\

Динамика физического развития детей города Москвы за десять лет

Оценка физического развития детей среднего и старшего школьного возраста: анализ результатов одномоментного исследования

Полный текст:

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список литературы
  • Cited By

Аннотация

Обоснование. Физическое развитие — один из ведущих критериев состояния здоровья детей. Индекс массы тела (ИМТ) является достоверным признаком нарушений физического развития. Особую ценность имеет возможность диагностирования детского ожирения, представляющего собой значимую проблему современного здравоохранения. Цель исследования — оценка распространенности ожирения, избыточной и недостаточной массы тела среди учащихся образовательных организаций в возрасте 11 и 15 лет в регионах Российской Федерации (РФ). Методы. Данные сформированы на основании проспективной оценки скрининга детей. Всего обследованы 2540 детей, в исследование включены данные 2023 школьников обоего пола 11 и 15 лет. Оценка расчета ИМТ производилась по таблицам SDS и центильным шкалам (ВОЗ, 2007). Результаты. При оценке индекса массы тела по SDS у мальчиков 11 лет в регионах России ожирение зафиксировано в 18,6% случаев, избыток массы тела — в 15,4%, недостаток массы тела — в 5,4%. Среди мальчиков 15 лет ожирение было выявлено в 10% случаев, избыточная масса — в 11,5%, недостаток массы — в 8,5%. Среди девочек 11 и 15 лет ожирение установлено в 9,2 и 3,6%, избыточная масса — в 14,3 и 10,5%, недостаток — в 10,5 и 8,9% случаев соответственно. Заключение. В РФ выявлены случаи недостаточной или избыточной массы тела, однако эти показатели не превышают число детей с нормальными параметрами. Отмечается высокая доля мальчиков с ожирением преимущественно за счет 11-летних. Девочек с ожирением в возрасте 11 лет больше, чем в 15.

Л.С. Намазова-Баранова — получение исследовательских грантов от фармацевтических компаний Пьер Фабр, Genzyme Europe B. V., ООО «Астразенека Фармасьютикалз», Gilead / PRA «Фармасьютикал Рисерч Ассошиэйтс СиАйЭс», Teva Branded Pharmaceutical products R&D, Inc / ООО «ППД Девелопмент (Смоленск)», «Сталлержен С. А.» / «Квинтайлс ГезмбХ» (Австрия).

С.Г. Макарова — научный консультант по вопросам питания компании «Нутриция».

Остальные авторы отрицают конфликт интересов.

Ключевые слова

Об авторах

Елецкая Ксения Александровна, аспирант лаборатории оценки состояния здоровья детей и качества медицинской помощи

Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский пр-т, д. 2/2, тел.: +7 (495) 967-14-20

Список литературы

1. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации / Под ред. А.А. Баранова, В.Р. Кучмы. — Сборник материалов. Вып. VI. — М.: ПедиатрЪ; 2013. [Fizicheskoe razvitie detei i podrostkov Rossiiskoi Federatsii. Ed by Baranov A.A., Kuchmа V.R. (Proceedings collection) Issue VI. Moscow: Pediatr; 2013. (In Russ).]

2. Ходжиева М.В., Скворцова В.А., Боровик Т.Э., и др. Современные взгляды на развитие избыточной массы тела и ожирения у детей. Часть I // Педиатрическая фармакология. — 2015. — Т.12. — №5 — С. 573–579. [Khodzhiyeva MV, Skvortsova VA, Borovik TE, et al. Contemporary views on development of excess body weight and obesity in children.Part I. Pediatric pharmacology. 2015;12(5):573–579. (In Russ).] doi: 10.15690/pf.v12i5.1460.

3. Park MH, Falconer C, Viner RM, Kinra S. The impact of childhood obesity on morbidity and mortality in adulthood: a systematic review. Obes Rev. 2012;13(11):985–1000. doi: 10.1111/j.1467- 789X.2012.01015.x.

4. World Health Organization. WHO child growth standards: methods and development [Internet]. Geneva: World Health Organization; 2006 312 p. [cited 2018 Aug 15]. Available from: http://www.who.int/childgrowth/standards/technical_report/en/.

5. Branca F, Nikogosian H, Lobstein T, editors. The challenge of obesity in the WHO European Region and the strategies for response. Copenhagen, Denmark: WHO; 2007. 408 p.

6. Wang Y, Monteiro C, Popkin BM. Trends of obesity and underweight in older children and adolescents in the United States, Brazil, China, and Russia. Am J Clin Nutr. 2002;75(6):971–977. doi: 10.1093/ajcn/75.6.971.

7. Распоряжение Правительства РФ №1090-р от 02.06.2016 г. [Government Executive Order №1090-r dated June 02, 2016. (In Russ).] Доступно по: http://government.ru/docs/all/106855/. Ссылка активна на 12.08.2018.

8. www.who.int [Internet]. Growth reference 5-19 years. BMI-forage (5-19 years). 2007 [cited 2018 Jul 9]. Available from: http:// www.who.int/growthref/who2007_bmi_for_age/en//.

9. Рекомендации по диагностике, лечению и профилактике ожирения у детей и подростков. — М.: Практика; 2015. — 135 с. [Rekomendatsii po diagnostike, lecheniyu i profilaktike ozhireniya u detei i podrostkov. Moscow: Praktika; 2015. 135 p. (In Russ).]

10. who.int [интернет]. Ожирение и избыточный вес [доступ от 21.08.2018]. [Obesity and overweight. (In Russ).] Доступ по ссылке http://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/obesityand-overweight.

11. Медведев Л.Н., Кашкевич Е.И., Демидова Т.В., Чмиль И.Б. Физическое развитие детей 7–17 лет Сибирского региона // Новые исследования. — 2011. — №1 — С. 77–82. [Medvedev LN, Kashkevich EI, Demidova TV, Chmil’ IB. Fizicheskoe razvitie detei СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 7–17 let sibirskogo regiona. Novye issledovaniya. 2011;(1):77–82. (In Russ).]

12. Красноперова О.И., Смирнова Е.Н., Чистоусова Г.В., и др. Факторы, способствующие формированию ожирения у детей и подростков // Ожирение и метаболизм. — 2013. — Т.10. — №1 — С. 18–21. [Krasnoperova OI, Smirnova EN, Chistousova GV, et al. Determinants of obesity in children and adolescents. Obesity and metabolism. 2013;10(1):18–21. (In Russ).]

13. Вербовой А.Ф., Долгих Ю.А., Митрошина Е.В. Некоторые аспекты патогенеза пубертатного ожирения // Практическая медицина. — 2014. — №9 — С. 42–46. [Verbovoy AF, Dolgikh YuA, Mitroshina EV. Some aspects of the pathogenesis of pubertal obesity. Prakticheskaya meditsina. 2014:(9):42–46. (In Russ).]

14. Маринова Л.Г., Саввина Н.В., Климова Т.М. Динамика заболеваемости ожирением детей и подростков Республики Саха (Якутия) за 2001–2010 гг. // Вопросы питания. — 2015. — Т.84. — №S3 — С. 134. [Marinova LG, Savvina NV, Klimova TM. Dinamika zabolevaemosti ozhireniem detei i podrostkov Respubliki Sakha (Yakutiya) za 2001–2010 gg. Problems of nutrition. 2015:84(S3):134. (In Russ).]

15. Шквирина О.И., Трохимчук Л.Ф., Хасанова Н.Н., и др. Динамика функционального состояния организма подростков 12–13 лет как критерий адаптации к образовательной среде // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. — 2014. — №1 — С. 59–66. [Shkvirina OI, Trokhimchuk LF, Khasanova NN, et al. Dynamics of a functional condition of an organism of 12–13 year-old juveniles as a criterion for adaptation to the educational environment. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4: Estestvenno-matematicheskie i tekhnicheskie nauki. 2014;(1):59–66. (In Russ).]

16. Флянку И.П., Оглезнев Г.А., Приешкина А.Н. Характеристика физического здоровья школьников 12–14 лет в зависимости от уровня двигательной активности // Омский научный вестник. — 2013. — №1 — С. 103–105. [Flianku IP, Ogleznev GA, Prieshkina AN. Estimation of schoolboys’ physical health of aged 12–14 depending on level of impellent activity. Omskii nauchnyi vestnik. 2013:(1):103–105. (In Russ).]

17. WHO child growth standards: growth velocity based on weight, length and head circumference: methods and development [Internet]. Geneva: WHO; 2009. 242 p. [cited 2018 Aug 27]. Available from: http://apps.who.int/iris/handle/10665/44026.

18. who.int [Internet]. Child growth standards. WHO Anthro (version 3.2.2, January 2011) and macros [updated 2017 Nov 22; cited 2018 Apr 27]. Available from: http://www.who.int/childgrowth/ software/en/.

19. who.int [Internet]. Growth reference 5–19 years. Application tools. WHO AnthroPlus software [updated 2013 Oct 16; cited 2018 Apr 27]. Available from: http://www.who.int/growthref/tools/en/.

Для цитирования:

Намазова-Баранова Л.С., Елецкая К.А., Кайтукова Е.В., Макарова С.Г. Оценка физического развития детей среднего и старшего школьного возраста: анализ результатов одномоментного исследования. Педиатрическая фармакология. 2018;15(4):333-342. https://doi.org/10.15690/pf.v15i4.1948

For citation:

Namazova-Baranova L.S., Yeletskaya K.A., Kaytukova E.V., Маkarova S.G. Evaluation of the Physical Development of Children of Secondary School Age: аn Analysis of the Results of a Cross-Sectional Study. Pediatric pharmacology. 2018;15(4):333-342. (In Russ.) https://doi.org/10.15690/pf.v15i4.1948


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

1.Основные статистические закономерности физического развития детского на­селения и их практическое применение в гигиене детей и подростков.

Под терминам «физическое развитие детей и подростков понимают состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития — биологический возраст.

Физическое развитие ребенка в каждый период жизни — это ком­плекс морфофункциональных свойств, характеризующих возраст достигнутого биологического развития и физическую дееспособность (работоспособность) детского организма.

Термин «физическое развитие» отражает не моментальную харак­теристику состояния (развития), а динамику процесса. С эих пози­ций физическое развитие понимается как процесс обусловленных возрастом изменений размеров тела, телосложении, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма.

Физическое развитие детей и подростков характеризуется слож­ным и многообразным комплексом признаков. При изучении физического развития наиболее часто используют только основные соматометрические показатели — длину и массу тела, окружность грудной клетки. Форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мус­кулатуры, жироотложение, эластичность кожи, половое созревание относятся к соматоскопическим показателям. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сжатия кисти рук — функциональные, физиометрические, показатели.

Читайте также  Исследование спинномозговой жидкости у детей

Все эти показатели учитываются при оценке физического разви­тия детей и подростков, которая должна проводиться комплексно.

На всем этапе созревания (от момента рождения до полной зрелос­ти) рост и развитие организма протекают в соответствии с объективно существующими законами:

неравномерность темпа роста и развития;

неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность);

обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм);

биологическая надежность функциональных систем и организма в целом;

генетическая обусловленность роста и развития;

обусловленность роста и развития средовыми факторами;

эпохальная тенденция и цикличность процессов роста и развития детской популяции (секулярный тренд, акселерация, ретардация роста и развития).

2.Динамика физического развития детей и подростков в России (основные эта­пы)

Наивысшие приросты тотальных размеров и физиометрических показателей детей и подростков отмечены в 1970-е гг. С 1980-х гг. регистрируется уменьшение функциональных показателей, с 90-х — снижение приростов морфологических показателей, стабилизация показателей полового созревания. В настоящее время завершена акселерация и отмечается переход к ретардации (замедление) процесса роста и развития детского организма. Это в значительной степени связано с осуществляющимися в стране бурными социально-экономическими преобразованиями, которые отразились на всех сторонах жизнеде­ятельности детей и подростков.

Почти в 3 раза увеличилось в популяции количество низко­рослых детей: от 0,5 до 4%.

На пике акселерации возраст появления менархе составлял 12 лет 6 мес — 12 лет 11 мес, а в настоящее время — 13 лет — 13 лет 5 мес.

В современной популяции школьниц увеличивается процент деву­шек, отстающих по биологическому возрасту от календарного. Так, среди 13-14-летних девочек их 32%, среди 15-16-летних — 25%, среди 17-18-летних — 22%. Это является неблагоприятным прогностическим признаком в плане дальнейшего ухудшения физического развития и репродуктивного здоровья детей. Об этом свидетельствует и сокра­щение в популяции числа девушек с ранним появлением менархе — до 12,5 лет (за последние 10 лет с 33 до 10%).

Децелерация физического развития сопровождается снижени­ем функциональных возможностей школьников. Так, за последние 20 лет у московских школьников уменьшились сила сжатия кисти примерно на 18-20% и ЖЕЛ — на 15%.

Достоверных различий в численности детей, имеющих соответс­твующее возрасту развитие, в регионах не выявлено. Число их соста­вило 56—71% в Приполярье и 60-70% в Центральном регионе.

Регистрируется тенденция к сокращению числа детей с гармонич­ным развитием и увеличению числа детей, имеющих дисгармонич­ный статус.

Оценка физического развития детей и подростков является надеж­ным и ранним показателем неблагополучия в здоровье ребенка. Об этом убедительно свидетельствуют результаты совместных исследо­ваний гигиенистов со специалистами НИИ эпидемиологии и мик­робиологии РАМН связи физического развития и иммунного статуса детей.

Сопоставление показателей физического развития детей и их иммунного статуса позволило выявить определенную зависимость

Нарушение сроков возрастного развития и дисгармоничность морфологического статуса, как правило, сочетаются с отклонениями в состоянии здоровья. Чем более значительны эти нарушения, тем более серьезные заболевания диагностируются у детей.

К 1-й группе риска относятся дети с нарушением сроков возраст­ного развития при сохранении его гармоничности, а также дети, имеющие биологический возраст, соответствующий паспортному, но характеризующиеся дисгармоничностью морфологического статуса вследствие недостатка массы тела. Среди детей с нарушением сроков возрастного развития отклонения в здоровье отмечаются в ‘/3 случаев, при дефиците массы тела — в половине. Доминирующими являются заболевания носоглотки. Дети этой группы нуждаются в консульта­ции специалистов (оториноларинголог, эндокринолог) и проведении соответствующих оздоровительных мероприятий.

Во 2-ю группу риска входят дети с нарушением сроков возрастного развития, сочетающимся с дисгармоничностью морфофункционального состояния, а также дети с соответствием биологического возрас­та паспортному, но имеющие дисгармоничность развития вследствие избытка массы тела. У значительной части детей с дефицитом массы тела обнаруживаются хронические заболевания: тонзиллит, ревма­тизм, хроническая пневмония и др.; функциональные отклонения — астенический синдром, нарушения опорно-двигательного аппарата и ДР Детей с избытком массы тела нарушения здоровья отмечены в 90% случаев (различные функциональные отклонения, начальные формы ожирения и др.). Эти дети нуждаются в углубленном обследо­вании и диспансерном наблюдении.

К 3-й группе риска отнесены все дети, имеющие резкую дисгармонич­ность физического развития как при соответствии биологического уровня развития паспортному возрасту, так и при его нарушении. Практически все дети этой группы имеют хронические заболевания разной этиологии | нуждаются в амбулаторном или стационарном лечении.

Эти данные убедительно свидетельствуют о том, что физическое развитие служит важным показателем здоровья детей и подростков.

Динамика физического развития детей города Москвы за десять лет

EPA/UNEPSA IPA

Масса тела к возрасту. МАЛЬЧИКИ
От рождения до 5 лет (перцентили)

Для того чтобы наносить точки на график, необходимо понимать определенные термины, касающиеся графиков, и правила нанесения точек:

Ось Х – горизонтальная ось координат в нижней части графика, на которой указывается возраст ребенка. Необходимо нанести точки на вертикальные линии, соответствующие полному возрасту малыша.
Ось Y – вертикальная ось координат в левой части графика, на которой указывается масса тела (кг). Необходимо нанести точки на горизонтальные линии, соответствующие массе тела с максимальной точностью.
Нанесенная на график точка – точка на графике, в которой пересекаются прямая, идущая от соответствующего показателя измерения на оси Х (возраста), и прямая от показателя измерения на оси Y (масса тела, кг).

Оценка физического развития

Разберем пример

Масса тела девочки в возрасте 6 месяцев составляет 5,5 кг. Воспользуемся графиком «Масса тела к возрасту»: точка на графике находится ниже красной кривой, значит у ребенка недостаточная масса тела и необходимо срочно обратиться за консультацией к врачу-педиатру.

Длина тела/рост к возрасту. МАЛЬЧИКИ
От рождения до 5 лет (перцентили)

Для того чтобы наносить точки на график, необходимо понимать определенные термины, касающиеся графиков, и правила нанесения точек:

Ось Х – горизонтальная ось координат в нижней части графика, на которой указывается возраст ребенка. Необходимо нанести точки на вертикальные линии, соответствующие полному возрасту малыша.
Ось Y – вертикальная ось координат в левой части графика, на которой указывается длина тела/рост (см). Необходимо нанести точки на горизонтальные линии, соответствующие длине тела/росту с максимальной точностью.
Нанесенная на график точка – точка на графике, в которой пересекаются прямая, идущая от соответствующего показателя измерения на оси Х (возраста), и прямая от показателя измерения на оси Y (длина тела/рост, см).

Оценка физического развития


Разберем пример

Рост мальчика в возрасте 2-х лет составляет 88 см. Воспользуемся графиком «Длина тела/рост к возрасту»: точка на графике располагается на уровне 50-го перцентиля, соответственно, рост ребенка находится в пределах средних значений для его возраста.

Масса тела к длине тела. МАЛЬЧИКИ
От рождения до 2-х лет (перцентили) От 2 до 5 лет (перцентили)

Масса тела к длине тела/росту

Для того чтобы наносить точки на график, необходимо понимать определенные термины, касающиеся графиков, и правила нанесения точек:Ось Х – горизонтальная ось координат в нижней части графика, на которой указывается длина тела/рост ребенка (см). Необходимо нанести точки на вертикальные линии, соответствующие полному возрасту малыша.
Ось Y – вертикальная ось координат в левой части графика, на которой указывается масса тела (кг). Необходимо нанести точки на горизонтальные линии, соответствующие массе тела с максимальной точностью.
Нанесенная на график точка – точка на графике, в которой пересекаются прямая, идущая от соответствующего показателя измерения на оси Х (длина тела/рост, см), и прямая от показателя измерения на оси Y (масса тела, кг).

Физическое развитие ребенка до 1 года

Содержание:

Сегодня я предлагаю обсудить физическое развитие ребенка до 1 года. Считается, что это одна из наиболее значимых тем в жизни малыша первого года жизни. За какие-то 12 месяцев кроха вырастает в полтора раза и прибавляет в массе трехкратно! Ни в какой другой период своей жизни человек не повторит эти прибавки. Поэтому именно показатели физического развития являются в первые 12 месяцев основным сигналом для родителей и наблюдающего малютку педиатра, что либо все в порядке, либо чему-то нужно уделить особое внимание.

Разумеется, каждый ребенок уникален. И то, как он будет расти и набирать массу, зависит не только от питания и других условий жизни, но и от наследственных данных. Но в то же время существуют определенные правила и нормы развития ребенка первого года жизни. На них остановимся поподробнее.

Основными оцениваемыми педиатрами показателями являются:

— соотношение роста и массы.

Читайте также  Какое значение имеет наличие антитиреоидных антител у детей?

Для гармоничного роста малыша есть свои правила и законы :

Рост — отражение благополучия организма в целом. Замедление скелетного роста сопровождается задержкой нарастания объема и созревания мышц, сердца и других внутренних органов.

Скорость роста замедляется с возрастом. Наивысшие темпы прибавки длины тела характерны для внутриутробного развития. Чуть медленнее — первые месяцы жизни.

Увеличение длины тела происходит скачками. Для ребенка характерна не только «сезонная» динамика, но и чередование периодов «вытяжения» (вырастания) и «округления» (набора массы тела).

Более интенсивно растут части тела, наиболее удаленные от головы. Именно этот факт позволяет в итоге приблизить пропорции малыша к взрослым соотношениям.

Как правильно провести измерения

Лучше это делать с помощником, который будет придерживать малютку так, чтобы лопатки, крестец и пятки касались ровной поверхности, на которой лежит ребенок. В первые месяцы жизни, возможно, понадобится легкое надавливание на колени ребенка для полного распрямления ножек. Замеры производятся ростомером либо сантиметровой лентой.

Как оценить полученный результат:

можно использовать прибавки роста по месяцам:

1–3 месяцы — по 3 см ежемесячно;

4–6 месяцев — по 2,5 см ежемесячно;

7–9 месяцев — 1,5–2 см ежемесячно;

10–12 месяцев — 1 см в месяц.

Несложно подсчитать, что за первый год жизни малютка вырастает в среднем на 25 см;

врачи используют центильные таблицы, где каждый оцениваемый показатель сравнивается со средним в популяции. Для их создания используются замеры, полученные у большого количества детей того же возраста и пола.

Поясню на примере: для создания центильной шкалы длины тела можно выстроить в шеренгу по росту 100 обычных мальчиков возраста 1 года. Рост первых 3 ребят будет оценен как самый низкий, рост последней троицы — самый высокий. Самый встречаемый рост — от 25 до 75 см. Если записать длину тела по частоте встречаемости в виде таблицы — получится центильная шкала оценки длины тела у мальчиков 1 года.

То есть, используя центильные таблицы, вы сравниваете рост своего ребенка со среднестатистическими показателями, характерными для вашего пола и возраста. Соответственно, если показатель попадает в средний интервал (25—50—75%), рост вашего малыша совпадает с большинством здоровых детей того же пола и возраста. Зоны внимания, где желательно обращение к педиатру, — это 0—3—10%, 90—97—100%.

Масса тела

Особенностями этого показателя являются:

Чувствительность и лабильность. Масса тела маленького может меняться под влиянием различных условий даже в течение дня. Зависимость этого показателя от изменений в питании, окружающих условий, самочувствия ребенка позволяет использовать его для оценки текущего состояния организма.

Для новорожденного крохи характерна физиологическая потеря массы тела — и это тоже нужно принимать во внимание. В первые дни после рождения малютка выделяет кал, накопившийся внутриутробно, — меконий. Небольшие потери массы также идут за счет испарения жидкости кожей и подсыхания пуповинного остатка. Общая потеря массы младенцем может составить до 6–8%. Вес при рождении восстанавливается только к 10-му дню.

Как правильно провести измерения

Желательно пользоваться электронными весами, способными зафиксировать вес ребенка, двигающего ручками и ножками. Обязательно нужно учесть вес пеленки, которую вы подкладываете под малыша. И, пожалуйста, проводите взвешивание с частотой не более чем 1 раз в неделю! Малыш набирает вес неравномерно, периодами. И когда масса тела заметно меняется, следует на забывать перейти на новый размер подгузника. Подобрать нужный размер подгузника для вашего крохи вам поможет размерная сетка подгузников Huggies ® Elite Soft — линейка для малышей с самого рождения — мягкие и комфортные с новым супермягким слоем SoftAbsorb, впитывающим жидкий стул и влагу за секунды.

Самым маленьким — Elite Soft для новорожденных — нежные, как мамины прикосновения. Деткам постарше, с 5 кг — Elite Soft для малышей от 3-х месяцев. А для мальчиков и девочек от 7 кг, отлично подойдут трусики-подгузники Huggies ® , комфортные и эластичные, дающие вашему непоседе настоящую свободу движения и чувство защищенности. Эти трусики имеют еще одно преимущество: они надеваются через ножки так же легко, как и настоящие трусики. И снимаются они тоже за считанные секунды, благодаря специальным застежкам на боковинках.

Как оценить полученный результат взвешивания:

можно воспользоваться готовыми прибавками массы. За первый месяц младенец, в среднем, набирает 600 грамм;

2 месяц — 800 грамм;

3 месяц — 800 грамм;

4 месяц — 750 грамм;

5 месяц — 700 грамм;

6 месяц — 650 грамм;

7 месяц — 600 грамм;

8 месяц — 550 грамм;

9 месяц — 500 грамм;

10 месяц — 450 грамм;

11 месяц — 400 грамм;

12 месяц — 350 грамм.

Таким образом, можно заметить, что удвоение массы тела происходит в возрасте около 4,5 месяцев, утроение — к году;

второй способ — центильные таблицы. Способ оценки — тот же, что и для роста. Совпадение массы тела вашего ребенка с показателем, находящимся в коридоре 25—50—75% подтверждает то, что с ребенком все в порядке. Если масса тела вашего малыша сравнима с показателями из крайних коридоров (0—3—10% или 90—97—100%) — есть повод обсудить это с педиатром.

Соотношение роста и массы

Этот показатель используется для оценки индивидуальных особенностей развития ребенка. Еще одна центильная таблица показывает отношение массы к росту вне зависимости от возраста ребенка. Именно эта таблица — прекрасная возможность «реабилитировать» всех «дюймовочек» и «великанов».

Поясню: у каждого ребенка свой темп развития: медленный, средний, быстрый. В педиатрии эта обобщенная оценка темпа роста малыша называется «соматотип»: микро, мезо- и макро в зависимости от показателей. Соответственно, показатели роста и массы ребенка с медленным темпом развития («микросоматотип») будут находиться в коридоре 0—3—10%. Масса и рост ребенка с «макросоматотипом» будет сравнима с 90—97—100% коридором.

Зато при сопоставлении результатов измерения таких детей с центильной таблицей соотношения роста и массы определяется вполне гармоничное развитие ребенка: именно его масса соответствует его росту (коридор 25—50—75%).

Окружность головы

Этот показатель определяет не только пропорциональность развития, но и благополучие со стороны развития центральной нервной системы.

Как правильно провести измерения

Измерение проводится сантиметровой лентой, которая проходит по надбровным дугам и затылку. Желательно, чтобы измерения проводил всегда один и тот же человек.

Как оценить полученный результат:

прибавки в окружности головы составляют в возрасте от 1 до 6 месяцев — 1,5 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — 0,5 см в месяц;

вариант второй — центильные таблицы.

Окружность груди

Показатель является вспомогательным, используется для оценки пропорциональности развития.

Как правильно провести измерения

Измерение проводится сантиметровой лентой, которая проходит сзади по нижним углам лопаток, спереди — по нижним краям околососковых кружков.

Как оценить полученный результат:

прибавки в окружности груди составляют в возрасте от 1 до 6 месяцев — 2 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — 0,5 см в месяц;

вариант второй — центильные таблицы.

У каждого человека свое представление о том, как должен выглядеть маленький ребенок. И оно не всегда совпадает с понятием «здоровый малыш». Румяный пупс в «перетяжках» — классический образ младенца, греющий душу не одному поколению бабушек, — на самом деле может свидетельствовать об избытке массы тела и, как следствие, наборе специфических заболеваний в будущем.

Получая результаты измерений вашего ребенка, вспомните о его индивидуальных особенностях. Малыш, родившийся с весом 2900 и ростом 48 см, в годовалом возрасте будет, скорее всего, отличаться от крепыша с массой при рождении 4200 и ростом 56 см. И это нормально. Бесконечное разнообразие людей на нашей планете — это, действительно, здорово!

Изучение динамики основных показателей физического развития детей и подростков, юношей и девушек. Индивидуализирующим методом.
статья по физкультуре на тему

За последние годы вопросы физического воспитания все больше привлекают внимание педагогической медицинской и родительской общественности. Установлено, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, их гармонического развития, повышения работоспособности организма и совершенствования функциональных возможностей. (И.Т. Иванов 2002).

Научными исследованиями (З.И. Кузнецовой, 1975; Ф.Г. В.М. Борисовой авт. 1992; А.В. Склярова, 1992; В.М. Минбулатов и авт. 1992 и др.) при дифференцированном подходе в изучении физического развития учащихся городских и сельских школ, выявлено преимущество последних (Е.П. Радин 1924). Выявленные возрастные особенности физического развития школьников сельской местности обусловленные, с одной стороны влиянию социально-бытовой среды, а с другой — систематическими занятиями физическими упражнениями на обязательных школьных уроках, а также иных форм физического воспитания в режиме дня.

Скачать:

Вложение Размер
statya.doc 85.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Изучению физического развития подрастающего поколения в нашей стране, на всем ее историческом отрезке времени уделяется достаточно пристальное внимание. Государство, на всем протяжении жизни детей от рождения и заканчивая пребыванием их во всех структурах образовательных учреждений берет на себя заботу о постоянном улучшении здоровья населения.

Принятое в стране диспансерное обслуживание, и детей, подростков, юношей и девушек, взрослого населения позволяет прослеживать рост и развитие человека с момента его рождения. По выражению Н.А. Семашко, “по всему пути ребенка охраняется его здоровье”. Систематическое изучение физического развития подрастающего поколения позволило установить средние показатели тотальных размеров тела, характерные в определенный отрезок времени для различных возрастно-половых и национальных групп. Динамические наблюдения за физическим развитием детей и подростков проводятся в различных населенных пунктах. Один из ведущих теоретиков учения о физическом развитии человека В. В. Бунак (1960) считает, что развитие это комплекс морфофункциональных свойств, определяющих запас физических сил организма. Особое внимание он обращает на «закономерные взаимосвязи изменчивости, как структурных признаков, так и функциональных.

Без установления этих закономерностей невозможно, дать морфофизиологическую характеристику группы или индивидуума», стандарты физического развития школьников, полученные в результате этих исследований, являются исходными для разработки оценочных таблиц, характеризующих физическое развитие учащихся в конкретном возрастном периоде. Полученные средние показатели оценочных таблиц могут быть использованы как стандарты научными и практическими специалистами для индивидуальной оценки физического развития учащихся и для отбора в спортивные секции. (Л.Н. Терентьева 1971, Т.Н. Коваль 1958).

За последние годы вопросы физического воспитания все больше привлекают внимание педагогической медицинской и родительской общественности. Установлено, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, их гармонического развития, повышения работоспособности организма и совершенствования функциональных возможностей. (И.Т. Иванов 2002).

Научными исследованиями (З.И. Кузнецовой, 1975; Ф.Г. В.М. Борисовой авт. 1992; А.В. Склярова, 1992; В.М. Минбулатов и авт. 1992 и др.) при дифференцированном подходе в изучении физического развития учащихся городских и сельских школ, выявлено преимущество последних (Е.П. Радин 1924). Выявленные возрастные особенности физического развития школьников сельской местности обусловленные, с одной стороны влиянию социально-бытовой среды, а с другой — систематическими занятиями физическими упражнениями на обязательных школьных уроках, а также иных форм физического воспитания в режиме дня.

Методы изучения физического развития учащихся, как и всякие другие методы исследования, определяются стоящими задачами исследования. Успех исследования зависит от того, насколько удачно выбран метод, а использованные методики точны и соответствуют задачам исследования.
В задачи настоящего исследования входило: выявить влияние социальных
факторов на уровень физического развития подрастающего поколения; получить материалы, позволяющие судить о закономерностях роста и сдвигах в физическом развитии учащихся в зависимости от меняющихся внешних условий жизни; показать величины этих сдвигов и их динамику. Для решения поставленных задач необходимо было собрать данные, отражающие динамику физического развития учащихся, и получить средние групповые величины основных показателей их физического развития путем одновременного изучения различных возрастных групп. Этот метод носит название генерализирующего метода изучения физического развития человека. Впервые он был применен бельгийским ученым А. Кетле с целью изучения закономерностей роста человека. Изучение генерализирующим методом физического развития различных социальных групп населения, началось в конце ХIХ века. Сущность генерализирующего метода состоит в том, чтобы найти законы развития организма на основании массовых наблюдений детей разного возраста. (В.М. Зациорский и авт. 1969)

В России также изучение физического развития учащихся генерализирующим методом проводилось многими врачами и педагогами. Совершенно ясно, что с тех пор коренным образом изменились не только способы отбора данных генерализирующим методом, но и в особенности обработка этих данных. Заслуга советских ученых состояла в том, что в СССР была унифицирована методика изучения физического развития человека. В составлении групповых стандартов физического развития на основании генерализирующего метода исследования советские авторы исходили из «понимания физического развития как очень сложного явления, связанного в своих вариациях со многими разнообразными факторами: социальными, экономическими, географическими, бытовыми и пр.» (В.В. Бунак, 1962). Оценка физического развития населения проводится с помощью вариационно-статистического анализа. Оценка динамики физического развития школьников производилась путем сопоставления средних основных показателей их физического развития, а также на основании сравнения процентного распределения учащихся с физическим развитием средним, выше среднего и ниже среднего. Это характеризовало уровень физического развития — качественные градации, установленные по средним величинам тотальных размеров тела (Б.А. Никитюк 1978; В.М. Баршай 1987, В.П. Филин 1982, Н.Л. Фомин 1982, Т.Ю. Крунцевич 1985).

Изучение динамики основных показателей физического развития детей и подростков, юношей и девушек, проведенное генерализирующим методом, выявило определенные закономерности роста. Уже давно была установлена большая изменчивость основных показателей физического развития учащихся в пределах каждой возрастно-половой группы. Наиболее резко она выявлялась в период полового созревания подростков. Отмеченная вариабельность основных признаков физического развития соответствовала индивидуальной изменчивости строения и топографии органов и систем у здоровых и нормальных людей. Характеристика физического развития учащихся, полученная генерализирующим методом исследования, отражена в работе Д.И. Арона (1956). А.Г. Цейтлина 1963), А.Б. Ставицкой (1959) и др. Применение математического анализа позволило В. В. Бунаку обосновать ряд положений о закономерностях роста человека, которые нашли отражение в последующих работах (П. Н. Башкиров (1962), Д.П. Бунимович (1954), Н. С. Смирнова (1962), В. С. Соловьева (1964), А. М. Урысон (1962) и др.). В работах этих авторов имелись указания на то, что при росте тотальных размеров тела, выведенные на основании генерализирующего метода исследования, не отражали действительного процесса их изменения. Это происходило вследствие искусственного сглаживания или как бы усреднения приростов морфологических показателей.

А.О. Карнацкий (1946) параллельно с генерализирующим методом, впервые применила метод индивидуализирующего, длительного наблюдения и убедительно показала разницу в абсолютных скоростях роста морфологических признаков в пользу индивидуализирующего, как более дифференцированного, и длительного индивидуального наблюдения за испытуемыми.

Физическое развитие человека в онто — и филогенезе зависит от унаследованных особенностей и от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Таким образом, под физическим развитием человека понимается комплекс морфофункциональных свойств организма, определяющих массу, плотность, форму тела, его структурно-механические качества. (С.В. Хрущев 1980)

Каждому периоду жизни растущего человека (грудному, детскому, подростковому, юношескому) свойственны определенные соотношения в интенсивности роста отдельных частей тела и его органов.
При оценке физического развития детей и подростков обычно учитывают следующие показатели: а) соматометрические — длина и вес тела, окружность грудной клетки, длина туловища и конечностей; б) стоматоскопические — форма грудной клетки, спины, ног, стопы; осанка, рельеф и упругость мускулатуры, жироотложение, эластичность кожи, окраска слизистых, половое созревание; в) физиометрические — жизненная емкость легких, сила сжатия кисти руки и др. (Х. Бубе, Г. Фек, 1968)

Систематическое изучение динамики физического развития,
а также анализ физического развития школьников, принадлежавших к различным социальным классам, выявили зависимость физического развития человека от факторов внешней среды, социально-бытовых условий и климатогеографических зон. При сравнении данных различных исследований, проведенных генерализирующим методом в одни и те же годы, оказалось, что четкая закономерность в возрастной динамике приростов не выявлялась. Величина приростов была получена путем вычисления разности между среднегодовыми данными двух смежных возрастно-половых групп. Средние величины годичных приростов значительно варьировали, что можно было объяснить неравенством интервалов наблюдения, разным соотношением в группе возрастных подгрупп и т.д. Однако это и подтвердило мнение о том, что годичные приросты, полученные по таблицам стандартов, благодаря их вариабельности, не могли давать достаточно точных представлений о средней величине прироста. Наблюдавшуюся неравномерность годичных прибавок можно несколько сгладить, если вычислять не годичные приросты, а группировать данные. Следует брать больший отрезок времени — в 2—З года, учитывая возрастно-половые особенности учащихся по В.В. Бунаку (1960), только в этом случае возможно более или менее правильно представить закономерности прироста основных показатели физического развития.

ГОДОВОЙ ПРИРОСТ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ СРАВНЕНИИ ДВУХ СПОСОБОВ ИССЛЕДОВАНИЯ (ПО Г.П. САЛЬНИКОВОЙ)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: