\

Что продолжает оказывать отрицательное влияние на детей после развода родителей?

Ребенок в ситуации развода родителей

Развод-это предохранительный клапан

В редких случаях развод родителей может пойти на пользу ребенку. Это те ситуации, когда дети ежедневно переживают стресс, из-за бесконечных скандалов, ругани родителей и раздельное проживание не вызывает негативных последствий, а даже — наоборот. Но таких ситуаций единицы, подавляющее большинство детей переживают тяжелую психологическую травму. В один момент ребенок понимает, что больше никогда не будет как раньше, а это всегда утрата, связанная с разрушением его привычного мира. Детские переживания и волнения на этой почве могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка и оказать влияние на принятие и выполнение в будущем супружеской и родительской роли.

Как сказать ребенку о разводе?

Многие родители выбирают стратегию , пытаясь всячески оттянуть разговор или вообще умолчать о разводе. Боясь подвергнуть ребенка стрессу, эта позиция в будущем может сыграть злую шутку, ведь если он узнает об этом от посторонних людей, которые могут при этом не особо подбирать выражения, к травме прибавится подрыв авторитета родителей, отторжение и ощущение предательства. Если окончательное решение уже принято, поговорить с ребенком нужно обязательно.

Желательно супругам собраться вместе и сообщить о решении вместе, но правда в том, что этот период всегда сопровождается переизбытком трудно контролируемых негативных эмоций, потому лучше, если беседу проведет родитель, с которым ребенок останется жить. Этот сложный разговор желательно начинать после хорошо совместно проведенного времени, когда обстановка наиболее благоприятна и спокойна. Необходимо выбрать уединенное место, где никто и нечего не сможет отвлечь внимание ребенка. Ребенку следует сообщить, что мама с папой больше не будут жить вместе, но он будет видеться со вторым родителем, когда пожелает. Если вопроса «почему?» не последовало не нужно объяснять причину, но если он прозвучал, в независимости от реальных причин нельзя обвинять второго родителя, родственников или самого ребенка. Если получится все наоборот, ребенок будет испытывать чувство вины, раздражения, опустошения(различный спектр чувств и эмоций), что негативно скажется на психо — эмоциональном состоянии ребенка.

Как дети переживают развод родителей

Психоэмоциональное состояние ребенка зависит нетолько от подхода и выбранной тактики, но и от возраста и пола:

· с полугодовалого возраста дети могут демонстрировать резкие перепады настроения в связи с отсутствием одного из родителей;

· от 3-х до 6-ти лет развод вызывает тяжелое эмоциональное потрясение, и дети часто считают себя виновными в произошедшем;

· в возрасте 6 — 9 лет потеря одного из родителей может вызвать затяжную депрессию в виде растерянности, чувства беззащитности, постоянной тревоги и нервозного поведения. Еще этот период может сопровождаться отставанием в обучении, провокациями, обманами и агрессивным отношением к одному или к обоим родителям;

· девочки 9 — 10 лет теряют доверие к родителям и больше общаются с друзьями, а мальчики становятся неуверенными в себе и стараются наладить более близкие отношения с отцом;

· 11-16 лет для девочек период излишней критики к матери в виде необоснованных упреков и обвинении во всем случившимся. Мальчики же в этом возрасте больше отдаляются от отца и привязываются к матери настолько, что появление нового партнера у мамы вызывает бурю различных эмоций.

Адаптация ребенка после развода родителей

Чтобы период адаптации после развода родителей прошел менее травматично для ребенка, можно выполнить следующие для ребенка рекомендации:

· сохранять стабильность и режим привычной жизни (насколько это возможно). В этот период не рекомендуется менять сад, школу, часто посещаемые кружки, секции и т.п.. Необходимо следить за выполнением всех домашних обязанностей и не упускать ненадлежащего поведения. К примеру, если отец каждые выходные с ребенком посещал бабушку, то так и должно оставаться и в будущем.

· оградить ребенка от негатива, вызванного разводом. Дети не должны становится заложниками и жертвами ситуации, поэтому нужно защитить от критики и других аспектов постбракоразводного процесса;

· спокойно отвечать на заданные ребенком вопросы, без посвящения в излишние детали. Например: на вопрос будет ли папа дальше с нами жить не стоит говорить, что у него теперь другая тетя, и он больше не любит маму, потому мы теперь порознь. Следует сказать, что отец будет жить отдельно, но он тебя по-прежнему любит, ты можешь звонить и встречаться с ним, когда захочешь.

Для того чтобы снизить негативные последствия развода для детей, важно понимать родителям значимость сохранения контактов ребенка с обоими из них, для того что бы поддерживать уверенность ребенка в том, что его по-прежнему любят, внимательно относятся к его чувствам и переживаниям.

Бывшим супругам следует заключить договор, предусматривающий определенные доли участия каждого в воспитания ребенка.

Психологическая помощь родителям при разводе

Мало знать как необходимо себя вести, нужно еще и научиться соблюдать эти правила, контролировать эмоции, чтобы не навредить ребенку. Развод никогда не проходит спокойно и без последствий, поэтому наиболее эффективным верным решением будет обратиться к психологу. Консультации психолога помогут пережить развод менее болезненно как родителям, так и детям.

Методические разработки педагогов Центра для родителей

Рекомендации для родителей и специалистов, работающих в сфере защиты детства, о негативных последствиях судебных тяжб и споров родителей по определению места проживания детей и порядка общения с ними для психологического здоровья несовершеннолетних

Для любого ребенка конфликт между родителями – это стресс, а развод может восприниматься им как трагедия. Поэтому особенно важно, чтобы в период развода и после него родители проявляли особое внимание к своему ребенку, его психоэмоциональному состоянию, стремились создать условия для его регулярного общения с обоими родителями в психологически безопасной обстановке.

Конфликты (развод) между родителями влекут за собой неблагоприятные последствия для ребенка в том случае, когда родители бессознательно или осознанно вовлекают детей в борьбу друг против друга – конфликт лояльности. Когда ребенок втянут в такой конфликт, это не только негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии, но и создает значительный риск нарушений психического развития. Ребенок вынужден выбирать, на чьей стороне он находится: маминой или папиной, т.е. проявление с его стороны любви к одному из родителей ставит под угрозу отношения с другим. Следствием конфликта лояльности может стать развитие невротических симптомов: страхов или фобий, раздражительности, плаксивости, излишней покорности, и т. п. Ребенок чувствует свою ненужность, покинутость, поскольку переживание родителями супружеских конфликтов отвлекает их внимание от эмоциональных трудностей ребенка. В ином варианте родители частично переносят на ребенка свои негативные чувства к партнеру, что делает их отношения довольно противоречивыми, имеющими существенный агрессивный компонент.

Типичные детские реакции на развод и факторы, повышающие риск развития психических и психологических нарушений у детей в пост разводный период:

  • Снижение уровня и качества социальной адаптации: снижение социальной компетентности; трудности в отношениях со сверстниками; низкая способность к сотрудничеству; заниженная самооценка; нарушения поведения, связанные с большей агрессивностью, импульсивностью; снижение стремления к социальной успешности.
  • Тревожные расстройства и расстройства настроения. У каждого шестого ребенка, пережившего высоко конфликтный развод родителей, данные нарушения достигали клинического уровня и требовали медикаментозного лечения.

В большинстве случаев данные реакции являются обратимыми и исчезают или существенно уменьшаются в течение 1-2 лет после развода, при условии, что взаимоотношения между родителями конструктивные и ребенок не является постоянным участником их продолжающегося конфликта.

Отдаленные последствия высоко конфликтного развода родителей для детей и подростков:

  • проблемы во взаимоотношениях с окружающими людьми;
  • риск нарушения семейных отношений в зрелом возрасте.

Дети, пережившие высоко конфликтный развод родителей, раньше уходят из дома и начинают жить самостоятельно, раньше начинают сексуальную жизнь. По достижению совершеннолетия лица, пережившие развод родителей, имеют больше трудностей в установлении близких, интимных отношений с противоположным полом. Они раньше создают семью, будучи психологически не готовыми к подобным отношениям; у них ниже уровень удовлетворенности браком; выше частота разводов в собственных семьях. Их взаимоотношения с родителями менее близкие и характеризуются меньшим уровнем поддержки.

Последствия участия детей разного возраста в конфликтах между родителями:

Время появле­ния проблем развития

Личностные нарушения

Нарушение поведения

Активная форма

Пассивная форма

Чувство несвободы, зависимости

Таким образом, конфликтные отношения между родителями являются для ребенка важнейшим стресс генным фактором, а родители, вовлеченные в конфликт, являются худшими моделями идентификации для детей.

Чтобы снизить негативные последствия развода для эмоционального состояния и развития ребенка, всем участникам процесса необходимо учитывать следующие моменты:

  • Психическое и психологическое состояние родителя, с которым находится ребенок до и во время развода, являются важнейшими предикторами (параметрами) адаптации ребенка к психотравмирующему изменению семейной ситуации.

Проживание после развода с депрессивным, тревожным родителем является для ребенка фактором риска и ассоциируется с эмоциональными нарушениями, социальной и академической не успешностью. Депрессия и тревога у родителя в начале бракоразводного процесса сопряжена с эмоциональными расстройствами у детей спустя 2 года после развода.

В свою очередь проживание с компетентным, адекватным родителем, конструктивные взаимоотношения между родителями после развода являются важнейшим защитным фактором, обеспечивающим лучшую адаптацию ребенка к изменению семейной ситуации. Любовь, эмоциональная поддержка, адекватный надзор, авторитетная дисциплина, соответствующие возрасту и особенностям ребенка ожидания и требования обеспечивают лучшую адаптацию ребенка к изменению семейной ситуации в сравнении с менее внимательными, менее поддерживающими, менее последовательными в дисциплинарных требованиях родителями.

  • Общение с отдельно проживающим родителем – фактор, влияющий на психологическое благополучие ребенка и успешность его адаптации к разводу, при условии, если между родителем и ребенком сформированы близкие отношения.

Положительная связь между частотой контактов с отдельно проживающим родителем и лучшей адаптацией ребенка выше, если опекающий родитель позитивно оценивает эти отношения и поддерживает их. Враждебность между родителями и стремление уменьшить частоту контактов с ребенком отдельно проживающего родителя ассоциируются с худшей адаптацией у детей в сравнении с теми детьми, чьи родители не препятствуют общению.

В ситуации развода некоторый уровень конфликта между родителями является нормой, и в дальнейшем выраженность конфликта уменьшается в течение 2-3 лет после развода по мере эмоционального освобождения родителей и принятия новой ситуации.

Читайте также  Жидкий стул у ребенка

Наиболее оптимальной для развития ребенка является ситуация после развода, когда родители оказываются в состоянии сотрудничать в выполнении родительских обязанностей, что выражается в совместном планировании, гибкости, частых коммуникациях, касающихся детей, координации планов и действий.

Не травматичной для ребенка является и такая ситуация, при которой разведенные родители выполняют свои функции параллельно друг другу, не стремясь к сотрудничеству, но и не препятствуя друг другу в общении с детьми и их воспитании. Хотя наиболее предпочтительно для детей кооперативное родительство, они также преуспевают и при параллельном, если каждый из родителей осуществляет адекватное воспитание.

Конфликтные отношения между родителями, сохраняющиеся после развода, особенно сопряженные с физическими проявлениями агрессии, часто приводят к появлению у детей соматических и психосоматических симптомов, социальных и поведенческих проблем. У каждого шестого ребенка, пережившего высоко конфликтный развод родителей психические нарушения достигают клинического уровня.

  • Стратегии, которые используют родители для решения конфликта.

Вербальная агрессия отцов приводит к большим поведенческим проблемам и сниженной самооценке у детей младшего возраста. Вербальная агрессия матерей – к большей отгороженности ребенка. Открытая враждебность во взаимоотношениях между родителями у мальчиков вызывает оппозиционные реакции, а у девочек – реакции ухода. Теплые близкие взаимоотношения ребенка хотя бы с одним родителем могут существенно уменьшить последствия конфликта для него.

Вовлечение ребенка в конфликтные отношения родителей (поиск в лице детей психологической поддержки или союзников) ставят его в позицию, при которой он не может открыто выражать свою привязанность к другому родителю и чувствует себя находящимся между двумя военными лагерями. Выраженный интрапсихический конфликт (конфликт лояльности), связанный с необходимостью скрывать информацию о другом родителе или свои чувства к нему, является важнейшим фактором, негативно влияющим на адаптацию ребенка к разводу.

Деструктивный конфликт может привести к раздвоению личности, перерастает в жизненные кризисы и ведет к развитию невроти­ческих реакций, тормо­зит развитие личности, является источником неуверенности и нестабильности поведения, приводит к формированию устойчивого комплекса неполноценности, потере смысла жизни, дест­рукции существующих межличностных отношений, агрессивно­сти. Деструктивный конфликт неразрывно связан с невротичес­кой тревогой, причем эта взаимосвязь двусторонняя. При постоянном неразрешимом конфликте человек может вытеснить из сознания одну сторону этого конфликта, и тогда появляется невротическая тревога. В свою очередь, тревога порождает чув­ства беспомощности и бессилия, а также парализует способ­ность действовать, что еще более усиливает психологический конфликт.

Таким образом, стойкое повышение уровня тревоги (тревожность ребенка), является показателем на­личия деструктивного внутреннего конфликта, показателем на­рушения его психологического здоровья. Однако необходимо иметь в виду, что тревога не всегда проявляется явно и нередко обнаруживается только при глу­боком изучении личности ребенка.

В присутствии ребенка бывшим супругам и их близким следует следить за своим поведением, относиться друг к другу уважительно, не критиковать и не унижать другого родителя и его родственников. В том случае, когда отношения между бывшими супругами являются эмоционально напряженными, им следует избегать ситуаций, провоцирующих конфликты между ними.

Учитывая все описанные риски, важно оградить ребенка от участия в судебных разбирательствах по вопросам места проживания и порядка общения с отдельно проживающим родителем.

Если родители не могут самостоятельно справиться с негативными чувствами по отношению друг к другу и договориться по вопросам воспитания ребенка, то им необходимо обращаться за профессиональной психологической помощью, поскольку это важно для нормального развития и психологического благополучия ребенка.

Материал подготовлен Мехоношиной Н.Г.,
заведующей отделом психологической диагностики
и консультирования ГАУДО ПК ЦППМСС,

педагогом-психологом высшей категории

  • Нормативно-правовые документы для замещающих родителей
  • Нормативно-правовые документы для опекунов или попечителей над совершеннолетними недееспособными гражданами
  • Статьи специалистов Центра
  • Издательская продукция Центра
  • Методические разработки педагогов Центра для родителей
    • Копилка полезных публикаций для родителей
    • Видеоматериалы по подготовке КАНДИДАТОВ в замещающие родители (усыновители, приемные родители, опекуны/попечители)
    • Видеоматериалы по подготовке ДЕЙСТВУЮЩИХ замещающих родителей (опекунов/попечителей, приемных родителей)
  • Методические разработки для специалистов Центра
  • Практические советы для кандидатов и действующих замещающих родителей
  • Информационные материалы о профилактике коронавирусной инфекции и вакцинации от COVID-19
  • Информационные материалы по обеспечению безопасности детей

Права бывшего мужа на общение с ребенком

Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

Не сложились отношения с супругом? Вопрос решаемый: пошли в ЗАГС, развелись и делу конец. Совсем другой вопрос, если остались общие несовершеннолетние дети. По сложившейся практике в подавляющем большинстве случаев они остаются с матерью. Но это не может стать препятствием для общения ребенка с отцом после развода – по закону, папа обладает такими же правами в отношении ребенка, что и мама, независимо от места жительства несовершеннолетнего.

Все, что остается бывшим супругам – это определить, как ребенок впредь будет общаться с папой. С этим вот чаще всего и возникают сложности. На фоне возникшего при расторжении брака конфликта и личной неприязни родители просто не могут договориться. Как им быть в такой ситуации? Как реализовать права отца на ребенка после развода? Правовед.RU разобрался, как регулируется порядок общения ребенка с отцом после расторжения брака.

Когда папа живёт отдельно

Отец после развода живет отдельно от ребенка? Учтите: это не может быть основанием для ограничения его в родительских правах. Папа в таком же точно объеме, как и мама имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов образования ребенка. Он беспрепятственно может получать информацию из образовательных, медицинских и иных аналогичных организаций, обслуживающих несовершеннолетнего (п. 1, 4 ст. 66 СК).

Отец независимо от своего места жительства может претендовать на участие в решении вопросов воспитания. Все вопросы, касающиеся воспитания детей, решаются родителями обоюдно исходя из интересов детей и с учетом их мнения (п. 2 ст. 65 СК).

Может ли мать запретить отцу видеться с ребенком? Очевидно, что нет! Но при условии, что такие встречи не наносят ущерб ребенку. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию (абз. 2 п. 1 ст. 66 СК). Подробнее об этом мы поговорим позже. Пока же разберемся, как родителям прийти к общему знаменателю.

По соглашению или в суд

Как определяется порядок общения отца с ребенком? Законодательство дает родителям возможность договориться полюбовно. А если консенсус достигнут не будет, вопрос предстоит решать уже в судебном порядке.

Соглашение о порядке общения

Первое, о чем стоит помнить : родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав отцом, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК). Помимо общих вопросов родители могут определить таким соглашением порядок, время, место и продолжительность общения ребенка с отцом.

Это, например, могут быть 3-часовые свидания по выходным, ежемесячные поездки в деревню к бабушке, совместные каникулы и так далее. В этом вопросе родители не ограничены: они могут внести в соглашение любой график встреч отца с ребенком после развода, о котором смогут договориться.

Соглашение оформляется в простой письменной форме, составлять его у юристов и заверять у нотариуса необходимости нет. Подписали – и выполняете.

На усмотрение суда

Договориться не удается? Если родители не могут прийти к соглашению, вопрос разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию одного или обоих родителей (абз. 2 п. 2 ст. 66 СК). Заинтересованный родитель обращается в районный суд по месту проживания ребенка с иском об определении порядка общения.

Судебная практика по закону об общении ребенка с отцом после развода разнообразна, единого подхода нет. В каждом конкретном случае порядок реализации родительских прав определяется с учетом обстоятельств конкретного дела, мнения каждого из родителей и иных обстоятельств, способных оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие (Решение Королевского городского суда № 2-202/2019 от 09.04.2019), в том числе:

  • возраста ребенка;
  • состояния здоровья ребенка;
  • привязанности к каждому из родителей и сложившегося порядка общения;
  • мотивов родителей, их поведения, причин, по которым договоренность не достигнута самостоятельно и т.д.

Так, например, если отец совсем не общался с ребенком 5 лет, в общении с ребенком после развода в желаемом им порядке он может быть ограничен. У суда вполне оправдано возникнут сомнения в искренности мотивов отца, и тогда судья определит порядок общения на свое усмотрение. Как правило, в таких случаях учитывается и мнение матери.

Каким может быть порядок общения?

Все зависит от того, как он будет определен. Если это обоюдное соглашение, то он может быть любым. Вот пример условий такого соглашения, по которым отец вправе:

  • проводить с сыном по своему выбору любые 4 дня в неделю по 12 часов с правом посещения им места жительства отца, а также общественных мест в отсутствие матери;
  • забирать ребенка по достижении им двухлетнего возраста дважды в неделю на ночлег по своему месту проживания, а также забирать его в периоды нахождения матери в лечебных учреждениях и иных случаях ее отсутствия;
  • забирать ребенка в праздничные дни, разделив их поровну с матерью, с ежегодной ротацией
  • ежегодно проводить один летний месяц с ребенком по своему выбору для его отдыха и оздоровления.

Судебный порядок определения порядка общения для отца не такой выгодный. Суд, безусловно, определит, сколько времени может видеться с ребенком отец после развода, но едва ли такой график будет полностью его удовлетворять. Отцу придется обосновать предложенный им в исковом заявлении порядок. Как правило, такие иски удовлетворяются частично. Вот пример из Сочи, где Центральный районный суд определил такой порядок общения дочери с отцом (решение № 2-2147/2019 от 24.04.2019):

  • видеообщение в режиме онлайн 3 дня в неделю (понедельник, среда, суббота) через интернет;
  • совместное времяпровождение ребенка и отца в период зимних и летних каникул;
  • беспрепятственное времяпровождение отца с ребенком в городе проживания матери;
  • беспрепятственное общение с ребенком по телефону.
Читайте также  Диагностика и симптомы болезней селезенки у детей и взрослых

С учетом сложившихся отношений может быть установлен и более строгий порядок. К тому же, характер общения также может иметь специфику с учетом возраста, состояния здоровья ребенка и связанных с этим особенностей его жизнедеятельности. Так, например, суд едва ли разрешит общение отца с ребенком до 3 лет за пределами места его постоянного жительства. А, следовательно, на свиданиях всегда будет присутствовать мать и другие родственники, проживающие с ребенком. Впрочем, все случаи индивидуальны.

Как ограничить общение ребенка с отцом после развода?

Как мы уже выяснили, просто так взять и запретить отцу общаться с ребенком нельзя. Это возможно только когда такое общение угрожает нравственному, физическому и психическому развитию несовершеннолетнего. Ну, например, если есть угроза того, что в результате общения отец нанесет своему ребенку телесные повреждения (Определение Краснодарского краевого суда № 33-32360/2016 от 01.12.2016). Или если отец злоупотребляет алкоголем/наркотиками, ведет асоциальный образ жизни и так далее. Все это нужно будет доказать в судебном порядке.

Как? Показаниями свидетелей, учителей, психолога, других родственников. Рекомендуется подключить психиатров, сотрудников органов опеки, иных специалистов. Но учтите, что принять решение об ограничении в общении суд может только в порядке исключения (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ № 10 от 27.05.1998).

Если его поведение и мотивы вызывают сомнения, обратите на это внимание суда. Возможно, удастся добиться если не полного ограничения, то хотя бы общения ребенка с отцом после развода в присутствии матери. А когда поведение папы совсем ни в какие ворота не лезет, мы рекомендуем начинать процедуру лишения родительских прав.

Влияние развода на психологическое стстояние подростков. Рекомендации родителям.

Автор: психолог Наталья Домкина

В нашей стране, впрочем, как и в мире, участились разводы. Около половины браков 25-40-летних людей заканчиваются распадом, и в большинстве этих семей имеются дети подросткового возраста. Влияние развода родителей на психологическое состояние детей их дальнейшую жизнь трудно переоценить. Семья — это самое важное, что есть у ребёнка. Она удовлетворяет основные детские психологические потребности в любви, общении, безопасности. С первых дней рождения ребёнок чувствует привязанность, учится чувствовать, любить, доверять. Ребёнок на примере родителей учится строить дальнейшие взаимоотношения, воспринимать хорошее, переживать кризисные ситуации. Поэтому разрушение семьи не может не влиять на психологическое состояние подростка и его дальнейшую жизнь. По оценкам самих подростков, среди жизненных событий, вызывающих стресс, развод родителей стоит на 4-м месте после смерти родителей, братьев и сестер, близких друзей.

Причин развода может быть много. Развод касается всех членов семьи, но по-разному воспринимается родителями и детьми. Для родителей это решение каких-либо своих безвыходных ситуаций, бытовых вопросов, психологической несовместимости и многого другого.

А для детей — это крушение картины мира, потеря безопасности и любви.

Дети всегда очень остро переживают развод родителей. Многие при этом винят себя. Считают, что они сами что-то не сделали, чтобы удержать в семье любимого родителя.

Боятся, что родитель, который ушел из семьи, перестанет их любить. Сердятся на того родителя, с которым остались жить. Некоторые начинают манипулировать родителями, стараются получить дополнительные подарки или избегать наказания за плохие оценки. Другие начинают чаще болеть, у них появляется раздражительность, плаксивость, обидчивость.

Исследования показывают, что в течение первого года после развода, как мальчики, так и девочки демонстрируют более тревожное, беспокойное, агрессивное и непослушное поведение в отношениях со сверстниками и взрослыми по сравнению с детьми из нераспавшихся семей. По некоторым данным, последствия разводов сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. Подростки также переживают развод родителей, и часто даже острее, чем младшие дети. У подростков реакция на развод родителей может выражаться в бунте против условностей, школы, против самих родителей. У более взрослых детей — в эмоциональном напряжении. Подростки часто становятся неуправляемыми, агрессивными, проявляют несамостоятельность и тревожность, теряют самоконтроль, устраивают истерики и сцены, плачут, страдают бессонницей, проявляются попытки суицида, либо «уходят» в постоянные контакты со сверстниками. В силу эгоцентрического восприятия мира подростка пугают перемены, которые могут произойти в его личной жизни: необходимость перемены места жительства, школы, круга общения, возможные перемены в материальном положении. Подростки могут стыдиться своих семейных проблем перед сверстниками. Они могут испытывать гнев и враждебность по отношению к тому из родителей, на которого возлагается вина за развод, или по отношению к обоим. Подросток может обвинять отца или мать в том, что они бросили семью, заявлять, что он их ненавидит, никогда не простит и т.п. У подростка может быть самообвинение. Некоторые подростки решают, что ответственность за расставание взрослых лежит на них, поскольку они должны были ему воспрепятствовать, или что отец (мать) уходит потому, что дети не оправдали их ожиданий. Мучительные переживания такого рода подросток может тщательно скрывать. Подросток может ревновать. Если отец или мать начинает встречаться с другим человеком и эмоционально привязывается к нему, то подросток чувствует себя заброшенным, боится, что он больше не интересен родителю, а его место в родительском сердце будет занято посторонним человеком.

Чаще всего, после развода у детей портятся отношения с одним из родителей. Примерно через год после развода родителей все проблемы сглаживаются, и эмоциональное состояние ребёнка начинает восстанавливаться. Это возможно лишь при условии, если ребёнок чувствует любовь родителей, свою важность, у него есть чувство защищённости, безопасности и осознание того, что он не одинок.

По результатам американского исследования, основанного на данных «Общенационального исследования детей», развод родителей влияет на социальную адаптацию их детей: при учете всех демографических, психологических и экономических обстоятельств дети разведенных родителей в два раза чаще сталкивались с проблемами, чем дети неразведенных. Например, среди 18–22-летних молодых людей, переживших развод родителей, 40% обращались за помощью к психологу, 25% бросили школу в старших классах, 65% имели плохие отношения с отцами, а 30% — с матерью.

Развод родителей может оказать влияние и на будущее поведение подростка в его собственной семье. Подростки, чьи родители развелись, впоследствии сами разводятся с большей вероятностью, чем те, кто жил в крепкой семье, что может объясняться формированием более терпимого отношения к разводу, у них может быть понижено чувство ответственности по отношению к супружеским обязанностям. Кроме того, дети, выросшие в разведенных семьях, часто вступают в брак раньше, чем их сверстники из крепких семей, побуждаемые желанием компенсировать недостаток эмоционального тепла, уйти из родительского дома или обрести таким образом свою самостоятельность. Но такие ранние браки часто распадаются. Развод родителей может повлиять на формирование системы ценностных ориентаций подростка. Так, исследования показали, что иерархии жизненных ценностей 18–19-летних студентов из разведенных семей имели признаки компенсаторности: наблюдалось большее предпочтение ценностей эмоциональной близости, любви, счастливой семейной жизни по сравнению со студентами из полных семей, где важнейшей ценностью, наряду с перечисленными, являлось «максимальное использование своих возможностей, способностей, то есть ценности саморазвития, самореализации. Вместе с тем ряд исследований показал, что важен не сам по себе факт развода, а характер складывающихся в семье отношений. Так, наблюдения за детьми к концу второго года после развода свидетельствовали о том, что поведение мальчиков из распавшихся семей менее агрессивно, чем детей, чьи родители постоянно конфликтовали и ссорились.

Отдаленные последствия развода зависят о того, в каком возрасте ребенок пережил развод родителей, был ли заключен повторный брак, как складывались взаимоотношения в новой семье и т. д. По мнению некоторых исследователей, последствия развода могут сказываться на ребенке достаточно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни и в собственной семейной жизни.

Успешность адаптации ребенка после развода родителей зависит от взаимодействия многих факторов.

Семейная атмосфера до развода. Если развод завершает длительный период ссор, тяжелых переживаний, то он может оказать даже положительное влияние. Некоторые подростки указывали, что перенесли развод легче, чем предшествующие ему конфликты, поскольку до развода боялись физической расправы, стыдились родительских скандалов, переживали из-за чередующихся ссор и примирений родителей. В таких обстоятельствах развод воспринимается как облегчение.

Характер развода. Наиболее неблагоприятное влияние на подростков оказывает развод в форме «боевых действий», включающий взаимные обвинения супругов, особенно если родители вовлекают в свою борьбу детей, заставляют их принимать чью-то сторону. Подростки страдают от такого положения и не желают делать выбор между родителями. Развод в относительно спокойной форме, без предъявления взаимных обвинений уменьшает вероятность возникновения страданий у подростка, если родители способны объяснить ребенку, что они разводятся друг с другом, а не с детьми и по-прежнему останутся для них любящими и близкими людьми.

Степень адаптации родителей к факту развода. Умение разведенных супругов приспособиться к новой ситуации оказывает решающее влияние на адаптацию подростка, и наоборот, чем больше беспокойства испытывают родители, тем серьезнее нарушено душевное равновесие их детей. После развода у бывших супругов возникает множество проблем: одиночество, изменение привычного круга общения, уменьшение материального достатка, чаще для матери.

Отношения между бывшими супругами. Наименее травмирующими для ребенка типами взаимоотношений между разведенными родителями, по К. Аронсу, являются «отличные товарищи» и «сотрудничающие коллеги», при которых пары способны достаточно хорошо взаимодействовать в том, что касается детей. «Сердитые союзники» вынуждены общаться в случае построения планов для своих детей, но при этом не способны подавить раздражение, чувствуют себя напряженно и даже враждебно. Продолжение контактов между бывшими супругами — «ярыми врагами» — может причинять мучительные страдания обоим и наиболее негативно воздействует на детей.

Возможность встречаться с подростком после развода. Если после развода отец (мать) получают возможность беспрепятственно встречаться со своими детьми, негативные последствия сводятся к минимуму (при условии благоприятного влияния на детей). Ситуация усложняется, если оставшийся родитель налагает запрет на позитивные чувства к ушедшему, когда его запрещается любить, вообще о нем говорить и даже думать, считая это предательством по отношению к себе.

Читайте также  Как вы относитесь к телесным наказаниям детей?

Нужно разговаривать с подростком. Честно, открыто, обсуждать с ним проблемы на понятном ему языке. Объяснить ребенку, что родители разводятся друг с другом, а не с ним и по-прежнему останутся для него любящими и близкими людьми.

Очень важно помочь ребенку принять ситуацию такой, какая она есть, чтобы он перестал корить себя, родителей. Очень важно, что бы ребенок знал, что мама и папа продолжают любить его, даже если кто-то из них не всегда рядом, всегда останутся для него опорой.

Во время развода очень важно дать понять ребёнку, что никто из родителей его не предал и не бросил. Особенно важно не манипулировать детьми в то время, когда им приходиться делать выбор с кем из родителей оставаться жить. Даже взрослым бывает трудно сделать такой выбор.

Не вовлекать в скандалы детей. Не выяснять отношений в присутствии ребенка. Часто родители втягивают сына или дочь в конфликт, вынуждая занять ту или иную сторону. Это может вызвать серьезные проблемы – от потери доверия к родителям до неожиданной агрессии.

Не настраивать ребёнка против ушедшего родителя. Обвинения ушедшего родителя могут вызвать дополнительные переживания. Маме не стоит внушать ребенку, что его отец – плохой. Убеждение, что все мужчины плохие, создает детям массу комплексов. Мальчик не может понять, как же ему-то вырасти хорошим, девочка не может представить, за что мужчин можно любить.

Поддерживать ребенка. Нужно постоянно говорить и показывать ребенку, что он любим, важен и значим, что семья не перестала быть семьей – просто теперь она будет немного другой. Очень важно, чтобы ребёнок не ожесточился, не замкнулся в себе, не потерял веру в маму и папу, знал, что его любят и он ни в чем не виноват. Ребенок не должен чувствовать себя эмоционально покинутым. Не подкупать ребёнка, а уделять ему время, внимание и свою любовь.

Не препятствовать общению отца с ребенком. Ребенок не должен считать, что свидания с одним родителем означают отказ от другого. Составить чёткий график посещений ребёнка одним из родителей и придерживаться его.

Обеспечить активную социальную жизнь, чтобы ребёнок мог отвлечься от грустных мыслей, повысил свою самооценку.

По возможности, сделать так, чтобы жизнь ребенка как можно меньше изменилась: он остался бы жить в том же доме, учился бы в той же школе.

Важно, чтобы в процессе развода и после него родители продолжали оставаться родителями, и в первую очередь учитывали интересы и чувства ребенка.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Проблемы детей в семьях, переживших развод

Послеразводным кризисом называются те переживания ребенка, которые следуют непосредственно за разводом. Этот период времени считается наиболее важным, потому что в это время душевные эмоции еще можно использовать для преодоления тяжелых переживаний развода. Реакция на сообщение о разводе в большей степени зависит от индивидуальности самого ребенка, что же касается послеразводного кризиса, то протекание его целиком зависит от тех внешних обстоятельств, которые сопутствуют разводу.

Актуальной остается проблема — сумеют ли родители создать благоприятные внешние условия по отношению к реакциям переживаний или спонтанным срывам ребенка. Развод нельзя рассматривать как проблему одной личности — личности ребенка. Это также, во многом, психологическая проблема для родителей, затрагивающая их сознательные и бессознательные чувства, страхи и фантазии. Именно это, а не моральная или педагогическая несостоятельность, зачастую является причиной того, что родителям не удается освободить ребенка от его потрясения и страхов.

Проблема послеразводного кризиса включает два важных компонента. Во-первых, в жизни детей происходят существенные перемены, которые влекут за собой сложные поведенческие реакции. Данные реакции требуют особого внимания родителей, с их стороны необходимы конкретные меры, чтобы послеразводный кризис не перерос в комплексы.

Во-вторых, развод существенно меняет жизнь обоих родителей, и в результате этих изменений оба родителя, зачастую, не могут уделять достаточно внимания своему ребенку. Возникает сложное противоречие — ребенку как никогда необходимо родительское внимание, но родители не могут его предоставить.

Необходимо выделить некоторые отрицательные факторы, которые мешают родителям должным образом реагировать на воспитательные потребности ребенка после развода.

Отрицательное отношение супругов друг к другу

Очень малое количество разводящихся пар не имеют общих претензий и объясняют развод тем, что просто не сошлись характерами. Большая часть испытывают неприязнь друг к другу, нередко граничащую с ненавистью. Со временем эти эмоции в большинстве случаев утихают, однако в интересующий нас послеразводный период эта ненависть находится в апогее.

Свои отрицательные эмоции супруги передают и ребенку

Поскольку в абсолютном большинстве случаев после развода ребенок остается с матерью, то она имеет больше возможности влиять на него. Существует феномен психической защиты, когда очернением и обвинением обидчика мать оберегает себя от потери или снижения чувства самоуважения, от чувства неуверенности, тревоги. Такое поведение матери приводит к одной из двух возможных реакций ребенка:

  1. принятие позиции матери и ненависть в отношении отца, либо
  2. отторжение матери, что влечет соответствующие негативные эмоции.

В первом случае отец устраняется от воспитания, так как сам не может поддерживать отношения с ненавидящим его ребенком, и не желающим участия отца в воспитании. Во втором случае большее влияние на ребенка оказывает отец, который также «подливает масла в огонь» и фактически отстраняет мать от участия в воспитательном процессе. В обоих случаях, прежде всего, страдает ребенок, его восприятие омрачается неприязнью к одному из родителей, воспитание начинает носить односторонний характер.

Решение вопроса о тактике и методике воспитания ребенка — как правило, это обоюдный договор между родителями. Однако после развода родители часто уже не могут или не хотят договориться между собой. При этом одна из сторон (чаще мать) приобретает заведомое преимущество, так как ребенок в большинстве случаев живет с ней. В таком случае, когда бывшие супруги не могут договориться, сторона, находящаяся в преимуществе, решает вопросы в одностороннем порядке, что ведет к воспитанию только одним из родителей. Следующим отрицательным фактором можно назвать.

Перекладывание вины за развод на ребенка

Нередко родители полагают, что виновником развода является ребенок, так как именно он послужил причиной размолвок. Перекладывая вину на ребенка, родители перестают заниматься его воспитанием, а если и предпринимают какие-то действия, то они носят чисто формальный характер. Иногда родители в открытую высказывают ребенку свою позицию, обвиняют его, не скрывают своих эмоций, что неизбежно отражается на ребенке: он обделен любовью, у него появляется комплекс вины, но самое неблагоприятное обстоятельство в том, что он не может понять, почему и в чем виноват.

Если ребенку постоянно внушают, что само его рождение явилось причиной трагедии, что он изначально был никому не нужен, то у него неизбежно разовьется комплекс вины и возникнет заниженная самооценка. Он будет считать, что мешает окружающим своим существованием, а это может привести к депрессивным и даже суицидным настроениям.

Третьим отрицательным фактором, мешающим родителям реагировать на воспитательные потребности ребенка после развода, может быть.

Психологическая реакция самих родителей на развод

Жизнь обоих супругов после развода резко меняется. Зачастую необходимо менять место жительства, круг общения и многое другое. К этому можно добавить переживания, связанные с психологической травмой. Родителям необходимо реабилитироваться после развода, они находятся не в лучшем состоянии, нежели ребенок. Необходимость восстановления своего психического равновесия ведет к уменьшению внимания к потребностям ребенка. Маленький ребенок не может понять всей глубины переживаний матери, зачастую он видит только ее пренебрежение и воспринимает это как утрату ее любви. В момент развода и после него у матери часто не остается сил на проявление своей поддержки ребенку, она становится по отношению к нему более суровой, строгой, раздражительной. А понять, что мама прикрикнула на него просто потому, что устала, расстроена, переживает, — он еще не может.

Внешние изменения семьи

При разводе супруги часто разменивают свои квартиры и попадают в менее выгодные условия. Если в период брака семья имела двух- или трехкомнатную квартиру, то после размена ребенок не всегда может рассчитывать на отдельную комнату. Мать, вынужденная делить комнату с ним, фактически лишена личной жизни, что порождает у нее негативные дополнительные эмоции, которые могут быть направлены и на ребенка. Кроме того, значительно уменьшается материальное состояние семьи, мать вынуждена больше работать, в результате чего сильнее устает. Вполне естественно, что времени на воспитание тоже не остается. Большая занятость, порождает меньше внимания к ребенку — если раньше его поведение контролировалось и отцом, и матерью, то теперь остается только мать и рассчитывать она может только на себя.

Уменьшение воспитательных возможностей

До развода у каждого из супруга была своя роль: отец — это глава семьи, он может быть строгим, суровым. Мать обычно основной источник любви для ребенка. Но после развода ситуация меняется — мать вынуждена сочетать в себе сразу несколько ролей. Она в известной мере берет на себя и мужскую роль, а ребенку особенно нужна именно ее женственность — нежность, забота, ласка. Мать, лишенная мужской поддержки, психологически травмирована, это отражается и на ее отношении к детям. Требуя от детей дисциплины, разведенные матери иногда больше заботятся о формальном послушании, чем об эмоциональном благополучии ребенка.

Таким образом, мы указали факторы, которые мешают родителям должным образом реагировать на воспитательные потребности ребенка после развода.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: