незначительно превышающего пределы физиологического сопротивления тканей и вызывающие нарушение их функций и структуры.

Среди видов спортивных повреждений ушибы наиболее часто встречаются в футболе, хоккее, боксе, борьбе, конькобежном спорте, спортивных играх.

Повреждения мышц и сухожилий часто наблюдаются при занятиях штангой, легкой атлетикой, гимнастикой.

Растяжение связок – преимущественно при занятиях штангой, борьбой и легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми и боксом.

Переломы костей относительно часто встречаются у борцов, конькобежцев, велосипедистов, хоккеистов, боксеров, горнолыжников, футболистов.

Раны, ссадины, потертости преобладают при занятиях велосипедным, лыжным, конькобежным спортом, хоккеем, греблей.

Сотрясения мозга наиболее часто встречаются у боксеров, велосипедистов, футболистов, представителей горнолыжного спорта.

По локализации повреждений у физкультурников и спортсменов чаще всего наблюдаются травмы конечностей, среди них преобладают повреждения суставов, особенно коленного и голеностопного. Среди спортивных травм, как правило, высокий процент травм средней и тяжелой степени.

Каковы же причины спортивного травматизма на занятиях по физической культуре?

Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкций о проведении занятий по физической культуре, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушение их правил, неправильное размещение участников. При проведении занятий: неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу, многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении упражнениями или видами спорта, неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий в отсутствие преподавателя и т. п.

Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности детей.

Причинами травмы является также пренебрежительное отношение к подготовительной части занятия, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки или неправильное ее применение, частое применение максимальных нагрузок.

К травмам также может привести недостаточное материально-техническое оснащение занятий, плохое снаряжение (ненадежное крепление спортивного оборудования и инвентаря, невыявленные дефекты спортивных снарядов, несоответствие их возрасту занимающихся, неправильно подобранная трасса и т. п., неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок, отсутствие медицинского контроля.

Причинами травм могут стать допуск к занятиям воспитанников или учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболеваний или травм, по ограничению интенсивности нагрузок.

Существуют и внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы: состояние утомления, переутомления, хронические очаги инфекций, индивидуальные особенности организма, перерывы в занятиях.

Подводя итог причинам травматизма, можно выделить следующие группы:

Причины методического характера:

• неправильная организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий;

• выполнение сложных, незнакомых упражнений;

• занятия без разминки или недостаточная разминка;

• отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.

Причины организационного характера:

• отсутствие должной квалификации у преподавателя;

• проведение занятий без преподавателя;

• нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;

• неудовлетворительная воспитательная работа с обучаемыми;

• нарушение правил врачебного контроля;

• неблагоприятные метеорологические условия при проведении занятий или соревнований.

Зная причины возникновения повреждений и травматизма на занятиях физкультурой и спортом, необходимо разработать меры по их предупреждению.

Меры безопасности на занятиях физкультурой и спортом.

Предупреждение травматизма основано на принципах профилактики повреждений на занятиях физкультурой и спортом.

Общие требования безопасности.

Настоящие требования являются обязательными для преподавателей и обучаемых при организации и проведении занятий по физической культуре и спорту.

Преподаватель по физической культуре несет ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся.

Преподаватель по физической культуре должен:

— проходить курсы по охране труда не реже 1 раза в пять лет;

— принимать участие в испытании гимнастических снарядов и оборудования;

— вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса;

— организовывать изучение воспитанниками правил безопасности на занятиях по физической культуре.

Преподаватель должен знать:

— подготовленность и функциональные возможности каждого воспитанника;

— медицинскую группу, к которой отнесены воспитанники по результатам медосмотра;

— воспитанников, освобожденных врачом от физических занятий после болезни;

Требования безопасности перед началом проведения занятий.

Преподаватель по физической культуре должен:

— проветрить спортивный зал, проверить исправность и надежность установки и крепления спортивного инвентаря и оборудования, провести тщательный осмотр места проведения занятий;

— при недостаточном естественном освещении включить осветительные приборы;

— убедиться, что все воспитанники переоделись в спортивную форму;

— обеспечить безопасное проведение образовательного процесса;

— проверить готовность воспитанников к занятию и сделать опрос о состоянии здоровья.

Требования безопасности во время проведения занятий.

Преподаватель по физической культуре должен:

— соблюдать принцип доступности, последовательности при обучении воспитанников, индивидуально подбирать упражнения и физическую нагрузку;

— снизить нагрузку при появлении у обучаемых признаков утомления;

— обеспечить страховку при выполнении сложных технических элементов;

— следить за соблюдением обучаемыми инструкций, правил поведения на занятиях, точного выполнения команд преподавателя, принимать решения об отстранении воспитанников от участия в образовательном процессе при грубом и систематическом нарушении правил безопасности на занятиях по физической культуре;

— выполнять правила по охране труда, технике безопасности, соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

Преподаватель по физической культуре должен:

— при жалобе на недомогание или плохое самочувствие немедленно направить воспитанника к врачу;

— в случае получения воспитанником травмы принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказать первую помощь пострадавшему, если требуется, направить его в ближайшее медицинское учреждение, доложить об этом заведующему детским садом, обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не приведет к аварии или травмированию других людей.

— при возникновении неисправности в работе спортивного оборудования или его поломки прекратить занятия, сообщить об этом администрации. Занятия продолжить только после устранения неисправности.

— при возникновении пожара срочно эвакуировать детей из физкультурного зала, доложить о пожаре администрации детского сада, в пожарную охрану и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения (при отсутствии опасности для жизни и здоровья людей).

Требования безопасности по окончании занятий.

— организованно вывести воспитанников с места проведения занятий;

— проветрить физкультурный зал, закрыть окна, форточки;

— привести в порядок рабочее место, убрать физкультурный инвентарь в отведенное для него место.

— выключить электроосвещение, электроаппаратуру, закрыть помещение;

— обо всех недостатках, отмеченных во время работы, сообщить администрации.

Профессиональные компетенции учителя по физической культуре Профессиональные компетенции учителя по физической культуре. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным.

Читайте также  Бытовая химия может вызвать экзему у детей

Фотоотчет «Инструктор по физической культуре в ДОУ» Наталья Николаевна Бойко, работает инструктором по физической культуре в МАДОУ «Волшебница». Больше двадцати пяти лет она приходит в любимый.

Мастер-класс по физической культуре Новшество в работе. В конце месяца в детском саду, инструктор по физической культуре Кардашова И. А. провела мастер – класс гимнастики «Хатха.

Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой» По словам Ивана Бунина, человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. А для инструкторов.

Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение — это.

Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.

Портфолио инструктора по физической культуре «Единственная красота, которую я знаю, -это здоровье» Генрих Гейне, немецкий поэт Бойко Светлана Владимировна Год рождения: 18 октября.

Портфолио инструктора по физической культуре Инструктор по физической культуре 1. Ф. И. О. Зыкова Любовь Васильевна 2. Дата рождения: 23 мая 1959 г. 3. Образование: среднее специальное.

Рабочая программа по физической культуре в 3 классе Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Эссе «Я — педагог-инструктор по физической культуре» «Движение – первичный стимул ума ребенка». Н. М. Амосов. Я, Бойко Светлана Владимировна, работаю в МБДОУ «Раздольненский детский сад №5.

О спорт, ты – риск! Какие травмы может получить ребёнок на тренировке

Если выбирать вид спорта, опираясь исключительно на его безопасность, придётся остановиться на шахматах или настольном теннисе. У всех других занятий потенциальный травматизм гораздо выше. Тем не менее полагаться исключительно на судьбу или на авось тоже неверно.

В чём причина

Все спортивные травмы можно разделить на первичные и повторные. Повторные происходят из-за неправильного или не до конца проведённого лечения и реабилитации. А первичные травмы обычно возникают из-за пренебрежения техникой безопасности (как тренером, так и спортсменом) или из-за неправильно совершаемых движений. К таким повреждениям относят черепно-мозговые травмы, ушибы и растяжения, повреждения связок и переломы. Большая часть травм – 65–70% – возникает у школьников, когда они занимаются неорганизованно. Но и у тех, кто тренируется под началом профессионала, повреждения не исключены.

Спортивные травмы могут быть вызваны, например, различного рода недостатками в организации и проведении тренировок: несоответствием мест занятий санитарно-гигиеническим требованиям (неправильное освещение, запылённость и т. д.); неисправностью спортивного инвентаря или несоответствию его стандартам; неподходящей одеждой и обувью, неблагоприятными метеоусловиями. Чтобы свести к минимуму возможный вред здоровью, важно найти хорошую спортивную базу и знающего наставника.

Важно!

Особый вид травм в спорте – тепловая травма. Её симптомы: повышенная температура тела, головная боль, учащённый пульс, головокружение, тошнота и даже потеря сознания. Получить тепловую травму спортсмен может и при относительно умеренной погоде, поскольку организм подростка во время занятий спортом интенсивно вырабатывает собственное тепло. Такие травмы можно предотвратить, если исключить занятия на воздухе в условиях жары и высокой влажности или в душном помещении, а также если следить за тем, чтобы ребёнок выпивал достаточно воды для восполнения потери жидкости во время физической активности.

Наиболее частые хронические травмы
Травма Возможные симптомы Вид спорта
Растяжения мышц и связок Боль, дискомфорт, ограниченная подвижность, чувствительность и, возможно, опухание Любой
Перелом Боль, опухоль, чувствительность и деформация Любой
Вывих Боль, ограниченная подвижность, вид неправильной формы и опухший сустав Любой
Коленный тендинит («колено прыгуна») Локализованная боль сразу под коленной чашечкой Бег трусцой, прыжки
Плечевой тендинит Боль в плече, ограничение подвижности Плавание, баскетбол
Болезнь Осгуда – Шлаттера Боль и опухание под коленной чашечкой Бег, прыжки, приседания
Эпикондилит («локоть теннисиста») Боль в локте, повышенная чувствительность в локте и предплечье и, возможно, слабые и болезненные хватательные движения Большой теннис, бейсбол
Грыжа и смещение межпозвоночного диска Боль в шее или пояснице, ограничение подвижности Футбол, хоккей
Подошвенный фасцит Боль вдоль ступни и вдоль подъёма ноги, иногда ограничение подвижности, онемение в стопе Бег

Главное – это тренер

Юному спортсмену обязательно нужен ответственный и профессиональный тренер, который бы:

Учил правильной технике упражнений и следил за их выполнением. От знания оптимальной техники зависит очень многое. Также важно, чтобы перед тренировкой обязательно была разминка, а после – заминка. Заниматься неразогретым – огромный риск для костей и мышц. А заминка предотвратит боль после тренировок.

Избегал перегрузок. Они опасны и для взрослых спортсменов, но для детей особенно, поскольку их кости и мышцы ещё формируются. Регулярные перегрузки в детском возрасте могут аукнуться проблемами с костно-мышечной системой во взрослом возрасте.

Умел оказать первую медицинскую помощь при любых травмах и делать искусственное дыхание. Чем быстрее и правильнее оказана помощь, тем быстрее пройдёт восстановление и ниже риск появления хронических проблем.

Следил за соблюдением дисциплины на занятиях.

Был знаком с детской физиологией и знал зоны профессионального риска: в теннисе это локоть, в плавании и баскетболе – суставы и плечи, в беге – голень, в гимнастике, тяжёлой атлетике, единоборствах и футболе – колени и позвоночник.

Не допускал к занятиям и соревнованиям недомогающего или переутомлённого, а также недостаточно хорошо восстановившегося после травмы ребёнка.

В идеале владел приёмами массажа. Массаж – это мощное средство для восстановления при спортивных травмах (особенно в лёгкой атлетике).

Как всё запущено!

Спортивные травмы бывают не только острыми, но и хроническими. Последние появляются в результате быстрого и резкого увеличения нагрузки, а также из-за повторения однотипных движений, наиболее характерных для данного вида спорта. Такие травмы проявляются ноющей болью, которая не проходит, а лишь усиливается со временем. В этом случае надо показать ребёнка ортопеду.

Максим Катырев:

– Опасны те виды спорта, в которых можно получить травму, а таких много. Родителям надо смотреть статистику травматизма и уже тогда решать, стоит ли ребёнка туда отдавать. Ведь детские травмы могут давать о себе знать ещё много-много лет. Девочку, например, думаю, не стоит вести на борьбу.

5 видов спорта, опасных для детей

Как выбрать спортивную секцию по темпераменту и физическим данным

Ольга Чижевская исполнительный директор Лиги содействия развитию подиатрии

  • Поправка на темперамент
  • Спортивные травмы. О чем важно задуматься уже сейчас?
  • Что угрожает футболисту
  • Травмы в большом теннисе
  • Спортивные танцы – это не балет, но все же…
  • Что тяжелого в легкой атлетике
  • Зимние виды спорта на льду
  • Как снизить риски?

Выбирая спортивную секцию для ребенка, родители ищут внимательного тренера, думают о стоимости необходимой экипировки, прикидывают, кто и как будет возить сына или дочь на тренировки. Но далеко не всегда оценивают выбранный вид спорта с точки зрения травматичности. Разбираемся, как выбрать ребенку секцию и избежать спортивных травм.

В какую именно спортивную секцию отдать ребенка? Порой родители долго не могут определиться. Иногда ими движут собственные нереализованные мечты. И тогда мама ведет дочь в школу верховой езды или папа покупает сынишке бутсы и записывает его на тренировку по футболу. Хорошо, если малышу понравится выбор родителей. А если нет? Первое правило – занятия спортом должны быть в удовольствие. Только тогда они принесут пользу.

Второй важный критерий – здоровье. Например, при проблемах с опорно-двигательным аппаратом не рекомендуются «ассиметричные» виды спорта: теннис, фехтование, баскетбол, бадминтон. Серьезная и особенно прогрессирующая миопия (близорукость) накладывает свои ограничения.

Природные данные тоже имеют значение. Ребенку с небольшой подвижностью суставов или излишне ригидными связками сложно будет достичь успехов в спортивных танцах или фигурном катании, а вот с плаванием проблем, скорее всего, не будет.

Читайте также  Недельная диета Эдиты Вилкевичуте поможет похудеть на 5 кг

Поэтому в идеале записываться в секцию нужно не ранее, чем пройден чек-ап у врача. Следующим шагом должен стать визит к спортивному тренеру, который оценит общие физические данные малыша.

Поправка на темперамент

Сангвиники подвижны, общительны, легко загораются тем, что им нравится, схватывают все на лету и, что очень важно в спорте, – не переживают в случае неудач. К числу их сильных качеств относятся выдержка, сила воли, целеустремленность, азарт, командный дух. Таким детям подходят: бег с препятствиями, десятиборье, борьба, командные игры, шахматы, горные лыжи, фехтование.

Холерики – порывистые, гипермоторные, увлекающиеся – хороши в командных видах спорта (футбол, баскетбол, керлинг). Легко становятся лидерами — капитанами. Мальчикам этого психотипа нравятся гендерные виды спорта, например, бокс или борьба.

Флегматики – невозмутимые, уравновешенные и при этом выносливые – прекрасные будущие марафонцы и стайеры, лыжники, штангисты, борцы. Правда, тут есть одна опасность: склонность к перетренировкам, поэтому увлечение ребенка спортом нужно контролировать и дозировать.

Меланхолик впечатлителен и переменчив в настроениях. Сложно переносит стресс соревнований. Такой ребенок может быстро потерять интерес к одной секции и заинтересоваться другой, а потом бросить и ее тоже. Но есть и положительные моменты: меланхоликам не откажешь в уравновешенности и трезвом расчете. Из этого ребенка можно воспитать хорошего шахматиста, наездника, яхтсмена, мастера спортивной стрельбы, а также метания копья.

Спортивные травмы. О чем важно задуматься уже сейчас?

Практически любой вид спорта чреват травмами, которые могут негативно сказаться на здоровье ребенка в будущем. Как шутят специалисты: единственный нетравматичный вид спорта – это шахматы. И то, если конкурирующие стороны не начнут лупить друг друга доской по голове.

В целом, любой вид физической нагрузки влечет определенные риски. Особенно если речь идет о командных видах спорта или боевых искусствах. Однако специфика движений и соревновательных нагрузок в тех или иных видах спорта зачастую определяет и характер травм. Недаром часто можно услышать такие выражения как «локоть теннисиста» или «колено бегуна». У спортивных врачей есть мнение, что каждый вид спорта имеет свои характерные травмы из-за перегрузки опорно-двигательного аппарата.

Главная опасность в том, что постоянные микроповреждения в тканях практически незаметны, но имеют накопительный эффект. И в один далеко не прекрасный день случается серьезная травма.

Что угрожает футболисту

Разумеется, большинство повреждений футболисты получают в процессе игры, неудачно сталкиваясь в борьбе за мяч. Однако не меньшую проблему, если смотреть на перспективу, для игроков представляют тренировки на жестком искусственном покрытии.

В отличие от натурального газона, оно создает лучшее сцепление в плохую погоду, а затраты на его поддержание в рабочем состоянии ниже. Тем не менее, с точки зрения ортопедии и подиатрии такое покрытие буквально «убивает» конечности. Оно не отличается упругостью, и когда спортсмен, «подрезая» соперника, с силой опирается на ногу, чтобы изменить направление движения, она остается практически зафиксированной на этом покрытии. При этом сустав большого пальца деформируется, и может развиться серьезное воспаление.

Также нередко у футболистов страдает голеностоп, и, наконец, при неудачном стечении обстоятельств можно серьезно повредить ахиллово сухожилие. Результатом нескладного удара по мячу может стать и воспаление передней большеберцовой мышцы.

Отдавая ребенка в футбольную школу, важно обратить внимание на наполненность тренировок. В них должно быть время не только на обучение мастерству игры, но и на общую физическую подготовку. Только наработанные мускулы ног предотвращают травмы суставов и сухожилий в процессе борьбы на поле.

Травмы в большом теннисе

Вспомните, как перемещается теннисист на поле? Он постоянно движется из стороны в сторону. При повторе такие резкие боковые движения создают огромную крутящую нагрузку на всю стопу и могут стать причиной подошвенного фасцита. Кроме того, резкие движения на большой скорости и внезапные остановки, без которых невозможно обработать мяч, становятся причиной растяжений связок голеностопного сустава и воспаления ахиллова сухожилия (тендонита).

Ну, и печально известный «локоть теннисиста» или, на медицинском языке говоря, латеральный эпикондилиит – воспаление сухожилия плечевого сустава. Оно вызывается однообразной и при этом нефизиологичной (непривычной) нагрузкой.

Спортивные танцы – это не балет, но все же…

Красиво, волнующе и… достаточно травмоопасно. И мы не говорим сейчас о «балетных», чьи ноги наглядно иллюстрируют постулат: «искусство требует жертв» и позволяют встать на тропу, ведущую как к овациям, так и к ранней пенсии. Результат многолетних нагрузок на ноги, попыток заставить их выполнять движения, не предусмотренные природой – деформации в разных отделах опорно-двигательного аппарата. Самая частая проблема — остеоартроз (разрушение) суставов пальцев ног.

Однако другие виды танцев, особенно при высокой нацеленности на быстрый результат и победы на конкурсах, тоже сильно напрягают ноги. Изучая те или иные па и «трюки», дети часто пытаются выполнить движения, к которым не приспособлены и не готовы. А пренебрегая разминкой перед тренировками, нередко страдают от подошвенного фасцита и синдрома «расколотой голени» (по интенсивности боли эта мышечная перегрузка сопоставима с переломом).

Что тяжелого в легкой атлетике

Усталостным травмам марафонцев посвящены целые книги. В большинстве случаев причина большого количества самых разнообразных травм, характерных для бегунов, кроется в погрешностях биомеханики нижних конечностей.

Все объяснимо: при неоптимальном движении нагрузка перераспределятся неравномерно. Если это происходит в обычной жизни – серьезных последствий, как правило, нет. Но при напряженной физической активности все проблемы биомеханики возводятся в степень.

Неправильная балансировка в машине приводит к износу шин, а в организме, если ноги двигаются неправильно, страдает вся скелетно-мышечная система. Вот лишь краткий список потенциальных проблем: воспаление коленного хряща, известное как «колено бегуна», растяжение подколенного сухожилия, подошвенный апоневроз и даже дегенеративные изменения позвоночника. Высок риск стрессовых переломов.

Зимние виды спорта на льду

Даже если забыть о риске получить рассечение лезвием конька или шайбу в зубы на тренировке по хоккею, любой спорт на льду опасен с точки зрения занятий на избыточно твердой, неупругой поверхности. Приземления на лед не прощают все тех же погрешностей в биомеханике нижних конечностей, о которых мы говорили выше, отзываясь травмами. Поэтому как занятия хоккеем, так и тренировки по фигурному катанию требуют обязательной предварительной диагностики у врача.

Как снизить риски?

Однако, разумеется, не стоит считать, что неидеальная врожденная биомеханика (избыточная пронация и т.д.) ставят крест на спортивном или хотя бы активном будущем ребенка. Разумеется, нет. Современная коррекция ортопедическими приспособлениями (индивидуальные стельки полного контакта выпускаются в спортивном варианте, более устойчивом к износу) способна снизить риск усталостных и прочих травм. Комплекс упражнений, который врач рекомендует в индивидуальном порядке, ориентируясь на особенности ОДА ребенка, также позволит «прокачать» мышцы, которые смогут уберечь юного спортсмена от так называемых травм перегрузки.

Собираетесь сделать первый шаг навстречу спорту? Он должен проходить через качественное медицинское обследование. Даже если, по вашему мнению, ребенок абсолютно здоров, это должны проверить соответствующие специалисты.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Профилактика спортивного травматизма

Повреждением, или травмой, называют воздействие на организм человека внешнего фактора (механического, физического, химического, радиоактивного, рентгеновских лучей, электричества и др.), нарушающего строение и целостность тканей, и нормальное течение физиологических процессов.

В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения.

Повреждения делятся на прямые и непрямые, в зависимости от точки приложения силы. Они могут быть одиночными (например, поперечный перелом бедренной кости), множественными (множественный перелом ребер), сочетанными (перелом костей таза с разрывом мочевого пузыря) и комбинированными (перелом бедра и отморожение стопы и т.п.).

Действие механического фактора, вызывающего повреждения, проявляется в виде сжатия, растяжения, разрыва, скручивания или противоудара, в результате которого травмируется участок ткани, противоположный месту приложения силы.

Травмы бывают открытые, с нарушением целостности, и закрытые, когда изменение тканей и органов происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.

Читайте также  Состояние детородной функции у работающих женщин

Виды травм.

По тяжести травмы делятся на тяжелые, средней степени тяжести и легкие.

Тяжелые травмы – это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящей в потере учебной и спортивной трудоспособности сроком свыше 30 дней. Пострадавших госпитализируют или длительное время лечат у детских травматологов-ортопедов в специализированных отделениях или амбулаторно.

Травмы средней сложности тяжести – это травмы с выраженным изменением в организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30 дней. Дети со спортивными травмами средней тяжести также должны лечиться у детских травматологов-ортопедов.

Легкие травмы – это травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потере общей и спортивной работоспособности. К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжение 1-й степени и др., при которых учащаяся нуждаются в оказании первой врачебной помощи. Возможно сочетание назначенного врачом лечения (сроком до 10 дней) с тренировками и занятиями пониженной интенсивности.

Кроме того, выделяют острые и хронические травмы.

Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора.

Хронические травмы являются результатом многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определенную область тела.

Существует еще один вид травм – микротравмы. Это повреждения, получаемые клетками тканей в результате однократного (или часто повреждающегося) воздействия, незначительно превышающего пределы физиологического сопротивления тканей и вызывающего нарушение их функций и структуры (длительные нагрузки на неокрепший организм детей и подростков).

Иногда выделяют очень легкие травмы (без потери спортивной трудоспособности) и очень тяжелые травмы (приводящие к спортивной инвалидности и смертельным исходам).

Среди видов спортивных повреждений ушибы наиболее часто встречаются в хоккее, футболе, боксе, спортивных играх, борьбе, конькобежном спорте. Повреждение мышц и сухожилий часто наблюдаются при занятиях штангой, легкой атлетикой и гимнастикой. Растяжение связок – преимущество при занятиях штангой, борьбой и легкой атлетикой и гимнастикой, спортивными играми и боксом. Переломы костей относительно часто возникают у борцов, конькобежцев, велосипедистов, хоккеистов, боксеров, горнолыжников, футболистов. Раны, ссадины, потертости преобладают при занятиях велосипедным, лыжным, конькобежным спортом, хоккеем, греблей. Сотрясение мозга наиболее часто встречаются у боксеров, велосипедистов, футболистов, представителей горнолыжного спорта.

По локализации повреждений у физкультурников и спортсменом чаще всего наблюдаются травмы конечностей, среди них преобладают повреждения суставов, особенно коленного и голеностопного. При занятиях спортивной гимнастикой чаще возникают повреждения верхней конечности (70% всех травм). Для большинства видов спорта характерны повреждения нижних конечностей, например в легкой атлетике и лыжном спорте (66%). Повреждения головы и лица характерны для боксеров (65%), пальцев кисти – для баскетболистов и волейболистов (80%), локтевого сустава для теннисистов (70%), коленного сустава – для футболистов (48%) и т.п. Среди спортивных травм, как правило, высокий процент травм в средней тяжелой степени.

Травмы – это для ребенка тяжелое испытание и психологического, и физического плана. Даже при благоприятном исходе тяжелая травма у многих детей и подростков отбивает желание заниматься физической культурой и спортом. Кроме того, 8-10% тяжелых травм заканчиваются потерей общей и спортивной трудоспособности, т.е. приводят к инвалидности.

Неизбежны ли травмы при занятиях физкультурой и спортом?

Подробнейший анализ большого количества травм у школьников при занятиях физкультурой и спортом в течение 20 лет показал, что спортивный травматизм – это в определенной мере процесс управляемый. И при организации надлежащих мер профилактики спортивные травмы можно свести к минимуму, особенно повреждение средней тяжести и тяжелые.

Предупреждение спортивного травматизма основано на принципах профилактики повреждений с учетом особенностей отдельных видов спорта. Кроме общих организационно-профилактических мер обеспечения безопасности на учебно-тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях в отдельных видах спорта существуют меры профилактики спортивного травматизма, присущие только данному виду спорта.

Профилактика спортивного травматизма и заболеваний.

Важными задачами предупреждения спортивного травматизма являются:

знание причин возникновения телесных повреждений и их особенностей в различных видах физических упражнений;

  • разработка мер по предупреждению спортивных травм. Причины спортивных травм: — неправильная организация занятий;
  • недочеты и ошибки в методике проведения занятий;
  • неудовлетворительное состояние мест занятий и спортивного оборудования;
  • нарушение правил врачебного контроля;
  • неблагоприятные санитарно-гигиенические и метеорологические условия при проведении занятий;
  • нарушение правил врачебного контроля, который имеет большое значение в профилактике травматизма.

Существуют внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы -состояние утомления, переутомления, перетренировка, хронические очаги инфекций, индивидуальные особенности организма, возможные перерывы в занятиях.

При занятиях физическими упражнениями и спортом возможны различные виды травм:

  • ссадины, потертости, раны, ушибы, растяжения, разрывы мягких тканей, вывихи суставов, переломы костей и разрывы хрящей;
  • ожоги, обморожения, тепловые и солнечные удары;
  • обмороки, потеря сознания и т.п.

В спортивном травматизме отмечается преимущественно поражение суставов — 38%, много ушибов — 31%, переломы — 9%, вывихи — 4%. В зимний период травм больше (до 51%), чем в летний период (21,8%), а в межсезонье (в закрытых помещениях) — 27,5%.

Зав. ортопедо-травматологическим отделением В.Ю.Лощинин

Какие спортивные травмы чаще всего встречаются у детей школьного возраста?

Очередь на ВМП

Другие сайты


Школьный травматизм

Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15 % всех детских травм. При этом до 80 % школьников получают травмы на переменах.

Вообще детский травматизм подразделяется на четыре вида: школьный, бытовой, уличный и спортивный. Риск возникновения травм у детей обусловлен их недисциплинированностью, неумением распознавать травмоопасную ситуацию, необученностью необходимым навыкам поведения, недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации, физической слабостью, определенными особенностями развития.

Около 70% школьных травм происходят во время бега и падений, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры, при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях) приходится менее 20%.

Основными причинами травмирования детей на уроках физкультуры являются недочеты в организации и методике проведения уроков, неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви, скученность детей во время занятий.

Травмы, полученные учащимися на уроках труда, физики, химии, также обусловлены в основном нарушениями правил безопасности и дисциплины.

Наиболее частая причина травм, полученных детьми в школе, — это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и прочее).

Количество случаев детско-подросткового травматизма повышается весной. А также во второй половине дня (с 16 до 20 часов).

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11-14 лет.

Большое количество травм приходится на критические возрастные периоды: три года, семь лет и 11-12. В эти периоды дети и подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими.

Дети, получающие травмы, как правило, имеют высокую склонность к риску, двигательно расторможены, реактивны, возбудимы, эмоционально неустойчивы, предрасположены к частым переменам настроения, неадекватно ведут себя в стрессовых ситуациях. Таких среди часто травмирующихся детей оказалось 77%, из них больше половины – дети, которые обвиняют в своих неудачах других людей или обстоятельства.

В последнее время серьезной проблемой у школьников, обучающихся в условиях повышенной интеллектуальной нагрузки, становится гипокинезия (недостаточная двигательная активность). От ее последствий страдают до 70% учащихся. Такие дети также часто травмируются из-за неразвитой ориентации в пространстве.

Итак, причинами детского травматизма чаще всего становится поведение самого ребенка, получившего травму, а затем уже действия окружающих его сверстников и взрослых. Всемирная организация здравоохранения, рассматривая проблему травматизма, сформулировала девиз профилактической работы: «Единственная вакцина против травматизма – воспитание».
Игорь КРИВЦОВ,

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: