\

Дневной сон трехлетнего ребенка в детском саду

Правильный режим дня для 3-х летнего ребенка

надежда лутай
Правильный режим дня для 3-х летнего ребенка

Особенности возраста Основные режимные моменты Чем наполнить день? Стандартный режим дня

В трехлетнем возрасте ребенок становится более активным. Ему нужно много сил для игр и познавательной деятельности, общения со сверстниками. Для этого важно обеспечить ему, прежде всего, полноценный дневной и ночной отдых и правильное питание. Каким должен быть режим дня для ребенка в 3 года?

В 3 года ребенок выходит на новый этап развития. Он становится членом общества, поэтому общения с родителями ему уже мало. Большое значение приобретает общение со сверстниками. Если ребенок пока не посещает детский сад, ему необходимо обеспечить общение с другими детками на детской площадке. Можно записать его в группу раннего развития, чтобы он понемногу приучался к детскому социуму. Если же кроха пошел в дошкольное учреждение, его придется укладывать и поднимать утром пораньше. Узнайте распорядок дня детского сада, который будет посещать ваш малыш, и постепенно приучайте ребенка спать, кушать, бодрствовать в нужное время. Такой переход может занять до полугода, поэтому позаботиться о нем необходимо заранее. Сейчас малыш уже способен бодрствовать около 5–6 часов, потребности в отдыхе у него немного снижаются. Так, дневной сон сейчас остается один и может составлять около 1,5–2 часов. Но он должен присутствовать обязательно – пока ребенок еще не может обойтись без дневного отдыха. Такое положение сохранится до 6–7 лет. Значительно возрастает двигательная активность малыша. Он уже с легкостью преодолевает препятствия, может кататься на велосипеде, качелях, подолгу бегать-прыгать, залезать на возвышения, спрыгивать. Режим ребенка в 3 года должен включать достаточно времени для активных игр, физической активности.

ОСНОВНЫЕ РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

Суточная потребность в отдыхе составляет для трехлеток около 11 часов: 9 приходится на ночной сон, примерно 2 часа – на дневной. Лучше всего укладывать ребенка спать после обеда, когда он успеет достаточно устать после утренней прогулки. Ночной сон целесообразно организовывать не позднее десяти вечера. Важно, чтобы он поспал 9 часов до 7 утра, чтобы успеть в детский сад, если он туда ходит (или привыкнуть к этому распорядку). Кушать 3-летнему ребенку полагается не менее 4 раз. Сюда входят завтрак, обед, полдник и ужин. Продукты должны обеспечивать ребенку необходимый запас энергии и питательных веществ, чтобы он в течение дня мог быть активным физически и умственно, а значит – правильно развиваться. Гулять на улице, если позволяет погода,нужно не менее 4 часов в день: перед обедом и перед ужином. При этом в теплое время года все свободное время стоит проводить на свежем воздухе. Это благоприятно повлияет на аппетит, на сон и вообще развитие малыша.

Постарайтесь избавить малыша от привычки перекусывать между приемами пищи. В противном случае он просто не будет голоден к нужному времени. Особенно вредно перекусывать мучным или сладостями. Объясните своим родственникам, что не нужно подкармливать ребенка печеньем или шоколадками, чтобы добиться его расположения. Для этого существуют более полезные вещи. Например, веселые игры, песенки или танцы.

ЧЕМ НАПОЛНИТЬ ДЕНЬ?

Начнем с того, что день трехлетнего ребенка не должен проходить «по пунктикам» от пробуждения до укладывания. Между приемами пищи и сном всегда остается свободное время. Поэтому важно знать, чем и когда можно заниматься с ребенком. После пробуждения нужно приучать малыша посильно участвовать в застилании кроватки и складывании пижамы. Это поможет ребенку привыкать к бытовой самостоятельности. После сна и перед укладыванием на ночь важны водные процедуры. Утром ребенок должен умыться, почистить зубки. Вечером, помимо этого, искупаться. Для отработки навыков владения зубной щеткой можно повесить около раковины наглядное пособие. А чтобы купание было более веселым, брать с собой в ванную специальные игрушки. (Кстати, это могут быть обычные миски-кружки, которыми ребенок будет переливать воду, пустые флаконы от шампуня для «водной стрельбы»). Перед каждым приемом пищи необходимо мыть ручки. Двигательная активность начинается с утренней зарядки (подробнее об этом читайте здесь). Длиться зарядка должна не менее 15 минут и включать упражнения для рук, ног, головы, туловища. Это поможет пробудить весь организм. Чтобы заниматься было интереснее, можно включать веселую музыку (например, из любимого мультика). Летом лучше делать зарядку на свежем воздухе – во дворе или на балконе. Детки в этом возрасте учатся на примере родителей, поэтому зарядку с ребенком непременно проводит мама или папа, показывая нужные движения.

На прогулках малыш должен двигаться как можно больше: скакать по лесенкам, бревнам, горкам, прыгать на батутах, кататься на качелях, велосипеде или самокате, бегать и резвиться в компании других детей. Свободное время между прогулками, приемами пищи и сном тоже не должно «пустовать». Ребенок может поиграть как самостоятельно (порисовать, заняться конструктором, лепкой, так и совместно с родителями, в том числе – в развивающие игры. Не будет лишним привлекать кроху к бытовым хлопотам. Пусть поможет маме протереть пыль, убрать со стола, заложить белье в стирку, разобрать после сушки. Во время таких работ ребенок ненавязчиво познакомится со многими бытовыми приборами, мама расскажет ему, как они работают, для чего нужны. А это – развитие познавательной активности, расширение кругозора и просто приобщение к помощи родителям в домашнем труде. Важно помнить, что за 2–3 часа до сна занятия должны стать более спокойными: бегать и прыгать сейчас нецелесообразно, малышу нужно время, чтобы успокоиться и подготовиться ко сну. Можно рисовать, читать книжки, рассматривать и описывать картинки, играть с мозаикой.

Купите календарь, в котором указаны год, месяц, число, день недели, а также есть возможность передвигать цифры. Каждое утро проговаривайте с крохой, какой сегодня день. Малыш будет учиться ориентироваться во времени, а пробуждение получится более плавным.

СТАНДАРТНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ

На самом деле универсального распорядка для трехлеток не существует. Как и для малышей других возрастов, поскольку каждая семья имеет свой уклад, свой график работы у мамы и папы, у них свои интересы, у других братьев-сестер в семье также свои потребности. Поэтому режим дня одного члена семьи не должен нарушать распорядка других. При составлении его можно ориентироваться на некий установленный стандарт, который нужно подстроить под конкретные обстоятельства.Выглядит он так:

— 7:00–7:15 – подъем, водные процедуры;— 7:15–8:30 – утренняя зарядка;— 7:30–8:00 – время самостоятельных занятий малыша или помощь маме в сервировке стола;— 8:00–8:30 – завтрак;— 8:30–9:30 – развивающие игры с мамой;— 9:30–11:30 – утренняя прогулка;— 11:30–12:00 – подготовка к обеду (переодевание, мытье рук, уборка игрушек, которые брали с собой, помощь маме);— 12:00–12:30 – обед;— 12:30–14:30 – дневной сон;— 14:30–16:00 – пробуждение, самостоятельные игры ребенка в поле зрения мамы;— 16:00–16:30 – полдник;— 16:30–18:00 – вторая прогулка в парке или на детской площадке;— 18:30–19:00 – ужин;— 19:00–20:00 – спокойные игры;— 20:00–20:30 – уборка игрушек, уборка комнаты;— 20:30–21:30 – купание, массаж, вечерний ритуал укладывания, сон до утра.

Режим дня – основа, помогающая распределить по часам необходимые занятия и действия, упорядочить их и усвоить этот порядок. А это означает и порядок в жизни, стабильность, которая так важна для детской психики.

«Безопасные каникулы или правильный Новый год». Фотоотчет В нашем районе, в преддверии новогодних каникул проходит акция юных инспекторов движения «Безопасные каникулы или правильный Новый год».

Деловая игра для педагогов ДОУ «Правильный ответ» Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Правильный ответ» Цель: активизировать мыслительную деятельность.

Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребенка» Лето в самом разгаре, и многие люди находятся в отпусках. И большинство оставляет своих детей дома, не водя в садик. (И это правильно –.

Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребенка» Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей. Самое главное он укрепляет здоровье ребенка. Вместе с тем.

Консультация для родителей старшей группы «Режим дня в жизни ребенка» Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем он способствует выработке.

Консультация «Режим дня. Сон в первой младшей группе» Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — обязательное.

Конспект ООД «Режим дня» ООД «Режим дня»Цель:Сформировать у детей представление о правильном режиме дня и его пользе для здоровья. Задачи: Образовательные: Закрепить.

Особый противопожарный режим В нашем садике проходит месячник по профилактике мер пожарной безопасности. В связи с этим администрацией города Асбеста создан приказ.

Режим дня ребёнка. Консультация для родителей Большое значение для здоровья и физического развития ребенка дошкольного возраста имеет режим дня. Режим дня – это хорошо продуманный.

Советы родителям «Чем занять ребенка, если врач прописал постельный режим» Ребенок заболел, и для лечения, его надо оставить дома. А если ещё и повышенная температура, то врач рекомендует постельный режим. А лежать.

Сколько необходимо спать 3-летнему ребенку

  1. Продолжительность сна в 3 года
  2. Особенности дневного отдыха в три года
  3. В какое время укладывать спать ребёнка вечером
  4. Последствия недосыпания для трёхлетних детей
  5. Выводы
  6. Видео по теме

В 3 года ребёнок становится более самостоятельным. Овладев навыками и умениями, активные и любознательные детки начинают проявлять характер. Они осваивают речь, проявляют эмоции, осмысленно рассуждают и каждый день удивляют новыми достижениями. Несмотря на радующую взрослых самостоятельность, малыши в этом возрасте нуждаются в защите и контроле. Особое внимание следует уделять режиму сна. Ребенок в три года должен спать не менее 12 часов. Это суточная норма, рекомендованная педиатрами для полноценного восстановления детского организма.

Продолжительность сна в 3 года

Дети спят по-разному. Для каждого возраста установлена норма ежедневной потребности. В три года она составляет 11–13 часов в сутки, из них примерно 2–3 часа отводится на дневной отдых. Установленная продолжительность считается условной. Нет необходимости поминутно высчитывать время и беспокоиться, если ваш кроха не вписывается в нормы. Индивидуальные особенности организма, ритм и условия жизни в каждой семье разные, поэтому длительность ночного и дневного сна может меняться. Она зависит от многих факторов:

  • Наличие заболеваний.
  • Нервное и эмоциональное перенапряжение.
  • Ночные страхи.
  • Отсутствие и нарушение режима дня.

В 3–3,5 года ребёнок должен засыпать самостоятельно. Если привычка не сформировалась, нежелание засыпать без мамы, может стать причиной проблем с режимом. Малыши категорически отказываются идти в кровать в положенное время, поздно ложатся и пропускают дневной отдых. В большинстве случаев это происходит по вине родителей. Не проявляя настойчивости, вы лишаете их не только полноценного отдыха. Немотивированные капризы, протесты, обилие эмоций трёхлетних малышей – всё это признаки психологических расстройств. Устранить эти неприятности поможет здоровый сон. Старайтесь придерживаться суточной нормы и не игнорируйте отдых в дневное время.

Если ребёнок в три года спит более 13–15 часов в сутки, обратитесь к врачу! Такой режим может быть причиной нездоровья.

Особенности дневного отдыха в три года

Для полного восстановления трёхлетнему малышу нужно спать не менее одного раза в день. Не все дети с удовольствием воспринимают момент, когда родители ведут их к кровати. Они не чувствуют усталости, понимают, что взрослые присоединяться не собираются, и выражают своё возмущение как умеют.

Читайте также  Основные симптомы рахита у детей

Уступать и менять распорядок педиатры не советуют, так как дневной отдых очень важен для физиологического и психоэмоционального развития. Как бы крепко и долго ребёночек не спал в ночное время, не лишайте его возможности отдохнуть днём.

При сложностях с укладыванием, попробуйте скорректировать распорядок. Если кроха часто просыпался и капризничал ночью, днём для восстановления ему понадобится больше времени. Проблемы могут возникнуть при нежелании мамы будить утром. Поздно засыпающие детки любят поспать подольше. В итоге дневной отдых выпадает из режима, а вечером перевозбудившийся ребёнок не желает ложиться рано.

Немногие родители знают, что кризисы возраста бывают и у детей. По мнению психологов, первый случается в три года. Подрастающие дети становятся более эмоциональными и требовательными. Они проверяют родителей на уступчивость и покладистость, чего и как можно добиться, а чего нельзя. Трудности с засыпанием в этот непростой период возникают часто и по разным причинам.

Потакание капризам приводит к недосыпанию, но, если каждая попытка уложить днём закачивается истерикой, не настаивайте. Психологи успокаивают на этот счёт. Оказывается, не все дети, достигшие трехлетия, нуждаются в регулярном дневном сне. Без этого могут обойтись холерики и сангвиники. Не травмируйте психику слишком подвижных и активных ребятишек. Займитесь спокойными развивающими играми или почитайте сказки. Это не компенсирует сон, но в случаях с бурными реакциями, такой вариант отдыха более безопасный.

В какое время укладывать спать ребёнка вечером

Педиатры советуют укладывать трёхлетних детей не позднее 21 часа. Количество дел и занятость мамы не должны отодвигать сон. Если после 9 вечера уложить не получается, попробуйте сами определить время для засыпания. Понаблюдайте за поведением. Заметили, что кроха трёт глаза, склоняет набок головку, становится менее активным, не упускайте момент. Если не уложить вовремя, позже сделать это будет труднее. Такое состояние раньше называли «перегулял». При перевозбуждении 3-летний малыш плохо спит ночью, часто просыпается, засыпает со слезами и протестами и проявляет беспокойство весь следующий день.

Последствия недосыпания для трёхлетних детей

Качество и продолжительность сна влияют на здоровье, поведение и настроение. Неумение и нежелание родителей контролировать детский распорядок негативно отражаются на самочувствии. Именно во сне восстанавливается растраченная энергия. Отдыхает мозг, нормализуется работа нервной и двигательной системы, стабилизируется психоэмоциональный фон.

Постоянное недосыпание может вызвать упадок сил. Ослабевает иммунитет, что становится причиной активного развития детских заболеваний. Не поспав, малыши в 3 года становятся раздражительными и капризными. Ещё одна неприятность связана с нарушением питания. Режим сбивается, в будущем это может стать причиной проблем с желудком.

Недосыпающие дети медленней растут и развиваются. Они хуже усваивают и запоминают информацию, становятся суетливыми и рассеянными. Замедление процессов связано с гормоном роста. Он активно вырабатывается во сне. При отказе от дневного отдыха и позднем укладывании вечером наблюдается дефицит этого вещества.

Приучить к распорядку несложно. Дети быстро привыкают к режиму, но чтобы развить желание самостоятельно ложиться в кроватку, потребуется помощь родителей. Можно попробовать следующее:

  • В течение месяца укладывайте в одно и то же время днём и на ночь. Необходимый настрой будут создавать так называемые внутренние часы. Единственное условие — не нарушать график, даже если пришли гости, у вас появились неотложные дела или малыш увлёкся игрой.
  • За час до сна отложите шумные игры и выключите телевизор. Почитайте книжки или послушайте спокойную музыку. Любые расслабляющие мероприятия помогут хорошо отдохнуть.
  • Создайте комфортную атмосферу и уютное спальное место. В комнате малыша должно быть тихо, свежо и темно.
  • Прогуляйтесь перед сном и искупайте. Кормить не стоит. Плотные перекусы негативно отражаются на качестве отдыха.

Многие 3-летние дети посещают детские сады. В коллективе, под присмотром воспитателей, распорядок дня выполняется строго. Адаптация без родителей происходит быстрее, но на выходных кроха может вести себя иначе и отказываться от дневного отдыха. Чтобы приучить спать как в саду, придерживайтесь в домашних условиях такого же режима.

Выводы

Качественный сон очень важен для растущего организма, но расслабляться по требованию и контролировать себя дети в 3 года не способны. Обеспечивать режим и полноценный отдых должны родители. Правильное поведение, терпение и понимание помогают малышам нормально относиться и спокойно воспринимать дневной отдых и своевременный ночной сон. Даже если это будет противоречить их желаниям, они согласятся.

Если вам интересны подобные статьи, то рекомендуем вам посетить наш раздел о развитии детей по возрастам, там много подобных статей.

Видео по теме

Ребёнок не спит в детском саду: заставлять или нет

Отношение к детскому саду у всех малышей разное. Одни дошкольники любят туда ходить, в выходные с нетерпением ждут понедельника, чтобы встретиться с друзьями, другие же словно отбывают наказание, пока мама и папа на работе. Вне зависимости от этого у ребёнка могут быть проблемы с дневным сном в садике — он не может или не хочет засыпать в тихий час. Что делать в такой ситуации родителям?

Важность дневного сна для воспитанников детского сада

Послеобеденный сон в детском саду является не просто данью традиции, а несёт большую пользу для детского организма. Специалисты давно установили, что дошкольник, который спит в тихий час, гораздо менее возбудим и меньше устаёт к концу дня.

Дневной сон благотворно влияет на детскую психику (учит малыша справляться со своими эмоциями, поддерживает хорошее настроение) и интеллект (кроха лучше усваивает информацию).

Кроме того, сон в дневное время выводит из организма излишки гормона кортизола (в нормальном количестве он нужен для выработки дополнительной энергии). Если же после обеда дошкольник бодрствует, то вещество накапливается, и вечером родителям порой сложно уложить карапуза спать. Получается, что сон порождает сон.

Дневной сон благотворно влияет на психику дошкольнику, устраняет усталость, способствует усвоению информации

Нужно отметить, что потребность в дневном сне зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, его темперамента, некоторых временных факторов (болезнь, прорезывание зубов, перемена погоды и пр.). И есть отдельные дошкольники, которые могут чувствовать себя вполне хорошо и без отдыха днём.

По мере взросления ребёнка потребность в дневном сне у него естественным образом уменьшается. Так, если трёхлетние малыши в 90% случаев отдыхают после обеда, то уже к пяти годам 75% детей испытывают проблемы с засыпанием. А ко времени поступления в школу большинство детей вовсе отказывается от послеобеденного сна.

Причины, по которым ребёнок отказывается спать в садике

Нежелание спать днём в детском саду может быть обусловлено самыми разными причинами. Многие из них непосредственно связаны с процессом адаптации, когда ребёнок только привыкает к детскому саду:

  1. Малыш оказывается в незнакомой обстановке, с неродными людьми. Поэтому он напряжён, не может расслабиться днём в кроватке.
  2. В садике нет привычных ритуалов, связанных с процессом засыпания (например, дома перед сном мама гладит по спинке, читает сказку, кроха обнимает в кровати большую мягкую игрушку и пр.).
  3. Дети — это маленькие психологи. Возможно, малыш понял, что когда он отказывается спать, воспитатель звонит маме и просит забрать его (конечно, если есть такая возможность). И такая ситуация его очень даже устраивает.

Нежелание спать часто проявляется у малышей в период адаптации к садику

Засыпание — это потеря контроля. Трудно заснуть, когда нет доверия к происходящему.

Татьяна Челпанова, психолог

https://vk.com/topic-48978_7738981

Есть и прочие причины нежелания ребёнка спать в тихий час (они мешают малышу как в период адаптации, так и в последующее время):

  1. Позднее пробуждение ребёнка по утрам. Родители, жалея малыша, будят его в самый последний момент, чтобы он подольше поспал.
  2. В выходные дни дошкольник не соблюдает режим: дома ему разрешают не спать днём.
  3. Возможно, малышу что-то не нравится в самой обстановке (например, неудобная кровать, её расположение, короткое одеяло и пр.).
  4. Ребёнок просто не устаёт днём в садике и поэтому не хочет отдыхать.

Когда я работала воспитателем в детском саду, то, действительно, наблюдала, что дети, которых приводили очень рано, буквально сразу «отключались» в кроватке. А многие из тех, кто приходил позже, испытывали трудности с засыпанием.

Варианты решения проблемы

Конечно же, первоочерёдная задача родителей — выяснить, почему ребёнок не спит в садике. В зависимости от этого нужно и решать проблему:

  1. Постоянно беседовать с малышом, настраивать его на дневной сон в садике («Хотя меня и не будет рядом, будет Мария Ивановна — она поможет тебе заснуть», «Я тебя очень люблю и заберу тебя вечером»).
  2. Если кроха испытывает тревожность во время тихого часа, можно принести с собой любимую игрушку и попросить воспитателя разрешить брать её в кроватку. Если получится, можно договориться с педагогом, чтобы она немного посидела возле крохи, погладила его.

Можно попросить воспитателя разрешить малышу спать с любимой игрушкой

Очень многое в решении проблемы со сном зависит от педагогического мастерства воспитателя, его умения искать подход к детям. Так, малышу можно сказать, что его никто не заставляет спать — он может просто спокойно полежать с закрытыми глазками и помечтать (многие в этом случае через какое-то время засыпают).

Воспитатель моджет пойти на хитрость — сказать ребёнку, что он может не спать, а просто лежать с закрытыми глазками

Я, например, устраивала конкурс «Кто быстрее всех уснёт, тот получит сладкий приз». Это хорошо действовало на тех детей старшего дошкольного возраста, кто не хотел засыпать из баловства. После тихого часа я угощала таких слишком активных малышей конфетами.

Если малыш всё равно не спит

В некоторых случаях дошкольник, действительно, просто не испытывает потребности в дневном сне. В этом случае родителям нужно донести это до воспитателей и уже вместе с ними искать выход из ситуации. Варианты могут быть следующими:

  1. Во время тихого часа малыш просто лежит в кроватке.
  2. Вместо сна дошкольник тихонько играет в групповой комнате или рисует. Лучше всего отправлять его туда не сразу — пусть немного полежит в кроватке, пока заснут другие ребята.

Во время тихого часа ребёнок может просто тихонько поиграть или порисовать в группе

Видео: как уложить ребёнка спать без слёз и капризов (советы сотрудников детского сада)

Отзывы родителей

Ребёнок и не обязан спать, у неё вполне может быть такая физиология, что она просто не устаёт, как большинство в садике. Мою старшую вон никто не укладывает, поговорили с воспитателями и решили, что пусть Машенька просто полежит тихо в кроватке. Мы с женой, поговорили об этом с дочкой. И всё, хочет спать днём — то спит, не хочет — просто лежит.

Виктор

https://www.babyblog.ru/community/post/3_6_psycology/3147369

В нашем садике правило было: тихонько лежать, не мешать, отдыхать и мечтать. Детки радовались, что не заставляют и не замечали, как засыпали. Вот это подход! Поговорить нужно и с ребёнком, и в саду, чтобы тихонько отдыхать (слово спать — не говорить).

Ниночка

https://v-dome-deti.ru/kids/kindergarden/rnp68d/

Сначала воспитатели пытались всё же его уложить, потом жаловались, что он мешает всей группе — то писать попроситься, то водички попить. Потом они приспособились и стали выкатывать его кроватку из общей спальни. Там он мог тихонько сам полежать или посидеть, полистать книжку, и все были довольны.

Ирина Авдеева

https://v-dome-deti.ru/kids/kindergarden/rnp68d/

У меня дочка с 4-х лет тоже не хотела посещать детский сад потому, что там ложат спать. Я с воспитательницей договорилась чтобы ребёнка не укладывали спать, и всё нормально. Но иногда воспитатели идут на хитрость и просят мою девочку приспать других деток, а потом идти играть, но она засыпает вместе с детьми.

Надежда

https://v-dome-deti.ru/kids/kindergarden/rnp68d/

Но у меня есть возможность забирать её днём, поэтому я решила не мучать ребёнка. Я забираю её после обеда, и это время мы тратим на прогулку и на посещение танцевального кружка. Думаю, не меньше полезно.

Natalietta

https://v-dome-deti.ru/kids/kindergarden/rnp68d/

Про жёсткие кровати — ведите переговоры, что можно сделать. Подушек нет — это как? уточните, принесите в садик. Дайте с собой специальную игрушку из дома «на сон» (мишке интересно, какие сны ему приснятся в садике, давай отнесём, и вы будете смотреть сны вместе — самое банальное).

Крохозябр

https://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Care3&trd=39464

Конечно, есть отдельные дети, которым не испытывают физиологической потребности в дневном сне в садике, — таких малышей просто не нужно заставлять спать. В остальных же случаях многое зависит от настроя родителей, организации правильного режима дня. Большую роль в решении проблемы играет и педагогическое мастерство воспитателя, его маленькие хитрости.

Дневной сон трехлетнего ребенка в детском саду

Тихий час в детском саду обязателен для всех малышей. Но одни дошкольники засыпают днем легко, как в раннем детстве, а другие страдают, ворочаются, плачут, спят некрепко или не спят совсем. Особенно часто проблемы с дневным сном бывают у детей постарше. Почему это происходит?

Сон дошкольников: какой он в норме?

Достаточное количество сна необходимо ребенку для здоровья, роста, развития и хорошего настроения, поэтому взрослые беспокоятся о том, чтобы у детей была возможность выспаться. В 3–5 лет, когда малыши уже обычно ходят в детским сад, им требуется примерно 10–13 часов сна ночью. 1–2 часа дневного сна для большинства детей остается потребностью, идущей из младенчества, — но не для всех.

Как раз в возрасте между 3 и 5 годами у большинства детей желание спать днем постепенно сокращается, пока совсем не исчезает. Поэтому одна из возможных причин, по которой ребенок может перестать спать в садике, — в том, что он уже «перерос» эту потребность.

Согласно статистике, в 3 года днем спят около 90% детей. Половина четырехлеток спит днем в среднем 5 дней в неделю, а уже в 5 лет только четверть детей спят не менее 4 раз в неделю. К 6 годам, как правило, большинство детей перестают спать днем.

При этом некоторые сомнологи и педиатры советуют как можно дольше сохранять у ребенка привычку к дневному сну, желательно до 5–6 лет. Это связано с тем, что детскому организму тяжело бодрствовать весь день. В ответ на долгое бодрствование в организме начинает накапливаться кортизол (гормон стресса), ребенку становится трудно регулировать свое поведение, он испытывает упадок сил и капризничает. Поэтому главное преимущество тихого часа — в возможности вывести кортизол из организма, а еще ограничить поток получаемой информации и дать время на ее переработку. В детском саду это особенно важно перед вечерними занятиями.

В то же время многое зависит от режима дня в семье или даже в стране. Например, в Швеции дети очень рано (в 7–8 часов) ложатся спать вечером, поэтому в шведских детских садах детей не принято укладывать спать днем. Но и приходят за ними обычно раньше, чем у нас.

Возможные причины отказа и способы решения

Когда ребенок только привыкает к саду, ему может мешать заснуть новая обстановка, отсутствие привычных домашних ритуалов. Рядом нет близкого человека (мамы, папы, бабушки, няни), поэтому засыпать страшно. У более старших детей возможны и другие причины: например, ребенок поздно встает утром и приходит в сад позже других детей. Или у него сбился ритм сна и бодрствования после выходных.

Период адаптации в детском саду. Первые недели в детском саду ребенок психологически адаптируется к новому ритму жизни, к новым людям, правилам и занятиям. В это время, даже несмотря на видимую усталость и желание спать, он может не хотеть ложиться, ведь он впервые надолго остается вне привычной обстановки и без близких людей. Ему также может быть сложно наладить контакт с другими детьми. Когда он привыкнет к новой ситуации и убедится, что после сна бывают интересные занятия или прогулки, а вечером он обязательно вернется домой, то будет сам ложиться спать с удовольствием.

Страх отделения от мамы в первые месяцы посещения детсада также повышает тревожность малыша и отгоняет сон. Сложнее всего пережить разлуку детям младшей группы — в этом возрасте им каждый раз кажется, что мама ушла навсегда.

В период адаптации родителям важно проводить больше времени с ребенком вне сада, играть и общаться. Поэтому лучше вначале не оставлять ребенка на целый день, а постараться забирать его сразу после сна и вместе идти гулять, чтобы постепенно приучить его ходить в сад с радостью.

В разговорах с ребенком можно настраивать его на то, что он будет спать днем в детском саду. Чувство уверенности можно передавать словами: «Я знаю, ты справишься, у тебя получится», «Я обязательно приду за тобой вечером», «Меня не будет, но рядом с тобой будет Наталья Романовна, она поможет тебе уснуть».

Чтобы снизить уровень тревожности, можно давать ребенку в детский сад игрушку, с которой ребенок привык засыпать дома, или дать ему с собой другую, но тоже любимую, с которой приятно спать в обнимку. Возможно, получится договориться с воспитательницей, чтобы она несколько раз посидела рядом с малышом, почитала «домашнюю» книжку, помогая заснуть.

Шумное соседство. Возможно, ребенку мешает спать активный сосед. Здесь опять же на помощь может прийти воспитательница. Именно она наблюдает за обстановкой во время тихого часа и может лучше других знать причину, по которой ребенок не спит. Она же может попросить самых активных и бодрых вести себя тише. Или организовать для них тихий досуг в соседней комнате — в детских садах все чаще идут на создание таких мини-групп для бодрствующих детей на время тихого часа, особенно в старших группах.

Ритуалы перед сном. Домашние ритуалы, предшествующие дневному сну (качание на руках, присутствие мамы, любимая песня), далеко не всегда возможны в условиях детского сада. А без них ребенок может просто не настроиться на сон. Поэтому лучше заранее дома отказаться от ритуалов перед дневным сном и приучить ребенка засыпать самостоятельно. А семейные традиции укладывания, такие как совместное чтение, разговоры, тихие игры, лучше перенести на вечер.

Позднее пробуждение утром. Причиной отказа от дневного сна может быть также поздний подъем — в таком случае к тихому часу ребенок просто не успевает устать. Оптимальное время бодрствования в возрасте 3–6 лет — примерно 6 часов. Дневной сон в детском саду длится обычно с 13:00 до 15:00. Если ребенок, например, просыпается по утрам в 8:30, то в 13:00 (через 4,5 часа) он просто еще не хочет спать.

Чтобы найти оптимальное время утреннего подъема, начните будить ребенка в 6:30–7:00. Когда он снова начнет регулярно спать днем в детском саду, можно постепенно сдвинуть время утреннего подъема на чуть более позднее.

Выходные, праздники и отпуска. Даже если вся семья встает по звонку в 6:30 каждый будний день, в выходные ситуация может сильно меняться, и режим сна снова сбивается. Если трудно вставать «как обычно» всей семьей, можно пойти на хитрость и устроить «дежурства»: например, папа следит за соблюдением режима в эти выходные, а мама в следующие. О соблюдении режима сна нужно помнить не только в выходные, но и в отпуске, и даже на больничном.

Нехватка навыков самообслуживания. В детском саду нужно самим переодеваться в пижаму, а затем одеваться обратно. Если у ребенка еще не до конца сформированы эти навыки, то он начнет беспокоиться задолго до тихого часа, и тогда ни о каком сне речи идти уже не будет.

Научиться быстрее переодеваться в детском саду помогут домашние тренировки. Можно превратить процесс в игру: одеваться наперегонки или придумать считалочку, которая сделает процесс переодевания увлекательным. Лучше не покупать одежду со сложными застежками или мелкими пуговицами, в которых ребенок запутается, лучшее решение — липучки везде, где это возможно, одежда на резинках и с широким воротом.

Физический дискомфорт. Иногда ребенку трудно заснуть, потому что он плохо себя чувствует, переел за обедом, ему холодно или слишком жарко в спальне. Некоторые дети отказываются спать, потому что боятся заснуть слишком крепко и проснуться в мокрой постели; возможно, с ними такое уже случалось в детском саду, и они столкнулись с негативными комментариями по этому поводу.

Выяснить причины нежелания спать в саду может помочь сюжетно-ролевая игра — например, ситуации, связанные со сном в детском саду, можно разыграть дома с куклами или зверями. Пусть игрушки станут группой, кто-то будет воспитателем, кто-то — няней. Часто проблемы в отношениях с другими детьми или воспитателем, а также некомфортные условия для сна выявляются именно в процессе такой игры.

Когда малыш готов к отмене дневного сна

Чем старше становится ребенок, тем меньше ему нужно спать днем и тем легче он переносит эпизодические пропуски дневного сна. Однако преждевременный отказ от него увеличивает нагрузку на нервную систему. Из-за этого могут появиться вечерние капризы, частые ночные пробуждения, или ребенок начнет просыпаться утром слишком рано.

О том, что малыш уже действительно «перерос» дневной сон, говорят следующие признаки:

  • в тихий час ребенок долго не может заснуть или вообще не засыпает;
  • после дневного сна очень долго не может уснуть вечером;
  • без дневного сна малыш ложится вечером спать в соответствии с возрастными нормами сна и хорошо спит всю ночь;
  • в целом хорошее настроение сохраняется весь день, без резких «провалов» к вечеру.

Некоторым детям после четырехлетнего возраста дневной сон нужен лишь раз в 2–3 дня — в зависимости от степени усталости. Если ребенок в дни без тихого часа не капризничает, у него нет всплесков активности по вечерам, трудностей с засыпанием и слишком ранних подъемов, это тоже означает, что скоро ребенок будет готов к окончательному отказу от дневного сна.

Если родители чувствуют, что ребенок больше не нуждается в дневном сне, им предстоит договориться с воспитателями детского сада о том, как он будет проводить это время. Тихо лежать в кровати больше часа у малышей не получается, значит, надо искать способ тихо во что-то играть, рисовать, собирать конструктор или рассматривать картинки в книжке. В хорошем детском саду для детей старших групп стараются предусмотреть такую возможность.

Дневной сон в детском саду, вернее, его отсутствие

Сын с 1.5 лет не спит днём. Даже если ночью мало или плохо спал, он скорее вечером раньше уснёт, чем днём. Днём спит только иногда в машине или после жаропонижающего во время болезни.
В сад пошли с октября. Пока адаптация у него была, после обеда забирала. И болеет часто, неделю ходит, двеболеет. На сон только раза 4 оставляла за это время. 3 раза он то ли лежал, то ли немножко подремал, воспитатели не жаловались. Но вчера ему что-то приснилось и он панику развёл, всех перебудил, стал ломиться в дверь. Кое-как успокоили. Теперь воспитательница просит его забирать после обеда. Сегодня вообще не пошли в сад, проснулся не в духе, да и я заболела.

Короче. Что делать, если ребёнок не хочет спать в садике? Они в одном помещении и кушают, и спят, и играют. Ему ведь не разрешат просто тихонько поиграть? Ну не может он спать днём и всё. Теперь ещё и повторяет постоянно: «Не хочу спать в садике. И лежать не хочу. Просто посидеть».

Всё время забирать после обеда не могу, у них вечером занятия ещё. Да и мне работать надо. На время сна забирать тоже не вариант, садик от дома далековато.

Комментарии

Так и скажите воспитателям, что не собираетесь его забирать раньше чем Вам надо, пусть тихонько посидит… .

И не обижайте, пожалуйста, воспитателей. Поверьте, время сна — это не только время для «поболтать», хотя расслабиться и отдохнуть не мешало бы. Например, у нас в детском саду за это время можно подготовиться к завтрашнему дню, написать план работы. А еще методист и заведующая, психолог проводят пятиминутки, семинарские занятия, педагогические советы, консультации и т.д. Легче всего осуждать, а чтобы понять другого человека, нужно оказаться на его месте. Вы только позвольте кому- то из детей остаться в игровой сегодня, завтра все детки захотят. Нужно уметь договариваться со своим ребенком, находить компромисс между «хочу» и «надо». Психологи утверждают, что, если ребенок начинает управлять своими родителями, то со временем он становится неуправляемым. Удачи Вам!

Сон дома и в детском саду
Одно из первых серьезных испытаний для малыша это поход в детский сад. В этой статье хотелось бы подробно остановиться на вопросах, связанных с подготовкой малыша к дневному сну в новой обстановке.В процесс сна ребенок до этого посвящал не такое уж большое количество людей. Как же сделать так, чтобы адаптация к садику прошла самым благополучным образом?1) Постарайтесь за 2 месяца решить вопросы с нормализацией дневного сна дома. Ребенку пора научиться засыпать в кроватке, и желательно, чтобы кто-то ещё кроме мамы мог его уложить.2) Если вы сторонник длительного грудного вскармливания и кормите «вокруг снов», то с особенной скрупулёзностью обратите внимание на то, что малыш в саду будет засыпать без вас и утешительного сосания. Заручитесь поддержкой близких родственников или няни в том, чтобы научить малыша засыпать не только под грудью.3) Если вы еще не сделали этого, откажитесь от сна в движении, на улице, т.к. ребенок в садике будет спать в своей кроватке. В целом, старайтесь приблизить условия сна к тем, которые вы помните ещё со времен своего сада. Не так много перемен коснулось этой стороны жизни.4) Важно заранее начать соблюдать режимы снов и кормлений, с которыми встретиться ребенок в саду. Разговоры о том, что ребенок быстро привыкнет к новым условиям и режиму, не всегда основательны, даже если считать, что кроха начнет делать все «за компанию». Дневной сон обычно начинается около 13:00 и продолжается до 15:00. Если малыш не может уснуть в 13:00, т.к. поздно просыпается утром – за несколько дней до похода в сад постепенно сдвиньте на более раннее время подъема.5) Если вы видите, что ребенок утром вялый, хочет ещё полежать в кровати, значит, он не выспался — вечернее время укладывания на сон надо сместить на более ранее время. Для ребенка в возрасте 3 лет лучшее время для засыпания на ночной сон в 19:30, строго не позднее 20:00.6) Сохраните режим дня и во время выходных.7) В момент подготовки к детскому саду, если у малыша ещё нет любимой игрушки, сходите в магазин вместе с ребенком, выберите мягкого плюшевого любимца, устройте настоящий праздник знакомства этой игрушки со всеми членами семьи. Вечером включите его во все ритуалы подготовки ко сну. (Например, «мишка смотрит, как купается наша доченька, мишке очень понравилась сказка, теперь мишка устал и хочет спать с тобой, он будет вместе с тобой смотреть сны.») Каждый день приучайте ребенка к любимой игрушке, постоянно разговаривайте с ней, играйте. Приучите малыша к вопросу: «Понравилось ли мишке на прогулке?» Сначала отвечайте на него сами, изменив голос, словно это медвежонок разговаривает. Через несколько дней попросите ответить ребенка за мишку. Когда ребенок привыкнет, полюбит и целиком примет игрушку, ему не будет так одиноко в момент укладывания в кроватку в садике. Вечером же вы узнаете от ребенка, что же мишке понравилось, а что нет в саду, хорошо ли мишка спал. Ребенок не может ещё подробно рассказать о себе, т.к. личные переживания мешают, а о состоянии мишки рассказать гораздо легче.8) Сон в не совсем знакомом месте всегда вызывает стрессовую реакцию, поэтому непосредственно перед походом в детский сад обязательно расскажите ребенку, что с ним будет происходить. Объясните, что обед превратится в поход в кафе, он будет кушать с другими ребятами за одним большим столом; что у него будет своя уютная кроватка. Поделитесь своими чувствами гордости и радости за первые самостоятельные успехи ребенка за пределами дома. Ведь и правда, он настоящий гений, если успешно справляется с адаптацией к детскому саду!9) Не оставляйте ребенка в первый же день на дневной сон в детском саду, ему будет легче адаптироваться, если он начнет знакомиться с ребятами и воспитателями уже после дневного сна, во время прогулки. Его может заинтересовать совместная игра. Второй аргумент за общение во второй половине дня заключается в том, что малыш не увидит утренних слез других детей при расставании с мамами. Именно этот момент может насторожить вашу кроху, и вместо желания посмотреть, что творится за дверью группы, он может быстро рвануть к выходу.10) Будьте спокойны и уверенны, доверяйте опыту воспитателей, относитесь к ним как к близким, уважаемым и любимым людям. Расскажите воспитателям об особенностях сна вашего ребенка. Ну что, посидели на дорожку, приготовились, а теперь — в путь!

Психологи советуют готовить ребенка не только к школе, но и к детскому садику. Это тоже большой стресс для малыша, и чаще ребенок оказывается совершенно не готов к такому повороту событий: мама приводит его в садик, прощается, и он остается совершенно один, в незнакомой обстановке, где все происходит по незнакомым ему правилам. Поэтому, если вы решили отдать малыша в детский сад, стоит заранее подготовиться к этому событию. Хорошо, если у вас в распоряжении будет хотя бы пара недель.
Чаще всего у ребенка в детском садике возникают проблемы со сном и едой. Насчет питания — это тема другого сайта, а на Баюшки.ру мы поговорим про сон. Даже если у вас никогда не возникало проблем такого рода, к вопросу стоит отнестись серьезно.Многие «домашние» малыши утром спят до 9-10 часов, и, конечно, для них ранние утренние подъемы становятся проблемой. А они в свою очередь могут повлечь за собой ещё большие проблемы — у ребенка может выработаться негативное отношение к садику вообще. Малышу нужно научиться вставать за час-полтора до того времени, когда вам нужно будет выходить из дома. В детском саду узнайте принятый там распорядок дня. Проанализируйте режим сна, которого придерживается ребенок в течение последнего времени, и постепенно сдвигайте время утреннего пробуждения и дневного сна, приближаясь к тому графику, которому придется следовать в детском саду. Считается, что перестройка ритмов сна и бодрствования ребенка происходит за 3-5 дней.Проблемы могут возникнуть, если ребенок уже перестал спать днем. Ведь ему не будет разрешено продолжать играть во время «тихого часа». Попробуйте приучить его спокойно лежать в постели одного. Можно прибегнуть к маленькой хитрости — научить ребенка тихим играм, которые он сможет вести сам с собою. Например, можно играть «в слова», вспоминать песенки и стихи, придумывать сказки. А можно придумать свои особые игры, исходя из интересов ребенка: например, играть в шпиона, у которого есть задание остаться незамеченным в течение 2 часов, для чего нужно маскироваться и не шуметь, чтобы не привлекать внимания. А вечером поинтересуйтесь, как прошла игра, был ли он «хорошим шпионом», которого никто не видел и не слышал.Интересно, что если ребенок плохо спит днем дома, то совершенно не обязательно, что у него возникнут проблемы с дневным сном в детском саду. Довольно часто происходит совсем наоборот: дома ребенок засыпает с истериками, а в саду спокойно слушается «чужую тетю» и через 15 минут мерно посапывает. Играет роль не только то, что с мамой всегда можно немного покапризничать, таким образом обратить на себя внимание и получить больше маминой ласки и любви, но и пример других ребят, которые, как правило, уже привыкли к распорядку и ложатся без проблем.Есть дети, которые очень плохо переносят любую смену обстановки и разлуку с мамой. Они нервничают, не участвуют в играх в течение дня, плохо кушают, не хотят ложиться спать без мамы. В такой ситуации можно подкорректировать ритуалы засыпания, например, завести особую «сонную» игрушку, которая будет частью вашего ежедневного ритуала, а потом «переедет» в садик и в «тихий час» будет рядом с малышом. Однако, если подобная ситуация длится долго, к ней нужно отнестись внимательно и понять причину. Как правило, у воспитателей большой опыт наблюдения за детьми, и, возможно, они что-то заметили и могут подсказать, как решить проблему вашего малыша. Если малыш никак не хочет спать в «тихий час», можно договориться с воспитателями забирать его после обеда (конечно, если у вас есть такая возможность). А вообще, детей, которые не нуждаются в дневном сне — очень мало(баюшки.ру)

Может раньше будить с утра? У нас тоже проблемы со сном в саду, но часам к двум засыпает, дети начинают засыпать с 12.30. Подъём в 15.00. Утром встаём в 5.30-иначе днём в саду не уснёт

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: