\

Дифференцированные олигофрении у детей

Умственная отсталость. Классификации

В отечественной психиатрии в основу распознавания олигофрении положен клинико-психопатологический метод исследования. Главными критериями олигофрении считаются (Ковалев, 1979):

  1. своеобразная психопатологическая структура слабоумия с преобладанием слабости абстрактного мышления при меньшей выраженности нарушений предпосылок интеллекта и относительно менее грубым недоразвитием эмоциональной сферы;
  2. непрогредиентность интеллектуальной недостаточности, являющейся следствием нарушения психического онтогенеза;
  3. замедленный темп психического развития;
  4. вспомогательное значение имеет критерий нарушения социальной адаптации в детском возрасте, в частности хроническая неуспеваемость в массовой школе, вызванная главным образом интеллектуальным дефицитом ребенка.

Распространенность олигофрении в населении, по разным данным, составляет от 0,2 до 5,7%. Столь большие расхождения вызваны рядом причин. Так, в группу умственной отсталости нередко включают любые состояния нарушенного умственного развития у лиц до 18 лет, вызванные различными факторами (врожденными и/или приобретенными), включая интеллектуальный дефицит при прогредиентных нервно-психических заболеваниях (эпилепсии, шизофрении и др.). К умственной отсталости относят иногда группу пограничных форм, развитие которых связано с влиянием экстрацеребральных, в том числе социальных, факторов. Некоторое значение имеет, вероятно, гипердиагностика умственной отсталости. Нельзя исключить и роль регионального фактора (в странах с колониальным прошлым и весьма распространенным алиментарным дефицитом частота олигофрении существенно выше средне-мировых показателей). На частоту олигофрении существенное влияние оказывает практика близкородственных браков. Высокие показатели распространения олигофрении обычно получают при выборочных эпидемиологических исследованиях.

Значительная, а по некоторым данным, преобладающая часть случаев олигофрении вызвана наследственными факторами. Так, при исследовании близнецов выявлена высокая конкордантность по олигофрении у монозиготных близнецов – до 90%. У дизиготных близнецов она высока, но существенно ниже – до 40%. В первую очередь причиной олигофрении являются гаметические мутации у родителей ребенка. В меньшей степени – унаследованные от предыдущих поколений мутации.

Широко распространена и бесконтрольно воспроизводится недифференцированная олигофрения. Ее частота среди сибсов пациента составляет 13–18%, при наличии олигофрении у одного из родителей – 25–30%, олигофрении у обоих родителей – 50–70%, при олигофрении у сибса и одного из родителей – 20–40%, при олигофрении у сибса и обоих родителей – выше 90%. В браках здоровых сибсов от родителей-олигофренов вероятность появления больного потомства составляет 25%, т. е. увеличена в 25 раз.

Вторая по частоте часть случаев олигофрении возникает вследствие повреждений, заболеваний и нарушений развития ребенка во время внутриутробного периода (бласто-, эмбрио- и фетопатии): например, в результате травм, болезней, интоксикаций, стрессов, употребления некоторых медикаментов матерью. Среди олигофренов до 10% пациентов родились от матерей, страдающих алкоголизмом. Мировая статистика олигофрении, как упоминалось, в значительной степени связана с распространенным в ряде регионов планеты голоданием. По данным ВОЗ (2011), ежеминутно в мире от голода погибает 24 человека, из них 18 детей. При исследовании таких детей установлено, что масса их головного мозга при рождении не превышает 200 г, то есть является вдвое меньшей, чем у нормальных новорожденных. У выживших от голодания новорожденных, а их на порядок больше, почти со стопроцентной вероятностью в будущем выявится психиатрическая патология, представленная в широком диапазоне: от умственной отсталости до нарушений развития речи и поведения.

Третья по частоте причина развития умственной отсталости вызвана перинатальными факторами, в особенности осложненными родами (травмы мозга, кровоизлияния, ишемия мозга, гипоксия, отек мозга, гемолитическая болезнь новорожденных и др.).

Четвертая группа умственной отсталости вызвана заболеваниями и повреждениями головного мозга в первые 3 года жизни (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, гидроцефалия, общие инфекции, интоксикации, сосудистая патология, опухоли головного мозга и т. д.).

Вторая классификация олигофрении основана на степени умственного недоразвития. Традиционно различаются 3 степени (в действующей международной классификации психических расстройств – 4 степени).

Тяжелая степень умственной отсталости – идиотия (греч. idiotes – невежественный). Лучше, пожалуй, термин переводить словом «необучаемый», так как способность к научению у таких пациентов отсутствует либо минимальна. Многие из них не могут научиться прямохождению, не различают съедобное и несъедобное, близких людей и посторонних. Они не способны формировать привязанности, их эмоции недифференцированны. Речевое развитие, если оно происходит, ограничивается вокализацией, отдельными звуками, которыми чаще всего выражается эмоциональное состояние пациента. IQ при идиотии составляет от 0 до 19%. Как правило, у пациентов выявляется множество пороков физического развития. Диагностика идиотии трудностей не представляет. Причинами развития идиотии чаще являются генетические патологии (гаметопатии), бласто- и эмбриопатии. Идиотия в популяции олигофренов составляет около 5%.

Глубокая степень умственной отсталости – имбецильность (лат. imbecillus – немощный). У имбецилов может быть удовлетворительным общее двигательное развитие, некоторые из них способны формировать привязанности, чаще всего ненадежные, при настойчивом воспитании пациенты могут усваивать простые навыки (опрятности, самообслуживания, элементарного общения, повседневных действий с бытовыми предметами), научаются говорить и понимать несложную речь (если не возникает серьезного недоразвития или тяжелых повреждений участков головного мозга, ответственных за речь). Активный лексикон пациентов достигает нескольких десятков, реже – сотни-другой слов. Развивается фразовая речь, которую представляют двух-трехсловные предложения («телеграфная речь»). Мышление в своем развитии не поднимается выше наглядно-действенного, но и оно отличается бедностью – в сравнении с адекватными детьми. Чтение, письмо, счет пациентам недоступны. IQ имбецилов составляет от 20 до 39%. Причины развития имбецильности аналогичны таковым при идиотии. Имбецильность в популяции олигофренов составляет около 20%.

Умеренная и легкая степень олигофрении – дебильность (лат. debilis – слабый). Двигательное развитие пациентов может быть замедленным, но у значительной части пациентов оно приближается или соответствует норме. Умственное развитие останавливается на уровне наглядно-образного с начальными фазами развития образного мышления. Речь может быть развита достаточно для повседневного общения и бытовых нужд. Лексикон достигает порой 1000 или немногим более слов, при этом пациенты не осознают подлинное значение отвлеченных понятий, обозначаемых словами. Усваиваются несложные грамматические правила, в целом же речь изобилует аграмматизмами. Чаще, чем у детей в среднем, встречаются нарушения развития речи (артикуляции, чтения и т. д.). Познавательная потребность далее поверхностного любопытства, как правило, не развивается, исследовательская активность протекает на низком уровне. Могут формироваться надежные привязанности. Интересы и увлечения ограничиваются элементарными (в основном это физические занятия). Исключение составляют атипичные олигофрены со способностями к рисованию, музыке, танцам, пению, рукоделию, иногда с превосходной памятью, нормальным речевым и двигательным развитием.

Характерными являются дефицит способности обобщать, абстрагировать, усваивать модели или алгоритмы мышления, дефицит воображения и творческой способности. У пациентов с дебильностью обычно не возникает такого расстройства, как патологическое фантазирование, часто не бывает снов или они появляются поздно (в норме сновидения возникают в возрасте около 3 лет). Тем не менее большинство пациентов с легкой умственной отсталостью оказываются способными овладевать рядом трудовых навыков, где требуется запоминать последовательность действий с предметами, и таких профессий, как плотник, сантехник, каменщик и т. п. Пациенты легче адаптируются к жизни в сельской местности, нежели в городе. Чаще причинами развития дебильности являются наследственность (в основном, по-видимому, полигенное наследование) и относительно негрубые повреждения и нарушения развития головного мозга в дородовом периоде развития, в родах, в первые годы жизни. IQ пациентов с умеренной умственной отсталостью составляет 40–54%, с легкой умственной отсталостью – 55–69%. Дебильность в популяции олигофренов составляет до 75%. Легкая умственная отсталость диагностируется при дебильности у 60–70% пациентов.

Третья классификация олигофрении учитывает наряду с умственной отсталостью другие психические, неврологические расстройства, а также аномалии развития головного мозга. Это осложненные формы олигофрении.

Так, М.С. Певзнер (1966) выделяет пять клинических форм олигофрении: 1) неосложненную форму без выраженных нарушений эмоционально-волевой сферы и грубых выпадений функций анализаторов; 2) олигофрению, осложненную гидроцефалией; 3) олигофрению, сочетающуюся с локальными нарушениями слуха, речи, пространственного синтеза, двигательных систем; 4) олигофрению с недоразвитием переднелобных отделов головного мозга; 5) олигофрению, сочетающуюся с поражением подкорковых структур головного мозга.

С.С. Мнухин (1961) в зависимости от состояния физиологического тонуса выделяет астеническую, стеническую и атоническую формы олигофрении. Д.Н. Исаев (1976) к этим основным формам добавляет еще дисфорическую форму психического недоразвития. Число форм олигофрении может быть значительно увеличено, если принимать во внимание характер психиатрической симптоматики, состояние отдельных психологических функций, неврологические синдромы (гемипарез, экстрапирамидный синдром, мозжечковый синдром и т. д.), разнообразные аномалии строения черепа, головного и спинного мозга, внутренних органов, эндокринной сферы. В целом могут быть разграничены типичные, атипические и осложненные формы умственной отсталости.

При типичной олигофрении недоразвитие примерно в равной степени касается всех психологических функций (памяти, мышления, интеллекта, речи, привязанностей, эмоций, внимания, самоконтроля). Таких пациентов в популяции олигофренов около 30–40%.

Читайте также  Аномалии развития женских половых органов у детей

При атипической олигофрении недоразвитие одних функций сочетается с достаточным, ускоренным или даже выдающимся развитием некоторых других. Например, при врожденной гидроцефалии иногда неплохо развивается речь, в некоторых случаях синдрома Дауна формируются прочные привязанности. Встречаются олигофрены с превосходной механической памятью («календарная память»), прекрасной ассоциативной памятью, пациенты, одаренные в музыкальном плане, способные к танцам, рисованию и лепке, к мелкой ручной работе, к счету, к гимнастике, плаванию, другим видам спорта. Некоторые пациенты отличаются трудолюбием, бережным отношением к животным, природе, чего порой недостает нормальным индивидам. Атипичных олигофренов в общей массе около 20–30%, и именно они наиболее перспективны в плане обучения и социализации, особенно это касается случаев легкой умственной отсталости.

При осложненной олигофрении помимо интеллектуального недоразвития возникают другие психические расстройства. Особенно часто наблюдаются расстройства поведения, в первую очередь агрессивность в самых разных ее проявлениях, сексуальная расторможенность, склонность к воровству, побегам, вандализму, употреблению психоактивных субстанций. Нередко встречаются патологические привычки, сексуальные перверсии, речевая патология, депрессия, мания, бред преследования, галлюцинации, состояния психомоторного возбуждения, большие, малые и фокальные эпилептические припадки, состояния спутанности сознания (вызванные преимущественно нарушениями ликвородинамики, в частности окклюзионной гидроцефалией, метаболическими нарушениями, эндокринной и соматической патологией). Осложненная олигофрения составляет до 40% всех ее форм. Ее отождествление с умственной отсталостью в части случаев встречает возражения, поскольку появление таких расстройств, как, например, бреда, обманов восприятия или нарушений самоосознавания, указывает на существование весьма сложных интегративных психологических функций, чего, теоретически, при олигофрении не может быть по определению.

При осложненной олигофрении достаточно часто наблюдаются такие нарушения, как вялость, аспонтанность, апатия, торпидность психических процессов, апрозексия, дефекты речевого развития, аутизм, гиперактивность, состояния психомоторного возбуждения, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность поведения, патология пищевой потребности, снохождения и другие нарушения сна, аутоагрессия, а также врожденные или рано приобретенные рецепторопатии (главным образом снижение слуха, зрения вплоть до их отсутствия или утраты).

Кроме того, различают дифференцированные и недифференцированные формы олигофрении. В первом случае речь идет о патологии с установленной причиной развития и/или проявляющейся определенными клиническими признаками. Например, фенилкетонурия, галактоземия, токсоплазмоз и др. Во втором случае этиология умственной отсталости остается пока что неустановленной или гипотетической (чаще предполагается полигенная природа олигофрении).

Олигофрения у детей

Олигофрения — это недоразвитость психики, которая становится следствием врожденного или приобретенного в раннем возрасте заболевания головного мозга. Патология проявляет себя такими признаками, как отклонения у ребенка в психике, эмоциях и речи. Такие дети нуждаются в особом подходе к воспитанию, им сложно адаптироваться к условиям окружающего мира. В дословном переводе с древнегреческого языка “олигофрения” означает “малый ум”.

В чем причины олигофрении у детей? Какие факторы провоцируют ее развитие? Каковы симптомы олигофрении? Какие существуют степени и виды данного заболевания?

Понятие и описание недуга

Медицинское определение олигофрении звучит, как умственная задержка и неполноценное развитие психики. Самая неприятная особенность детей с олигофренией — это их сложности в общении с окружающим миром. Проблемы подобного рода связаны с тем, что патология затрагивает не только интеллектуальное и психическое развитие ребенка, но и его речь, память, эмоции и даже волю.

Олигофрению часто связывают с похожей патологией — слабоумием. Однако, эти два отклонения имеют большой ряд различий.

В чем разница между деменцией (приобретенным слабоумием) и олигофренией?

  • У дети с олигофренией уровень умственной отсталости не снижается со временем, он остается на прежнем уровне, потому что болезнь не прогрессирует. При деменции уровень развития падает.
  • У детей, страдающих слабоумием такие функции, как моторика, речь или мышление могут развиваться неравномерно. Ребенок может плохо говорить, но при этом его умственные способности растут или же наоборот. При олигофрении все функции недоразвиты в одинаковой степени.
  • В случае деменции головной мозг малыша формируется в нормальном режиме, и до определенного момента психика вместе с ним. Отклонения обнаруживаются позднее в том случае, если происходит активное влияние внешних факторов. Олигофрения изначально не дает возможности психике ребенка развиваться нормально.

Причины возникновения и провоцирующие факторы

Причинами олигофрении может стать достаточно большое количество факторов. Современные специалисты условно разделяют их на три основные группы:

  • Экзогенные — внешние
  • Эндогенные — внутренние
  • Сочетание двух вышеупомянутых.

К первой группе относятся такие такие факторы, как внутриутробные инфекции, употребление будущей матерью алкоголя и наркотических средств, родовые травмы и иммуноконфликт мамы и ребенка.

Вторая включает в себя причины генетического характера. Обычно, это патологии, связанные с обменом веществ, нарушением строения родительских клеток. Наиболее яркие примеры подобного рода факторов — это синдром Дауна и микроцефалия. В первом случае клетка организма содержит 47 хромосом вместо положенных 46-ти, а во втором размер мозга существенно меньше обычного, вследствие чего и размер черепа тоже заметно меньше, чем у сверстников.

К числу факторов, которые могут спровоцировать олигофрению у детей, можно отнести:

  • Гипоксию плода
  • Инфекционные заболевания матери в период вынашивания беременности, такие как гепатит, сифилис, токсоплазмоз или герпес.
  • Плацентарную недостаточность
  • Краснуху у мамы
  • Недоношенность
  • Токсические отравления при беременности.

Симптомы и признаки

В зависимости от возраста ребенка, олигофрения может проявлять себя по-разному.

Характерные признаки олигофрении у детей

Частые мышечные судороги, слабость и выраженные дефекты строения лица, например, плоский нос или заячья губа.

Трудности с копированием звуков, пониманием речи, обращенной к нему. Малыш не проявляет интереса к окружающему миру, к общению с ровесниками, не может повторить движение собеседника.

Дети от 1 года до 6 лет

Систематическое повторение однообразных действий, сложности в общении со сверстниками, проблемы, проявляющиеся при занятиях таких, как рисование или лепка. Неспособность концентрации внимания и т.п.

Дети школьного возраста

Проблемы с правильным пониманием получаемой информации, плохо развитая речь, недоразвитие памяти, неспособность усвоить информацию. У детей с синдромом олигофрении плохо развито образное мышление, они не способны к состраданию и проявлению эмоций.

Степени и виды патологии

Специалисты классифицируют олигофрению на 4 разновидности:

  1. Первая. Развитие этой стадии обуславливает генетическая предрасположенность. Зачастую случаи подобной стадии сопровождаются микроцефалией или синдромом Дауна, умственной отсталостью, тяжелыми заболеваниями кожи и опорно-двигательного аппарата ребенка.
  2. Вторая. Патология, возникающая в результате влияния негативных факторов — внутриутробных инфекций и тому подобных.
  3. Третья. Тип олигофрении, возникший в результате родовой травмы, гипоксии плода, менингита или черепно-мозговых травм, перенесенных в раннем возрасте.
  4. Четвертая. Патология возникла вследствие дефектов головного мозга или заболеваний, связанных с обменом веществ.

В зависимости от серьезности нарушений психического и умственного развития ребенка, олигофрения делится на 3 основные степени:

  1. Дебильность. Она подразумевает небольшую умственную отсталость. Такие дети вполне способны освоить простые арифметические действия, могут научиться жить и работать в коллективе, но проявляют полную неспособность к абстрактному мышлению и не проявляют интерес к окружающему миру.
  2. Имбецильность. Умственная отсталость выражена в умеренной степени. Малыши не способны выполнить даже самые простые бытовые действия, их словарный запас очень мал, однако, они вполне могут самостоятельно ухаживать за собой.
  3. Идиотия. Эта степень отличается высоким уровнем умственной отсталости. Мышление таких детей практически не развито, плохо понимают речь, теряют способность к общению со сверстниками и взрослыми. Дети с синдромом идиотии не способны самостоятельно обслужить себя.

Нарколог-Психиатр

центр наркологической и психиатрической помощи

Олигофрения — причины, симптомы, лечение

Дети являются смыслом жизни многих людей. Как прекрасно то время, когда они маленькие, весёлые, добрые, отзывчивые. И как больно и тревожно, когда они болеют. А если ещё и это заболевание приводит к тому, что ребёнок начинает сильно отличаться от других детей, ребёнок не развивается по стандарту, то это вызывает у родителей полнейший ужас. Диагноз “олигофрения” многие родители воспринимают как приговор для своих детей и наказание для себя. Но так ли это на самом деле?

Олигофрения — это заболевание при котором у ребёнка происходит недоразвитие головного мозга, в результате которого его физические, интеллектуальные, эмоциональные способности сильно ограничены. Олигофрения может быть врожденной, а может быть и приобретенной в раннем возрасте. В качестве причин олигофрении ученые называют:

  • неблагоприятные внутриутробные воздействия (травма живота во время беременности, перенесённая во время беременности инфекционная болезнь);
  • генетические аномалии (хромосомные аномалии, мутации генов);
  • тяжёлые роды (асфиксия плода, травма головы, недоношенность);
  • педагогическая запущенность ребёнка в раннем детстве.

Олигофренией в той или иной степени болеет примерно 1 % населения. Основные особенности олигофрении — сниженные умственные и физические способности.

Читайте также  Частота сердечных сокращений и пульсу детей

Степени олигофрении

  1. Дебильность — лёгкая степень слабоумия. Дети, у которых выявлена эта степень олигофрении, способны вести самостоятельную жизнь, они способны мыслить, оперировать конкретным предметными понятиями, однако они не способны к абстрактному мышлению.
  2. Имбецильность — средняя степень тяжести олигофрении. Такие дети способны понимать и произносить только короткие фразы, набор выполняемых ими действий не велик, они не способны ориентироваться в изменённых условиях.
  3. Идеотия — наиболее тяжёлая стадия олигофрении, при которой дети практически полностью лишены способности мыслить, разговаривать, совершать осознанные действия. Такие дети нуждаются в постоянном уходе.

Формы олигофрении

В международном классификаторе болезней выделяют следующие формы олигофрении:

  • лёгкая форма (уровень интеллекта согласно тесту IQ составляет 50-70 баллов);
  • умеренная (35-50 баллов);
  • тяжёлая (20-35 баллов);
  • глубокая (менее 20 баллов).

Симптомы олигофрении

Так как степени и формы олигофрении могут быть разными, то и симптомы заболевания различны. Так, у детей с дебильностью выявляется неспособность к абстрактному мышлению, отсутствие самостоятельности, неспособность к анализу.

Дети с имбецильностью не способны к построению сложных предложений, с трудом воспринимают новую информацию, не могут образовать понятия, не могут ориентироваться в нестандартной или незнакомой обстановке.

При идиотии дети не способны вообще ни к какому обучению, координация их движений сильно нарушена, они либо не разговаривают вообще, либо издают только мычащие звуки, многие даже не способны контролировать процесс мочеиспускания и дефекации.

Таким образом, основными признаками олигофрении являются следующие нарушения интеллекта больного:

  • недоразвитие речи;
  • слабая мыслительная деятельность;
  • неспособность к самоконтролю;
  • слабая память;
  • низкая концентрация внимания;
  • эмоциональное недоразвитие;
  • отсутствие воли.

Лечение олигофрении

Олигофрения поддается лечению. Это действительно так. Да, полностью вылечить больного олигофренией вряд ли удастся. Однако можно минимизировать отклонения в его развитии и олигофрен будет способен нормально жить в обществе: учиться, работать, дружить. Все методы лечения можно условно разделить на две группы: медикаментозные и педагогические.

В медицине для лечения олигофрении используют следующие средства:

  • гормональные препараты (для лечения микседемы, эндокринопатии);
  • антибиотики (при мозговых инфекциях, врожденном сифилисе);
  • переливание крови (при резус-конфликте с матерью);
  • психостимуляторы и ноотропы (для ускорения психического развития);
  • антиоксиданты и антигипоксанты (для ускорения работы мозга);
  • седативная терапия (для устранения тревожности и агрессии);
  • дегидратационная терапия (для уменьшения жидкости в организме);
  • диетотерапия (при ферментопатии) и др.

В педагогике для лечения олигофренов разработано огромное количество методик, которые способствуют развитию интеллекта больных. Также для реабилитации больных особое значение имеет трудотерапия, обучение профессиональным навыкам, игровая терапия.

Выбор вариантов лечения олигофрении зависит от причин развития болезни, степени тяжести, возраста больного, особенностей заболевания. Огромную роль в процессе лечения больных олигофренией играют родители и родственники больного. Они должны проводить с ребёнком много времени, устанавливать с ним контакт, обучать его (даже если у него ничего не получается), водить его в различные кружки и секции, способствовать налаживанию взаимоотношений ребёнка с другими людьми. Основная задача родителей — это научить ребёнка самообслуживанию и способствовать его адаптации в социуме. А помощниками в этом деле выступают психиатры, неврологи, психологи, педагоги-дефектологи, логопеды.

Таким образом, в результате своевременного, последовательного и систематического лечения дети, страдающие лёгкой степенью олигофрении, могут стать абсолютно нормальными людьми. При этом их окружение может даже не догадываться о том, что они чем-то болеют. Больных, находящихся на умеренной или тяжёлой стадии олигофрении, можно обучить простейшей профессии, самообслуживанию. Пациенты с глубокой олигофренией, к сожалению, не способны к нормальной жизни и требуют постоянного ухода.

Легкая умственная отсталость у детей

Легкая умственная отсталость у детей

Умственная отсталость легкой степени у детей – врожденное или приобретенное в раннем детстве состояние задержки или недоразвития психики, центральным дефектом которого является снижение интеллектуальных функций.

Причины легкой умственной отсталости у детей

Причиной любой умственной отсталости является повреждение головного мозга. Самые грубые структурные дефекты проявляют себя в недоразвитии мозга.

Основные причины, обуславливающие развитие умственной отсталости у детей, можно объединить в основные группы:

  • Наследственность (генные и хромосомные заболевания). К этой группе относят: различные синдромы (например, Дауна, Тернера); формы, связанные с наследственным нарушением обменных процессов, неврологическими заболеваниями;
  • Воздействие вредных факторов во время внутриутробного развития: внутриутробные инфекции (например, краснуха, токсоплазмос и др.), интоксикации (прием алкоголя, токсических для плода веществ), гемолитическая болезнь плода и др.;
  • Факторы, воздействие которых имело место быть во время родов или в раннем возрасте (родовые травмы, кислородное голодание, травмы, инфекции);
  • Педагогическая запущенность, возникающая на фоне полноценных возможностей работы мозга, но при отсутствии полноценного воспитания и социализации;
  • Наличие сразу нескольких причин, смешанные состояния.

Алкоголизм беременной, по данным ряда авторов, является самой частой причиной легкой умственной отсталости у детей.

Умственная отсталость у детей младше 3 лет, симптомы и психологические особенности детей с умственной отсталостью

Диагноз умственной отсталости у детей может быть поставлен официально не раньше 7 лет. Однако важно понимать, что есть симптомы легкой умственной отсталости у детей, по которым можно заподозрить её наличие еще в раннем детстве, до 3 лет.

Умственная отсталость легкой степени у детей, признаки:

  • Ребенок отстает в моторном развитии: поздно начинает держать голову, садиться, вставать, ходить. У малыша может быть нарушен хватательный рефлекс, а в 1-1,5 года ребенок еще не держит предметы (игрушки, ложку и вилку);
  • Речь отсутствует или появляется с большим опозданием; ребенок имеет трудности в построении фразы, связной речи. В 2-3 года малыш плохо понимает обращенную к нему речь, не может выполнить элементарные инструкции;
  • Легкая умственная отсталость у детей характеризуется неуравновешенностью процессов нервного возбуждения и торможения; Выражается это в чрезмерной импульсивности, несдержанности, возбудимости, раздражительности или, наоборот, вялости и медлительности;
  • Ребенок не проявляет интереса к окружающему миру, кажется замкнутым в себе; Его эмоционально-волевая сфера «обеднена»;
  • Отсутствует сюжетная игра. Игры примитивны по содержанию, игрушки могут не интересовать ребенка или он использует их не по назначению.

Диагностика легкой умственной отсталости у детей

Диагнoз умственной отсталости основывается на установлении психического дефекта, главное место в котором занимает недоразвитие интеллектуальных и высших психических функций, а также отсутствии признаков прогрессирования недоразвития.

С целью определения степени выраженности психического дефекта и его ведущего звена используются специальные психологические методы оценки интеллекта. Так же проводится нейропсихологическая диагностика, которая помогает не только определить уровень развития высших психических функций ребенка с умственной отсталостью, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности (те сильные стороны, на которые возможно будет опереться в коррекции и лечении умственной отсталости).

Легкую степень умственной отсталости необходимо разграничивать от диагнозов, обусловленных психическими заболеваниями (например, шизофренией) и выраженной педагогической запущенностью.

Особенности психического развития и мышления у детей с умственной отсталостью

Любой ребенок с умственной отсталостью отличается от другого с таким же диагнозом, в силу того, что каждый имеет свои особенности работы мозга, незрелость или дефицитарность его структур и отделов, а так же сохранных звеньев.

Л.С. Выготский считал, что первичным дефектом умственной отсталости выступает инертность, тугоподвижность основных нервных процессов, а так же слабость ориентировочной деятельности, лежащей в основе пониженной активности ребенка и отсутствии интереса к окружающему миру. Вторичным дефектом является недоразвитие высших психических функций. В свою очередь, при попадании ребенка в условия неадекватной обучающей и воспитательной среды, возникают возможности для развития дефекта третичного уровня, а именно нарушений поведенческих и особенностей эмоционально-волевой сферы.
Кроме этого, можно выделить следующие особенности:

  • Большинство авторов доказывают, что познавательные расстройства у таких детей заключаются в трудностях формирования понятий и обобщений, затруднении абстрактного мышления;
  • Ребенок с умственной отсталостью плохо обучаем, ему с трудом дается восприятие любой новой информации;
  • По мере взросления ребенка ко всему вышесказанному присоединяется бедность кругозора, поверхностность мышления.

Лечение и коррекция детей с легкой умственной отсталостью. Особенности обучения детей с умственной отсталостью

Коррекция детей с легкой умственной отсталостью ведется исходя из ведущего дефекта (связанная с нарушением разных анализаторов, с лобной недостаточностью, с психопатоподобным поведением и др.) и по нескольким направлениям:

  1. Нейрокоррекционная помощь. Грамотно выстроенная программа, с учетом нейропсихологических особенностей ребенка, его сильных, «ресурсных» сторон может помочь в развитии:
  • моторных и координаторных навыков, мелкой моторики;
  • развитии устойчивых межполушарных связей, увеличении скорости обработки сенсорной информации;
  • зрительно-моторной координации, связи «рука-глаз», укреплении глазных мышц и прослеживающих движениях глаз (что важно, в частности, для формирования навыков письма и чтения);
  • расширении полей зрения, формировании пространственного восприятия, развитии функций мышления, что необходимо для усвоения математики, умения строить логико-грамматические конструкции, связной речи;
  • развитии саморегуляции, произвольности, внимания, снижении истощаемости;
  • формировании возможностей к «оттормаживанию» нежелательного поведения;
  • улучшении восприятия неречевых шумов, непосредственно речи, умении различать темпо-ритмические рисунки: то есть, слуховом восприятии;
  1. Специализированная программа обучения в саду и школе. Дети с легкой степенью умственной отсталости способны к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми навыками.
  2. Дополнительно может потребоваться помощь дефектолога (развитие социальных навыков, самообслуживания, мышления), логопеда, невролога.
Читайте также  Клинические формы пневмонии у детей раннего возраста

Прогноз ребенка с легкой умственной отсталостью

Прогноз детей с легкой умственной отсталостью зависит от степени поражения или незрелости мозга, от вида ведущего дефекта.

На сегодняшний день это нарушение считается неизлечимым. Тем ни менее, при умственной отсталости легкой степени возможна полная социальная адаптация, удовлетворительная адаптация к обычным условиям жизни. Многие дети с легкой умственной отсталостью заканчивают школы и училища, работают, строят семьи.

Самое важное родителям, столкнувшимся с данным нарушением у своего ребенка, понимать необходимость и своевременность коррекционной помощи; осознавать, что с помощью правильных, часто долгих, занятий со специалистами (нейропсихолог, дефектолог, логопед, невролог, специальные коррекционные сады и школы) многие отклонения могут быть успешно скорректированы.

Умственная отсталость у детей.

Умственную отсталость у детей относят к недоразвитости всех процессов психического развития, которая проявляется в низком уровне интеллекта, когда ребенок не способен познавать окружающий мир, обучаться, приобретать знания в соответствии со своим биологическим возрастом. Согласно врожденным или приобретенным факторам такие дети могут развиваться до определенного лимита своих возможностей. В медицинском справочнике заболевание носит название «олигофрения». Чем скорее родители ребенка с диагнозом умственной отсталости примут его индивидуальные особенности, тем быстрее они смогут начать корректирующие и поддерживающие мероприятия.

Заторможенное восприятие отдельных предметов требует не только больше времени, но и не позволяет проводить между ними соответствующую взаимосвязь. Графические предметы, буквы, цифры, похожие по звучанию слова у детей с данным диагнозом помимо замедленного и ограниченного восприятия, путаются, смешиваются. Ребенок не может воспринимать важную информацию, выхватывая лишь фрагменты. Он не может дать анализ или описание картинке или предмету. Обратив внимание на определенный предмет, ребенок не переходит к изучению следующего, поэтому нуждается, чтобы его побуждали к действиям.

Основное отличие от здоровых детей заключается в сложности воспроизведения полученной информации из-за нарушенной мыслительной деятельности и дефекта речи. Овладение чтением и письмом является довольно сложным процессом. Дети с этим заболеванием невнимательны, не способны доводить начатое до конца. Недоразвитость отображается и на эмоциональной сфере, когда эмоции отсутствуют или ограничены, а различные переживания не проявляются. Нарушены волевые процессы, дети не активны. Они позже начинают держать головку, ползать, ходить, проявлять интерес к предметам и различать их, лепетать, узнавать родных или чужих людей.

  • Легкая умственная отсталость. Внешне такие люди могут совсем не отличаться от здоровых людей. Обычно они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память у них достаточно хорошая. Подавляющее большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначенное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей. В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности. Опыт показывает, что у детей, переживших травму потери кровных родителей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, подвергавшихся насилию, жестокому обращению, зачастую трудно различить симптомы умственной отсталости и социопедагогической запущенности. При изменении условий жизни на более благоприятные эти дети, как правило, дают хорошую динамику в развитии и их диагноз может быть снят или пересмотрен.
  • Умеренная умственная отсталость. Люди с таким диагнозом способны испытывать привязанности, различать похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного сопровождения. Совершенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.
  • Тяжелая умственная отсталость. Люди с таким диагнозом могут частично овладеть речью и усвоить элементарные навыки для обслуживания себя самого. Словарный запас очень скудный, порой он не превышает десяти-двадцати слов, мышление очень конкретное, хаотическое и бессистемное. Почти у всех детей этой категории заметны большие двигательные нарушения.
  • Глубокая умственная отсталость. У людей с глубоким поражением мозга, очень часто нарушены строения внутренних органов. Их речь не развивается,- она полностью нарушена. С самого раннего детства заметно их отставание в развитии, малыши поздно начинают сидеть и держать головку. При тяжелой форме умственной отсталости дети малоподвижны. При таком диагнозе на первое место выходит медицинский уход за ребенком, услуги социальной няни.

Первичные проявления умственной недостаточности у детей обычно включают в себя такие симптомы и признаки как отставание интеллекта, инфантильное поведение, недостаточные навыки по самообслуживанию. Такое отставание становится очень заметным к дошкольному возрасту. Однако при лёгкой умственной отсталости такие симптомы могут не проявиться до школьного возраста. Намного раньше отсталость интеллекта диагностируется при наличии умеренной и тяжёлой степени этого нарушения, а также тогда, когда отсталость умственного развития сочетается с дефектами развития и физическими пороками. Среди детей дошкольного возраста явным признаком является наличие сниженного уровня IQ в сочетании с ограниченностью проявления адаптивных навыков поведения. Хотя индивидуальные особенности этого нарушения могут меняться, чаще у детей с недостаточностью интеллекта отмечается скорее постепенный прогресс, а не полная остановка развития.

Важно помнить, что чем раньше начать реабилитацию, тем лучше. Также первостепенная задача – ранее выявление заболевания. Однако проблема заключается в том, что очень сложно диагностировать умственную отсталость на ранних сроках развития ребенка. Как правило, подозрения у родителей возникают с двух лет, когда ребенок не говорит или говорит плохо. И только ближе к трем-четырем годам ставят диагноз «умственная отсталость», поскольку проблема становится явной.

Родителям следует обратить внимание:

  • насколько хорошо и уверенно ребенок держит головку;
  • когда он научился сидеть самостоятельно;
  • как ребенок ползает;
  • как произносит первые звуки, лепечет.

Основные медицинские рекомендации родителям детей с умственной отсталостью выглядят следующим образом:

  • Вовремя обратитесь за медицинской помощью и выясните причину и степень прогрессирования умственной неполноценности.
  • Регулярно проводите обучающие и развивающие занятия с таким ребенком. Коррекция поведенческих отклонений может быть проведена со специальным детским психологом.
  • Старайтесь не изолировать ребенка от сверстников и взрослых, несмотря на все опасения.
  • Социальная адаптация детей с умственной отсталостью должна стать основой обучения и воспитания. Лишь достижение самостоятельности в быту, основ речи и письма, а также овладение простыми профессиями позволит во взрослой жизни быть полноценным членом общества и не требовать посторонней помощи.
  • Не завышайте планку ожидаемых результатов для таких детей. Часто особенности характера и повышенное чувство собственной неполноценности и переживание неудач сводят на нет все достигнутые результаты. С другой стороны, не нужно потакать лени ребенка или останавливаться на достигнутом якобы приемлемом результате. Это часто проявляется при обучении общению – родители понимают желания ребенка по звукам или искаженным словам, однако для социальной адаптации и коммуникации с другими людьми этого недостаточно.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: