\

Чем обусловлена походка детей на пальцах?

Чем обусловлена походка детей на пальцах?

Идиопатическая ходьба на пальцах стоп (ИХП) в детском возрасте является распространенным расстройством нормальной формулы ходьбы, в основе которого лежит, как правило, транзиторная билатеральная ходьба с опорой только на передние отделы стопы и пальцы при недостаточности опорной функции пяточной кости.

На базе ФГБУЗ «Центральная детская клиническая больница Федерального медико-биологического агентства России» специалистами было проведено когортное исследование, в котором приняли участие 59 пациентов в возрасте от 1 года 4 мес. до 15 лет.

Целью данного исследования стал клиникокатамнестический и электронейромиографический анализ группы детей с ИХП, находящихся под наблюдением в течение последних 6 лет.

Детальный неврологический осмотр всех пациентов показал отсутствие задержки темпов моторного и когнитивного развития. Длительность ходьбы на пальцах на момент первого осмотра — от 2 мес до 9 лет. Сила мышц во всех мышечных группах соответствовала 5 баллам. Тонус в проксимальных и дистальных мышцах ног был физиологичным у 56 (95 %) пациентов из 59. В 3 случаях наблюдалась умеренная мышечная гипотония в ногах с гипермобильностью в коленных и голеностопных суставах на фоне достаточной мышечной силы, что соответствовало критериям недифференцированной дисплазии соединительной ткани легкой степени.

У 3 пациентов старшего возраста отмечены признаки умеренной истиной мышечной гипертрофии икроножных мышц из-за постоянного их напряжения в условиях персистирующей ходьбы на пальцах стоп. Объем активных и пассивных движений в крупных суставах в подавляющем большинстве случаев (84,8 %) был достаточен. В 4 случаях у детей в возрасте от 6 до 9 лет отмечалась тугоподвижность в голеностопных суставах с ограничением амплитуды пассивного и активного тыльного сгибания стопы. У 5 пациентов в возрасте 6, 7, 10, 11 и 12 лет обнаружены фиксированные контрактуры одного или обоих голеностопных суставов с невозможностью тыльного сгибания стопы.

Авторы наблюдали зависимость формирования контрактур от длительности существования ИХП и возраста начала изменений биомеханики ходьбы: в этих случаях картина ИХП была стойкой, а дебют нарушений относился к дошкольному возрасту (4–6 лет).

Сухожильные коленные и ахилловы рефлексы вызывались у всех детей, причем у 26 (44 %) из них они были умеренно оживлены, а у 5 (8,5 %) детей наблюдалось небольшое расширение зон коленного рефлекса. Однако ни у кого из пациентов не отмечалось патологических стопных пирамидных симптомов, клонусов стоп и коленных чашечек, патологических синкинезий и иных клинических признаков, указывающих на поражение пирамидного тракта.

Походка детей характеризовалась периодическим подъемом на пальцы и опорой на переднюю часть стоп без формирования эквинусной позиции стоп. Такой тип ходьбы наблюдался у всех детей (100 %) в случаях эмоционального подъема или возбуждения, быстрого темпа ходьбы и при беге. В значительной части (80 %) случаев ИХП возникала при ходьбе без обуви в домашних условиях. При вертикализации в состоянии покоя у 50 (84,8 %) пациентов из 59 опорная функция осуществлялась на полную стопу. Исключение составили 9 пациентов с миогенными и фиксированными контрактурами в голеностопных суставах, которые не были способны опираться на полную стопу из-за возникающей неустойчивости при смещении центра тяжести тела назад.

Практически у всех пациентов отмечены существенные особенности, касающиеся эмоционально-волевой и поведенческой сферы: повышенная возбудимость (86,4 %), аффективная лабильность, склонность к истериформным, демонстративным, а также протестным реакциям (35,6 %), повышенный уровень тревожности (76,3 %), гипердинамическое расстройство поведения (69,5 %), нарушения процессов внимания и сосредоточения у детей старшего возраста (10,2 %). В некоторых случаях имелись анамнестические указания на периодические аффективно-респираторные состояния (5 %), навязчивости (8,5 %), моторные и вокальные тикозные гиперкинезы (15,3 %), дневную нейрогенную дисфункцию мочевого пузыря по гиперрефлекторному типу (3,4 %), невротические диссомнии (3,4 %), ночной энурез (11,9 %). Таким образом, в когорте обследуемых детей с ИХП наблюдался широкий спектр коморбидных нарушений функционально-невротического характера.

Исследование методом ЭМГ во всех случаях выявило нормальные параметры скоростей распространения возбуждения по моторным волокнам большеберцовых и малоберцовых нервов (>40 м/с). Амплитуды максимальных М-ответов при стимуляции большеберцовых нервов были достаточными (5–9 мВ), а в 24 случаях (80 % обследованных) даже повышенными (10–17 мВ).

Необходимо отметить некоторые особенности параметров М-ответов при стимуляции малоберцовых нервов и расположении отводящих электродов над коротким разгибателем пальцев стопы. Известным фактом является то обстоятельство, что у здоровых лиц бывает затруднительно получить адекватный по амплитуде (>3,5 мВ) М-ответ с этой мышцы, что обусловлено ее топографическими особенностями, «распластанностью» на тыле стопы и отсутствием во многих случаях очерченного брюшка мышцы. Это диктует необходимость эмпирического смещения отводящих электродов с изменением их позиционирования с целью определения точки для получения лучшего по амплитуде и форме М-ответа.

В когорте обследуемых пациентов у 13 (43,3 %) было определено небольшое снижение по амплитуде М-ответов с короткого разгибателя пальцев (пределы колебаний от 2,28 до 2,89 мВ) при обычной форме ответов. Подобное снижение амплитуды М-ответа наблюдалось у всех пациентов с ИХП с тугоподвижностью и формированием контрактур голеностопных суставов, что явилось отражением перерастяжения данной мышцы и не свидетельствовало об аксональном поражении волокон малоберцового нерва.

У 1 пациента 2 лет 7 мес. определено повышение антидромной возбудимости спинальных мотонейронов поясничного утолщения при регистрации параметров F-волн при стимуляции большеберцовых нервов (увеличение числа повторных F-волн до 30 % справа и 50 % слева, доли «гигантских» F-волн до 10 % справа и 15 % слева), что было расценено как косвенный признак задержки темпов миелинизации пирамидных трактов.

Таким образом, по результатам ЭМГ нарушений функционального состояния структур периферического нейромоторного аппарата у пациентов с ИХП не определялось. Были достоверно исключены варианты миогенного и нейрогенного поражения. Не выявлены косвенные ЭМГ-признаки поражения пирамидных трактов. Продемонстрировано отсутствие продолженной тонической мышечной активности, свойственной спастическим формам ДЦП, наследственной спастической параплегии и фокальной дистонии стопы.

Биохимический анализ крови показал незначительное повышение уровня сывороточной креатинкиназы лишь у 2 пациентов (до 189 и 195 Ед/л при норме до 170 Ед/л), что не соответствовало критериям активного цитолиза при первично-мышечном процессе и могло быть обусловлено длительным произвольным напряжением икроножных мышц при ходьбе на пальцах стоп.

С учетом результатов комплексного клинико-неврологического осмотра, проведенной дифференциальной диагностики, данных ЭМГ и уровня активности креатинкиназы всем детям установлен диагноз ИХП.

Подходы к терапии. С учетом особенностей аффективной сферы большинства детей в качестве методов лекарственной терапии у некоторых пациентов были применены мягкие средства с транквилизирующим и анксиолитическим действием: гамма-амино-бетафенилмасляная кислота (фенибут), гидроксизина гидрохлорид (атаракс), препараты растительного происхождения, содержащие мяту, мелису, валериану (персен). Препараты назначались у 52,5 % пациентов с ИХП в виде повторных 2-месячных курсов. Таким образом, целью лечения было воздействие на комплекс коморбидных проявлений ИХП только в тех случаях, когда они носили явно выраженный характер. Итогом терапии явилось снижение возбудимости, тревоги, аффективной лабильности, двигательной и психической гиперактивности.

Всем пациентам было рекомендовано ношение корригирующей ортопедической обуви с фиксацией области голеностопного сустава. Необходимыми педагогическими факторами являлись пересмотр модели внутрисемейных отношений, уменьшение гиперопеки, снижение влияний факторов возбуждения нервной системы ребенка (ограничение зрительной нагрузки и использования гаджетов). Рекомендовались упражнения, обеспечивающие подвижность голеностопных суставов и направленные на ослабление патологического стереотипа ходьбы. В 4 случаях наличия тугоподвижности в голеностопных суставах курсами осуществлялись тепловые аппликации (парафин, озокерит, солевые разогревающие грелки) с последующей механической разработкой суставов (пассивное тыльное сгибание) для предотвращения формирования фиксированных контрактур. Пациентам с фиксированными контрактурами (5 случаев) было показано оперативное лечение (чрескожная ахиллотомия) с последующим ортезированием голеностопных суставов.

Катамнестическое наблюдение за пациентами в течение 2–6 лет показало полный регресс имевшихся симптомов и нормализацию формулы ходьбы к 7–8 годам жизни в большинстве (84,8 %) случаев ИХП. С учетом данных о том, что транквилизирующая и анксиолитическая терапия, направленная на коррекцию коморбидных расстройств невротического уровня, применялась только у 52,5 % пациентов с ИХП, можно предполагать спонтанный, а не лекарственно обусловленный регресс нарушений биомеханики ходьбы. При формировании миогенных и фиксированных контрактур (9 пациентов) возникала необходимость применения физических методов реабилитации и оперативной коррекции. В 2 случаях были проведены корригирующие ортопедические операции, значительно улучшившие функцию ходьбы у этих пациентов.

Таким образом, идиопатическая ходьба на пальцах стоп представляет собой доброкачественное возрастзависимое (возрастлимитированное) расстройство формулы ходьбы со спонтанным регрессом симптомов, обладающее высокой коморбидностью с расстройствами невротического спектра, не требующее применения активных методов физической реабилитации, медикаментозного лечения и локальной ботулинотерапии. Вторичные осложнения ИХП в виде фиксированных контрактур голеностопных суставов могут потребовать проведения хирургической ортопедической коррекции.

Чем обусловлена походка детей на пальцах?

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Разберемся, когда помощь медиков действительно необходима ребёнку, а также, как фильтровать рекомендации специалистов, чтобы не лечить то, чего нет.

Читайте также  Курение во время беременности способствует развитию эпилепсии у ребенка

Статья:

Когда ребенок впервые начинает ходить на носочках, многие родители не придают этому значения. Однако со временем взгляд все чаще цепляется за особенности походки любимого ребенка, и начинают закрадываться опасения. К тому же старшие родственники часто нагнетают обстановку, говоря, что если ходит малыш на цыпочках, значит, обязательно чем-то болен. Разберемся, когда помощь медиков действительно необходима ребёнку, а также, как фильтровать рекомендации специалистов, чтобы не лечить то, чего нет.

Когда ходьба на носочках у детей — норма?

Возраст

Если годовалый ребенок ходит на носочках — это не повод бежать к неврологу за лекарствами и ортопеду за «специальной» обувью. Становление походки формируется у детей до 2-х лет, поэтому обращаться за консультацией к врачу ранее этого возраста нецелесообразно.

В промежутке с 2 до 3 лет такое проявление также считается допустимым, если нет других отклонений, и ваш педиатр не видит причин для беспокойства. Вот когда трехлетний ребенок ходит на носках, то обращение к специалисту будет уже не лишним, чтобы вовремя выяснить причину и начать коррекцию, если это потребуется.

Единственная жалоба

Если ваш малыш ходит на носочках, и больше никаких других отклонений у него не замечено — выдыхайте. Серьезные заболевания, которых мы все внутренне боимся, имеют ряд дополнительных симптомов, помимо этого.

Обе ноги заодно

Нормой считается, если ребёнок ходит на цыпочках (причина при этом может быть не определена) и при этом всегда в процессе задействует обе ноги одинаково. То есть вы не видите в походке явных перекосов и разного подъема стопы.

Не влияет на координацию

Неопасная для здоровья форма ходьбы на носочках не будет сказываться на координации движений ребенка. Прихрамывания и другие явные отклонения, которые делают походку странной — повод показаться врачу.

Эпизодичность

Когда ребенок начинает ходить на носочках, что делать родителям? Правильный ответ: наблюдать. Если малыш так делает временно, эпизодически и при этом сохраняет возможность ходить с опорой на всю стопу, то это также вариант нормы.

Ребенок начал ходить на носочках: причины отклонения

Почему дети ходят на носочках без явной на то причины? Им просто нравится это! Ребенок освоил новый навык и втянулся, а если при этом он замечает к себе повышенное внимание взрослых, то и практиковать будет еще чаще.

Для случаев, когда причина того, почему маленький ребенок ходит на цыпочках, не ясна, есть термин идиопатическая ходьба. Часто она наблюдается у детей, чьи родители или родственники также в детстве ходили на носках, то есть вполне передаётся по наследству. Особенной коррекции и лечения не требует, проходит самостоятельно с возрастом без лечения, если, конечно, не будут выявлены другие отклонения.

Еще один безобидный вариант, почему дети ходят на цыпочках — они становятся выше. Значит, могут увидеть что-то интересное и дотянуться до чего-то запретного.

Да и в целом это такой момент подражания: например, ребенок чувствует себя большим, как папа, или изображает маму, которая так ходит на каблуках. Поэтому прежде, чем устраивать панику из разряда «почему маленький ребенок ходит на носочках, а не как положено?», дайте малышу спокойно изучить возможности своего тела и походки, направляйте, но не пугайте и не ругайте его.

Бывает, что ребенок ходит на цыпочках, причины для этого, на первый взгляд нет, но позже выясняется, что всё просто — малышу некомфортно. Катализатором может стать слишком холодный пол, либо грязный и липкий. Бывает, что ребенок помнит о том, как больно встал на что-то или слегка травмировал ступню и поэтому машинально приподнимается на носки.

Почему дети ходят на носочках? Провоцирующие факторы

  • Использование ходунков. В них часто ребёнок стоит на носочках, поэтому и в дальнейшем использует такую манеру хождения.
  • Гиперактивность, темпераментность, стресс. В общем всё, что выводит нервную систему малыша из равновесия, может послужить толчком к тому, чтобы ребенок начал ходить на цыпочках.
  • У недоношенных детей встречается перивентрикулярная лейкомаляция — поражение белого вещества полушарий мозга, которое может провоцировать проблемы с координацией и моторными функциями, в том числе вызывать ходьбу на носках.
  • Укорочение ахиллова сухожилия или икроножных мышц, воспаление пяточной кости и другие изменения в стопе доставляют ребенку дискомфорт и заставляют подниматься на цыпочки при ходьбе. Диагностировать нарушение и назначить лечение может только врач.
  • Когда ребенок ходит на носочках, родители должны исключить расстройства неврологического спектра: аутизм, ДЦП, так как такой симптом имеет место быть при данных диагнозах. А вот синдром пирамидной недостаточности (нарушение работы отдела нервной системы, отвечающего за передвижения) врачи доказательной медицины считают диагнозом для тревожных мам, но никак не заболеванием, требующим лечения.

Ребенок ходит на носочках: что делать

Врачи считают, что до 3-х лет из-за большой нагрузки при ходьбе и сильном развитии мышц голеностопа, дети могут так перемещаться и при этом не иметь отклонений.

На западе, если ребёнок ходит на цыпочках, но в остальном здоров, врачи не считают это патологией вплоть до 6 лет.

Однако, даже если нет опасных причин, из-за которых ребенок постоянно ходит на носочках, стоит с 3-летнего возраста уделять время занятиям, направленным на поддержание нормального формирования стопы. Ведь подобная безобидная привычка может негативно повлиять на естественное развитие растущей ножки малыша.

Что делать, если ребенок ходит на цыпочках, в первую очередь? Купить ортоковрики и расположить их в той зоне, где малыш ежедневно бывает больше всего. Попробовать плавание и массаж, перекатывание различных предметов стопой и комплексы ЛФК.

Если от подобной терапии нет эффекта спустя время, вы подозреваете, что в данном конкретном случае хождение на носках не относится к норме, то необходима консультация педиатра, а также невролога и ортопеда.

Если ребенок ходит на носочках: что делать и как лечить

В первую очередь используют консервативное лечение, к нему относятся:

  • хождение босиком по неровным поверхностям;
  • лечебный массаж;
  • плавание с тренером;
  • различные виды ходьбы: в полуприседе, «гуськом», на пятках, на внутренней и внешней сторонах стопы;
  • лазание;
  • катание на велосипеде (кручение педалей) для детей постарше.

Если указанные занятия не помогают и ребенок ходит на цыпочках, что делать дальше должен решать врач. В зависимости от ситуации с проблемой будет бороться либо невролог, подбирая специальные препараты и терапию, либо ортопед-хирург, который, при отсутствии положительной динамики и с учетом поставленного диагноза, может рекомендовать оперативное вмешательство.

Резюмируем для тех, у кого малыш ходит на носочках. Что делать? Для начала до 2-3 лет оставить в покое и не ругать, сбавить градус внимания и наблюдать со стороны, если других проблем со здоровьем нет.

Ребенок начал ходить на носочках спонтанно, ему больше 3-х лет, есть другие жалобы на развитие и самочувствие? Это уже веский повод обратиться к специалисту, не откладывая.

Помните, что «страшные» диагнозы всегда имеют ряд других симптомов, помимо ходьбы на цыпочках, поэтому пропустить их вы вряд ли сможете, а излишний контроль и опека не идут на пользу ни малышу, ни маме.

Энциклопедия мам

Радость для любого родителя, когда его ребенок начинает самостоятельно ходить, но вот незадача… он ходит на носочках. И действительно, ХОДЬБА НА НОСОЧКАХ весьма актуальный и частый вопрос для обсуждения на приеме у детского невролога.

Критерием этого состояния является отсутствие контакта пятки с поверхностью опоры на протяжении всей опорной фазы шагового цикла, либо ранний отрыв пятки в конце этой фазы.

Эпизоды хождения на носочках встречаются у большинства детей, которые начинают делать первые шаги . Данная модель ходьбы не всегда, но чаще всего проходит спонтанно в течение 3-6 месяцев после начала освоения самостоятельной ходьбы.

Дети, которые продолжают ходить на носочках даже после того, как они достигли возраста 1,5 – 2-х лет, обычно делают это по привычке. Если рост и развитие ребенка нормальные, то самостоятельная ходьба на носочках не повод для беспокойства.

Давайте разберем несколько причин, по которым ребенок может так настойчиво продолжать ходить на цыпочках.

Идиопатическая ходьба на носочках

Самый распространенный и благоприятный случай, причина которого остается неизвестной-идиопатическая ходьба на носочках. Первый случай описан в 1967 году и был расценен, как врожденное укорочение ахиллова сухожилия. Частота встречаемости составляет от 3% до 24% в популяции. Имеет наследственный характер. Её отличительными особенностями являются:

  • в равной степени встречается у мальчиков и девочек ( в соотношении 1:1 )
  • эпизодический характер
  • начало совпадает со временем начала самостоятельной ходьбы
  • динамика может быть разной, но чаще всего она отсутствует
  • ходьба на носочках обеими ногами
  • возможность ходить, опираясь на полную стопу, по просьбе или без
  • движения в голеностопном суставе не ограничены
  • психомоторное развитие ребенка соответствует возрасту
  • сохраняется после 2-х лет ( по некоторым источникам после 3-х лет )⠀
  • отсутствие нарушений координации
  • не зависит от наличия обуви
  • не вызывает жалоб у ребенка
Читайте также  отит у 8 месячного ребенка

Идиопатическая ходьба на носочках является диагнозом исключения (о данном состоянии можно утверждать только тогда, когда исключены другие состояния, которые будут представлены ниже.)

В некоторых случаях ходьба на пальцах ног может происходить из-за различных заболеваний. Рассмотрим некоторые возможные варианты и потенциальные причины:

Детский церебральный паралич

ДЦП — это понятие, объединяющее группу двигательных расстройств, возникающих вследствие повреждения различных мозговых структур, в перинатальном периоде ( с 22 полной недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки жизни новорожденного ребенка ). Данные структуры отвечают за контроль двигательных функций, мышечного тонуса, координацию и осанку.

Известно, что при спастическом церебральном параличе мышцы вокруг стоп становятся очень жесткими, что может вызвать затруднения при ходьбе. Некоторые недоношенные дети также могут страдать от кровоизлияния в мозг, которое может вызвать церебральный паралич и привести к проблемам с ходьбой, что способствует ходьбе на пальцах ног.

Укорочение/уплотнение ахиллова сухожилия

Ахиллово сухожилие — это место соединяет мышцы голени с задней частью пяточной кости. У детей встречается достаточно часто. Данное явление, вызвано, как правило патологическими процессами ещё во время внутриутробного развития при формировании соответствующих структур нижних конечностей в целом и ахиллова сухожилия в частности. В среднем эта патология встречается у девочек в 2 раза реже, чем у мальчиков.

Если ахиллово сухожилие очень короткое, то отмечается ограничение объёма движений в голеностопном суставе. Когда ахиллово сухожилие укорочено сильно, пациент стоит с характерным наклоном туловища чуть вперед. Если попросить такого ребенка выпрямиться, он начинается заваливаться назад. Симптомы ухудшаются при осмотре босиком. Если ничего не лечить, то ахиллово сухожилие обычно немного растягивается, что несколько улучшает походку. Тем не менее такие пациенты обычно ходят припрыгивающей походкой, потому что им приходится привставать на носок стопы, когда вес тела переносится при опоре вперед.

Расстройство аутистического спектра

Аутизм — это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. В дополнение к этим специфическим диагностическим признакам, часто встречается ряд других неспецифических проблем, таких как фобии, нарушения сна и питания, агрессия и аутоагрессия, которые следует определять как сопутствующие для РАС состояния. Это заболевание выявляется уже в возрасте 1,5 -2 лет, когда ребенок должен активно разговаривать и познавать окружающий мир. Исследования показывают, что среди детей с аутизмом до 41% могут передвигаться на носках.

Мышечная дистрофия

Мышечная дистрофия — это генетическое заболевание, при котором волокна мышц становятся очень восприимчивыми к повреждению, что приводит к их ослабеванию и истощению. Связано это с нарушением белка, называемого дистрофином, который помогает сохранять правильную работу мышц. Частота встречаемости мышечной дистрофии Дюшенна среди новорожденных мальчиков составляет 1 случай на 3 300, мышечная дистрофия Беккера встречается в 6–10 раз реже: 1 случай на 18 000–31 000.

Такие дети начинают поздно ходить, они часто падают при попытке бежать, им трудно прыгать, из-за слабости проксимальных мышц они с трудом поднимаются по ступенькам, лестнице или по наклонному полу, из-за контрактуры сухожилий стопы ходят на больших пальцах. Характерна нарастающая псевдогипертрофия икроножных мышц.

Диагностика

Примеры вопросов, которые может задать врач, включают:

  • Особенности течения беременности и родов.
  • Родился ли ребенок доношенным (с 37 по 42 неделю включительно).
  • В каком возрасте ребенок освоил навык самостоятельного сидения и ходьбы.
  • Наблюдалась ли ходьба на носочках у других членов семьи ( 1 и 2 линия родства ).
  • Может ли ребенок ходить с пятки на носок, когда его просят.
  • Есть ли другие симптомы, связанные с ногами или ступнями, такие как боль или слабость в ногах.

Исходя, из клинической картины врач определит дальнейший план диагностики.
Замечая особенность походки у ребенка во время консультации, врач обязательно проверит подвижность голеностопного сустава, мышечную силу, объём движений бедра, анатомию стопы и икроножных мышц.

В определенных обстоятельствах может потребоваться биохимический анализ крови на креатинфосфокиназу ( КФК ). Это фермент, который содержится преимущественно в клетках миокарда, скелетной мускулатуры, головного мозга, а в минимальном количестве — в щитовидной железе, легких. При разрушении мышц, показатели данного фермента будут очень высокими, превышая норму в 1000 раз.

Также возможно проведение такого исследования, как электромиография (ЭМГ). Вовремя ЭМГ тонкая игла с электродом вводится в мышцу ноги. Электрод измеряет электрическую активность пораженного нерва или мышцы. ЭМГ ног позволяет установить характер, интенсивность и локализацию патологического процесса, нарушения функциональной активности мышечных волокон.

Если врач подозревает такое состояние, как детский церебральный паралич или аутизм, то он может порекомендовать дополнительное обследование (например: МРТ, Модифицированный Скрининговый Тест на Аутизм M-CHAT, генетическое консультирование и т.д.). В случае подтверждения этих состояний, коррекция фокусируется на основном заболевании.

Лечение или наблюдение?

В большинстве случаев к возрасту 5,5 лет происходит спонтанное прекращение ходьбы на носках. Однако в тех случаях, когда дети испытывают перегрузку на суставы и мышцы нижней части спины, может потребоваться консервативная или хирургическая коррекция, что послужит профилактикой болям в спине, нарушениям осанки и появлению контрактуры голеностопного сустава.

Безоперационное лечение

Этапные гипсовые коррекции (смена повязки несколько раз по мере увеличения гибкости и объёма движений в голеностопном суставе). Ношение специальных гипсовых повязок для ног высотой до колена, которые помогут растянуть мышцы и сухожилия задней поверхности голени, если обнаружено, что они напряжены.

  • Применение ортезов (внешнее приспособление, предназначенное для изменения структурных и функциональных характеристик нервно-мышечной и скелетной системы: разгрузки, фиксации, активизации и коррекции функций повреждённого сустава или конечности.) может помочь растянуть мышцы и сухожилия в лодыжках. Этот тип корсета обычно носят дольше, чем гипс для ног. Является самым изученным, часто применяемым и результативным методом лечения.
  • Инъекции ботокса в ноги могут помочь ослабить напряженные мышцы нижних конечностей. Ботулотоксин типа А действует на уровне взаимодействия нервного окончания и мышцы, препятствуя прохождению нервного импульса, напрягающего мышцу. Это уменьшает формирование спастичности. Его применение возможно с 2 лет. Результат введения препарата – расслабление мышц – обычно наблюдается через 1-2 недели после его использования. В период действия лекарства необходимо сформировать новую, правильную схему движений у ребенка, которая сможет сохраниться и после окончания действия препарата.
  • Физическая терапия ≠ физиотерапия. Это один из методов лечения и реабилитации с помощью специальных физических упражнений. Легкое растяжение мышц ног и стоп может улучшить походку вашего ребенка.
  • Ваш врач может порекомендовать комбинацию процедур для достижения наилучших результатов.

    Хирургическое лечение

    Если консервативные методы лечения не дали результатов, врач может порекомендовать операцию по удлинению мышц или сухожилий в задней части голени.

    После операции ребенок будет носить гипсовые повязки в течение четырех-шести недель. Затем могут быть назначены занятия физической терапией для дальнейшего развития привычки ходьбы на полную стопу.

    Отдельно хотелось бы рассмотреть программу ежедневных домашних упражнений, которая направлена на растяжение задних мышц голени и ахиллова сухожилия, а также укрепление передней группы мышц для того, чтобы ребенок мог ходить с опорой на пятку. Тип упражнений зависит от возраста ребенка. Желательно выполнять упражнения в
    игровой форме. Не забывайте хвалить и поощрять, если у ребенка начинает получаться.

    Упражнения для детей в возрасте до 6 лет

    Важные рекомендации

    • Активный образ жизни — взбирание по шведской стенке, ходьба босиком по пересеченной местности, захват предметов пальцами ног, прыжки, плавание.
    • Подвижные игры
    • Адекватная обувь — гибкая, удобная, легкая, выбранная по размеру.
    • Контроль за состоянием стоп ( мозоли, раны) и ног (синяки).
    • Наблюдение за координацией (задевает дверные проемы, запутываются ноги, спотыкается), поведением (ритуалы, нарушения коммуникации и т.д.).
    • Наблюдение у доктора каждые 6 месяцев.

    При идиопатической ходьбе на носочках НЕ ЭФФЕКТИВНЫ:

    • Ношение ортопедической обуви с высоким жестким задником при отсутствии ортопедической патологии. Ортопедическая обувь при отсутствии показаний ограничивает объём движений и доставляет дискомфорт ребенку, препятствуя нормальной полноценной работе мышц стопы.
    • Массаж. При наличии у ребенка различных неврологических заболеваний массаж может быть вреден.
    • Физиопроцедуры ( электрофорез, магниты, токи и т.д. ) могут приносить ребенку неприятные ощущения.
    • Парафиновые/грязевые обертывания ( данный метод имеет риск получения ожога, а также усугубляет ситуацию у детей с низким мышечным тонусом в ногах).
    • Витамины. Нет связи дефицита витаминов и идиопатической ходьбы на носочках.
    • Ноотропные препараты. Считается, что ноотропы способны стимулировать умственную деятельность, активизировать когнитивные функции, улучшать память и увеличивать способность к обучению. Предполагается, что ноотропы увеличивают устойчивость мозга к разнообразным вредным воздействиям, таким как чрезмерные нагрузки или гипоксия. Однако, имеется отсутствие доказательной базы ( нет достоверных данных, о положительном эффекте этой группы препаратов на состояние ребенка ).
    • Грубая растяжка. Создает негативные ассоциации у ребенка к физическим упражнениям.
    • Остеопатическая коррекция. Высокая стоимость и отсутствие положительного эффекта.
    • Иглоукалывание и его альтернативы. Это больно и неприятно.9.
    Читайте также  Прогноз серозных плевритов у детей

    Прогноз, выводы и основные положения

    • Ходьба на носочках без других клинических проявлений у детей младше двух лет- вариант нормы и не требует лечения.
    • Идиопатическая ходьба на носочках – диагноз исключения. Требуется проведение дифференциальной диагностики с большим количеством заболеваний.
    • В большинстве случаев в проведении лечения нет необходимости. Наблюдение.
    • Ни один из существующих методов лечения не дает прогнозируемого результата.
    • Упражнения, стельки, тутора, гипс или ботулотоксин – выбор за врачом и родителями.

    Не забывайте, что серьёзные диагнозы всегда имеют множество других симптомов, помимо ходьбы на носочках, поэтому пропустить их вряд ли получится.

    Чем обусловлена походка детей на пальцах?

    Обычно после года у малышей начинается очень ответственный и сложный период — они учатся ходить самостоятельно. Походка детей от года и до двух лет так же уникальна, как и характер. Практически все детки начинают ходить, широко расставив ноги, покачиваясь, как морячки. Большинство детей начинают ходить, вывернув ступни наружу, так как это позиция обеспечивает наибольшую устойчивость. А, когда мама уже начинает беспокоиться о вывернутых наружу ступнях, малыш задаёт ей новую задачу и начинает ходить, повернув свои стопы внутрь.

    Многие бабушки сетуют, что малышей очень рано ставят на ножки и именно поэтому они такие кривенькие. Это вовсе не так, в первые два года своей жизни практически каждый ребёнок поворачивает пальцы ног внутрь. Это связано с нормальным изгибом ног (который остался из-за нахождения плода в матке) и нормальным плоскостопием. Мамы могут вздохнуть спокойно — у большинства детей к трёхлетнему возрасту ноги и ступни выпрямляются сами по себе.

    Обратите внимание, если ваш малыш бегает и не спотыкается на ровном месте, то нет причин волноваться из-за временного «косолапия». Но если со временем ребёнок спотыкается всё чаще и чаще, может быть необходимо ортопедическое вмешательство (использование на время сна скобы, вставляемой между специальными ботинками), которое обычно проводится примерно с полутора или двух лет.

    Помимо повёрнутой вовнутрь голени, ещё одной причиной смотрящих внутрь пальцев ног, может быть выворот внутрь бедренной кости. Как отличить первое от второго? Если коленные чашечки стоящего ребёнка смотрят строго вперёд, то выворот стоп скорее всего объясняется поворотом голеней. Если же коленные чашечки направлены друг на друга, то это случай поворота бедренных костей.
    Вы снизите риск возникновения обеих деформаций, если ваш малыш будет сидеть и спать в правильном положении.

    • Не разрешайте ребёнку спать в позе зародыша, в крайнем случае — сшейте вместе штанины пижамы.
    • Следите за тем, чтобы ребёнок, когда он сидит, не подкладывал ступни и ноги под себя.
    • Отучайте малыша сидеть в W-образной позе — это уменьшит выворот внутрь бедренной кости.
    • Приучайте сидеть со скрещенными ногами («по-турецки») или вытянув ноги вперёд.

    Очень важно наблюдать за походкой своего ребёнка и, подметив необычные особенности, сразу же информировать о них врача.
    Хождение на мысках. Никто не знает, почему большая часть детей от двенадцати до двадцати четырёх месяцев ходят на мысках! Это привычка или малыш просто дурачится. Но, если от этой привычки никак не удаётся избавиться, необходимо, чтобы ребёнка осмотрел врач. Возможно, мышцы голени и ахиллесово сухожилие стянуты.

    Ребёнок хромает или странно ходит. Прихрамывание у детей должно всегда восприниматься очень серьёзно и, конечно же, заслуживает медицинского обследования. Если же малыш странно ходит (вперевалку или волочит одну ногу) срочно сообщите о своих наблюдениях врачу.

    Ребёнок не желает ходить. Если ребёнок, который ходил совершенно нормально, вдруг внезапно отказывается ходить, сообщите об этом врачу. Обратите внимание на нижеизложенное:

    • Детально зафиксируйте всё, что происходило до того, как малыш объявил сидячую забастовку. Может у ребёнка травма или остался испуг после недавнего падения?
    • Разденьте и осмотрите ребёнка. Ощупайте его ноги и стопы в поисках опухоли, кровоподтёков, покраснений и болезненных участков. Когда вы делаете это, не морщится ли малыш от боли? Сравните одну ногу ребёнка с другой. Осмотрите и ощупайте подошвы ног в поисках заноз и осколков стекла.
    • Не болен ли ваш малыш? Не поднималась ли у него необъяснимо температура?
    • Не случилось ли недавно событий, травматичных для психики малыша?

    Доставьте ребёнка вместе со своими записями к врачу для полного обследования.

    — Вернуться в оглавление раздела «Профилактика заболеваний»

    Чем обусловлена походка детей на пальцах?

    Вопрос, который задают более половины всех родителей на приёме: «ходьба на цыпочках — это норма или болезнь??»

    Итак, давайте разбираться! Стопа здорового ребенка проходит целую эволюцию в процессе своего формирования: у новорожденного ребенка стопа абсолютно плоская и, зачастую, даже имеет по подошвенной поверхности стопы небольшую выпуклость (жировое тело (жировая подушка). С 9-10 месяцев ребенок начинает вставать на ножки, держась за опору, вертикализация ребенка дает сигнал головному мозгу о том, что надо включать механизмы поддержания вертикального положения — расставить широко ножки, немного развернуть стопы носочками внутрь. Стоя с опорой ребенок начинает «искать» центр тяжести своего тела и балансирует, раскачиваясь вперед-назад. Это, условно, самый первый этап формирования ходьбы.

    В дальнейшем, уже ближе к году, ребенок старается сделать свой первый самостоятельный шаг, всё также широко расставляя ножки (при этом, зачастую, ножки имеют форму буквы О (транзиторная варусная установка голеней)) и очень часто стопы смотрять носочками внутрь (интоинг), что родители могут воспринять как патологию (жалобы, что ребенок «косолапит» при ходьбе).

    Теперь раскачивание происходит в плоскостои влево-вправо. Это второй этап формирования ходьбы, который я условно называю «мишка косолапый». Продолжительность этого этапа варьируется от 2-3 месяцев до года. Дети, имеющие более выраженную массу тела по сравнению со сверсниками — более долго находятся на этом этапе.

    Следующий важнейший, на мой взгляд, этап формирования походки — это включение группы мышц, формирующий свод стопы. При этом в 98% случаев стопа, за счет повышения тонуса задней группы мышц голени, становится «на носочек», и это абсолютно нормальная ситуация, которая, почему-то, так пугает молодых мам и бабушек (при этом папы почти всегда относятся к этому нормально).

    Как ни странно, но ходьба на носочках очень пугает неврологов и педиатров, начинается активное лечение преславутого «гипертонуса», не замечая при этом, что системного гипертонуса у ребенка нет, что стопа выводится в физиологическое положение легко.

    Снижая тонус мышц медикаментами (миорелаксантами, такими, как балофен, мидокалм, сирдалуд), массажами, физиотерапией, ношением жесткой обуви — мы замедляем природный механизм формирования свода стопы и правильной походки!

    Да, я могу согласиться с неврологами, что есть небольшая группа детей с наличием неврологической патологии, сопровождающейся гипертонусом в мышцах ног, но эти дети, как правило, с рождения имеют патологию и находятся под наблюдением неврологов.

    Следующий этап — транзиторная вальгусная установка голеней, ножки становятся Х-образными. Стадия начинается в 2-3 года и продолжается до 6-7 лет. Условно, при сомкнутых коленных суставах максимальное расстоние между лодыжками — не более 9-10 см. Все, что больше — патология.

    На представленной фотографии — патология (вальгусная установка голеней 2 ст., расстояние между лодыжками 27 см., угол наклона голеней 16* на каждой голени).

    Далее следуют этапы послепенного уменьшения наклона голеней и формирование перекатной походки с пятки на носочек.

    Переход с этапа на этап происходит неравномерно на левой и правой ножке, первой изменения проиходят на ведущей (толчковой) ноге. И, часто, левая ножка на варусе, а правая ровная или на вальгусе. И это — норма! Ниже я привожу собственное наблюдение здорового ребенка.

    Если ребенок задерживается в чередовании фаз развития — развивается патология: например ребенку 7 лет, а ножки имеют форму буквы О (варус) — можно заподозрить болезнь Блаунта и т.д.

    Таким образом, походка на носочках в возрасте от 1 до 3 лет — это нормальное состояние, обусловленное «включением» мышц голени, и не требующее лечения в большинстве случаев.

    С уважением, врач ортопед высшей категории, директор центра «Гален», Алексей Козик.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: