\

Гигиеническое воспитание детей в школе

О значении соблюдения правил личной гигиены в школе и дома

Гигиеническое воспитание — это составная часть общего воспитания, в процессе которого ребенку прививаются гигиенические навыки, что является неотъемлемой составляющей культурного поведения человека.

Личная гигиена школьника включает в себя правила, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка. Для их выполнения необходимо придерживаться рационального режима дня, правильного питания, чередования физического и умственного труда, труда и активного отдыха, а также соблюдение личной гигиены в узком понимании этого слова.

В силу еще не сформировавшегося иммунитета дети болеют чаще, чем взрослые. Приходя в школу, детский сад, любой другой организованный коллектив они неизбежно тесно контактируют друг с другом, что увеличивает вероятность распространения микробов и инфекций. Защитить детей от инфекционных заболеваний с помощью вакцинации и обучения основам гигиены – задача родителей и педагогов.

Современные вакцины являются надёжной защитой от многих серьёзных инфекций, особенно опасных в детстве. При этом они защищают здоровье не только самого вакцинированного ребенка, но и здоровье многих окружающих его людей, в том числе членов семьи. Это особенно важно для самых уязвимых и беззащитных перед болезнями групп: младенцев, пожилых людей, людей с ослабленной иммунной системой.

Убедитесь, что ребёнок прошёл вакцинацию в соответствии с графиком Национального календаря профилактических прививок.

В настоящее время актуальны профилактические мероприятия против гриппа. Непривитые дети, заболевшие гриппом, как правило, болеют до десяти дней или более, а это значит, пропущенные дни в школе могут сказать на успеваемости. При этом неизбежны и пропущенные рабочие дни для родителей, незапланированные затраты на лечение, уход за больным ребенком, а также профилактику других членов семьи.

Вакцинопрофилактика гриппа проводится ежегодно. Оптимальное время для своевременной вакцинации — начало осени.

Личная гигиена имеет большое значение для профилактики гриппа и ОРВИ и решающее — для профилактики кишечных инфекций.

Регулярное мытье рук должно стать правилом дома. Следует регулярно мыть руки после посещения туалета, перед едой, в общественных местах и в других случаях, когда это необходимо. Родители должны показать это на своем примере – тем самым вы укрепите здоровую гигиеническую привычку ребёнка, которой он будет следовать и тогда, когда находится в школе или иным образом вне дома. Научите ребёнка не только технике, но правильной продолжительности процедуры, необходимой для эффективной очистки (20 секунд намыливания).

Расскажите детям о правилах общественной гигиены – о том, что не следует делиться и брать у других детей использованные столовые приборы, стаканы, нельзя пить из одной посуды. Научите детей прикрывать рот, когда они кашляют или чихают, а затем мыть руки из уважения и вежливости по отношению к другим.

Напоминайте ребёнку о том, что не следует обмениваться с другими ребятами в школе головными уборами, резинками и заколками для волос, расчёсками, шарфами и другой одеждой. Такое ограничение необходимо для предотвращения заражения педикулезом.

Будьте для ребёнка примером ответственного отношения к своему здоровью: вакцинируйтесь, мойте руки во всех случаях, когда это необходимо и всегда соблюдайте респираторный этикет!

Основным требованием гигиены питания школьников является то, что прием пищи должен осуществляться каждый день в строго определенное время. Учащимся следует принимать пищу не меньше 5 раз в сутки. Еда должна быть свежеприготовленная, сбалансированная, а также обладать приятным запахом и видом. Есть необходимо, не торопясь, при этом тщательно пережевывая, а также во время еды школьник не должен отвлекаться и разговаривать.

Еще одним правилом, которое должен соблюдать каждый школьник является гигиена умственного труда. Основная цель данной гигиены — длительное сохранение высокой умственной работоспособности и предотвращение быстрой утомляемости. Для этого ребенку необходимо соблюдать режим дня. Важно чередование работы и отдыха. Для соблюдения данного правила большое значение имеет гигиена рабочего места школьника. Рабочее место должно быть достаточно освещенное, мебель — соответствовать возрасту ребенка, а в помещении должны быть чистый воздух и благоприятная температура.

Управление Роспотребнадзора по Курской области желает всем школьникам и их родителям успешного учебного года и напоминает, что по всем вопросам, касающимся санитарно-эпидемиологического благополучия детей, можно получить консультацию специалистов, позвонив по телефону «горячей линии» Управления 8 (4712) 58-71-86.

МБУЗ Род-Несветайского района «ЦРБ»

График работы кабинета вакцинации от COVID-19:

Понедельник — пятница с 10:00 до 12:00, с 13:00 до 16:00

По адресу: ул. Южная 20, Поликлиника

Об организации деятельности по гигиеническому воспитанию и обучению детей и подростков

Воспитание высокой санитарной культуры населения, в т.ч. детей и подростков — одна из составных частей здорового образа жизни (ЗОЖ). В формировании санитарной культуры ведущая роль принадлежит комплексу мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению, что закреплено законодательно ст. 36 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-Ф. В Законе указано, что в целях повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний, для распространения знаний о здоровом образе жизни должно проводиться гигиеническое воспитание и обучение граждан. Приказом МЗ и СР РФ от 23.07.2010г. № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») предусмотрено осуществление пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

Гигиеническое обучение и воспитание — это система образования, предполагающая комплексную просветительскую, обучающую и воспитательную деятельность.

Здоровый образ жизни детей и подростков — поведение, стиль способствующий сохранению, укреплению и восстановлению их здоровья.

Здоровый образ жизни предполагает высокий уровень санитарной культуры и поведения человека, направленного на борьбу с вредными привычками. негативно влияющими на здоровье. Именно вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказывающихся на состоянии здоровья детей и подростков.

Цель гигиенического воспитания и обучения:

  • • Формирование мотивации на сохранение и укрепление здоровья
  • • Повышение ответственности за здоровье

• Получение знаний и навыков по здоровому образу жизни
Задача гигиенического обучения и воспитания:

• Обучение детей и подростков современным подходам к оценке своего
здоровья;

• Формирование знаний и навыков самоконтроля за состоянием своего
здоровья;

• Формирование мотивации, знаний и навыков по ведению здорового
образа жизни, преодолению рисков для здоровья (курения, употребления
алкоголя, наркотических и психотропных средств; по приверженности
рациональному питанию, адекватной физической активности, соблюдению
режима труда и отдыха и др.);

• Овладение знаниями и навыками для соблюдения правил
гигиенического поведения.

Высокая распространенность основных факторов риска развития хронических заболеваний среди населения РФ диктует необходимость усиления деятельности по формированию здорового образа жизни у детей и подростков. На первый план выступают следующие задачи: диспансеризация больных детей и профилактика хронических форм заболеваний; организация гигиенического обучения и воспитания детей; вопросы санитарно — просветительной работы с родителями и детьми; санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия по охране здоровья детей; противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции; принципы рационального (сбалансированного) питания и вскармливания детей.

Первостепенные задачи информационно — коммуникационной Стратегии на период до 2020 года в данном направлении — это:

— снижение потребления алкоголя и табака;

— повышение уровня физической активности;

— приверженность рациональному питанию;

— снижение уровня психо-эмоциональной нагрузки.

Формы гигиенического воспитания и обучения:

— интерактивное общение — индивидуальное и групповое консультирование;

— проведение акций, лекций, бесед, консультаций, семинаров, круглых столов и
пр., сопровождается одновременным использованием буклетов, брошюр,
рецептур, памяток;

обсуждение имеющихся проблем между медицинскими работниками и пациентами;

выработка конкретных рекомендаций, сопровождаемая выдачей информационно-образовательных материалов всех видов (таблиц, схем. рецептур и т.п.);

2. Обучение навыкам ЗОЖ в школах здоровья.

Организация гигиенического обучения и воспитания детей и подростков в

оздоровительных учреждениях предусматривает:

Гигиеническое воспитание — профилактика заболеваний и распространение

знаний о здоровом образе жизни:

  • • санитарное просвещение по вопросам личной гигиены, профилактики вредных привычек, травматизма, отравлений несъедобными ягодами, растениями, грибами, острых кишечных инфекционных заболеваний;
  • • закрепление гигиенических навыков и умений;
  • •оформление «уголков здоровья», выпуск стенных газет, бюллетеней, «молний»;
  • • проведение «дней здоровья», праздников, игр, викторин.
  • Физическая культура и адекватная физическая активность — создание благоприятного двигательного режима:

— ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика;

— прогулки и пешеходные экскурсии;

— лечебная физкультура и лечебная хореография;

— спортивные игры и соревнования, праздники;

Читайте также  Диагностика рака легких будет длиться не более пяти минут

Рациональное сбалансированное питание — необходимое условие эффективного оздоровления:

— использование примерного 10-дневного утвержденного меню;

— выполнение норм питания по набору продуктов;

— соблюдение требований по ассортименту продуктов питания;

— выполнение веса порций для детей разного возраста;

— обеспечение требуемого соотношения белков, жиров и углеводов;

— соответствие калорийности суточного рациона возрасту детей.

Климатолечение — создание условий для выработки привычки к свежему воздуху:

Воздушные ванны. Солнечные ванны. Водные процедуры. Купание в

Распорядок дня — оздоравливающий фактор:

  • •оптимальное чередование всех видов деятельности, в т. ч. общественно-полезного труда и самообслуживания, с учетом возраста, пола, состояния здоровья и функциональных возможностей детей;
  • • чередование форм двигательной активности и отдыха с культурно-массовыми мероприятиями;
  • • проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий;
  • • максимальное пребывание на свежем воздухе;
  • • соблюдение режима питания;
  • •достаточная продолжительность сна.
  • Санитарно-противоэпидемиологические мероприятия:
  • •проведение противоклещевой обработки, дезинсекции, дератизации и дезинфекции;
  • • гигиеническое содержание помещений и участка;
  • • использование для питья бутилированной воды;
  • •проведение влажной уборки и проветривания помещений;
  • • соблюдение правил личной гигиены детьми и персоналом;
  • •своевременное проведение банных дней со сменой нательного и постельного белья;
  • • регулярный вывоз мусора.
  • Профилактика травматизма
  • • подготовленность физкультурно-спортивных сооружений;
  • • исправность спортивного оборудования;
  • • проведение инструктажей перед спортивными играми, соревнованиями;
  • • соответствие виду спорта одежды и обуви ребенка;

• соответствие физической нагрузки возрасту и функциональным
возможностям ребенка.

В целях активизации деятельности по формированию здорового образа жизни рекомендуется:

  1. Информирование населения, детей и подростков о последствиях злоупотребления алкогольной продукцией, табакокурения, пагубного влияния на детский организм пассивного курения.
  2. Создание культуры рационального питания, предусматривающей

сохранению нормальной массы тела, борьба с ожирением, пропаганда здорового питания среди детей и их родителей.

3. Популяризация оптимального режима дня среди детей и подростков с
введением элементов двигательной активности, спорта, физического труда.

4. Своевременное выявление и коррекция стрессовых факторов.

Примерная тематика работы школы физической
активности
приложение 1

Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация (что это и зачем)

Проводим профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию декретированных контингентов населения, оформление и выдачу личных медицинских книжек.

Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация может проводиться:

— непосредственно в организациях, при условии предоставления помещений и подбора групп однородных профессий (не менее десяти человек в группе).

Левый берег:

— ул. Сопочная, д. 38, ежедневно с 08.30 до 17.00 кроме субботы и воскресенья, тел. 202-58-19, 202-58-33, эл. почта ogo _ fguz @24.rospotrebnadzor.ru, проезд общественным транспортом до остановки «Станция Юннатов»;

— ул. Ленина, д. 168, ежедневно с 08.30 до 17.00 кроме субботы и воскресенья, тел. 248-25-65, эл. почта krasdor _ fguz @24.rospotrebnadzor.ru, проезд общественным транспортом до остановки «Музыкальный театр».

Правый берег:

— ул. 26 Бакинских комиссаров, д. 29, каб. 4, 6 ежедневно с 08.30 до 17.00, в субботу с 10.00 до 12.00, тел. 264-16-78, проезд общественным транспортом до остановки «ДК КрасТЭЦ».

Телефон для справок: 8(391)202-58-19, 8(391)202-58-33, 8(391)264-16-78, 8 (391) 248-25-65

эл. почта: fguz@24.rospotrebnadzor.ru, ogo_fguz@24.rospotrebnadzor.ru, krasdor _ fguz @24.rospotrebnadzor.ru

Что такое профессиональная гигиеническая подготовка (санитарный минимум)?

Профессиональная гигиеническая подготовка — специальная подготовка лиц некоторых профессиональных групп (работников общественного питания, торговли, коммунального хозяйства и др.) по вопросам требований санитарного законодательства.

Профессиональная гигиеническая подготовка включает в себя гигиеническое обучение и воспитание и аттестацию.

Требования к проведению профессиональной гигиенической подготовке содержатся в ст. 36 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п. 1 Инструкции о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, утв. Приказом Минздрава Россииот 29.06.2000 № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций»

Профессиональная гигиеническая подготовка (гигиеническое обучение и воспитание) осуществляется в соответствии с расписанием.

Профессиональная гигиеническая подготовка (гигиеническое воспитание и обучение) проводится по утвержденным дифференцированным программам.

Аттестацию по итогам гигиенического обучения и оформление личных медицинских книжек осуществляют федеральные бюджетные учреждения здравоохранения – центры гигиены и эпидемиологии (п. 2 Инструкции о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации)

Допуск к аттестации разрешается только после прохождения профессиональной гигиенической подготовки (гигиенического воспитания и обучения).

Кому это нужно?

Примерный перечень профессий должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, обязанных проходить при поступлении и в дальнейшем — периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию определен письмом Минздрава Российской Федерации от 7 августа 2000г. № 1100/2196-0-117 «О направлении перечня профессий» :

1. Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, работающие:

1.1. В организациях торговли, в том числе продовольственных рынках, включая оптовые.

1.2. В организациях общественного питания (столовые, рестораны, кафе, бары, буфеты и др.).

1.3. На пищеблоках всех учреждений и организаций.

1.4. В организациях пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, базах, складах хранения и реализации.

1.5. В транспортных организациях.

2. Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией питьевой воды, в том числе работники водопроводных сооружений, имеющие непосредственное отношение к подготовке воды, а также лица, обслуживающие водопроводные сети.

3. Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей и непосредственно с питанием детей, работающие:

3.1. В детских дошкольных учреждениях (ясли, сады, дома ребенка, детские санатории, круглогодичные оздоровительные учреждения).

3.2. В учебно-воспитательных учреждениях (общеобразовательные школы, детские дома, профессионально-технические училища, техникумы, школы-интернаты, лицеи, колледжи).

3.3. В сезонных детских и подростковых оздоровительных учреждениях (перед началом работы).

3.4. Во внешкольных детских учреждениях (детские спортивные школы, клубы, библиотеки и др.).

4. Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, работающие:

4.1. В организациях по санитарно-гигиеническому обслуживанию населения (бани, душевые, сауны, парикмахерские, косметические и массажные салоны, солярии, прачечные, химчистки, пункты приема белья, жилищно-эксплуатационные организации, организации, осуществляющие комплексную санитарно-гигиеническую очистку территории города).

4.2. В организациях, занятых обслуживанием канализационных сетей и сооружений.

4.3. В гостиницах, общежитиях, мотелях, кемпингах, туроператорских и туристических фирмах.

4.4. В бассейнах, водолечебницах, спортивно-оздоровительных учреждениях.

4.5. В ночных клубах.

4.6. В лечебно-профилактических учреждениях, интернатах и домах для инвалидов и престарелых, хосписах, а также санаториях, домах отдыха, пансионатах, туристических базах, непосредственно связанных с питанием и коммунально-бытовым обслуживанием пациентов и отдыхающих.

4.7. В организациях торговли промышленными товарами для детей и парфюмерно-косметическими изделиями.

4.8. В организациях торговли промышленными товарами, в т.ч. комиссионной торговли, организациях по хранению и реализации товаров, поступающих из-за рубежа для повторного использования («second hands»), вещевых рынках и организациях, реализующих товары посредством сетевого маркетинга.

4.9. Водителями транспортных организаций, индивидуальными предпринимателями, занятыми перевозкой людей (такси, городской пассажирский транспорт), а также междугородними и международными перевозками.

4.10. Проводниками пассажирских поездов дальнего следования, речного, морского и авиатранспорта.

5. Учащиеся общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений, лицеев, колледжей и т.п. перед началом и в период прохождения практики на предприятиях, в учреждениях, организациях, работники которых подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.

6. Иностранные рабочие в период работы в организациях и учреждениях, работники которых подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.

Данная категория лиц без наличия штампа о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации и голографической марки в личной медицинской книжке не допускается до работы.

С какой периодичностью необходимо проходить профессиональную гигиеническую подготовку?

Профессиональная гигиеническая подготовка должностных лиц и работников организаций проводится при приеме на работу по конкретной профессии (первичная) и в дальнейшем с периодичностью:

— ежегодно — для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясо — молочной и кремово — кондитерской продукции, детского питания, питания дошкольников, исходя из того, что данный контингент работников является наиболее вероятным источником риска для здоровья населения;

— до начала работы — работникам сезонных (оздоровительных и др. учреждений) —

— 1 раз в 2 года — для остальных категорий работников.

Читайте также  Витаминная недостаточность при пневмониях у детей

Внеочередная профессиональная гигиеническая подготовка может проводится по предписанию Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (его территориальных отделов) для лиц, допустивших нарушения санитарного законодательства.

Порядок прохождения и стоимость

Гигиеническое обучение и воспитание проводиться в виде лекций согласно расписания.

Профессиональной гигиеническая аттестация проводится в форме собеседования или тестового контроля с использованием электронных технических средств или на бумажном носителе.

Лица, не прошедшие тестовый контроль, допускаются к повторной сдаче не ранее следующего дня. Допускается не более 3-х попыток сдачи тестового контроля без повторной оплаты.

Для прохождения профессиональной гигиенической подготовки необходимо:

— определить категорию работников, к которой относитесь Вы

— обратиться в представительства ФБУЗ «Центр гиены и эпидемиологии в Красноярском крае» по удобному для Вас адресу согласно расписанию

— заполнить соответствующее заявление;

— оплатить выставленный в соответствии с Прейскурантом счет на сумму 450 рублей

Профессиональная гигиеническая подготовка проводиться на базе ФБУЗ «Центр гиены и эпидемиологии в Красноярском крае » и его филиалов, а также в других территориях Красноярского края согласно расписанию

По заявкам юридических лиц или индивидуальных предпринимателей возможно проведение гигиенического обучения и аттестации на выездных циклах при условии предоставления соответствующего помещения и подбора однородных профессиональных групп.

При себе иметь тетрадь, ручку, квитанцию об оплате.

Статья «Особенности санитарно-гигиенического воспитания учащихся в школе»
статья по зож

ФОРМИРОВАНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_sanitarno.docx 19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности санитарно-гигиенического воспитания учащихся в школе

Культурно-гигиенические навыки в школе

Одним из направлений в работе с детьми в детском доме является освоение культурно-гигиенических навыков Воспитанники имеют проблемы в интеллектуальном и психическом развитии. Им свойственны: недоразвитие познавательных процессов, проблемы в эмоционально-волевой сфере, общее личностное недоразвитие, отсутствие долговременной памяти. Такие дети испытывают особые трудности в общении, у них плохо развита речь, они не умеют правильно использовать коммуникативные средства передачи информации, затрудняются правильно передавать свои знания, неадекватно оценивают себя и окружающих, они не умеют применять полученные знания на практике.

Учитывая все эти проблемы, а также недостаток специальных программ и методических разработок, возникает необходимость создания собственных образовательно-воспитательных программ, корректирующих психофизиологические особенности воспитанников. Проект программы ориентирован на работу с детьми младшего школьного возраста.

Самая главная цель в работе с нашими детьми – это социально-бытовая адаптация. Это то, к чему мы стремимся, это то, с чем мы должны выпустить воспитанников в жизнь Особенности работы с детьми по социально- бытовой адаптации проявляются в необходимости коррекции дефектов развития данной категории детей. Решение этой задачи осуществляется особыми приемами и методами разностороннего воспитательного воздействия. Основной задачей воспитателя является целостный процесс становления личности ребенка, подготовка его самостоятельной жизни и труду.

Эффективность воспитательной работы можно определить следующим образом:

  • Развитие природных задатков, особенностей ребёнка
  • Коррекция познавательных интересов (внимания, памяти, восприятия) и речевых процессов.
  • Развитие эмоционально-образной и волевой сфер.
  • Развитие знаний, умений и навыков в социально — бытовой сфере.

В процессе работы по привитию и закреплению культурно-гигиенических навыков целесообразно использовать методики, корректирующие указанные недостатки детей с проблемами в развитии.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.

ФОРМИРОВАНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Гигиеническое воспитание детей

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения

зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.

Дети младшего школьного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.

Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от детей точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

Необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В младшем школьном возрасте большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.

Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, психологом, логопедом, медиком, работниками дополнительного образования. Обязанность воспитателя – постоянно закреплять гигиенические навыки, сформированные у ребенка. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали

Методика формирования культуры поведения в младшем школьном возрасте

Одна из задач воспитания детей — формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети, вновь пришедшие в школу, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда – особое значение в работе приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Создание предпосылок культурного поведения ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них — формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма.

Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым — все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в группе.

Важной задачей в работе с детьми является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей, стремление к самостоятельности.

На протяжении жизни ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий. Повторяясь многократно в различных режимах такие действия, как самостоятельное одевание, причесывание и т.д., доставляют ребенку радость, дети осваивают, что, и как, и в какой последовательности надо делать.

Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка (у вновь пришедших детей) торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако, необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело направить усилие детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.

Нужно научить детей видеть, понимать и оценивать труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хорошее средство для этого – правильное отображение таких действий в занятиях и играх. Два-три нравственно направленных занятия можно посвятить специально в течение года специально уважению к окружающим взрослым, прежде всего к воспитателю, уборщице, повару, медику, другим педагогам.

Названные задачи конкретизированы в соответствующих разделах программы: «Воспитание культурно-гигиенических навыков», «Воспитание навыков культуры поведения», «Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений, этических представлений»

Используя нравственно направленные методы воспитания, педагог формирует этические понятия, культуру поведения в общественных местах, культуру взаимоотношений, культуру речи, культуру внешнего вида. На укрепление культурно-гигиенических навыков и привычек направлены некоторые игры-занятия, игры-упражнения. В зависимости от их конкретного содержания усваиваются различные правила или их сочетания

( мой руки перед едой, правильно пользуйся носовым платком и т.п.).

При этом воспитатель должен неустанно подчеркивать социальное значение правил аккуратности, их выполнение – это признак уважения к окружающим.

Гигиеническое обучение и воспитание детей в школе

2.1. Гигиеническое обучение и воспитание детей младших классов.

Устойчивые и осознанные гигиенические навыки в основном должны сформироваться у ребенка ко времени его поступления в школу. В работе со школьниками 1-4-х классовследует учесть сохраняющееся в этом возрасте расположение к сказочным образам, что дает возможность использовать в процессе обучения материалы, применяемые в работе с дошкольниками. В наглядных пособиях, предназначенных для учеников 7-9 лет, обязательно должен использоваться метод сравнения.

Для учеников 1-го класса авторитет учителя неукоснительный, а ученики 3-го класса боятся за свой авторитет в глазах учителей и товарищей.

Используемые на уроке пособия не должны быть переполнены мелкими деталями, которые отвлекают еще неустойчивое внимание детей. Изложение материала должно быть простым, язык — понятным для детей. Необходимые данные нужно вводить в беседу постепенно, с обязательным их разъяснением. Беседу следует заканчивать закреплением знаний в виде вопросов и ответов.

Практическое обучение гигиеническим навыкам желательно проводить в кабинете гигиены полости рта. В процессе гигиенического обучения и воспитания следует использовать стремление детей завладеть вниманием учителя, что активизирует их к участию в различных соревнованиях. Так, значительно повышает внимание и активность детей распределение их в начале занятия на группы (команды, «звездочки») для сравнения: кто более внимательно слушал и больше запомнил.

Существующая недостаточная гигиеническая подготовка школьников объясняется неповсеместным внедрением системы ГОиВ в дошкольных организованных коллективах, а также тем, что неорганизованные дошкольники находятся на попечении взрослых, имеющих часто очень неопределенное представление о гигиенических знаниях и навыках, которыми должен овладеть ребенок. Поэтому проблема ГОиВ детей школьного возраста сохраняет свою актуальность.

Начиная с 1-го класса, в школах необходимо внедрить дневную чистку детьми зубов без пасты после каждого приема пищи. Наряду с двукратной чисткой дома (после завтрака и перед сном) такое мероприятие, являющееся хорошей профилактической мерой против стоматологических заболеваний, осуществимо также в школах, не имеющих оборудованных гигиенических комнат. В качестве таковых используются гигиенические блоки при столовых, а дежурный по столовой педагог, контролирующий мытье рук всеми детьми перед едой, обеспечивает строгий надзор за чисткой зубов после еды. Решение этой проблемы стало реальной после выпуска в торговлю сборных зубных щеток, которые в собранном виде имеют длину 8 см и помещаются в кармане школьной формы. В рабочем виде футляр щетки становится ручкой. Дома такую щетку следует мыть с мылом и оставлять на ночь для просушивания в открытом виде.

В программе для детей 1-го класса по предмету «Ознакомление с окружающим миром» есть тема «Город (село), где мы живем», в которую входит пункт «Ознакомление с профессиями». В качестве примера можно использовать материал о труде врача-стоматолога. В тексте для учителей следует отразить важность этой профессии, необходимость доверия со стороны детей к врачу-стоматологу, полного рассказа ему о своих ощущениях, послушания, выполнения его рекомендаций. Целесообразно предложить организацию экскурсии в стоматологический кабинет. Особенно полезна такая экскурсия для детей младшей возрастной группы, психофизиологические особенности которых характеризуются остротой восприятия, любознательностью, яркостью воображения, развитой наглядно-образной памятью, стремлением учиться, признанием авторитета взрослых. В этом возрасте еще можно исправить те недочеты гигиенического воспитания и обучения, которые были допущены в дошкольном периоде детства. Для этой темы разработаны «Десять советов школьнику при посещении стоматологического кабинета».

В программе предмета «Ознакомление с окружающим миром» для 2-го класса повторяется тема «Твоя семья», и в ней есть пункты «Личная гигиена» и «Труд по самообслуживанию» с объяснением более сложных понятий. В пункте «Личная гигиена» предусматривается совершенствование приобретенных детьми в I-м классе знаний и умений. Целесообразным к пункту «Труд по самообслуживанию» предоставить педагогам материал о способах безлекарственной профилактики заболеваний зубов и пародонта. Для младших школьников сформулированы «Десять способов сохранить зубы здоровыми без лекарств».

Усовершенствование гигиенических знаний детей школьного возраста осуществляется на уроках «Основы безопасной жизнедеятельности» в 1-2-м классах, при изучении соответствующего раздела природоведения в 3-4-м классах, анатомии — в 9-м классе, а также во время внеклассных бесед.

Существенную поддержку в организации ГО и В оказывают некоторые иностранные производители гигиенических средств. С этой целью «Проктор енд Гембл» начиная с 1962 года организует в разных странах образовательные программы. В Украине эта программа внедрена в 1997-1998 годах. Для проведения уроков гигиены компания «Проктор энд Гембл» предоставила иллюстрированные материалы(плакаты, Пособие для учителей и школьников), зубные пасты для школьников 2-х классов, а детские стоматологи провели специальные уроки, на которых дети получили знания по анатомии зубов, причинах возникновения кариеса и правильном уходе за зубами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: