\

Чем отличается развитие близнецов от развития других детей?

Особенности воспитания и развития близнецов: рекомендации психологов, как правильно воспитывать двойняшек

Рождение ребенка – самое значимое и радостное событие в любой семье. Однако вместе с большим счастьем на плечи родителей ложится и большая ответственность за здоровье, физическое, психическое, эмоциональное развитие и воспитание малыша. Забота о новом члене семьи требует очень много сил, времени и терпения, и это если родился один младенец, а когда их двое, то вся нагрузка удваивается.

Рождение близнецов – двойной праздник для семьи, но, в то же время, и двойные усилия по их воспитанию

В случае с близнецами все сводится не только к увеличению хлопот, связанных с потребностями малышей. Любая сторона развития и воспитания близняшек имеет массу особенностей и нюансов, которые обусловлены определенными внешними факторами.

Психологическое и физическое развитие близнецов

Еще до рождения между близнецами устанавливается тесная взаимосвязь, которая на порядок сильнее, чем между разновозрастными братьями и сестрами. Разлука со своим близнецом, например, если тот оказался в больнице, даже на короткий срок, вызывает острую реакцию со стороны второго малыша, как если бы он разлучился с мамой. Подобные узы оказывают огромное влияние на познавательное, эмоциональное, социальное и личностное развитие близнецов. Однако помимо положительных сторон они имеют и свои негативные последствия.

На психологию близнецовой пары оказывает воздействие не только генетические и наследственные, но и другие факторы, такие как:

  • внутриутробное развитие двойняшек;
  • отношение окружающих людей;
  • отношение родителей;
  • их отношение друг к другу.

Окружающие люди, и в том числе родители, чаще всего акцентируют внимание больше на сходстве детей, в то время как те хотят быть индивидуальностями. Формирование собственной личности у них происходит в специфических условиях, так как они практически непрерывно общаются и проводят совместно большую часть времени. Во всех близнецовых парах, так или иначе, возникает доминирование одного ребенка над другим. Один из них становится лидером, другой ведомым. Вначале подобное доминирование может проявляться в физических параметрах при рождении или положении в животе у мамы, в будущем в школьной успеваемости и успешности по жизни.

Особенности развития близнецов в материнской утробе

Особенности развития близнецов начинают проявляться еще в период вынашивания. Достаточно частым явлением при многоплодной беременности является отставание перинатального развития. В первую очередь это касается физических параметров, а именно массы тела. Обычно вплоть до 34 недели вес у двойни не выходит за рамки нормальных показателей, но потом возникает определенная разница. Чем больше срок беременности, тем больше она становится.

Многие врачи причиной подобного феномена называют плацентарную недостаточность, вследствие которой близнецы не получают достаточное количество питательных веществ и кислорода. Также это можно связать с состоянием матки женщины. Однако замедленный темп, с которым развиваются двойняшки, не всегда объясняется исключительно вынашиванием 2 малышей. Такое отклонение от нормы может быть обусловлено следующими факторами:

  1. Ограниченность в движении. Выносить двойняшек – невероятная нагрузка на женский организм, в результате чего будущая мама меньше двигается.
  2. Неблагоприятное эмоциональное состояние. Жизненные ситуации бывают разные и не всегда дарят радость и спокойствие. На протяжении 9 месяцев женщина подвергается и стрессам, и срывам, и перепадам в настроении. Все те эмоции, которые испытывает беременная, в том числе и негативные, передаются малышу или малышам, создавая им отрицательный фон.

Близнецы намного чаще появляются на свет раньше поставленного срока. Плюс ко всему по физическим параметрам, таким как вес, рост и другие показатели, они также могут сильно отличаться.

К сожалению, более слабые малыши, с меньшим весом и размерами, больше предрасположены к гибели в последние месяцы беременности, при родах или в первый год жизни, из-за чего нуждаются в более внимательном отношении. У них также хуже и медленнее развивается мелкая моторика и координация движений, чем у своего более крупного брата или сестры.

Период новорожденности и до годовалого возраста

Отставание в развитии близнецов особенно заметно в первые месяцы с момента рождения (рекомендуем прочитать: развитие по месяцам от рождения до года). По сравнению со своими одноплодными сверстниками период, когда дети-двойняшки начинают ползать, пытаться сидеть и ходить, смещается на более позднее время (рекомендуем прочитать: со скольки месяцев маленький ребенок начинает ползать?). У них отмечаются также задержки с речью. Кроме этого молочные зубы у близнецов часто прорезываются не в соответствии с нормальным графиком, а позже. Однако все различия с возрастом постепенно уменьшаются, и к семи годам многие показатели приходят в норму.

С точки зрения психологии уже в течение первых 2 месяцев после появления на свет у детей можно наблюдать признаки тесного эмоционального контакта, который был заложен еще в утробе матери. Врачи полагают, что осознание того, что малыш не один, к нему приходит еще при сроке беременности 1,5-2 месяца. В будущем, порой, может сложиться ощущение, что друг в друге близнецы нуждаются больше, чем в родителях.

К шести месяцам между мамой и ребенком обычно налаживается достаточно тесная связь, и они как бы становятся одним целым. Очень важно с двойняшками не упустить этот момент и наладить контакт с обоими детьми. Для этого маме стоит находить время, чтобы уделять свое внимание каждому из малышей тет-а-тет. На этом этапе мама уже различает близнецов и даже узнает их по голосам.

В возрасте 10 месяцев поведение близняшек начинает быть похоже на поведение двух разных детей, которым свойственны обиды и ссоры, примирения и утешения. В 11 месяцев в отличие от своих сверстников у близнецов появляется способность вести диалог между собой, который понятен только им.

Основные нюансы в развитии после 1 года

После года характер отношений в близнецовой паре может кардинально поменяться. В одних парах продолжается тесное общение между детьми, в то время как в других малыши перестают замечать друг друга и пытаются любым возможным способом перетянуть внимание родителей на себя. Бывает и так, что близнецы выбирают для общения исключительно чужих детей. Однако, несмотря на то, какой стиль общения в паре, к полуторагодовалому возрасту, малыши осознают и соответственно глубоко эмоционально воспринимают как разлуку, так и воссоединение со своим близнецом.

Эффект пары

В результате того, что дети много времени проводят вместе, часто копируют и повторяют друг за другом, а родители воспринимают их как одно целое, у некоторых из них появляется так называемый эффект пары. Он заключается в том, что ребенок испытывает определенные проблемы с осознанием собственного Я. В этом случае кроха:

  • часто путает местоимения Я и Мы;
  • с трудом отличает себя в зеркале и на фотографиях;
  • не отличает собственное имя, особенно если оно схоже по звучанию с именем близнеца.

Любые отклонения или нарушения в развитии детей близнецов становятся заметны намного раньше, чем у обычного ребенка. Подобный эффект объясняется тем, что в паре, когда один из близнецов начинает отставать, это сразу бросается в глаза родителям. В результате своевременной консультации у специалистов, установления диагноза на ранней стадии дает возможность оказания нужного лечения.

Эффект пары может наложить тяжелый отпечаток на судьбу близнецов. Им тяжело будет войти во взрослую жизнь как отдельным личностям

Разнополые близнецы

Разнополые пары близнецов, которые состоят из мальчика и девочки, имеют свои особенности развития. В первую очередь следует отметить, что разнополые двойняшки всегда разнояйцовые. В противном случае, если бы они были из одной яйцеклетки, их гены совпадали, и они, как следствие, этого были бы одного пола. Дети из разных яйцеклеток имеют 40-60% общих генов, как обычные братья и сестры. Что касается внешнего сходства, то оно не всегда присутствует. Одни разнополые близняшки могут быть как две капли воды, а другие – совершенно не похожи.

При рождении детей разного пола возникают не только бытовые проблемы, связанные с тем, что нужно покупать разную одежду и игрушки. У разнополых близнецов могут кардинально отличатся вкусовые предпочтения, режимы сна, потребности и темпы физического и психического развития. Важно это учитывать, и не пытаться их подогнать друг под друга.

Например, хотя дети в разнополых парах осваивают речевые навыки раньше, чем в однополых, но мальчики могут начать разговаривать позже девочек. Это совершенно не говорит о том, что у крохи есть какие-либо нарушения. До подросткового возраста девочки развиваются стремительнее мальчиков, и это общая закономерность.

Очень часто разнополые двойняшки имеют больше общих черт характера. В отличие от однополых пар, у них нет надобности в том, чтобы специальным образом подчеркнуть свою индивидуальность, у них и так уже разный пол. В свою очередь, они многое заимствуют друг у друга. Сестра стремится быть смелее, сильнее, как брат, а он учится у нее чуткости и мягкости.

Разнополые близнецы могут быть совершенно не похожи друг на друга

Подростковый возраст

Отдельно стоит коснуться подросткового периода. У разнополых близнецов подростков гормональная перестройка и связанные с ней психологические перемены в характере происходят в разное время. Девочка взрослеет раньше, и ее круг интересов меняется. Она отстраняется от своего брата, у нее появляются свои секреты. Это может вызвать в брате чувство отверженности и неуверенности.

Советы по воспитанию близнецов

В воспитании близнецов имеются свои определенные нюансы, о которых не стоит забывать. Ниже приведен ряд рекомендаций того, как правильно воспитывать детей двойняшек, чтобы они выросли достойными людьми:

  1. Индивидуальное общение. Каждому крохе важно выделять время для личного общения только с ним.
  2. Избегать сравнения. Как бы похожи они не были, важно видеть в них уникальные самостоятельные личности.
  3. Независимое общение. То есть каждому ребенку нужно предоставлять возможность общаться с другими людьми и детьми без своего брата или сестры.
  4. Разные вещи и игрушки. Хорошо, если у каждого малыша будут своя кровать, стульчик, шкафчик. Лучше, если не все книги, одежда будут одинаковыми. Разные игрушки способствуют подготовке к общению с другими детьми, учат делиться и взаимодействовать между собой. Плюс разные вещи подчеркнут индивидуальность каждого из детей.
  5. Личное пространство. У каждого из детей должно быть свое место, где он может побыть один.
  6. Отсутствие общего наказания. Наказывать следует каждого ребенка отдельно за конкретно его проступки.
  7. Не навязывать роли и не выделять кого-то одного. Не нужно разделять детей как маминого или папиного. Родительскую любовь должны ощущать оба в равной степени.

Что касается мнения некоторых психологов о раздельном обучении, то тут следует понимать, что такой подход актуален только в экстренных случаях, если малыши сильно отличаются темпераментами и скоростью восприятия материала. В противном случае, по словам Комаровского, здоровое соперничество только на пользу.

Читайте также  Как можно определить неспособность ребенка к обучению?

Особенности роста и развития близнецов

Близнецы, как монозиготные, так и дизиготпые, гораздо чаще рождаются раньше положенного срока. Это связано с тем, что два плода имеют гораздо больший вес и сильнее растягивают матку, чем один, даже крупный. Иногда родившиеся близнецы могут отличаться друг от друга по весу и размерам.

Различия могут быть связаны с менее выгодным для одного из них положением в матке, особенностями расположения его доли плаценты. Близнецы меньшего размера более слабые, у них выше риск гибели в последние месяцы беременности, во время родов или в первый год жизни. Поэтому с рождения они требуют большею внимания к себе.

К концу первого года жизни врожденные различия в размерах все еще сохраняются, хотя меньший из них постепенно догоняет большего, и его размеры входят в пределы нормальных показателей. Примерно ко времени начала учебы в школе различия в росте и размерах сглаживаются. Отличия в школьной успеваемости также незначительны. Однако у того из близнецов, который при рождении был более крупным, т. е. находился в более выгодных условиях в матке, несколько лучше развита координация движений и мелкая моторика. Различия в росте (по сравнению с одиночно рожденными детьми) начинают возникать примерно на 30-35-й неделе беременности, когда наступает выраженный пик увеличения роста.

Часто встречается отставание близнецов в физическом развитии, особенно в первые месяцы после рождения. Они позже начинают сидеть, ползать, ходить. Многие долго не разговаривают, у них могут позже прорезаться зубки. Однако со временем отставание сглаживается, и, даже если близнецы несколько отстают в физическом развитии, все показатели остаются у них в пределах нормы. Нервно-психическое развитие близнецов, особенно, монозиготных имеет свои особенности именно из-за того, что их двое. В первые 1-2 месяца родителям приходится трудно, хотя при разумном подходе, распределении обязанностей по уходу за близнецами все эти трудности преодолимы.

Но вот первые месяцы прошли, дети и родители постепенно привыкли друг к другу, малыши уже соблюдают некоторый режим дня, и замечаются первые проявления загадочной тесной связи между близнецами. Некоторым даже кажется, что ребенок обращает на близнеца больше внимания, чем на мать или отца, больше нуждается в нем.

Уже в 1,5-2 месяца близнецы чувствуют присутствие друг друга, осознают, что у них есть пара. Здесь родителям важно принять меры, чтобы создать такие же крепкие узы, которые возникают между матерью и одним ребенком. Для этого необходимо постараться находить время для общения с каждым из близнецов, один на один. Например, можно кормить детей по очереди, и с каждым пытаться найти общий язык, полюбить его как отдельного ребенка, а не как половинку единого целого. Тогда родители заметят, что даже монозиготные близнецы, похожие, казалось бы, как две капли воды, отличаются друг от друга с рождения. Станут заметны тонкие различия в интонациях, выражении лица, первых проявлениях темперамента. Родители смогут увидеть в каждом из близнецов индивидуальность, полюбят каждого ребенка и перестанут их путать.

Иногда один из близнецов имеет более сложный характер, который проявляется уже с первых дней. Он чаще капризничает, требует больше внимания к себе, привередничает в еде. Это может вызвать у родителей раздражение. Однако не стоит идти на поводу у чувств, а уделять равное внимание каждому.

В возрасте 2-6 месяцев у близнецов налаживается контакт с матерью, они становятся единым целым и нуждаются друг в друге. Возникает взаимная привязанность. Мать узнает своих детей по голосам, отличает их друг от друга, а они откликаются на ее попытки общения с ними. В этот период может возникнуть такая ситуация, что мать, например, больше привязывается к одному из малышей, более покладистому, спокойному или крепкому и более упитанному. Или же, наоборот, к более слабому и беспомощному. В то же время второй родитель может испытывать большую привязанность к другому ребенку. Причем со временем такие «пристрастия» могут склоняться в стороу то одного, то второго близнеца. Родителям не нужно винить себя в том, что они отдают предпочтение одному из двух, казалось бы, совершенно одинаковых детей. Со временем можно научиться общаться с каждым из детей, и нюансы .ного общения станут как бы демонстрацией их индивидуальности.

В возрасте полугода ребенок обычно выбирает себе так называемый переходный объект и привязывается к нему. Таким объектом может быть, например, игрушка. Ее присутствие в комнате успокаивает малыша, когда рядом нет матери, снимает тревожность, вызванную осознанием того, что он и мать — два разных человека. Близнецы в качестве переходного объекта могут использовать друг друга. Находясь вместе, они перестают плакать, успокаиваются и засыпают, даже если рядом нет матери.

К 9-10 месяцам близнецы начинают вести себя как два разных, по очень дружных ребенка. Они начинают обижать друг друга, не поделив, например, игрушку, которая понравилась обоим. Но они и утешают друг друга. Когда один капризничает или плохо себя чувствует, второй пытается развлечь его, отдает лучшую, по его мнению, игрушку, показывает что-то интересное или даже попытается выказать свою заботу и добрые чувства.

К 11 месяцам малыши уже ведут диалог на понятном только им языке. Сначала «высказывается» один, а затем отвечает другой. Одиночно рожденные дети начинают «вести диалог» друг с другом гораздо позлее. По достижении года отношение близнецов друг к другу может измениться. Одни пары по-прежнему уделяют много времени общению друг с другом, даже не замечая окружающих. А другие, наоборот, перестают обращать на своего близнеца внимания, пытаются полностью завладеть вниманием родителей или общаются только с чужими детьми.

К полутора годам близнецы осознают, переживают разлуку друг с другом, и проявляют бурную радость при воссоединении. Они много времени проводят в играх и иногда совершенно не нуждаются в общении со сверстниками и даже взрослыми. В этом возрасте малыши часто копируют действия друг друга, что со стороны выглядит очень забавно. Близнецы настолько привязаны, что часто откликаются сразу на оба имени. Некоторые близнецы вообще не откликаются на сное имя, особенно если имена похожи по звучанию.

Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов

Да, близнецы или двойняшки могут быть как похожими, так и очень разными, и дружить, и ссориться, хотеть одного и того же — и совершенно противоположных вещей. Психологи Анна Скавитина и Мария Григорьева рассказали, почему важно воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.

Идеальный дуэт

Нашу жизнь часто портят стереотипы и популярная культура. Например, такая идея, что все близнецы имеют идеальные отношения. На самом деле все наоборот, близнецам очень трудно бывает ладить между собой. Часто им даже бывает стыдно, что они не могут ужиться так, как все фантазируют, и им сложно отвечать на вопросы друзей и родственников «Почему вы ссоритесь, если вы одинаковые?» Кроме того, дети из многоплодных беременностей часто испытывают стыд, если они вырастают и хотят разлучиться, пожить каждый своей жизнью. Понимание, что не только они испытывают трудности в общении, а почти все близнецы, приносит облегчение и самим близнецам, и их родителям, которые часто страдают, что дети не могут договариваться и жестко конкурируют.

У близнецов есть не только брат или сестра, с которыми они провели много времени вместе и одновременно развивались в мамином животе, но и две разные личности — как «близнецовые», так и как отдельные. Близнецовая идентичность создает глубокую привязанность, которая сознательно или бессознательно будет присутствовать на протяжении всей жизни. А индивидуальность создает конкуренцию, гнев, разочарование и обиду. Разделение родительского внимания может создать глубокую неуверенность и чувство неадекватности.

Исследования показывают, что при одинаковом уровне развития интеллекта в эмоциональном плане дети-близнецы, в особенности однополые близнецы, существенно отличаются от одиночно рожденных детей. Как правило дети-близнецы имеют более низкую по сравнению со сверстниками самооценку. При этом брат или сестра-близнец являются очень значимыми фигурами. Зачастую ребенок из пары близнецов дает брату или сестре эмоциональную оценку выше, чем самому себе. Кроме того, для близнецов, которые воспитываются в полных семьях, характерно разделение на «маминого» и «папиного», один ребенок чувствует большую эмоциональную близость с матерью, а другой — с отцом. Больше это касается однополых близнецов, а разнополые в эмоциональном плане ближе к одиночно рожденным детям.

Я тебя понимаю

Важная особенность детей-близнецов — они более тревожны по сравнению с одиночно рожденными сверстниками. Причем, если у одиночно рожденных детей уровень тревожности тем ниже, чем выше развитие интеллекта, то у детей-близнецов уровень тревожности высок при любом уровне интеллектуального развития. Есть даже тенденция, что чем выше интеллектуальное развитие детей-близнецов, тем выше и уровень тревожности.

Повышенная тревожность во многом связана с перевозбуждением, повышенной нагрузкой на сенсорные системы. Еще до рождения дети-близнецы уже находятся в условиях повышенной сенсорной стимуляции, они касаются друг друга, слышат друг друга, видят. По сути становятся друг для друга самым первым, самым близким человеком. Мамам детей-близнецов знакомо чувство, что она как будто находятся немного в стороне, эмоционально дальше от близнецов, чем от одиночно-рождённого ребёнка. Мамы часто переживают свою не полную включённость, думая о себе, как о недостаточно правильной маме. С одной стороны, в этой ситуации есть свои бонусы — дети активно проводят время друг с другом, они заняты, развиваются — причем даже быстрее сверстников, поскольку передача информации, знаний и умений внутри пары близнецов происходит очень быстро, а возможностей к восприятию разного рода информации у двух детей больше, чем у одного. С другой стороны, родителям близнецов, прежде всего мамам, приходится прилагать значительно больше усилий для того, чтобы организовать то взаимодействие, которое в норме естественным образом складывается между матерью и отдельно рожденным ребенком с первых мгновений жизни.
Кроме того, дети-близнецы сразу после рождения оказываются в ситуации необходимости постоянного отслеживания в поле видимости брата или сестры-близнеца. Поэтому дети-близнецы могут активно развивать свои интеллектуальные способности, но нервная система детей-близнецов на самом деле испытывает серьезные перегрузки, и их тревожность возрастает.

Кто лучше?

Получается, перед родителями детей близнецов стоит достаточно непростая задача! С одной стороны, дети-близнецы имеют очень тесную связь, обусловленную их совместным развитием еще до рождения, которую приходится учитывать. С другой стороны, родителям приходится пробиваться через некоторый барьер «зацикленности» детей-близнецов друг на друге- для того, чтобы обеспечить своим детям необходимые условия для полноценного развития их индивидуальности. Пусть даже близнецы могут быть очень похожи, но они обладают своими индивидуальными чертами и особенностями, как и любые другие люди! Да, родившись с близнецом, ты навсегда — близнец. Близнецы не могут «развестись». Отношения близнецов, часто загадочные и трудные для понимания и внутри и снаружи, трудно описываемые словами, несомненно, являются источником удивления, удовлетворенности, одиночества, беспокойства.

Близнецы соперничают друг с другом или завидуют друг другу из-за их уникальной и глубокой привязанности, которая создает … конкуренцию. Это соперничество основано на реальности: ведь близнецы сравнивают друг друга с раннего возраста. Кто получает больше еды, любви, внимания, игрушек и особого времени, сравнивается и противопоставляется вербально и невербально. Сравнение становится частью детской жизни — и приводит к большим вопросам между близнецами.

Вот примеры и варианты того, как обходиться со сравнением родителям, и как учить обходиться близнеца.

  • Кто из нас прав? (Правильно: вы оба имеете право на своё мнение)
  • Кто сделал бОльшую ошибку? (Правильно: давайте вместе это исправим или решим проблему)
  • Кто виноват в беспорядке в комнате? (Правильно: я тебе помогу навести порядок)
  • Кто умнее, красивее, стройнее, талантливее? (Правильно: какая разница?)

Конкуренция, идущая из раннего детства, создаёт борьбу, которая продолжается долгие годы и всю жизнь. Но хуже этого — непроговоренность обид и гнева, что может вести к усилению конфликтов.

Как облегчить жизнь всей семье?

  • Если у вас, как у родителей, есть малейшая возможность привлечь помощников к процессу ухода и воспитания детей-близнецов, используйте ее. Это, во-первых, разгрузит маму и даст ей необходимые силы и ресурсы для воспитания детей, а во-вторых, создаст возможность большего участия взрослого в процессе развития детей-близнецов, что позволит избежать их зацикленности друг на друге.
  • Разговоры, прояснение, понимание того, что близнецы — разные люди с разными мнениями — вот путь к пониманию и гармоничным отношениям.
  • Когда родители готовы, то стоит начинать разделять детей-близнецов, давая им возможность тренироваться, получать индивидуальные навыки, не полагаясь на брата или сестру. Лучше это сделать как можно раньше. Хотя процесс должен быть очень мягким, комфортным, и все члены семьи должны быть готовы к нему. Хорошо, если в каком-то ежедневном деле один из близнецов сможет побыть с мамой, а другой с папой (бабушкой, няней), а в следующий раз наоборот. Таким образом дети получают опыт индивидуального взаимодействия с каждым из родителей, так постепенно формируется личный, независимый от брата или сестры опыт.
  • Индивидуальный опыт — лучший способ снизить конфликты и конкуренцию между близнецами, потому что каждый будет чувствовать, что имеет право на своё уникальное место в этой семье и в мире.

Дочки-близнецы: личный опыт

Мария Григорьева: «Мы с мужем стали задумываться о возможности разделить девочек практически с их рождения. Сначала у детей все было общее, и различался только цвет одежды, однако у каждой был свой набор вещей. Девочки вместе посещали занятия, были в одной группе детского сада и у них были одинаковые игрушки. Мы не понаслышке знаем, что дети требуют одинаковые игрушки, и если минимальное различие в деталях, то обеим требуется одна и та же!

Разделение стоит начинать с менее принципиальных для малышей вещей: например, у нас никогда не было двух одинаковых комплектов одежды, хотя бы цвет всегда различался. Не было одинаковых книжек, развивающих игрушек — пазлов, рамок вкладышей, шнуровок, одна дочь могла собирать домик, а другая самолетик. Это те игрушки, которые появляются еще до момента разделения на «мое — твое». А вот подарки и личные игрушки — мишки, зайчики, куклы, домики — те, которые дети очень хотели или те, которые имели большую эмоциональную ценность, были идентичны. Такой подход с одной стороны приучает детей к тому, что одежда и игрушки могут быть разные, а с другой не создает излишнего напряжения, когда речь идет о тех игрушках, которые являются для ребенка символом внимания, заботы, любви.

В 6 лет девочки пошли в одну группу на подготовку в школе, а мы наблюдали. Им было непросто, они обе энергичные, быстрые, активно общались между собой и с учителем, но отнимали слишком много его внимания, учителю было трудно: дети способные, но их «много». А если учителю трудно, это вызывает у него негатив, и подобный настрой уже влияет на комфорт и благополучие детей. Через полгода нам предложили попробовать разделить детей в разные группы, мы согласились попробовать. Поговорили с детьми, разделение прошло нормально — и детям, и нам было комфортно. Опыт оказался успешным, и наши девочки пошли в разные первые классы. Конечно, учителя знали о нашей ситуации и не препятствовали их общению на переменах, в целом относились с пониманием. Дополнительные занятия до 4 класса девочки посещали вместе, пока не сообщили нам, что у них разные интересы, и одна стала заниматься рисованием, а другая пением. Позже они выбрали для себя разные музыкальные инструменты, и занимались в разных местах, в разное время.

Сейчас моим девочкам 14 лет. Каждая имеет свой круг общения, свои интересы, свой стиль в одежде, у каждой есть свое пространство — своя комната. Тем не менее, периодически возникают ситуации, что они устают друг от друга — как всякие люди, которые много времени проводят вместе. Думаю, что дети-близнецы, которые привыкли иметь все общее, так же устают друг от друга, ведь они просто не знают, что может быть нечто отдельное, свое, у них нет такого опыта. Однако, каждый ребенок уникален, даже если кажется, что дети-близнецы идентичны! И опыт каждой семьи уникален.

Важно помнить, что любые решения и изменения должны быть комфортны каждой конкретной семье — и родителям, и детям. Даже если вам сейчас трудно представить, как можно разделить ваших близнецов, как именно организовать каждому из них личное пространство, в котором каждому ребенку было бы комфортно развиваться, то важным шагом будет просто помнить не только об их схожести, но и об их индивидуальности и уникальности».

Воспитание ребенка — это безусловно интересный, но временами сложный, а иногда и выматывающий процесс, а воспитание детей близнецов — вдвойне такой!
Главный вопрос, возникающий у родителей детей-близнецов — одинаковое или разное (во всем)? Мы писали, что с самого рождения дети-близнецы постоянно держат в фокусе внимания брата или сестру, постоянно сравнивают себя друг с другом, испытывая значительные эмоциональные перегрузки. До определенного момента проще и удобнее, если у близнецов все будет одинаковое, кроме ситуаций, требующих принципиальной разницы в уходе и воспитании (например, если у одного из детей есть хроническое заболевание). Но с самого первого дня важно помнить, что наша задача — воспитать две отдельные личности. И стоит постепенно вводить эти различия в повседневную жизнь детей. Близнецы, безусловно, имеют тесную связь, но то, как они будут расти, насколько они будут индивидуальны или идентичны, и сколько им потребуется времени во взрослом возрасте на поиск своей отдельной жизни, определяется в том числе позицией родителей, и их готовностью воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.

Читайте также:

Фото: Evgeny Atamanenko, RomRod photo/Shutterstock

Воспитание близнецов

Санам Хочкиян
Воспитание близнецов

Близнецы

1. Рождение близнецов — это открытие удивительного мира двойных приключений, двойных радостей. и двойных забот. Однако все заботы родителей окупятся сторицей при правильном воспитании каждого близнеца, умелой поддержке его самооценки и привязанности. Наша цель — запастись терпением, развить в себе гибкость мышления и оптимизм.

2. Существует 2 типа близнецов. Двуяйцовые близнецы — это дети, развившиеся из двух разных яйцеклеток. Они могут быть разного пола, иметь разный набор генов и внешние отличия. Однояйцовые близнецы развиваются, когда яйцеклетка после оплодотворения разделяется на две части. Однояйцовые близнецы всегда будут одного пола, у них будет идентичный набор генов и даже похожие отпечатки пальцев. Внешне у них также не будет отличий

Ты и я — мы так похожи, схожи внешне и душой…

С самого рождения между близнецами развивается особая связь, которая отличается от обычных отношений между братьями и сестрами. Можно заметить, как близнецывысматривают эмоции друг друга: если один смеется, второго это тоже рассмешит. А если один будет плакать, другой будет проявлять к нему внимание и заботу.

Взрослея, близнецы все больше времени проводят в совместных занятиях. Это на пользу маме, так как позволяет ей заняться домом и уделить себе немного времени. У двойняшек лучше других детей выражена эмпатия и дух соперничества. Однако из-за постоянного общения только с себе подобным их также отличает задержка в познавательной сфере и недостаточное развитие социальных навыков

4. Каждый ребенок индивидуален.

Часто родители обращаются с близнецовой парой как с единым ребенком. Кормят их из одной бутылочки, одинаково одевают, укладывают спать в одной кроватке и всегда держат вместе. Таким образом они затрудняют у детей процесс становления индивидуальности и идентификации личности. Относитесь к детям как к личности, имеющей свои потребности и желания. По возможности обеспечьте им личное пространство. Игрушки, посуда,одежда: у каждого близнеца должно быть свое собственное.

Стремление к сходству и различию у близнецов будет меняться с возрастом. В детстве близнецы часто повторяют друг за дружкой, играют в одинаковые игрушки и охотно носят одинаковую одежду. В подростковом возрасте наблюдается резкое отрицание своего сходства, происходит изменение структуры отношений, начинает преобладать стремление к различию

5. Соперничество и ссоры

В период взросления ссоры между близнецами неизбежны. Это абсолютно нормально, запаситесь терпением и дайте им возможность самим уладить конфликт. Считается, что в паре близнецов один всегда принимает на себя роль лидера, а второй становится ведомым. Это доминирование порой принимает ситуационный и поочередный характер, и все же не стоит провоцировать их на соперничество.

У двойняшек также имеется склонность усиливать поведение друг друга. То есть если одному близнецу вдруг захочется забраться на стол, говорить с полным ртом или громко петь, другой будет стараться перекричать или скопировать его. Такое поведение буквально сводит с ума старших. Что в таких случаях могут сделать родители?

Самое лучшее — разделить близнецов по комнатам.Используйте правило по времени наказаний: 1 год ребенка = 1 минута отдельно друг от друга.

6. Ты да я, да мы с тобой – вместе в школу и домой…

Стоит ли отдавать двойняшек в один класс? Лучше всего посоветоваться с самими детьми. Если вы определите двойняшек в разные классы, у них будет меньше соперничества, они смогут завести собственных друзей, что очень важно в установлении их индивидуальности. То же самое касается и дополнительных кружков. Разный опыт поможет им стать ближе и обсудить интересы друг друга.

7. Я хотел иметь братишку, а двойняшки родились…

В непростой ситуации оказывается старший ребенок при появлении на свет двух малышей. До этого привыкший быть единственным, старший ребенок может почувствовать себя забытым и покинутым. Как помочь ему?

Попросите помощи у близких. Выделите день, который вы полностью сможете посвятить старшему, а бабушки в это время посидят с близнецами. Сходите в кино, в зоопарк, в музей — проведите время так, чтобы младшие дети не смогли вас отвлекать.

8.Рекомендации родителям двойняшек:

• Выберите для близнецов разные по звучанию имена. При выборе похожих имен близнецам бывает трудно отделить собственную индивидуальность.

• Приучайте детей к одному графику. Спать и есть – одновременно. Вовлекайте в процесс заботы за близнецами отца и других членов семьи.

• Не покупайте двойняшкам одинаковые игрушки, если не хотите, чтобы они постоянно ссорились. Исходите от индивидуальных вкусов и интересов каждого.

9.Рекомендации родителям двойняшек:

• Учите детей отличать свое от чужого. Если дети близнецы — это не значит, что они должны постоянно чем-то делиться.Каждому ребенку хочется иметь что-то свое личное: свой велосипед, свою кровать, свою игрушку и т. д.

• Избегайте соперничества между близнецами. Научите их ждать своей очереди и спокойно выслушайте каждого.

• Выделяйте время, чтобы пообщаться с каждым из близнецов наедине.

• Подчеркивайте и поощряйте различия между детьми. Чаще хвалите их, но за разные поступки.

• Расскажите им, как это здорово — быть близнецами! Вместе смотрите фильмы о взаимопомощи близнецов, придумайте сказку о том, какие увлекательные приключения ждут близнецов в нашем мире.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как друзья отвозили близнецов-акробатов в Буквоцирк» Конспект развивающего занятия в подготовительной группе «Как друзья отвозили близнецов-акробатов в Буквоцирк».Блог. Лариса Гацко. Цель:.

Консультация «Экологическое воспитание» Экологический субботник в детском саду Экологическое воспитание очень важно, ведь малышей нужно как можно раньше приучать к бережному отношению.

Нравственное воспитание Нравственное воспитание- целенаправленное систематическое воздействие на сознание,чувства и поведение людей,формирующее у них моральные.

Патриотическое воспитание дошкольников 9 мая — Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник — день.

Патриотическое воспитание дошкольников. .

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, — это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Стихотворение «Экологическое воспитание» ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Экологии тропа широка и глубока Цель – УЧИТЬ БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ! Каждый листик – он живой! То ли речка, то ли море,.

Чем отличается развитие близнецов от развития других детей?

Информационный портал для заботливых родителей

Если через 5-6 недель после рождения близнецов положить рядом, они демонстрируют недостижимое для одиночнорожденных детей того же возраста осознание присутствия друг друга. Но для многих родителей не важно, существует или нет взаимодействие между самими близнецами. Их гораздо больше беспокоит то, что дети не получают того внимания, которое необходимо для возникновения привязанности между взрослым и ребенком. Однако развитие привязанности не есть некое чудесное событие, которое, однажды случившись, позволяет родителю сказать: «Вот теперь я люблю своего малыша». Для формирования привязанности требуется время, а в случае с близнецами – гораздо больше времени, чем с одним малышом. Ведь перед нами сразу два ребенка, которых требуется узнать. Нужно время, чтобы изучить различные оттенки их криков, лепета, выражения лица. Поэтому родителям не следует пренебрегать общением с каждым ребенком по отдельности. Хоть это и бывает нелегко, есть некоторые вещи, которые можно сделать, чтобы доставить себе радость общения с каждым из близнецов один на один. К примеру, нянчить детей удобно вместе, но кормить их можно по очереди. При этом появляется возможность спокойно смотреть друг другу в глаза, что крайне важно для зарождения ваших взаимоотношений.

Вы имеете дело с двумя детьми, у каждого из которых свой темперамент и особое отношение к вам. Поэтому не вините себя в том, что кто-то из близнецов вызывает у вас чувство раздражения. Как же не беспокоиться, когда один из близнецов очень привередлив в еде, в то время как у другого отменный аппетит. Поймите, что вы делаете все, что можете, и, хотя вы и несовершенны, все будет просто замечательно. Многие родители, особенно молодые родители, отчаянно стремятся потворствовать всем желаниям ребенка. Это невозможно даже с одним ребенком, а с двумя детьми о таком не стоит даже мечтать. Дело в том, что если все пожелания младенца удовлетворяются, ему незачем выделять себя из уютного окружения. Некоторая доля фрустрации неизбежна и может оказаться полезной. Ведь именно разумный баланс любящей заботы и временной фрустрации заставляет вашего малыша капризничать и общаться с вами; тянуться и хватать игрушку; ползти через всю комнату и карабкаться на спину собаке. Но сильная или продолжительная фрустрация, несомненно, препятствует развитию.

Следующая фаза развития – симбиотическая (от 2 до 6 мес.). Можно сказать, что на это время мать и близнецы становятся одним целым. Если, к примеру, вы входите в комнату, наполненную кричащими детьми, и можете немедленно узнать крик вашего ребенка среди остальных, можно с уверенностью сказать, что этот период наступил. Это время особой ответственности, которое предъявляет высокие требования к физическому и эмоциональному со-стоянию родителей, особенно если темпераменты близнецов различаются. Вы можете обнаружить, что с большей готовностью откликаетесь на одного близнеца, чем на другого. Многие родители чувствуют из-за этого вину, хотя это совершенно естественно. Некоторые родители более крепко привязываются к тому близнецу, вес которого меньше, по причине обеспокоенности состоянием его здоровья. Другие родители с большим удовольствием общаются с более крепким ребенком. Вам может быть полезно узнать, что такие избирательные привязанности часто сдвигаются то в одну, то в другую сторону; кроме того, то время как вы больше общаетесь с одним из близнецов, ваш партнер может сильнее привязаться к другому. Не критикуйте себя за это, а дайте себе время лучше узнать своих близнецов. Это первый шаг к пониманию своих чувств и овладению ими. Также поймите, что различие в способах общения с каждым из близнецов означает, что вы относитесь к каждому из них как к уникальной личности. В этот период близнецы начинают проявлять все больше индивидуальных признаков. В возрасте около трех месяцев близнецы мирно спят рядышком, при этом большой палец одного может находиться во рту другого. Они еще не осознают, что отличаются друг от друга. К 5-6 месяцам, когда одиночнорожденные дети начинают устанавливать стабильные отношения с окружающими людьми, близнецы уже больше замечают друг друга. Они узнают сво-его со-близнеца и находятся под взаимным влиянием.

Около 6 месяцев у близнецов может развиться привязанность к переходному объекту. Переходный объект – это предмет, который ребенок использует для самоуспокоения, когда матери нет поблизости. Переходный объект помогает ребенку справляться с тревогой, которая возникает от осознания того, что он и мама – разные люди, отличные друг от друга. Близнецы могут в качестве переходных объектов использовать друг друга. Когда мамы и папы нет рядом, присутствие со-близнеца может их успокаивать, что порой проявляется и во взрослом возрасте.

С 6-8 месяцев близнецы вступают в фазу нарастающего осознания того, что каждый из них – уникальная личность, отдельная от вас. В возрасте около 7 месяцев близнецы ориенти-рованы на общение друг с другом. Можно видеть, как они улыбаются, сидя друг напротив друга; они часто играют, будто один из них – это зеркальное отражение другого, не представляя при этом, что они разные, различающиеся существа.

К 10 месяцам близнецы начинают как расстраивать, так и утешать друг друга. Когда одному плохо, другой пытается развлечь его, постукивая по какому-то предмету или издавая лепечущие звуки, выражающие заботу и симпатию.

По достижении 11 мес. их лепет становится средством общения. Они могут чередоваться: сначала «говорит» один, потом вступает другой. У одиночнорожденных детей такой обмен «репликами» наблюдается не раньше 18 мес.

Когда близнецам исполняется год, некоторые из них находят комфорт и утешение в общении друг с другом, в то время как другие вообще не замечают присутствия друг друга. Эти крайности могут иметь место и у одной пары близнецов. Нет ничего необычного, когда один из малышей в возрасте 12-24 мес. вперевалку топает через комнату, чтобы предложить игрушку своему плачущему со-близнецу, в то время как последний в аналогичной ситуации предпочитает держаться в стороне.

В возрасте 14-16 мес. близнецы очень хорошо осознают разлуку друг с другом, и воссоединение (даже спустя всего полчаса) может вызвать бурный восторг и ликование. Многие родители считают, что самое смешное начинается после 14 мес., когда близнецы начинают сознательно копировать действия друг друга. Когда они еще немного подрастают (около 15 мес.), у них очень хорошо получается провоцировать друг друга на игры, все больше и больше усложняющиеся с течением времени. Близнецы учатся брать и отдавать намного раньше, чем их одиночнорожденные сверстники. В то время как другие дети играют бок о бок без попыток взаимодействия, близнецы возятся друг с другом. Они привыкают к постоянному присутствию рядом другого человека, с которым приходится делиться всем – от мамы до любимой игрушки. В этот период близнецы могут стать настолько поглощенными друг другом, что не осознают присутствия в комнате другого человека – будь то мать или другой ребенок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: