\

Какие психические расстройства наиболее широко распространены среди детей?

Нарушение психики у детей

Ультразвуковая чистка кожи лица со скидкой 50%

  • Медцентр на Коломенской

Консультация педиатра со скидкой 20%

  • Медцентр на Коломенской

Закладка и становление ребенка, как личности, в первую очередь происходит в семье. Именно из семьи начинается его путь в нашу жизнь, мать и отец – люди, в первую очередь несущие ответственность за состояние (как физического, так и психического) здоровья малыша.

Расстройства психики могут случиться в любом возрасте, поэтому в целях профилактики целесообразно регулярно показывать ребенка профильным специалистам.

Коварство нарушений у детей состоит в том, что они стерты, рудиментарны, не всегда проявляют себя на ранних стадиях, что затрудняет лечебный и диагностический процесс. Поэтому наряду с физическим воспитанием немаловажно наблюдать и развивать предпосылки интеллекта, определять зоны ближайшего развития.

При возникновении каких либо сомнений в поведении, возникновении диффузных страхов, нарушений сна, аппетита, особенностях коммуникативной и эмоционально-волевой сферах, родителям стоит сообщить о своей проблеме с ребенком квалифицированным специалистам (невропатологам,психиатрам).

Согласно приказу Минздрава России от 03.07.2018 №410Н в перечне профилактических осмотров несовершеннолетних, отмечено, что осмотр врачом-психиатром проводится в возрасте 2,6,14-17 лет

Доктора данного направления

Распространенные нарушения психики у детей

К психическим расстройствам у детей могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются коррекции, а также более серьезные процессы, ведущие к расстройству психики ребенка.

Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга пацаента во многом зависит от возраста и от особенностей невро-психического реагирования индивида. Часто психические отклонения остаются незамеченными в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу. Впоследствии большинство таких детей психиатр и невролог вынуждены ставить на диспансерное наблюдение.

На самом деле, чем быстрее будет выявлено, то или иное отклонение в развитии, тем более эффективнее окажутся меры по его коррекции. Перечень наиболее распространенных расстройств, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка приводятся ниже. Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику. Это: интеллектуальная недостаточность, расстройства аутистического спектра, эмоционально-волевая дефицитарность (нарушения поведения, синдром дефицита внимания), расстройства шизофренического спектра.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Такому ребенку присущи импульсивность, вспыльчивость, двигательная расторможенность, обилие «лишних»движений, снижение целенаправленности внимания. Он не в состоянии длительно сосредоточиться на цели деятельности, что естесственно мешает планированию и качественному выполнению задач. Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.

При этом ребенок все понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной рассеянности, предпочтение деятельности не требующей заинтересованности интеллектуальных структур. умственную нагрузку.

Аутизм

Сборная группа расстройств основными признаками которой, являются дефицитарность коммуникативной и эмоциональной сфер, бедность речи, двигательные стереотипии, манипуляции предметами, отсутствие сюжетной игры.

Проявление Раннего Детского Аутизма корректируются такими специалистами, как психиатр, невролог, дефектолог, логопед, нейропсихолог.

Задержка психического развития

В случае ЗПР личность малыша является инфантильной, незрелой по отношению к настоящему биологическому возрасту, а психика при этом развивается медленными темпами. Отмечается парциальная(частичная) задержка созревания предпосылок интеллекта(память, внимание, психическая работоспособность). Здесь особенно важно своевременно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, психолога,дефектолога, невропатолога.

Умственная отсталость

Тотальная ретардация (снижение) всех сфер психики включающая группы заболеваний, имеющие разную этиологию и патогенез.Отмечается отсутствие способности к абстрактному мышлению. В настоящее время наиболее используется классификация картина в соответствии с параметрами IQ:

  • легкая степень интеллектуальной недостаточности – 50-70 баллов;
  • умеренная – 30-50 баллов;
  • тяжелая форма – 20-35 баллов;
  • глубокая р – менее 20 балльных единиц.

В данном случае необходимо уточнение образовательного маршрута ребенка(коррекционное ДОУ, школы с адаптированными образовательными программами).

Шизофрения

Расстройство характеризуется прогредиентными течением с нарастанием дефицитарной симптоматики(оскуднение эмоциального фона, снижением энергетического потенциала, утраты единства психических функций).

Клиническая картина у дошкольников:

  • редкий плач , отсутствие реакции дискомфорт,нарушения сна;
  • отсутствие инстинкта самосохранения;
  • состояния двигательной расторможенности либо заторможенности;
  • стереотипное поведение, манипулятивная игра;
  • речевые расстройства, употребление стереотипных выражений,
  • эхолали;
  • нелогичность мышления;слуховые, тактильные, зрительные галлюцинации;

Медицинская и психологическая диагностика

Данное мероприятие, в первую очередь, включает в себя проведение осмотра в целях сбора анамнестических данных, а также оценку неврологического, психического и соматического состояния малыша.

Этот метод предполагает обращение внимания на условия жизни и воспитания малыша, а также на характер общения. Исследование данного функционала всегда подразумевает учет возрастных особенностей и развития ребенка в целом. При этом дается оценка состоянию внимания, восприятия, памяти, интеллекта.

Аппаратные методы

Проведение ЭЭГ и МРТ исследований с целью выявления текущих патологических процессов в центральной нервной системе.

Лечение

Дети с отклонениями поддаются только комплексному лечению, которое включает в себя:

  • полноценный осмотр в специализированном медицинском кабинете(психиатр);
  • применение комплекса медикаментозных препаратов;
  • непрерывную работу с родителями и педагогами;
  • физиотерапию;
  • дефектологическую,логопедическую,нейропсихологическую,психологическую коррекцию.

Если выявлено психическое расстройство у ребенка, не стоит полагать, что, приняв определенные препараты, малыш сразу же станет чувствовать себя лучше. Лечение детей – это долгий, ответственный и кропотливый процесс, требующий колоссальных затрат времени.

Еще одна ключевая задача матери и отца – помочь ему адаптироваться в обществе и постоянно заниматься развивающими мероприятиями в домашних условиях. Только помощь родителей и компетентный врачи в сочетании смогут оказать поддержку в полноценном развитии личности малыша.

В медицинском центре «Президент-мед» г. Видное есть все виды обследования и все необходимые врачи для диагностики психических заболеваний и их лечения.

Эмоциональные и психологические расстройства в детском и подростковом возрасте

Поведе́ние — способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, это любая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Поведение человека — совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение –феномен свойственный не только человеку, а любому живому существу, однако и по сей день для психологической науки на первом месте стоит изучение феномена человеческого поведения. Поведение как предмет изучения психологии прошёл долгий путь: от исследований отечественных физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова до современных исследований в области психологической науки, и не только психологической. На данном этапе все чаще теории поведения фигурируют в маркетинговых исследованиях, в социологии, политике и пожалуй наверное в любой науке которая так или иначе касается человека и социума, от классических учений о рефлексах до изучения сложных форм группового взаимодействия, и психотерапии. Поведение не раз ставилось предметом изучения психологии, и не реже отодвигалось исследователями за кулисы психологической науки и практики, но на данном этапе очевидно, что нет такого направления в «науке о душе» (психологии) которое так или иначе не касалось феномена поведения. Изучение поведения не менее важно для решения фундаментальных вопросов возрастной психологии и педагогики. Возрастная психология (психология развития) как дисциплина изучающая психологические изменения человека по мере взросления, как ни одна другая психологическая дисциплина апеллирует к детскому возрасту, изучая психику ребёнка во все возрастные периоды и на всех стадиях, исследует поведение. На сегодняшний день одной из центральных проблем возрастной психологии, является проблема различных нарушений поведения в детском и подростковом возрасте и изучение факторов приводящих к данным расстройствам. Распространённость нарушений поведения различного происхождения, у детей на сегодняшний день довольно высока. По данным различных источников показатели колеблются в пределах от 12% до 25% от общего детского населения. Такой большой разброс количественных показателей в первую очередь обусловлен различиями в используемых методиках разных исследователей. Но достоверно установлено, что мальчиков нарушения поведения выявляются чаще, чем у девочек (85% и 15% соответственно, по мнению разных источников). Нарушения поведения могут выражаться по разному, например, как отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность, асоциальность, и социальную пассивность. Так же к нарушениям поведения стоит отнести расстройства описанные в МКБ 10 как «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения в начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (МКБ 10 F 90 – 98), но не зависимо от происхождения нарушенного поведения, как характерную черту всех поведенческих расстройств можно выделить дезадаптацию (нарушения механизма приспособления) и не просто нарушения механизма приспособления, а нарастающую дезадаптацию. которая неблагоприятной форме течения, может затрагивать, всю сферу социального функционирования подростка или ребёнка.

На современном этапе исследований, нарушения поведения в детском и подростковом возрасте, по причине происхождения можно разделить на две обширные группы:

1. Расстройства поведения которые вызваны различного рода психологическими и социальными проблемами.

2. Расстройства поведения, которые обусловлены психическими и психофизиологическими расстройствами (заболеваниями), а также различного рода органическими дисфункциями ЦНС в детском возрасте.

К первой группе можно отнести такие распространённые факторы как: расстройства детско-родительских отношений, различного рода нарушения процесса воспитания в семье, характерологические особенности ребёнка, особенности эмоционально волевой сферы ребёнка, особенности личности ребёнка, особенности пубертатного возраста. Характерно в этом случае, то что нарушения поведения не имеют под собой «биологической почвы» и обусловлены как правило рядом «конфликтов», как межличностных (чаше всего внутрисемейных) так и внутри личностных (диссоциаций).

В группе психогенных (обусловленных психологическими и социальными причинами) расстройств поведения, можно выделить несколько закономерных направленностей данных расстройств.

Несоциализированное расстройство поведения (МКБ 10 F 91.1)

Характеризуется сочетанием упорного конфликтного или агрессивного поведения со значительным общим нарушением взаимоотношений ребёнка с другими детьми и взрослыми, часто сочетается с лёгкими эмоциональными расстройствами. Как правило ребёнок не может эффективно интегрироваться в группе сверстников, по этому признаку важно дифференцировать данное расстройство от «социализированных» нарушений поведения которое будет описано ниже.

Социализированное расстройство поведения (МКБ 10 F91.2)

Характеризуется стойким конфликтным или агрессивным поведением, включая групповую делинквентность (криминальную направленность поведения), у детей и подростков, хорошо интегрированных в группу сверстников. Эмоциональные расстройства в этом случае обычно минимальны. Данная группа расстройств поведения соответствует принятому в отечественной психиатрии понятию непатологических форм девиантного (отклоняющегося от принятых норм) поведения.

Вызывающее оппозиционное расстройство (МКБ 10 F91.3)

Этот тип расстройств поведения характерен для детей в возрасте до 10 лет. Определяется наличием стойкого негативистического, враждебного, вызывающего, провокационного поведения и отсутствием более тяжёлых конфликтных или агрессивных действий. Негативистичность является нормативной чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5 — 2 лет. Она становится патологической, если становится устойчивой в процессе взросления ребёнка Расстройство может быть диагностировано после 3 лет, но обычно обращает но как правило проявляется при поступлении ребёнка в школу.

Читайте также  Планирование физического воспитания детей по месту жительства

Ко второй группе можно отнести такие факторы как: наличие у ребёнка серьёзных психических расстройств, пограничные эмоциональные нарушения, сложное взаимодействие биологического фактора с резидуально-органической церебральной недостаточностью и социальными факторами. Стоит отметить, что у данной группы расстройств, поведенческие нарушения выступают скорее как следствие, и требуют особо тщательной оценки факторов воздействия, т.к. от правильной оценки этих факторов во многом зависит адекватность коррекционных мероприятий, а в отдельных случаях и возможность медикаментозного лечения. По разным данным численность детей с нарушениями подобного генеза неустанно растёт В практике педагога психолога, довольно часто можно услащать жалобы от учителей и родителей, на неусидчивость ребёнка, излишнюю расторможенность и возбудимость, невнимательность на уроках. Часто следствием данных симптомов, становиться плохая успеваемость, дезадаптация. Не редко на данную категорию детей навешиваются ярлыки, «троечников», хронически «неуспевающих», «слабых» учеников которые «не слушаются». Данная категория детей часто являются жертвами, «невнимания» и непонимания со стороны родителей и педагогов. Так же стоит отметить, что своевременно проведённая диагностическая, коррекционная работа и дальнейшая поддержка, в известной мере способны снизить степень последствий данной группы расстройств, а зачастую и свести их на нет.

К описанной нарушений можно отнести группу гиперкинетических расстройств. (МКБ 10. F90).

Нарушение активности внимания (МКБ 10. F90.0)

Одним из симптомов гипердинамического синдрома является нарушение активности внимания. Клиническая картина нарушенного внимания проявляется либо в форме полного отсутствия целенаправленного внимания, невозможности привлечь ребёнка к необходимой деятельности, либо представляется кратковременными (от 1 — 2 до 10 — 15 минут) эпизодами, с наступающей затем неспособностью концентрации внимания, истощаемостью и резко усиливающимися гиперкинетическими проявлениями.

Гиперкинетическое расстройство поведения (МКБ 10. F90.1)

Гиперкинетический синдром часто проявляется в виде чрезмерной подвижности, суетливости, возбудимости. Движения при этом размашистые, плохо скоординированные и не целенаправленные, отмечаются нарушения письма, среди этих детей распространён травматизм. Синдром встречается в возрасте от 1,5 до 15 лет, наиболее отчётливо проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Отдельно стоит отметить подростковый возраст. Данный период развития личности ребёнка, по мнению многих авторов является кризисным. Пубертатный период происходит «генеральная» перестройка личности ребёнка, стихийный переход от детского самосознания к неминуемому взрослению. Именно на стадии пубертатного кризиса (примерно 14-15 лет) заканчивают своё формирование те отделы коры больших полушарий, которые отвечают за различные формы поведения и саморегуляцию. На сегодняшний день девиантное (отклоняющееся) поведение все чаще ассоциируется именно с подростковым возрастом. В подростковом возрасте поведенческие нарушения очень распространены, и причины их происхождения как правило носят полифакторный характер. Поведенческие расстройства обусловлены неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. В этом возрасте наиболее чётко проступают все особенности психической сферы ребёнка и проявляются результаты родительского воспитания.

Девиантным (отклоняющимся) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путём получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д. Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство), социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) Большой оборот набирают отклонения социально-пассивного характера. Чаше всего данные отклонения выражаются в отказе от активной жизненной позиции, уклонения от работы, учёбы, стойкое нежелание решать личностные и социальные проблемы. Эпидемиологический характер носят социально-пассивные отклонения, в форме употребления наркотиками, алкоголем, и прочими ПАВ, среди подростков. [Змановская Е.В. Актуальные проблемы девиантологии].

Известно, что в качестве первого социального института общества выступает семья, чьё влияние является самым длительным и системным. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений ребёнка с родителями приобретают ещё большее значение, чем прежде. К сожалению, в последние десятилетия отмечается значительный рост неполных семей. В условиях целенаправленного нравственного воспитания процесс формирования социальных установок личности подростка или ребёнка принимает стихийный характер. Именно в семье у ребёнка формируется представления о самом себе и обществе в целом, способы межличностных взаимодействий, и стратегии существования в социальной среде, которые он в процессе социализации выносит из микросреды в общество.

Психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:

Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста.

Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы.

В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет.

Формирование первых коммуникативных связей

В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель», требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы.

Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками. Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности.

Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков.

Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно, и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль.

Невротические расстройства детского возраста

В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло.

У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами.

Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом.

У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях.

Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов.

Проблемы школьной дезадаптации

Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним.

В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие.

Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил.

Читайте также  Как выглядеть дорого и стильно в одежде из масс-маркета

Ранние психические заболевания. Умственная отсталость

Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста.

Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала.

Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости.

Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения.

В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения, насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям.

Расстройства аутистического спектра

Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер.

Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций.

Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок, известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы.

Атипичный детский аутизм

Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации, или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает» – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы оказываются в конечном итоге обратимыми.

Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста.

Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении

Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом.

С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми.

Благоприятный прогноз лечения

Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра.

Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи. В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы.

Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний.

Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.

Ментальные расстройства у подростков: как вовремя заметить и помочь

По данным ВОЗ, половина всех нарушений психического здоровья возникает до наступления 14-летнего возраста. Если такие случаи не выявить вовремя и оставить без лечения, во взрослой жизни человек столкнётся с последствиями, которые могут существенно ограничить его возможности. О том, как правильно вести себя родителям, которые беспокоятся о психическом здоровье детей, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала клинический психолог Екатерина Роде.

– Какие ментальные расстройства встречаются у детей и подростков?

– Наиболее распространены тревожное расстройство, расстройства, связанные со стрессом или перепадами настроения, невроз навязчивых состояний, синдром дефицита внимания, гиперактивность, биполярное аффективное расстройство, реже других встречается шизофрения. На первый план выступают депрессивные и тревожные расстройства и смежные с ними.

Сейчас среди подростков чаще встречаются биполярное и маниакальное расстройства. Это объясняется тем, что у современных детей присутствует депрессивная составляющая, связанная с повышенной тревогой. Причина этих расстройств – давление социальной среды. Кроме того, сейчас некоторые заболевания популяризируются, о них появляется больше информации. На этом фоне подростки начинают искать у себя различные симптомы и ставить себе те или иные «диагнозы», чтобы почувствовать себя особенными.

– К чему приводит игнорирование заболеваний?

– К игнорированию можно отнести обесценивание ментальных расстройств и психологической помощи, недоступность нужных специалистов. Это чревато усугублением заболеваний и нарушением нормального функционирования человека в социуме: он не может правильно расставлять поведенческие акценты, понимать других людей. Так развиваются коморбидные состояния, когда на одно заболевание наслаивается другое. В итоге расстройство, которое легко можно было исправить терапией или небольшим медикаментозным лечением, переходит в состояние, когда больного необходимо помещать в стационар. Когда появляются первые признаки, родителям необходимо сразу обращать на них внимание и начинать наблюдение, при этом стараться давать ребёнку больше любви и заботы.

Взрослым важно помнить: если проигнорировать проблемы подростка, он может искать помощь самостоятельно и попасть к непрофессионалам. Таким образом ребёнок сильнее разрушит собственную психику, что приведёт к девиантному поведению. Последствия здесь могут быть как на социальном, так и на личностном уровне.

– Почему взрослые не обращают внимание на ментальные проблемы детей?

– Чаще всего это вызвано незнанием. Необходимо вносить изменения в работу образовательных учреждений, говорить с родителями, информировать о том, что может происходить с детьми не только в физическом, но и в психическом плане. Нужно донести до людей, что лечить ментальные расстройства можно так же, как и обычные болезни, не надо этого бояться или стесняться.

Ситуация меняется в лучшую сторону, но некоторые родители продолжают относиться к проблеме несерьёзно, потому что не считают ментальные расстройства болезнью. Они рассуждают по принципу: «У нас же в детстве такого не было, почему это сейчас вдруг появилось?» Но социальные условия меняются, жизнь у современных детей уже иная. Проблема психического здоровья существовала и раньше, просто ей не придавали значения так, как сейчас.

– Если не заметить у подростка ментальное расстройство, в каком возрасте оно может проявиться и какие последствия повлечёт?

– Ребёнок будет расти с чувством, что с ним что-то не так. Это повлечёт тяжёлые последствия, которые могут проявиться и в тридцать, и в двадцать пять, и в сорок лет. Невозможно назвать точный возраст, для каждого это индивидуально. Иногда расстройства могут так и остаться на психосоматическом уровне, а иногда могут перейти в тяжёлую психиатрию, которая уже требует лечения в клинике.

Читайте также  Какие инфекции вызывают перикардит у детей?

– Что может провоцировать психические заболевания?

– Факторов очень много. Один из самых весомых – социальная обстановка, обесценивающая роль человека в обществе. Также имеет значение популяризация некоторых заболеваний. Большой плюс, что психическое здоровье стали обсуждать, но о некоторых болезнях стали говорить слишком много, они вошли в «моду».

– Как укрепить психическое здоровье подростков? Какие меры профилактики нужно принять?

– Важно, чтобы подростки не боялись, что над ними будут смеяться сверстники или их будут осуждать взрослые, если они обратятся за психологической помощью. Необходима глобальная перестройка всей работы с психическим здоровьем человека. В школах нужен не один психолог, а целый штат, чтобы каждому ребёнку уделялось должное внимание, велась комплексная работа. Нужно вовлекать в эту работу родителей, информировать их, просвещать. При этом учителя должны понимать важность этого процесса и относиться к нему серьёзно.

Если говорить о профилактике, то родителям нужно позаботиться о том, чтобы у ребёнка был разнообразный досуг, чтобы он занимался тем, что ему нравится. Они обязаны соблюдать его личное пространство, предоставлять возможность самовыражения. Для подростков важно, чтобы к ним относились не как к детям, а как ко взрослым, у которых есть свои личные чувства и эмоции, которые нужно уважать и не игнорировать.

– Если у подростка было обнаружено ментальное расстройство, каким образом должны действовать родители?

– Если родители стали замечать, что с ребёнком что-то происходит, необходимо не спешить с расспросами, а понаблюдать за его поведением. Можно обратиться к школьному психологу и попросить его также понаблюдать за подростком в школе. И уже на основе этих наблюдений пообщаться со специалистом, сначала без ребёнка. Если опасения подтвердились, тогда стоит обращаться за лечением. Самое важное – не бояться. Не думать о том, что, если обратиться к психологу или психиатру, это как-то негативно повлияет на жизнь ребёнка. Наоборот, если этого не сделать, последствия могут быть значительно хуже.

Психические и поведенческие расстройства у детей и подростков

В подростковом возрасте личность проходит сложный процесс формирования. Физические, эмоциональные и социальные изменения серьезно влияют на подростков, усиливая их уязвимость для психических расстройств. Следствием становятся поведенческие нарушения, проблемы со здоровьем и другие негативные проявления, в частности — депрессия, которая может повлечь за собой суицид. Большинство психических и поведенческих расстройств поддаются лечению и коррекции — сохранить здоровье и жизнь подростка можно, вовремя обратившись к врачу.

Почему у детей и подростков возникают психические и поведенческие расстройства

Ребенок — «чистый лист», личность которого начинает формироваться с момента его появления на свет. Малыш постепенно учится узнавать окружающих, следит за их реакциями и взаимоотношениями, копирует старших. Он сильно подвержен влиянию взрослых, не обладает навыками критического мышления.

Многие жизненные установки, которыми он будет руководствоваться во взрослой жизни, закладываются в «канву личности» именно в это время. Нервная и негативная обстановка дома, ссоры, насилие и другие негативные факторы могут нанести психике ребенка серьезный вред, сильно отразиться на его поведении и здоровье уже в этот период.

Ребенок постепенно растет и развивается, исследуя окружающий мир. В возрасте 10 лет он вступает в уникальный период — подростковый возраст. «Гормональный взрыв», изменение социального статуса и отношения окружающих, новые проблемы и сложности — все это выбивает привычную почку из-под ног ребенка. Личность продолжает развиваться, но во многих аспектах становится более ранимой и восприимчивой к внешнему влиянию.

В этот период особенно важно оградить подростков от факторов риска и тяжелых потрясений, которые могут помешать дальнейшему развитию, а также создать проблемы со здоровьем и психикой в будущем.

У 15% детей и подростков в возрасте до 18 лет наблюдаются диагностированные эмоциональные расстройства, и менее половины из них вовремя получают необходимое лечение. Еще у 10-20% детей в этом возрасте психические нарушения вовсе не диагностируются должным образом.

Проблема в том, что многие родители и сами подростки не осознают рисков и боятся обратиться за помощью к врачу. Многие боятся, что окружающие узнают об обращении к психиатру, и это поставит крест на дельнейшей успешной карьере или нормальной жизни ребенка.

Но если не лечить психические заболевания в детском и подростковом возрасте, они могут настолько укорениться в личности, что во взрослом возрасте вылечить их будет невозможно. Большинство неизлечимых психических заболеваний — психические расстройства, с которыми можно было справиться в детском и подростковом возрасте.

Специалисты клиники «КОРСАКОВ» знают, как успешно решать психические и поведенческие проблемы подростков и детей. Квалифицированные врачи проводят тщательное обследование, назначают эффективную лекарственную терапию и психотерапию. Современные методы лечения помогают предотвратить развитие серьезных психических заболеваний и избавиться от существующих расстройств.

Вызов психиатра на дом 7 000 руб.

Вызов врача психиатра или психиатрической бригады по Москве и области. Круглосуточно

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Симптомы психических и поведенческих расстройств у детей и подростков

Тревоги, плач, капризы — типичные эпизоды в поведении многих детей. Для подросткового периода характерны периоды бунтарства, повышенная эмоциональность. Важно понимать, когда нормальное поведение сменяется патологией.

Обратиться к психиатру необходимо, если у ребенка или подростка наблюдаются:

  • агрессия;
  • нервные тики;
  • прогулы школы;
  • проблемы в общении;
  • странные телодвижения;
  • заторможенность, вялость;
  • частые перепады настроения;
  • постоянные нарушения правил;
  • ежедневные страхи или тревоги;
  • ухудшение или нарушение памяти.

Даже при наличии этих признаков психического расстройства у ребенка или подростка может не быть. Точный диагноз может поставить только врач на основании профессионального обследования. Если расстройства нет, специалист может назначить несколько сессий с психологом, который поможет выявить проблему и помочь решить ее.

Мы рекомендуем проверить психическое состояние ребенка или подростка, чтобы предупредить проблему и установить ее на начальной стадии.

Какие бывают психические и поведенческие расстройства у подростков

У детей и подростков может проявляться множество психических расстройств. Их можно условно разделить на три группы, хотя некоторые расстройства из разных групп могут сочетаться друг с другом:

  1. Поведенческие расстройства — повышенная конфликтность и систематическое нарушение общественных норм. Это расстройства социализации, которые могут выражаться, например, в воровстве, постоянной лжи, срыве занятий. Следствием такого расстройства обычно становятся подростковый алкоголизм и наркомания. Причиной появления таких расстройств считают избыточное давление или недостаточное участие родителей в жизни ребенка или подростка.
  2. Эмоциональные расстройства — социофобия, повышенная тревожность, уход от общения со сверстниками. Эти нарушения часто становятся следствием травмирующей ситуации, например, нездоровой семейной атмосферы, регулярными страхами. Также эмоциональное расстройство может спровоцировать наличие нарушений психики у одного из родителей.
  3. Расстройства развития — проблемы с речью (устрой и письменной), замедленное мышление, нарушения внимания и памяти. Ребенок или подросток с такими нарушениями отстает в обучении от сверстников и плохо усваивает новые знания. Отставание в развитии не считается расстройством в полном смысле этого слова. Но из-за него часто возникают расстройства поведенческого типа.

Расстройство может появиться у ребенка внезапно, без явных предпосылок. Например, родители могут не знать о трудностях (и эмоциональном прессинге, буллинге) в школе, глубоких переживаниях и даже актах насилия над ребенком, о которых он боится рассказывать.

Опасно думать, что с ребенком или подростком не может случиться ничего плохого — от случайностей не застрахован никто. Лучше проверить состояние ребенка один раз, чем пытаться решить проблему собственными силами, усугублять ее или пытаться не замечать.

Лечение психических и поведенческих расстройств у подростков и детей

Клиника «КОРСАКОВ» предоставляет профессиональную психиатрическую и психологическую помощь детям и подросткам. Кроме того, проводятся консультации с их родителями и родственниками, при необходимости — сеансы семейной психотерапии. Наши специалисты работают для того, чтобы вернуть детям и подросткам здоровье психики и эмоциональную стабильность.

При работе с детьми и подростками мы применяем:

  • физиотерапию;
  • медикаментозное лечение;
  • когнитивно-поведенческую терапию;
  • психотерапевтические техники, адаптированные по возрасту.

Комплексный подход к лечению позволяет добиться решения проблемы в самые короткие сроки и закрепить успешный результат. В каждом случае терапия подбирается индивидуально. Она не ограничивается лекарственными препаратами или процедурами, проводимыми в клинике. Работа с родителями и родственниками направлена на то, чтобы выработать правильное отношение к ребенку, скорректировать его воспитание и устранить стрессовые и негативные факторы в семейном кругу.

Оптимальный курс лечения для каждого пациента включает совместную работу психотерапевта и психолога, а также при необходимости — терапевта и специалиста по физиотерапии.

Какие проблемы решаются в результате лечения:

  • улучшается учеба и поведение;
  • нормализуется общение со сверстниками;
  • минимизируются последствия психологических травм.

Для детей и подростков, у которых наблюдается гиперактивность, нарушение поведения и социальных навыков, разработаны специальные программы. Они помогают исправить нежелательное поведение и эффективно закрепляют достигнутый результат.

Клиника «КОРСАКОВ» заботится о будущем детей и подростков не только с помощью эффективной терапии. Мы обеспечиваем полную конфиденциальность лечения — информация о нем не передается третьим лицам, отсутствует постановка на учет.

Психические и поведенческие расстройства могут перерасти в серьезные заболевания, привести к снижению качества жизни, наркомании, алкоголизму и другим печальным последствиям. Исправьте их на начальной стадии с помощью профессиональной врачебной помощи в клинике «КОРСАКОВ» — сохраните будущее своего ребенка, его здоровье и жизнь!

* Администрация медицинского центра «КОРСАКОВ» принимает все меры по своевременному обновлению размещенного на сайте прайс-листа, однако во избежание возможных недоразумений, советуем уточнять стоимость услуг в контакт-центре по телефону +7 (499) 288-19-74

Размещенный прайс не является офертой. Медицинские услуги оказываются на основании договора.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Проверил врач-психиатр, врач-нарколог: Орлов Андрей Михайлович.
Медицинская информация корректна, достоверна, актуальна.
Последняя дата проверки:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: