\

Что делать с высокочувствительным ребенком

Что делать с высокочувствительным ребенком

Аннотация: Чувствительные дети более восприимчивы, чем окружающие их люди – это особенность их нервной системы.

Статья:

Что значит быть очень чувствительным? Чувствительные дети более восприимчивы, чем окружающие их люди – это особенность их нервной системы. Как же родители должны реагировать на это? Если у детей определяется высокая чувствительность, важно на раннем этапе укрепить уверенность в себе.

Как подобная характеристика проявляется на практике

Высокочувствительные дети очень сильно реагируют на внешние раздражители и нуждаются в более длительных периодах отдыха, чтобы справиться со своими эмоциями. У всех родителей повседневная жизнь меняется, как только рождается ребенок. Но как быть, когда малыш особенно чувствителен? Есть ли тест для особо чувствительных детей и каковы его характеристики?

Психологи часто сталкиваются с проблемой распознавания гиперчувствительности и объясняют, какие советы родители могут использовать, чтобы укрепить уверенность своего ребенка в себе.

У высокочувствительных детей особое восприятие

У них, можно сказать, существуют образы всех чувств. Благодаря этому высокочувствительные дети лучше осведомлены о своем окружении. Такие восприимчивые малыши несколько иначе оценивают обычную повседневную жизнь. Поэтому шумная, беспокойная среда представляет собой особую проблему для подобных детей. Это становится заметно ещё во младенчестве. Некоторые малыши кричат ​​особенно часто, когда фонового шума и впечатлений немного больше, чем они привыкли.

Однако в защищенной семейной среде высокочувствительные дети едва заметны и трудно распознать масштабы их особенности. В рутинном распорядке они не беспокоятся и меньше демонстрируют свой характер. Первое посещение детского сада создает серьезные проблемы для многих родителей, потому что огромная сила новых впечатлений может взвалить чрезмерно большую нагрузку на высокочувствительных детях.

Это особенно проблематично, когда родители плохо понимают, почему ребенок так реагирует. Во многих случаях ставятся неправильные диагнозы и предположения, поэтому СДВГ или СДВ у таких малышей часто предполагают сами мамы и папы. Что далеко не всегда верно.

Дело в том, что дети, которые чрезвычайно чувствительны к своему окружению, не страдают расстройством внимания. Скорее всего, только чрезмерная стимуляция приводит к тому, что ребенок уже не справляется и пугается, выражая это всеми доступными ему способами.

Если повышенная чувствительность возникает у младенца или малыша, родители должны научиться обращать внимание на его поведение.

Признавать высокую чувствительность у детей

Исследования по теме повышенной чувствительности: на данный момент существует лишь несколько значимых научных трактатов о высокой чувствительности. Для ознакомления можно изучить книгу “Высокочувствительный ребенок. Как помочь нашим детям расцвести в этом тяжелом мире”, автор Элейн Арон. После этого родителям может быть проще признать эту особенность у своих малышей. Помогут и наблюдения.

Очень чувствительные дети, как правило, осторожны в общении с другими людьми и относительно остро реагируют на изменения. В принципе, не все малыши одинаково реагируют на определенные внешние раздражители, поэтому иногда бывает трудно правильно интерпретировать симптомы.

Ниже приводится краткий список характеристик, указывающих на высокую чувствительность у детей:

  • младенцы не успокаиваются в непривычной обстановке даже на руках и даже через время;
  • некоторые дети реагируют агрессивно и гневно или замыкаются в незнакомых ситуациях;
  • после острой вспышки какого-то сильного чувства трудно успокоить детей;
  • ребенок плачет в воде;
  • очень чувствительные дети часто реагируют тревожно на новых людей;
  • такие дети легко отвлекаются;
  • ежедневная личная гигиена бывает весьма сложной;
  • есть сильная реакция на несправедливость;
  • многие предметы одежды воспринимаются как неудобные;
  • определенные переживания надолго занимают детей;
  • у них перфекционистский нрав;
  • имеют острую реакцию на запахи.

Обратите внимание, что список ни в коем случае не является исчерпывающим и не может заменить точный тест. Он предназначен только для того, чтобы дать родителям понять, может ли их ребенок быть очень чувствительным.

Высокая чувствительность – достоинство и недостаток одновременно

Дети с высокой чувствительностью ни в коем случае не больны, и лечить их не обязательно. Тем не менее, у них обычно есть некоторые черты характера, которые могут значительно усложнить повседневную жизнь, поэтому психологическая помощь может быть весьма полезной.

Это в первую очередь способствует тому, чтобы у детей была уверенность в себе, чтобы они могли справиться с собой и со своей высокой чувствительностью. Если малыши в детском саду уже получают достаточную помощь, благодаря родителям, воспитателю и психотерапии, переход в школу становится не таким трудным, и дети учатся распознавать ситуации, в которых им нужно уйти, чтобы успокоиться.

Вот некоторые положительные и отрицательные стороны высокой чувствительности у детей:

  • очень эмпатичны, поэтому возможны близкие дружеские отношения;
  • всесторонне воспринимают окружающую среду и очень точно ее понимают;
  • чрезвычайно любознательны и понимают многие вещи на ранней стадии;
  • часто обладают большим воображением и очень креативны;
  • стремление к совершенству делает возможной точную работу (например, в книге дети видят бесчисленное множество деталей);
  • иногда бывает сложно вести дела в группах, так что происходит отстранение (крайние проявления приводят к одиночеству);
  • очень привязаны к знакомым людям, нуждаются в поддержке сомневаются в себе;
  • низкий порог раздражения приводит к затруднениям в стрессовых ситуациях;
  • нужно больше времени, чтобы все правильно обработать;
  • часто тратят много времени на мелкие детали;
  • перфекционистские черты характера иногда мешают детям учиться в школе.

Важно выдвинуть на первый план положительные стороны высокочувствительных людей и как можно раньше научить их справляться с трудными ситуациями. Поскольку многие высокочувствительные дети очень умны, до сих пор не совсем ясно, в какой степени чрезвычайно чувствительное поведение может быть связано с интеллектом.

Лучший способ справиться с высокочувствительными детьми

Не всегда легко адекватно реагировать на потребности очень чувствительных детей. С одной стороны, важно как можно раньше приучить их к другим людям и незнакомым ситуациям. С другой стороны, это не должно перерасти в резкую перегрузку, так что нужно будет найти тонкую грань.

Вообще важно понимать, что у высокочувствительных детей свой темп. Несмотря на то, что они очень быстро усваивают информацию, некоторым детям требуется немного больше времени, чтобы полностью обработать полученные знания. Однако это также означает, что долговременная память очень сильна на очень ранней стадии.

Со временем родители поймут, в каких ситуациях их ребенок реагирует более или менее сильно. На этом этапе нужно постараться собрать как можно меньше сложных ситуаций подряд. У высокочувствительных детей всегда должно быть достаточно времени для отдыха, чтобы их не перегружали собственные чувства.

В повседневной жизни родители должны понимать, что их ребенок может протестовать против обыденных вещей. Часто это связано с одеждой. Нужно спокойно объяснять необходимость ношения свитера зимой. То же самое и с посещением детского сада, которое является серьезным препятствием для многих детей. Даже если первый раз может быть сложным, и малыши уже рыдают и страдают, детский сад также может стать вторым домом, где дети со временем почувствуют себя очень комфортно. Однако для этого дети должны научиться принимать неприятные ситуации и пытаться преодолеть свою застенчивость.

Совет: не экономить на похвале и признании. Предположительно, повседневные вещи часто связаны с большими усилиями для очень чувствительных детей, что следует соответственно понимать – и спокойно воспринимать.

Очень чувствительный ребёнок: секреты общения

Порой дети выдают сверхэмоциональную реакцию на, казалось бы, совершенно прозаические вещи. Неудачно подшутил папа, мама не разрешила съесть перед сном мороженое — начинается истерика. Как помочь сверхчувствительному ребёнку ориентрироваться в этом мире?

На самом деле, есть много преимуществ в том, чтобы быть очень чувствительным человеком. Вот как помочь вашему ребенку управлять своими глубокими чувствами так, чтобы он научился справляться с ними.

По словам доктора философии Ядзии Ягеллович, основателя Общества высокой чувствительности, до 33% населения считается «чувствительным»: они ощущают все раздражители более интенсивно, могут быть перегружены эмоциональными и физическими стимулами. Доктор Ягеллович говорит, что их мозг более восприимчив к входящим стимулам и более реагирует на физиологические сигналы — такие как расстройство желудка или учащенное дыхание — чем мозг их менее чувствительные сверстники.
«В том, чтобы быть чувствительным человеком, есть много преимуществ. Чувствительность ведет к сопереживанию, самосознанию и творчеству», — говорит Лаура Гринберг, психотерапевт из Канады.

Читайте также  Профилактика артериальной гипертонии у детей и подростков

Как помочь чувствительным детям?

Проверка и подключение
Чувствительные дети часто ощущают, что их эмоциональные реакции неправильно поняты или отвергнуты родителями и сверстниками. «Самое ценное, что вы можете сделать для детей, — говорит Гринберг, — это просто признать их чувства». Вместо того, чтобы пытаться решить проблему («Да с чего вдруг ты думаешь, что никому не нравишься?»), побудьте с ними («Похоже, тебе было трудно сегодня, когда твой друг отказался играть с тобой»). Проговаривая, что происходит, вы помогаете детям запустить процесс регуляции.

По мере того, как дети становятся старше, эмоциональная связь с ними продолжает иметь решающее значение. Если не появятся инструменты для управления сильными чувствами, есть риск, что ребенок будет обращаться к негативному поведению и менее здоровым стратегиям совладания. Оставаясь настроенным на чувства детей, вы будете знать, нужна ли им дополнительная поддержка, поскольку их мир становится все больше и сложнее.

Определите и назовите чувства
Выявление и обозначение чувств может помочь детям регулировать свои эмоциональные взлеты и падения. Научите ребенка сопоставлять ощущения и слова, а затем обсудите, в каких ситуациях и как это может быть использовано. Если ребенок закрывается, ему трудно говорить, помогите ему установить более явную связь между тем, что произошло, и тем, что он испытывает. Например, он отказывается есть свой бутерброд — потому что вы разрезали его на треугольные кусочки, а он хотел бы прямоугольные. Вы можете сказать: «Я заметила, что после того, как я разрезала бутерброд, ты очень расстроился и перестал разговаривать. Это потому что ты хотел по-другому и теперь разочарован?».

Для дошкольников могут подойти невербальные способы общения: например, вместе нарисуйте лица, представляющие различные эмоции (счастливые, грустные, испуганные) на карточках, и пусть ребенок просто укажут на карточку, которая лучше всего соответствует его чувствам. Или используйте бумажный «светофор» с обозначениями «да» и «нет», чтобы можно было быстро получить ответ на вопрос. Эти небольшие коммуникационные хитрости могут помочь преодолеть разрыв между разочарованием и общением.

Уделите время подготовке
Чувствительных детей успокаивают предсказуемость и рутина, они предпочитают точно знать, чего ожидать. Перед первым школьным днем, например, постарайтесь познакомить ребенка с учителем и посмотреть класс, чтобы обстановка в нужный момент уже оказалась более знакомой. Пусть изменения жизни, режима, бытовых моментов тоже будут постепенными. Дети, которые более чувствительны, чем сверстники, иногда беспокоятся о том, что другие люди думают о них — и переживают еще сильнее. Чтобы бороться с этим, Харрис предлагает родителям заранее отрепетировать с ребенком фразы, которые можно использовать для реагирования в различных ситуациях, и разыграть эти сценарии. Например, как попросить игрушку у другого ребенка, или как обратиться к воспитателю, если хочется пить.

Создание границ и безопасных пространств
Поскольку чувствительные дети воспринимают больше информации из окружающей среды и сильнее реагируют на нее, стоит заняться профилактикой перегрузки. Это могут быть тихие места для отдыха в квартире (пледы, подушки, «домики»), специально созданные возможности для отдыха после напряженных и стимулирующих занятий. Помогите детям установить границы, которые позволят им безопасно обрабатывать сильные эмоции: «Возможно, не стоит после активной хоккейной тренировки, отправляться на вечеринку по случаю дня рождения», — говорит Гринберг, поскольку и то, и другое требует больших вложений эмоциональной энергии.

Среди характеристик высокочувствительных детей — сильное осознание этичности моментов («Справедлива ли эта ситуация?» или «Почему Катя не выполняет своих обещаний?»). «Поэтому они будут склонны и критиковать себя, если они сделали что-то не так», — говорит доктор Ягеллович. Обсуждайте запреты четко и без суждений; и убедитесь, что последствия нарушений справедливы и связаны с семейными правилами и нормами. Лучше сказать «сейчас ты не можешь играть на планшете, потому что ты еще не закончил свою домашнюю работу», чем «Ты ленивый и необязательный, поэтому планшет не трогай».

Высокочувствительный ребенок

Элейн Эйрон убеждена, что не существует единого способа безошибочно выделить среди новорожденных высокочувствительного ребенка. Проявления чувствительности очень разные. Бытует мнение, что если младенец много плачет, то он является высокочувствительным. Это очень относительно, так как плач сам по себе, независимо от длительности и интенсивности, является сигналом о том, что ребенку нужно привлечь внимание и вызвать какую-то активность вокруг себя, или потому что раздражители причиняют ему боль или дискомфорт (хочет есть, пить, спать, ему жарко, неудобная одежда, реакция на стрессовую ситуацию и т.д.).

Если ваш новорожденный малыш:

  • в возрасте нескольких недель замечает мелочи;
  • постоянно поддерживает зрительный контакт, следит взглядом за вашим перемещением по комнате;
  • реагирует на каждый звук и даже на незначительное изменение тона;
  • чувствителен к ткани, прикасающейся к коже, и на температуру воды в ванне,

то высока вероятность, что он высокочувствительный.

Важную роль играет наследственность, ведь темперамент – это врожденный генетически заложенный тип высшей нервной деятельности. Если один из родителей или оба родителя являются высокочувствительными людьми, вероятность того, что и ребенок будет высокочувствительным, больше.

Когда ребенок становится старше, проще понять, высокочувствительный он или нет, становится проще.

Например, у большинства высокочувствительных детей в возрасте с 6 месяцев до 1 года возникает беспокойство при виде незнакомцев, а около 2 лет они начинают раздражаться, если что-то делается не так, как им хочется. Многие высокочувствительные дети боятся разлуки с родителями и/или громких звуков.

В книге Элейн Эйрон «Высокочувствительный ребенок» даются рекомендации, как снизить раздраженность ребенка и обеспечить ему комфортный сон.

От 0 до 1 года:

1. Будьте спокойны сами. Ваш ребенок хорошо улавливает ваши чувства и переживания и с точностью их копирует. Поэтому избегайте стрессов и по возможности высыпайтесь. Не проявляйте негативных эмоций рядом с ребенком. Защищайте ребенка от агрессии со стороны брата или сестры, окружающих. Если вам нужно оставить малыша с кем-то, убедитесь, что это добрый и внимательный человек.

2. Действия. Воздержитесь от слишком активных игр, уберите мобиль, картинки и яркие вещи из детской кроватки и ближайшего пространства возле нее. Пусть в комнате будет не много игрушек. На время откажитесь от поездок и визитов гостей или сведите их к минимуму. По возможности избегайте переездов и путешествий в первый год. Если ваш малыш плачет, не оставляйте его в одиночестве.

3. Звуки. Уменьшите количество звуков, которые слышит ваш малыш как днем, так и во время сна. Отличным решением может быть использование белого шума. Звуки, которые напоминают материнскую утробу, самые приятные для новорожденных. Более подробно о белом шуме.

4. Ваш голос. Лучше всего успокаивает малыша покачивание в нежных объятиях матери и звук ее тихого и ласкового голоса. Говорите с малышом спокойно. Рассказывайте, чем вы собираетесь заняться и почему. Малыш понимает больше, чем вы можете себе представить.

5. Тактильные ощущения:

  • Близкий контакт с ребенком. Носите ребенка на себе – в слинге или эргорюкзаке. Ваша близость снижает возбуждение, вызванное страхом, и внушает высокочувствительному ребенку уверенность «мама рядом и все хорошо». Держите ребенка ближе к себе, если вам пришлось взять его в волнительную для него обстановку.
  • Температура. Обратите особое внимание на температуру в комнате, температуру воды для купания и еды и следите за тем, чтобы она была комфортна для ребенка. Перекладывая малыша в кроватку, обращайте внимание, не холодная ли простыня. Даже это может вызвать негативные эмоции у вашего крохи.
  • Одежда. Покупайте простые вещи свободного фасона, удобные и мягкие, из чистого хлопка. Обращайте внимание, не раздражает ли кожу вашего малыша ярлычок на одежде, швы или состав ткани.
Читайте также  Нужно ли извлекать проглоченные ребенком плоские дисковые батарейки?

6. Прогулки и сон. Выносите ребенка на улицу каждый день, чтобы он мог там поспать.

7. Контролируйте индивидуальное адекватное возрасту время бодрствования и не допускайте перегуливания. Перегуливание порождает усталость и раздражение, а это в свою очередь приводит к частым пробуждениям и коротким снам.

8. Ритуалы. Введите рутинные дневные ритуалы, которые нравятся ребенку. Купайте и кормите его всегда одинаково и повозможности в одно и то же время, чтобы эти процедуры не были для ребенка неожиданными. Введите ритуал укладывания перед сном и следите, чтобы ребенок спал достаточно в соответствии с возрастной нормой сна. Для этого в доме должно быть тихо, комнату можно затемнить. Выделите под ритуал и подготовку ко сну достаточно времени, помните, что высокочувствительным детям сложнее успокоиться.

От 1 года до 3-х лет:

1. Помогайте ребенку адаптироваться к изменениями постепенно:

  • Пусть любые перемены будут дозированными, предупреждайте ребенка о них заранее. «Осталось пять минут». «Еще одна минутка». Поставьте таймер или песочные часы, чтобы ребенок сам увидел, когда пройдет указанное время. Разыграйте сценки с куклами в кукольном доме или с мягкими игрушками. «Миша играет, но пришло время обедать. Что чувствует сейчас Миша? Что ему нужно сделать?»
  • Все, что можно оставить неизменным, оставьте таким. «Можешь взять грузовик с собой, если хочешь».
  • Предлагайте выбор. «Ты хочешь книжку или песенку перед сном?»
  • Не вводите ничего нового, когда ребенок в плохом настроении.
  • Обнимайте ребенка и всегда оставайтесь опорой для него. По словам Луизы Хей, любому человеку нужно по четыре объятия в день для выживания, по восемь объятий в день для поддержки жизнедеятельности, по двенадцать объятий в день для роста и развития.
  • Держите под контролем свои чувства.

2. Научитесь распознавать копящееся раздражение от возникших перемен или переутомления. С возрастом родители зачастую уже знают эти признаки – излишняя возбужденность, упрямство, капризы, нытье, трение глаз и отказ от всего под девизом «и так не так, и по-другому не так».

3. Ежедневно работайте над чувством безопасности и защищенности у ребенка.

1. У всех бывают ночные кошмары. У высокочувствительных детей они случаются чаще, так как сны у них красочнее. Самые страшные сны состоят в том, что ребенка оставили и бросили или на него напали. Что можно делать в такой ситуации? В первую очередь успокойте ребенка, скажите, что любите его, что он в безопасности, это просто страшный сон. Чувствительным людям всю жизнь снятся более яркие сны, и вам надо помогать ребенку принять их.

2. Укладывание и сон. Обычно к возрасту 1 года есть сложившиеся ритуалы (традиции) отхода ко сну и пробуждения. Если их нет, то обязательно стоит их ввести и обеспечить спокойное время перед сном и 3–4 постоянных действия перед засыпанием.

Важно помнить, что ритуал с возрастом меняется и менять его нужно тоже постепенно.

Высокочувствительные дети: кто они и как мы можем им помочь

Мы обрабатываем множество сигналов из внешнего мира и воспринимаем их по-разному. Наш мозг усваивает всего три-пять процентов этих сигналов, отсеивая остальное, чтобы не случилось перегрузки. И его задача – не пустить лишнее.

У ВЧД – повышенная чувствительность к этим сигналам. Они воспринимают и улавливают больше, чем обычно, но не больше, чем сможет обработать мозг. Но такой большой объем информации все равно перегружает их.

Элейн Эйрон опросила тысячи детей и взрослых. Она пишет, что около 20 процентов детей обладает такой восприимчивой нервной системой (в равной степени мальчики и девочки).

Они замечают многие детали, отмечают то, на что другие даже не обратили бы внимание. Они остро реагируют на свет, шумы, запахи. Они чувствительны к одежде – биркам, швам, ткани. Они избирательны в еде. У ВЧД часто проявляются аллергии. Такие дети всегда замечают перемены во внешности и перепады настроения. Они чувствуют чужие переживания, быстро улавливают интонации и остро реагируют на любые слова – и критику, и даже похвалу. Их легче задеть неосторожным словом или взглядом.

Им тяжело даются встречи с чужими людьми. Им некомфортно находиться в шумных компаниях. В новых ситуациях они обычно очень осторожны и неторопливы. Они долго размышляют прежде, чем что-то сделают.

Они легко перевозбуждаются, у них случаются всплески эмоций. У них часто трудности с засыпанием. Они легко плачут из-за любого раздражителя и достаточно пугливы. ВЧД, в целом, склонны к тревоге. У них часто проблемы с вниманием, они даже могут «слетать с катушек», поэтому некоторым из них ставят СДВГ (что не всегда верно). Они легко впадают в истерику, а вот к слезам тщетности (которые обычно следуют за истерикой) они идут гораздо дольше.

ВЧД стеснительны и не всегда ладят с другими. Им тяжело идти на контакт со сверстниками, они могут обходить площадки стороной и не хотеть участвовать в играх, пока другие дети спокойно играют друг с другом.

Со стороны может казаться, что они капризны и избалованны, но, конечно, это не так. Наш мир слишком большой для них, он на них буквально давит. Даже их чувства, будь то тревога или радость, могут оказаться для них слишком сильными, что они не знают, как это вынести.

Их система регулирования сенсорной информации не работает в полной мере. Она не фильтрует шумы, поэтому для них все будет иметь равное значение (от чего и рассеивается внимание). Им тяжелее установить приоритеты внимания. Такие дети не всегда замечают базовые потребности (голод, жажду, холод). А также им тяжелее защитить свои чувства.

Поскольку они более ранимы и уязвимы, им легче причинить боль.

Если у вас высокочувствительный ребенок, это непросто. И это навсегда.

Этот ребенок станет высокочувствительным взрослым (возможно и вы один из них), но когда мы взрослеем и зреем, некоторые вещи даются нам чуть легче, чем это было в детстве.

Незрелым высокочувствительным детям, с одной стороны, тяжело. Им достаточно капли воды на их футболке, чтобы расплакаться; помидора не того цвета, чтобы распереживаться; шерстяной водолазки, чтобы чувствовать себя очень неуютно. Звук проезжающего мотоцикла слишком громкий; свет из-за двери слишком яркий; компания детей слишком пугающая. Им тяжелее оторваться от своих взрослых, и зреют они чуть дольше.

И все же в воспитании такого ребенка есть и свои прелести. Эти дети чувствуют чужую беду и всегда придут на помощь. Они готовы разделить и чужую радость. Они очень чувствительны к чужим интонациям и легко считывают настроения. Они любопытны, им нравится исследовать мир. Они креативны и оригинальны. У них богатое воображение. Они осторожничают, но очень стараются сделать то, что им хочется.

Как мы, как родители, можем им помочь.

Очень важно давать время для отдыха. Поскольку мозг у таких детей устает быстрее, важно давать время на сон и свободную игру. Игра считается активным видом отдыха.

Мы помогаем справиться с тем, что не получается у системы регулирования сенсорной информации. Мы фильтруем шумы – снижаем стимуляцию. Если можем не идти в очень шумное место – не идем. Можем уменьшить количество гостей – уменьшаем. Помогает соблюдение режима и ритуалов.

Чем больше знакомого будет (мест, людей, вещей, игр, еды), тем легче будет ВЧД.

Мы помогаем установить приоритеты внимания. Следим за базовыми потребностями, фокусируем внимание на главное, поддерживаем привязанность и помогает с тревожащими ситуациями. Защищаем чувства наших детей.

ВЧД тяжелее адаптироваться к новому, поэтому важно им в этом помочь. Дать выплакать это, дать место злости, раздражению, страху, помочь выразить это. Вместе искать ваши способы (что важно для любого ребенка). Конечно, нужно рассказывать заранее, что будет (но не слишком, иначе можно вызвать лишнюю тревогу). Чем меньше непредсказуемости, тем легче в будущем будет пережить изменчивость мира. Конечно, невозможно прожить без нового и непредсказуемого, но важно дать им время принять это и место для выражения их чувств.

Читайте также  Пелиоз печени у детей

Важно не подталкивать таких детей к «норме», а дать побыть собой: не настаивать на участии в игре, не заставлять читать стихи или играть на гитаре при гостях. Таким детям легче в малых группах. Они могут дольше привыкать к детям и взрослым (поэтому может понадобиться более долгая адаптация в саду).

С возрастом и зрелостью им будет легче адаптироваться, легче интегрироваться в общество, но им все также будет важен тыл и безопасное пространство дома. Поэтому важно укреплять отношения, не отталкивать ребенка, а наоборот, дать ему пространство побыть собой и оберегать это в нем. Даже подростку нужны взрослые, к которым можно прийти, когда необходимо.

Их быстрое перевозбуждение может сводить с ума. Непонятно, как справляться с истериками, которые возникают как будто на ровном месте. Их внимание к деталям может иногда раздражать. А стеснительность – выбивать из колеи. Но без помощи своих близких им точно будет тяжелее справиться.

Им просто нужно чуть больше времени. И чуть больше нас.

Ещё почитать по теме

Скандалы, интриги, истерики: почему детям бывает сложно справиться с эмоциями и как им можно помочь

Истерики, упрямство, искусство переговоров: фрагменты из книги «Советы в картинках. Давай договоримся. Как повзрослеть вместе с ребенком»

10 ситуаций, когда нам кажется, что ребенок ведет себя плохо, но на самом деле это не так

Невроз у ребенка: виноват не столько компьютер, сколько климат в семье. Беседуем с детским психологом

Почему невроз у ребенка может развиться от компьютерных игр? В каких случаях это защита организма? Как проявляется болезнь в зависимости от возраста? Практический психолог Татьяна Шаранда отвечает на эти и другие вопросы, а также объясняет, с каким состоянием обязательно нужно идти к врачу и как научиться понимать свое чадо?

Семья дает «старт» неврозу, компьютерные игры лишь передают эстафету дальше

— Я бы не сказала, что лишь длительное нахождение за компьютером провоцирует неврозы у детей. Скорее, это «лакмусовая бумажка» психологического климата семьи, которая и является основным источником заболевания.

Семья дает «старт» неврозу, а ближайшее социальное окружение (детсад, школа) передает «эстафету» далее. Так в упрощенной форме выглядит путь формирования невротической личности. В дальнейшем, создав семью, этот человек имеет большой шанс «наградить» своих детей отягощенной наследственностью.

У малышей невроз может проявляться в виде навязчивых страхов (боязнь темноты, монстров). Иногда наблюдается снижение аппетита, плаксивость, страх остаться одному, спазматические боли в области желудка. Дети постарше из-за недуга могут страдать невротическими тиками: покусыванием ногтей, сухим покашливанием, непроизвольными выкриками и энурезом.

— У старшеклассников в этом случае наблюдаются панические атаки и невротические тики, бессонница и социофобия. Невроз также может дополняться какой-либо зависимостью: игровой, никотиновой, пищевой.

— Как помочь детям справиться с такими состояниями?

— Невроз — это та болезнь, которая долгое время не проявляет внешних признаков. Она «долгоиграющая» и может идти с самого детства. Если с малышами проще, их контакт с родителями пока еще максимальный, то подросткам тяжелее. Им непросто самостоятельно, без помощи специалиста, найти причины страхов и избавиться от них.

Если исходить из общих рекомендаций, то всем без исключения подойдет физическая нагрузка, режим питания, активный отдых, массаж. Все это — действенные вспомогательные средства.

— Везде, в том числе и у нас в центре, применяется комплексный подход: когнитивно-поведенческая терапия, интегрированные психотехнологии, хромотерапия и ароматерапия.

— Считается, что невроз у ребенка может возникать даже в очень благополучной семье. К примеру, после сильного испуга. Испуг в компьютерных играх возможен?

— Безусловно. Компьютерные игры построены на эмоциональном захвате, на полном погружении в игру. У играющего исключается анализ происходящего, резко снижается критичность. Но мы не говорим об играх-головоломках или развивающих, нельзя смешивать все в одно целое. Запустить навязчивые страхи могут экшен, симуляторы, ролевые игры.

Сегодня часто бывает так, что у ребенка бывают проблемы с речью, но он отлично владеет компьютером, знает наизусть практически все мультфильмы, которые идут по телевизору.

— Начинаешь общаться с матерью малыша и понимаешь, что в то время, пока он занят просмотром очередного мультсериала, она проводит время в соцсетях. Встает вопрос: «С кем же все-таки надо работать в первую очередь?» Родители сами часто показывают пример своим детям. К сожалению, не всегда правильный.

Психолог говорит: еще российский коллега 20 века Николай Щелованов предупреждал, что созревающий мозг ребенка особенно чувствителен к перегрузкам, которые создаются при длительном влиянии интенсивных стимулов. То информационное давление, которому подвергаются дети, не рассчитано на психофизиологические возможности организма. Оно значительно превышает потенциал человека, а тем более ребенка. Это приводит к эмоциональным срывам. Пациентов с неврозами из-за перегрузки больше всего среди школьников. Ведь они, кроме ТВ и компьютера, постигают обязательную школьную программу. Специалист говорит, к сожалению, к ней в центр приходят именно такие дети и их большинство. Хотя болезнь может проявляться и раньше.

Развитие невроза не зависит от возраста

— Считается, что первые признаки невроза могут появиться в 3-4 года, когда идет «Я сам» и малыши отрываются от мам — идут «на работу» в детсад. Затем сложный период 6-7 лет — школа. Новая социальная роль, новый коллектив. Кроме того, к этому моменту ребенок уже наслушался много «ужасов» про школу. Так что он полностью «готов» вступить в период затяжного стресса.

Невроз — защита организма

— Невроз у ребенка — своеобразная защита организма. От чего? На этот вопрос должны ответить сами родители — и это будет первый шаг в профилактике заболевания. Болезнь обычно начинается с привычки невротическим, истерическим, депрессивным или психопатическим способами реагировать на ситуацию. А потому следующий шаг — научить детей выражать свои эмоции. Стереотипы неадекватного реагирования на ситуацию «утомляют» мозг, происходит сбой работы организма. Требуется подпитка витаминами и микроэлементами. Значит, изменяем рацион питания.

Далее — активные игры на свежем воздухе, бассейн и иппотерапия. Данный комплекс эффективен при неврозах.

— Чтобы научиться понимать свое чадо, нужно просто много общаться с детьми. Коммуникация должна вестись не через монолог и нотации. Лучше, если это будет диалог, где участвуют все члены семьи. Проходить он должен только в позитивном формате. Это не означает тотальную похвалу — ребенку нужна поддержка без излишних аплодисментов, но точная, корректная и к месту.

— Если все же не сложилось с пониманием, как узнать, что наступил час Х и нужно вести ребенка к специалисту?

— Это необходимо, если стали проявляться непривычные для ребенка эмоционально-поведенческие реакции (плаксивость, утомляемость, расстройство сна, двигательная расторможенность). Если на состояние малыша внимание родителей обращают воспитатели или педагоги. К примеру, когда есть конфликты в группе, крики, рыдания, падение на пол. Когда ребенок начинает часто и долго болеть, у него появляются навязчивые страхи, идеи, мысли, действия.

Специалист рекомендует вести малыша на прием к участковому педиатру. Тот, в свою очередь, назначит остальные визиты (невролог, психотерапевт, массажист, рефлексотерапевт). Чем раньше родители заметят проблему, тем счастливее будет малыш.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: