\

Диспансеризация детей с аномалиями прикуса

Диспансеризация детей с аномалиями прикуса

Cистема диспансеризации в стоматологии была сформирована в нашей стране во второй половине ХХ столетия, на нее работали сотни отечественных исследователей и практиков. Система диспансеризации — тип работы лечебно-профилактических учреждений, обеспечивающий предупреждение, раннее выявление заболеваний и лечение больных при систематическом наблюдении (Осадчий А.Д., 1967). В 1990-х годах отлаженная система профилактики и диспансеризации в стоматологии была полностью разрушена. В рамках национальных проектов востребована профилактическая направленность современного здравоохранения, что закреплено Федеральным законом №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г., который устанавливает приоритет охраны здоровья детей; профилактики в сфере охраны здоровья и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья. В связи с этим ежегодно Минздравом Российской Федерации проводится Публичная декларация целей и задач, в которой в 2014 г. во исполнение ст. 30 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни» Федерального закона №323-ФЗ определены два основных направления: информирование граждан о факторах риска и мотивирование к здоровому образу жизни и обеспечение условий для него. В соответствии со ст. 46 Федерального закона №323-ФЗ диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения согласно законодательству Российской Федерации. Диспансеризация населения включает своевременное выявление факторов риска и их коррекцию, раннюю диагностику в рамках диспансеризации и профилактических осмотров, диспансерное наблюдение за больными. Формирование здорового образа жизни и диспансеризация составляют единую профилактическую среду, которая в детстве обеспечена следующей нормативно-правовой базой: порядком проведения профилактического медицинского осмотра и порядком диспансерного наблюдения. Практическая реализация диспансеризации детей возложена на детскую поликлинику, медицинский кабинет школы, детского сада, центр здоровья, для взрослых стоматологическая диспансеризация обязательной не является. Как результат, практически 100% охват стоматологическими заболеваниями среди взрослого населения. По данным Минздрава Российской Федерации, в 2013 г. 14,1 млн детей были охвачены диспансеризацией, из них 2,7% имели хронические заболевания. По стоматологическому здоровью подобных данных нет. Цель разработки стоматологической диспансеризации — раннее выявление стоматологических заболеваний и предпосылок к их развитию; определение групп стоматологического здоровья, необходимых для профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий; проведение краткого профилактического консультирования родителей детей со стоматологическими заболеваниями и факторами риска их развития. Для проведения мероприятий, связанных с диспансеризацией, нами поставлены следующие задачи:

1. Разработать теоретические положения программы диспансеризации детей школьного и дошкольного возраста по основным стоматологическим заболеваниям (выделение диспансерных групп, их характеристика, перевод по диспансерным группам, методы, показания, противопоказания, лекарственные препараты, методика применения, кратность процедур, длительность сеансов и др.).

2. Создать медико-экономические стандарты для оказания стоматологической помощи при профилактике основных стоматологических заболеваний.

3. Разработать перечень оборудования, инструментария для проведения программы диспансеризации по основным стоматологическим заболеваниям, соответствующий современным технологиям и достижениям материаловедения.

4. Разработать перечень изделий медицинского назначения, медикаментозных материалов и препаратов для проведения программы диспансеризации по основным стоматологическим заболеваниям, соответствующий уровню развития современной мировой стоматологии.

5. Разработать документацию для программы диспансеризации по основным стоматологическим заболеваниям.

6. Введение в программу современных достижений информатики и компьютерной техники: введение электронных форм документации, архивирование данных, сопоставление и визуализация результатов основных и дополнительных методов исследования.

7. Создать для врачей методические и практические рекомендации для внедрения в программу диспансеризации классификации стоматологических заболеваний, принятой Всемирной организацией здравоохранения (МКБ-10).

8. Организовать обучающие циклы для врачей-участников программы диспансеризации по основным стоматологическим заболеваниям.

Для проведения диспансеризации детей выделены следующие группы:

1-я — дети с правильными смыканием губ, функциями, прикусом. В этой группе необходимо проводить воспитание гигиенических навыков и осмотры 1 раз в год.

2-я — дети без выраженных морфологических отклонений, но с нарушением дыхания, глотания, речи, жевания, мимики, вредными привычками, располагающими к развитию зубочелюстных аномалий. У них следует устранять причины нарушения нормального роста челюстей и формирования прикуса, по показаниям проводить санацию полости рта, борьбу с вредными привычками, лечебную гимнастику, консультации оториноларинголога, ортопеда. Активное наблюдение в течение 3 мес, при устранении причины последующий осмотр проводить 1 раз в год.

3-я — дети с нерезко выраженными аномалиями положения отдельных зубов или их групп, изменением формы зубных дуг, отклонениями в прикусе, функциональными нарушениями и другими причинами, вызывающими эти отклонения. В этой группе проводят мероприятия по устранению причин, используют несложные конструкции аппаратов. После нормализации прикуса дальнейшее наблюдение осуществляют 1 раз в год.

4-я — дети, имеющие выраженные сформированные изменения зубочелюстной системы, нарушения формы лица, функций дыхания, глотания, речи, откусывания и пережевывания пищи. Проводится специализированное ортодонтическое лечение, комплексно воздействующее, в том числе и на весь организм ребенка.

Для взрослых мы предлагаем следующие группы:

1-я — группа больных с правильным прикусом без факторов риска к развитию зубочелюстных деформаций. В этой группе необходимо проводить профессиональную гигиену и обучение индивидуальной гигиене с подбором средств, санацию полости рта и осмотры 1 раз в год.

2-я — больные без выраженных морфологических отклонений, но с частичной адентией, мелким преддверием полости рта, укороченными уздечками, неправильно прикрепленными тяжами слизистой оболочки, заболеваниями тканей пародонта, не осложненными деформацией зубных рядов, соматическими заболеваниями, которые на основании принципов доказательной медицины ведут к остеопорозу и остеопении, воспалительным заболеваниям тканей пародонта. Активное наблюдение в течение года при отказе от протезирования, наблюдение у врачей соматических специальностей, осмотр проводить 1 раз в год.

3-я — больные с морфологическими отклонениями, этиологией которых является частичная адентия, заболевания тканей пародонта, неправильно прикрепленные тяжи слизистой оболочки, соматические заболевания, приведшие к дистрофическим изменениями костной ткани альвеолярного отростка. В этой группе проводят мероприятия по устранению причин, в том числе углубленное обследование и лечение у специалистов (эндокринолога, гастроэнтеролога и др.), при отсутствии противопоказаний проводится специализированное ортодонтическое лечение. После нормализации прикуса дальнейшее наблюдение осуществляют 3 раза в год.

В современных условиях подобная диспансеризация взрослых не может осуществляться за счет государственного финансирования, но на условиях добровольного медицинского страхования, личных средств граждан ее должно проводить на основе принципов добровольности и информированности.

К показателям начального периода диспансеризации отнести: выполнение плана стоматологических осмотров; полноту охвата диспансерным учетом; выявление детей с зубочелюстными аномалиями; четкость ведения документации на каждого ребенка (истории болезни, специальной формы учета).

К показателям конечного периода диспансеризации отнести: соблюдение сроков осмотров; активность патронажной работы врача на участке; полноту проведения профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий; активность в оказании комплексной лечебной помощи, применение современных конструкций аппаратов, сокращение сроков лечения.

Определение эффективности ортодонтической диспансеризации производить из расчета на 100 детей среднегодового контингента, принимая во внимание количественный сдвиг в диспансерных группах за счет перевода детей в группу здоровых после проведения профилактических мероприятий или окончания активного аппаратурного лечения, в котором в течение последних 2 лет не наблюдалось рецидивов зубочелюстных аномалий и не было выявлено морфологических и функциональных отклонений в зубочелюстной системе. Для мероприятий, способствующих предотвращению развития зубочелюстных деформаций, следует выделять возрастные периоды в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения.

Диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение (в том числе необходимое обследование) за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц.

Диспансерное наблюдение детей с аномалиями прикуса

Дети с аномалиями прикуса. При дистальном прикусе осмотр стоматологом (один раз в год), ортодонтом (3 раза в год), оториноларингологом, ортопедом, логопедом, генетиком.

Основное внимание следует обращать на:

1) несоответствие в мезиодистальном соотношении дисталь-ных поверхностей вторых временных моляров в периоде временного прикуса или первых постоянных моляров, временных и постоянных клыков в периоде сменного и постоянного прикуса, наличие «дистальной ступени»;

2) мезиальное смещение верхних боковых зубов после ка-риозного разрушения проксимальной поверхности коро-нок верхних зубов или ранней потери зубов;

3) вид прикуса в трансверсальном и вертикальном направ-лениях, степень сужения зубных дуг, протрузию или ретрузию передних зубов с наличием трем, их отсутствие или тесное расположение, величину сагиттальной щели между резцами и глубину резцового перекрытия;

4) период формирования прикуса, ускоренное формирова-ние зачатков верхних зубов по сравнению с нижними, адентию зачатков 8Т8, кариозное разрушение зубов, ран-нюю их потерю, повышенную стертость зубов, состояние тканей пародонта;

5) темп роста челюстей и основное направление роста — горизонтальное, вертикальное или сочетанное;

6) укороченную уздечку языка;

7) вредные привычки сосания пальцев или различных пред-метов, парафункцию мышц околоротовой области, ро-товое дыхание, смешанное ротовое и носовое дыхание, несмыкание губ, состояние носоглотки, нарушение гло-тания, неправильную артикуляцию языка с окружающими органами и тканями, нарушение осанки;

наличие сходных аномалий прикуса у родителей и близ-ких родственников;

9) степень выраженности эстетических нарушений.

Основные пути оздоровления: нормализация смыкания губ

и носового дыхания, устранение вредных привычек, нормали-зация функций зубочелюстной системы, осанки, лечебная гимнастика, санация носоглотки, полости рта. При зубоальве-олярных формах дистального прикуса исправление положения зубов, нормализация формы зубных дуг и прикуса, удаление по показаниям отдельных зубов и компактостеотомия в области зубов, подлежащих перемещению. При гнатических формах дистального прикуса исправление положения зубов, нормали-зация формы зубных дуг и прикуса — стимулирование роста нижней челюсти, задержание роста верхней челюсти, по показаниям — удаление отдельных зубов и компактостеотомия в области зубов, подлежащих перемещению с помощью ортодон-тических аппаратов и путем комплексного лечения. Ретенция достигнутых результатов лечения с помощью ортодонтических аппаратов. Оценка формы лица у пациента и его родителей, а также разновидности прикуса и расположения зубов. Определение показаний к хирургическому костнопластическому устранению аномалии прикуса и лица, проводимому в возрасте старше 16 лет. С учета больного снимают до передачи в поликлинику для взрослых.

Читайте также  Группа буллезного эпидермолиза у детей

При мезиальном прикусе осмотр стома-тологом (один раз в год), ортодонтом (3 раза в год), отори-ноларингологом, ортопедом, логопедом, генетиком.

Основное внимание следует обращать на:

1) несоответствие в мезиодистальном соотношении дисталь-ных поверхностей вторых временных моляров в периоде временного прикуса, временных и постоянных клыков — в периоде сменного и постоянного прикуса (наличие «мезиальной ступени»), мезиальное смещение нижних боковых зубов после кариозного разрушения проксимальных поверхностей коронок нижних зубов или ранней потери зубов;

2) вид прикуса в трансверсальном и вертикальном направлениях, степень сужения зубных дуг, протрузию или ретрузию передних зубов с наличием между ними трем, их отсутствием или тесным расположением, величину сагиттальной щели между резцами и глубину резцового перекрытия;

3) период формирования прикуса, ускоренное формирова-ние зачатков нижних зубов, адентию отдельных верхних зубов, в том числе третьих моляров, кариозное разрушение зубов, раннюю их потерю, повышенную стертость * зубов, состояние тканей пародонта, темп роста челюс-тей, основное направление роста (горизонтальное, вер-тикальное или сочетанное), укорочение уздечки языка, макроглоссию, вредные привычки сосания пальцев, языка, различных предметов, парафункцию мышц околоротовой области, ротовое или смешанное ротовое и носовое дыхание, несмыкание губ, состояние носоглотки, нарушение глотания, неправильную артикуляцию языка с окружающими органами и тканями, нарушенную осанку, наличие аналогичной аномалии прикуса у родителей и близких родственников, степень выраженности эстетических нарушений.

Основные пути оздоровления: нормализация смыкания губ и носового дыхания, устранение вредных привычек, нормализация функций зубочелюстной системы, устранение привыч-ного смещения нижней челюсти вперед и в сторону, сошли-фовывание нестершихся бугров временных зубов, избирательное пришлифовывание бугров постоянных зубов. Нормализация функций зубочелюстной системы, осанки, санация носоглотки и полости рта. Лечебная гимнастика.

При зубоальвеолярных формах мезиального прикуса реко-мендуется исправление положения зубов, нормализация фор-мы зубных дуг и прикуса, устранение смещения нижней че-люсти после удаления по показаниям отдельных зубов и ком-пактостеотомии в области зубов, подлежащих перемещению.

При гнатических формах мезиального прикуса показано исправление положения зубов, нормализация формы зубных дуг и прикуса: стимулирование роста верхней челюсти и задер-живание роста нижней, по показаниям удаление отдельных зубов и компактостеотомия в области зубов, подлежащих пе-ремещению с помощью ортодонтических аппаратов и комплексного лечения.

Ретенция результатов, достигнутых с помощью ортодонтических аппаратов: оценка формы лица у пациента и его родителей, а также разновидности прикуса и расположения зубов; определение показаний к хирургическому костнопластическому устранению аномалии прикуса и лица, показанному боль-ным старше 16 лет.

При глубоком прикусе частота осмотра ортодонтом один раз в 3 мес, оториноларингологом, логопедом, психоневрологом — по показаниям, а также генетиком.

Основное внимание следует обращать на:

1) величину и расположение челюстей;

2) соотношение зубных рядов в сагиттальном, вертикальном и трансверсальном направлениях, форму зубоальвеолярных дуг — зубоальвеолярное удлинение в области передних зубов и укорочение в области боковых (контакты режущих краев нижних резцов со скатом дентальных бугров верхних, с коронками зубов в области шеек, с десневым краем, со слизистой оболочкой неба или отсутствие контактов при глубоком резцовом перекрытии);

3) раннее кариозное разрушение коронок боковых зубов, повышенную стираемость зубов, раннюю потерю, ретенцию отдельных зубов, адентию, смещение нижней челюсти;

4) запоздалое прорезывание боковых зубов при раннем прорезывании передних, состояние тканей пародонта, функциональную нагрузку на резцы;

5) форму языка, наличие продольных и поперечных борозд на его спинке, отпечатков коронок зубов.

Вредные привычки, бруксизм, укороченная уздечка языка. Заеда в углах рта, нарушение формы губ. Глубина супрамен-тальной борозды, соотношение верхней, средней и нижней частей лица. Нарушение объема головок нижней челюсти в височно-нижнечелюстных суставах. Нарушения функций дыхания, глотания, речи, нарушение осанки. Наследственность.

Основные пути оздоровления: санация полости рта и носоглотки. Восстановление формы коронок разрушенных зубов (особенно боковых) и замещение отсутствующих зубов путем протезирования. Нормализация положения зубов, формы зубных дуг, прикуса, размеров челюстей с помощью ортодонти-ческих аппаратов. Нормализация функций зубочелюстной системы. Применение комплексного лечения (ортодонтические, хирургические, протетические, терапевтические, оториноларин-гологические мероприятия, лечебная гимнастика и др.). С учета ребенка снимают через 3—4 года после окончания ортодонтического и комплексного лечения.

При открытом прикусе осмотр ортодонтом (один раз в 3 мес), оториноларигологом, логопедом, психоневрологом (по показаниям), а также генетиком.

Основное внимание следует обращать на те же факторы, что и при глубоком прикусе. Особое внимание уделяют разновидностям вредных привычек, заболеваниям, перенесенным в детстве (рахит, диспепсия, нарушение обмена веществ и др.), ротовому дыханию*, протяженности открытого прикуса, его локализации в переднем или боковом участках зубных дуг, симметричному или асимметричному развитию открытого прикуса за счет зубоальвеолярного укорочения в области верхних или нижних зубов, а также зубоальвеолярного удлинения в области верхних боковых зубов.

Основные пути оздоровления те же, что и для глубокого прикуса. Особое внимание уделяют борьбе с вредными привычками, нормализации обмена веществ в организме, зубоальве-олярному удлинению в области открытого прикуса и по показаниям зубоальвеолярному укорочению в области верхних боковых зубов. С учета рабенка снимают через 3—4 года по окончании ортодонтического и комплексного лечения.

Дети с нарушением прикуса и деформацией челюстей, обусловленными воспалительными, травматическими и онкологическими процессами. Частота осмотра стоматологом, хирургом, ортодонтом — один раз в 3 мес.

Основное внимание следует обращать на асимметрию лица и нарушение его формы, движения суставных головок в височно-нижнечелюстных суставах, локализацию и величину дефекта зубных дуг и челюстей, а также рубцов, период формирования прикуса, наклоны и смещения зубов в сторону дефекта, расположение зачатков зубов в челюсти, состояние зубов, пародонта, слизистой оболочки, степень нарушения функций зубочелюстной системы.

Основные пути оздоровления: стимулирование роста недо-развитой челюсти, достижение смыкания зубных рядов. Восстановление формы зубных дуг. Комплексное лечение (ортодонтические, хирургические, протетические мероприятия). Логопедическое обучение. При пользовании обширным заместительным зубочелюстным протезом наблюдение и лечение до передачи больного в поликлинику для взрослых.

Что такое дистальный прикус: как взрослым исправить окклюзию лечением

Рассмотрим одну из самых распространенных стоматологических аномалий. Дистальный прикус зубов – это проблема, которая занимает примерно 20% случаев от общего объема патологий челюсти у взрослых и 30% – у детей. Поэтому нужно разобраться, что собой представляет данное нарушение, из-за чего оно возникает, какую угрозу несет и, главное, как его устранить и минимизировать последствия.

Сразу отметим, что характерные симптомы проявляются в возрасте 4-16 лет. Если их игнорировать и не предпринимать никаких мер, могут начаться различные осложнения, вплоть до асимметрии лица, затруднений с жеванием и глотанием, воспалительных заболеваний. Стоит предупредить развитие этой аномалии, а еще лучше – полностью от нее избавиться.

Что такое дистальный прикус (окклюзия)

Это патология, при которой верхняя челюсть расположена не на одном уровне с нижней, а значительно выдвинута вперед, в результате чего зубы смыкаются неправильно, со смещением. Причем не только передние, но и боковые, что создает блок, препятствующий здоровому развитию всех резцов.

Возникает и развивается вследствие одного, нескольких или целой группы взаимосвязанных факторов (подробно будут рассмотрены ниже), что влечет за собой и другие аномалии, чаще всего – диастему. Также со временем вызывает ослабление жевательной мускулатуры, нарушение органов дыхания и иные осложнения, опасные для организма.

Признаки дистального прикуса

Окклюзию вполне реально выявить и самостоятельно, причем не только по неправильной позиции зубов при смыкании, но и по другим приметам: по определенным чертам лица, особенностям мимики, даже по положению тела или поведению. Нюансов столько, что их можно разделить на 3 основных вида.

Внутриротовые

Определить аномалию сравнительно несложно по верхним фронтальным резцам. В норме они должны примерно на одну треть перекрывать нижние. При нарушениях опущены сильнее, да еще и выдвинуты вперед – настолько, что между рядами есть какое-то расстояние, научным языком оно называется сагиттальная щель.

Внешние

Задумываться о том, как исправить дистальный прикус у взрослого (или хотя бы записаться к ортодонту на консультацию), стоит в том случае, если:

  • профиль лица выпуклый, «птичий»;
  • подбородок непропорционально мелкий, скошенный, с внушительной складкой;
  • нос, небольшой сам по себе, значительно выступает;
  • в расслабленном состоянии губы не смыкаются.

Свое отражение проблема находит и в осанке: тело всегда слегка наклонено, шея кажется длиннее, живот выпирает, плечи ссутулены.

Функциональные

Если у человека есть данное нарушение, ему труднее дышать носом, пережевывать пищу, глотать, даже говорить (зачастую нечеткая дикция, шепелявит). Хотя обычно он не замечает этих неудобств, так как аномалия развивается постепенно, с возраста 4-6 лет, и организм просто адаптируется к ней.

Как выявить дистальный прикус: симптомы окклюзии

Наиболее характерные признаки, особенно для неспециалистов – лицевые, вызванные неправильным формированием скелета и несбалансированным развитием мышц шеи. Из-за этого и возникает так называемый птичий профиль с искаженными пропорциями и западением нижней губы.

Есть и более специфические, но все равно достаточно заметные моменты:

  • протрузия (выпячивание) фронтальных резцов;
  • недостаточное смыкание зубов боковой группы.
Читайте также  Сильный заговор от простуды у ребенка

Так как аномалия прогрессирует с самого раннего возраста, у ребенка постепенно формируется инфантильное глотание и ротовое дыхание. Жевательная мускулатура укрепляется недостаточно хорошо, со временем ослабляются функции ВНЧС, и все это провоцирует появление пародонтологических и стоматологических заболеваний.

Из-за чего возникает дистальный прикус: причины

Всему виной целый ряд моментов, причем одни играют свою роль еще до рождения, при росте плода, другие оказывают влияние в течение первых лет жизни, третьи – при взрослении. Какие-то из них поддаются контролю, что-то можно предупредить. Но в общем случае образование патологии – это результат комплексного воздействия сразу нескольких факторов.

Генетические

Статистика гласит, что примерно в 2/3 случаев аномалия передается по наследству. И, если есть предрасположенность, «птичий» профиль и другие характерные признаки проявят себя уже в самом раннем возрасте. При ее наличии особенно важно проводить профилактику и без промедления принимать меры, иначе нарушение только усугубится.

Особенности внутриутробного развития

При росте плода челюсть может формироваться неправильно – из-за плохого состояния здоровья матери, которое ухудшилось вследствие следующих проблем:

  • семейные или приобретенные болезни;
  • употребление алкоголя, курение;
  • хронический недостаток витаминов;
  • повышенный радиационный фон в месте проживания.

А также неблагоприятные факторы окружающей среды.

Ошибки на стадии кормления и раннего развития

Возможно, родителям придется задуматься о том, как лечить дистальный прикус у ребенка, если они сразу начнут давать ему не грудь, а бутылочку с широким горлышком. Потому что в норме нижний ряд резцов новорожденного несколько задвинут назад по сравнению с верхним, он выравнивается в течение первых месяцев жизни, когда малыш совершает интенсивные движения ВНЧС при вскармливании. Но при неподходящей посуде достаточной нагрузки просто нет, поэтому сустав не укрепляется, в результате чего появляется аномалия.

Кроме того, детей лучше отучить от пустышки до того, как им исполнится 2 года. Если они будут слишком долго пользоваться соской, это может привести к появлению и/или увеличению сагиттальной щели. И, наконец, в рационе растущего малыша должны постепенно появляться продукты с умеренной твердостью – чтобы он тренировал жевание, а вместе с этим и ВНЧС.

Детские заболевания

Дистальный открытый прикус нижней челюсти может развиться под влиянием следующих недугов, появившихся в раннем возрасте:

  • Патологии дыхательных путей – от искривленной перегородки до ринитов и аденоидитов, приводящих к тому, что ребенок втягивает и выпускает воздух не носом. В результате его рот всегда открыт, сустав «привыкает» к такому положению, и возникает аномалия.
  • Проблемы, нарушающие нормальное развитие организма, – недостаток кальция или фтора, рахит – словом, все то, что способно негативно сказаться на росте и укреплении ВНЧС.

Кариес, преждевременная потеря молочных зубов

Если фронтальные и/или боковые резцы выпали слишком рано или, тем более, были вырваны неопытными стоматологами, это также может негативно отразиться на челюсти.

Классификация дистального прикуса: описание

Специалисты разделяют данную патологию на несколько подклассов – по системам, разработанным авторитетными ортодонтами. Рассмотрим их.

Формы по Хорошилкиной

  • Скелетная (гнатическая) – патология объясняется непропорциональным размером или же несимметричным положением челюстей (относительно друг друга или черепа).
  • Зубоальвеолярная – аномалия обусловлена неправильным ростом отдельно взятых резцов или же некорректным развитием ротовой полости (конкретно – альвеолярного отростка, отсюда и название).
  • Смешанная – нарушение вызвано сразу двумя вышеперечисленными проблемами.

Подклассы по Энглю

  • I – верхний ряд выдвинут вперед и, реже, слегка вверх – характерным признаком этого случая является наличие сагиттальной щели.
  • II – обратная ситуация, то есть резцы смотрят назад, просвета между ними нет.
  • Какими бы ни были этиология и формы дистальной окклюзии зубов, такой прикус – это всегда патология, в которой нет ничего хорошего, и фото, которые можно найти в любом источнике, тому подтверждение.

Последствия

Неправильное смыкание оборачивается неравномерной нагрузкой на ВНЧС. В результате этого возникают самые разные стоматологические проблемы – одна, несколько или сразу все из следующего списка:

  • воспаления и рецессии тканей пародонта, десневые карманы;
  • сколы и преждевременное истирание эмали;
  • пульпит и периодонтит;
  • ослабление и подвижность корней.

На фоне этого развиваются желудочно-кишечные расстройства, ведь пища перерабатывается сравнительно плохо. А все из-за того, что одни резцы чрезмерно задействованы при жевании, другие – чуть меньше, а третьи вообще не участвуют в этом процессе.

Диагностика

Прежде чем переходить к хирургическому вмешательству или выбору брекет-системы, нужно убедиться, что это действительно дистальный прикус: лечение у взрослых и детей, тем более оперативное, можно назначать только по результатам комплексного обследования.

В первую очередь врачам необходимо провести полную клиническую проверку:

  1. Выслушать жалобы и собрать анамнез, включив в него сведения об образе жизни и проанализировав их.
  2. Осмотреть ротовую полость, десны, твердое небо, слизистые пациента, сделать пальпацию ВНЧС и выявить нарушения.
  3. Провести функциональную пробу Эшлера-Биттнера и оценить профиль лица.

После этого, для уточнения (если оно требуется), ортодонты направляют человека на рентген. В дополнение к снимкам в профиль и анфас специалисты снимут оттиски и сгенерируют контрольные модели – для максимально точного определения состояния ВНЧС и степени нарушения.

Чтобы назначить корректное лечение дистальной глубокой окклюзии зубных рядов, пациента также могут обязать сделать ортопантомограмму и телерентгенограмму в боковой проекции. С помощью первой определят состояние жевательного аппарата и твердых тканей, уже состоявшиеся изменения, взаимное расположение резцов, отклонения и асимметрию. Благодаря второй установят вид аномалии по классификации Хорошилкиной.

Исследовав ВНЧС, специалисты выяснят, как суставные головки размещены по отношению друг к другу, нормальная ли между ними щель или же ее расширение уже грозит нарушениями и дисфункцией.

Чем объемнее диагностика, тем точнее анамнез, а значит и решение врача.

Лечение дистального прикуса у детей и взрослых без операции

Оно назначается только после того, как установлен тип патологии и определены сопутствующие заболевания. В диагнозе указывают основную аномалию, проблемы костных и мягких тканей, отдельных резцов. В приложении – дополнительные нарушения, например, затруднение дыхания.

После чего специалисты выбирают метод воздействия: это может быть терапия с применением современных фиксаторов, использованием аппаратов и выполнением многофункциональных упражнений или, реже, хирургическое вмешательство. Поэтому в первую очередь рассмотрим варианты, не предполагающие радикальных мер.

Аномалии прикуса

Аномалией прикуса называется отклонение положения зубов челюстей. В норме верхние зубы слегка закрывают нижние, такой прикус встречается у большинства людей. При наличии патологии зубы могут не смыкаться вовсе или смыкаться неправильно по отношению друг к другу. Это связано с наследственными особенностями, некоторыми условиями развития зубочелюстной системы, неблагоприятными факторами.

Виды и классификация аномалий прикуса

Выделяют следующие аномалии прикуса:

верхняя протрузия. Такой дефект состоит в том, что верхние резцы наклонены вперед. Обусловлен он небольшими размерами челюсти или наличием вредных привычек у ребенка (длительное сосание соски, продолговатых предметов);

смещение срединной линии одного или обоих рядов. В норме эта линия должна быть посередине и совпадать для обоих рядов;

скученность зубов. Отсутствие промежутков между зубами, тесное расположение (в тяжелых случаях – друг на друге, с заходом одного зуба на другой) зубов, часто сопровождающееся с неполным прорезыванием отдельных групп зубов ввиду нехватки места;

тремы, диастемы. Большие промежутки между зубами;

открытый прикус. Это отсутствие контакта зубов верхней и нижней челюстей при смыкании, образование щели. Может быть в области передних зубов или по бокам челюстей;

глубокий прикус. При нем верхние зубы перекрывают нижние больше, чем это необходимо в норме. В тяжелых случаях нижние зубы соприкасаются с небом;

дистальный прикус. В этом случае верхние резцы смещаются вперед относительно нижнего зубного ряда;

мезиальный прикус. Вперед выдаются зубы нижней челюсти;

перекрестный прикус. При такой аномалии зубы смещаются по-разному: на одном участке вперед выдаются верхние, на другом – нижние. Зубные ряды не попадают друг на друга, поэтому такая патология считается одной из наиболее тяжелых;

транспозиция. В этом случае прорезывание нескольких зубов протекает в одних и тех же местах;

ротация. Это поворот зуба по своей оси.

Причины аномалии прикуса могут быть различными. Несмотря на то что чаще всего дефекты формируются в детстве, взрослые не застрахованы от патологии. Во взрослом возрасте к нарушению прикуса могут привести повреждения или потеря зубов, прорезывание зубов мудрости, нарушения тонуса жевательной мускулатуры, заболевания полости рта.

Возможные последствия

Аномалии прикуса – это косметический дефект, человек с нарушением положения зубов может испытывать психологический дискомфорт и стеснение, трудности с коммуникацией. Кроме того, он может стать причиной асимметрии лица, изменения профиля человека.

Однако психоэмоциональные последствия – далеко не все, чем может быть чревата патология развития зубочелюстной системы. На состоянии здоровья дефекты прикуса сказываются следующим образом:

появляется риск развития заболеваний пародонта (пародонтит, пародонтоз);

возникает высокая вероятность воспаления мягких тканей полости рта – это связано с рисками травмирования краями неправильно расположенных зубов;

возрастает заболеваемость кариесом – нарушенный прикус затрудняет гигиену, формируется большое количество зубного налета, зубной камень, возникает кариес;

разрушение зубов может быть некариозным, неправильное распределение жевательной нагрузки приводит к повышенной стираемости эмали определенных групп зубов, высоким рискам сколов и трещин ввиду механических нагрузок;

развиваются заболевания желудочно-кишечного тракта в связи с некачественным пережевыванием пищи;

возникают дефекты речи, логопедические проблемы, нарушается звукопроизношение;

формируются заболевания височно-нижнечелюстного сустава;

возникают хронические головные боли, связанные с нарушением тонуса жевательной мускулатуры из-за неправильного, неравномерного распределения нагрузки.

Читайте также  Стеноз пищевода и кишечника у детей

Именно поэтому основным показанием к исправлению аномалии прикуса является забота о своем здоровье, хотя и эстетику улыбки нельзя сбрасывать со счетов.

Методы коррекции

Исправить аномалии прикуса можно в любом возрасте. Сегодня существует большой арсенал средств и инструментов воздействия. Врач стоматолог-ортодонт проведет осмотр, направит на необходимые исследования и предложит варианты решения проблемы. Основные из них:

аппаратные. Эти методы подразумевают использование коррекционных систем (брекетов, несъемных аппаратов и пр.);

хирургические методы. Используются значительно реже при грубых патологиях;

физиотерапия. Является вспомогательным способом, позволяющим быстрее восстановить кровоснабжение тканей, обеспечить заживление после вмешательств и пр.;

массаж, гимнастика, упражнения. Позволяют закрепить результат, избавиться от логопедических трудностей, ускорить прорезывание зубов и др.

Комплекс мер позволяет справиться с аномалией прикуса и стать обладателем идеальной улыбки. Нормальный прикус – залог не только стоматологического, но и общего здоровья. Поэтому важно обратиться к ортодонту своевременно. Помните, что чем раньше вы примете меры, тем быстрее удастся получить желаемые результаты.

Диспансеризация детей с аномалиями прикуса

Диспансеризация является ведущим направлением в деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, включающим комплекс мер по раннему выявлению заболеваний, постановке на учет и лечению больных, предупреждению возникновения и распространения заболеваний, формированию здорового образа жизни [2, 10, 11].

Для анализа диспансерной работы используют три группы показателей: охват диспансерным наблюдением, качество диспансерного наблюдения, эффективность диспансерного наблюдения. Данные показатели широко описаны в литературе и применяются при диспансеризации различных групп населения [3, 6, 12].

В источниках литературы недостаточно информации по лечению и диспансеризации студентов с зубочелюстными аномалиями и деформациями г. Пятигорска [1, 7, 8].

В связи с этим возникла необходимость разработки и оценки эффективности программы диспансеризации студентов Кавказских Минеральных Вод с патологией окклюзионных взаимоотношений [4, 5, 9].

Повышение эффективности лечения студентов с зубочелюстными аномалиями и деформациями.

Материалы и методы исследования

Проведено обследование и лечение 98 студентов Пятигорского медико-фармацевтического института с различными видами аномалий окклюзионных взаимоотношений в период с 2013 по 2016 год. Обследуемые были распределены на 4 диспансерные группы.

В I диспансерную группу вошли 22 человека (22,44 ± 4,23 %), имеющие физиологическую и «оптимальную функциональную» окклюзию при оптимальных параметрах кранио-фациального комплекса; состояние челюстно-лицевой области по балльно-рейтинговой шкале оценивалось от 81 до 100 баллов (рис. 1).

Рис. 1. Фотография полости рта студента I диспансерной группы

Рис. 2. Фотографии студента II диспансерной группы

Рис. 3. Фотография студента III диспансерной группы на этапе ортодонтического лечения

Рис. 4. Фотографии студента IV диспансерной группы

II диспансерную группу составили 24 студента (24,48 ± 4,36 %) с физиологической и «оптимальной функциональной» окклюзией при несоответствии размеров зубочелюстных дуг параметрам кранио – фациального комплекса (гнатические формы аномалии окклюзии), а также с физиологической окклюзией при наличии аномалий подвижной части слизистой оболочки полости рта. Состояние челюстно-лицевой области оценивалось в пределах 61-80 баллов (рис. 2).

Для 46 студентов (46,93 ± 5,06 %) III диспансерной группы были характерны патологическая окклюзия при оптимальных параметрах кранио-фациального комплекса (зубоальвеолярные формы аномалии окклюзии); дефекты зубных рядов; состояние челюстно-лицевой области – 31-60 баллов (рис. 3).

В IV диспансерную группу вошли 8 студентов (8,16 ± 2,77 %) с патологической окклюзией при несоответствии размеров зубочелюстных дуг параметрам кранио-фациального комплекса (гнатические формы аномалии окклюзии); с врожденной патологией и различными дефектами челюстно-лицевой области, лечение которых ранее не было завершено. Состояние челюстно-лицевой области было оценено от 0 до 30 баллов (рис. 4).

Балльно-рейтинговая система оценки состояния окклюзионных взаимоотношений осуществлялась с учетом рекомендаций специалистов по 100 балльной шкале, представленной в таблице.

Согласно программе диспансеризации были проведены диагностические и лечебно-профилактические мероприятия. Осмотр студентов I группы проводили один раз в год, II группы – в каждом семестре, студентам III и IV группы проводили ортодонтическое и другие виды стоматологического лечения.

Оценку эффективности лечения и диспансеризации студентов с аномалиями и деформациями челюстно-лицевой области проводили по определенным критериям: изменение количественного состава диспансерных групп; улучшение окклюзионных взаимоотношений и состояния челюстно-лицевой области до и после лечения по балльно-рейтинговой шкале.

Результаты исследования и их обсуждение

За время диспансеризации изменилась численность студентов в каждой диспансерной группе. Состав студентов I диспансерной группы изменился с 22,44 ± 2,89 % до 70,41 ± 3,15 %. Число студентов во II группе диспансерной группе уменьшилось с 24,48 ± 2,8 % до 14,28 ± 1,35 %. В III диспансерной группе количество студентов поменялось с 46,93 ± % до 13,26 ± 1,41 %. Численность студентов IV группы диспансеризации изменилась с 8,16 % до 4,08 %.

В результате комплексного лечения 33 студента из III диспансерной группы и 14 студентов из II группы были переведены в I диспансерную группу. Из IV во II диспансерную группу было переведено 4 человека.

За время лечения и наблюдения студентов III и IV диспансерных групп улучшились показатели состояния окклюзионных взаимоотношений. Если до лечения все пациенты III группы имели патологическую окклюзию, то после проведенного лечения 28,2 ± 6,21 % (13 человек) имели физиологическую окклюзию, 43,47 ± 6,8 % (20 человек) – «оптимальную функциональную» окклюзию. При проведении диспансеризации студентов IV группы также происходили изменения окклюзионных взаимоотношений. 12,5 ± 7,41 % (1 человек) имели физиологическую окклюзию, 37,5 ± 10,56 % (3 человека) – «оптимальную функциональную» окклюзию после проведенного лечения.

За время диспансерного наблюдения и лечения зубочелюстных аномалий и деформаций улучшились показатели окклюзионных взаимоотношений и состояния челюстно-лицевой области (СЧЛО) студентов по балльно-рейтинговой шкале.

СЧЛО студентов I группы до диспансерного наблюдения составило 83,62 ± 0,36 балла по шкале оценки состояния окклюзионных взаимоотношений. После проведения лечебно-профилактических мероприятий состояние полости рта улучшилось и составило 91,32 ± 0,34 балла. У студентов II группы СЧЛО соответствовало 66,78 ± 0,38баллам. После проведенного лечения и профилактических мероприятий оно улучшилось и составило 78,01 ± 1,12 балла. В III группе до лечения состояние челюстно-лицевой области составляло 48,06 ± 0,96 балла. После внедрения программы диспансеризации состояние окклюзионных взаимоотношений улучшилось до 83,32 ± 1,44 балла. Состояние челюстно-лицевой области студентов IV группы до лечения было 23,76 ± 1,34 балла. После проведения лечебно-профилактических мероприятий оно улучшилось и составило 44,08 ± 4,89 балла.

Шкала балльно-рейтинговой оценки состояния окклюзионных взаимоотношений

Состояние окклюзионных взаимоотношений

Профиль лица идеальный. Нейтральный тип гнатической части лица. Окклюзия физиологическая (наличие 6 ключей окклюзии Эндрюса); полный комплект постоянных зубов, соответствующий возрастной норме. Денто-фациальный индекс – 23-24 %.

Профиль правильный, профильный угол – 8-10°. Нейтральный тип гнатической части лица, с единичными показателями вертикального или горизонтального компонента роста 1 степени, ротация челюстей не более 3 – 5 °. Денто-фациальный индекс – 22-25 %. Окклюзия физиологическая.

Профиль правильный или близок к прямому, профильный угол 3-12 °. Нейтральный тип гнатической части лица с единичными показателями вертикального или горизонтального компонента роста 1 степени; ротация челюстей не более 3 – 5 °. Денто-фациальный индекс – 22-25 %. Окклюзия «оптимальная функциональная». Неполный комплект постоянных зубов при плотном контакте проксимальных поверхностей. Аномалии структуры твердых тканей зубов (состояние после санации полости рта). Дефекты зубных рядов, замещенные постоянными протетическими конструкциями.

Профильный угол – 3-12 °. Вертикальный или горизонтальный тип гнатической части лица 1 степени. Денто-фациальный индекс менее 22 % или более 25 %. Аномалии формы и размеров зубов, краудинг передних зубов верхней или нижней челюсти; нарушение углов инклинации и ангуляции антогонистов.

Профиль лица выпуклый, вогнутый или прямой, обусловленный ротацией челюстей по или против часовой стрелки условного циферблата. Губы смыкаются с напряжением. Выраженность либо сглаженность супраментальных и/или носогубных складок. Аномалии формы и размеров зубных дуг; аномалии окклюзии 1 класса по Энглю; дефекты зубных рядов малой протяженности, не восстановленные протетическими конструкциями.

Профиль лица аномальный, нетипичное положение губ и подбородка. Зубоальвеолярные формы аномалий окклюзии в одном из направлений; несоответствие размеров зубов верхней челюсти зубам нижней челюсти. Отсутствуют нормальные признаки «клыкового» и/или «резцового» ведения. Дефекты зубных рядов средней протяженности, не восстановленные протетическими конструкциями.

Вертикальные параметры лица увеличены либо уменьшены в пределах компенсаторных показателей. Зубоальвеолярные формы аномалии окклюзии в двух или трех направлениях, функциональные нарушения.

Гнатические формы аномалий окклюзии; нарушение функции жевания, речи, дыхания; снижение тонуса жевательной и мимической мускулатуры. Несогласованность жевательных движений, нарушение функции височно-нижнечелюстного сустава.

Сочетанные формы аномалий окклюзии (гнатические и зубоальвеолярные нарушения функциональных и эстетических норм; заболевания височно-нижнечелюстного сустава, дефекты зубов и зубных рядов.

Вторичные и выраженные деформации челюстных костей и костей лица; сочетанные формы аномалий окклюзии в различных направлениях; множественные и комбинированные дефекты зубных рядов, выраженные нарушения функциональных и эстетических норм; врожденная патология.

Таким образом, распределение студентов по диспансерным группам, разработка шкалы оценки состояния окклюзионных взаимоотношений, и оценка состояния челюстно-лицевой области с помощью данной шкалы, определение критериев эффективности диспансеризации, проведение комплексного лечения и наблюдения пациентов с зубочелюстными аномалиями и деформациями позволило объективно оценить эффективность диспансеризации студентов с патологией челюстно-лицевой области.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: