\

Анатомо-физиологические особенности нервной системы детского возраста в норме и патологии

Грудной возраст

Грудной возраст длится с 29-го дня после рождения до конца 1-го года жизни. Масса головного мозга по отношению к массе тела новорожденного составляет 1:8 (у высших приматов – 1:80–100). Для грудного возраста характерны:

  • тесный контакт ребенка с матерью. Мать кормит своим молоком ребенка;
  • высокий темп роста, морфологического и функционального совершенствования всех органов и систем. В течение 1-го года жизни длина тела новорожденного увеличивается на 50%, масса тела утраивается;
  • высокий темп роста обеспечивается интенсивным обменом веществ и преобладанием анаболических процессов, чем объясняется высокая потребность в основных питательных веществах и калориях на килограмм массы тела. Относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза превышает потребность взрослого человека;
  • совершенствуются морфологическая структура и функции нервной системы ребенка. По мере дифференцирования ЦНС быстрыми темпами происходит нервно-психическое развитие ребенка. С первых недель жизни формируются условные рефлексы, развиваются двигательные умения, сложные локомоторные акты (функция кисти, самостоятельная ходьба и др.). К концу года появляется речь;
  • после 3–4 месяцев жизни ребенок теряет трансплацентарно приобретенный иммунитет, формирование собственных систем иммунитета происходит относительно медленно. Редкая заболеваемость вирусными детскими инфекциями у детей в условиях семьи связана главным образом с отсутствием неконтролируемых контактов с другими детьми, в детских учреждениях ситуация часто бывает обратной.

Характерными патологиями в грудном возрасте являются:

  • несбалансированное питание может быть причиной задержки физического, нервно-психического и интеллектуального развития. В условиях интенсивного роста неадекватное потребностям растущего организма питание может приводить к развитию дефицитных состояний (рахита, анемии, дистрофии);
  • аномалии конституции: экссудативно-катаральный и лимфатико-гипопластический диатезы;
  • сохраняется склонность к генерализации воспалительного процесса, общей ответной реакции на любое воздействие. При инфекционных заболеваниях могут быть судороги (как и при высокой центральной температуре), менингеальные явления, токсикоз, обезвоживание. Организм чувствителен к гноеродным бактериям и особенно к возбудителям кишечных инфекций (в том числе к вирусам и условно патогенной флоре). Высока чувствительность к РС-вирусу, вирусам парагриппа, аденовирусам;
  • нередко развиваются желудочно-кишечные дисфункции, что связано с особенностями органов пищеварения и необходимостью их интенсивного функционирования (высокая потребность в пластических веществах и энергии);
  • анатомо-физиологические особенности органов дыхания: узость дыхательных путей, незрелость ацинусов и др. способствуют развитию бронхиолитов и пневмоний, течение которых отличается особой тяжестью;
  • атипично протекают детские инфекции (корь, коклюш), не оставляя после себя иммунитета;
  • высока частота синдрома внезапной смерти;
  • манифестация врожденной психиатрической патологии (умственной отсталости, раннего детского аутизма и др.).

У детей с невропатической конституцией (невропатией) указанные соматовегетативные патологии достигают клинически значимой степени.

Развитие речи у младенцев, пожалуй, лучше всего характеризует формирование сознания ребенка и его социальных отношений.

Ранняя вокализация (гуление) отмечается в возрасте 1–4 месяца. Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование и бульканье воды. С 1-го месяца младенец улыбается, в 4 месяца оборачивается на голос, громко смеется.

В период от 3–4 до 15 месяцев он лепечет (лепечут и глухие младенцы, но менее активно и без интонаций речи окружающих взрослых). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности, включая те, которых нет в родной речи (произносится до 80 разных звуков речи). В 5 месяцев младенец оборачивается на звуки, в 6 месяцев имитирует мелодию речи взрослых, в 8 месяцев понимает слово «нет», неосознанно произносит «папа», «мама». В 9 месяцев жестикулирует, в 10 – осознанно говорит «папа», «мама», в 11 месяцев произносит и другое слово, в 12 – произносит слова осмысленно, но его речь непонятна.

В 2–3 месяца младенец становится способным различать живые объекты и неодушевленные, по-разному к ним относиться. Увидев лицо матери, улыбается ей, вокализирует, пытается имитировать что-то вроде общения с ней. Неодушевленные объекты он обследует, пробует тащить в рот или выбросить из своего манежа. В 3 месяца отчетливо различает на фото разные лица, незнакомые лица порождают у него сердцебиение, реакцию ориентации. Более других в этом возрасте и много позже он предпочитает лицо матери. Если до 2,5 месяца ребенок обращает внимание на грани и углы лица, то к 3 месяцам его внимание привлекают преимущественно глаза, он уже смотрит прямо в глаза другому человеку (появляется «контакт глаз»). В это же время он уверенно распознает лица знакомых людей, но признаков привязанности к ним еще не обнаруживает, без них не скучает. К 6 месяцам приобретает способность помнить об объектах, которые отсутствуют, начинает осознавать разлуку со знакомым человеком.

В 9 месяцев ребенок ползает, встает на ноги, ходит с опорой, в 12 – ходит без опоры.

В возрасте около года ребенок узнает свое отображение в зеркале. Это означает, что он отчетливо разграничивает себя, свой внутренний мир, с одной стороны, и все находящееся за его пределами – с другой. Другими словами, к году младенец осознает себя человеческим существом, недвусмысленным образом выражает другому человеку свои желания, демонстрирует свою самостоятельность. Чуть позже дети станут «вредными», способными энергично отстаивать свои интересы, упрямиться, капризничать, манипулировать взрослыми («эти вредные двухлетние дети»). Очень рано, предположительно в интервале от 1 до 2 лет, возникает также устойчивое осознание половой принадлежности. По поведению, интересам к игрушкам можно безошибочно определить, с каким полом ребенок себя идентифицирует. Это может означать, что нарушения самоосознавания могут возникать в очень раннем возрасте, клиническая проблема состоит лишь в том, каким образом их можно выявить.

Особенности ССС у детей

Сердечно-сосудистая система детей значительно отличается от сердечно-сосудистой системы взрослых. Отличие хорошо заметны как при обычном осмотре, так и по результата электрокардиографии (ЭКГ). Эти различия очень сильно пугают родителей и вынуждают их в срочном порядке обращаться к врачам. Поэтому в этой статье мы попробуем рассмотреть все основные особенности сердечно-сосудистой системы у ребёнка, которые могут вызывать беспокойство у его родителей.

Сердечно-сосудистая система детей имеет свои анатомо-физиологические особенности по сравнению с сердечно-сосудистой системой взрослых. Например, если сравнивать с общей массой тела, то сердце новорожденного гораздо больше, чем сердце взрослого человека, и при этом отмечается быстрый рост, и примерно к трём годам масса сердца увеличивается практически в 3 раза, а к 6 годам практически в 11 раз.

В связи с особенностями нервной регуляции сердца и высокой интенсивности обмена веществ, частота сердечных сокращений у детей значительно выше, чем у взрослого, и только примерно к 15 годам частота сердечных сокращений становится, как у взрослого человека. Уменьшение частоты сердечных сокращений (ЧСС) с возрастом ребенка связано непосредственно с началом влияние блуждающего нерва на сердце.

Кроме того, у детей заметны половые различия ЧСС. Так, у мальчиков ЧСС ниже, чем у девочек.

Но главной особенностью работы сердца у ребенка является дыхательная аритмия, которая проявляется увеличением ЧСС на вдохе и замедлением на выдохе. В раннем детском возрасте аритмия выражена незначительно, а начиная с дошкольного возраста и до 15 лет дыхательная аритмия выражена в значительной степени. В возрасте детей старше 15 лет, как правило, уже встречаются лишь единичные случаи дыхательной аритмии.

Сердечный толчок у детей раннего возраста сильно выражен. Это связано с малым количеством подкожно-жировой клетчатки. С возрастом ребенка увеличивается подкожно-жировая клетчатка, в результате сердечный толчок становится практически незаметным.

Читайте также  Деми Мур начала кампанию по спасению гаитянских детей

Электрокардиограмма ребенка и взрослого имеет существенные отличия. В первую очередь – аритмия, во-вторых, в связи с активным ростом и развитием сердечной мышцы и проводящих путей возможны изменения комплекса QRS, которые проявляются расщеплением ушерением комплекса. Заключение по ЭКГ: неполная блокада левой или правой ножки пучка Гиса.

Кроме того, все зубцы ЭКГ более выражены у детей нежели, чем у взрослых. Возможно появление миграции водителя ритма по предсердиям, что обусловлено формированием новых кратковременных источников возбуждения.

У более старших детей происходит ремоделирование проводящей системы сердца, что вызывает развитие нарушение ритма сердца.

Наиболее частые заболевания сердечно-сосудистой системы у детей

1. Врожденные пороки сердца (ВПС) представляют собой дефекты строения полостей сердца или сосудов сердца, которые приводят к нарушению их функционирования. Врождённые пороки наиболее часто регистрируются либо на УЗИ во время беременности или в первый месяц после рождения. У детей с ВПС отмечается быстрая утомляемость, слабость, малая прибавка роста и веса в первый год жизни, частые респираторные заболевания. Наиболее часто требуется хирургическое лечение пороков.

2.Артериальная гипертензия. Практически у 20% школьников наблюдается повышение артериального давления. Наиболее предрасположены к повышению давления дети предпубертатного и пубертатного возраста. В зависимости от возраста, когда впервые появилось повышение давления, могут быть различные причины. У младшего возраста повышение артериального давления связано с врождённой патологией почек, сердечно-сосудистой системы. По мере взросления на первое место среди причин выходят повышенная масса тела, наследственность и т.д. Очень часто ребёнок не ощущает повышенное давление и оно является случайной находкой во время диспансеризации. Иногда дети могут жаловаться на быструю утомляемость, головокружение и головную боль. На первом этапе лечения используются немедикаментозные методы, которые включают нормализацию режима дня, сна, питания и физической активности. Если в течение некоторого времени не наблюдается положительная динамика, то подключаются лекарственные препараты.

Анатомо-физиологические особенности нервной системы детского возраста в норме и патологии

ЛЕКЦИЯ № 4. Особенности нервной системы у детей

1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Если число нервных клеток взрослого человека принять за 100 %, к моменту рождения ребенка сформировано только 25 % клеток, к 6 месяцам – 66 %, а к году – 90–95 %.

К рождению ребенка головной мозг относительно массы тела большой и составляет: у новорожденного – 1/8—1/9 на 1 кг массы тела, у ребенка 1 года – 1/11—1/12, у ребенка 5 лет – 1/13—1/14, у взрослого – 1/40.

Темпы развития нервной системы происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и после рождения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде. А ее потребность в кислороде в 20 с лишним раз выше, чем мышц.

Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни отличается от такового у взрослых. Это создает условия, способствующие большему аккумулированию токсических веществ и метаболитов при различных заболеваниях, чем и объясняется более частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

В то же время вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления. Возрастание давления ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обусловливает их атрофию и гибель. Это находит подтверждение у детей, которые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.

Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых.

По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться после 3 лет жизни.

Темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга.

Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцам, а утроение – к 3–5 годам. Длина спинного мозга удваивается к 7—10 годам, причем она увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинномозговой пункции, при котором не повреждается вещество мозга.

2. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг

Вначале у ребенка начинают функционировать высшие анализаторы, и лишь потом развиваются сложные локомоторные акты, требующие сложной координации. Эта закономерность имеет важное практическое значение и свидетельствует о необходимости воспитания движений в определенной последовательности.

Таблица 1. Средние сроки развития и возможные границы моторных актов у детей первого года жизни

Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Развитие речи является также продуктом и итогом общения ребенка со взрослым человеком, воспитательной активности и любви взрослого к ребенку.

Понимание речи имеет большое значение для организации эффективной воспитательной работы с ребенком.

Таблица 2. Голосовые реакции и последовательность развития речи у здоровых детей

Импринтинг – механизм мгновенного запечатлевания, при котором первое впечатление определяет характер реагирования, влияющий на всю дальнейшую жизнь и деятельность организма. Длительное время его роль в нервно-психическом развитии детей изучалась недостаточно.

Однако наблюдения показывают, что он имеет немаловажное значение в формировании нервно-психического развития и даже будущего поведения, предопределяя его на долгие годы.

Материнский уход за ребенком оказывается важным звеном в правильном социальном поведении его в дальнейшем. Поведение и характер ребенка, достигшего школьного возраста, в значительной степени определяется вниманием тех людей, которые ухаживали за ним в раннем детстве. Дети, которые воспитывались родителями, как правило, более приспособлены к школьной жизни. Если же ребенка воспитывали бабушка или дедушка, такие дети хуже адаптируются к школе, у этих детей значительно хуже развиты координированные движения. Дети, которые воспитываются в детских учреждениях (яслях, детских садах), отличаются более ранним формированием и совершенствованием двигательных умений, в то же время у них хуже развиты речевые навыки и образное мышление.

В зависимости от условий среды, воспитания и различных заболеваний у ребенка может задерживаться нормальное развитие высшей нервной деятельности, поэтому врач-педиатр должен давать советы родителям по гармоничному воспитанию детей.

3. Семиотика поражений центральной нервной системы

Изменения деятельности ЦНС могут быть вызваны различными причинами.

Это и нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, полиомиелит), и интоксикации различной этиологии (вирусные, бактериальные, отравления и т. д.), коматозные состояния при сахарном диабете (гипергликемическая кома, гипогликемическая кома, гиперосмолярная кома), травмы различной этиологии, в том числе родовые, хроническая и острая почечная, печеночная и надпочечниковая недостаточность. Асфиксия в родах также может привести к поражению ЦНС. Наконец, причиной поражения ЦНС у детей могут быть врожденные метаболические заболевания с накоплением веществ, токсически действующих на ЦНС (галактоземия, фенилкетонурия и т. д.).

Читайте также  Так худеть не надо ---> доктор Борменталь

При поражениях ЦНС нарушаются поведение, сознание, изменяется мышечный тонус, безусловные рефлексы, объем спонтанных, пассивных и активных движений, а также сухожильные, надкостничные и поверхностные рефлексы.

При осмотре необходимо ориентироваться на определенную последовательность возникновения признаков нарушения самочувствия и сознания у детей.

Возбуждение с эйфорией. Повышение двигательной активности и игровой деятельности, необычная говорливость или лепетание. Ухудшается контакт с близкими (ребенок как будто не слышит обращений, просьб и указаний), ухудшается аппетит, увеличивается время засыпания и пробуждения.

Возбуждение с негативизмом. На фоне общего возбужденного состояния исчезают положительные эмоции, ребенок становится капризным, кричит и плачет по любому поводу, отбрасывает игрушки, отказывается от еды, не знает, чего хочет. Просится на руки, заснуть не может. Повышена чувствительность кожи – резко реагирует на дотрагивание, сбрасывает одеяло. Кожные и сухожильные рефлексы повышены.

Возбуждение в сочетании с сомнолентностью. Периоды возбуждения чередуются с временным успокоением, появлением вялости, сонливости. Ребенок начинает прикладывать головку. Сохраняется повышенная чувствительность кожи, рефлексы могут быть повышенными или нормализоваться.

Сомнолентность. Постоянные вялость и сонливость, но сон наступает короткими периодами, поверхностный. Вместо плача и крика тихое постанывание, реакция на уход матери незаметна. Слабо реагирует на осмотр и пеленание. Снижение кожной чувствительности и сухожильных рефлексов.

Ступор. Состояние оцепенения, из которого выходит с трудом после энергичного тормошения. Нередки периоды двигательного беспокойства с атетозоподобными движениями. Рефлексы снижены.

Реакция на болевое раздражение отчетливая, но непродолжительная.

Сопор. Глубокий сон, оглушенность. Ребенка растормошить невозможно. Кожная чувствительность не определяется, сухожильные рефлексы вызываются с трудом и непостоянно. Реакция на боль (инъекцию) неотчетливая. Сохранены зрачковые и роговичные рефлексы. Сознание слабое, глотание сохранено.

Кома. Полное отсутствие рефлексов и кожной чувствительности, нет реакции на инъекции и другие манипуляции. Зрачки широкие, реакция на свет отсутствует, роговичного рефлекса нет.

Изменения деятельности ЦНС всегда сопровождаются вегетативными сдвигами.

Фаза возбуждения сопряжена с активацией симпатического отдела, поэтому возникают тахикардия, тахипноэ, может быть повышено артериальное давление. Последующие фазы выявляют парасимпатическое преобладание. Поражение ЦНС при тяжелых заболеваниях никогда не ограничивается только сферой сознания и рефлекторной деятельности. В состоянии ступора, сопора и комы всегда выявляются и прогрессирующие расстройства жизненно важных регуляторных функций, в частности стволовых отделов мозга. В результате этих нарушений возникают нерегулярное дыхание (типа Чейна—Стокса или Биота), паралич дыхательного или сосудодвигательного центров.

Поэтому прогрессирование нарушений сознания является предвестником возможных стволовых нарушений и требует экстренной интенсивной терапии.

Анатомо-физиологические особенности нервной системы в детском возрасте.

Нервная система начинает формироваться с конца 2-ой недели эмбриогенеза из медуллярной пластинки, переходящей в нервную трубку. Общая длина эмбриона составляет о это время всего 2 мм.

Клетки нервной трубки делятся на 2 группы — нейробласты (из них развиваются нервные клетки) и спонгиобласты (из них развивается глия и эпендима).

Из орального отдела нервной трубки формируются структуры головного мозга, а из каудального отдела — спинной мозг.

К 3-м месяцам у плода уже намечены основные части центральной нервной системы, а к 5-ти месяцам становятся рельефными борозды больших полушарий головного мозга.

Наибольшая интенсивность деления нервных клеток происходит о период с 10-ой по 18-ю недели внутриутробного развития. Это ««критический период» формирования ЦНС и тератогенные воздействия о этот период наносят наибольший повреждающий эффект (вирусы, токсины, медикаменты). Развитие глии начинается позже и продолжается до 2-х летнего возраста ребенка.

Темпы роста различных отделов головного мозга плода не одинаковы. Уже на 2-3-ом месяцах внутриутробного развития интенсивно формируется серое вещество головного мозга. Интенсивный рост мозжечка приходится на 4-5-ый месяцы.

Но в постнатальном периоде жизни ребенка развитие мозжечка (его морфологическое и функциональное созревание) завершается к 2-м годам, т.е раньше, чем созревание и дифференцировка серого вещества и других структур больших полушарий ЦНС.

Рост и дифференцировка ядер гипоталамуса начинается на 4-5-м месяцах внутриутробного развития, но завершается только в пубертатном периоде развития подростка.

Развитие коры головного мозга наиболее интенсивно протекает в последние месяцы внутриутробного периода. К 4-м месяцам устанавливается нормальное соотношение между белым и серым веществом, к 6-ти месяцам достигают полного развития борозды и извилины головного мозга.

К моменту рождения крупные борозды и извилины мозга развиты хорошо, но мелкие борозды появляются в первые годы после рождения. Лобная доля относительно меньше, а боковые желудочки и затылочная доля относительно больше, чем у взрослого.

Дальнейший рост и дифференцировка мозга и его структур продолжаются о постнатальмом онтогенезе и завершаются к 7-8 годам (начало обучения о школе). Но клеточные структуры больших полушарий мозга полного развития достигают к 10-12 годам Масса мозга к моменту рождения доношенного новорожденного ребенка составляет 350-360 г (10% или 1/8 от массы тела по сравнению с 2-2,5% или 1/40 у взрослого человека).

Масса мозга в 6 месяцев составляет 600 г. к году — 900 г, в 2 года — 1100 г, к 9-10 годам — 1300 г. к 18 годам 1400 г, что и составляет 2-2 5% или 1/40 массы тела.

Но в относительно большом мозге новорожденного слабо развиты кора, нервные центры и в целом нервные клетки, отсутствуют дендриты в аксонах нервных клеток, не миелинизированы нервные проводники.

Исследованиями ДНК в ткани головного мозга установлено, что к моменту рождения доношенного ребенка сформированы лишь 25% нервных клеток по сравнению с их количеством у взрослого человека (14 млрд. — 100%), к 6*ти месяцам их число достигает 66%, к году 90-95%.

Миелинизация продолговатого и спинного мозга начинается на 4-м месяце внутриутробного развития и к рождению заканчивается.

Черепно-мозговые нервы миелинизируются после рождения о период с 9 месяцев до 1года 4 месяцев, периферические нервы к 2-3-м годам, пирамидные пути о 3-5 лет.

Длина спинного мозга увеличивается медленнее, чем длина позвоночника. Поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается вверх

Мозговая жидкость (ликвор) начинает продуцироваться с 2-х месяцев внутриутробного развития, но пути ее оттока (отверстия Люшкс и Можанди) формируются лишь в 5 месяцев. Поэтому у плода в этот период развития имеет место относительная «физиологическая гидроцефалия», которая может стать патологической, если эти пути не сформируются (порок развития) или закроются (внутриутробный менингит).

Регуляция мышечного тонуса и двигательных функции о процессе пре- и постнатального орогенеза

Мышечный тонус и мышечные сокращения у плода о первые 11-12 недель обеспечиваются за счет формирующихся рефлекторных дуг спинного мозга (спиномозговой уровень регуляции по Н.А.Бернштейну). Затем регулирующую роль принимает на себя красное ядро (руброспинальный уровень регуляции), а во второй половине внутриутробного развития образуются подкорковые структуры двигательного анализатора и экстрапирамидная система (таламопаллидарный уровень регуляции).

Таким образом обеспечивается весь двигательный арсенал плода и новорожденного рудиментарные рефлексы, позотонические рефлексы, хаотические спонтанные движения.

Однако о процессе эволюции человека филогенетически более древние структуры ствола мозга (красное ядро, рубро-спинальный тракт, вестибуло-спинальный тракт, четверохолмие) утрачивают определяющее значение в развитии двигательных и поведенческих реакций. В связи с этим процесс становления статических и моторных функций, двигательных навыков и умений у человека в постнатальном периоде жизни более длительный, чем у животных.

Читайте также  понос и температура у ребенка 10 летнего возраста

Динамика развития моторных функций и, тем более, психоэмоцильное и интеллектуальное развитее человек в постнатальном онтогенезе определяются зрелостью коры головного мозга, дифференцированностью ее центров, степенью миелинизированности нисходящих пирамидных путей и нервных проводников.

На 1-2 годах после рождения динамика моторного развития ребенка (хватание, переворачивание, ползание, ходьба, бег, прыжки и т.д.) находятся под контролем полосатого тела, функционально связанного с корой головного мозга (пирамидный уровень регуляции).

Высший уровень регуляции двигательных навыков и умений – контикальный или «уровень предметного действия», появляется в 10-12 месяцев (клещевидное или пальцевое хватание) и в дальнейшем совершенствуется всю жизнь (письмо, рисование, вязание, игра на музыкальных инструментах, хирургическая и другая мануальная техника и др.).

Большое значение для развития двигательных навыков имеет тренировка, повторяемость действий, физическое воспитание, двигательная активность ребенка.

Известно «правило скелетных мышц» И.А. Аршавского: скорость роста определяется степенью физической нагрузки на органы движения (днем дети растут в движении). Тогда как выброс гипофизарного гормона роста возрастает в ночные часы (ночью дети растут во сне).

Для детей характерно ранее развитие анализаторов. К моменту рождения сформированы рецепторы вестибулярного аппарата, тактильная, болевая, температурная чувствительность, обонятельные, вкусовые и зрительные рецепторы.

Анатомо-физиологические особенности нервной системы детского возраста в норме и патологии

Хирургу, оперирующему на центральной нервной системе детей, необходимо знать анатомо-физиологические особенности растущего организма и, в частности, рост и развитие черепа и мозга.

Принято различать в детском возрасте следующие периоды: новорожденный, грудной, дошкольный, младший школьный и старший школьный.

При рождении вес головного мозга ребенка составляет 1/8 части веса всего тела, в то время как у взрослого вес мозга составляет 1/40 веса тела. В течение первых двух лет еще продолжается быстрый рост черепа и мозга, к 8 годам относительная разница в объеме черепа еще имеет место, а к 12 годам размеры и форма черепа показывают уже незначительное отличие от черепа взрослого.

Форма черепа новорожденного ближе к брахиоцефалической форме с относительно широким затылком и почти вертикально стоящей затылочной костью. Наружная бугристость затылочной кости и бугорок атланта стоят почти по прямой вертикальной линии. Область височных костей слегка выбухает. Роднички полностью зарастают примерно к 1 году 4 месяцам, однако коронарный шов расположен еще относительно близко к лицевой части черепа. У новорожденного значительных размеров затылочные доли мозга и относительно малоразвиты лобные доли. Мозжечок в этот период расположен почти вертикально, а варолиев мост стоит еще далеко впереди над областью турецкого седла. Лишь к 5 годам варолиев мост занимает свое постоянное место в задней черепной ямке. Растущие в этот период жизни ребенка лобные доли как бы отодвигают его кзади.

Таким образом, те топографо-анатомические соотношения отдельных частей головного мозга, которые мы определяем с помощью краниометра Кренлейна, Кохера, Егорова, неприменимы полностью в краниометрии детского черепа. Здесь приходится в соответствии с возрастом вносить определенные коррективы при подходе к тем или другим долям головного мозга или боковым желудочкам мозга, имея в виду описанные выше этапы роста головного мозга.

Кровообращение головного мозга, артериальное и венозное, претерпевает с ростом ребенка значительные изменения. К 3-4 годам постепенно формируются диплоические вены, а к 6-7 годам заканчивается образование пахионовых грануляций и создаются новые пути венозного оттока через оболочки мозга и кости черепа. При патологических условиях венозный отток крови начинает осуществляться через диплоэ и мягкие покровы черепа и в более ранние периоды жизни ребенка. Тогда развиваются значительных размеров эмиссары в разных отделах черепных костей и сеть широких венозных стволов в кожных покровах черепа.

Толщина костей свода черепа новорожденного 1-2 мм, диплоический слой не определяется вообще. Оформление его идет постепенно, и только к 7 годам толщина костей свода черепа достигает примерно 3-4 мм. В это время на рентгенограммах появляется рисунок диплоических вен; костные швы смыкаются постепенно, но окончание формирования черепа наступает к 15-16 годам. Твердая мозговая оболочка, вместе с верхним сагиттальным синусом, отходит полностью от внутренней поверхности костей свода черепа лишь к 3 годам, и только по линии костных швов еще длительный период времени остаются легкие спайки с твердой мозговой оболочкой.

В каждом периоде детского возраста развитие растущего организма связано с этапами развития эндокринной системы, когда функция одних желез сменяется усиленной функцией других. Провести строгую грань между угасанием функции одной железы и усилением функции другой в точно определенные годы жизни ребенка не всегда представляется возможным. Нельзя точно фиксировать, что свойственно 5-летнему ребенку и что — 7-летнему. Функции желез настолько перестраиваются, что представить это в определенной графической кривой очень сложно.

Заболевание любого соматического органа, любая инфекция, поразившая детский организм, ведет к нарушению обмена веществ, к интоксикации центральной нервной системы и нарушению корковых функций, а последнее приводит к дезорганизации функций соматических органов. Получается замкнутый круг патологии детского организма, при котором крайне затруднительно разрешить вопрос, что в заболевании организма является первичным и что — вторичным. Следовательно, всегда необходимо помнить, что реакции детского организма, всех его систем и тканей — чрезвычайно диффузны и в то же время разнохарактерны в зависимости от возраста ребенка. Чем меньше возраст ребенка, тем труднее бывает распознать генез заболевания и решить вопрос, исходит ли он от поражения внутренних органов и общей интоксикации или первично страдает центральная нервная система.

Нередко приходится сталкиваться с наличием так называемых висцеральных болей, чаще всего в брюшной полости, причем боли эти упорные и длительные, не проходящие от применения обычных «желудочных» средств. Боли могут не сопровождаться какими-либо расстройствами функции желудочно-кишечного тракта, однако иногда наблюдается задержка стула, парез кишечника и рвота на высоте боли. Висцеральные боли могут иметь место при поражении диэнцефальной области, боковых и третьего желудочков мозга и, в частности, при опухолях мозга той же области.

Еще об одной реакции детского организма необходимо помнить, особенно в раннем детском возрасте. Теплорегулирующие центры нервной системы еще в стадии своего развития, и поэтому колебания температуры могут быть очень значительными при относительно незначительных поводах. Хирургическое вмешательство на центральной нервной системе у ребенка, особенно на желудочковой системе, может легко давать гипертермию свыше 40° и требовать своевременного применения различных медикаментозных средств.

Центральная нервная система детского организма обладает одним характерным для нее свойством: в периоде своего структурного развития, как всякая растущая ткань и развивающаяся система, обладает большой способностью к компенсации нарушенных функций. Поэтому у детей долгий период опухолевое заболевание центральной нервной системы может протекать скрыто, без явных нарушений функции этой системы.

Описанные нами анатомо-физиологические особенности детского организма объясняют тот факт, что опухолевое поражение головного мозга у детей имеет много отличного от такого же поражения у взрослых. Знание особенностей детского возраста позволяет с большей надежностью развертывать страницы детской патологии и изучать клинику опухолей головного мозга у детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: