\

Аутизм при шизофрении у детей раннего возраста

Чем различаются аутизм и шизофрения?

Шизофрения и аутизм относятся к расстройствам неврологической сферы. Оба заболевания проявляются в нарушении мозговых функций и отражаются на социальном поведении. У этих патологий довольно много общего, но и отличий тоже немало.

В этой статье

  • Аутистические проявления
  • Аутизм в разном возрасте
  • Причины появления аутизма
  • Шизофрения
  • В чем причины шизофрении?
  • Есть ли связь между аутизмом и шизофренией?
  • Отличия аутизма от шизофрении и проблемы диагностики
  • Чем отличается шизофрения от аутизма?

Такие диагнозы, как аутизм и шизофрения иногда путают между собой. Это происходит из-за того, что у них есть общие признаки. Среди них:

  • рассеянность и невнимательность;
  • циклично повторяющиеся движения;
  • эхолалия;
  • склонность к социальной изоляции и коммуникативные проблемы;
  • сниженный уровень эмоциональности.

Давайте рассмотрим каждую патологию сознания по отдельности. Это поможет нам лучше прояснить разницу между ними.

Аутистические проявления

Как правило, аутизация начинается в самом раннем возрасте. При этом у ребенка наблюдаются:

  • отрешенность от внешнего мира;
  • стремление к частой самоизоляции;
  • пониженный или повышенный ответ на сенсорные возбудители;
  • сложности в межличностных отношениях;
  • затрудненная коммуникация;
  • однообразие действий.

Кроме того, фиксируется неспособность к абстрактному мышлению, невозможность сосредоточиться, проблемы с исполнительными функциями. Но тоже самое присуще некоторым формам шизофрении, то есть данные признаки — это не то, чем отличается аутизм от шизофренического расстройства.

Симптомы данного заболевания в различных случаях могут иметь разные сочетания. В соответствии с этим классифицируют различные виды аутизма. Классификация имеет довольно размытый характер, и ее границы очень условны. Аутизм был выделен как отдельное заболевание сравнительно недавно. Многие вопросы диагностики и лечения этой болезни до сих пор находятся в стадии обсуждения.

Любопытно то, что аутизм у мальчиков встречается в 5 раз чаще, чем у девочек. Точные причины этого не установлены, но есть определенные теории. Согласно одной из них, в женском организме находится защитный геном, который в большинстве случаев не дает развиваться данной патологии. По другой гипотезе у девочек просто лучше развиты коммуникативные навыки, поэтому легкие формы аутизма у них зачастую остаются незамеченными.

Аутизм в разном возрасте

В ряде случаев заболевание выявляется уже у грудных детей. При его диагностике обращают внимание на то, как ребенок реагирует на окружающих, как развивается и проявляет свое настроение. Первые признаки детского аутизма — нежелание идти ко взрослым на ручки, отсутствие оживления при виде мамы, нарушение норм развития.

В 2-3 года в качестве аутического проявления может выступать полное развитие речи. В некоторых случаях словарный запас ребенка неплохой, но он использует слова неверно и с неподходящими интонациями. Еще один яркий признак — эхолалия. При этой патологии дети склонны к тому, чтобы по нескольку раз повторять одни и те же, иногда совершенно бессмысленные, фразы.

По мере взросления возникает все больше сложностей при коммуникации. Аутисты отказываются от игр со сверстниками и не понимают их правила, им некомфортно в детском коллективе. Обычно они играют сами с собой. Со стороны это выглядит как набор бессмысленных движений.

К школьному возрасту проявляются проблемы с обучением. У таких детей часто диагностируют умственную отсталость. Но в редких случаях у аутистов, наоборот, оказывается интеллект выше среднего. И даже тогда наблюдаются проблемы с абстрактным мышлением и обобщением, а также с пониманием вещей эмоционального плана.

Причины появления аутизма

Они до сих пор не установлены, существует лишь ряд гипотез. Есть теория, согласно которой все дело заключается в определенной комбинации генов, которая формируется в результате мутации. Некоторые специалисты видят причину аутизма в токсических воздействиях на плод — наркомания, алкоголизм, курение, инфекции, прием лекарственных препаратов во время беременности.

Но последнее, скорее, является пусковым механизмом, ведь природа данной патологии все же имеет генетическую обусловленность. Иначе говоря, это заболевание всегда врожденное, оно не может быть приобретенным с течением времени. Бывают случаи, когда аутизм просто “спит” и не проявляет себя до поры до времени.

Именно по причине генетической природы данное заболевание не лечится. Но существует корректирующие терапевтические методы. Они носят симптоматический характер и включают в себя целый ряд мер — психологических, медикаментозных и др.

Шизофрения

Центральными характеристиками данного диагноза считают:

  • бредовые мысли, спутанная речь;
  • галлюцинации;
  • дезориентация в пространстве;
  • асоциальное поведение;
  • отсутствие логики в поступках;
  • сложности с общением;
  • сниженная эмоциональность.

Чаще всего данное расстройство возникает еще в детстве, в возрасте до 7 лет. Детская шизофрения обычно сопровождается следующими проявлениями:

  • нарушение концентрации;
  • низкие способности к обучению;
  • бессонница;
  • нежелание общаться со сверстниками и взрослыми;
  • невнятная речь;
  • выдуманные образы.

Шизофрения в детстве проходит с различными стадиями — периодическими ремиссиями и осложнениями. Во время последних у ребенка часто возникают галлюцинации. Он может начать верить в то, что у него появились сверхспособности, видеть воображаемых друзей и др.

В период ремиссии такие дети вполне нормально развиваются и ни в чем не уступают ровесникам. Но когда им становится хуже, возможны агрессивные и суицидальные проявления, а также страх преследования.

Для того чтобы своевременно начать эффективное лечение детской шизофрении, важно как можно раньше распознать начало заболевания. Родителям стоит проявить повышенное внимание, если:

  • ребенок часто разговаривает сам с собой или придуманным собеседником;
  • эти разговоры имеют негативный или даже агрессивный характер;
  • ребенок боится множества повседневных вещей, когда причин для страха нет;
  • малыш часто говорит о том, что все против него;
  • случаются зрительные и слуховые галлюцинации;
  • у ребенка нет друзей, и он избегает прямого общения со сверстниками;
  • прослеживается хаотичное неупорядоченное мышление.

Подобная симптоматика при шизофрении довольно типична, но сами по себе эти признаки еще не говорят о наличии диагноза. Но если ребенок входит в группу риска, то при появлении даже 1-2 из них необходимо как можно скорее обратиться к врачу.

В чем причины шизофрении?

Указать точные причины формирования данной патологии практически невозможно. Но есть некоторые факторы, которые выступают неким пусковым механизмом для развития болезни.

  • Наследственность. В основную группу риска входят люди, у которых в семье есть или были случаи подтвержденной шизофрении.

  • Стрессовые факторы. Как правило они влияют на пациентов из группы риска. Смерть близкого человека, насилие, алкоголизм в семье или даже обычный переезд могут сработать таким образом, что легкие шизоидные наклонности переходят в начальную стадию шизофрении у ребенка.
  • Токсические воздействия. Здесь уже речь идет о подростковом возрасте, когда определенные наследственные тенденции могут перейти в стойкое шизофреническое расстройство. Зачастую употребление наркотических средств или алкоголя провоцируют стремительное развитие психического недуга.

Есть ли связь между аутизмом и шизофренией?

Конечно же, аутизм и шизофрения — не одно и то же. Но некая связь на биологическом уровне между ними имеется. Основа и того, и другого заболевания закладывается еще в перинатальном периоде. Оказать негативное воздействие на формирование нервносистемных структур могут:

  • наличие ТОРЧ-инфекций у будущей мамы;
  • слишком зрелый возраст отца;
  • резус-конфликт у родителей;
  • токсические влияния.

Данную связь подтверждают случаи, когда у пациента фиксируют коморбидность. Под этим термином подразумевают сочетание у одного человека симптомов одновременно нескольких психических заболеваний с общим патогенетическим механизмом, к которым как раз относятся аутизм и шизофрения.

Отличия аутизма от шизофрении и проблемы диагностики

Итак, задача отличить от шизофрении аутизм в ряде случаев может быть непростой. Ведь обе болезни характеризуются многочисленными схожими проявлениями. Как мы уже говорили, к ним относятся: сниженный эмоциональный фон, слабые способности к поддержанию коммуникации, дезорганизованность и, в некоторых ситуациях, чрезмерная агрессивность.

Так в чем разница? Как отличить аутизм от шизофрении?

Основная сложность в определении того, чем аутизм отличается от шизофрении, связана с возрастными особенностями этих патологий. Как правило, примерно до 7 лет выявить точный диагноз практически невозможно. Ведь различия между двумя заболеваниями в это время достаточно стерты, симптоматика неявная и размытая.

Чаще всего патология — аутизм или шизофрения — обнаруживается в период подросткового созревания. Именно в это время все признаки становятся наиболее выраженными.

Может ли аутизм в детстве перерасти в шизофрению в юношеском возрасте? Нет, но примерно в ⅓ случаев в подростковом возрасте расстройства аутического спектра дополняются шизофреническими проявлениями.

Чем отличается шизофрения от аутизма?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на таблицу ниже.

Таким образом, шизофрения и аутизм у детей начинаются в разном возрасте. Кроме того, при расстройствах шизофренического спектра меньше страдает интеллект, чаще бывают галлюцинации и бред, случаются периоды ремиссий и рецидивов. А также в случае отсутствия лечения со временем шизофрения достаточно быстро прогрессирует, чего при аутизме не бывает.

Атипичный аутизм у детей

Психические расстройства в детском возрасте сейчас не такое уж и редкое явление. Несмотря на развитие медицины в целом и психиатрии в частности, количество пациентов с особенностями развития аутического спектра, шизофренией и другими заболеваниями, постоянно увеличивается.

Атипичный аутизм у детей встречается реже, но и эта статистика продолжает расти. Впервые он был выделен как отдельное заболевание в МКБ-10. Ранее понятие «аутизм» применялось как признак шизофренических расстройств, психозов, умственной отсталости. Этот медицинский термин уже основательно вошёл в наш лексикон, но не каждый знает насколько это тяжелое заболевание. Однако тот факт, что страдающий им ребенок считается инвалидом, говорит о серьезности диагноза.

Понятие аутизма

Проще сказать, это одиночество. Больной теряет способность общения с людьми и взаимодействия с окружающим его миром в целом. Он уходит в себя, в собственное измерение, где больше никому нет места. Со стороны это выглядит как нежелание общаться с кем бы то ни было, но на самом деле, аутисты просто не умеют этого делать.

С физиологической точки зрения, это нарушение восприятия сигналов, поступающих через слуховые, зрительные, осязательные и другие рецепторы. Они либо полностью не доходят до нужных мозговых центров, либо делают это не в полном объеме. Соответственно, меняется реакция на происходящие события.

Аутизм, а вернее, расстройство аутистического спектра – это комплексное нарушение развития, которое обычно проявляется в раннем возрасте. Оно обусловлено патологией функционирования нервной системы.

Симптомы

Атипичный аутизм выявить сложнее, чем его классическую форму, поэтому часто установление диагноза затягивается. Упущенное начало болезни и поздно начатое лечение негативно влияет на дальнейший результат.

Самым удивительным и одновременно смущающим фактором является огромное разнообразие и индивидуальность симптомов.

Общими чертами заболевания выступают нарушения социальной включенности, коммуникации и взаимодействия с окружающими.

В домашних условиях распознать атипичный аутизм у детей довольно затруднительно. Чаще всего, родственники списывают некие странности и необычности поведения на возрастные изменения или особенности темперамента. С подобными проблемами они не спешат обращаться к специалисту, тем самым упуская начальную стадию заболевания.

Отличительными факторами атипичного детского аутизма считаются:

  1. Возрастные рамки. Этот тип расстройства имеет особенность развиваться не в раннем детстве, а в более поздние сроки – 3 года, 6–10 лет или переходный возраст. Это те периоды жизни ребенка, когда он испытывает стрессы по поводу адаптации к новому коллективу, необходимости общения с незнакомыми людьми, выстраивания взаимоотношений.
  2. Социализация. Несмотря на то, что больной полностью зависим от родителей, он слабо реагирует на них. По поводу отсутствия матери малыш может не тревожиться или, наоборот, проявлять беспокойство, а при ней вести себя холодно и недоброжелательно.
  3. Речь. Она либо отсутствует, либо сводится до употребления отдельных слов, в крайнем случае, словосочетаний. Построение предложений – слишком сложная задача.
  4. Эмоциональный сбой. При нормальной активности может наблюдаться абсолютная или избирательная неконтактность. Интенсивные внешние раздражители – яркий свет, громкие звуки, вызывают страх. Могут наблюдаться нехарактерные непредсказуемые реакции на события.
  5. Поведение. Присутствует негативная реакция на прикосновения. Такие дети не стремятся копировать взрослых или сверстников, предпочитают одиночество.
Читайте также  Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей

При нормальном физическом развитии чаще всего наблюдается умственная отсталость.

Оценка уровня интеллектуальных способностей бывает затруднительной, поскольку поставленный диагноз в раннем возрасте может поддаваться коррекции.

Усугубление диагностики происходит из-за нарушений речевого аппарата и коммуникативных навыков. Во время прохождения тестов ребенок, как правило, знает решение задачи, но не говорит его.

Особенности течения заболевания

Детям с аутизмом очень тяжело постичь бытовые навыки, которые всем кажутся сами собой разумеющимися. Обычный прием пищи вызывает затруднения. В еде они крайне избирательны и привередливы. К примеру, чадо ест только манную кашу, и никакое разнообразие блюд не убедит его попробовать что-то другое. Если нет каши, он будет голодать. В конце концов, мать ее сварит и накормит его.

Туалет – еще одна проблема. Дети не видят смысла хождения на горшок, не могут понять, почему взрослые настойчиво добиваются этого. Так происходит, поскольку с раннего детства у них очень слабая (или вообще отсутствует) реакция на такие раздражители, как:

  • холод;
  • мокрые пеленки
  • голод;
  • неприятные запахи;
  • прикосновения.

В игровой деятельности игрушки, чаще всего, полностью игнорируются. Вместо них ребёнок предпочитает использовать предметы обихода. Сюжет игры обычно отсутствует, наблюдаются лишь такие стереотипные движения, как верчение в руках или перекладывание с места на место. Новый предмет аутист может долго обнюхивать, щупать, облизывать, водить им перед глазами или ползать на коленях вокруг него.

Из-за нарушения речи с больным практически невозможно вести диалог, он его просто не поддержит. Однако малыш может запоминать довольно длинные фразы из фильмов и телепередач и безошибочно воспроизводить их. При обращении к нему с вопросом он может повторять его либо вообще не реагировать.

Причины развития

Главным фактором появления раннего аутизма считают недостаточность центральной нервной системы. Причины, по которым она возникает, заключаются в следующем:

  • генетическая предрасположенность;
  • хромосомные аномалии;
  • органические поражения ЦНС при патологиях беременности и родов;
  • преждевременный шизофренический процесс;
  • некоторые врожденные заболевания.

Подобных нюансов современной медицине уже известно около тридцати. Поэтому такие патологии, как умственная отсталость и расстройства аутистического спектра встречаются все чаще.

Вероятность рождения ребенка с особыми психологическими потребностями существует в каждой семье.

Действия различных факторов или же их совокупность вносят индивидуальные особенности в каждого больного. Характер и тип личности тоже накладывает отпечаток на течение заболевания. Даже при сходных симптомах в одинаковых ситуациях разные дети могут вести себя неодинаково.

Детский кататонический аутизм

Тяжелая форма расстройства выражается кататоническим возбуждением. Проявляется она, чаще всего, следующими действиями:

  • однообразная ходьба, переходящая в бег;
  • крик;
  • смех, плач;
  • длительные стереотипные движения;
  • импульсивность, выраженная в неожиданных поступках.

Моторное возбуждение подавляет инстинктивную деятельность, выражается негативизмом, приступами оцепенения или восковой гибкости. Попытки физического воздействия провоцируют сопротивление, гипертонус и настойчивое стремление избежать прикосновений.

Приступ может сопровождаться произнесением отдельных слов, слогов, звуков. При этом тембр голоса и громкость постоянно меняются: ребенок то шепчет что-то неразборчивое, то вдруг резко переходит на крик. Встречается стереотипное повторение фраз, отчетливое либо растянутое и смазанное.

Постановка диагноза

Чем раньше будет выявлено расстройство, тем быстрее будет найден к нему правильный подход, выстроен алгоритм действий, ведущих к сближению и налаживанию контакта. В первую очередь, это задача родителей.

Дети априори не могут быть одинаковыми, но даже со скидкой на особенности характера или воспитания, они должны укладываться в общепринятые нормы развития.

К окончанию первого года жизни малыш без аутистических нарушений должен овладеть элементарными навыками:

  • знать свое имя и откликаться на него;
  • контактировать с окружающими;
  • эмоционально реагировать на различные ситуации.

Современные методы диагностики позволяют родителям еще до рождения ребенка исследовать панель генов, отвечающих за умственную отсталость и развитие расстройств аутистического характера. Генетическая панель дает возможность как точного подтверждения диагноза, так и дальнейшего детального обследования пациента.

Если подобных анализов родители не делали, а стали замечать аутистические проявления – однозначно необходима медицинская помощь. Первая инстанция, куда они должны обратиться – это детский психолог. При подтверждении негативной тенденции он дает направление к неврологу или психиатру.

Общая развернутая диагностика проводится следующими способами:

  • беседа, наблюдение за ребенком;
  • тесты, анкеты;
  • игра, конструирование;
  • МРТ, КТ мозга;
  • исследование вегетативной, сердечно-сосудистой системы.

У детей с аутизмом длительное время может отсутствовать реакция на звуковые раздражители. По этой причине родители начинают подозревать проблемы со слухом. На начальной стадии диагностики важно убедиться в отсутствии проблем со слуховым восприятием информации либо же подтвердить их.

Коррекция поведения

Резервы адаптации ребенка также напрямую зависят от причин развития аутизма. Этому должны способствовать внешние факторы:

  • организован правильный подход;
  • коррекционная работа;
  • лечение, если это необходимо.

Наилучший результат в борьбе с детским атипичным аутизмом, кататонической формой заболевания и другими расстройствами аутистического спектра достигается при командной работе. Добиться положительной динамики можно лишь при слаженных действиях трех составляющих: всех членов семьи, медицинских работников, педагогов.

Больного нужно учить социальной коммуникации. Каждый, у кого нет подобных отклонений, видит это с раннего детства на примере родителей, старших детей. Аутист не может этого сделать, к нему нужен специальный подход и особые коррекционные действия.

Методы лечения

Способ лечения, подобранный специалистом, будет зависеть от состояния больного и стадии расстройства. Положительный результат не наступает одномоментно, а требует терпения и значительных усилий.

Комплексный подход всегда имеет эффект. В первую очередь применяются терапевтические действия, направленные на коррекцию общения и поведения ребенка. Для этого используют следующие виды терапии:

  • речевая – занятия с логопедом;
  • поведенческая – основана на системе мотивации и поощрения;
  • оккупационная или трудотерапия – акцент на формировании навыков повседневной жизни;
  • социализации – умение общаться и строить отношения;
  • развивающая – способствует раскрытию интеллектуальных и эмоциональных способностей;
  • игровая – применяется для обучения;
  • визуальная – с использованием картинок, фотографий или видеоматериалов
  • сенсорная – стимулирует способность мозга обрабатывать информацию, полученную через прикосновения;
  • пет–терапия – тесное взаимодействие с животными: лошадьми, собаками, кошками, дельфинами.

Медикаментозное лечение стает актуальным лишь в случаях проявления приступов агрессии, судорог, эпиактивности. При отсутствии подобных симптомов лекарственные препараты не применяются.

Среди аппаратных методик следует выделить микротоковую рефлексотерапию, электрошоковую терапию. С их помощью происходит запуск неактивных зон головного мозга: лобных долей, речевых зон, серединно-стволовых структур.

Аутизм в различных проявлениях, как и шизофрения, относится к хроническим заболеваниям. Это означает, что полностью избавиться от него невозможно.

Однако люди ведь научились жить с сахарным диабетом, бронхиальной астмой и прочими неизлечимыми недугами. То же самое происходит и с расстройствами аутического спектра. Современные методики коррекции поведения, применяемые на ранних стадиях болезни, позволяют вести активный образ жизни, самостоятельно обслуживать себя, быть полноценным членом общества.

Аутизм при шизофрении у детей раннего возраста

Самая большая группа аутизма в детстве представлена так называемым детским аутизмом (процессуального генеза), согласно отечественной классификации, детским и атипичным аутизмом, по МКБ-10 (WHO, 1994) В этих случаях речь идет о ранней детской шизофрении с началом до 3 лет и в возрасте между 3 и 6 годами или инфантильном психозе с началом до 3 лет, атипичном детском психозе с началом между 3 и 6 годами жизни ребенка. При этом сразу же обращает на себя внимание дихотомическое определение всех видов аутизма и как аутизма, и одновременно как психоза. Чтобы понять истоки подобного подхода к верификации аутизма в детстве, необходимо вкратце остановиться на истории разработки этой проблемы в детской психиатрии.

Некоторую очерченность описания психозов у детей приобретают к последней четверти XIX столетия. Эволюционные идеи Ч. Дарвина и И. М. Сеченова явились основой эволюционно-онтогенетического метода в подходах к изучению психических расстройств [Jackson Н., 1864; Maudsley, 1870]. Maudsley первым выдвинул положение о необходимости изучения психозов в аспекте физиологического созревания личности: от простейших расстройств при психозе в детском возрасте до сложнейших — в зрелом.

Развивая учение о дегенеративных психозах, французские и английские клиницисты показали возможность развития психоза у детей типа «moral insanity», психопатологические проявления которого сводились только к тяжелому нарушению поведения [Prichard J., 1835; Morel, 1860; Magnan V., Legrain M., 1866].

Последующие десятилетия XX века определяют клинико-нозологические подходы в исследованиях психозов детского и зрелого возраста. Диагностика шизофрении в детстве становится тотальной. Идет поиск в клинике психозов этого вида у детей симптомов, сходных с таковыми у больных шизофренией зрелого возраста [Брезовский М., 1909; Бернштейн А. Н., 1912; Weichbrodt R., 1918; Voight L., 1919, и др.]. Факт сходства клинической картины шизофрении у детей, подростков и взрослых получил широкое признание в монографии A. Homburger (1926).

В 40—60-х годах в работах детских клиницистов Германии и прилегающих к ней стран основное внимание уделяется изучению у детей в психозе специфики бреда, кататонических, аффективных симптомов, навязчивостей, нарушений речи [Burger-Prinz H., 1940; Tramer М., 1957; Langfeldt G., 1958; Wiec k Ch., 1965; Krevelen van Arn. D., 1977]. Сходные вопросы получили свое решение и в исследованиях английских, американских и отечественных психиатров, описавших кататонические, гебефренные, анэтические симптомы при шизофрении у детей [Симеон Т. П., 1929, 1948; Сухарева Г. Е., 1937; Озерецкий Н. И., 1938; Braedley С., 1941; Potter H. W., 1943; Bender L., 1947; Despert J. L., 1971].

На базе учения о дегенеративных развитиях состояния, похожие на шизофренические психозы у детей, стали рассматриваться как дегенеративные, конституциональные психозы. При этом подчеркивалась сложность их диагностики, обязательность наличия в структуре психоза кардинальных признаков шизофрении, таких как бедность чувств, деперсонализационные симптомы, деменция, расстройства поведения [Duranton P., 1956; Mestas Ch., 1957; Heuyer J. et al., 1958; Michaux L., Duche L., 1965; Mise R., Moniot M., 1970, и др.].

Авторы, разделявшие теории психогенеза, отстаивали множественную причинность эндогенных детских психозов; основное место в их клинике отводилось «дезорганизации» личности [Klein М., 1932; Bellak L., 1948; Creak M., 1969, и др.].

Классиками американской психиатрии инфантильный психоз стал определяться как симбиотический, для которого характерны задержка в становлении диады «мать — дитя», фрагментарность «эго-структуры» личности ребенка [Despert L., 1938, 1952, 1968; Mahler M., 1972].

В эти же годы эволюционно-биологические исследования в американской детской психиатрии дали возможность высказать мнение о том, что при шизофрении раннего возраста психопатологические симптомы — есть видоизмененные формы нормального поведения, сочетанные с соматоформными симптомами [Gasell A., 1945; Bender L., 1958, 1968; Schirly H., 1963; Bender L., Faretra G., 1972; Fisch В., 1976, 1986].

Шизофренический психоз у детей, по L. Bender (1968), рассматривается преимущественно как нарушенное развитие ребенка; после работ L. Kanner (1943) — как детский аутизм [Bender L., Faretra G., 1972].

Читайте также  Основы гигиенического воспитания детей и подростков

Сосуществование симптомов нарушенного развития и позитивных симптомов болезни, взаимовлияние возрастных и патогенных факторов в клинике шизофрении раннего детства широко обсуждается рядом отечественных исследователей [Юдин Т. И., 1923; Сухарева Г. Е., 1937, 1970; Ушаков Г. К., 1973; Ковалев В. В., 1982, 1985]. Разрабатывается раздел, посвященный патологии развития типа конституционального и процессуального дизонтогенеза шизофренического спектра [Юрьева О. П., 1970; Башина В. М., Пивоварова Г. Н., 1970; Ушаков Г. К., 1974; Башина В. М., 1974, 1980; Вроно М. Ш., 1975].

Выделение L . Kanner (1943) раннего детского аутизма привело к значительным изменениям в диагностике и классификации психозов в детстве. Главный вопрос, который встал перед клиницистами, заключался в том, что синдром Каннера идентичен шизофрении и есть самое раннее ее проявление, и разница между ними является только следствием разной физиологической зрелости заболевшего ребенка. А может быть, это разные заболевания? Вопрос этот остается дискутабельным до последнего времени.

В работах отечественных авторов об эндогенном дизонтогенезе эта проблема в некоторой мере нашла свое решение. Оказалось возможным показать, что синдром Каннера занимает промежуточное место в континууме конституциональных и процессуальных дизонтогений шизофренического спектра [Башина В. М., Пивоварова Г. Н., 1970; Юрьева О. П., 1970; Ушаков Г. К., 1973; Вроно М. Ш., Башина В. М., 1975]. Синдром Каннера был отнесен к самостоятельному кругу дизонтогений эволютивно-процессуального происхождения. Была обоснована необходимость выделения как особого расстройства детского аутизма процессуального генеза |Башина В. М., 1980; Вроно М. Ш., Башина В. М., 1987]. Детский аутизм процессуального генеза рассматривался как расстройство, аналогичное ранней детской шизофрении.

В 70—90-е годы, ранняя детская шизофрения и инфантильный психоз в преобладающем числе работ стали рассматриваться в круге дегенеративных конституциональных, симбиотических психозов, детского аутизма. В классификации МКБ-10 (1994) понимание детского аутизма вышло за рамки синдрома Каннера и стало шире. К детскому аутизму как виду обособленного расстройства отнесены такие расстройства развития, как синдром Каннера, инфантильный аутизм, аутистическое расстройство, а также инфантильный психоз (или ранняя детская шизофрения в нашем понимании, с началом от 0 до 3 лет). К атипичному аутизму причислили атипичный детский психоз с началом в возрасте 3—6 лет, в нашем понимании — приступообразно-прогредиентная детская шизофрения.

Опираясь на клинико-нозологические подходы при квалификации психозов и разных видов дизонтогений в детстве, мы считаем обоснованным выделять синдром Каннера как эволютивно-процессуальное расстройство и детский аутизм процессуального генеза, т. е. детскую шизофрению. Чем объясняется такая позиция? Наличие в психозе эндогенного генеза в детстве не только позитивных психопатологических симптомов, но и нарушения развития, одинаковая значимость этих двух рядов расстройств, наличие симптомов аутизма служат основанием верификации детского аутизма процессуального генеза, т. е. сохранения именно дихотомического подхода, что очень важно. В такой верификации мы видим и деонтологический аспект. Диагностика этого рода дает возможность на раннем возрастном этапе ребенка избежать грозного диагноза шизофрении. Это служит основой для надежды на положительные физиологические возможности онтогенеза. Вместе с тем такая двойная диагностика дает понять клиницисту, что речь идет о текущем процессе со всеми вытекающими отсюда последствиями, знание которых необходимо и при подборе лечения, реабилитации, прогнозирования.

Наши статьи

Ранний детский аутизм и Расстройство аутистического спектра – доступно о сложном.

Ранний детский аутизм (РДА) — к сожалению, в современной медицине до сих пор нет четкого определения этого диагноза. Под это определение попадает не какое-то конкретное нарушение или патология развития головного мозга, а общий набор поведенческих симптомов и проявлений, основные из которых – снижение или отсутствие коммуникативных функций, изменения эмоционального фона, социальная дизадаптация, ограниченность интересов, набор стереотипных действий, избирательность. И в результате часто получается так, что понятия «аутизм», «ранний детский аутизм» и «расстройство аутистического спектра» используются как синонимы, что в принципе неверно.

Сразу оговоримся, что аутизм, как диагноз, может быть поставлен ребенку лишь в среднем школьном возрасте. До этого момента у ребенка может быть диагностирован только ранний детский аутизм, который, как правильно, проявляется в возрасте до 3 лет.

Крайне важно провести разделительную черту между понятиями «расстройство аутистического спектра» и «ранний детский аутизм». Важно это потому, что отсутствие четкой дифференциации между РАС и РДА приводит к тому, что многим детям не удается оказать результативную помощь. Так как от правильной постановки диагноза зависит маршрут лечения и коррекции ребенка.

Ранний детский аутизм (РДА).

Под этим диагнозом понимается отклонение в психическом развитии, которое проявляется целым спектом нарушений, связанных с трудностями выстраивания отношений с окружающим миром.

За последние несколько лет количество детей с РДА значительно возросло. Согласно открытым данным, частота РДА составляет примерно 2-4 случая на 10.000. Заключения о причинах возникновения данного заболевания до сих пор достаточно противоречивы. Происхождение РДА связывают со сложными биологическими факторами, такими как генетические дефекты (от 2 до 3% аутистов имеют в анамнезе наследственный фактор) или перинатальное органическое поражение центральной нервной системы ребенка. В зону риска прежде всего попадают беременные женщины на ранних сроках, на организм которых могут оказывать негативные действия различные факторы, такие как: некоторые компоненты продуктов питания, алкоголь, никотин и наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, загрязненность внешней среды, а также, согласно некоторым данным, электромагнитное поле мегаполисов.

Как уже было сказано выше, ранний детский аутизм, как правило, диагностируется в возрасте до трех лет и имеет сразу несколько симптомов (как минимум, три или четыре из всей симптоматики аутистического спектра). Как правило, частый компонент нарушения – трудности взаимодействия с другими, даже самыми близкими людьми, а также невозможность выражения собственных эмоций.

Признаки раннего детского аутизма:

  • У ребенка выраженная склонность к компульсивному (намеренному соблюдению правил), стереотипному поведению («бесцельным» повторяющимся действиям – раскачиваниям, бегу по кругу, взмахам руками, вращениям головы и др.), определенной последовательности выполнения действий (ритуальное поведение). Ему также свойственна чрезмерная избирательность. Например, к некоторым цветам (вплоть до полного неприятия некоторых цветов) или в еде (вплоть до принятия только одного-двух продуктов).
  • Ребенок либо вообще избегает, либо трудно идет на контакт – не улыбается, не откликается на свое имя, чурается посторонних. Слабо реагирует на обращенную к нему речь, избегает зрительного контакта. Не проявляет эмоций (в том числе, любопытство) и не воспринимает встречные эмоции (жесты, мимику, интонации); ему комфортнее с предметами, а не с людьми.
  • Наблюдается повышенная чувствительность к свету и звукам, нарушение ритма сна и бодрствования;
  • В грудном возрасте ребенок, при попытке взять его на руки, не проявляет ответной реакции (пассивен) или, наоборот, выражает сопротивление.

Речевое развитие таких детей также имеет свои характерные черты (если такие дети начинают говорить, то с ярко выраженной задержкой, их речи свойственны эхолалии, отсутствие местоимений, интонационная монотонность, штампованность, аграмматизмы). Дети с РДА не могут различать чувства, поэтому их пугает любое эмоциональное проявление, они встречают его в штыки. Они не понимают, ни какие эмоции испытывают они сами, ни какие эмоции испытывает по отношению к ним окружающий мир (например, не понимают, улыбается ли ему мама, одобряет ли его действия или, наоборот, сердится). Поэтому они плачут и успокаивают себя с помощью стереотипных движений, которые дают им ощущение безопасности.

Проблема заключается в том, что все эти симптомы не являются специфичными только для детей с РДА (то есть теми, по которым можно было бы однозначно классифицировать именно этот диагноз). Некоторый другие заболевания могут проявляться таким же набором симптомов.

В данном случае речь идет о расстройстве аутистического спектра (РАС) или аутистических чертах поведения.

Расстройство аутистического спектра (РАС).

На первый взгляд симптоматика РАС очень напоминает тот ряд признаков, который присущ раннему детскому аутизму. Но, как правило, расстройство аутистического спектра проявляется одной-двумя, так называемыми, аутоподобными чертами – те же проблемы взаимодействия с окружающим миром, замкнутость, определенная социальная дезодоптация, нежелание играть со сверстниками, нежелание общаться со взрослыми, беспричинный страх, произвольные или непроизвольные крики, эмоциональная возбудимость. Это также может быть набор определенных стереотипных действий и повторяющихся движений.

И, тем не менее, при всей внешней схожести симптомов, РАС и РДА – не одно и то же.

Попытки найти определение, что же такое на самом деле «расстройство аутистического спектра», скорее, сведутся к описанию все тех же внешних признаков, нежели к конкретной формулировке. РАС расплывчато определяют как общее расстройство развития. Почему определение РАС такое неопределенное? Это связано с тем, что расстройство аутистического спектра не является самостоятельным заболеванием как таковым. На самом деле это психолого-педагогическая классификация особенностей эмоциональной сферы ребенка. Расстройство аутистического спектра всегда является последствием неврологического нарушения центральной нервной системы ребенка. Как самостоятельное проявление, без неврологической причины, РАС существовать не может.

РАС и РДА имеют лишь похожие проявления, но абсолютно различны в части самой природы нарушения.

И тут мы подходим к очень важному заключению – употребление понятий РАС и РДА как синонимов не допустимо ни в коем случае. Краеугольным камнем в оказании помощи детям с такими симптомами является вопрос безошибочной постановки диагноза. Эффективность всей дальнейшей работы по реабилитации ребенка зависит в первую очередь от патогенеза – установления причины нарушения. Неверные выводы могут стать причиной того, что РДА будет ошибочно диагностирован и приписан тем детям, которые на самом деле РДА не страдают.

Диагностика.

Процесс постановки диагноза РДА чрезвычайно сложен, предполагает обследование ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссии, в рамках которой происходит комплексная диагностика ребенка). Помимо сбора подробного анамнеза необходимо проведение широкого спектра клинических и психологических исследований, расширенного неврологического и соматического обследования, функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ, вызванные потенциалы) и, при необходимости, генетического анализа.

Для постановки точного диагноза и, как следствие, подбора правильных коррекционных программ требуются консультации сразу нескольких врачей – в первую очередь, психиатра и невролога. Не менее важная роль в диагностике отводится клиническому психологу (нейропсихилогу, патопсихологу) – квалифицированному специалисту в области медицинской (клинической) психологии. Это специалист, в компетенцию которого входит исследование высших психических функций ребенка и его эмоциональной сферы. Клинический психолог обладает широким диагностическим инструментарием, с помощью которого он может выделить области памяти, внимания, мышления и коммуникации, требующие коррекции. В диагностическом обследовании обязательно должен принимать участие логопед-дефектолог для моделирования комплекса дальнейшей коррекционной работы. Так как запуск речи у ребенка с аутистическими чертами – это очень важная задача. Ведь именно речь является основой коммуникации и связи ребенка с окружающим миром.

Что дальше?

Только безошибочно поставленный диагноз позволяет подобрать правильные методы коррекции речевых и поведенческих нарушений. В обоих случаях они будут принципиально разными. И понимать это чрезвычайно важно.

Ранний детский аутизм крайне сложно компенсировать, и, как правило, детей с таким нарушением обучают социальной адаптации, как то: навыки самообслуживания, навыки вербального (максимум), а скорее всего невербального взаимодействия с окружающим миром. Это может быть развитие кинестетических навыков (умение воспринимать свое тело, направление движений, пространство), дающих ребенку невербальное понимание, какие именно сообщения посылает ему окружающий мир.

Зачастую для аутичных детей единственным способом общения и самовыражения становятся специальные карточки с картинками PECS, с помощью которых они могут сообщать о своих желаниях и намерениях. Достаточно эффективной альтернативой общения с помощью карточек ПЕКС может оказаться общение с помощью письма. Такие дети, как правило, очень хорошо понимают буквы и вполне в состоянии обучиться письму (печатанию). В нашей практике были потрясающие результаты при использовании такой формы обучения. Во многих случаях способ общения через письмо удается перевести (трансформировать) в вербальную, продуцированную речь.

Читайте также  Топ 7 эффективных способов похудеть к Новому году

Во многих случаях коррекции поведенческих нарушений при раннем детском аутизме эффективно работает применение поведенческой терапии АВА (applied behavior analysis).

Разумеется, необходимо применение медикаментозной терапии. В тех случаях, когда она подобрана правильно, она дает быструю положительную динамику.

Одной из самых эффективных на сегодняшний день методик является транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС). Это инновационная методика, широко применяемая в реабилитации на Западе, позволяет с помощью кратковременных магнитных импульсов активировать нервные клетки в пострадавших участках мозга и «заставить их работать». Этот метод безболезненный, неинвазивный и практически не имеющий противопоказаний. С помощью ТМС стало возможным всего за 10-12 сеансов повлиять на восприятие ребенком окружающего мира.

Что касается расстройства аутистического спектра, то здесь компенсаторные возможности существенно шире. В сравнении с ранним детским аутизмом РАС гораздо проще поддается коррекции, и прогноз наступления существенных положительных изменений более благоприятный. С одной стороны, работа с РАС предполагает использование многих методик, что были описаны выше. При этом одной из самых больших ошибок является бездумное копирование этих методик (опять же в случае отсутствия правильно поставленного диагноза: РАС или РДА). В частности, речь идет о переводе ребенка с аутистичными чертами на карточки PECS. Реальность, к сожалению, такова, что в 80% случаев такой ребенок в дальнейшем уже не возвращается в вербальную коммуникацию. Таким образом, карточки PECS целесообразно начинать применять лишь с того возраста, когда перепробованы все варианты, и наступило понимание, что научить ребенка вербальной коммуникации другими методами невозможно.

Одним из важнейших моментов в коррекционной работе является междисциплинарный подход. Работа с такими детьми предполагает совместное взаимодействие сразу нескольких специалистов. И тут очень важно понимать, что разобщенный, не целостный подход чреват тем, что каждый врач в отдельности начинает работать над проблемой с ракурса только своей специализации, что сильно снижает результат и может вообще привести к его отсутствию. Идеальным решением является применение комплексной программы для коррекции речевых и поведенческих нарушений «Нейроабилитация», которую курирует специалист, обладающий сразу несколькими квалификациями (нейропсихолог, патопсихолог, клинический психолог, дефектолог). От первой консультации и до конечного результата руководитель программы полностью контролирует взаимодействие медикаментозной терапии и коррекционных мероприятий, проводимых всеми специалистами.

В заключении важно сказать, что самой большой ошибкой в коррекционной работе может стать упущенное время. При первых же проявлениях вышеназванных признаков имеет смысл как можно раньше обратиться за консультацией к опытному неврологу. А в случае подтверждения диагноза РДА или РАС сразу же начинать заниматься коррекцией. Вам потребуется много времени и ресурсов, но результат того стоит.

Расстройства детского восприятия

Детская психиатрия представляет собой обширную область, пересекающуюся с неврологией и психологией. Детский психиатр должен, с одной стороны, быть всесторонне ориентированным в области детской психологии, механизмах психологической защиты, особенностей эмоциональных реакций и поведения, проявлений острого и хронического стресса, беспокойства, депрессивной симптоматики у детей. С другой стороны, многие нарушения в детском возрасте — результат повреждения тех или иных структур мозга, и детский психиатр должен знать основы неврологии, уметь читать результаты электроэнцефалограммы, вызванных потенциалов и магнитно–резонансной томографии. Поскольку многие неврологические/психические расстройства у детей генетически обусловлены, на мой взгляд, в идеале и начинать с генетического обследования ребенка. Неудивительно, что таких специалистов не хватает. Нейропсихиатрические заболевания у детей очень разнообразны, и отличаются от аналогичных заболеваний у взрослых.

Заболевания, связанные с пережитым стрессом

Обычно легкие варианты расстройств возникают при остром и, особенно, хроническом стрессе. Это острые реакции на стресс, другие расстройства тревожного спектра, включая столь распространенные у детей, фобии, а также нарушения сна. К сожалению, родители редко обращаются к специалистам при этих заболеваниях, так как считают их нормой, или путают с негативными детскими реакциями или особенностями характера.
Депрессии в детском и подростковом возрасте проявляется совсем не так, как у взрослых. Дети могут становиться чрезмерно активными или наоборот, вялыми и апатичными, они могут принимать меньше пищи, терять аппетит, плохо засыпать, отказываться от любимых игр, становиться непослушными или плаксивыми. У детей могут быть ночные кошмары или другие страхи, самоповреждения и тики. Для детей очень частое явление это соматизация — жалобы на расстройства внутренних органов при психических расстройствах, нарушения функции вегетативной нервной системы.
Для подростков, страдающих депрессией более характерна раздражительность, ссоры без видимого повода, нарушение сна. Жизнь детей всецело зависит от тех, кто их окружает, поэтому ссоры или переживания родителей, негативные события в семье, резкая смена обстановки оказывает серьезное влияние на них.

В лечении описанных расстройств мы придерживаемся принципа минимизации использования препаратов. Тревожные и депрессивные состояния можно лечить с помощью воздействия токов разной частоты и амплитуды (tDCS, tACS), нейромодуляции (tDCS+одновременные тренинги с психологом), психотерапии, а также техник биологической обратной связи (БОС). У подростков иногда (редко) назначаются антидепрессанты.
Особняком стоят детские фобии — боязнь темноты, боязнь животных, например, пауков или насекомых, боязнь высоты, боязнь воды. Эти фобии обычно легко корректируются нашими психотерапевтами, методом систематической десенсибилизации.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания встречается на приеме довольно часто. Родители детей с СДВГ в начале заболевания могут списывать проблемы с концентрацией внимания и избыточной активности на недостаток организованности ребенка, лень и непослушание. Простая электроэнцефалограмма, как правило, выявляет нарушения в работе мозга и характерное для более раннего возраста распределение ритмов. Иногда ситуация более сложна, и на МРТ выявляются структурные нарушения, например, недостаток волокон в связках, соединяющих структуры мозга. При СДВГ мы используем нейромодуляцию, tDCS, назальный электрофорез пептидов, биологическую обратную связь и занятия с психологом и психотерапевтом, подключая и семейную психотерапию. Для достижения результата оптимально сочетание нескольких методов. При СДВГ средней тяжести и более тяжелых вариантах иногда применяются медикаменты.

Сегодня это очень популярный диагноз. Мне приходится сталкиваться с матерями, которые уверены, что у их ребенка аутизм, и даже знакомство с критериями аутизма на сайте международной классификации заболеваний (МКБ) не может убедить их в обратном. Основные симптомы аутизма — стереотипии (ребенок совершает одни и те же движения, отсутствие стремления контактировать с окружающими, проблемы с социализацией), сниженный ответ на эмоции даже близких людей (отсутствие эмоционального контакта). Более подробные описания, как проявляется аутизм по годам, можно прочитать на любом, в том числе и нашем сайте.
Лечение аутизма связано с еще большим количеством мифов. Вместо общепринятых психотерапевтических методик типа АВА, родители отправляют детей заниматься с собаками или дельфинами, дают им хелирующие препараты, даже когда содержание металлов в крови нормальное, следуют БКБГ (безглютеновая, бесказеиновая) диета без определения чувствительности к глютену и казеину.

Детям с расстройствами аутистического спектра часто назначают нейролептики для снижения возбужденности или агрессии. Эти препараты буквально «приглушают» ребенка и наносят вред его мозгу. Мы не назначаем нейролептики при аутизме, вместо этого проводим работу по выявлению и устранению причины беспокойства (например, боль в ухе или другое воспаление может стать причиной возбужденности), настраиванию коммуникации (специальные карточки, разработка своего символического языка итд), и формирования комфортной среды для ребенка, где он может развиваться.

Задержка психического развития.

Это наиболее частая проблема у детей. Начать работу с таким пациентом надо с диагностики. Существует множество причин ЗПР, от генетических до инфекционных (цитомегаловирус, герпес, вирус Эпштейн-Барр), токсических, гормональных, а также связанных с аномалиями головного мозга (гидроцефалия и т.д.).
Диагностику стоит начинать с генетического анализа. Лучшим на сегодня вариантом является полногеномный анализ, при котором «прочитывается» вся генетическая информация пациента. При проведении генетического анализа, возможно также выяснить особенности фармакогенетики — какие препараты оптимальны для лечения тех или иных заболеваний, какие побочные эффекты препаратов возможны.
Еще одно важное исследование — МРТ, оптимально с трактографией. Это исследование показывает, есть ли нарушения в структурах мозга. Данные МРТ связаны с прогнозом (больше нарушений — хуже прогноз) и иногда дают информацию о причинах расстройства (при гидроцефалии, демиелинизации и др.). Важную информацию дает диффузионное тензорное изображение или трактография. Обычно при аутизме нарушены связи лобной и височной доли и, особенно, передняя часть поясной извилины, а при задержке речевого развития, нарушения локализуются в задне-нижней области лобной доли левого полушария.
Часто ЗПР сопутствует эпи-активность. Электроэнцефалограмма показывает наличие аномальной активности и помогает поставить диагноз. Стоит также исключить инфекционные причины заболевания, для этого делают соответствующие анализы.
Лечение зависит от причины задержки психического развития. При эпи-активности назначаются соответствующие препараты, нормализующие состояние, при инфекциях — антивирусные и антибактериальные препараты, при нарушениях речи стимулируются зоны речи с помощью tDCS и нейробиомодуляции.

Шизофрения

С моей точки зрения, шизофрения у ребенка — это такая редкость и экзотика, что о ней и говорить нечего. Раньше диагноз шизофрения ставили аутистам и детям с ЗПР. Сегодня эта практика постепенно уходит, но кое-где, особенно у врачей старой школы, может сохраняться. В моей практике, у большинства пациентов с диагнозом шизофрения, находятся нарушения в структуре или функции мозга, либо нейроинфекции или аутоиммунный процесс. Исходя из этого, важно провести исследования (МРТ, ЭЭГ, анализы) перед тем, как начать принимать назначенные антипсихотики. Возможно, ребенку нужны совсем другие препараты.

О психотропных препаратах

Я стремлюсь назначать минимум психотропных своим пациентам. Когда речь идет о детях, я подхожу с двойной осторожностью к назначению препаратов (в психиатрии легче назначить препараты, чем их отменить). Психотропные препараты имеют массу побочных эффектов, и во многих случаях наносят больше вреда, чем приносят пользу. До назначения препаратов нужно попытаться стабилизировать состояние немедикаментозными методами, от воздействия токов и магнитного поля (ТМС) на определенные участки мозга до работы с клиническим психологом и биологической обратной связи.

Подумайте перед тем, как давать ребенку любые препараты

Отдельно надо отметить бессмысленность и опасность назначения препаратов без диагностики. Так, антипсихотические препараты могут ухудшить симптоматику при некоторых вариантах органического поражения мозга с эпи-активностью. Не говорю о массе побочных эффектов, которые у детей еще более выражены, чем у взрослых.
Итак, не спешите давать своему ребенку нейролептики и антидепрессанты, которые часто назначают психиатры и не спешите пичкать его ноотропами (обычно рекомендуют неврологи), витаминами и пищевыми добавками, аминокислотами и специальными диетами, построенными на основе «анализа энергетического поля». Важно понять сначала, что происходит с ребенком, то есть поставить диагноз, а только потом начинать лечение.

Также, Вам могут быть интересны следующие материалы нашего сайта:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: