\

Физическое воспитание детей по месту жительства

Физическое воспитание детей по месту жительства

Методические рекомендации

по организации физкультурно-оздоровительной работы

с населением по месту жительства

(в рамках реализации Закона Томской области от 13.12.2006 № 314-ОЗ

«О предоставлении субсидий местным бюджетам на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта»)

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях эффективной реализации органами местного самоуправления Закона Томской области от 13.12.2006 № 314-ОЗ «О предоставлении субсидий местным бюджетам на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта» (далее – Закон).

Контроль за реализацией Закона осуществляет Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области (далее – Департамент), а именно:

  • проводит плановые и внеплановые проверки с выездом на место для осуществления контроля за органами местного самоуправления в части обеспечения условий для развития физической культуры и массового спорта;
  • запрашивает документы (копию приказа о приеме на работу, копию приказа об увольнении, копию трудового договора), подтверждающие принятие на работу или увольнение с работы инструкторов по спорту;
  • запрашивают информацию для формирования и уточнению кассового плана по выплате Субсидии из областного бюджета в порядке и сроки, установленные Департаментом финансов Томской области. В пределах средств, предусмотренных в Законе Томской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период;
  • принимает ежемесячно, не позднее 7 числа, следующего за отчетным месяцем, Отчет об использовании межбюджетных трансфертов из областного бюджета муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом по форме 0503324 ТО;
  • принимает информационный отчет о реализации Закона ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по установленной форме с использование программного комплекса «БАРС»;
  • осуществляет контроль за размещением информации об организации работы инструкторов по спорту на сайтах органов местного самоуправления или на сайте муниципального образования;
  • проводит областной смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, областной конкурс «Лучший инструктор по спорту».

Для эффективной реализации Закона органы местного самоуправления:

  • утверждают локальные нормативные акты, устанавливающие порядок реализации Закона на территории муниципального образования;
  • своевременно направляют средства Субсидии на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта в части оплаты труда инструкторов по спорту и приобретения спортивного инвентаря и оборудования для физкультурно-оздоровительной работы;
  • предоставляют в Департамент информацию, необходимую для формирования и уточнения кассового плана по выплате Субсидии из областного бюджета в порядке и сроки, установленные Департаментом финансов Томской области, в пределах средств, предусмотренных Законом Томской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период;
  • предоставляют Департаменту ежемесячно, не позднее 7 числа, следующего за отчетным месяцем, отчет об использовании межбюджетных трансфертов из областного бюджета муниципальными образованиями и территориальными государственными внебюджетными фондов по форме 0503324 ТО в системе «БАРС. Web-Бюджетная отчетность»;
  • предоставляют ежемесячно, не позднее 7 числа, следующего за отчетным месяцем, Отчет об использовании межбюджетных трансфертов из областного бюджета муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом по форме 0503324 ТО;
  • предоставляют информационный отчет о реализации Закона ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по установленной форме с использование программного комплекса «БАРС»;
  • передают предоставленную Субсидию местным бюджетам, входящим в их состав, в форме, установленной действующим законодательством на организацию физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства;
  • заключают трудовые договоры с инструкторами по спорту для организации физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства;
  • в соответствии с данными методическими рекомендациями разрабатывают и утверждают должностные инструкции, определяющие функциональные обязанности инструкторов по спорту и осуществляют контроль за их выполнением;
  • не позднее 1 месяца с момента трудоустройства или увольнения инструкторов по спорту предоставляют в Департамент документы (копию приказа о приеме на работу, копию приказа об увольнении, копию трудового договора), подтверждающие принятие на работу или увольнение с работы инструктора по спорту. Указанные документы предоставляются в виде копий, заверенных печатями и подписанных уполномоченными лицами в установленном порядке;
  • обеспечивают надежный учет и контроль за целевым использованием спортивного инвентаря, приобретаемого за счет средств Субсидии (используется только для обеспечения деятельности инструкторов по спорту для проведения физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства);
  • определяют формы организации физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства в зависимости от существующих условий;
  • проводят с инструкторами по спорту инструктаж по технике безопасности. Осуществляют контроль за строгим соблюдением правил по охране труда, технике безопасности;
  • принимают заявки от инструкторов по спорту на приобретение спортивного инвентаря и оборудования для проведения физкультурно-оздоровительных занятий и мероприятий;
  • обеспечивают надлежащий учет и контроль за целевым и эффективным использованием средства Субсидии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • за счет средств Субсидии приобретают спортивный инвентарь и оборудование для обеспечения деятельности инструкторов по спорту;
  • заключают с инструкторами по спорту договоры о полной материальной ответственности;
  • определяют места проведения занятий и места хранения спортивного инвентаря;
  • утверждают календарный план физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых по месту жительства инструкторами по спорту;
  • обеспечивают организационно-методическую поддержку инструкторов по спорту;
  • разрабатывают формы учета занимающихся в физкультурно-оздоровительных секциях, группах по месту жительства (журнал учета посещаемости), формы отчета о проведенных физкультурно-оздоровительных мероприятиях (протоколы мероприятий, информационные отчеты), форму журнала проведения инструктажа по технике безопасности;
  • готовят информационные материалы о проведении физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства и обеспечивают их публикации в средствах массовой информации и официальных сайтах муниципальных образований;
  • размещают информацию об организации работы инструкторов по спорту на сайтах органов местного самоуправления или сайте муниципального образования, а также в средствах массовой информации, на информационных стендах в общедоступных общественных местах. Информация обновляется не реже 1 раза в месяц и включает в себя: фотографии инструкторов по спорту с указанием фамилии, имени, отчества, график работы, место и время проведения занятий, вид спорта, по которому проводятся занятия, утвержденный Календарный план проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых по месту жительства инструкторами по спорту, контактный телефон специалиста, ответственного за организацию работы инструкторов с населением по месту жительства;
  • В помещениях спортивного объекта (в т.ч. на плоскостных сооружениях) должны быть созданы информационные стенды, содержащие информацию о работе спортивных секций, с указанием контактного телефона, Фамилия Имя Отчество инструктора по спорту, задействованного в процессе обеспечения организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства.
  • При организации физкультурно-спортивной работы по месту используется специальное оборудование и инвентарь, аппаратура, приборы, обеспечивающие надлежащее качество выполняемой физкультурно-спортивной работы по месту жительства. Перечень используемого учреждением оборудования формируется в период осуществления подготовки к выполнению физкультурно-спортивной работы по месту жительства. Оборудование, используемое при выполнении работы, должно быть достаточным, в надлежащем состоянии и отвечающим требованиям безопасности.
  • Режим работы учреждения, осуществляющего физкультурно-спортивную работу по месту жительства граждан, определяется Уставом, локальными нормативными актами организации, расписанием занятий.
  • Физкультурно-спортивная работа по месту жительства граждан может быть выполнена не ранее 08.00 часов утра и не позднее 22.00 часов вечера в любой день недели, включая субботу, воскресные, праздничные не рабочие и каникулярные дни.
  • привлекают дополнительные средства для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых инструкторами по спорту с населением по месту жительства, и приобретения спортивного инвентаря и оборудования;
  • вносят в Департамент предложения, связанные с улучшением организации физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства.
  • проводят муниципальный этап областного конкурса «Лучший инструктор по спорту»

Инструктор по спорту

Инструктор по спорту относится к первому квалификационному уровню профессионально-квалификационной группы должностей работников физической культуры и спорта второго уровня (Приказ Минздравсоцразвития России от 27.02.2012 № 165н).

Инструктор по спорту назначается и освобождается от должности в порядке, установленном действующим трудовым законодательством.

Квалификационные характеристики и требования инструктора по спорту должны соответствовать приказу Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации от 15.08.2011 № 916н «Об утверждении единого квалификационного справочника

должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта».

Проводит набор желающих заниматься физической культурой в секции и группы физкультурно-оздоровительной направленности.

Организовывает работу с инвалидами и лицами с ограниченными физическими возможностями здоровья (проводит занятия и физкультурно-оздоровительные мероприятия по месту жительства). Привлекает несовершеннолетних «группы особого внимания» к занятиям физической культурой.

Проводит физкультурные мероприятия и спортивно-массовые мероприятия (соревнования, праздники, конкурсы, дни здоровья и другие мероприятия) по месту жительства, в том числе с участием организаций и учреждений, расположенных на территории муниципального образования.

Режим рабочего времени и времени отдыха правилами внутреннего трудового распорядка коллективным договором, трудовым договором.

Нагрузка на одну ставку инструктора по спорту составляет не более 40 часов в неделю, в том числе на физкультурно-спортивные занятия с группами, организацию и проведение физкультурных и спортивно-массовых мероприятий и методическую работу.

Рекомендуемое нормирование труда инструктора по спорту

Занятие физическими упражнениями по месту жительства

1.6 Занятие физическими упражнениями по месту жительства

Занятие физическими упражнениями по месту жительства должны быть направлены на обеспечение оптимальной двигательной активности детей. Проводятся они в форме утренней гигиенической гимнастики, прогулок, упражнений и игр на открытом воздухе.

1.6.1 Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика — одна из самых действенных форм физического воспитания школьников. Правильно организованные ежедневные занятия утренней гимнастикой очень помогают в решении оздоровительных задач, благоприятствуют оптимальной активизации нервных процессов и, следовательно, создают хорошее рабочее настроение, обеспечивают готовность к труду. Систематические занятия физическими упражнениями после сна стимулируют развитие мышц, особенно тех их групп, которые «отвечают» за правильную осанку, развивают органы дыхания и кровообращения, улучшают обмен веществ. Прием воздушных ванн во время выполнения этих упражнений и проведение после них водных процедур закаляет организм. Если ребенок начинает свой день с утренней гимнастики,—это будет способствовать и воспитанию организованности, дисциплинированности, пунктуальности, появятся интерес и привычка к занятиям физическими упражнениями в повседневной жизни.

Читайте также  Трехдневная диета Тери Хэтчер поможет похудеть на 3 кг

Если есть возможность, утреннюю гимнастику лучше проводить на открытом воздухе — в саду, во дворе или на балконе. Наиболее подходящий одежда в теплую погоду—трусы или трусы и майка, в прохладную — тренировочный костюм.

Упражнения в комплексе утренней гимнастики компонуют, как правило, в такой последовательности: ходьба или ходьба на месте в сочетании с глубоким дыханием, упражнения в потягивании, повороты туловища, движения руками, наклоны туловища, приседания, сочетание движений ног и рук, прыжки на месте, ходьба на месте, движения руками с согласованным глубоким дыханием.

Основные правила выполнения утренней гимнастики следующие:

1. Использование для занятий одежды, способствующей закаливанию организма и удобной при выполнении упражнений (трусы, майка, тренировочный костюм).

2. Обеспечение санитарно-гигиенических условий на местах занятий.

3. Соблюдение правильной осанки при выполнении упражнений.

4. Правильное согласование дыхания с движениями.

5. Постепенное наращивание интенсивности выполнения упражнений в начале занятий и снижение ее в конце их.

6. Соблюдение правил закаливания во время выполнения утренней гимнастики (воздушные ванны) и после ее окончания (водные процедуры).

Комплекс утренней гимнастики для учащихся должен состоять из 6—8 упражнений. Один комплекс выполняют на протяжении двух-трех недель.

Для того чтобы дети каждодневно выполняли утреннюю гимнастику, необходима продуманная система стимулирования, помощи, контроля со стороны школы и семьи. Одним из действенных приемов, стимулирующих к выполнению утренней гимнастики, являются домашние задания, предусматривающие выполнение комплекса упражнений утренней гимнастики с помощью родителей.

Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики

I. Ходьба на месте с соблюдением правильной осанки, энергичными движениями рук и ног, глубоким дыханием 15—20 с.

II. И. п.—ноги врозь. 1—2 — дугами вперед руки вверх, прогнуться, потянуться; 3—4 — и. п. Выполнить 5—6 раз.

III. И. п.—руки на поясе. 1 — наклон вперед прогнувшись; 2 — и. п.; 3 — наклон назад, руки в стороны; 4 — и. п. Выполнить 4—5 раз.

IV. И. п.— о. с. I—2 — присед, опора на всей ступне, руки вперед; 3—4 — и. п. Выполнить 6—8 раз.

V. И. п.— ноги врозь, руки на поясе. 1 — поворот туловища вправо, правую руку в сторону ладонью вверх; 2—и. п.; 3— то же самое в другую строну; 4 — и. п. Выполнить 4—6 раз.

VI. И. п.— руки на поясе 1 — прыжком ноги врозь; 2 — прыжком ноги вместе. Выполнить 8—10 раз.

VII. Ходьба на месте с высоким подниманием ног в сочетании с глубоким дыханием. 10—15 с.

1.6.2 Прогулки и подвижные игры на открытом воздухе

Прогулки и подвижные игры на открытом воздухе, проводимые по месту жительства в обычные дни, должны продолжаться не меньше 3,5—4 часов, а в выходные и в период каникул — значительно больше времени: пребывание детей на воздухе в сочетании с двигательной активностью способствует закаливанию организма, повышению сопротивляемости заболеваниям, улучшает аппетит, положительно влияет на деятельность нервной системы, умственную работоспособность, сон.

Чтобы польза от этих прогулок была максимальной, прежде всего необходимо сформировать у самих детей правильное отношение к ним. Исследование режима дня учащихся показывает, что многие из них проводят на воздухе значительно меньше времени, чем предусмотрено нормами гигиены. А ведь в общем бюджете его, отводимом на различные формы двигательной деятельности (утреннюю гимнастику, физкультурные минуты, уроки физической культуры, «час здоровья», занятия в группах продленного дня и другие мероприятия) наибольшая часть отводится именно прогулкам, играм, упражнениям и развлечениям на воздухе [10-11].

1.6.3 Закаливание организма ребенка

Закаливание организма ребенка — систематическое использование специальных мероприятий и процедур, которые развивают готовность организма приспосабливаться к условиям окружающей среды и повышают сопротивляемость простудным заболеваниям. Средствами закаливания являются солнце, воздух, вода.

При закаливании надо соблюдать такие правила:

1. Сформировать желание укреплять свой организм и тем самым обеспечить психологический настрой, способствующий успеху. Существенную роль в этом играет личный пример родителей.

2. Обеспечивать систематичность процедур. Закаливание, начатое в детстве, должно продолжаться всю жизнь.

3. Постепенно увеличивать время влияния воздуха, воды, солнечных лучей, постепенно снижать температуру воды, постепенно увеличивать поверхность тела, на которую действуют средства закаливания.

4. Учитывать индивидуальные особенности и осуществлять контроль за реакцией организма на процедуры.

5. Сочетать влияние разнообразных средств закаливания: солнца, воздуха, воды и двигательной активности.

6. Организовать все так, чтобы ребенок получал удовлетворение от самого процесса закаливания.

7. Учитывать климатические условия конкретного региона.

Регулирование температуры помещений — один из действенных приемов закаливания. Для обеспечения закаливающего влияния на организм температурный режим в помещении должен быть пульсирующим, т. е. температура в нем должна быть не постоянной и колебаться в определенных пределах. Для младших школьников оптимальная амплитуда колебаний равна 5—7 °С (для взрослых людей —10—12 °С). Такое колебание температуры не только способствует закаливанию, но и благоприятно влияет на работоспособность. Пульсирующую температуру в помещениях обеспечивают регулярным проветриванием их во все времена года (в любую погоду).

Правильное использование теплозащитных свойств одежды — также важное условие закаливания. Излишне теплая одежда не оказывает влияния на совершенствование физиологических механизмов терморегуляции и не способствует закаливанию, а излишне облегченная может привести к переохлаждению организма. При выборе одежды надо правильно относиться к ее достоинствам, отдавая предпочтение не столько эстетическим качествам, сколько основным, гигиеническим.

Воздушные ванны— наиболее простой и доступный прием закаливания. Влияние воздуха на организм зависит от его температуры, влажности, скорости движения и чистоты. Регулируется уменьшением или увеличением теплозащиты одежды и длительностью пребывания на воздухе.

Применение воздушных ванн требует соблюдения определенных правил: применять, их рекомендуется не позже чем за час до еды и не раньше чем через 1,5 ч после нее; сочетать с двигательной активностью (ходьбой, подвижными играми и т. п.); выбирать для этого защищенное от резкого ветра место; обеспечивать контроль за самочувствием ребенка (о перегреве свидетельствуют покраснение кожи и потоотделение, о переохлаждении — появление «гусиной кожи», посинение губ, озноб).

В теплую погоду воздушные ванны принимают на открытом воздухе в затененном месте. Желательно сочетать их с утренней гимнастикой. Начинают при температуре +20. +22°С. Продолжительность ванн вначале не должна превышать 15 мин, потом ее постепенно увеличивают до 1 ч. В зависимости от температуры воздуха ванны бывают теплые (от + 20 до + 30°С), прохладные (от +15 до + 20 °С) и холодные (от +6 до +14 °С).

Водные процедуры. Закалять ребенка водой следует осторожно и последовательно, ведь теплопроводность ее в 30 раз больше, чем воздуха. Водные процедуры, наряду с закаливанием, положительно влияют на обмен веществ, деятельность нервной системы, на функцию кожи [11-12].

Закаливание носоглотки предусматривает полоскание горла прохладной, а затем и холодной водой, обтирание шеи.

Обливание стоп водой начинают при температуре 27—28°С. Потом, через каждые 10 дней, ее температуру снижают на 1—2 °С и доводят до уровня не ниже 10 °С. Воду льют на нижнюю часть голеней и на стопы. Длительность одной процедуры обливания — 25—30 с. Его лучше делать вечером, не позже чем за час до сна. После процедуры ноги досуха вытирают.

Ножные ванны (погружение ног в ведро или таз с водой) начинают при температуре воды 28—30 °С и через каждые 10 дней снижают ее на 1—2°, доводя до 13— 15°. Длительность первых ванн — не более 1 мин. В конце цикла она доводится до 5 мин. Во время выполнения процедуры рекомендуется делать мелкие движения пальцами и стопами. После ванны ноги тщательно вытирают.

Контрастные ножные ванны — весьма сильное закаливающее средство. В одно ведро (таз) наливают горячую воду (38—40°С), во второе — холодную (30—32°). Вначале ноги опускают в горячую воду на 1,5—2 мин, затем в холодную на 5—10 с. Делают это 4—5 раз. Через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1—2° и доводят до 12-15° С. Температура горячей воды остается постоянной все время. Не меняется также и длительность погружения в нее ног. А длительность погружения ног в холодную воду постепенно увеличивают до 20 с. Эту процедуру выполняют незадолго до сна [13].

Ходьба босиком — наиболее простое и эффективное средство закаливания. Полезно ходить по росе, после дождя, по воде. К тому же ходьба босиком, в частности по песку, по опавшей листве, способствует предупреждению плоскостопия, укрепляя мышцы, которые поддерживают продольный и поперечный свод стопы.

Обтирание делают махровым полотенцем, смоченным в воде; вначале — рук, затем последовательно ног, груди, живота, спины. Эти части тела обтирают отдельно, после чего тщательно вытирают. Направление движений— от периферии к центру. Обтирания младших школьников летом начинают, используя воду при температуре 26—28 °С, зимой — при 30—32°, доводя соответственно до 16—18 и 20— 22 °С. Обтирание рекомендуется после выполнения зарядки.

Читайте также  Детская психоневрологическая больница N18

Обливание туловища можно проводить под душем или из лейки, кувшина. Голову обливать не рекомендуется. Для младших школьников начинают летом с температуры воды не ниже 28 °С, зимой — не ниже 30 и доводят соответственно до 18 и 20 °С. Снижают температуру воды так же, как и при других процедурах.

Купание в открытом водоеме проводится в специально отведенных местах. Это одна из наиболее приятных и эффективных водных процедур. К тому же здесь представляется возможность родителям научить своих детей плавать. При купании на организм ребенка одновременно действуют солнце, воздух и вода.

Детям следует объяснить правила купания: идти в воду можно только по разрешению старших. Нельзя заплывать за оградительные отметки, нырять на глубоких местах, входить в воду потным, баловаться в ней. Входить в воду можно не раньше, чем через 1 час после еды. Необходимо предупреждать переохлаждение организма.

Купание обычно сочетается с принятием солнечных ванн.

Солнечные ванны. Умеренные дозы солнечного облучения улучшают обмен веществ, положительно влияют на состав крови, усиливают деятельность органов выделения, убивают болезнетворных микробов на коже, повышают ее защитные функции.

Солнечное облучение особенно полезно детям, так как предупреждает заболевание рахитом. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в подкожной клетчатке образуется противорахитный витамин D, а также активизируются другие витамины, например, А, С, Е.

Однако длительное пребывание под солнечными лучами приводит к общей слабости, ухудшению внимания и памяти, снижению аппетита, неспокойному сну. Бывают даже головная боль, рвота, потеря сознания, ожоги кожи

На Украине летом в северной части республики лучшим для загорания является время с 8 до 12 и с 16 до 18 ч, а в южной— с 8 до 11 и с 17до 19 ч. В первый день можно загорать до 5 мин. В последующие дни время постепенно увеличивают и доводят до 30—40 мин. На голову следует надевать белую панаму.

Солнечные ванны не рекомендуются сразу после принятия пищи, а также в болезненном состоянии [14-15].

Спортивная электронная библиотека

Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547

  • Новости проекта
  • Журналы
  • Газеты
  • Книги
  • Статьи
  • Диссертации
  • Фото
  • Видео
  • Персоны
  • Правила
  • Журналы
  • Фото
  • Газеты
  • Видео
  • Книги
  • Персоны
  • Статьи
  • Правила
  • Автоспорт
  • Академическая гребля
  • Альпинизм и скалолазание
  • Американский футбол
  • Армрестлинг
  • Бадминтон и сквош
  • Баскетбол
  • Бейсбол
  • Биатлон
  • Бильярд
  • Бобслей
  • Бодибилдинг
  • Бокс
  • Борьба вольная
  • Борьба греко-римская
  • Борьба спортивная
  • Боулинг
  • Вейкбординг
  • Велоспорт — BMX
  • Велоспорт — трек

Популярное

Олимпийский вестник Юга России

FIBA Assist Magazine

PRO Баскет

Мир дзюдо

Самозащита без оружия

Скиталец

Регламентация процессов финансовой деятельности в бюджетных организациях спортивной отрасли

Воспоминание о спорте

Каппо. Японская техника реанимации в практике боевых искусств

Небо над полем

Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Как убивали омский волейбол

Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов

Спортивные сооружения в эпоху Нового времени

Организация физического воспитания школьников по месту жительства (на примере работы районного центра физической культуры и спорта)

Постоянно ведется поиск инновационных технологий физического воспитания детей, подростков и молодежи, но при этом практически не затрагиваются вопросы модернизации содержания процесса физического воспитания, неясно, что необходимо предпринять для создания научно-технологической, материально-технической, программно-нормативной и кадровой базы для такой модернизации, создания благоприятного социально-психологического климата для ее реализации.

В настоящее время мы имеем дело с серьезными обстоятельствами, препятствующими реализации новых подходов к повышению эффективности физического воспитания в нашей стране. К их числу относятся:

1) отсутствие в стране материально-технической базы, способной обеспечить условия для полноценных физкультурно-спортивных занятий в системе массового физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях разного типа;

2) отсутствие педагогических кадров, готовых без переобучения или дополнительной подготовки работать по новым технологиям физического воспитания;

3) низкий уровень информационно-образовательной культуры и соответствующих потребностей специалистов по физическому воспитанию, включая и управленцев сферы физического воспитания, физической культуры и спорта.

Преодоление указанных негативных характеристик состояния массового физического воспитания, осуществляемого ныне в государственных образовательных учреждениях, возможно только на путях создания принципиально новой инфраструктуры системы физического воспитания детей, подростков и молодежи.

Цель данного исследования — организация физического воспитания школьников по месту жительства во внешкольных учреждениях на муниципальном уровне.

Исследование проводилось в 2004 — 2006 гг. на базе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и ДЮСШ района «Преображенское» Восточного административного округа Москвы. Использовался комплекс методов, таких как анализ литературных источников, анкетный опрос, анализ нормативных документов.

Анкетный опрос показал, что лишь 29% школьников района занимаются в спортивных секциях и группах. Причем среди мальчиков этот показатель составляет примерно 48%, а среди девочек — всего 19%.

Самым популярным у мальчиков является футбол — более 15%, далее идут, плаванье — 7,3%, восточные единоборства — 7,1%, волейбол — 6,8%, баскетбол — 6,5% и др.

У девушек — аэробика — 18,2%, теннис — 14,4%, художественная гимнастика — 10,1%, восточные единоборства — 7,8% и др.

В соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы в 2005 г. во всех административных округах были созданы Центры физической культуры и спорта. Главная задача специалистов Центра — организация физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства. В соответствии с количеством жителей, проживающих на территории района «Преображенское» (около 70 000 чел.), из расчета 1 специалист на 10 000 жителей, для организации физкультурно-спортивной работы на территории района было выделено 7 ставок для специалистов Центра физической культуры и спорта Восточного административного округа г. Москвы.

Ответственность за подбор кадрового состава была возложена на управу района «Преображенское». Служба по организации физкультурно-спортивной работы управы района «Преображенское», основываясь на данных анкетного опроса, проведенного среди учащихся 9 образовательных учреждений района, выбрала основными видами спорта, которые будут развиваться во внешкольных учреждениях района, футбол, волейбол, бокс, кикбоксинг. Виды спорта подбирались с учетом спортивных интересов детей и подростков района, а также в соответствии с той материально-технической базой, которой располагал район. Специалисты для Центра физической культуры и спорта подбирались из числа тренеров, работающих во внешкольных учреждениях района «Преображенское».

Прежде чем приступить к работе, за каждым специалистом было закреплено рабочее место для проведения учебно-тренировочного процесса. Таким образом, секции футбола стали работать на территории ГОУ Детского черкизовского парка (футбольное поле с искусственным покрытием и площадка для игры в мини-футбол), а также на плоскостных спортивных сооружениях района. При непосредственном участии управы района и ГУП УК «Преображенское» был проведен комплексный ремонт плоскостных спортивных сооружений, предназначенных для физкультурно-спортивной работы, с установкой осветительных мачт, что позволило существенно увеличить продолжительность занятий в осенне-зимний период. Также на спортивных площадках были установлены информационные стенды с графиком работы спортивных секций. В зимнее время занятия по футболу проходили в спортивном зале ГОУ СОШ № 1080 «Экополис».

Набор в секции осуществлялся через районные средства массовой информации (телекомпания «Гром-медиа», газеты «Преображенский квартал», «Молодежный квартал»), а также путем встреч с учащимися района в рамках лекционной работы по пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни.

Секция волейбола вела свою работу на базе СОШ № 1032, а в теплое время года на территории Измайловского парка.

Занятия по боксу и кикбоксингу проходили на базе спортивного клуба «Боевые перчатки».

Каждый специалист Центра физической культуры и спорта имел свое индивидуальное расписание, что существенно увеличивало процент занимающихся. Каждый тренер вел 4 группы детей, подростков и молодежи по 15 человек в каждой, при этом продолжительность занятий в неделю составляла не менее 6 ч.

Группы подбирались с учетом возраста занимающихся, без конкурсного отбора. Необходимым условием являлось отсутствие противопоказаний врача к занятиям спортом. Возрастные категории у детей, подростков и молодежи, занимавшихся футболом, были такими: 95/96, 93/94, 92/ 91, 89/90 г.р. Занимающиеся в секции футбола принимали участие в турнирах, организованных управой района под девизом «Выходи во двор, поиграем!», районных турнирах среди детских дворовых команд, посвященных знаменательным датам (День Победы, День физкультурника, День Города), окружных соревнованиях на призы клуба «Кожаный мяч». Наиболее одаренные дети рекомендовались для просмотра в СДЮШОР по футболу «Трудовые резервы».

Занимающиеся в секции волейбола были разделены на 2 группы, не менее чем по 15 чел. в каждой, — учащиеся 7-9-х и 9-11-х классов, занятия продолжительностью 2 академических часа проходили 3 раза в неделю. Занимающиеся в старшей группе принимали участие в окружном спортивном празднике «День молодежи».

Занимающиеся в секции бокса и кикбоксинга были разделены на 4 группы, не менее чем по 10 чел. в каждой, — учащиеся 11-12, 13-14, 15-16, 17 лет и старше. После полугода занятий ежемесячно проводились спарринговые поединки в формате «Открытый ринг», что позволяло занимающимся определить уровень своей подготовленности. Наиболее одаренным воспитанникам предлагалось обучение в СДЮШОР по кикбоксингу с дальнейшим присвоением квалификационных разрядов.

По нашему мнению, реализация такого подхода к организации физического воспитания по месту жительства во внешкольных учреждениях на основе выбранного школьником вида спортивной деятельности обеспечит формирование у него установки на здоровый образ жизни и позволит привлечь детей, подростков и молодежь к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

  1. Акулов А.М. Спортивные интересы подростков и возможность их реализации в условиях городского муниципалитета /А.М. Акулов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2005. — № 2. — С. 9-11.
  2. Бальсевич В.К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации /В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2003. — № 4. — С. 2-6.
  3. Инновационная образовательная технология спортизирован-ного физического воспитания в общеобразовательной школе (ред. Л.Н. Прогонюк) — Сургут: Дефис, 2001. — 212 с.
  4. Чедов К.Е. Спортизированное физическое воспитание в контексте подготовки олимпийского резерва /К.Е. Чедов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2004. — № 3. — С. 45-46.
Читайте также  Психопатии при детском аутизме

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Физическое воспитание ребенка

Физическое развитие и рост напрямую связаны с физическим воспитанием ребёнка. Заниматься с ребенком необходимо с самого рождения, чтобы он вырос здоровым и крепким человеком.

Физическое воспитание включает в себя укрепление здоровья и физическое развитие, выработка интереса к ежедневным занятиям физической культуры, и, конечно же, развитие положительных черт личности – нравственных, волевых, моральных.

Задачи физического воспитания

Физическое воспитание детей ставит перед собой три основные задачи:

1. В основе физического воспитания лежит оздоровительная задача, направленная на укрепление жизненных сил и возможностей тела, а также укрепление функций организма. Благодаря занятиям физическими упражнениями и спорту улучшается здоровье, совершенствуется тело и повышается работоспособность детей.

Все системы организма ребенка при рождении несовершенны, функции всего организма слабы, именно поэтому дети чаще взрослых болеют. В связи с этим так важно заниматься укреплением здоровья посредством физического воспитания. Кости, связки и суставы нуждаются в особом внимании и развитии, так как именно они защищают спинной и головной мозг, а также внутренние органы от повреждений.

У детей, а у малышей особенно, мышцы очень ослаблены, именно поэтому необходимо уделять достаточное время для развития всех групп мышц. Окружающий мир полон постоянно меняющихся нагрузок, и укрепление сердечно-сосудистой системы способствует приспособлению к таким изменениям.

Родители должны научить ребенка правильному дыханию, так как ритм дыхания у детей легко нарушается и очень неустойчив. Кожа, которая охраняет внутренние органы, также нуждается в защите, поэтому следует сохранять ее от повреждений и активно развивать ее функции.

Физические упражнения способствуют укреплению нервной системы, развитию эмоционального торможения, благодаря им развиваются все органы чувств и совершенствуются различные нервные процессы.

Особое место в физическом воспитании занимает закаливание, именно оно способствует развитию терморегуляции и повышает сопротивляемость организма окружающей среде.

2. Физического воспитания детей позволяет решить ряд образовательных задач. Благодаря физическим упражнения ребенок не только приобретает необходимые двигательные навыки, развивает физические качества, но и приобретает правильную осанку и учится навыкам гигиены.

Занятия спортом знакомят детей с окружающей средой и физическими процессами, происходящими в природе. Езда на велосипеде и на лыжах позволяет узнать больше о силе ветра, а плавание знакомит ребенка с рядом свойств воды.

Ребенок, выполняющий физические упражнения верно, развивается активнее, а грамотно сформированные двигательные навыки и умения экономят его силы. Прочно сформированные физические навыки помогают в непредвиденной обстановке, в играх.

От взрослых необходима помощь ребенку в обучении основным элементам спортивной гимнастики, спортивных игр. Если ребенок будет знать, как играть правильно и полезно для здоровья, он полюбит физические упражнения.

Физические качества необходимо развивать с самого рождения. Ловкость, умение держать равновесие, выносливость, формирующиеся в процессе занятий спортом, помогут достичь результатов и в повседневной жизни. Красивая осанка, умение правильно держать себя и управлять своим телом обеспечивают стабильное и правильное функционирование внутренних органов и организма в целом.

От формирования привычек личной гигиены зависит крепкое здоровье, поэтому этой части физического воспитания необходимо уделить особое внимание. Дети должны знать о пользе гигиены, физических упражнений, о методике их проведения.

3. Воспитательная задача физического воспитания заключается в развитии у ребенка правильного понимания того, для чего необходимо уделять время физическим упражнениям изо дня в день, а также строго соблюдать режим дня. Необходимо рассказать ему, что занятия спортом и постоянность в их выполнении помогут ему укрепить здоровье и улучшить эмоциональное состояние.

Такие положительные черты характера, как умение организовать свою деятельность, самостоятельность, дисциплинированность и ответственность формируются не только в процессе обучения и общения, но и во время физических занятий, построенных по всем правилам.

Физическое воспитание позволяет развить такие важные и необходимые для взрослой жизни нравственные качества, как справедливость, чувство команды, бережное отношение к вещам. Быть смелым, настойчивым, уверенным в своих силах учат занятия спортом.

Лучше воспринимать новые знания и запоминать их помогают стабильная деятельность нервной системы, работа которой стабилизируется в процессе физических занятий.

Здоровый ребенок с здоровым телом проще ориентируется в окружающем мире, а поэтому может познавать новое быстрее и проще. Это не может не сказаться на умственном развитии ребенка.

Заряд положительных эмоций, которые дети получают во время занятий физическими упражнениями, очень благотворно влияют на весь организм и обеспечивают быстрое и прочное формирование всех необходимых для жизни двигательных умений и навыков.

Эстетическое воспитание также невозможно без физического, так как во время занятий спортом ребенок учиться понимать и правильно оценивать красоту человеческого тела, поз, движений.

66. Организационно-методические основы физ. Воспитания уча-ся по месту жительства, в семейном быту.

Формы физического воспитания в семье

К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье относятся:

утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

физкультурные минутки (пауза) во время выполнения домашних заданий (проводятся после 30—35 мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40—45 мин работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста);

индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях: силовая (атлетическая) гимнастика; оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг); стрейтчинг, калланетика и др.;

активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время (он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные игры и др. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 ч.);

участие совместно с родителями в различных соревнованиях-конурсах (типа «Мама, папа, я — спортивная семья) и викторинах;

семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные)

выходные дни и в каникулярное время совместно с родителями;

закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями или перед сном.

Физическое воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

67. Организационно-методические основы внешкольной работы по физ. Воспитанию учащихся.

Внешкольная работа способствует более широкому развитию различных форм занятий по физическому воспитанию, повышает интерес учащихся к занятиям ф. к. и с.

На сегодняшний день функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников в свободное от учебных занятий время. Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные и культурно-оздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы организации физического воспитания детей школьного возраста.

Систематические занятия избранным видом спорта в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) или специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР)

Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах.

Физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях. Основными задачами направленного использования физической культуры в лагере являются организация активного отдыха, физическая подготовка школьников, укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется обучению плаванию, различным способам передвижения на лыжах, туризму и спортивному совершенствованию учащихся в различных видах спорта. Основные формы и содержание работы: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурные оздоровительные мероприятия (про- п * и „одные и воздушные процедуры и т.п.); занятия в спортивных секциях; ежедневные занятия по плаванию; спортивные соревнования, спартакиады.

Разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.

Занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК).

Учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях (на турист-ско-экскурсионных базах).

Разнообразные формы организации физ. воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных физкультурных и спортивных интересов и запросов подрастающего поколения за счет широкого диапазона форм и видов физкультурных и спортивных занятий, проводимых во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных учреждениях, для специализированного учебно-материального обеспечения физкультурно-спортивной базы, высокой квалификации специалистов по физической культуре и спорту, которыми располагают внешкольные учреждения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: