\

Как можно определить неспособность ребенка к обучению?

Расстройства обучения: причины, симптомы, диагностика, лечение

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Адекватное обучение зависит от целого ряда факторов, включающих сохранные когнитивные функции, мотивацию, знакомство с разговорным языком, на котором проводится обучение в школе, уровень ожидаемых академических успехов, качество объяснения в классе. Низкая академическая успеваемость может оказывать неблагоприятный эффект на самооценку, приводя к социальной изоляции, исключению из полноценной культурной жизни и экономической деятельности общества.

До 40-х годов XX века академическую неуспеваемость в США связывали исключительно с умственной отсталостью, эмоциональными расстройствами, социально-культурной депривацией. Позднее академическую неуспеваемость стали объяснять неврологическими причинами и ввели неудачные термины «минимальное повреждение мозга» (отражавший гипотетическое нейроанатомическое повреждение) и «минимальная мозговая дисфункция» (отражавший гипотетическую нейрофизиологическую дисфункцию). В последующем появились термины «дизлексия» — для обозначения расстройств чтения, «дисграфия» — для обозначения расстройств письма, «дискалькулия» — для обозначения нарушений формирования математических навыков. Предполагалось, что эти расстройства имеют общую этиологию и должны иметь единую стратегию лечения. В настоящее время полагают, что каждое из этих состояний имеет самостоятельную этиологию.

Определение расстройств обучения

Согласно DSM-IV, расстройства обучения характеризуются неадекватным развитием учебных, языковых, речевых и двигательных навыков, которое не связано с явными неврологическими расстройствами, умственной отсталостью, общим расстройством развития или недостаточными возможностями образования (АРА, 1994). В МКБ-10 для обозначения аналогичных состояний применяют термин «специфические расстройства развития». Расстройство обучения диагностируют, если та или иная способность индивидуума оказывается существенно ниже, чем следовало бы ожидать исходя из его возраста, уровня интеллекта или соответствующего возрасту образования. Термин «существенно» обычно предполагает не менее двух стандартных отклонений от норматива, определяемого с учетом хронологического возраста и коэффициента интеллекта (IQ).

В США педагоги часто используют термин «learning disability» — «неспособность к обучению». Определение расстройства обучения имеет большое значение, так как определяет уровень, начиная с которого ребенок может обучаться в специализированных образовательных классах, функционирующих в соответствии с федеральной программой. Существует целый ряд различий между терминами «расстройство обучения» и «неспособность к обучению». Расстройство обучения, согласно специальному акту «Образование для всех детей-инвалидов», не включает тех детей, у которых низкая обучаемость вызвана нарушением зрения, слуха или двигательных функций, умственной отсталостью, эмоциональными расстройствами, культурными или экономическими факторами. Следовательно, многим детям, у которых на фоне диагностированной умственной отсталости выявляется неспособность к чтению, значительно более выраженная, чем следовало бы ожидать исходя из уровня их интеллекта, может быть отказано в помощи этих служб. Учитывая подобные ситуации, Федеральный комитет по неспособности к обучению предложил новое определение расстройства обучения, которое позволяет диагностировать это состояние у больных с умственной отсталостью, дефицитом внимания с гиперактивностью, социальными или эмоциональными расстройствами.

Классификация расстройств обучения

В DSM-IV выделены следующие варианты расстройств обучения.

  1. Расстройство чтения.
  2. Расстройство математических способностей.
  3. Расстройство письма.
  4. Расстройства коммуникации.
  5. Расстройство развития экспрессивной речи.
  6. Смешанное расстройство рецептивной и экспрессивной речи.
  7. Фонологическое расстройство (расстройство артикуляции).
  8. Расстройства моторных навыков.

Поскольку подобные состояния часто сочетаются с другими расстройствами, в DSM-IV они отнесены к оси II.

Распространенность и эпидемиология расстройств обучения

Распространенность расстройств обучения остается неизвестной, прежде всего, из-за отсутствия единого определения. Согласно ориентировочным данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention), расстройства обучения выявляются у 5-10% школьников. Среди больных преобладают мальчики в соотношении от 2:1 до 5:1, хотя это может быть результатом того, что мальчиков с расстройствами обучения, более склонных к деструктивному поведению чаще направляют для обследования.

Патогенез расстройств обучения

Происхождение расстройств обучения во многом остается неясным и, вероятно, имеет мультифакториальный характер. Трудности обучения в школе могут быть связаны с дефицитом внимания, нарушениями памяти, расстройством восприятия или продукции речи, слабостью абстрактного мышления, организационными проблемами. Причиной этих расстройств могут быть также нарушения зрительного или слухового восприятия. Из-за нарушения зрительного восприятия больной бывает не в состоянии находить тонкие различия в контурах предметов, например, не может отличать близкие по форме буквы (например, «п» и «н») и цифры (например, «6» и «9»). Возможны также затруднения при выделении фигуры из фона или установлении дистанции, что может приводить к двигательной неловкости. В некоторых случаях нарушается способность тонко дифференцировать звуки, отделять звуки от шумового фона или быстро распознавать последовательность звуков.

Даже если расстройства обучения биологически детерминированы, на их развитие и проявления оказывают воздействие социокультурные факторы. Внешние факторы, например, свойственная некоторым кварталам американских городов особая «культура бедности», а также эмоциональные факторы часто служат причиной того, что дети учатся ниже своих возможностей. К таким эмоциональным факторам можно отнести особые черты личности (негативизм, нарциссизм), стремление идти наперекор ожиданиям родителей. Частота расстройств обучения выше среди поздних детей, растущих в многодетных семьях. Курение и употребление алкогольных напитков беременными женщинами связано с более высокой частотой школьных проблем у их детей. В настоящее время продолжается изучение долговременного влияния на плод лекарственных средств, принимаемых во время беременности. Предполагается также и аутоиммунное происхождение расстройств обучения.

Критерии диагностики расстройств обучения

Диагностика расстройства обучения требует исключения других причин, способных вызвать сходную симптоматику. Поскольку лица с расстройствами обучения часто направляются к врачам в связи с неадекватным поведением, важно выяснить, являются ли поведенческие нарушения причиной или следствием академической неуспеваемости. Но провести эту грань бывает сложно. Ниже даны некоторые рекомендации, облегчающие решение этого вопроса. Например, при нейропсихологическом обследовании ребенка с первичным аффективным расстройством обычно не выявляется парциальность дефекта с наличием «сильных» и «слабых» когнитивных способностей, которая характерна для расстройств развития. Врач должен получить информацию об успеваемости ребенка по всем преподаваемым дисциплинам, и если при обучении по каким-то из них отмечены особые трудности, подвергнуть его тщательному нейропсихологическому исследованию.

Тесты, используемые для диагностики расстройств обучения, основаны на кибернетической модели обработки информации. Согласно этой модели, выделено несколько стадий обработки информации. Вначале информация воспринимается и регистрируется, затем интерпретируется, интегрируется и запоминается для последующего воспроизведения. Наконец, индивидуум должен уметь воспроизвести информацию и передать ее другим людям. Психопедагогическое исследование оценивает состояние интеллектуальных способностей и когнитивный стиль, делая особый акцент на расхождении между интеллектуальным потенциалом и академической успеваемостью. Подобные расхождения отмечаются при оценке каждого теста. Текущий уровень школьных академических навыков измеряется с помощью стандартизированных тестов достижения. При этом следует помнить, что, по определению, у половины детей результаты выполнения этих тестов автоматически будут ниже средних показателей.

Неврологический осмотр — важная часть обследования, позволяющая, прежде всего, выявить микроочаговую симптоматику, ас другой стороны, исключить серьезную патологию центральной нервной системы. Например, при жалобе больного на головную боль необходимо специальное исследование, чтобы не пропустить редкую неврологическую патологию, например, повторные кровоизлияния из артериовенозной мальформации в области речевых зон височной доли. Часто необходимы консультации и других специалистов, например, логопеда — для уточнения характера речевых расстройств, а также специалистов по лечебной физкультуре и трудовой терапии — для проверки основной и тонкой моторики, а также сенсомоторной координации.

Важно диагностировать расстройства обучения как можно раньше, так как раннее вмешательство более эффективно и позволяет избежать психологической травмы, возникающей в последующем из-за недоразвития той или иной функции. У детей дошкольного возраста о возможном нарушении обучения могут свидетельствовать отставание в моторном и речевом развитии, недостаточное развитие мышления и других когнитивных способностей, выявляющееся в играх.

[1], [2], [3], [4], [5]

«Неспособность к обучению — новая болезнь XXI века». О лечении дислексии, дисграфии и диспраксии

По данным специалистов, тысячи детей в России страдают от дислексии, дисграфии и диспраксии. «КоммерсантЪ» рассказывает, можно ли вылечить ребёнка от «расстройства школьных навыков».

В центре нейропсихологии у многих детей, которых привели сюда родители, выявлена дисграфия — патологическая неспособность писать грамотно, которая в России медицинским диагнозом не является. Как правило, к тому моменту, как дети попадают в учреждение, где занимаются такими проблемами, они уже имеют за плечами конфликты с учителями, клеймо «двоечника» или «троечника» и целый хоровод репетиторов, которыми уже давно никого нельзя удивить — даже в начальной школе.

Российские педагоги винят родителей в том, что они не занимаются детьми, а родители пеняют школам на отсутствие квалифицированных педагогов и нормальных учебных программ. Однако во всем мире говорят о новой эпидемии ХХI века: learning disabilities — неспособности к обучению.

Специалисты, изучающие проблему, говорят, что эти особенности развития, которые на Западе определяются конкретными диагнозами, нельзя вылечить, но можно корректировать с помощью различных методик. И главное, учить этих детей нужно совсем по-другому. Но к такому повороту не готова пока ни одна система образования.

«Сейчас действительно чрезвычайно мало школьников, которые справляются с программами самостоятельно, без помощи родителей и без репетиторов. Да и репетиторы им зачастую не помогают. По последним данным, 80 процентов современных детей уже рождаются с отклонениями в развитии, которые могут привести к сложностям в обучении. При этом сама болезнь — это всегда сложный комплекс биологических и социальных причин, в которых нужно подробно разбираться».

Читайте также  Конструирование и ручной труд у детей

Жанна Глозман, научный руководитель Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия

По словам профессора Жанны Глозман, теория о том, что расстройство связано с формированием мозга человека во внутриутробный период достаточно спорная, но есть некоторые факты, подтверждающие ее. При любых неблагоприятных воздействиях в этот период в первую очередь страдает уровень мозговой активности. Именно такую особенность обнаруживают у 90 процентов детей, которые приходят за помощью, так как не справляются с программами по русскому языку, математике, патологически рассеянны и несобранны.

Мозговая активность связана со всеми психическими процессами человека, и в первую очередь — с вниманием, памятью, мышлением и волей.

Появление большого количества детей с подобными особенностями развития спровоцировано самыми разными факторами. Помимо генетики на общее число таких детей влияет среда, в первую очередь, и плохая экология.

Третья причина — социальная, и связана она с эмансипацией. Во второй половине ХХ века работающая мама стала обычным явлением, и это зафиксировали нейропсихологи во всем мире: в разных странах появилось большое количество так называемых депривированных вниманием матери детей. Это означает: из-за того что в раннем возрасте рядом с ребенком нет матери, у него не развиваются определенные психические функции, связанные, в том числе, с ощущением стабильности, благополучия и уверенности в безопасности мира.

В России неврологические заболевания такого рода — не диагноз, специалистов, которые бы разбирались в проблеме, нужно еще поискать. Штатные логопеды в садах и школах обычно работают с периферийными проблемами — произношением. Для решения задач, связанных с развитием мозга, нужны нейропсихологи — это особые специалисты, которые изучают связь между развитием мозга и психическими функциями.

Информация о том, где есть центры нейропсихологии с грамотными специалистами для коррекции особенностей, передается родителями по сарафанному радио. Это притом что курс с теми же дислексиками, который нужно повторять пару раз в год, довольно дорогой — в столице 10 занятий обойдутся примерно в 25 тысяч.

Ещё больше интересного и полезного про образование и воспитание — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Обзор нарушений способности к обучению (Overview of Learning Disorders)

, MD, Golisano Children’s Hospital at Strong, University of Rochester School of Medicine and Dentistry

  • 3D модель (0)
  • Аудио (0)
  • Видео (0)
  • Изображения (0)
  • Клинический калькулятор (0)
  • Лабораторное исследование (0)
  • Таблица (1)

Специфические расстройства обучения влияют на такие способности:

понимание или использование разговорного языка;

понимание или использование письменной речи;

понимание и применение чисел и доказательств, с использованием математических понятий

фокусирование внимания на задаче

Таким образом, эти нарушения включают проблемы с чтением, математикой, орфографией, письменной речью или почерком и пониманием или использованием вербального и невербального языка ( Общие особенности расстройства обучения Общие особенности расстройства обучения Нарушение обучаемости является предпосылкой, обуславливающей разницу между потенциальным и актуальным уровнями академической успеваемости, прогнозированной персональными интеллектуальными способностями. Прочитайте дополнительные сведения ). В большинстве случаев нарушение способности к обучению является комплексным или смешанным состоянием, с наличием дефицитов более чем в одной системе.

Хотя общее количество детей с нарушениями способности к обучению в США неизвестно, в 2017–2018 учебном году 7 миллионов учеников США (или 14% всех учеников государственных школ) в возрасте от 3 до 21 года получили специальные образовательные услуги в рамках Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями – Individuals with Disabilities Education Act (IDEA). Среди студентов, получающих специальные образовательные услуги, 34% (или около 5% всех студентов) имели специфические нарушения обучаемости (1 Общие справочные материалы Нарушение обучаемости является предпосылкой, обуславливающей разницу между потенциальным и актуальным уровнями академической успеваемости, прогнозированной персональными интеллектуальными способностями. Прочитайте дополнительные сведения ). Мальчики с нарушениями обучаемости превосходят по численности девочек в соотношении 5:1. Несмотря на то, что постановка формального диагноза может помочь некоторым детям получить помощь, охарактеризирование таких различных особенностей в качестве заболеваний сопряжено с риском превращения их во что-то патологическое. Важно определить людей, нуждающихся в различной или дополнительной помощи в обучении, и обеспечить им доступ к такой помощи.

Нарушение способности к обучению может быть врожденным или приобретенным. Какая-то одна причина возникновения этого не выявлена, но предполагается, что здесь может играть роль неврологический дефицит, независимо от наличия или отсутствия других неврологических проявлений (т. е. помимо расстройства обучения). Часто присутствует генетическое влияние. Другие возможные причины включают:

Осложнения во время беременности или родов (например, кровянистые выделения, токсикоз, длительные роды, стремительные роды)

Общие справочные материалы

1. National Center for Educational Statistics: Indicator: Children and youth with disabilities. В The Condition of Education 2019.

Клинические проявления

Дети с нарушениями обучаемости, как правило, имеют, по крайней мере, средний уровень интеллекта, хотя такие нарушения могут возникать также и у детей с более низкой когнитивной функцией.

Симптомы и признаки тяжёлых нарушений обучаемости могут проявляться в раннем возрасте, но большинство легких и умеренных расстройств обучаемости не распознается до школьного возраста, пока у ребенка не начинается академическое обучение.

Нарушения успеваемости

У пострадавших детей могут возникнуть проблемы с изучением алфавита, и может быть задержка парного ассоциативного обучения (например, названия цветов, маркировка, счет, подписывание письма). Восприятие речи может быть ограничено, язык – изучаться более медленными темпами, словарный запас снижен. Пострадавшие дети не могут понять, что читают, имеют очень неразборчивый почерк или держат карандаш неловко, имеют проблемы с организацией или постановкой задач либо пересказом истории в последовательном порядке, или путают математические символы и неправильно истолковывают числа.

Нарушения исполнительных функций

Нарушения или задержки в языковом выражении или понимании прослушанного являются прогностическими факторами проблем в обучении после дошкольного возраста. Возможны нарушения памяти, включая кратковременную и долговременную память, использование памяти (например, пересказ), а также словесный отклики или исправление.

Проблемы могут возникнуть при осмыслении, абстрагировании, обобщении рассуждений, а также при организации и планировании информации для решения проблемы. Пациенты с нарушением исполнительных функций часто испытывают трудности с организацией и выполнением различных заданий.

Могут возникнуть проблемы с визуальным восприятием и слуховой обработкой, они включают трудности с пространственной ориентацией и познанием (например, объект локализации, пространственная память, осознание положения и места), зрительным вниманием и памятью, а также с различением и анализом звуков.

Проблемы поведения

Короткая продолжительность концентрации внимания, двигательное беспокойство, проблемы с нормальными моторными функциями (например, плохое печатание и копирование) и изменчивость в производительности и поведении с течением времени также являются ранними признаками нарушения обучаемости.

Диагностика

Когнитивная, образовательная, медицинская и психологическая оценки

Детей с нарушениями обучаемости, как правило, выявляют при расхождении между признанным потенциалом обучаемости и успеваемостью. Оценки речи и языка, познавательные, образовательные, медицинские и психологические оценки необходимы для определения нарушений навыков и когнитивных процессов. Социальная и эмоционально-поведенческая оценка также необходима для планирования лечения и мониторинга прогресса.

Обследование

Когнитивная оценка обычно включает вербальное и невербальное тестирование интеллекта и обычно проводится школьными психологами. Психообразовательное тестирование может быть полезно при описании предпочитаемого ребенком способа обработки информации (например, целостного или аналитического, визуального или на слух). Нейропсихологическая оценка особенно эффективна у детей с известными травмами или болезнями центральной нервной системы, для того чтобы картировать области мозга, которые соответствуют определенным функциональным сильным и слабым сторонам. Оценка речи и языка устанавливает целостность понимания и использования языка, фонологической обработки и вербальной памяти, а также может оценить практический (социальный) язык.

Учебная оценка и оценка эффективности при наблюдении учителем в классе и определении успеваемости являются значимыми. Оценки чтения измеряют способность декодировать и узнавать, понимать и свободно владеть словами. Образцы написания должны быть получены для оценки орфографии, синтаксиса и беглости речи. Математические способности следует оценивать с точки зрения навыков вычисления, знания операций, понимания концепций и интерпретации «тождества слов».

Медицинская оценка включает в себя подробный анамнез семьи, историю болезни ребенка, объективное обследование, а также неврологический или нрвно-психический осмотр для поиска первичных нарушений. Хотя и редко физические нарушения и неврологические признаки могут указывать на поддающиеся, с медицинской точки зрения, причины нарушения обучаемости. Грубые двигательные проблемы с координацией могут указывать на неврологический дефицит или психомоторную задержку. Уровень развития оценивается в соответствии со стандартными критериями.

Психологическая оценка помогают определить СДВГ, расстройства поведения, тревожные расстройства, депрессии и низкую самооценку, которые часто сопровождают и должны быть дифференцированы от нарушения обучаемости. Оценивается отношение к школе, мотивация, взаимоотношения со сверстниками и уверенность в себе.

Клинические критерии

Диагноз нарушение обучаемости ставится клинически на основании критериев Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, 5-е издание (DSM-5) и требует доказательств того, что по крайней мере одно из следующего присутствует в течение ≥ 6 месяцев, несмотря на целенаправленное вмешательство:

Неточное, медленное и/или затрудненное чтение слова

Сложность в понимании смысла написанного материала

Трудности при произношении слов по буквам

Сложность написания (например, многочисленные грамматические и пунктуационные ошибки, нечеткое выражение идеи)

Сложность освоения счета (например, понимание относительной величины и отношения чисел; у детей старшего возраста трудности при выполнении простых расчетов)

Трудности с математическими доводами (например, использование математических понятий для решения задач)

Навыки должны быть значительно ниже уровня ожидания для возраста ребенка, а также существенно нарушать производительность в школе или в повседневной деятельности. Кроме того, трудности не должны быть объяснены только ограниченными умственными возможностями Умственная отсталость Умственная отсталость характеризуется значительным недоразвитием интеллектуальной функции (часто выражающимся коэффициентом интеллектуальности 70–75) в сочетании с ограничением адаптивных функций. Прочитайте дополнительные сведения или другими нарушениями нервно-психического развития.

Читайте также  Головная боль и мигрень у детей

Лечение

Медицинская, поведенческая и психологическая терапия

Иногда медикаментозная терапия

Лечебные центры по управлению образованием могут также включать медицинскую, поведенческую и психологическую терапию для лечения нарушения способности к обучению. Эффективные программы обучения могут применять корректирующие, компенсационные или стратегические (т. е. обучение ребенка тому, как учиться) подходы. Несоответствие методов обучения и нарушения обучаемости ребенка и предпочтения для обучения усугубляют инвалидность.

Некоторым детям требуется специализированное обучение только в одной области, при этом они продолжают посещать регулярные занятия в школе. Другие дети нуждаются в отдельных и интенсивных образовательных программах. Оптимально и в соответствии с законом США вовлеченные дети должны как можно больше участвовать в инклюзивных классах со сверстниками, которые не имеют нарушений обучаемости.

Препараты оказывают минимальное влияние на успеваемость, интеллект и общую способность к обучению, хотя некорые (например, психостимуляторы Стимулирующие лекарственные препараты СДВГ является синдромом невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Выделяют 3 типа СДВГ: преимущественно невнимательный, преимущественно гиперактивный/импульсивный и комбинированный. Прочитайте дополнительные сведения , такие, как метилфенидат и некоторые препараты амфетамина), могут усиливать внимание и концентрацию, что позволяет детям более эффективно усваивать материал.

Многие популярные средства и методы лечения (например, устранение пищевых добавок, использование антиоксидантов или больших доз витаминов, следование сенсорной стимуляции и пассивному движению, сенсорная интегративная терапия с помощью постуральных упражнений, стимуляция слухового нерва, оптометрическое обучение для устранения визуально-перцептивных и сенсомоторных координационных процессов) еще не доказали свою эффективность.

Расстройства обучения у детей: советы родителям

Советы, как помочь детям с расстройствами обучения улучшить успеваемость в школе и повысить самооценку

Согласно статистике, расстройства обучения встречаются как минимум у 10 % всех людей. Однако в обществе существует множество мифов об этих расстройствах. Попробуем развенчать эти мифы и выяснить, как ребенку с тем или иным расстройством улучшить успеваемость в школе и повысить самооценку.

Что такое расстройства обучения?

На самом деле не существует четкого и общепринятого определения расстройств обучения. Поскольку расстройства обучения имеют разную природу, долгое время не прекращаются споры между представителями разных наук о том, как же понимать данное явление. Как следствие, сегодня насчитывается как минимум двенадцать определений расстройств обучения.

Несмотря на разногласия, мнения ученых сходятся в следующем:

1. Расстройства обучения проявляются в том, что ребенок демонстрирует низкий уровень успеваемости в школе. У таких детей существует большая разница между потенциальным и реальным объемом знаний.

2. У детей с расстройствами обучения неодинаково развиты различные сферы (языковая, физическая, учебная и сфера восприятия).

3. Расстройства обучения не зависят от окружения ребенка или обстановки в школе.

4. Причинами расстройств обучения не являются задержки умственного или эмоционального развития.

Причины расстройств обучения

Причины расстройств обучения до конца не изучены. Вместе с тем, ученые выделяют такие общие закономерности:

  • некоторые дети созревают и развиваются медленнее, чем их сверстники. Вследствие этого, они не могут справиться со школьной программой. Это расстройство обучения называется «задержка развития»;
  • некоторые дети с нормальным зрением и слухом могут неправильно интерпретировать зрительные и слуховые сигналы из-за каких-то невыясненных нарушений нервной системы;
  • травмы, полученные до рождения и в раннем детстве, становятся причиной проблем с обучением в старшем возрасте;
  • дети, рожденные преждевременно, и дети, имевшие проблемы со здоровьем вскоре после рождения, иногда испытывают трудности с обучением;
  • расстройства обучения могут передаваться по наследству;
  • расстройства обучения чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Вероятно, причиной этому является то, что мальчики созревают медленнее, чем девочки.

Ранние признаки расстройств обучения

У детей с расстройствами обучения проявляется широкий спектр симптомов. К ним относятся: проблемы со чтением, математикой, восприятием, письмом, устной речью или умственными способностями. Гиперактивность, невнимательность и расстройства сенсорной системы также могут быть связаны с расстройствами обучения, но сами по себе ими не являются.

Главный признак расстройств обучения – это значительное различие между достижениями ребенка в определенных сферах и его общими умственными способностями. Расстройства обучения обычно касаются пяти областей:

  • устная речь: задержки, расстройства и отклонения в слуховом восприятии и речи;
  • письменная речь: трудности с чтением и письмом;
  • арифметика: трудности при выполнении арифметических действий или в понимании базовых арифметических понятий;
  • рассуждения: трудности с организацией и интеграцией мыслей;
  • память: трудности с запоминанием информации.

К симптомам, связанным с расстройствами обучения, также относятся:

  • низкие результаты в групповых тестах;
  • трудности с различением размеров, форм, цветов;
  • трудности с восприятием времени;
  • неправильное восприятие собственного тела;
  • неправильный порядок звуков и букв при чтении и письме;
  • неловкость в движениях;
  • плохая зрительно-моторная координация;
  • гиперактивность;
  • трудности с копированием образцов;
  • медлительность в выполнении задач;
  • плохие организационные навыки;
  • указания и инструкции сбивают ребенка с толку;
  • трудности при абстрактных рассуждениях и решении задач;
  • неорганизованное мышление;
  • одержимость определенной темой или идеей;
  • плохая краткосрочная или долгосрочная память;
  • импульсивное поведение, необдуманные действия;
  • неустойчивость к фрустрации;
  • беспокойность во время сна;
  • плохие отношения со сверстниками;
  • чрезмерное возбуждение во время групповых игр;
  • чрезмерная привязанность;
  • задержки развития в определенных сферах (например, в развитии моторики, речи и т.д.);
  • поведение часто не соответствует ситуации;
  • неспособность видеть последствия своих действий;
  • ребенок все берет на веру, часто поддается влиянию сверстников;
  • частые смены настроения;
  • плохая адаптируемость к изменениям окружающей среды;
  • ребенок часто отвлекается и испытывает трудности с концентрацией;
  • трудности с принятием решений;
  • попеременное использование обеих рук как ведущих;
  • трудности в совершении последовательных действий.

Когда вы пытаетесь найти у ребенка какие-либо из вышеперечисленных симптомов, вам нужно помнить следующее:

  • все симптомы у одного человека не встречаются;
  • некоторые симптомы встречаются чаще, чем другие;
  • практически у каждого человека есть как минимум 2–3 симптома;
  • количество симптомов, которые есть у ребенка, не означают, легкую или тяжелую форму имеет его расстройство. Степень тяжести зависит от того, являются ли симптомы хроническими и в каких сочетаниях они проявляются.

Что делать родителям, если у ребенка есть подозрение на расстройства обучения?

Родители должны обратиться в школу, чтобы специалисты провели ребенку тестирование. Если тесты показывают, что ребенок нуждается в специальном обучении, учителя могут порекомендовать родителям, где он может его получить.

Вместе с тем следует показать ребенка педиатру для полного медицинского осмотра. В результате такого осмотра могут быть выявлены проблемы со зрением или слухом, которые могут вызвать расстройства обучения.

Как расстройства обучения у ребенка влияют на родителей

Исследования показывают, что родители более остро реагируют на расстройства обучения, чем на другие особенности ребенка. Например, если ребенок имеет задержки в физическом или умственном развитии, родители узнают об этом в первые недели его жизни. Однако развитие ребенка с расстройствами обучения в дошкольном возрасте часто происходит без особых происшествий, родители при этом даже не подозревают о проблеме.

Когда учителя сообщают родителям о том, что у их ребенка есть расстройство обучения, наиболее распространенной реакцией является отрицание. У отцов этот этап может длиться долгое время, потому что они реже сталкиваются с ежедневными фрустрациями и неудачами ребенка.

Исследования американских психологов подтверждают, что родители переживают ряд эмоций, прежде чем смогут принять ребенка и его проблему. Последовательность проживаемых эмоций при этом совершенно непредсказуема. Одни родители пропускают определенные стадии, а другие застревают на определенной стадии долгое время. Однако в целом они проходят такие этапы:

  • Отрицание: «Ничего страшного не случилось», «У меня в детстве тоже так было», «Он перерастет»;
  • Обвинение: «Ты обращаешься с ним как с маленьким», «Ты слишком многого от него ожидаешь», «Это он унаследовал от тебя»;
  • Страх: «Может, они не говорят мне о настоящей проблеме?», «Может быть, на самом деле все хуже, чем они говорят?», «Он сможет когда-нибудь жениться, поступить в университет, найти работу?»;
  • Зависть: «Почему он не может быть таким же, как его сестра?»;
  • Грусть: «Если бы не расстройство, он бы мог достичь многого»;
  • Торги: «Лучше подождать до следующего учебного года», «Если мы будем двигаться дальше, возможно, мы сможем решить проблему»;
  • Злость: «Учитель ничего не понимает», «Я ненавижу эту школу»;
  • Вина: «Моя мама была права: нужно было лучше заниматься с ребенком с раннего возраста»;
  • Изоляция: «Никто не заботится о моем ребенке», «Мы с тобой остались вдвоем, никто нас не понимает»;
  • Избегание: «Нужно попробовать новый метод лечения – я читал, что он дает хорошие результаты», «Мы будем менять врачей до тех пор, пока не услышим, что это расстройство можно излечить».

Непредсказуемость реакции родителей может быть связана еще и с тем, что отец и мать могут проживать разные стадии (например, обвинение и отрицание). Это может вызвать дополнительные сложности в общении между ними.

Однако при правильной помощи ребенку с расстройствами обучения можно добиться значительного прогресса. Есть много примеров того, как дети с различными расстройствами впоследствии становились успешными юристами, менеджерами, врачами и т.д. Сегодня, когда существуют специальные программы обучения, помочь детям с расстройствами обучения становится проще.

Рекомендации для родителей

1. Уделите ребенку столько времени, сколько ему потребуется. Выслушайте его и постарайтесь понять, что он хочет вам сказать.

2. Обеспечьте для ребенка достаточно физического контакта. Прикасайтесь к нему, обнимайте его и т.д.

Читайте также  Профилактика ревматизма в детских садах и школе

3. Поощряйте сильные стороны ребенка, его интересы и таланты. Уравновешивайте ими недостатки и расстройства ребенка.

4. Хвалите ребенка, улыбайтесь ему и дружелюбно похлопывайте его по спине как можно чаще.

5. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Будьте реалистичны в своих ожиданиях и требованиях.

6. Поощряйте ребенка соблюдать общепринятые правила и распорядок дня, участвовать в семейных мероприятиях.

7. Если ребенок плохо себя ведет, объясните ему, как вы относитесь к его поведению. Предложите ему более приемлемые модели поведения.

8. Помогите ребенку исправлять свои ошибки, подавая пример того, что необходимо делать.

9. Не придирайтесь.

10. Давайте ребенку обязанности по дому, соответствующие его возрасту и способностям.

11. Как можно раньше давайте ребенку карманные деньги. Помогите ему спланировать, как их потратить.

12. Покупайте ребенку игрушки и игры, которые способствуют его развитию. Играйте с ним в развивающие игры.

13. Читайте ребенку книги, которые ему нравятся, обсуждайте прочитанное. Поощряйте ребенка задавать вопросы.

14. Развивайте способность ребенка концентрироваться, устраняя отвлекающие факторы (например, предоставьте ему отдельное место для учебы и для игр).

15. Не зацикливайтесь на школьной программе. Главное, чтобы ребенок развивался в своем индивидуальном темпе. Поощряйте ребенка за это.

16. Сводите ребенка в библиотеку и предложите ему выбрать книгу, которая покажется ему интересной.

17. Читайте книги, которые читает ребенок.

18. Поощряйте ребенка читать книги. Покупайте ему книги, читайте вместе с ним, обсуждайте прочитанное.

19. Помогайте ребенку развивать самооценку. Объясните ему, что он должен превосходить самого себя, а не сверстников.

20. Поощряйте ребенка играть и общаться со сверстниками, помогать окружающим.

21. Показывайте ребенку хороший пример. Показывайте ему, чем вы интересуетесь, делитесь с ним своими мыслями.

22. В случае необходимости консультируйтесь со специалистами. Это поможет вам лучше понять, что необходимо ребенку для успешного обучения.

Трудности в обучении: как понять, что у ребенка дислексия, дисграфия, дискалькулия

  • Почему у детей появляются эти состояния
  • Симптомы дислексии, дисграфии, дискалькулии
  • Могут ли дети с дислексией учиться в обычной школе
  • Какие специалисты работают с дислексией

Дислексия, дисграфия, дискалькулия — это особенности восприятия информации. Так, дислексия — это сложности в овладении чтением. Дисграфия и дизорфография — это трудности в овладении письмом, а дискалькулия и акалькулия — нарушения разной степени, связанные со счетом.

Симптомы этих нарушений начинают проявляться еще в раннем детстве, а следствием могут стать сложности в обучении и низкая успеваемость в школе. По статистике, около 15–20 процентов людей на планете испытывают эти трудности.

Почему возникают такие нарушения, кто помогает детям научиться читать, писать и считать и сможет ли ребенок ходить в обычную школу, рассказала Мария Пиотровская, учредитель и основатель Ассоциации родителей детей с дислексией.

Почему у детей появляются эти состояния

«Для каждого ребенка будет свой собственный ряд факторов, который определяет трудности в обучении, — рассказывает Мария Пиотровская. — Иногда дислексия наблюдается как наследственный феномен. В другом случае причиной могут послужить внешние неблагоприятные факторы: патология протекания беременности, родовая травма, черепно-мозговая травма, инфекционные заболевания и прочее».

В результате возникают особенности в развитии высших психических функций: речи, памяти, восприятия, внимания и т.д., которые препятствуют овладению письмом и чтением. Механизмы дислексии могут быть разными: у одного ребенка она является следствием речевых трудностей, у другого регуляторных или зрительно-пространственных.

Кроме того, есть нарушения письма и чтения, которые требуют коррекции, однако не квалифицируются как дислексия. Это, например, трудности овладения навыком вследствие педагогической запущенности, при билингвизме.

Нарушение может быть ярко выражено или относительно. Например, у ребенка недостаточен регуляторный компонент, отвечающий за программирование, регуляцию и контроль деятельности, а также серийную организацию движений. На письме это можно увидеть пропуском букв, слогов, слов, повторением одного и того же слова или слога, слитным написанием нескольких слов.

Коррекция во всех случаях определяется ведущим механизмом нарушения.

Симптомы дислексии, дисграфии, дискалькулии

Симптомы дислексии: трудности заучивания букв алфавита, медленный темп чтения, потеря строки при чтении текста, ошибки при чтении слов, игнорирование знаков препинания при чтении, чтение без понимания.

Симптомы дисграфии и дизорфографии: большое количество ошибок (более пяти в одной работе), ребенок переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги. Испытывает постоянные трудности с выполнением письменных работ и ориентации на листе бумаги, имеет проблемы с почерком и освоением программы по русскому языку. Часто медленно пишет. Сложности с письменным изложением мыслей.

Симптомы дискалькулии и акалькулии: трудности с освоением прямого и обратного счета, отображение похожих символов (3 и 8, 6 и 9) перевернутыми или зеркальными. неспособность начать счет с определенной цифры, трудности распознавания даты и времени, сложности восприятия графиков, формул, таблиц.

Какие еще проблемы сопровождают детей:

  • Ребенок может сочетать дислексию с дисграфией или с дискалькулией, некоторый процент таких детей также имеет проявления дефицита внимания и гиперактивности.
  • У детей могут отмечаться признаки незрелости эмоционально-волевой сферы — детскость, т.е. такие ребята могут несколько медленнее взрослеть в личностном плане, например, с точки зрения волевых качеств, способностей преодолевать трудности.
  • Могут наблюдаться также различные невротические реакции. Самая частая из которых — это страх перед чтением, в некоторых случаях страх перед школой в целом. Может возникать чувство вины, снижаться самооценка, нарастать поведенческие трудности из-за постоянной ситуации неуспеха, повышенной умственной нагрузки.

«В таких ситуациях важно терпимое, сочувственное, принимающее и поддерживающее отношение к ребенку со стороны значимых для него людей — семьи, учителей, сверстников», — уточняет эксперт.

Могут ли дети с дислексией учиться в обычной школе

Дети с дислексией и дисграфией могут обучаться в обычной школе. При этом они имеют право на получение необходимой коррекционной помощи.

Родители детей, испытывающих трудности в обучении, могут обратиться в Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). После прохождения ПМПК ребенок получает рекомендации по созданию специальных условий обучения, например, это занятия со специалистами или обучение по адаптированной общеобразовательной программе (АООП).

Кроме того, школа может рассмотреть возможность предоставить и другие привилегии. Например, ребенок с дислексией может не читать вслух перед всем классом, пользоваться компьютером на уроке при выполнении письменных работ или диктофоном вместо конспектирования, а некоторые письменные работы могут быть заменены на устные. На выполнение письменной работы ребенку могут давать больше времени. Также для него может быть разработана специальная шкала оценок.

По окончании школы ребенок получает обычный аттестат, сведения об особом статусе не сохраняются.

Какие специалисты работают с дислексией

Помощь детям с трудностями в обучении начинается с грамотной диагностики у специалистов. Необходимо понять причину и характер ошибок, разработать индивидуальную программу обучения. Для этого родители могут обратиться к школьному логопеду, психологу (если они есть в школе), либо на консультацию в ПМПК, ППМС-центр, а также в Ассоциацию родителей детей с дислексией.

В системе психолого-педагогического сопровождения детей с дислексией и дисграфией в школе работают логопед и психолог — ребенку необходимы систематические коррекционные занятия.

Большинству детей с дислексией также необходимы занятия с нейропсихологом с целью развития тех или иных психических процессов, составляющих функциональный базис чтения и письма. Содержание, структуру и частоту таких занятий нейропсихолог определяет после развернутой диагностики.

Помимо систематических занятий со специалистами психолого-педагогического профиля, в ряде случаев ребенку с дислексией могут понадобиться консультации других специалистов. Например, невролога, если есть подозрения на нарушения в работе центральной нервной системы, или психиатра, если ребенок тревожный, неуверенный в себе или, напротив, гиперактивный, чрезмерно подвижный.

Семейный психолог работает с ребенком, если родителям оказывается трудно организовать выполнение домашних занятий, есть вопросы по взаимодействию родителей и ребенка, ребенка с братьями и сестрами.

Также может понадобиться консультация врачей узких специальностей (эндокринолога, гастроэнтеролога), если специалисты предполагают, что трудности обучения связаны с особенностями соматического здоровья.

Важная задача и у родителей — они должны почувствовать своего ребенка и уделить ему достаточно времени и внимания, чтобы помочь развитию его сильных сторон, а также следовать рекомендациям специалистов.

В любом случае процесс сопровождения ребенка с трудностями в обучении длительный, нужно быть к этому готовым. Он может занимать всю начальную школу, а может длиться в течение всего периода обучения в образовательной организации. Точные сроки обозначить сложно, поскольку все ученики требуют индивидуального подхода.

«По мере взросления ребенок адаптируется в окружающем мире в соответствии со своими особенностями восприятия обработки информации, — подытоживает Мария Пиотровская. — Существует большая разница между ребенком, который каждый день проводит в школе и испытывает трудности в обучении, и взрослым, который уже приспособился к своим особенностям и максимально оградил себя от ситуаций, где может быть неуспешным».

Справка: Ассоциация родителей и детей с дислексией была основана в 2016 году. Специалисты помогают семьям, воспитывающим детей с трудностями в обучении, и консультируют по проблемам дислексии, дисграфии, дизорфографии, дискалькулии, общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития, задержки психического развития, дефицита внимания.

Дополнительные источники:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: