\

Динамика психических расстройств у детей

PsyAndNeuro.ru

Психиатрическая помощь населению Российской Федерации в 2019 году

Российская статистика, касающаяся психических расстройств, – вещь очень тёмная, скрытая от глаз простых людей. В середине марта 2021 г. был опубликован аналитический обзор, где на 150 страницах изложены данные об оказании психиатрической помощи населению Российской Федерации. К качеству и систематике данных имеется много вопросов, однако даже по ним можно сделать интересные выводы об общей и первичной заболеваемости психическими расстройствами и деятельности психиатрических учреждений.

Мы просмотрели весь документ и собрали самые интересные данные, с которыми вы теперь можете ознакомиться ниже.

Общий показатель заболеваемости психическими расстройствами в 2019 г. составил 2680,2 человек на 100 тыс. населения. Наибольшая заболеваемость была у лиц 15–17 лет (4839,3) и 18–19 лет (5542,3), наименьшая – у лиц 20–39 лет (2509,4) и 40–59 лет (2358,8).

За период 2017–2019 гг. общая заболеваемость психическими расстройствами снизилась на 0,6%, увеличившись, однако, среди лиц 15–17 лет и 60 лет и старше на 4,3% и 1,2% соответственно. За 2018–2019 гг. показатель общей заболеваемости вырос на 0,1%, особенно среди детей 0–14 лет (0,1%), 15–17 лет (2,9%) и взрослых 60 лет и старше (1,8%).

В 2019 г. в общем контингенте доля лиц с расстройствами психотического уровня и состояниями слабоумия составила 27,7% (743,0 на 100 тыс. населения), непсихотического уровня – 51% (1368,0 на 100 тыс. населения), с умственной отсталостью – 21,3% (569,2 на 100 тыс. населения). Показатели общей заболеваемости психотическими расстройствами и состояниями слабоумия и умственной отсталостью в период 2017–2019 гг. сократились (на 0,6% и 3,1% соответственно), а расстройствами непсихотического регистра, напротив, поднялись (на 0,4%). В период 2018–2019 гг. показатель общей заболеваемости психотическими расстройствами и состояниями слабоумия, непсихотическими расстройствами несколько возрос (0,1% и 0,7% соответственно), а показатель умственной отсталости, напротив, снизился (1,4%).

Среди лиц с психотическими расстройствами и состояниями слабоумия в 2019 г. преобладали пациенты с шизофреническими расстройствами (48,9%) и органическими психозами (41,2%). За анализируемый период показатели по этим и другим заболеваниям существенно не изменились. В 2019 г. наибольший показатель общей заболеваемости был у шизофренических расстройств (363,0 на 100 тыс. населения), затем шли психотические расстройства и состояния слабоумия (306,3 на 100 тыс. населения), хронические неорганические психозы, детские психозы и неуточненные психотические расстройства (37,5 на 100 тыс. населения), острые и преходящие неорганические психозы (21,9 на 100 тыс. населения), аффективные психозы (14,3 на 100 тыс. населения), аутизм (25,0 на 100 тыс. населения). В оба сравниваемых периода снизилась общая заболеваемость острыми и преходящими неорганическими психозами – на 4,0% и 0,5%, аффективными психозами – на 4,4% и 1,8%, шизофренией на 2,7% и 1,6%. Однако среди шизотипических расстройств и шизоаффективных психозов данный показатель увеличился на 1,4% и 1,5%, а среди аффективных психозов с неконгруэнтным аффекту бредом – на 2,6% и 0,8%.

Среди непсихотических расстройств удельный вес распределился следующим образом: лица с органическим расстройством составили 48,1%, со стрессовыми и соматоформными расстройствами – 20,1%, другими неуточнёнными и поведенческими расстройствами – 19,9%, аффективными непсихотическими расстройствами – 7%, расстройствами личности – 4,9%.

Самый выраженный прирост общей заболеваемости за 2017–2019 гг. наблюдался у органических непсихотических расстройств (на 2%) и аффективных непсихотических расстройств (на 1,8%), наибольший спад – у невротических расстройств (на 0,9%).

В период 2018–2019 гг. картина изменения общей заболеваемости оказалась несколько иной. Так, общая заболеваемость выросла в группах органических непсихотических расстройств, поведенческих расстройств детского и подросткового возраста на 1,1%, а в группе аффективных непсихотических расстройств – на 2,8%; в группе невротических расстройств уменьшилась на 0,4%. В 2019 г. среди пациентов с умственной отсталостью доля лёгкой умственной отсталости составила 66,5%.

Что касается федеральных округов (ФО), то максимальным показатель общей заболеваемости за 2019 г. оказался в Сибирском ФО (3288,1 на 100 тыс. населения), затем шли Уральский (3024,5), Дальневосточный (2869,9), Приволжский (2809,0) и Северо-Западный ФО (2737,2). Наименьшая общая заболеваемость наблюдалась в Северо-Кавказском (1982,6) и Центральном ФО (2345,7). За 2017–2019 гг. и 2018 г. данный показатель наиболее снизился в Сибирском ФО (на 8,4 и 3,0%), вырос – в Северо-Западном (на 5,5 и 3,2%), Дальневосточном (на 2,2 и 0,7%) и Южном ФО (на 0,8 и 1,0 % соответственно).

В 2019 г. психозы и состояния слабоумия имели больший удельный вес в Центральном и Северо-Западном ФО (32,8 и 32,3% соответственно); психические расстройства непсихотического регистра имели наибольший вес в Уральском (54,2%), Сибирском и Южном ФО (по 52,5%), наименьший – в Северо-Кавказском (45,0%). Наибольший удельный вес умственной отсталости оказался в Северо-Кавказском ФО (29,7%), наименьший – в Центральном и Северо-Западном ФО (16,7 и 16,8% соответственно).

Показатель общей заболеваемости психозами и состояниями слабоумия превышал средние значения в Северо-Западном (885,5), Сибирском (780,5), Уральском (771,0), Центральном (769,9) и Приволжском ФО (748,1), при этом наиболее низким он оказался в Северо-Кавказском ФО (501,4). Общая заболеваемость расстройствами невротического уровня была высокой во всех ФО, особенно в Сибирском (1727,4), Уральском (1639,7), Приволжском (1424,1), Дальневосточном (1393,8), Северо-Западном (1391,1) и Южном (1381,3); минимальный показатель зафиксирован в Северо-Кавказском ФО (891,4). Наибольший показатель общей заболеваемости умственной отсталостью отмечался в Сибирском (780,2) и в Дальневосточном ФО (771,4), минимальный – в Центральном (391,2) и Северо-Западном (460,6).

В 2019 г. среди лиц, зарегистрированных в психоневрологических диспансерах (3934058 человек), 458309 человека (11,6%) были с впервые установленным диагнозом психического расстройства. В данной группе преобладали пациенты 0–14 лет (29,7%) и 60 лет и старше (30%). Первичная заболеваемость психическими расстройствами в 2019 г. составила 312,2. Наибольшая первичная заболеваемость в 2017 и 2019 гг. была среди детей 0–14 лет (514,3 и 524,1), в 2018 – среди детей 15–17 лет (515,2); наименьшая – среди лиц 20-39 лет (153,8; 156,2 и 165,3 соответственно).

За период 2017–2019 гг. первичная заболеваемость психическими расстройствами выросла на 7,4%, за 2018 г. – на 4,4%. Прирост отмечался во всех возрастных группах, при этом самый высокий темп был в группе лиц 40–59 лет и 60 лет и старше (6,6% и 10,7%), а самый низкий – в группе лиц 15–17 лет (1,3%).

Первичная заболеваемость мужчин была выше, чем женщин, в 1,1 раза. Среди лиц с первично установленным диагнозом психического расстройства психозы и состояния слабоумия составляли 20,1%, непсихотические расстройства и умственная отсталость – 73,5% и 6,5% соответственно. Удельный вес непсихотических расстройств за 2017–2019 и 2018 гг. вырос до 73,5%, психозов и состояний слабоумия – снизился до 20,1%, умственной отсталости – снизился до 6,5%.

В 2019 г. наибольший удельный вес среди психозов и состояний слабоумия имели лица с диагнозами органических психозов и слабоумия (70,8%, 65115 человек). В период 2017–2019 гг. этот показатель в данной группе расстройств практически не менялся. За периоды 2017–2019 гг. и 2018 г. показатель первичной заболеваемости поднялся среди органических психотических расстройств (на 5% и 0,4%), хронических неорганических психозов, детских психозов (на 10,4% и 10,5%), аффективных психозов (на 10% и 8,0%), аутизма (22,9% и 15,5%), сократился среди острых и преходящих неорганических психозов (на 5% и 1,2%), шизофренических расстройств (на 5,5% и 0,4%).

В 2019 г. среди непсихотических психических расстройств доля органических составила 41,0% (138023) – высший показатель в данной группе. Наименьшим удельным весом обладали расстройства зрелой личности и поведения – 3,3% (11279). За период 2017–2019 гг. долевой показатель других и неуточненных непсихотических расстройств, включая поведенческие расстройства детского и подросткового возраста, снизился до 25,7%, хотя у других непсихотических расстройств, напротив, увеличился. Самый высокий рост отмечался у невротических и соматоформных расстройств – до 25,6%.

Читайте также  Что является причиной развития у детей органической ацидемии?

В 2019 г. наибольшая первичная заболеваемость наблюдалась у органических непсихотических расстройств (94,0 на 100 тыс. населения), наименьшая – у невротических и соматоформных расстройств (58,5 на 100 тыс. населения). За 2017–2019 гг. выросла первичная заболеваемость среди всех психических расстройств непсихотического характера.

В 2019 г. наибольшая заболеваемость психическими расстройствами отмечалась в Сибирском ФО (420,4 на 100 тыс. населения), наименьшая – в Северо-Кавказском (135,9 на 100 тыс. населения). За 2017–2019 гг. и 2018 г. показатель вырос в каждом ФО, максимально – в Северо-Западном, Южном и Центральном (15,1%, 14% и 12,3% соответственно).

Наибольший удельный вес психозов и состояний слабоумия фиксировался в Центральном и Северо-Западном (по 22,9%), Приволжском (22,0%) и Северо-Кавказском ФО (с самым высоким показателем 23,4%), наименьший – в Сибирском (14,8%) и Уральском ФО (14,4%). Непсихотические психические расстройства имели самую высокую долю в Уральском ФО (79,7%), минимальную – в Северо-Кавказском (64,4%). Умственная отсталость преобладала в Северо-Кавказском (12,2%) и Дальневосточном ФО (10,8%). Уровень первичной заболеваемости психическими расстройствами непсихотического характера был выше в Сибирском (321,3), Северо-Западном и Уральском ФО (306,8 и 265,5 соответственно), а наименьшим – в Северо-Кавказском (87,5).

В 2019 г. в РФ насчитывалось 1 055 588 человек с инвалидностью по психическому заболеванию – на 0,3% больше, чем в 2017 г., и на 0,47% больше, чем в 2018 г. Преобладали лица с умственной отсталостью (34,8%), затем шли пациенты с шизофренией (32,8%) и с аутизмом и неорганическими психозами (по 2,8%).

За период 2017–2019 гг. выросло число инвалидов вследствие детского аутизма (на 39,8%), хронических неорганических психозов (на 25%) и умственной отсталости (на 1,5%), а число лиц с инвалидностью по шизофрении, напротив, снизилось (на 1%).

Число детей-инвалидов вследствие психических расстройств возросло в период 2017–2019 гг. до 160611 человек (на 10,5%). Данная тенденция коснулась всех нозологических единиц, особенно аутизма (прирост на 38,7%) и хронических неорганических психозов (на 36,1%). Минимальный прирост регистрировался среди детей с шизофренией – 1,8%.

За 2017–2019 гг. самые высокие показатели инвалидности наблюдались в Приволжском (824,30), Северо-Кавказском (797,68), Сибирском (787,37), Дальневосточном (742,80), Уральском ФО (736,56), самый низкий – в Центральном ФО (622,66). Показатели детской инвалидности распределились следующим образом: самые высокие в Уральском (623,21), Сибирском (622,12), Дальневосточном (597,22), Приволжском (553,85), Северо-Западном (532,28) ФО, низкие – в Северо-Кавказском (425,88), Южном (524,86) и Центральном (452,71). 2,8% лиц с инвалидностью по психическому расстройству были трудоустроены, в основном на общем производстве (94,3%).

Число человек, впервые признанных инвалидами в 2019 г., составило 41420 – это на 3,3% ниже, чем в 2017 г. Преобладали лица с умственной отсталостью (25,3%) и шизофренией (19,7%). С 2017 г. число пациентов с умственной отсталостью снизилось на 11,5%, с шизофренией – на 9,1%. При пересчёте на 100 тыс. населения данная динамика сохранялась.

Число детей с впервые признанной инвалидностью в период 2017–2019 гг. увеличилось с 17608 до 18433 (на 4,7%). Больший показатель был у лиц с умственной отсталостью (43,7%), с хроническими неорганическими психозами (34,4%) и детским аутизмом (23,2%), наименьший – у лиц с шизофренией (4,2%). При пересчёте на 100 тыс. населения данная динамика сохранялась.

В 2019 г. среди лиц с инвалидностью преобладали дети 0–17 лет (44,5%). При этом 40,3% пациентов имели I группу инвалидности, 14,6% – II–III.

Наибольший показатель первичной инвалидности в 2019 г. зарегистрирован в Северо-Кавказском (33,82 на 100 тыс. населения), Сибирском (33,09 на 100 тыс. населения), Уральском (32,83 на 100 тыс. населения), Дальневосточном ФО (31,53 на 100 тыс. населения). За 2017–2019 гг. у детей показатель инвалидности ввиду психических расстройств снизился в Центральном (на 20,6%), Дальневосточном (на 9,9%) и Уральском ФО (на 9,6%).

Аналитический обзор подготовлен в ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России под редакцией генерального директора, члена корреспондента РАН З.И. Кекелидзе.

Автор-составитель: Вирт К.О.

Динамика психических расстройств у детей

Понятие о пограничных психических состояниях относительно условно. В определенной степени — это сознательное упрощение группы психических заболеваний, имеющих общие сходные черты в развитии и динамике, симптоматике и прогнозе заболевания. Пограничные психические расстройства не являются начальной (или буферной) стадией развития основных видов психозов и иных психических заболеваний.

В связи с современными тенденциями в развитии общества – урбанизацией среды обитания человека, повышением уровня автоматизации и интенсивности трудовой деятельности, высокого уровня социальной неопределенности в завтрашнем дне, общего интенсивного стрессового воздействия внешней среды – пограничные расстройства стали достаточно распространены. Особую обеспокоенность у врачей-психиатров вызывает дальнейшее расширение частоты встречаемости данных заболеваний в популяции, развитие пограничных психических расстройств в более раннем возрасте, рост снижения качества жизни у пациентов, страдающих данными заболеваниями.

На что влияют пограничные расстройства у пациента?

Так как данный класс психических расстройств имеет слабую продуктивную симптоматику, пациенты часто не обращают внимание на то, что они заболели, и продолжают списывать симптомы своего заболевания на «стресс», «новую жену/мужа», «новую работу», «переезд в другой город». В данном случае заболевание будет маскироваться под адаптационный синдром. Часто пациенты, перенеся стрессовое влияние среды – развод, увольнение, смерть близких, тяжелое заболевание, — обнаруживают у себя пограничное расстройство спустя некоторое время. Следовательно, наш вывод – пограничное расстройство начинается скрытно, внезапно, и в подострой фазе протекает значительное время. Уже на этом этапе пациент чувствует снижение качества жизни – он переживает снижение настроения (дистимию), беспричинную тревогу, раздражительность, снижение внимания, падение «жизненных сил». Самая большая опасность в развитии пограничного расстройства – его хронизация. Пациент, переживая симптоматику заболевания, естественно не обращается к специалисту (ниже мы приведем критерии, когда необходима консультация врача-психиатра), изучив материалы в сети Интернет идет в аптеку и покупает популярные препараты, снижающие тревожность, раздражительность, оказывающие влияние на состояние настроения. Таким образом, пациент самостоятельно получает самостоятельно назначенное самому себе лечение, не разобравшись в причинах и специфике своего расстройства. Это практически всегда приводит к одному – болезнь еще более «стирается», хронизируется, получает дальнейшее развитие. Спустя некоторое время большинство пациентов понимают, что «пить-то успокоительное пью, но оно уже не помогает». Как правило, в этот момент, и то далеко не у всех, приходит осознание необходимости обращение за помощью к специалисту. В итоге развитие и хронизация пограничного психического расстройства приводит к стойкому снижению качества жизни пациента – нарушению социальных связей (трудности в адаптации в новом коллективе, сложности в построении семейных отношений, снижение качества обучения в школе, ВУЗе и т.п.); нарушению межполового общения индивидуума (развитие психогенных расстройств эрекции, общего снижение полового влечения, раннего семяизвержения, аноргазмии у женщин и т.д.). Для врача-психиатра хронизация пограничного психического расстройства говорит о том, что для эффективного лечения придется потратить больше времени и усилий.

Основные характеристики пограничных психических расстройств, которые носят обобщающий и специфических характер в данной патологии:

Преобладание невротического уровня психопатологических проявлений (усталость, нет настроения и сил, нет полового влечения, переедание/нет аппетита). Взаимосвязь психического расстройства с вегетативными дисфункциями (бессонница, сонливость, потливость, неустойчивый стул, подъем артериального давления, ощущение тяжести в груди, боли за грудиной). Ведущая роль психогенного фактора в декомпенсации вегетативных функций (после стресса становится плохо «физически»).

В итоге если у пациента обнаруживаются признаки и симптомы, говорящие за наличие тех или иных форм декомпенсации, нарушения социальной функции или стойкого снижения качества жизни ему настоятельно рекомендуется обратиться за помощью к специалисту.

Весь поток пациентов с острым и хроническим течением пограничных психических расстройств распадается при обращении за помощью на три течения:

Читайте также  Детский бассейн Школы N1281

Первая группа пациентов обращается к психологу за помощью. Действительно в части коррекции моделей поведения пациента в социуме (повышение самооценки, преодоление нерешительности, постановки целей и личных границ, устранение негативных сценариев построение личных и деловых отношений) существенную помощь оказывает психолог, проясняя пациенту его проблематику в построении коммуникации и реактивности на события внешней среды. Если у пациента отсутствует пограничное психическое расстройство, а временные трудности в жизни и самоощущении вызваны дефектом приспособления к среде и коммуникацией в обществе – психолог выполнит поставленную задачу, и состояние пациента придет в равновесие. При этом следует помнить, что психологи не всегда могут за фасадом нарушения форм поведения и адаптации рассмотреть психопатологию. Поэтому здесь будет критерием эффективность работы специалиста, оказывающего помощь – помощь принесла стойкий положительный эффект, причины снижения качества жизни найдены (устранен, например, личностный кризис), рецидивов состояния нет, вегетативные проявления отсутствуют – следовательно, возможно проблема решена. Вторая группа пациентов лечит вегетативные проявления пограничных психических расстройств – вегетативную симптоматику безуспешно лечит врач-терапевт (утомляемость, бессонницу), врач-гастроэнтеролог (расстройства пищеварения), врач-невролог (упорные головные боли), врач-кардиолог (повышение артериального давления, боли за грудиной). Соответственно ни врач-специалист, ни пациент не могут добиться достаточно эффективного результата лечения. У пациента симптоматика всегда будет носить возвратный характер, особенно при периодических стрессовых воздействиях среды. Третья группа обращается к врачу-психиатру, врачу-психотерапевту. К сожалению, в связи с определенным стереотипом, как правило негативным, в отношении психиатрии, психиатрической помощи и врачей-психиатров большинство пациентов или откладывают свой визит по причине формирования отношения к ним как «к больным на голову, аж до психиатра докатившимся» со стороны окружающих, или старательно его не афишируют (что иногда, например, при семейной или групповой психотерапии делает сложным лечение заболевания пациента). Вместе с тем, прогрессивные изменения в обществе, формирование продуктивной и позитивной настроенности молодой части социума мало-помалу создают «современное» отношение к психиатрической помощи — «как нормальное в современном мире», к тому же российский социум активно копируя западные модели поведения переносит и западный стандарт в обращении за помощью к «психоаналитику» или психотерапевту.

Современные подходы в лечении пограничных психических расстройств строятся на сбалансированном применении психофармакологических средств (транквилизаторов, антидепрессантов, корректоров поведения), психотерапии, совместной работы с клиническим психологом. При своевременной диагностике и грамотном лечении данный вид психического расстройства поддается эффективному лечению.

Критерии обращения к врачу-психиатру при пограничном психическом расстройстве:

Со стороны жалоб: на утомляемость, устойчивое снижение настроения в течение длительного периода времени, бессонница, сонливость, сниженная самооценка, расстройство внимания, раздражительность, чувство тревоги, ощущение безнадежности. Со стороны вегетативных (соматизированных) ощущений, усиливающихся при стрессовом воздействии среды: тяжесть и боль за грудиной, расстройства пищеварения (систематические запоры или неустойчивый стул), нарушение пищевого поведения (переедание/отсутствие аппетита), избыточный вес, потливость, головокружения, головные боли, эректильная дисфункция, раннее семяизвержение, аноргазмия, тревожное ожидание полового контакта, злоупотребление алкогольными напитками, различные формы зависимости. Со стороны социальной и профессиональной адаптации: нарушение взаимоотношений в семье и профессиональном коллективе, нежелание в коммуницировать в социуме (отрешенность, замкнутость, заглушенность, подавленность).

Наличие взаимосвязанных (более 3-4) подобных критериев у пациента есть основания для рекомендации обратиться за консультацией к врачу-специалисту по профилю «психиатрия», «психотерапия».

Сегодня наиболее часто встречаются следующие пограничные психические расстройства – неврозы различного характера, в том числе навязчивых состояний, обессивно-компульсивные расстройства, стойкие расстройства настроения (дистимии). Самое распространенная и самая снижающая качество жизни психопатология – группа тревожных неврозов, которые хронизируясь (об опасности хронизации отмечалось выше) переходят в генерализованное тревожное расстройство с паническими атаками или без таковых.

При пограничных психических расстройствах прогноз лечения всегда благоприятный, успех также обеспечен квалифицированным врачом-психиатром, оказывающим помощь и заинтересованностью самого пациента, его готовностью активно участвовать в терапии душевного недуга.

Заведущий клиники на ул. Электролесовской , 86. Быков Александр Павлович

Нарушения психического развития детей

Выявление и помощь при нарушении нормального развития у ребенка. Психологическая коррекция, психотерапия и лечение. Обследование нервной системы и психического состояния: анализы, тесты, аппаратные обследования. Клиника работает круглосуточно.

Нарушения нормального развития психики ребенка может проявляться как в виде легких, временных и обратимых расстройств, так и в виде грубых изменений поведения, требующих лечения.

Один из легких видов нарушения развития ребенка — инфантилизм.

Инфантильность (инфантилизм) проявляется в виде замедления развития нормальных психических функций. Проще говоря это «замедленное взросление», когда первые слова, речь в виде предложений, аналитическое мышление, восприятие своего окружения и себя у ребенка формируются позже чем у большинства.

Своим поведением они напоминают детей более младшего возраста. Инфантилизм обычно обнаруживается в возрасте от 5 лет. Обычно с годами инфантильность может сглаживаться.

Более грубое нарушение развития это задержка развития. Основная особенность задержки психического развития — это нарушение интеллекта, которые с годами не восстанавливаются.

Отклонения в поведении у таких детей обнаруживаются рано, в первые годы жизни. Задержка в психическом развитии как правило имеет болезненную природу: кислородное голодание мозга во время беременности и родов, травматические и инфекционные повреждения нервной системы, эпилепсия и детская шизофрения.

Классификация нарушений развития ребенка (дизонтогенез)

В основе классификации – нарушение синхронности и порядка формирования психических функций (по Сухаревой Г.Е.).

  1. Недоразвитие (олигофрения).
  2. Задержанное развитие (при сопутствующих болезнях внутренних органов – астения, при психологических травмах – парциальные, т.е. частичные задержки в развитии).
  3. Поврежденное развитие (деменция).
  4. Дефицитарное развитие (при недостаточности сенсорных систем – глухота, слепота).
  5. Искаженное развитие (аутизм).
  6. Дисгармоническое развитие (психопатии).

При наличии ранней детской шизофрении (РДШ) говорят о шизофреническом дизонтогенезе (Юрьева О.П., 1971).

Недоразвитие характеризуется в первую очередь умственной отсталостью без выраженных эмоциональных нарушений, нарушений социального взаимодействия. Задержанное развитие часто выражается в нарушении формирования речи при сохранном невербальном интеллекте и может отягощаться педагогической запущенностью.

При аутизме уровень общего интеллекта может быть разный, но его структура искажена — высокий вербальный интеллект в сочетании с низким невербальным или эмоциональным интеллектом. Поэтому для постановки диагноза важно исследовать интеллект ребенка.

Нарушенное развитие влечет за собой отклонения в формировании высших психических функций (памяти, внимания, мышления и интеллекта, волевой и эмоциональной сферы, восприятия и личностных особенностей). Степень каждого из нарушений может варьировать в зависимости от тяжести исходного поражения нервной системы.

Чем раньше выявлено нарушение, тем быстрее и легче его корректировать. Ранняя диагностика поражений нервной системы возможна еще в перинатальном периоде, то есть до рождения ребенка. Иногда искажения развития становятся заметны только после рождения.

Симптомы нарушений

Перечислим симптомы, на которые следует обратить внимание родителям и воспитателям для своевременного выявления нарушений в психическом развитии:

  • Нарушения речи: ребенок не говорит, произносимые слова и фразы не имеют связи между собой и не соответствуют ситуации, нарушения дикции после 5 летнего возраста;
  • Нарушения в общении: не складываются отношения в детском коллективе (в детском саду, на детской площадке во дворе с другими детьми), ребенок замкнут, агрессивен, «нелюдим» или наоборот слишком навязчив в общении, не чувствуя меры.
  • Отсутствие интереса к игрушкам и играм: если ребенок избегает игрушек, использует их не по назначению.

Помощь при нарушении психического развития у детей и подростков в клинике РОСА

  1. Опытные специалисты: психолог, нейропсихолог, детский невролог, детский психиатр, массажист и реабилитолог.
  2. Клиника располагает собственным стационаром, отделением амбулаторного приема и лабораторию функциональной диагностики, где проводятся исследования нервной системы и психической сферы.
  3. Работаем круглосуточно.
  4. Возможность комплексной помощи: от психологической поддержки и коррекции до медикаментозного лечения.
  5. Психологическая поддержка членов семьи и родственников.
  6. Запись на прием по первому обращению в удобное время.

Смешанные расстройства психологического развития у детей: Гиперактивность. Синдром дефицита внимания.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это состояние, при котором ребенку трудно сосредоточиться на скучных ему занятиях. Как правило, СДВГ проявляется при интеллектуальной и общественной деятельности. Таким детям трудно сосредоточиться на учебе, усидеть на месте. Они чрезмерно подвижны, что вызывает раздражение и нарекания учителей и родителей. Их постоянное мельтешение утомляет окружающих. Они забывчивы, теряют свои вещи, пеналы, ручки. Когда обращаешься к ним, то нужно удостовериться, что они тебя слышат.

Читайте также  Секция баскетбола для детей

Отсюда постоянные нарекания, наказания и раздражение со стороны взрослых. Родители от них устают, впадают в отчаяние и не чают найти решение проблемы. Дети же, в свою очередь, растут только на укорах, наказаниях и негативных эмоциях, что приводит к развитию у них депрессии и тревожности.

Симптомы:

  • ребенок непоседливый, активный
  • неусидчивый
  • импульсивный
  • невнимательный

Можно назвать три фактора, сочетание которых приводит к СДВГ:

  1. Биологический
  2. Социальный и окружающая среда
  3. Психологический

Очень часто причина патологии связана с родовыми травмами. Американский доктор Виола Фрайман, ведущий специалист по остеопатии в США, при проведении обследования выяснила, что 79 % детей в возрасте от 5 до 14 лет, имеющих трудности в обучении и проблемы поведения, появились на свет в результате проблемных родов и имели один или более общих симптомов новорожденного периода.
По статистике СДВГ встречается у 3-5% детей. Из них у 30% заболевание исчезает после 14 лет, еще около 40% приспосабливаются к нему. Среди взрослых этот синдром диагностируется редко всего 1%.

У мальчиков СДВГ встречается в 3-5 раз чаще, чем у девочек. Причем у мальчиков синдром чаще проявляется непослушанием и агрессией, а у девочек невнимательностью.

Очень важно сделать диагностику СДВГ как можно раньше, чтобы синдром не укоренился в психике ребёнка, превратившись в устойчивое личностное качество. Для этого нужно всё-таки прислушаться к воспитателям и учителям, поскольку гиперактивность проявляется в обществе и общественной деятельности. Диагностируют СДВГ неврологи, остеопаты, психологи. В некоторых случаях используется компьютерная диагностика.

Для улучшения подвижности костей черепа и мозговых оболочек, ликворообмена (спинномозговой жидкости), работы мозга в целом, и ускорения созревания тех участков мозга, развитие которых задерживается, используется кранио-сакральная терапия (работа с костями черепа и крестцом), проводимая остеопатом. Особые методики, используемые остеопатом, позволяют успокоить нервную систему, увеличить приток крови к этим участкам мозга и, настроить их на правильную работу.

Лечение

На первом приеме врач ищет причину, что не так в организме: проводит визуальный осмотр, специальные мануальные тесты. Определяет проблему, находит неподвижность, ограниченность движения суставов, костей. Причин может быть множество. У людей с одинаковыми симптомами оказываются совершенно разные проблемы.

Каждая остеопатическая методика подбирается индивидуально, в зависимости от проблемы, возраста, особенностей организма пациента.

Методики остеопата:

  • артикуляционные (работа с суставами)
  • мягко-тканные (работа с фасциями – соединительными мышечными оболочками -движением рук врача, приводит к расслаблению тканей)
  • мышечно-энергетические техники (пациенту нужно двигаться, поворачиваться по алгоритму, заданному врачом)

Эти методики способствуют притоку крови, улучшению поступления питательных веществ, кислорода, выводу продуктов метаболизма, очищению.

Для лечения врачу-остеопату не нужны медицинские аппараты, таблетки или скальпель – вся сила заключается в его чутких и тренированных пальцах. Лёгкими касаниями остеопат распознает проблемные области в организме и устраняет их. Благодаря глубоким знаниям анатомии и физиологии он понимает причину проблемы, часто его руки способны найти такие отклонения, которые не улавливают даже медицинские аппараты, это и внутреннее напряжение мышц и связок, нарушения ритмичности в работе отдельных органов.

Остеопатия рассматривает болезнь не как поражение одного органа или системы, а как поражение организма в целом. Симптом болезни является выражением потери микроподвижности и функции на уровне какой-либо структуры.

Сверхчувствительности пальцев остеопат достигает годами тренировок: хороший специалист может нащупать человеческий волос через 20-30 листов бумаги. Цель остеопата — найти и устранить первопричину болезни, даже если это падение с велосипеда в трёхлетнем возрасте или вывих голеностопного сустава в выпускном классе. Почти неощутимыми, абсолютно безболезненными движениями рук врач снимает многолетнее напряжение мышц, восстанавливает подвижность суставов и тканей в пострадавшей области, зачастую навсегда избавляя человека от страданий.

Один сеанс остеопата длится до 30 минут, периодичность и количество сеансов определяется индивидуально с врачом, в среднем бывает достаточно 5-10 процедур.

Нарушения высших психических функций при ДЦП

Детский церебральный паралич — прогрессирующее заболевание нервной системы, характеризующееся не только грубыми двигательными расстройствами (невозможность ходить, стоять, сидеть, выполнять движения конечностями), но и задержанным общим психическим развитием разной степени выраженности.

Причиной развития ДЦП чаще всего являются различного характера патологические воздействия на мозг ребенка в последние недели внутриутробного развития, во время родов или в первые недели жизни.

Классификация

В настоящее время в нашей стране чаще других используется классификация ДЦП, предложенная К. А. Семеновой, согласно которой можно выделить 5 основных форм ДЦП:

  • Спастическая диплегия (болезнь Литтля), характеризуется наличием спастических парезов во всех конечностях, при этом руки поражены значительно меньше, чем ноги.
  • Большинство детей имеет благоприятный прогноз в психическом развитии и положительную динамику в физическом развитии.
  • Гемипаретическая форма, характеризуется спастическими парезами верхних и нижних конечностей на одной стороне тела (правой или левой), также имеет благоприятный прогноз развития высших психических функций (восприятия, речи, мышления и др.) и физического состояния.
  • Гиперкинетическая форма, основными симптомами которой являются снижение мышечного тонуса и гиперкинезы, то есть непроизвольные насильственные движения разных групп мышц в состоянии бодрствования ребенка. При этой форме ДЦП большая часть детей достаточно успешно развиваются в психическом отношении, но менее успешно — в моторном.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка, поэтому основные симптомы при данной форме течения ДЦП являются нарушение равновесия, координации движений, часто — сниженный мышечный тонус. Если данная форма ДЦП не сочетается с другими расстройствами, то дети не имеют значимых отклонений процесса развития психических функций, а двигательные симптомы зачастую компенсируются с возрастом.
  • Двойная гемиплегия — возникает при обширных поражениях головного мозга, представлена тетрапарезом, где грубо поражены и верхние и нижние конечности. Наиболее сложная для проведения абилитационных мероприятий форма ДЦП, отмечаются значительные нарушения и психического и физического развития.

Нарушения

В целом для детей, страдающими разными формами ДЦП в большей степени характерны следующие нарушения развития высших психических функций:

  • Во-первых, вследствие сенсорной депривации у детей отмечаются нарушения разных видов чувствительности — нарушения осязания, слухового восприятия, зрительного восприятия (в том числе из-за нарушений функций глазодвигательного аппарата), недоразвитие зрительно-пространственного восприятия, зрительно-предметного гнозиса.
  • Во-вторых, для таких детей характерно снижение нейродинамики протекания психических процессов, что выражается в повышенной утомляемости, замедленности переключения психических процессов, низком уровне концентрации внимания, выраженных нарушениях различных видов памяти, низкой познавательной активности, снижении интеллектуальных функций.
  • Наконец, особой спецификой отличается развитие речевых функций таких детей, так как на развитие речи негативно влияет не только повреждения или недоразвитие определенных отделов коры головного мозга, регулирующих речевую деятельность, но и патологические тонические рефлексы, которые негативно влияют на способность ребенка к артикуляции звуков, голосовой активности, звукопроизношению.

Что делать?

Однако, даже при тяжелых формах течения ДЦП детям в некоторой степени доступны ограниченные возможности социализации и обучения, при этом необходим комплексный подход в процессе абилитации детей, что достигается совместной работой врачей неврологов, детских психиатров, специалистов в области ортопедии, ЛФК, нейропсихологов, логопедов, дефектологов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: