\

Группировка детей для диспансеризации у стоматолога

Диспансеризация и медицинские осмотры детей

Диспансеризация и медицинские осмотры детей

Основными методами профилактики заболеваний в педиатрии являются диспансеризация и профилактические медицинские осмотры детей, представляющие собой комплексное медицинское обследование ребенка. Эти мероприятия позволяют выявить заболевания на ранних стадиях развития и принять необходимые меры.

Осмотры детей осуществляются в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.12.2012 N 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2013 г. N 27961) и Приказом Министерства здравоохранения Тульской области №890 «Об организации проведения медицинских осмотров несовершеннолетних, и диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью».

Диспансеризация и профилактические медицинские осмотры детей проводятся в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Диспансеризация проводится для:

• детей-сирот, пребывающих в стационарных учреждениях;

• детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

• детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство) в приемную или патронажную семью.

Профилактические медицинские осмотры предусмотрены для несовершеннолетних детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно).

Медицинские работники до начала проведения медицинского осмотра должны получить письменное согласие на участие в осмотре от родителей или от законных представителей ребенка, а начиная с 15-летнего возраста, и от самого подростка. Для прохождения осмотра необходимо предъявить полис обязательного медицинского страхования ребенка.

Диспансеризация и медицинский осмотр проходят в два этапа. Первый этап включает в себя проведение различных обследований и осмотр врачами-специалистами. По результатам осмотра врачи оценивают состояние здоровья ребенка, его физическое, нервно-психическое и половое развитие, дают рекомендации по формированию здорового образа жизни: режиму дня, питанию, физическому развитию и т.д. В случае выявления подозрения на наличие заболевания ребенок направляется на второй этап медицинского осмотра, для дальнейшего более широкого обследования и уточнения диагноза.

Что такое медицинский осмотр? Это комплекс медицинских мероприятий, вмешательств, который включает в себя осмотр врачей-специалистов, а также лабораторные и инструментальные исследования. Они направлены на выявление патологических состояний, заболеваний, факторов риска у несовершеннолетних, чтобы в дальнейшем проводить более эффективную профилактическую работу или, в случае необходимости, лечение.

Медицинские осмотры делятся на три группы – предварительные, профилактические и периодические.

Предварительные осмотры проводятся при поступлении ребенка в любой организованный коллектив, будь то детское дошкольное учреждение, школа, училище, техникум, институт.

Периодические медицинские осмотры проводятся ежегодно в различных объемах во время обучения ребенка в школе, посещении детского сада. Для каждого возраста предусмотрен свой объем исследований. Он может, например, включать в себя только осмотр педиатра и лабораторные исследования, либо осмотр двумя-тремя специалистами и лабораторные исследования. Этот перечень указан в приложении к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. №1346н.

Профилактические медицинские осмотры проводятся среди несовершеннолетних декретированных возрастов (1, 3, 7, 10, 14, 15, 16 и 17 лет). В этом случае ребенка осматривают 8-10 специалистов, кроме того, проводятся лабораторные исследования (сдается общий анализ крови, анализ крови на сахар, моча) и инструментальные исследования (флюорография, ЭКГ, ультразвуковая диагностика, а именно УЗИ сердца, брюшной полости, щитовидной железы и репродуктивной сферы).

Периодические медицинские осмотры будут проводиться в период обучения детей. По графику. Родителей школьников о дате начал осмотра известят заранее через классного руководителя, предупреждены будут мамы и папы детей, посещающих сады.

Важный момент: результаты осмотра занесут в медицинскую карту ребенка. Кстати, при профилактическом (расширенном осмотре) будет также заполняться медицинская карта профилактического осмотра несовершеннолетнего, куда занесут все результаты проведенного осмотра. Один экземпляр такой карты будет передаваться родителю, чтобы он мог в более детальной форме ознакомиться с состоянием здоровья ребенка.

Этапы диспансеризации

Чтобы пройти диспансеризацию, необходимо обратиться в регистратуру поликлиники, к которой вы прикреплены, кабинет (отделение) медицинской профилактики.

Диспансеризация проводится в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований.

Диспансеризация проводится в два этапа.

Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития, риска пагубного употребления алкоголя, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, определения группы здоровья, медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза заболевания на втором этапе диспансеризации.

I этап диспансеризации

1. Для граждан в возрасте от 18 до 39 лет включительно 1 раз в 3 года:

Проведение профилактического медицинского осмотра в объёме:

б) Расчет на основании антропометрии

в) Измерение артериального давления

г) Исследование уровня общего холестерина в крови

д) Определение уровня глюкозы в крови натощак

е) Определение относительного сердечно-сосудистого

ж) Флюорографию легких или рентгенографию легких 1 раз в 2 года (18, 24, 30, 36 лет)

з) Электрокардиографию в покое при первом прохождении профилактического медицинского осмотра (36, 39 лет)

Проведение мероприятий скрининга, направленного на раннее выявление онкологических заболеваний:

Скрининг на выявление злокачественных новообразований шейки матки (у женщин): осмотр фельдшером (акушеркой) или врачом акушером-гинекологом, взятие мазка с шейки матки, цитологическое исследование мазка с шейки матки (методом Папаниколау)

  • Проведение краткого индивидуального профилактического консультирования в отделении (кабинете) медицинской профилактики (центре здоровья) врачом-терапевтом
  • Прием (осмотр) врачом-терапевтом по результатам первого этапа диспансеризации, в том числе осмотр на выявление визуальных и иных локализаций онкологических заболеваний, включающий осмотр кожных покровов, слизистых губ и ротовой полости, пальпация щитовидной железы, лимфатических узлов, с целью установления диагноза, определения группы здоровья, группы диспансерного наблюдения, определения медицинских показаний для осмотров (консультаций) и обследований в рамках второго этапа диспансеризации
  • 2. Для граждан в возрасте от 40 до 64 лет включительно 1 раз в год:

    Проведение профилактического медицинского осмотра в объёме:

    б) Расчет на основании антропометрии

    в) Измерение артериального давления

    г) Исследование уровня общего холестерина в крови

    д) Определение уровня глюкозы в крови натощак

    е) Определение абсолютного сердечно-сосудистого риска

    ж) Флюорографию легких или рентгенографию легких 1 раз в 2 года (40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64 лет)

    з) Электрокардиографию в покое

    и) Измерение внутриглазного давления

    Проведение мероприятий скрининга, направленного на раннее выявление онкологических заболеваний:

    a) скрининг на выявление злокачественных новообразований шейки матки (у женщин): осмотр фельдшером (акушеркой) или врачом акушером-гинекологом, взятие мазка с шейки матки, цитологическое исследование мазка с шейки матки (методом Папаниколау) 1 раз в 3 года (42, 45, 48, 51, 54, 57, 60, 63 лет)

    б) скрининг на выявление злокачественных новообразований молочных желез (у женщин): маммография обеих молочных желез в двух проекциях с двойным прочтением рентгенограмм 1 раз в 2 года (40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64 лет)

    в) скрининг на выявление злокачественных новообразований предстательной железы (у мужчин): в возрасте 45, 50, 55, 60 и 64 лет — определение простат-специфического антигена в крови

    г) скрининг на выявление злокачественных новообразований толстого кишечника и прямой кишки: исследование кала на скрытую кровь иммунохимическим качественным или количественным методом 1 раз в 2 года (40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64 лет)

    д) скрининг на выявление злокачественных новообразований пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки: в возрасте 45 лет — эзофагогастродуоденоскопия (при необходимости может проводиться с применением анестезиологического пособия, в том числе в медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, в условиях дневного стационара).

  • Общий анализ крови (гемоглобин, лейкоциты, СОЭ)
  • Проведение краткого индивидуального профилактического консультирования в отделении (кабинете) медицинской профилактики (центре здоровья)
  • Прием (осмотр) врачом-терапевтом по результатам первого этапа диспансеризации, в том числе осмотр на выявление визуальных и иных локализаций онкологических заболеваний, включающий осмотр кожных покровов, слизистых губ и ротовой полости, пальпацию щитовидной железы, лимфатических узлов, с целью установления диагноза, определения группы здоровья, группы диспансерного наблюдения, определения медицинских показаний для осмотров (консультаций) и обследований в рамках второго этапа диспансеризации
  • 3. Для граждан в возрасте 65 лет и старше 1 раз в год:

    Проведение профилактического медицинского осмотра в объеме:

    б) Расчет на основании антропометрии

    в) Измерение артериального давления

    г) Исследование уровня общего холестерина в крови

    д) Определение уровня глюкозы в крови

    е) Флюорографию легких или рентгенографию легких 1 раз в 2 года (66, 68, 70, 72, 74, 76, 78, 80, 82, 84, 86, 88, 90, 92, 94, 96, 98 лет)

    ж) Электрокардиографию в покое

    з) Измерение внутриглазного давления

    Проведение мероприятий скрининга, направленного на раннее выявление онкологических заболеваний:

    a) скрининг на выявление злокачественных новообразований молочных желез (у женщин): в возрасте до 75 лет включительно — маммография обеих молочных желез в двух проекциях с двойным прочтением рентгенограмм 1 раз в 2 года (66, 68, 70, 72, 74 лет)

    б) скрининг на выявление злокачественных новообразований толстого кишечника и прямой кишки: в возрасте от 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75 лет — исследование кала на скрытую кровь иммунохимическим качественным или количественным методом

  • Общий анализ крови (гемоглобин, лейкоциты, СОЭ)
  • Проведение краткого индивидуального профилактического консультирования в отделении (кабинете) медицинской профилактики (центре здоровья)
  • Прием (осмотр) врачом-терапевтом по результатам первого этапа диспансеризации, в том числе осмотр на выявление визуальных и иных локализаций онкологических заболеваний, включающий осмотр кожных покровов, слизистых губ и ротовой полости, пальпацию щитовидной железы, лимфатических узлов, с целью установления диагноза, определения группы здоровья, группы диспансерного наблюдения, определения медицинских показаний для осмотров (консультаций) и обследований в рамках второго этапа диспансеризации
  • Читайте также  Рентгенометрия как метод диагностики пиелонефрита у детей

    II этап диспансеризации

    Проводится с целью дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния) и включает в себя:

    1. осмотр (консультацию) врачом-неврологом при наличии показаний;
    2. дуплексное сканирование брахицефальных артерий при наличии показаний;
    3. осмотр (консультацию) врачом-хирургом или врачом-урологом при наличии показаний;
    4. осмотр (консультацию) врачом-хирургом или врачом-колопроктологом при наличии показаний;
    5. колоноскопию по назначению врача-хирурга или врача-колопроктолога;
    6. эзофагогастродуоденоскопию при наличии показаний;
    7. рентгенография легких, компьютерная томография легких при наличии показаний;
    8. спирометрию при наличии показаний;
    9. осмотр (консультацию) врачом акушером-гинекологом при наличии показаний;
    10. осмотр (консультацию) врачом-оториноларингологом при наличии показаний;
    11. осмотр (консультацию) врачом-офтальмологом при наличии показаний;
    12. проведение индивидуального или группового углубленного профилактического консультирования в отделении (кабинете) медицинской профилактики, центре здоровья;
    13. прием врачом-терапевтом по результатам второго этапа диспансеризации.

    Итоги ДОГВН

    По результатам профилактического осмотра и диспансеризации определяется группа здоровья и группа диспансерного наблюдения гражданина:

    I группа здоровья — граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, отсутствуют факторы риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем абсолютном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).

    II группа здоровья – граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, но имеются факторы риска развития таких заболеваний при высоком или очень высоком абсолютном сердечно-сосудистом риске, а также граждане, у которых выявлено ожирение и (или) гиперхолестеринемия с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, и (или) лица, курящие более 20 сигарет в день, и (или) лица с выявленным риском пагубного потребления алкоголя и (или) риском потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).

    IIIа группа здоровья – граждане, имеющие хронические неинфекционные заболевания, требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний (состояний), нуждающиеся в дополнительном обследовании.

    IIIб группа здоровья – граждане, не имеющие хронические неинфекционные заболевания, но требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по поводу иных заболеваний, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний, нуждающиеся в дополнительном обследовании.

    Граждане с IIIа и IIIб группами здоровья подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

    Контроль

    Контроль за организацией проведения ДОГВН в медицинской организации осуществляет департамент здравоохранения Воронежской области, Территориальный фонд ОМС и страховые медицинские организации.

    Группировка детей для диспансеризации у стоматолога

    Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия

    Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия

    Диспансеризация как основной клинический подход к профилактике кариеса зубов у детей

    Журнал: Стоматология. 2015;94(5): 64-66

    Скрипкина Г. И., Гарифуллина А. Ж. Диспансеризация как основной клинический подход к профилактике кариеса зубов у детей. Стоматология. 2015;94(5):64-66.
    Skripkina G I, Garifullina A Zh. Serial clinical examinations as the main approach to dental caries prevention in children. Stomatologiya. 2015;94(5):64-66.
    https://doi.org/10.17116/stomat201594564-66

    Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия

    Общеизвестна целесообразность диспансеризации детского населения у стоматолога. В результате многолетнего исследования и динамического наблюдения за кариесрезистентными детьми дошкольного и школьного возраста доказана необходимость в выделении отдельной группы детей с нулевой степенью активности кариеса зубов, к которой рекомендуется относить кариесрезистентных детей с разной степенью риска развития кариеса зубов. Степень риска предлагается устанавливать с помощью программы для ЭВМ «Стоп-кариес» для разных возрастных групп детского населения. Внедрение на местах предложенных разработок и обеспечение заинтересованности практического здравоохранения в диспансеризации детского населения у стоматолога возможно при наличии региональной программы профилактики стоматологических заболеваний у детей.

    Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия

    Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия

    Диспансеризация — метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий в себя необходимый комплекс оздоровительных социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности, предупреждение заболеваний, снижение заболеваемости, увеличение активного творческого долголетия населения [1]. До настоящего времени не утратили актуальности приказ № 770 от 20.08.86 Министерства здравоохранения СССР «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения» и многочисленные приказы и резолюции законодательных и исполнительных органов власти, которые, по нашему мнению, нуждаются в основательной переработке с учетом новых приоритетов практического здравоохранения в условиях страховой медицины [3—6].

    Главными научными и организационными предпосылками к диспансеризации у стоматолога всего детского населения России являются прежде всего высокая распространенность и интенсивность у детей всех возрастов стоматологических заболеваний и в первую очередь — кариеса. Важный фактор, объясняющий целесообразность диспансеризации детского населения у стоматолога, — хроническое течение большинства стоматологических заболеваний.

    Плановая санация полости рта (ПР) предусматривает лечение кариеса зубов у детей, посещающих дошкольные и школьные учреждения, для чего нужна развитая школьная стоматология. К сожалению, во многих регионах России она не сохранена, поэтому говорить о профилактической направленности отечественной стоматологии не приходится.

    Высокая эффективность плановой санации доказана давно, еще в Советском Союзе, на примере диспансеризации у стоматолога детского населения в республиках Прибалтики. Ввиду большого значения профилактической плановой санации полости рта для воспитания здорового подрастающего поколения от организаторов практического здравоохранения требуется проведение ее в таком же режиме, как и вакцинации населения. Для этого нужны соответствующие нормативные законодательные меры.

    Т.Ф. Виноградовой было сформулировано понятие о степени активности кариеса и выдвинута рабочая гипотеза о кратности санации ПР у детей школьного возраста, исходя из активности течения кариеса [1]. Результаты такой санации ПР дали высокий медицинский и экономический эффект в Советском Союзе.

    В результате многолетнего исследования и динамического наблюдения за кариесрезистентными детьми дошкольного и школьного возраста [7] нами доказана необходимость в выделении отдельной группы детей с нулевой степенью активности кариеса зубов, принадлежность к которой определяется по результатам комплексного клинико-лабораторного обследования. Комплексное клинико-лабораторное обследование необходимо для определения степени риска развития кариеса зубов у того либо иного кариесрезистентного индивида и должно предусматривать использование клинических и лабораторных методов обследования. Степень риска предлагаем устанавливать с помощью программы для ЭВМ «Стоп-кариес» для разных возрастных групп детского населения [8—10]. При низкой степени риска развития кариеса ребенка необходимо осматривать у стоматолога 1 раз в год без проведения дополнительных профессиональных кариеспрофилактических мероприятий. Чтобы сохранить кариесрезистентность, достаточно обучить ребенка навыкам рациональной гигиены П.Р. При среднем и высоком риске необходимо проведение 2 раза в календарном году профессиональных профилактических мероприятий с целью сохранения состояния кариесрезистентности[7].

    Из вышесказанного следует, что для оптимизации мероприятий в рамках плановой профилактической санации ПР у детей мы рекомендуем в ранее разработанные практические рекомендации внести дополнения следующего порядка:

    — кариесрезистентных детей (нулевая степень активности кариеса зубов) с низкой степенью риска развития кариеса зубов необходимо осматривать у стоматолога 1 раз в год для обучения гигиене ПР и контроля за ней;

    — кариесрезистентных детей (нулевая степень активности кариеса зубов) со средней и высокой степенью риска развития кариеса необходимо осматривать у стоматолога 2 раза в год для проведения профессиональных кариеспрофилактических мероприятий;

    — детей с I степенью активности кариеса следует осматривать и санировать у стоматолога 1 раз в год;

    — детей со II степенью активности кариеса надо осматривать и санировать у стоматолога 2 раза в год;

    — детей с III степенью активности кариеса необходимо осматривать и санировать у стоматолога 3 раза в год.

    Таким образом, выделяется 5 диспансерных групп детей для проведения плановой профилактической санации ПР.

    Для внедрения на местах предложенных нами разработок и практических рекомендаций по диспансеризации детского населения у стоматолога необходимо выполнить несколько условий:

    — наличие программ для ЭВМ, рассчитанных на донозологическое прогнозирование кариеса зубов у детей в диспансерные сроки наблюдения (6—7; 12; 15 лет); такие программы созданы и носят название «Стоп-кариес» [8—10];

    — наличие в регионе многопрофильной стоматологической клиники со школьной стоматологической службой; стоматологическая клиника должна располагать клинической лабораторией, на базе которой можно определять физико-химические параметры ротовой жидкости;

    — заинтересованность практического здравоохранения в проведении диспансеризации детского населения у стоматолога на местах в условиях одноканального финансирования стоматологической службы; выполнение данного условия возможно при наличии региональной программы профилактики стоматологических заболеваний у детей, в которой была бы пересмотрена система оценки труда школьного стоматолога-профилактолога; оценку труда стоматолога профилактического отделения необходимо осуществлять не по числу пломб, а по показателям снижения прироста кариеса у детей в конкретной школе или детском саду; только тогда возможно заинтересовать школьного стоматолога в проведении не только плановой санации, но и индивидуальных либо групповых профилактических мероприятий; сегодня существует проблема взаимоотношений между школьной стоматологической службой и руководством средних общеобразовательных учреждений, на базе которых расположены кабинеты профилактики; проблема возникла из-за несовершенства нормативной базы, в которой присутствие школьного стоматолога в средних общеобразовательных учреждениях носит лишь рекомендательный характер; при наличии региональной программы профилактики стоматологических заболеваний у детей это противоречие нивелируется, а школьная стоматологическая служба получит реальную возможность внедрять на местах региональную программу профилактики в контексте этапной диспансеризации детского населения.

    При выполнении перечисленных условий возможно внедрение предложенных разработок и практических рекомендаций в школьную стоматологическую службу, в результате чего можно ожидать снижения заболеваемости детей кариесом по показателям его интенсивности и распространенности и рассчитывать на экономический эффект. По нашим подсчетам, ежегодный экономический эффект от внедрения программ для ЭВМ «Стоп-кариес» в Омском регионе составит 10,5 млн руб. в рамках денежных средств, выделяемых для обязательного медицинского страхования (ОМС).

    Читайте также  Эмоции здорового и больного ребенка в деонтологическом аспекте

    К сожалению, усилия современной стоматологической службы направлены на ликвидацию последствий кариозного процесса — пломбирование кариозной полости. Пора уже заняться предупреждением развития кариозного процесса, используя индивидуализированный подход к решению данной проблемы на уровне прогнозирования кариеса в детском возрасте. Это повысит эффективность профилактических мероприятий и сэкономит государственные средства, выделяемые в рамках ОМС на стоматологию детского возраста.

    Чтобы решить проблему обеспеченности кадрами центров профилактической стоматологии и отделений профилактики, необходимо целенаправленно готовить таких специалистов. Важно обучать не только квалифицированных врачей-гигиенистов, но и врачей для клинической лабораторной диагностики, рассчитанной на прогнозирование стоматологических заболеваний и в первую очередь — у детей. Сегодня мы имеем на вооружении приказ Министерства здравоохранения и соцразвития РФ от 11.03.08 № 112н. [4], в котором определены основные и дополнительные специальности специалистов с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения Р.Ф. Одна из основных специальностей высшего стоматологического образования — «клиническая лабораторная диагностика». Таких специалистов готовит система послевузовского образования для работы в клинических лабораториях при головных стоматологических поликлиниках, базирующихся на научных разработках вузов стоматологического профиля. Это созвучно с концепцией основных направлений развития стоматологии в нашей стране, сформулированной В.К. Леонтьевым и соавт. [2]. Согласно ей и с учетом алгоритма развития кариеса зубов предлагается рассмотреть общую схему формирования специализированных, узкоспециализированных и вспомогательных разделов стоматологии, для чего предлагается использовать метод вертикальной декомпозиции в системе стоматологии и стоматологической службы на уровнях «этиологический фактор» и «условия, благоприятствующие действию этиологического фактора». Актуально введение в структуру практической стоматологии разделов массовой профилактики и профессиональной профилактики основных стоматологических заболеваний с отделами эпидемиологии, массовой, групповой, индивидуальной первичной профилактики и профессиональной первичной профилактики. Предлагаемый системный подход может решить основную проблему современной стоматологии — улучшение стоматологического здоровья населения.

    Занятие № 5.

    Тема: Диспансеризация детей у стоматологов. Санация полости рта. Принципы организации диспансеризации детей грудного, дошкольного и школьного возраста.

    Цель занятия: освоить принципы и методы формирования стоматологических диспансерных групп

    Материальное оснащение: таблицы, наглядные пособия, «стоматологическое трио», лотки для инструментов.

    Контрольные вопросы для усвоения темы:

    1.Основные задачи диспансеризации.

    2.Этапы организации диспансеризации детского населения.

    3. Понятие «Санация полости рта».

    4.Диспансеризация детей раннего детского возраста (до 3 лет).

    5.Диспансерная работа с детьми раннего детского возраста.

    6.Диспансеризация детей 3-6 лет.

    7.Диспансерная работа с детьми в возрасте 3-6 лет.

    8.Диспансеризация школьников.

    9.Диспансерная работа со школьниками.

    10.Оценка эффективности диспансеризации.

    Содержание темы:

    Диспансеризация — это метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий необходимый комплекс социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболеваний, снижение заболеваемости и повышение трудоспособности диспансеризуемых контингентов на основе динамического наблюдения за состоянием здоровья населения.

    Диспансеризация детей у стоматолога предусматривает обязательное во все возрастные периоды проведение плановой санации полости рта, плановое проведение профилактических мероприятий в отношении кариеса зубов и аномалий прикуса, создание благоприятных условий формирования и созревания тканей зуба, пародонта, всей зубочелюстной системы и воспитание правильных гигиенических навыков.

    Практическое внедрение диспансеризации претерпевает в своем развитии следующие основные этапы.

    Первый этап — знакомство с участком: составляется пофамильный список детей участка в соответствии с основными возрастными группами: дети до года, дошкольники, школьники начальной группы (7-10 лет), средней (11-14 лет) и старшей (15-18 лет); определяются детские дошкольные учреждения и школы, прикрепленные к участку; приводится в соответствие оборудование рабочих мест стоматолога в каждом детском учреждении.

    Стоматолог участка устанавливает данные о содержании фтора в питьевой воде, которой снабжаются дети участка, восстанавливает данные о ранее проводившейся санации полости рта, заводит санационные карты, вносит в них данные об общем состоянии здоровья детей и т.д.

    Второй этап состоит в специализированном осмотре каждого ребенка и проведении ему по показаниям санации полости рта. Санация полости рта предусматривает излечение всех заболеваний органов полости рта и состоит из комплекса мероприятий: лечение кариеса, устранение дефектов тканей зуба другой этиологии пломбированием, удаление разрушенных зубов и корней, не подлежащих консервативному лечению, удаление зубного камня, противовоспалительная терапия заболеваний краевого пародонта, подготовка полости рта к протезированию или ортодонтическому лечению.

    Показатели эффективности плановой санации полости рта должны учитываться при достижении максимального охвата санацией всего прикрепленного контингента, высокого процента санированных из нуждающихся и соблюдении кратности санации по степени активности кариеса.

    Данные, полученные во время осмотра и санации полости рта, являются основой для формирования групп детей для диспансерного наблюдения и составления плана диспансеризации детей участка в последующие годы. По результатам первичного обследования у стоматолога определяют 3 диспансерных группы:

    Первую группу диспансеризации составляют:

    1) здоровые и практически здоровые дети (1 и 2 группы здоровья), не имеющие заболеваний зубов, пародонта, аномалий прикуса;

    2) здоровые и практически здоровые дети, имеющие один или несколько следующих признаков:

    • компенсированную форму кариеса;

    гингивиты, обусловленные негигиеническим содержанием полости рта, отсутствием функции зубов, некачественными пломбами и другими местными факторами;

    пороки развития в виде аномалии уздечек губ, языка, мелкое преддверие полости рта и др.; состояние после травматического повреждения челюстно-лицевой области, исключая случаи повреждения зубов со сформированными корнями.

    Первую группу осматривают и санируют 1 раз в год.

    Вторую группу диспансеризации составляют:

    1) дети с хроническими заболеваниями внутренних органов, не имеющие заболевания зубов, пародонта, аномалий прикуса;

    2) здоровые и практически здоровые дети, имеющие:

    • субкомпенсированную форму кариеса;

    гингивиты, обусловленные аномалиями прикуса, для устранения которых необходимо ортодонтическое лечение;

    • зубы, леченые по поводу осложнений кариеса (в период реабилитации);

    3) дети, перенесшие:

    • воспалительные процессы челюстно-лицевой области (остеомиелит, одон-тогенный лимфаденит);

    • операцию удаления сверхкомплектного зуба;

    • операцию удаления доброкачественного новообразования;

    3) дети, находящиеся на ортодонтическом лечении (по договоренности и спискам, представленным ортодонтом).

    Вторую группу детей осматривают и санируют два раза в гол.

    Третью группу диспансеризации составляют:

    1) дети с хроническими заболеваниями внутренних органон (4 и 5 группы здоровья) с суб- или декомпенсированной формой кариеса;

    2) здоровые и практически здоровые дети, имеющие: декомпенсированную форму кариеса;

    все формы очаговой деминерализации тканей и начальные формы кариеса, диагностированные специальными методами;

    локализованный или генерализованный пародонтоз или пародонтит;

    заболевания краевого пародонта, обусловленные заболеваниями внутренних органов (пародонтальный синдром);

    травматические повреждения зубов со сформированными корнями; активно действующие причины развития аномалий прикуса (нарушения функций глотания, дыхания, жевания, речи, вредные привычки);

    находящиеся в ретенционном периоде после окончания ортодонтического лечения; находящиеся на комплексном лечении стоматологических заболеваний с патологией, протекающей в тяжелой форме:

    • суб- или декомпенсированное течение кариеса, заболеваний краевого пародонта, деформаций прикуса, дети, нуждающиеся в хирургических методах коррекции аномалий и др.;

    находящиеся на диспансерном наблюдении в онкологическом учреждении.

    Третью группу осматривают и санируют 3 раза в год (через 3-4 мес).

    Таким образом, в заключение группировки детей для диспансерного наблюдения будет выделено фактически четыре группы: три группы в школе и одна группа в дошкольном учреждении, ее можно назвать четвертой группой диспансеризации.

    После того как закончено формирование диспансерных групп детей на следующий год, врач проводит анализ своей работы и заполняет график-календарь исходными данными для планирования работы на следующий учебный год, соблюдая периодичность осмотров диспансерных групп.

    Третий этап осуществление плана диспансеризации: осмотр и санация полости рта детям в соответствии со сроками диспансеризации, проведение индивидуальных и массовых мероприятий профилактического характера.

    На четвертом этапе работы при изменении у ребенка стоматологического или общего статуса осуществляют перевод его из одной группы в другую. Кроме того, этот этап диспансеризации наряду с полным объемом лечебной работы, дифференцированным по степени активности кариеса, характеризуется внедрением профилактических мероприятий на групповом или индивидуальном уровне.

    Пятый этап включает в себя изучение эффективности диспансеризации и выводы. Критерии оценки эффективности диспансеризации:

    1. Полнота охвата всех детей в диспансеризации:

    Число санированных+ число не нуждающихся в санации (здоров, ранее санирован)

    Количество обслуживаемых детей по списку

    2. Определение числа санированных детей.

    3. Определение процента нуждающихся в санации.

    4. Определение процента санированных детей от числа нуждающихся (этот показатель должен приближаться к 100%).

    5. Определение количества случаев осложненного кариеса на 1000 детей участка.

    6. Определение числа отсутствующих, удаленных зубов на 1000 детей участка.

    7. Определение прироста кариеса и количества поставленных пломб на одного человека (в норме эти два показателя должны совпадать).

    8. Определение процента детей с неудовлетворительным состоянием полости рта.

    На каждого больного заполняют амбулаторную карту по форме № 43-А, На каждого ребенка заводится карта диспансерного наблюдения (форма № 30) и санационная карта (форма № 267). В школе к вышеперечисленным документам добавляется паспорт класса.

    Стоматологическая диспансеризация строится на основе санации полости рта, устранений сопутствующих заболеваний, профилактической работы в организованных детских коллективах — яслях, детских садах, школах, гимназиях и др., разработки рекомендаций по рациональному питанию, индивидуальной профилактики и динамического наблюдения за пациентами.

    Диспансеризация стоматологии детского возраста

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:28, реферат

    Краткое описание

    Диспансеризация населения предусматривает систему охраны здоровья населения, заключающуюся в активном наблюдении за здоровьем разных его контингентов с учетом условий их труда и быта, обеспечении их правильного физического развития, предупреждении заболеваний путем проведения соответствующих социальных, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий.
    Ежегодные диспансерные осмотры населения — активное медицинское обследование разных групп населения врачами одной или нескольких специальностей.
    Цель диспансеризации — сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни людей.

    Читайте также  Травмы женских половых органов в детском возрасте
    Содержание

    1. Диспансеризация детского населения у стоматолога
    2. Ежегодные диспансерные осмотры населения
    3. Организация диспансеризации
    4. Диспансеризация детей с хирургическими заболеваниями ЧЛО
    5. Список литературы

    Прикрепленные файлы: 1 файл

    Диспансеризация.doc

    Федеральное Государственное Автономное

    Высшего профессионального образования

    «Белгородский Государственный Исследовательский Университет»

    Реферат на тему:

    «Диспансеризация стоматологии детского возраста»

    Студентка 2 курса; гр. №03021225

    Глазкова Мария Алексеевна

    1. Диспансеризация детского населения у стоматолога
    2. Ежегодные диспансерные осмотры населения
    3. Организация диспансеризации
    4. Диспансеризация детей с хирургическими заболеваниями ЧЛО

    5. Список литературы

    Диспансеризация детского населения у стоматолога

    Диспансеризация населения предусматривает систему охраны здоровья населения, заключающуюся в активном наблюдении за здоровьем разных его контингентов с учетом условий их труда и быта, обеспечении их правильного физического развития, предупреждении заболеваний путем проведения соответствующих социальных, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий.
    Ежегодные диспансерные осмотры населения — активное медицинское обследование разных групп населения врачами одной или нескольких специальностей.
    Цель диспансеризации — сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни людей.

    Методы диспансеризации здоровых лиц и больных — едины. Диспансеризация здоровых лиц должна обеспечить правильное физическое развитие, укрепление здоровья, выявление и устранение факторов риска возникновения различных заболеваний, предупреждать обострение процесса и его прогрессирование на основе динамического наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

    Задачи диспансеризации:
    1)оценка состояния здоровья человека при ежегодных осмотрах;
    2)дифференцированное наблюдение за здоровыми лицами, имеющими факторы риска, и больными;

    3)выявление и устранение причин, вызывающих заболевание зубов, борьба с вредными привычками;

    4)своевременное и активное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;

    5)повышение качества и эффективности медицинской помощи населению путем взаимосвязи и преемственности в работе всех типов учреждений, широкое участие врачей различных специальностей, внедрение новых организационных форм, технического обеспечения, создание автоматизированных систем для осмотров населения с разработкой специальных программ.

    Ежегодные диспансерные осмотры населения

    В России проводится диспансеризация всего детского населения. Особенность диспансеризации детей состоит в том, что борьба за здоровье ребенка начинается до его рождения путем внедрения дородового патронажа. Наблюдение за детьми осуществляется в дошкольных, школьных и других детских коллективах (школы-интернаты, специальные детские сады и др.).

    В комплексе мероприятий по охране здоровья детей большое значение имеет антенатальная профилактика.

    Диспансеризацию детей первых 3 лет жизни проводят врачи-педиатры в дошкольных учреждениях или в поликлиниках по месту жительства. Частота осмотров определяется возрастом детей.
    Основными принципами системы диспансеризации является плановость, комплексность, выбор ведущего звена из общего комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, которые при том или ином виде патологии являются решающими, и дифференцированный
    подход к проведению оздоровительных мероприятий с учетом ситуации.

    Для эффективной и качественной диспансеризации необходимы: активное выявление больных на начальных стадиях заболевания, раннее и своевременное проведение лечебных и профилактических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности, систематическое наблюдение за состоянием здоровья человека.

    Система стоматологической диспансериза ции базируется на следующих положениях:
    1.Диспансеризация является основой стоматологической помощи населению;

    2.Цель диспансеризации — ликвидация некоторых заболеваний зубов и органов полости рта;

    3.Диспансеризация должна строиться на принципах охвата организованного населения, в первую очередь детей раннего возраста, и начинаться с лечения болезней, которые могут быть причинами кариеса зубов, заболеваний паро-донта и слизистой оболочки полости рта;

    4.Необходимо устранять местные неблагоприятные факторы в полости рта, проводить общие оздоровительные мероприятия совместно с педиатром;

    5.Диспансерное наблюдение за стоматологическими больными и лицами с факторами риска осуществляют врачи (детские и взрослые) — стоматологи-терапевты, хирурги, ортодонты, ортопеды;

    6.Наиболее рациональным стоматологическим учреждением в качестве организационного центра для проведения диспансеризации является стоматологическая поликлиника.

    Стоматологическая диспансеризация строится на основе санации полости рта, устранений сопутствующих заболеваний, профилактической работы в организованных детских коллективах — яслях, детских садах, школах, гимназиях и др., разработки рекомендаций по рациональному питанию, индивидуальной профилактики и динамического наблюдения за пациентами.

    В проведении стоматологической диспансеризации детей выделяют три фазы.

    В первой фазе диспансеризации проводятся персональный учет каждого ребенка, дообследование в данном или другом лечебном учреждении, определяют очередность осмотров, оценивают состояние здоровья каждого ребенка и устанавливают группу диспансерного наблюдения.
    Различают 3 диспансерные группы наблюдения детей:
    1-я группа — здоровые дети, у которых не выявлено какой-либо патологии зубов и слизистой оболочки полости рта;

    2-я группа — практически здоровые лица, имеющие в анамнезе какое-либо острое или хроническое заболевание, не сказывающееся на функции жизненно важных органов;

    3-я группа — дети с хроническими заболеваниями при компенсированном,

    суб- и декомпенсированном их течении.

    Во второй фазе диспансеризации формируются контингенты по группам наблюдения, определяются единые критерии непрерывности и этапности наблюдения, рационально распределяются диспансерные больные между врачами, удовлетворяются потребности диспансеризуемых контингентов в амбулаторном и стационарном лечении.

    Задачи третьей фазы — определение характера и частоты динамического наблюдения за каждым ребенком, коррекция диагностических и лечебных мероприятий в соответствии с изменением в состоянии здоровья, оценка эффективности диспансерного наблюдения.
    Медицинские учреждения различаются по степени участия их в диспансеризации:

    1-й уровень — стоматологические кабинеты общепрофильных детских поликлиник, сельских амбулаторий, школ, гимназий, детских садов, средних учебных заведений и т.д.;

    2-й — стоматологические отделения ЛПУ (детских поликлиник, стоматологических поликлиник для взрослых);

    3-й — детские стоматологические поликлиники;

    4-й уровень — отделения челюстно-лице-вой хирургии краевых, областных больниц и институтов, университетов, академий.

    Очень важно определись и выделить нозологические формы, по поводу которых больные подлежат диспансерному наблюдению у детского терапевта-стоматолога. Для практического решения этой проблемы необходимо формирование перечня стоматологических заболеваний, требующих долговременного специального лечения и наблюдения за пациентом.

    В выборе нозологической формы для наблюдения у детского врача-стоматолога определяющим фактором является хроническое течение стоматологического заболевания, которое не только вызывает нарушение функции органа ЧЛО, но и создает угрозу развития серьезных патологических процессов в других органах и системах человека. Кроме того, в этот перечень включаются все врожденные заболевания и поражения органов ЧЛО с учетом генетической предрасположенности.

    У детского терапевта-стоматолога целесообразно взять под диспансерное наблюдение детей, страдающих кариесом зубов и его осложнениями, хроническими заболеваниями слизистой оболочки полости рта, наследственными болезнями твердых тканей зуба и др.

    Отбор стоматологических больных, нуждающихся в диспансерном наблюдении, проводят при профилактических осмотрах (предварительные, периодические, целевые, обращения пациентов в стоматологические поликлиники, отделения и т.д.). Его ведут все стоматологи независимо от профиля и места приема пациентов. Больных, нуждающихся в стоматологической помощи, направляют в стоматологические учреждения по месту их жительства, работы или учебы.

    Диспансеризация детей с хирургическими заболеваниями ЧЛО не отличается от системы диспансеризации детского населения у стоматолога-терапевта.

    Основные подразделения диспансерного наблюдения этой группы детей: краевая, областная, городская специализированная детская стоматологическая поликлиника и еедиспансерное отделение: краевая, областная, городская детская многопрофильная клиническая больница, где имеется отделение или выделены койки для лечения детей с патологией ЧЛО, в нее же входят специализированные отделения детской челюстно-лицевой хирургии медицинских университетов и академий. К этой же системе должны относиться специализированные реабилитационные подразделения санаторного типа (их очень мало), которые могут функционировать в соматических детских санаториях.

    Все названные выше подразделения должны взаимодействовать между собой.

    Необходимо знать, что диспансерное наблюдение объединяет профилактические и лечебные мероприятия, характер, продолжительность и направленность которых зависят от распространенности и степени тяжести болезни. Диспансеризация — наиболее эффективная и действенная система, обеспечивающая предупреждение и раннее выявление заболеваний, лечение и динамическое наблюдение с целью предупреждения рецидивов, регламентацию этапов реабилитационных мероприятий на весь период детского возраста.

    Будучи действенной, эта система позволит сохранить нормальный уровень здоровья ребенка, снизить «груз» инвалидности пациента, наиболее эффективно обеспечить медико-социальный результат комплексной специализированной помощи ребенку. Под диспансерным наблюдением должны находиться дети от периода новорожден ности до 18 лет. Для обследования детей этой группы и их лечения требуются совместные усилия стоматологов (терапевта, хирурга, ортодонта), педиатра, рентгенолога, оториноларинголога, эндокринолога, невропатолога, окулиста, нейрохирурга, эндоскописта, аллерголога, логопеда, клинического психолога и др.

    Перечень нозологических форм заболеваний, обязательных для диспансерного наблюдения и лечения:

    1)врожденные и наследственные пороки развития мягких тканей лица и шеи, челюстных костей и костей лицевого скелета: врожденные пороки развития верхней губы и неба, синдромы лица, включающие расщелины губы и неба и без них. Дисплазии сосудистых тканей: ангиодисплазии — гемангиома, венозные дисплазии, артериовенозные свищи, лимфангиомы, нейрофиброматоз (I тип). Дисплазии костной ткани: фиброзная дисплазия, синдром Олбрайта, херувизм;

    2)опухоли мягких тканей и костей лицевого черепа: папилломы, фибромы, миомы, фибромы костей лица (все морфологические варианты), остеокластомы, амелобластомы, опухоли слюнных желез;

    3)острые и хронические остеомиелиты любой этиологии (одонто-генные, гематогенные, травматические);

    4)заболевания слюнных желез;

    5)заболевания ВНЧС: функциональные (дистензионные) и первично-костные;

    6)травмы зубов (переломы, полные вывихи), мягких тканей, ВНЧС, переломы нижней и верхней челюсти, других костей лица;

    7)дефекты и деформации костей лицевого черепа любой этиологии: врожденные, приобретенные (после воспалений и травм костей лица и челюстных костей).

    На сегодняшний день статистика санации полости рта у детей такова:

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: