\

Как научить трехлетних детей активно двигаться

Как научить трехлетних детей активно двигаться

За предыдущий год наши малыши многому научились: они с удовольствием двигаются, умеют выполнять некоторые сложные движения, такие, как прыжки, бег; у них накопился определенный двигательный опыт. Теперь самое время начать думать о постепенном формировании культуры движений. Какие же возможности в этой сфере содержит 3-4-летний возраст?

Культура движений маленького ребенка начинается с их разнообразия. Чем больше видов и способов движений, их сочетаний в арсенале малыша, тем осознаннее и богаче его деятельность, тем в большей степени движения становятся для него орудием самовыражения, общения со сверстниками, ориентировки в окружающем мире. Разнообразие движений оказывает более сильное воздействие на интеллект и здоровье ребенка. Позаботимся поэтому в первую очередь об обогащении опыта детей всеми доступными для этого возраста движениями.

Культура движений также оценивается их красотой. В свою очередь, понятие красоты движений определяется прежде всего их положительным воздействием на организм, целесообразностью.

Дело в том, что при правильном выполнении движений достигается наиболее благоприятное положение и функционирование внутренних органов, укрепляется осанка, человек меньше устает. На основании двигательного опыта человечества, складывавшегося в течение тысячелетий, выработались определенные требования (эталоны) к качественной стороне движений. В последнее столетие они подкреплены и специальными исследованиями в области физиологии, гигиены, медицины, педагогики и других наук. Кроме того, красота движений во многом определяется их ловкостью, грациозностью, силой, умением человека заставить себя двигаться легко, непринужденно и в осложненных условиях.

Ребенку в возрасте 3-4 лет уже доступны и понятны некоторые элементы техники основных движений. Поэтому необходимо постепенно в образной, занимательной форме подводить детей к осознанию понятия «правильно, красиво двигаться».

Двигательное творчество является третьей составной частью культуры движений. Возможно ли оно в младшем дошкольном возрасте? Ответ однозначен: не только возможно, но и необходимо. Для этого есть одно очень простое средство — в движениях, играх с маленькими детьми не допускать трафаретности, давать ребенку возможность всегда быть исследователем, обеспечивать условия для самостоятельного приобретения им двигательного опыта в разнообразной предметно-игровой среде. Очень полезно, если часто меняется местоположение предметов быта, физкультурных пособий, игрушек, если одни из них исчезают, другие появляются и все они, вместе взятые, вновь и вновь озадачивают малыша своей новизной и необходимостью познания.

Предлагаем программный материал для формирования культуры движений детей.

Больше разнообразия в основных движениях
Ходьба : обычная, на носках, на пятках, с высоким подниманием коленей (петушок, цапля, лошадка), в полуприседе (гуси), на внешней стороне стопы (косолапый мишка), мелким шагом (идет маленький человечек, малыш), широким шагом (великан идет), крадучись (крадется кошка к мышке), с гордой осанкой, оглядываясь назад (лиса — всему свету краса); с разным положением рук — в стороны, вверх, на поясе, к плечам, перед грудью, крепко прижаты к бокам (оловянный солдатик), с размахиванием в такт музыке руками (физкультурник); в разном темпе — в умеренном, вдвоем держась за руки (мама с дочкой гуляют), в очень медленном (старенький дедушка), в быстром (папа спешит за сыночком в детский сад); в различных направлениях — прямо, боком, назад (рак); по кругу (вокруг обруча, по ободу обруча), змейкой (по извилистой дорожке, между предметами); со сменой направления (делать повороты на углах, обходя поставленные предметы, останавливаться по сигналу и идти в противоположную сторону; идти, куда покажет «волшебная палочка», — к окну, к двери, к стулу и другим ориентирам); в паре обычно и держась за руки лицом друг к другу, положив руки на плечи или на пояс друг другу, стоя спина к спине; закрыв глаза, идти по плоскостной широкой дорожке (совсем темно, ничего не видно); выполнять ходьбу в сочетании с другими движениями, используя самые разнообразные пособия — плоскостные дорожки, шнуры, канаты, доски, лежащие на полу, наклоненные и приподнятые над полом; скамейки, стулья, сплошь или с промежутками составленные «паровозиком», и др. Старайтесь замечать малейшую новизну в движениях детей, удивляться, радоваться («Как это у тебя получилось? Можно я тоже попробую? Покажи еще раз, а мы с Танечкой посмотрим. Поучи так ходить свою «дочку». Вот мама порадуется, что ты так умеешь. »).

Бег — легкий, бесшумный на носках (зайчики, птички), обычный (лучше, если ребенок в беге подражает кому-то или чему-то — самолету, автомобилю, ракете), с подскоками (лошадка), мелким и широким шагом, в различном темпе, в разных направлениях, вдвоем-втроем (лошадки с обручем, скакалкой, гимнастическими палочками, бубенчиками), по ограниченной площади, за предметом (мяч, обруч, колечко, чурбачок, машинка), стайкой, друг за другом, с предметом в руках, врассыпную, в сочетании с другими движениями; убегая от водящего, догоняя убегающего, пробегая быстро 10-20 м, бегая непрерывно 40-50 с.

Прыжки — подскоки на месте, с продвижением вперед, в стороны, назад; прыжки вверх до предмета, в длину с места (30-50 см), через 6-10 параллельных линий, из обруча в обруч, выпрыгивание на плоские низкие предметы (до 5-7 см), прыжки на одной ножке вперед и вокруг себя, спрыгивание (10-15 см).

Лазанье — подлезать под веревку, дугу (высота 50- 40 см), не касаясь руками пола, пролезать в обруч, проползать по прямой до предмета на расстояние не менее 6 м, перелезать через разные предметы, влезать удобным для ребенка способом на лестницу высотой 1,5-2 м и спускаться с нее, ползать по гимнастической скамейке, наклонной и лежащей на полу доске.

Метание — катать разные предметы (мячи, шары), толкать резким движением по полу мешочки с песком (друг другу, вдаль) и бежать за ними, скатывать мячи с горки с попаданием в предметы (расстояние 1,5-2 м), прокатывать мячи в ворота шириной 50-60 см с расстояния 1- 1,5 м; бросать мяч о землю и вверх 2-3 раза, стараясь поймать его, отбивать мяч от пола как можно дольше; бросать предмет вдаль правой и левой рукой (2,5-5 м), в горизонтальную целы способом от плеча, снизу (расстояние 1,5-2 м), в вертикальную цель, двумя руками снизу, от груди, сверху, назад за голову, в сторону, между ногами назад; вращать мяч на месте вокруг оси, прокатывать по ограниченной площади (доска, скамейка, две рядом расположенные гимнастические палки), ударять мячом о стену, пытаясь поймать, бросать мяч друг другу, ловить мяч, брошенный взрослым.

Приобщать к спортивным упражнениям
На велосипеде — садиться на велосипед, сходить с него, кататься на трехколесном велосипеде по прямой, по кругу, делать повороты, пытаться ездить на двухколесном велосипеде.

На санках — скатываться, смело с невысокой горки, катать друг друга.

Скользить по ледяным дорожкам (длина 1-2,5 м, ширина 30 см) с помощью взрослых.

Лыжи — самостоятельно надевать и снимать, переносить; стоять на лыжах, сохраняя равновесие, передвигаться ступающим шагом (без палок), пытаться скользить.

Плавание — приучать не бояться воды, смело входить в воду, приседать в воде, играть с игрушками

Страница 1 — 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Развитие движений ребенка 2-3-х лет

Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития является правильно организованная двигательная активность вашего ребенка. Часто родителей раздражает чрезмерная активность детей, их постоянное стремление куда-то забраться, что-то взять.

Дорогие папы и мамы, не спешите с запретами, помните, что движение является биологической потребностью растущего организма. Надо не подавлять двигательную активность, а всячески поддерживать ребенка в его стремлении двигаться, быть активным, создавать условия для этого. Благодаря правильно организованной двигательной деятельности создаются благоприятные условия для обмена веществ, а это стимулирует развитие нервной системы, костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, улучшает пищеварение. Правомерно выражение: «Движение — это жизнь». Именно движение делает ребенка выносливым, ловким, сообразительным. Постепенно у него развивается сила, координация, его игровая и бытовая деятельность становится более разнообразной, активной, самостоятельной.

Сколько же должен двигаться здоровый ребенок в течение дня?
Исследования специалистов показывают, что объем и качество движений зависят от целого ряда факторов: возраста, пола ребенка, времени года, суток, индивидуальных особенностей, условий, в которых он живет. Дети двух-четырех лет преодолевают за сутки приблизительно 2,5-3 км, а шести-семи лет — 7-8 км и более. Мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки. Летом у детей потребность в движении больше, чем зимой. Это связано с изменением обмена веществ. В течение суток потребность в движении также меняется. Так, наибольшая активность проявляется с 9 до 12 часов в первой половине дня и с 17 до 19 — во второй.

Двигательная активность зависит от индивидуальных особенностей. Есть дети с повышенной двигательной активностью, со средней, умеренной и малой потребностью в движениях. Дети со средней двигательной активностью, как правило, не вызывают у родителей тревоги: они отличаются уравновешенным поведением, хорошо регулируют свою двигательную деятельность и практически не переутомляются. Другое дело — дети с повышенной двигательной активностью. Они неуравновешенны, не могут регулировать свою двигательную деятельность, не склонны к выполнению действий, требующих точности, координации, быстро утомляются. Детей с повышенной двигательной активностью необходимо вовремя переключать на другой вид деятельности.

Ни в коем случае не прекращайте резко двигательную деятельность ребенка. Переход от динамического состояния к статическому должен быть постепенным. Если вы считаете, что ребенок устал от бега, предложите ему, например, поискать пропавшую игрушку. Малыш ходит, ползает, разыскивая игрушку, и организм его постепенно приходит в равновесие. А после этого предложите послушать сказку о медведе. Детям с повышенной возбудимостью необходимо периодически давать задания, требующие точности, координации движений. Например, предложите малышу пройти по узкой дорожке, попасть в цель. Не огорчайтесь, если точные движения не сразу будут получаться.

Малоактивные дети не склонны много бегать, куда-то залезать, предпочитают играть в песочнице, что, к сожалению, вполне устраивает многих пап и мам. Однако родители должны знать, что у малоподвижных детей медленнее формируются двигательные навыки, необходимые ребенку в игре, в бытовой деятельности. Таким детям не хватает ловкости, выносливости, они избегают подвижных игр со сверстниками. Вес их значительно выше нормы, а это вредно для здоровья.

Читайте также  Сифилис верхних дыхательных путей у детей

Как приучить малыша к активности, как сделать, чтобы он хотел двигаться? Эту задачу поможет решить совместная деятельность родителей и ребенка. Предложите во время прогулки догнать вас или сами догоняйте ребенка. Пусть малыш попрыгает, как зайчик или воробышек, а вы посчитайте, сколько раз он прыгнет. Обязательно похвалите его, даже если он не очень хорошо справился с заданием. Хорошо активизируют действия малышей различные игрушки, особенно мяч.

Действия с мячом дают нужную нагрузку организму и в то же время не утомляют. Бросайте мяч, а ребенку предложите догонять его, потом пусть малыш сам бросает и догоняет мяч. Постепенно действия с мячом будут усложняться. Всегда радуйтесь успехам ребенка. Ваше положительное отношение к двигательной деятельности обязательно пробудит интерес к ней у малыша.

Очень важно, чтобы ребенок своевременно овладел всеми вилами основных движений. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с особенностями развития основных движений и задачами обучения этим движениям детей раннего возраста.

Ходьба. Дети начинают ходить к концу первого — началу второго года жизни. На протяжении второго-третье го года ходьба совершенствуется, а к концу дошкольного периода формируется походка. Для малыша, начинающего ходить, характерны следующие особенности: ноги сильно согнуты в коленях и тазобедренном суставе, ступни повернуты внутрь. Ребенок ставит ногу не с пятки на носок, а опускает на всю стопу, шлепая ею. Шаг неравномерный, короткий, семенящий. Малышу трудно выдерживать направление при ходьбе. Все это возрастные физиологические особенности. Но если на них своевременно не обращать внимание, то некоторые из них могут сохраниться на всю жизнь. Создайте условия для своевременного появления следующих умений:

1. Ходить без помощи взрослого сначала на небольшое расстояние (2-3 м), постепенно доводя его до 10 м.
2. Выдерживать и менять направление при ходьбе.
3. Менять высоту и ширину шага, в зависимости от условий.
4. Ставить стопы параллельно.
5. Менять темп при ходьбе.
6. Ходить в разных условиях и разными способами.
7. Держать корпус прямо.

Проводите с ребенком игры-упражнения.
• Расположите какую-либо игрушку на расстоянии 2-3 м от ребенка и предложите ему принести ее. Постепенно увеличивайте расстояние до 10 м.
• Затем расположите несколько крупных игрушек в разных концах комнаты. Пусть ребенок по очереди подойдет к каждой из них, погладит, поздоровается. Эти упражнения помогут ребенку ориентироваться в пространстве и ходить в разных направлениях.
• Положите на пол ленточку или веревку и предложите малышу перепрыгнуть через нее. Затем усложните задание. Разместите на полу 3-4 ленточки, через которые малыш будет перешагивать.

Когда ребенок овладеет этими умениями, можно предложить ему перешагнуть через предметы высотой от 10 до 20-25 см.
Эти упражнения помогут ребенку менять высоту шага в зависимости от высоты препятствия, а также не шаркать ногами, обогатит двигательный опыт вашего ребенка и сделает ходьбу более совершенной.

Бег. Бег отличается от ходьбы наличием фазы полета (полный отрыв от поверхности). Умение бегать формируется у ребенка к концу второго года, а иногда только на третьем году. Это зависит от физических данных малыша.
Особенности бега в этом возрасте: мелкие семенящие шаги, ноги опускаются на землю всей стопой, движения рук и ног несогласованны, заметны боковые раскачивания корпуса, скорость бега очень небольшая. Малыш быстро устает. Поэтому ваша задача — способствовать формированию у детей умения бегать:

1. Переходить от ходьбы к бегу и наоборот.
2. Бегать в заданном направлении.
3. Менять направление при беге.
4. Менять темп бега (ускорять, замедлять).
5. Правильно держать корпус.

Чтобы ребенок научился бегать своевременно, играйте с ребенком в такие игры, как «Догоню-догоню», «Догони меня». На прогулке можно предложить ребенку добежать до березки, клена и т. п. Детям нравятся подобные задания. Одновременно они учатся ориентироваться в пространстве и знакомятся с названием деревьев, окружающих построек.

Ползание и лазанье. Ползанием ребенок овладевает к одному году, на втором этот вид движений совершенствуется. Лазанье по лестнице ребенок осваивает на втором году: сначала приставным шагом, затем смешанным и только к концу третьего года жизни — переменным шагом. Однако надо иметь в виду, что не все дети овладевают к трем годам перекрестной координацией, а следовательно, и чередующимся шагом. Это не должно огорчать родителей, так как к пяти — пяти с половиной годам перекрестная координация возникает спонтанно, без особого обучения.
Однако ваша задача – создать условия для развития у малыша умения ползать:
1. Ползать по прямой, с подлезанием под веревку (высота 25-30 см), пролезать в обруч, под стулом и т. д.
2. Ползти вверх по наклонной доске, сползать с нее вниз (высота 1 м).
3. Лазать по лесенке — стремянке вверх и вниз (высота 1-1,5 м).
4. Влезать на лестницу и слезать с нее.

Дорогие родители, создавайте условия для ползания, хотя наш ребенок уже хорошо ходит. Ползание способствует разгрузке позвоночника, что очень важно для неокрепших мышц ребенка. Обязательно первое время страхуйте его. Постепенно координация движений вашего малыша будет более четкая, и к трем годам ваша страховка практически ему уже не нужна.

Бросание и катание. На втором году ребенок начинает осваивать упражнения в метании. К ним относятся прокатывание мяча, бросание, бросание с последующей ловлей. Выполняя эти движения, малыш не всегда выдерживает направление. Толкание и бросок мяча тоже еще слабые. Ребенку трудно соразмерить силу броска с расстоянием, и поэтому он не всегда попадает в цель.

Чему можно научить малыша?
1. Бросать, катать мяч в определенном направлении (прокатывать в воротца, между кубиками, бросать в корзину).
2. Соразмерить силу броска с расстоянием (ребенку предлагают несколько раз бросить мяч в корзину с расстояния от 0,5 до 1,5 м, меняя расстояние для возникновения у ребенка разных мышечных ощущений).
3. Ловить мяч, брошенный взрослым (расстояние 0,5-1,5 м). Бросать мяч взрослому.
4. Подбрасывать мяч вверх и пытаться его ловить.
5. Бросать мяч об пол и пытаться его ловить.
Среди игрушек вашего ребенка обязательно должен быть мяч. Это любимая игрушка малышей. Он вполне может заменить ребенку партнера.

Прыжки. Прыжковыми движениями малыш начинает овладевать одновременно с бегом на втором-третьем году. Прыжок, так же как и бег, требует известной физической подготовленности. Вначале ребенок овладевает подскоками на месте с продвижением вперед, затем учится прыгать в длину с места, спрыгивать с предметов. При прыжке малыш тяжело опускается на всю ступню, колени почти не сгибает, движения его рук и ног плохо согласованны. Руки не помогают отталкиванию и приземлению. Прыжок даже с незначительной высоты может при неправильном приземлении привести к сотрясению внутренних органов, что вредно для организма.

Поэтому нужно способствовать развитию у малыша следующих умений:
1. Ритмично приседать, сгибая ноги в коленях («пружинка»), постепенно отрываться от пола.
2. Подскакивать на месте на двух ногах, отталкиваясь носками. Приземляться мягко, слегка согнув ноги в коленях.
3. Подскакивать с продвижением вперед.
4. Перепрыгивать через линии, нарисованные на полу (расстояние между линиями 10, затем 20, 30 см), прыгать через ручеек, канавку и т. д.
5. Подпрыгивать вверх, касаясь предмета, находящегося на высоте 10-15 см от поднятой руки ребенка.
6. Спрыгивать с высоты 10, 20, 30 см.

Покажите ребенку, как прыгает зайчик, мячик. Прочитайте стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». Попрыгайте вместе с ребенком. Вначале он будет просто сгибать ноги в коленях, не отрываясь от почвы. Но постепенно овладеет прыжком.
Итак, вы теперь знаете, как развиваются основные движения малыша и какие задачи при этом стоят перед вами. Мы хотим вас предупредить о том, что перечисленные выше трудности в освоении движений сами по себе не исчезают. Некоторые из них могут сохраняться на протяжении всей жизни. Надеемся, что вы хотите видеть своего ребенка ловким, выносливым, с легкой походкой, красивыми движениями. А раз так, то не теряйте времени, приступайте к обучению вашего малыша этому искусству. И не забудьте о красоте собственных движений, ведь ребенок будет подражать вам.
Прежде всего, создайте условия для развития движений. В распоряжении вашего ребенка должны быть разнообразные игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность. Движения требуют пространства. Выделите в комнате место, где малыш может свободно двигаться. Максимально используйте ближайшее природное окружение. Не мешайте ребенку проявлять самостоятельность и активность, не спешите на помощь. Пусть малыш сам преодолевает препятствия.

Однако для совершенствования движений самостоятельной двигательной деятельности ребенка недостаточно. Необходимо проводить специальные занятия, подвижные игры, делать утреннюю гимнастику.

11 безотказных способов заставить ребенка любого возраста двигаться

Современного ребенка проще увидеть на диване с планшетом или ноутбуком нежели во дворе, на самокате или велосипеде. Гиподинамия – бич современного общества. Как расшевелить наследников? Будем разбираться!

Многие родители нежелание детей гулять воспринимают едва ли не с облегчением: им тоже неохота одеваться и выходить во двор. Завис ребенок у телевизора или планшета — и хорошо, есть свободное время и у мамы с папой. Между тем, медики бьют тревогу: гиподинамия замедляет общее развитие ребенка, снижается внимание, ухудшается память. Кроме того, нехватка движений в жизни детей провоцирует снижение иммунитета.

! Ежедневные прогулки очень важны для крепкого здоровья. Так, если погода позволяет, ребенок должен проводить за подвижными играми на свежем воздухе не менее двух-трех часов.

Детям 3-7 лет

Игры на природе

Вывести современного ребенка на прогулку не так-то легко. Тем более, если на детской площадке можно только разве что на качелях или карусели покататься. Скучно? Призываем на помощь фантазию и… веселые игры.

Читайте также  Подострый и хронический нефрит у детей

  • Искатели сокровищ. Важно учесть, малыши не способны долго идти просто так. Им нужна интересная цель. И пусть вы просто держите путь в соседнюю деревню за фермерскими продуктами или в лес — набрать ягод и подышать свежим воздухом, обозначьте юным исследователям игровую задачу. Возможно, вы будете искатели сокровищ или помощники троллей, которым нужно непременно набрать до захода солнца лукошко малины.
  • Мы считаем! Используй прогулку, чтобы научить малыша считать. Покажи ему цветок, скажем, желтого цвета. А потом предложи посчитать, сколько таких же ярких цветов встретиться вам на прогулке? По аналогии можно подсчитывать машины, деревья, собак определенной породы.
  • Дорогу осилит… Если вы уже находились и наговорились, поиграйте в «Дорогу осилит…». Взрослый предлагает, каким образом надо двигаться до условленного места — киоска с журналами, скамейки или клумбы. Например, прыгать на левой ножке, идти бочком приставными шагами, через каждые три шага кукарекать и т.д.
  • Вокруг столько интересного! Не ограничивайтесь ближайшей детской площадкой. Возьмите за правило хотя бы пару раз в неделю гулять в новом месте. Идите в соседний двор, на стадион, дойдите пешком до дальнего парка или пруда. Когда картинка меняется, ребенок сможет почувствовать себя великим путешественником и исследователем!

! Опытные педагоги составили список умений, которым в надо научить ребенка до школы. В листе приоритетов: игра в мяч, плавание, езда на велосипеде или самокате, прыжки через скакалку… В 3−5 лет ребенок быстро учится, ему нравится этот процесс, он не боится «провалов».

Прогулка как приключение

Находилкомания — популярное развлечение для крох от трех лет. Книгу для прогулок можно нарисовать (составить из интернет-картинок) самостоятельно или купить готовый альбом. Листы с изображениями всевозможных растений, шишек, жуков пригодятся во время прогулок в парке и в лесу. Берешь такую книгу с собой на улицу, и вместе с малышом ищешь все, что нарисовано на картинках, а потом вы вместе отмечаете свои находки. Так, даже обычные прогулки по надоевшим маршрутам могут превратиться в удивительное приключение, полное неожиданностей и новых открытий.

Детям 7-11 лет

Устраиваем «фотоохоту»

Один наш коллега, гуляя с сыном, создал настоящий фотоальбом «Буквы улиц». Вместе они выискивали очертания знакомых букв в архитектурных деталях домов, изгибах труб и т.д. Теперь его идею переняла вся редакция и прогулки обрели дополнительный смысл. Поверьте, это очень увлекательное занятие. Ну, кто бы мог подумать, что обычная дворовая карусель с определенного ракурса напоминает букву Ф! С детьми постарше можно создать аккаунт в Instagram или Flickr и выкладывать лучшие фото, сделанные ребенком там, тем самым мотивируя его на новые достижения.

Ближе к природе, не покидая город

Сегодня большинство российских парков превратились в настоящие концептуальные пространства со множеством развлечений для детей. Открываются эко-клубы, где юные натуралисты могут занять себя строительством скульптур из пластиковых бутылок или создавать объекты дизайна из прессованного картона.

Это модное слово «Квест»!

Квесты на свежем воздухе для всей семьи также набирают популярность. Вам пригодятся смекалка, и, конечно, азарт, когда вы, скажем, будете искать трех котов на старинной башне в центре города или тайный ход через аптечный пункт. Тут уж каждому участнику команды придется продемонстрировать силу ума и волю к победе.

Заведи собаку!

Дети давно просили лохматого питомца? Отлично! Выбираем породу поактивнее. Как насчет корги? С таким питомцем дети точно не будут сидеть дома. Без шуток, выбирайте породу, с которой ребенку будет интересно играть в аппортировку, фрисби и просто в «догонялки»

! Печальный факт: современные дети быстрее учатся управляться с компьютером, чем с собственными шнурками. Обувь на липучках — удобно. Но в определенном возрасте (6-9 лет) замедляет формирование обычной для этой ступени развития моторики.

Выбирай спортивные секции, ориентируясь на способности ребенка!

Если спокойного, медлительного мальчишку отдают на айкидо, а милейшую, но склонную к полноте девочку — на художественную гимнастику… Увы, вместо умений в таком случае может развиться комплекс неполноценности. Предлагайте ребенку список активностей от тенниса до карате, но выбирать он должен сам.

А как же подростки… Как их выгнать из интернета?

« Ничто так не способствует движению, как необходимость преодолевать трудности. Согласитесь, если на вас выскочит из лесу волк, то вас не придется убеждать в необходимости передвигать ноги. Я не агитирую за такие экстремальные способы воздействия на ребенка, я просто хочу доходчиво объяснить, почему активность и движение — в прямой зависимости от ситуации, в которой находится ребенок. Поэтому мой совет весьма прост – отправляйтесь в активное путешествие, желательно, всей семьей. Там двигаться нужно постоянно, иначе вам будет или голодно, или холодно, или скучно. Если хочешь поесть — собери хворост, разожги костер, добудь воду, выполни множество манипуляций с котелком и, возможно, через часок ты чем-то полакомишься. Поверьте, движений ребенок совершит гораздо больше, чем около плиты или, тем более, около микроволновки. И так во всем: хочешь спать — поставь палатку, хочешь доплыть до стоянки — греби, хочешь тепла и еды — работай, работай, работай. Ребенку с ленцой такая лесная терапия весьма полезна.

У этого метода есть один огромный плюс – в путешествии интересно! Поэтому никакого насилия — ребенок делает все сам, постоянно находится в вынужденном движении и при этом совершенно счастлив! Об этом говорит двадцатилетний опыт работы нашего палаточного лагеря и регулярные ответы на вопрос анкеты «Ты хочешь еще раз приехать»? — «Да я б так жил!».

Если вы побаиваетесь отправлять ребенка в лагерь или просто в путешествие с чужим человеком, то выход только один — путешествовать вместе. Это, кстати, увеличит эффективность всего мероприятия во много раз, ведь известно, что ничего лучше, чем личный пример родителя и совместная деятельность, педагогика так и не изобрела.

Никто не предлагает вам сразу штурмовать Эльбрус, начните с простого — с выхода на целый день в ближайший лес или парковую зону. Лучше все-таки туда, где можно разжигать костры. Если вы не очень уверены в себе, то лучше объединиться с какими-либо знакомыми, которые любят активный отдых на природе. Только никаких шашлыков и чипсов: нужна простая и полезная еда, чтобы ребенок понял, что на свежем воздухе кусок хлеба вкуснее шоколада. Наметьте маршрут так, чтобы на пути обязательно встретилось что-то интересное. И напоследок — по возвращении не утыкайтесь каждый в свой компьютер, а сядьте вместе и обсудите по-взрослому прошедший день.

Развитие ребенка в 3 года

Трехлетние дети активно развиваются и физически, и эмоционально, и психически. Они очень многому уже научились, если сравнить с умениями в годик или два. Давайте разберем, что умеет 3-летний малыш, почему в этом возрасте возникает кризис развития и как с ним справиться, а также с помощью каких занятий развивать трехлетнего ребенка.

Особенности возраста

  • Моторное развитие ребенка совершенствуется. Малыш в возрасте 3 лет хорошо управляет собственным телом. Он шагает равномерно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и способен научиться ездить на велосипеде.
  • Работоспособность нервной системы трехлетнего ребенка становится больше. Ребенок более длительное время бодрствует и готов усваивать новую информацию. Он уже более терпеливый и может заниматься каким-либо одним делом дольше, чем в 2 года (до 20-25 минут).
  • Тонкая моторика также улучшается, позволяя крохе освоить застегивание пуговиц, рисование карандашами, применение столовых приборов и другие бытовые навыки.
  • Словарный запас 3-летнего малыша уже включает более 1000 слов. Ребенок применяет в разговоре почти все части речи, хоть иногда и неправильно. Улучшается произношение звуков, хотя дети в 3 года могут еще не выговаривать многие звуки. Трехлетки постоянно проговаривают свои действия, создавая впечатление, что они вообще не молчат. Также характерной особенностью речи детей этого возраста является наличие многочисленных вопросов.
  • Основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Сейчас малыш больше всего любит ролевые игры. В разыгрываемых ребенком сценках имеется сюжет, поскольку у крохи развивается абстрактное мышление и воображение.

Многие малыши в этом возрасте при первой же возможности хотят поиграть в чужие игрушки, при этом не обращая внимания на свои. Нормально ли это и как реагировать на эту ситуацию, смотрите в видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары).

Что должен уметь ребенок?

Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:

  • Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.
  • Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
  • Длительно слушать сказки.
  • Задавать много вопросов.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.
  • Рассказывать знакомую сказку по картинке.
  • Разучивать стихи и песни.
  • Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
  • Показывать части тела и знать их назначение.
  • Называть себя «я».
  • Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
  • Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.
  • Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.
  • Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.
  • Считать до трех.
  • Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
  • Собирать игрушки из 4-6 деталей.
  • Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
  • Рисовать по своему замыслу.
  • Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
  • Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
  • Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  • Использовать носовой платок.
  • Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.

Что такое «кризис трехлетки»?

Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.

Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, среди которых трехлетний является наиболее бурным и сложным для родителей. Он постепенно нарастает, начиная с 2-летнего возраста. На своем пике такой кризис проявляется бурными истериками и конфликтным поведением ребенка, но вскоре проходит, став настоящей школой жизни для карапуза.

Основными признаками «кризиса 3 лет» являются:

  1. Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
  2. Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
  3. Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
  4. Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
  5. Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
  6. Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
  7. Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.
Читайте также  Рост и минерализация корней постоянных зубов у детей

Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.

Самым сильным проявлением кризиса трехлетки являются истерики. В более раннем возрасте они могли изредка возникать из-за переутомления, и основным действием родителей было успокоить малыша. В 3-летнем возрасте истерики становятся способом манипуляции. Именно поэтому они появляются в местах, где имеются зрители, например, на улице или в магазине.

Как реагировать на истерики ребенка и стоит ли выполнять его требования, смотрите в передаче Е. Комаровского.

Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей, родителям можно посоветовать следующее:

  • Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
  • Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
  • Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
  • Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
  • Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
  • Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
  • Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.

Если у вас растут дети с маленькой разницей в возрасте, посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары). Узнаете, как реагировать на агрессию старшего ребенка по отношению к младшему.

Рост и вес

Если сравнить с показателями в 2,5 года, ребенок к своему трехлетию прибавляет примерно 1000-1200 г и вырастает на 4-5 см. Показатели физического развития девочек обычно бывают несколько ниже, чем мальчиков. Для ориентации, нормален ли темп физического развития вашего трехлетнего ребенка, мы собрали в таблице средние значения основных параметров, а также граничные показатели нормы для каждого пола:

Показатель

Среднее значение в 3 года

Границы нормы для мальчиков 3 года

Границы нормы для девочек 3 года

Как развивать ребенка в 3 года


Если в двухлетнем возрасте малыш еще является наблюдателем, то в три года он становится любознательным исследователем окружающего мира. На плечи мамы и папы ложится непростая задача – помочь ребенку получить необходимый опыт и знания и в то же время, оградить его от возможных травм. Важно следить, чтобы малыш развивался гармонично, как в физическом и психическом отношении, так и в интеллектуальном плане.

Физическое развитие ребенка

Основная цель – сделать ребенка более сильным, выносливым, ловким, научить его хорошо координировать свои движения. Специалисты центра «Каркуша» рекомендуют ежедневно выполнять следующие упражнения:

  • перешагивание через небольшие препятствия;
  • хождение по наклонной плоскости;
  • прыжки через нарисованную линию (типа игры в классики);
  • хождение по бечевке, положенной на пол;
  • прыжки на обеих ногах вперед себя;
  • прыжки с маленькой высоты.

Трехлетним малышам очень полезно плавать, танцевать, играть в различные игры с мячом, кататься на велосипеде, выполнять различные упражнения на детской спортивной стенке. Обязательно приучите ребенка делать утреннюю зарядку или занимайтесь фитнесом вместе с ним.

Интеллектуальное и творческое развитие

В три года ребенок активно познает окружающие предметы и явления, исследует свои возможности, а для этого необходимо развивать внимание, логическое мышление, память, фантазию. Какие упражнения помогут?

  • Поиск нужного цвета по образцу или названию.
  • Собирание матрешек, пирамидок, формочек разных размеров.
  • Подбор объемных и плоских квадратов, кругов, треугольников и других геометрических фигур.
  • Игры на различие понятий «маленький», «большой», «средний».
  • Складывание картинки-загадки: сначала из 2 двух, потом из 3-4 частей.
  • Поиск целой картинки по ее кусочку.
  • Обобщение предметов по главному признаку: живой-неживой, съедобный-несъедобный и т. д.
  • Игра в мозаику, лото, домино.
  • Поиск соответствий, например, тени и фигурки.
  • Поиск лишнего предмета в группе других предметов.
  • Добавление недостающих деталей.
  • Совместное чтение сказок. Если ребенок знает некоторые буквы, попросите найти их в тексте.

Используйте каждую возможность, чтобы сообщить малышу что-то новое. Например, во время прогулки рассказывайте ему о деревьях, животных, явлениях, транспорте – словом, обо всем, что вам встретилось по пути.

Изучение элементарных математических понятий, цифр должно проходить в игровой форме. Добейтесь того, чтобы ребенок не просто зазубрил названия цифр, а научился именно определять количество предметов.

Для развития творческого мышления специалисты центра «Каркуша» советуют регулярно выполнять с ребенком следующие упражнения:

  • игра с конструктором, кубиками, создание конструкций по образцу;
  • собирание несложных пазлов;
  • рисование и раскрашивание красками, карандашами, фломастерами;
  • рисование разнообразных геометрических фигур, можно использовать трафарет или лекало;
  • лепка простых фигурок из пластилина, соленого теста, глины;
  • аппликации из природных материалов, цветной бумаги и картона, журнальных вырезок;
  • вырезание ножницами по контуру и т. д.

Дети в 3 года с удовольствием играют в сюжетные игры, кукольный театр, участвуют в несложных коротких инсценировках.

Развитие речи

В норме трехлетний ребенок хорошо владеет примерно 1000 словами и уже умеет неплохо говорить, поэтому развитию речи следует уделить особое внимание. Что вы можете делать?

  • Общайтесь с ребенком как можно больше, интересуйтесь тем, что он говорит.
  • Ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику. Это поможет правильно поставить звуки речи.
  • Обсуждайте сюжетные картинки. Сборник сказок Владимира Сутеева идеально подойдет для занятий.
  • Разучивайте стихи и песенки. Успехом у малышей пользуются стихотворные загадки.

На развитие речи положительно влияют игры и упражнения, где задействована мелкая моторика, например:

  • всевозможные игры с крупами, фасолью, пуговицами, песком, ракушками, макаронами и т. д.;
  • застегивание пуговиц, шнуровка;
  • пальчиковая гимнастика;
  • оригами;
  • игры с водой.

Развитию речевого слуха помогают музыкальные занятия: пение, угадывание привычных звуков, игры на музыкальных инструментах, угадывание песен, пропевание гласных звуков.

Социальное развитие

Развитие социальных навыков особенно важно, если ребенок по какой-то причине не ходит в детский сад. Для этого поощряйте игры и общение с другими малышами на детской площадке во дворе. Кроме того, приучите малыша к самостоятельности:

  • давайте посильные поручения, например, заправить постель, убрать игрушку, помыть тарелку за собой;
  • просите помочь, когда вы готовите или делаете уборку;
  • научите одеваться и раздеваться, застегивать ботинки, аккуратно складывать вещи;
  • познакомьте с правилами поведения за столом, на улице, в общественном месте, в гостях и т.д.
  • научите словам вежливости: спасибо, пожалуйста и т. д.

Как заниматься в домашних условиях?

Развивающее занятие должно проходить в подходящих условиях: при хорошем освещении, в проветренной комнате. Телевизор и компьютер нужно выключить, игрушки убрать, чтобы ничего не отвлекало малыша. Убедитесь, что ребенок отлично выспался, не устал, его не мучает голод или жажда. Старайтесь, чтобы ваши занятия проходили регулярно, в одно и то же время, ведь трехлетки весьма чувствительно относятся к изменениям режима.

Если ребенок отказывается выполнять предложенные задания, не заставляйте его силой, займите его чем-нибудь другим. Через некоторое время повторите попытку, скорее всего, она окажется успешной.

Кризис трех лет

Трехлетний кризис считается самым бурным в развитии ребенка, и он является серьезным препятствием для регулярного проведения развивающих занятий. Негативизм, истерики, упрямство, игнорирование просьб, ревность – со всем этим вы можете столкнуться в любой момент. Как поступить в этом случае?

  • Меняйте тактику своего поведения и не обращайте внимания на истерику.
  • Дайте ребенку больше времени, чтобы он мог прийти в себя.
  • Предоставьте выбор или его иллюзию.
  • Вместо того чтобы заставлять ребенка, предложите помощь.
  • Не критикуйте и не ругайте.

Если вы чувствуете, что не справляетесь с собой и ребенком, воспользуйтесь помощью детских психологов и педагогов раннего развития. Скорее всего, в незнакомой обстановке ребенок начнет вести себя более спокойно. Занятия в центрах раннего развития проходят в небольших группах до 6 человек, где дети чувствуют себя комфортно и им уделяется много внимания.

Дата публикации: 24.09.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: